Как крестятся армяне в церкви?

Крещение – одно из семи таинств Армянской Апостольской Церкви, каждое из которых имеет свое предназначение и смысл, и в каждом «сообщается определенный дар благодати». В крещении, втором духовном рождении, – это благодать, очищающая от греха и возрождающая человека.

История армянского обряда крещения восходит к древнему восточносирийскому обряду. Молитвы и священнодействия во многом имеют тот же смысл и порядок, что и в византийском чине крещения.

Через крещение, посвящение в христианскую церковь, человек причисляется к пастве Христовой, став сыном Божьим и членом Церкви. Крещение называют «таинством входа», и оно является предусловием для участия во всех остальных церковных таинствах.

Согласно Ованнесу Ерзнакаци, мыслителю, церковно-общественному деятелю XIII века, «второй раз рождаются духовным и божественным рождением от родителей духовных. Отец этого рождения – Бог, мать – Церковь, чрево – Купель, где младенец рождается водой и Духом. Ибо, как вода очищает от грязи, так и Дух Святой очищает, омывает дух человеческий и превращает человека в храм Божий».

Крестный отец

В соответствии с обычаем Армянской Апостольской Церкви, детей крестят в раннем возрасте. Церковь установила восьмой после рождения ребенка день, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения человек проходит жизненные испытания уже не только благодаря собственным силам, но и божественному промыслу, поскольку его отныне оберегает ангел-хранитель.

Для крещения родители ребенка выбирают крестного отца. Восприемником в Армянской Церкви может быть только мужчина, армянин, крещенный в Армянской Церкви, что является обязательным условием. Он должен обладать духовными знаниями, чтобы воспитать крестника согласно Божьим заповедям и армянским национальным традициям.

Роли крестного отца придается большое значение. Крестный отец – духовный наставник ребенка, он участвует в его нравственном развитии, вместе с родителями заботится о его воспитании и становлении. Крестный отец несет ответственность за достойную жизнь крестника и опекает его.

Обряд

К обряду крещения готовят нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нити, которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать. Также готовят белую крестильную рубашку.

Перед крещением совершаются вступительные обряды у дверей храма. Священник трижды спрашивает у крестного отца: «Что просит младенец?» Крестный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и крещения», «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».

Затем священник совершает чин отречения от злых сил. После молитв отречения и произнесения традиционной обрядовой формулы крестный отец исповедует свою веру, поручаясь за воспитание крестника. Читается Символ веры. Затем поется псалом 117. Процессия входит в храм и располагается вокруг купели.

Таинство начинается освящением елея, затем в купель наливают воду и освящают ее. После чтения особых псалмов и Священного Писания священник совершает крещение – погружает ребенка три раза в купель со словами: «Сей раб Божий (имярек), пришедший от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь Кровью Христовой от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного, чтобы быть сонаследником Христу и храмом Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Крестный принимает ребенка из купели и облачает его в белую крестильную одежду.

Таинство миропомазания

За очистительным таинством крещения следует благодатное таинство миропомазания, дабы получить божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Таинство миропомазания называется также запечатлением, потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части тела. Во время совершения таинства миропомазания используется святое миро – благоуханное масло. Главный его компонент – оливковое масло, смешанное с благовониями, в основном бальзамином. Помазание елеем наилучшим образом символизирует действие на душу благодати Святого Духа, ибо издревле масло считалось символом исцеления.

Новокрещенному помазывают святым миром лоб, глаза, уши, ноздри, уста, грудь, спину и ноги. Каждая часть тела помазывается со специальной молитвой. В заключение крестный с новокрещенным ребенком поклоняются у святого престола. Причащение Святых Тайн в Армянской Церкви обязательно совершается сразу после крещения.

Армянская Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения по подобию с Господом. Когда Он после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Подобным же образом святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром.

Ниспосланный Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного, что исполняет полноту крещения. Получив божественные дары, человек укрепляется духом и получает защиту.

Отдел информации «НК»

Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 49 человек

Во время Крещения священник трижды спрашивает у крестного отца: «Что просит младенец?» Крестный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и Крещения». «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».

Чин святого Крещения

Маштоц

Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство – приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем Крещением (арм. – мкртутюн, кнунк). Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни – своего блаженного состояния – стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати. Первым крестился сам Господь Иисус Христос, подав нам таким образом пример. Крещение – Божественное повеление, обязывающее подходить к Святому Таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдет в Царствие Божие (Ин. 3:5). В начале веков Бог наказал человечество, устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную. Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул свою руку – посредством воплощения сына своего Иисуса Христа. Христос своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого Таинства Крещения освободил человека от адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает Крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к Таинству, необходимо иметь веру согласно Символу Веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью.

Крещением человек усыновляется Богом и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый Божественный облик, который имел в Раю до грехопадения. Крещением умирает ветхий человек и рождается новый. По этой причине крещенный человек должен удаляться от пути неверующих и ступать дорогой Божественной справедливости и истины.

Что необходимо для Крещения?

Для Крещения прежде всего необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься в зрелом возрасте, нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал своим апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18–20). Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек – драгоценное творение Божие, поэтому он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богом, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской Церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более что в прежние времена детская смертность была высокой. Церковь установила ближайший день – восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После Крещения мы проходим жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря Божественному Промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровию Господа. Для Крещения крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть мужского пола, крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.

Заключение

Для исполнения Таинства Крещения Церковь считает важным осознание следующих обстоятельств:

1. Святое Таинство Крещения установил наш Спаситель – Иисус Христос, крестившись от Иоанна Крестителя в реке Иордан.

2. Крещением человек освобождается от адамова греха. Принимающий Крещение младенец (так называют некрещеных любого возраста, готовящихся к Крещению) усыновляется Богом. Теперь Христос – его невидимый и могучий покров.

3. Крещение нельзя воспринимать как национальную традицию или повод для веселья, но необходимо, в первую очередь, серьезно подготовиться к его принятию.

4. Место Крещения – Церковь, совершать его дома можно лишь в исключительных случаях.

5. Крещение совершается водой, вне зависимости от ее типа (родниковая, речная или морская), с добавлением святого мира; и качества (мутная или прозрачная).

6. Во время Крещения младенец во имя Святой Троицы трижды погружается в наполненную водой купель, что знаменует смерть, погребение и воскресение Христа, и становится сонаследником жизни Христа. Взрослым вместо погружения умывают лицо. Поэтому крестящемуся надлежит прежде очиститься от косметических средств.

7. Крестный отец обязательно должен быть крещеным и верующим человеком. Часто, не придавая значения роли крестного отца, мы выбираем случайного человека, выполняя лишь внешнюю сторону обряда. Однако поощрительно, чтобы крестный отец был в состоянии помогать нашему духовному развитию, пользуясь навыками своего христианского знания.

8. Если человек крестится в сознательном возрасте, он должен пройти период серьезного духовного наставления. А ребенок должен проходить этот период по мере своего роста, с помощью крестного отца и родителей.

9. Таинство Крещения совершает священник. Никто из мирян не имеет права крестить, так как это право и власть Божественным благословением были переданы священникам апостолами.

10. Крещение повторно не совершается, так как человек рождается один раз, а поскольку Крещение несет в себе таинство рождения, то и крестимся единожды. «Один Господь, одна вера, одно Крещение», – говорит апостол Павел (Еф. 5:5).

11. Крещение дает нам право наречения новым именем. Крестящийся может поменять свое имя, поскольку заново рожденный Христом – новый человек.

12. Перед Крещением необходимо приготовить нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нить (арм. – нарот, на них подвешивается крест), которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать.

13. Таинство Крещения может быть совершено в любой день.

14. Креститься могут и беременные женщины, однако таинство не распространяется на неродившееся дитя.

15. Крестящийся навечно становится членом Церкви Христа. Армянская Церковь – часть соборной Церкви Христовой, следовательно, если человек крестился в Армянской Церкви, то он является чадом Армянской Церкви и обязан находиться с ней в молитвенном общении.

16. Человек, крещенный в Армянской Церкви, не может быть перекрещен.

17. Для отпущения грехов, совершенных после крещения, установлено Таинство Покаяния.

18. Непосредственно после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания. Таким образом, если в тебе назрел призыв к духовному возрождению, не колеблясь, верь в предводительство Божие и иди в Церковь. Заключи этот завет примирения с Богом, который жизненно необходим и судьбоносен для каждого из нас.

Господи, молю Тебя, помоги мне, грешному, постичь Твои тайны. Открой мои глаза, чтоб мне увидеть Твои невидимые Таинства, и дай мне силы родиться от святой купели Крещения. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *