Как найти своего духовника

Содержание

Как найти духовника?

Желание иметь духовного наставника велико у каждого христианина. Оно и понятно: так намного проще и безопаснее идти по жизни, так легче сохранить в душе мир, так удобнее смиряться и, следовательно, спасаться. Но всегда ли?

Реалии нашей жизни требуют внимательного и ответственного отношения к этому вопросу. Слишком опасна поспешность при выборе духовника, и далеко от подлинного смирения легкомысленное расставание со свободой воли.

Прежде чем назвать кого-либо своим духовником, следует хорошенько подумать, потому что даже облачённый в священный сан человек остаётся человеком. И далеко не каждый священнослужитель может справиться с бременем духовничества.

Игумен Петр (Мещеринов):

Каким должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».

2. Священник должен «видеть» именно этого вот конкретного человека и давать ему советы, исходя из, во-первых, опыта своей христианской жизни (что предполагает, что эта жизнь по-настоящему правильная, а не та, что сам батюшка считает правильностью); а во-вторых, из внешней и внутренней ситуации человека, а не из каких-то своих абстрактных представлений о христианстве и о людях, — чтобы не загонять человека в некую общую «схему».

Иными словами: любовь, уважение к человеку, и — не думать о себе, что я (священник) «выше», «значимее», «имею право» безапелляционно поучать, или что-то в таком же роде.

Если такое счастье вы нашли — закройте глаза на прочие немощи такого батюшки. Пусть он хоть на личном самолёте летает (хотя при таком раскладе этого, разумеется, не будет).

Как проверить? Спросите духовника, можно ли причащаться без поста на Светлой Седмице. Или, если вы причащаетесь часто, можно ли сократить трёхдневный пост перед причастием. Если он ответит: нет, — задайте следующий вопрос: а Вы, батюшка, поститесь ли перед каждым Вашим причастием три дня, или на Светлой; и если нет, почему Вы требуете этого от других? — Вот и проверите, что он вам ответит…

Игумен Сергий (Рыбко):

— Как найти духовника?

— Как ищут духовного отца? Его вымаливают, у Божией Матери вымаливают! А затем, конечно, нужен и наш труд. Не следует спешить. Ещё древние Отцы писали, что духовника надо испытать, и только после этого предаться в его руководство.

А как испытывать? Нельзя доходить до дерзости, но необходимо предварительное общение, когда ни духовник, ни ищущий духовного руководства ничем друг другу не обязаны. И потом, если будет Божия воля на это общение, отношения сами собой постепенно сложатся: и ученик увидит духовную пользу, и духовник не будет его отвергать. Дерево познаётся по плодам (Мф. 12; 33). И чадо, и наставник вместе должны искать истину, и все, что от истины удаляет, должно изгоняться.

Кроме того, нужно искать человека, родного по духу. В отеческих писаниях можно встретить выражение: «духовное направление». Один духовник может быть одного направления, другой — другого. Все мы имеем разные страсти, и даже в духовной жизни у нас разные цели и направления. Поэтому то, что один духовник считает главным, другой считает второстепенным.

Главное — найти такого духовника, который от Бога был бы нам предназначен. Как бы ни был искусен, рассудителен и праведен духовник, на его духовную деятельность прежде всего должно быть Божие благословение. Святые Отцы о некоторых отзывались так: «Свят, но не искусен», т. е. человек действительно праведен, имеет духовный опыт, рассуждение, но — настолько, чтобы знать волю Божию относительно себя. А для того, чтобы знать волю Божию относительно другого, требуется особая благодать.

— Могу ли я считать своим духовником батюшку, к которому обращаюсь за духовными советами, но он, в силу своей большой занятости, не может разрешить мои вопросы? Не значит ли это, что я ещё не встретила своего духовника?

— Я считаю, что в новоначалии с духовником нужно иметь общение частое и длительное и на все вопросы нужно получать ответы именно у него. Некоторые считают, что к духовнику не надо идти с вопросом сразу, а надо подождать, пока он разрешится сам собой. Однако, когда вопросы разрешаются сами, неизвестно, правильно они разрешаются или нет. Святые Отцы говорили, что даже если мы найдём ответ на свой вопрос в книге, все равно следует пойти и переспросить у духовника, потому что одно дело — когда человек сам ответил, это решение по его воле, а другое дело — когда его благословил духовник. Необходимо принимать решение не по своей воле, а по благословению.

Когда умер мой старец, архимандрит Серафим (Тяпочкин), и я остался без духовника, мне было только 21 год. Встал вопрос о том, к кому обращаться. Хотелось найти старца такой же духовной высоты, как отец Серафим. Я стал ходить к архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры — такая возможность была. Отец Кирилл меня принимал, отвечал на мои вопросы, но мне этого было мало, потому что отца Серафима можно было созерцать, жить у него какое-то время, смотреть, как батюшка себя ведёт, слушать бесконечные рассказы о нем разных людей, а с отцом Кириллом, к сожалению, подобного общения не получалось. Время тогда было советское, один лаврский духовник мне рассказывал: «Я иду по Лавре, ко мне подходят люди, берут благословение, пытаются что-то спросить, а я скорее бегу от них. Они обижаются, а не знают, что здесь четыре телекамеры стоят и весь двор просматривают, а потом у них же будут неприятности». Я постепенно понял, что не могу бывать у о. Кирилла часто, долго стоять в очереди, не могу занимать своими многочисленными мелкими вопросами батюшку, который решает мировые проблемы. И я принял такое решение: пусть мой духовник будет не настолько духовен и не настолько опытен, как отец Кирилл, но у меня будет возможность спрашивать его обо всем.

И я нашёл в Лавре одного игумена, стал обращаться к нему со своими вопросами. Духовных чад у него больше не было, его духовник благословил на общение со мной, и я два раза в неделю часа по два — по три беседовал с ним и разрешал все свои недоумения. Я очень благодарен ему за этот труд. Ответами, данными им тогда, двадцать лет назад, я руководствуюсь до сих пор.

Конечно, я могу быть не прав. Ведь известно, что к Оптинским старцам их духовные чада приезжали раз в год, писали письма раз в несколько месяцев, ещё реже получали ответ. Господь по-разному ведёт и спасает людей. Наверное, со временем становится ясно: твой это духовник или нет. Мало прийти и сказать: «Батюшка, будьте моим духовником», — и получить его согласие. Только духоносные старцы святой жизни могли так поступать.

Священник Алексий Уминский:

— Когда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встаёт вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?

— Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле, приятно молиться в храме. И это даёт им возможность духовного продвижения.

Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче всего найти контакт и которому легко открыться на исповеди.

А в дальнейшем определяется духовный путь: если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни — значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы — мне кажется, здесь есть о чем подумать и осмотреться вокруг себя.

Духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием, это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом — достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник — это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который даёт Церковь.

— Как определить, больше подходит ему духовник из белого духовенства или монашествующих?

— Это не имеет значения. Для новоначального христианина духовник — это больше катехизатор, чем духовный руководитель. Это тот, кто учит его первым шагам в духовной жизни, которые дают ему самые обычные, простые самые общие духовные наставления. От духовника на этом этапе требуется только одно — не «перегнуть», не наложить бремя на новоначального сверх меры, чтобы тот не сломался в начале пути. Поэтому говорить о серьёзном духовном руководстве даже не стоит.

Мы понимаем, что, пройдя какой-то жизненный путь и обретя определённый опыт, человек перестаёт нуждаться в постоянной помощи от духовника. Есть какие-то вещи, когда человек, получая духовный навык, разрешает свои духовные проблемы самостоятельно. Это очень хорошо, потому что человек в этом случае обретает почву под ногами, он уже сам умеет молиться, умеет различать голос Бога, сам внутри себя может определить, что спасительно, что губительно, и это очень важно, чтобы люди определяли волю Божию не при помощи духовника, как некоего компаса, но и сами умели это делать. Иначе получается, что у нас, кроме как священники, никто волю Божию знать не может, а это заблуждение.

— Что бы вы хотели пожелать человеку, находящемуся в поиске духовного отца?

— Не спешить.

Духовник.Ру

Как найти духовного руководителя?

Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка – твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

Тайна Божиего попечения

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов):

– Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.

У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви

Иеромонах Иларион (Резниченко):

Иеромонах Иларион (Резниченко) – Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, Предание Церкви, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник – это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, – в нем нет никакого смысла, а только вред.

Бог пошлет тебе духовного руководителя – только не пропусти

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

Протоиерей Сергий Правдолюбов А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.

Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим духовник. Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать – и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить – даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Послушание – это принцип богоподобия

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов:

– Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа – принципа послушания. Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания – это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное – трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит – без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, – хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом

Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник

Протоиерей Олег Стеняев:

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет – спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.

Протоиерей Олег Стеняев Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника – тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел – всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин:

– Тот, кто вовремя нашел духовника, – счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника – бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.

Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.

Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник – это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.

Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.

Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада

Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.

Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Духовник видит нас со стороны

Священник Александр Сатомский Священник Александр Сатомский:

– Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.

Духовник – это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины – каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад

Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик:

– Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в армии, так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.

Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.

Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы – ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.

Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.

Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.

Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.

Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26–27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.

Каковы черты подлинных пастырей? – Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть

Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника – такое терпение и любовь.

Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником – не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». – «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, – и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. – Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.

Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».

Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями

Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.

Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению – а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.

Духовный отец — это человек, добившийся значительных результатов на духовном пути

Начнём с простого — кто такой этот самый духовный отец? И зачем он вообще нужен? Сами что ли не справляемся?

Тут подойдут аллегории. Скажем, есть талантливый ребёнок, он хорошо рисует. Но способности его прекрасны с учётом малого возраста. Но в галерею такую картинку не возьмут, даже если в школе по «Изобразительному искусству» у одарённого чада строго «5+». Надо ли объяснять, почему это так?

Православие рекомендует выбирать духовного отца из монахов и священников

Все мы имеем врождённые способности, таланты. Но есть вещи, которые можно только развить, и редко кому удаётся это сделать самостоятельно. Конечно, можно пойти методом проб и ошибок. Но зачем?

Представьте себе ещё одну историю: родилось два человека, и обоим, в силу каких-то обстоятельств нужно за жизнь придумать транспортное средство.

Герою №1 мы позволим всё решить самостоятельно: поселим на необитаемый остров, выдадим книги по строительству транспорта, материалы, инструменты. Герою №2 мы назначим инженеров-наставников.

И что в итоге?

  • Герой №1 очень старался, читал. Возникали вопросы, а уточнить было не у кого. В итоге он смастерил санки, самокат, велосипед — на том и остановился.
  • Герой №2 не тратил время на ошибки, так как с ним были опытные люди. Их чёткое руководство позволило ученику двигаться не из точки 0 в непроглядную чёрную пустоту, а в конкретном направлении, отталкиваясь от готовых знаний и развивая их идеи. В итоге получился автомобиль с улучшенными характеристиками.

Оба персонажа затратили одинаковое время, но результат несопоставим. А всё потому, что герой №2 имел чёткое руководство, а не двигался вслепую.

Духовный наставник помогает избежать ошибок.

Конечно, мы можем положиться на себя, но к чему это приведёт? Представьте себе композитора, который вместо того, чтобы творить, заново «открывает» законы гармонии, художника, который не пишет картины, а тратит жизнь на то, чтобы подобрать правильную штриховку для передачи тени.

К чему человечеству раз за разом топтаться на одном месте?

Способность передавать опыт и знания, чтобы двигать человечество вперёд, и называется культурой.

А есть культура духовная. Для православных христиан она начинается в Священном Писании, а дальше она развивается, уточняется и приумножается верующими. Те, кто достиг на этом пути выдающихся результатов, — это и есть духовные отцы.

Чтобы найти духовного отца, нужно попросить об этом Бога

Вопрос о том, как найти духовника, задают довольно часто.

Вот что советует протоиерей Сергий (Правдолюбов):

Сергий (Правдолюбов) протоиерей

«Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: “Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах”. Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его».

Искать духовного отца православный может в монастырях и храмах

Мнение отца Сергия нужно немного дополнить. Всегда надеться на Бога — это правильно. Это называется верой.

Но поиск духовного наставника — это действие. Лёжа на диване, не дождёшься того, что к тебе в квартиру постучит духовный отец. Библия рассказывает лишь про одно существо, которое способно с неиссякаемым терпением настойчиво стучаться в нашу жизнь, — это Бог:

Откр. 3:20

«Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Монастыри и храмы — места, где можно обрести духовного отца (на фото Свято-Богоявленский Кожезерский монастырь)

О том, как найти духовного отца, рассказывает священник Александр (Сатомский):

Александр (Сатомский) иерей

«Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины — каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника».

Поиск духовника в Москве

Пожалуй, в столице всё не совсем так, как в других городах. Во-первых, здесь центр русского православия, так что и количество священников самое большое. Во-вторых, много саморекламы и неискренности.

Лучше забыть про отзывы в интернете и «известных прозорливых батюшек».

Самый полезный инструмент — личное общение с людьми.

Для начала стоит обратиться к знакомым, спросить, не было ли у них опыта общения с мудрым батюшкой.Затем можно пообщаться со священниками ближайших приходов, побывать в монастыре.

А вот реклама и отзывы — увы, ненадёжные источники.

И ещё одна проблема общения с духовником в Москве — это их значительная известность. У одного священника на одного прихожанина часто бывает очень мало времени. Не очень приятно стоять в очереди сутки, чтобы получить две минуты общения с переутомлённым священником.

Своего духовника нужно тщательно выбирать, ибо ему доверяешь самое ценное

Так что же делать, чтобы обрести своего духовника? Не давать же объявления в газету, что нужен духовник? Конечно, нет. Нужно проделать серьёзную работу — общаться с людьми, которые разбираются в духовной жизни, присматриваться к ним.

Так об этом рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):

Тихон (Шевкунов) архимандрит

«Но не торопитесь окончательно назвать того или другого священника духовным отцом. Приглядитесь к разным священникам, побеседуйте с ними, исповедайтесь у них перед причастием. Пусть пройдет немало времени, прежде чем Вы подойдете к священнику и попросите его быть Вашим духовником. “Чтобы не ошибаться, не должно торопиться”, — советовал преподобный Амвросий Оптинский. А уж торопиться в деле избрания духовного руководителя совсем не следует. Вы должны быть опытом убеждены, что этому священнику Вы доверите свою духовную жизнь и во многом дело вашего спасения.

Не выбирайте духовника по пристрастию: по его красноречию, обилию духовных чад, известности, тем более внешнему виду. Избирайте, советуют святые отцы, смиренного, молитвенного, не осуждающего никого, имеющего страх Божий. Молитесь, чтобы Господь послал Вам такого батюшку. А как и когда встречаться с ним, решите позже, это само собой происходит».

Есть стереотип, что духовником должен быть только старец. Но это не так (Картина «Старец» Художник Дмитрий Лукин)

Преподобный Исаия советует:

Исая (Скитский) отшельник, аскет, церковный писатель

«Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих».

Настоящий духовник спокоен, осторожен, и всегда советует, а не приказывает

Духовное наставничество — это огромная ответственность. Не все её осознают, а потому могут причинить большой ущерб человеку, если окажутся к ней не готовыми. Полагаться на случай не стоит. Это жизнь. С ней нужно обращаться бережно.

Выбирайте только настоящих духовников. Отличить их поможет диакон Владимир (Василик):

Владимир (Василик) диакон

«Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: “Думай сам”. Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин)».

Не стоит переживать, если духовника нет или искать его не хочется

Хотя много было сказано о том, как полезен духовник, это вовсе не значит, что без него никак. Бывают разные ситуации. Если Бог не даёт духовника, значит без него лучше.

Есть такая мудрость на Востоке:

«Учитель приходит тогда, когда готов ученик».

Стоит к ней прислушаться. Нет духовного отца — не время. Кто знает, какой путь уготовал Господь каждому из нас. Духовный отец вовсе необязателен для духовной жизни.

Духовный руководитель — это вовсе не обязательное условие для ведения духовной жизни.

Если не нашёлся нужный священник или нет потребности его искать, стоит прислушаться к протоиерею Олегу Стеняеву:

Олег (Стеняев) протоиерей

«Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет — спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства».

Ну, и, пожалуй, не стоит забывать, что мы все друг другу в некотором смысле духовные учителя, как и сама жизнь — наш лучший наставник.

На видео ниже Протоиерей Владимир (Головин) подчёркивает, что духовником может быть любой духовно опытный человек — не обязательно священники и не обязательно мужчина:

Как найти духовника и свой приход. 5 правил

Как найти духовника и свой приход. 5 правил

Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

1
Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки. А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе. Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом. Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться. Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции — верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

2
Свобода

Приход — не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком. Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка — прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие — это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

3
«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками». Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование — один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника. Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора. В такой ситуации один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

4
Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, — доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества. Однако, во-первых, Церковь — не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо». А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы». Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков. В то же время его оппонент — монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

5
Выше партий

Церковь — вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду. Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода — это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера. Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Так же и в Церкви. Обратите внимание, сегодня известные священники касаются общественных тем, но о чем бы они ни начинали говорить, основной целью их выступления является Христос и Его проповедь. Ради этого священник может обратиться и к проблемам экономики, и к вопросам политического характера, и к экологии, и к современному искусству. Но целью разговора должно оставаться христианское осмысление проблемы, то есть, в конечном счете, разговор о Боге и вечном спасении, а не о том, за кого же голосовать.

И, разумеется, совсем уж недопустимо, если в приходе начинается «выбраковка» людей по политическим признакам. Ведь, подходя к Причастию, все христиане являются равными братьями, оставившими сиюминутные споры во имя вечности.

Гурболиков Владимир

Как найти духовника

03.08.2016 Православный портал «Приходы» опубликовал наставления епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, которые прозвучали 24 марта в Покровском храме ставропигиального монастыря на встрече, посвященной Таинству покаяния.
– Как найти духовника? Конечно, хорошо бы, чтоб это был мудрый старец, который знал бы волю Божию, был бы прозорлив, преисполнен любви. Чтоб это был человек, приближаясь к которому, вы сразу чувствовали особое поле благодати.
Всё-таки должен вас предупредить, что, наверное, искать такого старца в духовники – задача для нас с вами непосильная и на самом деле духовник не обязательно должен быть таким опытным духовным старцем. С другой стороны, конечно, нельзя «бросаться» на любого священника. Об этом предупреждает Иоанн Лествичник: когда ищем себе руководителя, мы должны быть осторожны, чтобы вместо опытного кормчего не попасть на совершенно иного управителя кораблём, что может привести к очень тяжёлым последствиям. Поэтому нужно выбрать лучшего из всех священников, которых мы сами знаем, и потратить на это время, силы, искать не лёгкий путь, не того, кто ближе к нам находится или к кому меньше народу ходит на исповедь (чтобы быстрее к нему подойти), а того, кто лучше поможет нам избавиться от наших грехов и наших страстей.

Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели.

Св. Иоанн Лествичник

Как выбрать лучшего духовника, и каковы его признаки? Во-первых, это священник, который сам стремится к спасению и сам имеет духовника. Потому что если священник не имеет духовника, то он, наверное, не сможет помочь другим, ведь всегда были трудности с воспитанием детей у тех родителей, у которых не было ни папы, ни мамы. Если человек сам не научился слушать, то как он может научить этому других? Это очень важный момент. И, конечно, священник должен сам соблюдать церковные уставы, он должен молиться, поститься, стараться смиряться, жить по Евангелию. Священник должен быть благоговейным. Он, может быть, не всегда совершенный и не во всём исправный, но всё-таки стремящийся к спасению, усердию. И стремящийся к усердию не только в проповеди на словах, но и в своей жизни.
Духовник должен быть обязательно строгим и исполненным любви. Любовь и строгость –необходимые качества хорошего духовника. Их соотношение может восприниматься вами по-разному. Если вы стремитесь к спасению, если вы настроены решительно, то поможет вам очень строгий духовник. Из летописи мы знаем, что у одного монаха был строгий духовник, послушники которого голов не жалели. И сам Акакий Синайский был часто побиваем этим духовником. И он очень радовался этому. Приходил к своему духовному собрату и говорил: «Вот, я сегодня получил порку», и там, не знаю, показывал глаз побитый, щёку пораненную…
А бывают такие духовники, которые на всё благословляют, всё разрешают, всегда улыбаются, всё прощают, любят, не ругаются никогда, являют собой пример кротости, смирения и вообще… Есть крайности. Надо выбрать себе такого, который вам подойдёт. Такой духовник, как у преподобного Акакия, вряд ли подойдёт кому-нибудь, с другой стороны, священник, который всё разрешает, никогда ни на что не смотрит строго, прощает всё, наверное, тоже не нужен. Всё-таки нужен священник, который был бы строгий в какой-то степени. И здесь вопрос, в какой степени… Лучше человеку поискать разных священников и посмотреть на меру их строгости. Но любовь и строгость – это не противоположные качества: очень любящий духовник может быть очень строгим. Так веди и Бог – Он же строгий, но никто не любит нас так, как любит Бог.
Конечно, у духовника есть человеческие качества, которые бывают тоже важны людям. Помимо образованности священника обратите внимание на то, какие черты характера у него сильные, положительные. Есть люди, которые любят шутливых духовников, есть те, которые любят, наоборот, духовников спокойных, смиренных. Разные бывают качества. И поэтому, конечно, нужно искать такого духовника, который подошёл бы вам в меру строгости, а также и в меру времени, которое он может вам уделять. У духовника должно быть расположение отвечать на ваши вопросы, уделять вам время. Лучше выбирать того, кто вам больше всего подходит.
Духовника нельзя не почитать. Нужно его слушаться, любить, заботиться о нём. Если появляется ревность, обидчивость, это знак неправильного отношения к духовнику. Нужны добрые взаимоотношения между членами покаянной семьи. Ведь у каждого духовника образуется некая покаянная семья, это его духовные чада, и нужно, чтобы они тоже жили в мире. Нужна община, соединяющая людей, хотя это не всегда бывает. Но всё-таки это нормально, если существует такое сообщество – духовная семья, которая объединяется вокруг духовника.
Нужно помнить, что духовник нужен для духовного руководства, а не для приятности душевного общения. Нельзя дружить с духовником. Здесь есть некая опасность (особенно для одиноких женщин), когда к духовнику появляется некоторая привязанность. Возможно, в этом нет ничего плохого, но тогда в отношениях появляется какая-то душевность, и, к сожалению, в наше время бывают очень неприятные истории, связанные с этим. Нужно обязательно иметь в виду: духовник – это человек, не ангел, и нужно уметь строить отношения духовные, а не душевные. Об этом нужно обязательно помнить.
Если пока что вы не можете выбрать духовника, которому полностью доверитесь, я посоветовал бы вам на первом этапе выбрать исполняющего обязанности духовника. Или временно исполняющего обязанности духовника. Пусть вы пока и не можете ему довериться всецело, но всё-таки лучше исповедоваться у какого-то одного священника и стараться его слушаться. И посмотрите, насколько вам помогают именно его советы, насколько вы можете сносить его строгость, насколько его мягкость вас расслабляет и, может быть, делает вас безразличными к исправлению жизни. И не надо договариваться с ним: «Вы будете моим духовником, а я – Вашим духовным чадом», лучше с этим не спешить. Это должно появиться само собой в процессе духовных отношений. Кроме того, в конце концов, здесь инициатива должна исходить не от духовника («Ты теперь моё духовное чадо»), это не должно быть «подписанием договора» («Я обязуюсь быть духовным чадом, Вашей духовной дочерью», подписываете, ставите печать и всё теперь, договорились). Нужно, чтобы это просто возникло в процессе ваших отношений.
Очень часто священник не считает себя вправе называть духовным отцом – и это правильно. В Евангелии об этом прямо говорится: «Не называйте себя отцами, один у вас Отец Небесный». Но мы вправе называть так тех, кого уважаем, почитаем. И как мы называем папу папой, так и духовника, который помогает нам в духовном отношении, можем называть духовным отцом, а себя считать его духовным чадом.

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 8-12

Если священник признал вас духовным чадом (не обязательно в результате высказанного решения), то есть если эти отношения начались, то, конечно, нужно рассказать ему не только о своих грехах. Потому что очень часто человек на исповеди говорит только о грехах (а бывает, наоборот, рассказывает о чём угодно, но только не об этом), и священник, особенно не очень опытный, может подумать об исповедующемся: «Вот, он такой грешник», а у грешника этого может быть столько хорошего в жизни! Духовнику нужно, конечно, в первую очередь отпускать ваши грехи, но он должен понимать всю сферу ваших жизненных интересов, чтобы помочь вам правильно сориентироваться в жизни: как вы живёте, каковы ваши взгляды, какая у вас история, как вы обратились к Богу, каковы ваши родители, как вы провели детство, какие у вас интересы, с кем вы дружите, что вы читаете… Например, я лучше начинаю понимать человека, когда знаком с его близкими. Простые священники будут лучше вас понимать по вашей обстановке, по людям, с которыми вы общаетесь, и тогда лучше помогут вам жить праведной жизнью. Поэтому если начинаются такие постоянные отношения со священником, то нужно, чтобы он побольше вас узнал, и хорошо бы найти время, чтобы ему рассказать обо всём, посоветоваться, обсудив всё с ним. Хорошо для знакомства пригласить священника домой, собрав всех родственников, друзей, приготовив насущные вопросы. И тогда он сможет больше помогать вам.
Если вы до этого уже исповедовались в своих грехах, то, когда другой священник становится вашим духовником, нужно ему рассказать более подробно о своем духовном пути, о ваших немощах, о предыдущих грехопадениях, которые были до знакомства с ним. Да, вы уже раскаялись в грехах, но он должен знать о тех ранах, которые остались на вашей душе после тяжёлых грехов. Он должен понимать, что с вами было раньше, чтобы в дальнейшем как-то вам помочь.
Конечно, лучше, чтобы в отношениях с духовником была, с одной стороны, строгость, с другой – некая простота. И спрашивать нужно священника обо всём, в чём вы имеете нужду. Спрашивайте даже о мелочах, если есть такая нужда у вас. Если он говорит: «Решай сам», тогда решайте сами. Если он говорит, допустим, что не надо спрашивать – ну, не надо спрашивать. Но всё-таки лучше спросить. И в процессе этих отношений он будет всё о вас знать, и вы будете знать, как поступать…
Если возникает какое-то умственное недоумение в отношении духовника, то лучше обсудить это с его духовником. Ведь не всегда можно священнику сказать, какие помыслы появляются в отношении него, и не всегда можно рассказать о своём отношении к его идеям, поэтому очень важно говорить с его духовником, а если вы его не знаете, то с каким-то более опытным священником. Но лучше не обращаться к настоятелю того храма или сослужителю, потому что они живут одной семьёй, и иногда это может иметь не очень хорошие последствия».
По окончании беседы владыка Пантелеимон ответил на вопросы прихожан.
— Как найти духовника?
– Нужно молиться Богу. Говорят, что духовник посылается Божией Матерью. Нужно молиться Богу и просить, чтобы Божия Матерь указала вам на того, кто будет вашим духовником. Молиться обязательно.
— Как узнать, есть ли у священника духовник? Просто подойти и спросить?
– Если у вас есть духовник, об этом уже не спрашивают. Тогда спрашивать уже ничего не надо, нужно довериться и с верой слушать его. Но если вы ищете духовника, тогда этот вопрос вполне уместен. Можно спросить у других мирян. Это важный вопрос, потому что если возникают проблемы со священником, а они иногда возникают, то, конечно, эти проблемы лучше разрешать их с его духовником.
— Что делать, если духовник не даёт наставлений?
– Есть батюшки очень скромные и смиренные, очень хорошие. И они считают себя недостойными что-то говорить. Поэтому нужно всегда после исповеди спросить: «Батюшка, а что мне делать, чтобы не повторять грехов?». Я думаю, это обязательное правило, как нужно исповедоваться. И затем нужно послушаться. И помолиться, чтобы Бог через него открыл, что нужно делать. Если же вам даёт епитимью не духовник, то эту епитимью, конечно, можно исполнять, в общем-то, она особой силы не имеет. Епитимью дать человеку может только духовник.
— Есть ли различие в понятиях «духовник» и «духовный отец»?
– Некоторые различают эти понятия, некоторые считают, что они совершенно равнозначны. Можно сказать, что духовный отец это нечто большее, чем духовник…. Тогда духовник – человек, которому исповедуешься, а духовный отец тебя родил, покрестил, помог прийти к Богу, переродиться.
— Что делать если подросток не хочет исповедоваться?
– А что с ним делать? Можно его любить, можно его просить, но делать это очень аккуратно, чтобы наши действия не оттолкнули его. По отношению друг к другу руководствоваться нужно принципом «не навреди другому человеку». Нужно быть очень осторожными здесь.
— Должен ли быть у ребёнка духовник?
– Если у ребёнка есть хороший духовник, то это залог прохождения подросткового возраста более или менее безболезненно. Когда у ребёнка имеется авторитет и он не слушается родителей, духовник может скрасить его общение и помочь ему пройти через эту опасную пропасть. Общение с батюшкой, который не знает его и его родителей (и не имеет общения с ними) для ребёнка будет формальностью. Священник должен сохранять контакт с ребёнком, тот должен чувствовать, что священник его любит, знает именно его, помогает ему. Может быть, ребёнок услышит только несколько слов, фраз, но он всё-таки должен видеть в священнике отца. И тогда это поможет сохранить его любовь к Богу и через священника сохранить связь с Церковью.
И даже если он уйдёт, он вернётся в Церковь, помня об этой любви: пока священник с ним разговаривал во время исповеди, его любили, прощали, ему помогали, его поддерживали, утешали, ободряли, предостерегали, говорили ему что-то важное. Очень важно, чтобы у ребёнка был духовник.
— Получается, нужно вначале найти для себя духовника, а затем для ребёнка.
– Хорошо, если духовник один, конечно. Правда, стоит здесь быть осторожным, потому что иногда дети думают, что священник рассказывает об их грехах родителям, если он ведёт себя не очень хорошо. Или родители говорят священнику о грехах ребёнка.
Воспитать ребёнка без духовника очень сложно, и родители нуждаются в совете духовника о том, как быть со своим чадом.

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

  • Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;

  • Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;

  • Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;

  • Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;

  • Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;

  • Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;

  • Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;

  • Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;
  • Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;
  • Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;
  • Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;
  • Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;
  • Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;
  • Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;
  • Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;

  • Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Самые известные старцы: феномен православного старчества

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни. Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы. Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *