Как Иисус превратил воду в вино?


«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.» (Иоанна 2:6-10)
Для многих христиан, особенно для тех, кто верит формально, чудо, произошедшее в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, 2:1-11 зачастую служит доказательством того, что Иисус поощрял «умеренное» употребление спиртного. Однако, прежде чем принять эти «неоспоримые Библейские аргументы», следует обратить внимание на несколько моментов, которые указывают, что эта история не настолько проста, как может показаться на первый взгляд.
Когда человек впервые читает это место в Библии, у него складывается впечатление, что там стояло шесть кувшинов, которые наполнили водой, которую Иисус превратил в вино. Но обратите внимание: эти емкости вмещали по две или три меры — μετρητής — метрЕт — мера жидкостей, содержащая 39,5 литра. Евангелие от Иоанна говорит о том, что водоносов было шесть штук. Можно рассчитать, что Иисус сделал не менее 600 литров вина. Даже на свадьбе, на которую приглашены двести человек 2-3 литра на человека, после того как было выпито все предыдущее вино, переходят границы всякой «нормы». Предположить, что Иисус ставил целью споить всю Кану, является явным абсурдом.
Теперь представьте себе, сколько будет весить каменный водонос, наполненный 120 литрами воды? Такой «водонос» с трудом подняли бы несколько взрослых мужчин. В оригинале используется слово υδρίαι — гюдрИай — сосуд. Сосуды стоящие там по обычаю очищения. Что это за обычай?
В Левит 15 главе описываются случаи, когда человек должен омыться водою, с целью очищения от ритуальной нечистоты. В Торе упоминаются следующие ситуации, когда наступает осквернение (ивр. טומאה‎, тум’а): прикосновение к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мертвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, зараженность проказой или гонореей. Способы очищения от каждого вида ритуальной нечистоты разнятся, однако во всех случаях без окунания в микве очищение не наступает. Миква — (ивр. מִקְוֶה‎, букв. «скопление воды») — водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.
Сегодня в каждой синагоге есть миква, которая представляет собой небольшой бассейн. В древние времена миквы были меньшего объема, но все равно достаточные для того, чтобы человек мог туда полностью погрузиться.
Итак, Иисус сказал налить воду в миквы, которые находились во дворе синагоги недалеко от которой, скорее всего, проходило свадебное торжество. Но зачем Иисус сказал налить воду для разведения вина именно в микву? Следует также заметить, что Иисус приказал никому не говорить, откуда взято вино (Иоанна 2:9). Причина этому вполне очевидна. Пить вино или что-либо из миквы – это все равно, что утолять свою жажду из плавательного бассейна или даже унитаза. Вода в этой каменной емкости, куда окунались люди после того как проходили их «истечения», при отсутствии хлорки и возможности тщательно отмыть каменную поверхность однозначно была не для внутреннего употребления. Совершая это чудо, Иисус явно хотел преподать какой-то духовный урок, иначе бы Он просто приказал наполнить водой те чаши, что были на столах, чаши в которых только что закончилось вино.

Термин «хорошее вино» в Евангелии от Иоанна употребляется не случайно. Дело в том, что как в Библейском иврите, так и в древнегреческом языке нет понятия «виноградный сок». А потому в весенний сезон, когда еще не было сбора винограда, вино получалось путем разведения желейной виноградной массы, хранившейся в мехах, в воде. Это считалось не очень хорошим вином. Хорошим вином считался виноградный сок, который весной был в большом дефиците. Именно это хорошее вино сделал Иисус в микве. Очень часто читатели Нового завета думают, что недоумение вызвал приказ Иисуса принести воду. Но в этом-то как раз проблемы и не было. Слуги, пошедшие по воду, думали что у Иисуса, возможно, есть где-то несколько мехов, которые он будет разводить в воде. Недоумение же вызвал тот факт, что Иисус приказал налить воду в миквы, и что вода стала вином без того, чтобы в ней что-то развели.
Что же хотел Иисус сказать этим чудом? Он в нечистые и скверные сосуды влил воду, и она стала хорошим вином. Из нечистого и скверного сделал хорошее и ценное. Кого Он сравнивал с этими нечистыми сосудами? «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.» (Псалтирь 13:2-3) Это был намек на нас.
Интересно, что в иврите слова «вода» и «небо» однокоренные: вода – מַים — маим, а небо – שָמַים — шемаим. Иисус говорил о воде, сходящей с небес: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него.» (Иоанна 7:37-39) То есть, кто принимает Христа, тот получает источник воды живой, которая есть Дух от Бога. Об этом пророчествовал Исаия: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.» (Исаия 44:3) Также Захария говорил об этом источнике: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.» (Захария 13:1) Принимая Христа, мы получаем источник для омытия греха и нечистоты, и становимся частью виноградной лозы, в которой течет хорошее вино: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоанна 15:5)

(Ин. 2:1–11)

В двух часах ходьбы от Назарета, где жила дева Мария, среди невысоких холмов Галилеи расположен небольшой городок Кана. Там, в скромной семье друзей Матери Иисусовой, на свадебном пиру, Христос сотворил первое чудо. Он претворил воду в вино.

Об этом событии рассказывает Ап. Иоанн: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисусова говорит Ему: «вина нет у них».

По иудейскому обычаю совершения брака, жениха встречали девушки со светильниками. Они входили с женихом на брачный пир, где уже ожидали их все приглашенные гости. Согласно Талмуду, самым существенным моментом еврейского бракосочетания являлось «Семь Благословений», из которых первым было благословение вина. Текст его таков: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Мира, создавший плоды для виноградного вина». Жених обыкновенно выходил из своего дома в дом родителей невесты, ему сопутствовали друзья и свещеносцы. Получив благословение от родителей невесты, он вместе с нею возвращался в дом своих родителей. Невеста была глубоко закрыта вуалью, лица ее не было видно. С музыкой, пением и танцами все входили на брачный пир. Сначала там подписывался брачный договор, а потом провозглашались «Благословения». Здесь невеста открывала свое лицо и бракосочетавшийся в первый раз в этот день видел ее. Это означало, что брак совершился, после чего пир продолжался.

Возможно, что на браке в Кане Галилейской не хватило вина как раз в тот ответственный момент, когда произносились «Благословения». А нехватило вина потому, что в связи с приходом на брак Иисуса, гостей явилось больше чем ожидали и распорядитель пира этого не предусмотрел. Если это было так, то понятно, что Матерь Иисуса могла чувствовать себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Своему Сыну: «вина нет у них». Но Он сказал ей: – «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Однако, Святая Дева почувствовала, что Сын не оставит без помощи бедных людей и семейная радость их не будет омрачена. И Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте».

Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водою». И наполнили их до верха, И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся, – вином, – а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».

Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и всех гостей, – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской», – говорит Евангелист, – «и явил Славу Свою, и уверовали в Него ученики Его».

Здесь, в описанном Евангелистом Иоанном чуде, проявилась милосердная любовь Христова и Матери Божией к людям в их затруднениях обычной семейной жизни. Но!! то же время Господь Своим присутствием на брачном пире освятил и благословил брачную семейную жизнь человека, дав ей опору для радости и духовного веселия. Явленная на браке, слава Христова укрепила еще не окрепшую веру в Него Его учеников.

Евангелие о чуде в Кане обычно читается при совершении церковного Таинства Брака. После этого чтения, священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу благословенного вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой, начало созидания в своей семье «малой домашней церкви». Вообще же, «первое чудо» – в Кане полно глубокой символики. Здесь, в Кане, Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия, а на Тайной Вечери, в конце Своего служения, Он претворил вино в кровь свою и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их (а после, – всех верующих в Него) членами Своего Пречистого Тела и участниками пира небесного в Царствии Божием. Отсюда, христианский брак приобретает особенно высокое значение, как нерасторжимое и благословенное единство мужа и жены во Христе, как в плане земном так и в плане духовном.

Призвание апостолов

Дучио ди Бунинсенья.
«Призвание апостолов Петра и Андрея»

Просвещенный видением Духа, сошедшего и пребывавшего на Иисусе во время крещения Его, и, таким образом, осененный величайшей, неприступной тайной Богоявления во Святой Троице, Иоанн Креститель был первым из людей, постигших Божество Иисуса, о чем и свидетельствовал он людям, когда однажды, крестя народ, увидел он идущего к нему Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1, 29–42).

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Ин. 1, 43–51)

Чудо в Кане Галилейской: претворение воды в вино

Вскоре после того прибыл Иисус Христос в Кану Галилейскую, куда Он и Его Мать званы были на брак. Были званы и ученики Его. Здесь совершил Он первое чудо, по которому ученики Его и родственники могли впервые получить удостоверение в Его Божественном посланничестве. Здесь также ясно обнаружилась несомненная вера Божией Матери в Божественное всемогущество Ее Сына. Брак, удостоенный присутствия Господа Иисуса Христа и Пречистой Девы Богоматери, по-видимому, был в доме небогатом, так как среди пиршества оказался недостаток в вине. Человеколюбивая Богоматерь не оставила без внимания этого обстоятельства. Она обратилась к Своему Сыну и сказала: «Вина нет у них».

Вот первый опыт ходатайства Ее к Спасителю за неимущих и огорченных. «Могут они опечалиться в день радости, но Ты, Человеколюбец Всесильный, помоги им, утешь их», — как бы выражалось в Ее заявлении о недостатке вина у них.

Иисус же, называя Ее почтительным в те времена именем «Жено», говорит Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По замечанию святого Златоуста, Иисус Христос дал понять этими словами, не нарушая должного повиновения к Своей Матери, что в деле посланничества Его в мир управляет им Отец Небесный, Которого волю пришел Он сотворить, и что проявления Его Божественного достоинства имеют другую, высшую цель, а не сверхъестественное облегчение нужд плотского родства Своего. Но Богоматерь не ослабевает в уповании на милосердие Сына; несомненно уверенная в исполнении Своей просьбы, Она прямо обращается к служителям, говоря им: «Что скажет Он вам, то сделайте».

«Было же тут шесть каменных водоносов, стоящих по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им (служителям): наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». (Ин. 2, 2–11)

Первое чудо, которое совершил Христос по просьбе и по вере Матери Своей, было как бы освящение Им семейного союза; впоследствии (на Тайной Вечери) совершением другого чуда Он как бы освятил духовный союз: положил основание Церкви, то есть единению в ней верующих в союз с Главою ее при посредстве избранных руководителей, которые будут облечены властью «уловлять души», чтобы приводить их в Царство вечной Любви.

Превращение воды в вино во время свадьбы в Кане Галилейской считается первым из 11 чудес Христа, описанных в Новом Завете. Евангелист Иоанн повествует, что Иисус с матерью был приглашен на брачный пир. В разгар торжества выяснилось, что у хозяев закончилось вино. Поскольку новобрачные были хорошими знакомыми Марии, она попросила сына помочь им избежать конфуза. Христос распорядился наполнить 6 пустых каменных сосудов водой. Когда же из них стали наполнять чаши, выяснилось, что вода превратилась к драгоценное вино.

В прошлом году израильские археологи раскопали мастерскую, по изготовлению тех самых каменных водоносов (евреи из религиозных соображений предпочитали использовать каменную посуду вместо глиняной). А недавно руководитель археологической экспедиции в Хирбет-Кане Томас Макколлоу заявил, что обнаружил и само место, где Иисус сотворил свое первое чудо. На право называться той самой Каной Галилейской из рассказа апостола Иоана претендуют пять кандидатов. Чаще всего туристов возят в Кафр-Кану, где расположена Церковь венчания, построенная в 1883 году якобы на том самом месте, где Иисус превратил воду в вино.

— Однако на самом деле Кафр-Кана никакого отношения к библейской истории не имеет, — считает Томас Макколлоу. — Ее стали отождествлять с Каной Галилейской только после 1700 года, когда паломничеством христиан стали управлять католики-францисканцы. Их интересовала не столько историческая точность, сколько удобство логистики.

Где располагается настоящая Кана Галилейская? Археолог считает, что она находится на месте брошенной сегодня деревни Хирбет-Кане, что в 15 километрах от Назарета, города где прошли детство и юность Христа. Эту версию подтверждают результаты археологических раскопок, которые ведутся в этом районе с 1998 года. Ни у одного населенного пункта, претендующего на роль библейской Каны нет такого комплекса доказательств, как у Хирбет-Кане, уверен Томас Макколлоу. Она полностью соответствует географическому описанию в Евангелии и раввинских текстах. Деревня расположена неподалеку от Галилейского моря в области Нижняя Галилея. То, что во времена Христа ее населяли евреи, подтверждается наличием синагоги римского периода и других ритуальных сооружений, кусочками керамики с надписью на древнееврейском и находкой 6 монет эпохи Маккавеев, которые возглавили восстание против ига Селевкидов во втором веке до новой эры…

— Когда Иисус путешествовал со своими учениками по Галилее, Хирбет-Кане была довольно большой древней, которую населяли примерно 1200 жителей, — рассказывает археолог. — Географически она располагается прямо в сердце той области, где жил и проповедовал Иисус. Как следует из Евангелия, Кана была безопасным убежищем или, если хотите, операционным центром. Именно сюда Христос и его ученики возвращаются, когда сталкиваются с враждебностью в Иудее.

Именно Хирбет-Кану христиане византийского периода считали библейской Каной. Это убедительно доказывают результаты раскопок. Профессор Макколлоу и его коллеги обнаружили подземный христианский комплекс, состоящий из четырех, соединенных между собой пещер. Они использовались, как место массового паломничества на протяжении почти тысячи лет. Во всяком случае в одной из пещер были найдены остатки штукатурки, некоторые слои которой относились к византийскому периоду , а другие — к эпохе крестоносцев. Это значит пещеру благоустраивали, как минимум в промежуток с 415 по 1217 годы. На стенах пещеры читаются, как автографы паломников (тогда было в порядке вещей писать свои имена на стенах храмов — чтобы Бог обратил внимание), так и граффити на греческом «Господь Иисус». Другая удивительная находка из подземелья это крышка саркофага с крестами в мальтийском стиле, которую, похоже, использовали в качестве алтаря. Поскольку одна сторона надгробия отполирована, вероятно, руками паломников, которые прикасались к ней во время молитвы. Над этим «алтарем» была обнаружена полка с остатками двух каменных сосудов. «И там было место еще для четырех!» — подчеркивает Томас Макколлоу, намекая на то, что их число совпадает с количеством каменных водоносов на свадьбе с участием Иисуса. Случилось ли чудо превращения воды в вино на самом деле? Ученые никогда не смогут найти доказательств этому сверхъестественному событию. Но теперь мы знаем, древние паломники были уверены, что оно произошло именно в Хирбет-Кане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *