Как наказать ребенка?

Представьте себе такую картину. Вы, после долго дня на работе, устало приходите домой. Традиционно осматриваете все вокруг. Ребенок цел, вся мебель на месте, цветы в горшках, можно выдохнуть… И тут вам навстречу выходит ваш Барсик, криво подстриженный подо льва. А сзади довольный юный парикмахер.

Что делать? Накричать, отшлепать, поставить в угол? А если хочется сделать все сразу? Не торопитесь. Успокойтесь, воспользовавшись способами, о которых мы писали ранее и прочтите эту статью.

Мы вспомнили самые частые виды наказания и добавили к каждому пункту мнения «за» и «против» родителей с различных форумов и страничек соцсетей.

1. Применять силу.
Очень многие родители часами спорят на тематических форумах о том, можно или нельзя применять физическую силу, как метод воспитания. Одни категорически против и готовы отстаивать эту позицию с пеной у рта, другие считают, что от нескольких шлепков ничего не будет, третьи говорят, что без ремня и не воспитаешь.

ЗА:

«Людей бить нельзя, никаких, ни больших, ни маленьких. Но если у человека истерика, то его останавливают пощечиной, не так ли? Да, в подавляющем большинстве случаев (на мой взгляд) физическое «наказание» ребенка — это роспись в беспомощности родителей и в педагогическом «фиаско». Но бывают же случаи когда ребенка в чувство можно привести только шлепком по попе? (при этом оставаясь спокойный внутренне и как ни странно исходя из родительской любви)».

«Одно дело «бить» детей и совсем другое «шлепнуть по попе». Вот в годик никто никого не наказывал, но сейчас сыну 2,5 года и шлепки по попе иногда зарабатывает. И меня, и сестру в детстве по попе шлепали, а один раз я даже ремня выхватила (за дело, сама помню). Выросли обычными, воспитанными и любящими людей девушками. Моего мужа в детстве поколачивали основательно, вырос вроде тоже воспитанным, но злость на родителей присутствует. Может и послать (разок слышала :((((
Таким образом, мой вывод сводится к тому, что редкие шлепки по попе (по делу) иной раз просто незаменимы. И они не имеют ничего общего с понятием «бить», «избивать» ребенка.
Еще мне нравится способ успокоения — разок ремешком шлепнуть, а потом только пугать им, мол, сейчас каааак возьму ремень…».

ПРОТИВ:

«Меня били в детстве за всякую ерунду. ну что я могу сказать? Пусть не удивляются что звоню я редко, приезжаю еще реже да и о чем нам говорить?
И на самом деле дело то не в битье, а в не желании родителей понять своего ребенка (в моем случае) Я конечно за них переживаю и надеюсь что все у них хорошо, но поддержки мне от них ноль».

«Я шлепков по попе и другие наказания тоже не понимаю и не приемлю. Нас родители никогда пальцем не трогали, все шло в воспитательной беседе. Я своего ребенка тоже еще ни разу не стукнула и в угол не поставила. Вы сами подумайте, когда вы произносите слово НЕЛЬЗЯ! что это значит для ребенка? он ведь не понимает, что нельзя? почему нельзя? Я своему ребенку все позволяю пробовать. Чтоб он понимал мои слова. Хочет потрогать горячий чайник? — дайте дотронуться пальчиком, пусть поймет, что нельзя-значит опасно. Пусть возьмет ножницы и под вашим присмотром порежет бумагу, пошьет иголкой, уколется. Чтоб слово нельзя не было пустым звуком. Пусть замарает на улице одежду, попрыгает в луже, насладится (надо иметь одежду для улицы, которую можно извозить в грязи) Это же детство и всему надо учить и пробовать. Мой ребенок изо дня в день проливает кружку. Ну что делать? а у вас разве не бывает такого? нет настроения, разбили посуду, не хотите сегодня купаться. Вас ведь никто по попе не бьет. Вы хотите, чтоб ребенок был и вел себя по вашей модели, какую вы составили у себя в голове. А ребенок- личность в первую очередь и это надо учитывать».

5 СИТУАЦИЙ, КОГДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА

2. Кричать.
А прикрикнуть на ребенка — можно или нельзя? Многостраничные форумы пестрят темами: «Кричу на ребенка: что делать?!». Здесь мнения расходятся чуть меньше, чем в вопросе шлепков, большинство родителей против крика, самим же потом стыдно становится за несдержанность. Оттого эти темы на форумах и появляются.

ЗА:

«Такое иногда бывает. Говоришь ему раз, два, три, четыре раза — как в пустоту, реакции ноль, потом как гаркнешь… И сразу все доходит!!!»

«Тоже иногда ору, ничего не могу с собой поделать. Особенно, когда по сотому разу надо повторять — а шапку взял, а то положил, а это сделал. И ничего, или да-да, а потом все оказывается забыто, ору… Конечно, не хорошо, но зато как помогает. Главное не частить, чтоб не привык к ору».

ПРОТИВ:

«Орут (родители) от бессилия, когда не могут или не знают как себя вести. Дальше — для дочки это пример того, как НАДО себя вести, и она истерит в ответ. Дети — зеркальное отражение своих родителей, они очень внимательные и дааалеко не глупые. В идеале родителю должно быть достаточно одного взгляда, чтобы ребенок понял, что огорчает своим поведением».

«Вы себя поставьте на место ребенка? или представьте, что вы уже дама в возрасте, а ваша уже взрослая дочь в силу различных проблем, усталости орет на свою уже престарелую мать?
каково вам будет?».

ВРЕДЯТ ЛИ ДЕТЯМ СТРАШНЫЕ ИГРУШКИ

3. Запугивать.
Все мы знаем присказки в духе «не будешь слушаться, отдам Бабе-Яге». И еще: «Все! Сейчас выброшу все твои игрушки!». Оба обещания неисполнимы, ребенок после первого же невыполненного слова может перестать воспринимать вас всерьез. Но многие считают, что это помогает. И надеются, что Баба-Яга и правда заберет непослушное чадо хотя бы на пару часиков.

ЗА:

«У меня дети телефонные маньяки, поэтому если пробуют скандалить, говорю что если еще раз повториться, телефон заберу и не отдам. Дети очень быстро принимают правила игры».

«Доча — та еще сладкоежка. Стоит ей сказать, что сама съем все сладкое (я конечно не съем, его у нас очень много), как сразу — мама-мамочка, больше не буду. Работает безотказно».

ПРОТИВ:

«Запугивание неведомо чем — сомнительный вариант, неизвестно как отразится на ребенке. Ну например, встретит старушку на улице и подумает это та самая Баба Яга, стресс.
Уж если пугать, хотя лучше угрожать, чем-то конкретным, чтоб не было полета фантазии, который непонятно куда завернет».

«Чаще всего испуг обусловлен неправильной тактикой воспитания, возникает как результат различного рода запугиваний. Например: «будешь плохо себя вести, тетя врач сделает укол» или «отдам дяде милиционеру» или «не будешь слушаться, — утащит собака» и т. д. И вот безобидный, влияющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас».

4. Лишить чего-то.

Забрать любимую игрушку, запретить сладкое или планшет, не пустить в кино — вот то, что часто делают родители в ответ на выходку ребенка. Кажется, довольно логичным. Сделал нам плохо — вот и мы тебе плохо, око за око, телефон — за разбитый мячом сервиз.

ЗА:
«Мы своего ребенка наказываем так: забираем у него все машинки, которыми он играет. Если он сильно в чем-то провинился, то на два-три дня от остается без игрушек. Еще ставим в угол, слава Богу что начал понимать что это такое и зачем его туда ставят».
«Лучше всего лишить ребенка чего-либо. Например, если рвет книги, портит игрушки — забрать и долго не отдавать. Если ребенок постарше стал плохо учиться из-за слишком частого торчания в интеренете, изъять планшет, телефон. Лишать сладкого, мультиков, прогулок иногда бессмысленно, потому что есть дети, которые скажут, что не очень-то им это и нужно. Сужу по себе и своему ребенку».

ПРОТИВ:

«Нельзя всех детей грести под одну гребенку. У меня двое детей и к каждому приходится применять свой метод. Если на старшего сына всегда действовало изолирование и лишение каких-либо благ и удовольствий, то младший ребенок очень упрям и это на него не действует, помогает высказывание своего огорчения таким поведением и разговоры о не допустимости такого».

«Забирать любимое — это неправильно. А если бы у вас забрали на работе телефон за то, что вы вышли ответить на звонок, не понравилось бы наверно. Должно быть наказание такое, как поступок. Разбил — убирай, накричал — извинись и всегда договориться можно, а не отбирать».

5. Устроить бойкот.
Зачем кричать или драться, если можно просто помолчать? Пусть ребенок сам поймет, в чем дело, пока мама молча занимается своими делами. Тихая мама, тихий ребенок, тишина и покой…

ЗА:

«А меня родители наказывали полным игнором: дошло быстро-я поняла насколько гадко я поступила, что со мной даже разговаривать не хотят, даже в сторону мою смотреть не желают. Бить и кричать бесполезно, угол вообще считаю тупым и бессмысленным. Я и со своими детьми перестаю разговаривать, эффект наступает быстрее-сами подходят, озвучивают свой поступок и ведут себя иначе. Надо, чтобы ребенок сам проанализировал свое поведение и понял, в чем он не прав».

«Я детей не наказывала. Но сама очень расстраивалась и замолкала. И дочка и сын очень переживали., что я молчу и начинали сами меня спрашивать, почему у меня такой грустный вид и почему я молчу. Вот тогда я им объясняла причину моей грусти, они сами просили прощения, мы мирились и наши разногласия были погашены объятиями».
ПРОТИВ:

«По-моему, намного лучше будет обсудить с ребенком причину Вашего недовольства, объяснить, чем нехорош его поступок и почему не стоит так делать в будущем. Игнорировать малыша и не разговаривать с ним действительно не очень хорошо. Во-первых, ребенок может и не понять, из-за чего мама на него обиделась. Во-вторых, он так и привыкнет «замалчивать» проблемы, а в дальнейшем это ничего хорошего не принесет».

«Ребенок не телепат, чтобы понять за что мама обидку затаила, особенно кроха. Это будет давить на него, но он может не догадаться или не захотеть спросить. В итоге полчаса молчания и расстроенные мама и кроха, кому это надо?».

КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ ДЕТЕЙ ГУЛЯТЬ БЕЗ ПРИСМОТРА

6. Ставить в угол.
Еще одна обсуждаемая тема — можно ли ставить в угол? Одни говорят, что можно, их ставили, они своих детей ставят, а те своих ствавить будут. Нет ничего лучше средства, проверенного временем. Другие говорят, что дети у них по углам не стоят и вообще там отрицательная энергия скапливается. Кто прав — решать вам.

ЗА:

«Оптимальный метод наказания, по мнению нашего врача, — старый добрый Угол. За хулиганство, отказ слушаться, необоснованные капризы, не прекратившиеся после первого (!) предупреждения, надо взять ребенка за руку, посмотреть ему в глаза, коротко и четко сказать, за что его наказывают, и отвести в пустой угол, лучше даже в другой комнате, и запретить их него выходить (если выйдет без спросу — вернуть)».

«Доче 1,5 года и стояла у компа и требовала включить мультик. начала ныть (не плакать), психовать, топотать т.к. я не собиралась ей его включать и сказала «нет». отвела в угол, сказала, что как перестанет капризничать сможет выйти. и минуты не прошло как ребенок и забыл про свою истерику. теперь начинает командовать, я ей — хошь в угол? детенок сразу послушным становится. правда не часто углом пригрожаю, чтоб как шутка не стало у нас».

ПРОТИВ:

«Насколько точно помню себя маленькой и меня ставили в угол, но дело в том, что я не помню о чем я там думала, но как правило чувство вины не испытывала, видимо потому, что мама много времени на объяснения не тратила, просто ставила и все. Старшего сына, маленьким тоже в уголок ставила «подумать о своем поведении», учась на родительских ошибках уделяла время на объяснение причины наказания. Сынок обычно «думал» там лежа, сидя и тоже так и непонятно о чем:)».

«Не всех можно поставить в угол. Брат мой стоял, а я нет, выходила просто и начинала заниматься какими-то другими делами. Меня можно было либо попросить что-то не делать/делать, или четко объяснить почему именно такие ко мне требования. Обычно после этого я легко шла на договоренности. Дочь свою никогда в углы не ставила, зато, если ребенок сильно расшалился, я ее отводила в другую комнату, садилась с ней рядом и подробно разбирала, что именно мне кажется неправильным в ее поведении, потом предлагала посидеть и подумать, в чем причина и как избежать ошибок».

7. Заставить трудиться.

Еще один нередкий вид наказания — это труд. Чаще всего — работа по дому. «Теперь три недели будешь посуду мыть!». И себя разгрузили, и ребенка наказали, и посуда будет чистой. Правда возможно не очень целой, если вашему шкоднику это все надоест.

ЗА:

«Здравствуйте, я считаю что самые главные виды наказания, это трудом и лишения некоторых удовольствий. Труд всегда помогает ребенку исправиться и кто муже труд облагораживает, и поможет осознать свои поступки».

«Сейчас у детей вообще никакой трудовой дисциплины, надо как-то приучать, хоть так. Зато работа по дому будет сделана и ребенок потрудится. У меня если сын плохо себя вел, я его на выходные ни дома оставляла с компом, а на дачу к деду строить колодец отправляла».

ПРОТИВ:

«Я один раз, с дуру, видимо, из-за прогула в школе заставила ребенка все полы в доме вымыть. Ну, сына, конечно, вымыл, но с тех пор любую просьбу помочь с уборкой воспринимает в штыки. У него есть и свои обязанности по дому, но вот полы теперь — это только за прогул, видимо».

«Ни в коем случае!!! Это не наказание, же, вы одна семья и должны распределять работу по дому, а не наказывать ей. А так мыть посуду будет только по праздникам что ли?».

Что еще можно посоветовать родителям при наказании ребенка?

  • Одно преступление — одно наказание, соответствующее проступку. Не будьте жестоки к мелким провинностям и не спускайте ребенку с рук серьезные проступки.
  • Ребенок должен знать правила поведения. Если вы заранее не объяснили ему, что делать можно, а что нельзя, то это скорее ваша, чем его вина.
  • Не затягивайте. Ребенок быстро забывает содеянное. Наказание должно последовать сразу после, а не вечером, когда у вас будет время.
  • Будьте спокойны. Если вы постоянно повышаете голос, то ребенок привыкнет к этому и перестанет воспринимать это как угрозу. А заодно переймет такой вид поведения для себя.
  • Согласуйте мнение с супругом/родственниками. Если папа ругает, а мама прощает, то ребенок очень быстро начнет манипулировать ситуацией в свою пользу. Вы должны быть солидарны, по крайней мере, с точки зрения ребенка.
  • Отчитывайте ребенка в одиночестве. Не стоит наказывать ребенка прилюдно, это сильно давит психологически.
  • Не наказывайте ребенка за то, чем сами грешите. Если до этого вы аккуратно подравняли шерсть коту, не удивляйтесь, что ребенок решил повторить за вами.
  • Поощряйте хорошее поведение. Помните, что кроме кнута, есть еще и пряник.
    Учитывайте возраст и характер ребенка. В разные периоды на детей действуют разные дисциплинарные меры.
  • Понятно, что ставить школьника в угол уже не по возрасту. Кроме этого, не забывайте и о его личности. Если ваш ребенок обычно грустный и задумчивый — не применяйте метод «запугивания», если слишком активный — чтение морали не поможет и т. д.

Послушных вам детей и поменьше поводов их наказывать!

Многие родители спорят о мерах воздействия, которые нужно применять к провинившемуся ребёнку. И часто бывает непонятно, необходимо ли наказание детей. Одни применяют физическое воздействие, другие могут проигнорировать плохое поведение, а кто-то ставит чадо в угол. Специалисты советуют помнить о главных нюансах воспитания детей, которые важны при выборе наиболее эффективного метода воздействия.

Насколько необходимо наказание

Если родители постоянно награждают шлепками ребёнка за каждую провинность, рассказывают про страшного волка в качестве наказания или оставляют надолго в тёмном углу, то такого малыша можно смело назвать несчастным. Такие воспитательные приёмы приведут к тому, что у него в будущем будет низкая самооценка и недоверие ко всему окружающему. И также не все дисциплинарные методы можно посчитать воспитательным процессом, скорее банальной жестокостью.

Но и вседозволенность приносит только вред. Если малыш будет думать, что ему ничего не будет за плохое поведение, то у него сотрутся границы хороших поступков и плохих. Получается, что наказание является обязательным, но мама и папа все равно совершают ошибки. И дитя, взрослея, припоминает родителям, что его иногда несправедливо наказывали. Если порицание возымело должный эффект, то ребенок поймёт, в чём он ошибся, и в будущем не будет так поступать.

Психологи считают, что правильное наказание детей имеет несколько важных задач:

  1. Корректировка нежелательного поведения ребёнка.
  2. Контроль над дозволенными границами.
  3. Возмещение вреда, причинённого малышом.
  4. Предотвращение подобных проступков в будущем.

Таким образом, большинство специалистов сходятся во мнении, что наказание необходимо. Остаётся только понять, как наказывать ребёнка, и с какого возраста это можно делать.

Оптимальный возраст для наказания

Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.

До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру. Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным. В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.

Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.

Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.

Чтобы знать, как наказывать ребёнка в 10 лет, необходимо помнить, что нельзя использовать прямые обязанности (уборка, уроки) в качестве меры пресечения. Не рекомендуется сравнивать десятилетнего мальчугана с другими детьми, от этого пострадает самооценка, а хороших результатов не получится. Во время наказания не должно быть свидетелей.

Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.

Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.

Когда недопустимо наказание

Необходимо учитывать, что наказывать дитя следует за преднамеренное запрещённое действие. И наказание должно соответствовать тяжести злого деяния. Если он украл деньги, поднял руку на сестру или брата, ушёл из дома, то и последствие должно быть соответствующим.

И также перед наказанием следует выяснить мотив проступка. Убедиться, что серьёзное деяние было осуществлено осознанно, а не по ошибке или незнанию.

Нельзя порицать дитя в следующих случаях:

  1. Если он совершил определённое действие в стремлении познать мир. Например, он мог шагать по лужам, чтобы выяснить их глубину. Или он мог разобрать довольно дорогой предмет, чтобы понять, как он сделан.
  2. За то, что он ведёт себя определённым образом из-за болезни или расстройства (невроз, психиатрическое заболевание).
  3. За поступки, произошедшие по неосторожности. Например, он пролил стакан воды или испачкался, когда упал.

Правила верного наказания

Дисциплинарная мера также служит для того, чтобы малыш осознал свои чувства и в будущем такие ситуации не повторялись. Для большего эффекта родителям необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Необходимо быть последовательными. Возмездие необходимо за одни и те же проступки. Нельзя пускать на самотёк своенравность ребёнка, если даже у родителя нет времени проводить беседу.
  2. Нельзя закрывать глаза на степень тяжести проступка. Если это первое нарушение правил или ребёнок немного побаловался, то последует лишь предупреждение. Строго реагировать нужно на умышленные проступки.
  3. Продолжительность последствий должна иметь свои рамки. Наследник должен всегда знать, когда закончится наказание. В противном случае он потеряет следственную связь между произошедшим и наказанием, которое длится, например, три недели.
  4. Действия должны быть рациональными. Для этого родитель должен сначала успокоиться, а потом подумать о методе наказания.
  5. Муж и жена должны быть согласны друг с другом в выборе дисциплинарной меры. В противном случае могут начаться манипуляции.
  6. Перед глазами у ребёнка должен быть положительный пример. Ребёнок часто перенимает поведение родителей, поэтому в первую очередь они должны быть образцом желаемого поведения.

Рациональные методы порицания

Необходимо знать основные способы наказания ребёнка, к которым относятся:

  1. Утрата некоторых преимуществ. Этот способ наиболее эффективен из всех видов наказания детей. Например, можно ограничить на определённое время возможность играть в компьютерные игры или просмотр любимых передач.
  2. Исправление ошибки. Например, если подросток разрисовал красками стол, ему нужно предоставить губку — пусть оттирает то, что натворил.
  3. Попросить прощения. Если отпрыск кого-то обидел, то пусть теперь попросит прощения. Если, например, он сломал карандаш, то пусть отдаст свой.
  4. Не замечать. Этот метод подходит больше для малышей, но нельзя применять его часто. Если малыш весь день вредничал, можно какое-то время не разговаривать с ним.
  5. Дополнительная помощь по дому. В качестве дисциплинарной меры для подростка могут быть дополнительные работы по дому. Например, ему можно назначить дополнительное мытье полов, протирание пыли.

И также необходимо помнить о таком способе, как осуждение. Родители должны беседовать с чадом о том, какие чувства вызвало его поведение и почему оно считается неправильным.

Воспитание ребенка – сложный процесс, требующий от современных родителей не только любви и соответствующей заботы, но и психолого-педагогической грамотности. Проблема наказаний ребенка в семье – это проблема насущная и непростая; она с трудом претерпевает изменения в течение жизни, т.к. выбор предпочитаемых методов наказания закладывается в будущих родителей еще в детстве, в родительских семьях.

Актуальность исследования этой «сферы» родительской практики обусловлена тем, что, несмотря на обилие информационных источников, родители все же нередко совершают ошибки в выборе адекватных мер наказания. Такой вывод подтверждают, в частности, ответы на проведенное нами анкетирование среди студентов.

Обратимся к словарям для раскрытия сущности понятия «наказание» и его значимых функций. «Наказание – мера воздействия, применяемая к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление» . «Наказание – предъявление стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения» .

«Наказание – применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Цель наказания – побудить человека или животное не вести себя данным образом» .

Данные определения показывают, что наказание – это метод контроля за поведением, метод воздействия для корректировки поведения ребенка, когда взрослый помогает ребенку выработать внутреннюю дисциплину с помощью соблюдения социальных норм и правил, которые установлены в семье и обществе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить две группы наказаний – активное и пассивное. Активное подразумевает физическое наказание и эмоционально отрицательное воздействие на ребенка, пассивное – это запреты и лишение удовольствий. В современной литературе описаны разные виды наказания и морального унижения:

— физическое наказание (порка, подзатыльники, шлепки, удары и др.);

— словесное наказание в грубой форме (крик, угрозы, оскорбления и обзывания и др.);

— наказание изоляцией (стояние в углу, сидение на стульчике, запирание в некоем ограниченном пространстве, отказ от общения и др.);

— наказание трудом (мыть, полоть, перебирать, читать, решать, исполнить дополнительный этюд на музыкальном инструменте и пр.);

— наказание лишением удовольствия и запретом желаемого (сладости, прогулки, общения, совместной деятельности, праздника и др.);

— запугивание (обещание побить, не купить, что-то отменить, не выполнить).

Целью настоящего исследования выступило изучение методов наказания в современных семьях и выявление рекомендаций от студентов – будущих педагогов – для родителей при воспитании детей в разные возрастные периоды.

Гипотезой послужило предположение о наличии сходства между применяемыми методами наказания в семьях испытуемых студентов и их рекомендациями родителям для каждого возрастного периода детства.

Исследовательскую группу составили студенты педагогического вуза 1-3 курсов в количестве 44 человек, в основном девушки в возрасте 17–21 года. Основным методом послужило анкетирование.

При обработке анкет применялся контент-анализ, сравнительный метод, методы математической статистики, позволяющие определить средние показатели и оценить рейтинг методов поощрений в разные возрастные периоды детства.

Анкетный опрос начинался с вопроса: «Нужно ли наказывать ребенка в процессе воспитания в семье?». Большая часть студентов дали положительный ответ. Лишь четверо ответили, что «нежелательно».

Следующий вопрос касался личного опыта наших испытуемых. Мы попросили ответить, как их наказывали родители на протяжении детства, подросткового возраста и ранней юности.

При обработке ответов были подсчитаны средние значения и установлен рейтинг в иерархии методов наказания студентов их родителями. По частоте встречаемости в современных семьях лидирует метод наказания «лишением удовольствия» и «запретом желаемого». Приведем высказывания студентов: «лишали общения, прогулки, похода в кино, не отпускали гулять, был запрет на телевизор и велосипед, лишали любимых игр и каких-либо удовольствий, домашний арест». На втором месте – «грубые словесные наказания»: «говорили грубые слова», «кричали», «ругали», «разговаривали сердитым и властным тоном». Третье место в иерархии – наказание «игнорированием»: «стояла в углу, пока не попрошу прощения», «не разговаривали со мной».

Реже применяются «физические наказания»: «били ремнем», «тапочкой по попе», «суп за шиворот и ложкой в лоб», «били ремнем и прутиком», «били веником», «получала ремнем за то, что долго гуляла». Несмотря на то, что применение розг давно ушло в прошлое, тем не менее родители демонстрируют разнообразные приемы физического унижения своих детей. Также редко встречаются «разъяснительные беседы»: «все ограничивалось воспитательной беседой», «делали замечания», «читали нотации», «был серьезный разговор с мамой», «были строгие разъяснительные беседы». Встречаются в современных семьях и наказания трудом: «заставляли копать картошку, полоть траву».

Также нас интересовал вопрос: «Какой метод наказания из вашего детства имел действенный результат?». Самым «работающим» оказался метод «лишения удовольствия» и «запрет желаемого»; для некоторых детей – «физическое наказание» и «разъяснительные беседы».

Далее мы решили спросить у студентов, как у будущих родителей и педагогов: «Какое наказание считаете самым неприемлемым (унижающим достоинства) в воспитании ребенка?».

Многие студенты ответили, что любое наказание в детстве переживается эмоционально тяжелее, если оно совершается прилюдно, при сверстниках, друзьях: «выставить ребенка перед всем коллективом и позорить его», «наказание при посторонних людях», «наказания при других детях». Многие студенты назвали физическое наказание: «бить по лицу», «применение силы», «поднимать руку на ребенка» и оскорбление: «обзывание ребенка неприличными словами», «нельзя говорить, что никчемный и ни к чему не приспособленный, никому не нужный, глупый».

Таким образом, анализ анкет показывает, что во многих современных семьях сохраняются неприемлемые методы и приемы обращения с детьми и подростками – запугивания, оскорбления, рукоприкладства.

Воспитание человека – длительный процесс. Он проходит беспрерывно и условно делится на этапы (возрастные периоды). Каждый этап – это шаг на пути социального становления и взросления личности.

Нами были выявлены содержательные аспекты наказания (за что наказывать?) и методы наказания (как наказывать?) ребенка в каждом возрастном периоде по представлению студентов – будущих педагогов и родителей.

Результаты представляем линейно: раннее детство (1-3 лет), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст, подростковый и ранняя юность – старшеклассники.

По мнению студентов, ребенка в раннем детстве (с 1 до 3 лет) следует наказывать «за непослушание, капризность, истерики, за плохое поведение, упрямство, за мокрые штаны, разбрасывание игрушек, агрессию по отношению к сверстникам и взрослым». Наказывать за подобное поведение большая часть студентов предлагает словесно.

В дошкольном возрасте (3-6 лет), по мнению студентов, ребенка нужно наказывать «за плохое поведение, за драку с младшим братиком, за разбросанные игрушки, вредность, за то, что сломал или разбил что-то, натоптал, порвал вещь, пришел с улицы грязный, за несоблюдение техники безопасности, агрессию по отношению к детям и взрослым, капризы, за хулиганство, драчливость, за дурные слова».

Распределение иерархии методов наказаний в дошкольном возрасте выглядит следующим образом: словесное наказание, далее метод запрета на просмотр телевизора, игру в компьютер, лишение сладостей, совместных игр, меньшее количество студентов предлагают наказывать ребенка за провинности «стоянием в углу» либо «сидением на стульчике», т.е. ограничение движений ребенка.

В младшем школьном возрасте детей следует наказывать «за невыполненные уроки, плохие оценки, сквернословие, воровство, хулиганство, плохое поведение, драки, нежелание учиться, за неряшливость, невыполнение своих обязанностей и требований взрослых».

Иерархия методов наказания выглядит следующим образом: запрет и лишение чего-либо (общения с друзьями, просмотра телевизора, компьютера, сладостей), словесное наказание, стояние в углу.

В подростковом возрасте наказывать следует «за дерзость в общении, курение, вредные привычки, плохие оценки в дневнике, непослушание, плохое поведение, за то, что не хочет учиться, нарушение правил, враньё, нарушение прав другого человека, за невыполнение обязанностей в школе и дома, за лень, за прогуливание школы».

В отношении подростков самым распространенным методом наказания является «лишение удовольствий» и «словесное» наказание, следующим методом является «уменьшение общения с друзьями», домашний арест («запрет на гуляние»), ограничение в деньгах.

В этот возрастной период от родителей требуется предельная осторожность при выборе слов и метода наказания, т.к. можно потерять доверие и контакт с ребенком на долгие годы.

Отдельным возрастным этапом мы выделили раннюю юность – период старших классов. В юношеском возрасте студенты считают, что следует наказывать «за гулянки, курение, употребление алкоголя, за грубость и повышение голоса на родителей, за халатное отношение к ЕГЭ, плохие отметки, за лень, оскорбление, за прогулы уроков, невыполнение оговоренных обязанностей, за то что «ушел гулять и не предупредил родителей», «не ночевал дома без предупреждения», «поздно вернулся домой с прогулки». Кроме того, был получен один ответ от студента, который нас удивил и порадовал: «Ругать и наказывать старшеклассника вообще не надо, он абсолютно самостоятельный человек». В подобных ответах можно наблюдать социальную зрелость выпускников школ.

Для старшеклассников основным методом наказания по-прежнему остается словесное, затем «запрет и лишение» удовольствий и ограничения в денежных средствах.

Таким образом, мы наблюдаем следующую картину: как студентов наказывали в их детстве, такие же наказания они «рекомендуют» и «советуют» родителям при воспитании детей в разные возрастные периоды. Исключение составляют «физические» наказания и оскорбления. Наверное, многие студенты на себе ощутили подобные методы унижения в детстве. Мы также не поддерживаем те методы воздействия на ребенка, которые вызывают страх, озлобляют и запугивают.

Анализируя полученные результаты, мы делаем некоторые обобщения: содержательный аспект наказания (за что наказывать?) зависит от возрастного периода, в котором находится ребенок. Например, в раннем детстве студенты рекомендуют наказывать за непослушание, в дошкольный – за драчливость и шалости, в период начальной школы – за небрежное отношение к учебе, в подростковый – за нарушение прав другого человека, не выполнение своих обязанностей, в юношеский – за повышение голоса на родителей, курение, употребление алкоголя.

Сравнительный анализ выявленных методов наказания в разные возрастные периоды показывает, что словесное воздействие занимает лидирующую позицию в иерархичной системе методов наказания. Причем в раннем, дошкольном и старшем школьном возрасте этот метод находится на первом месте, а в младшем школьном и подростковом возрасте на второй позиции после «лишения удовольствия». Студенты отметили, что для детей дошкольного возраста одним и методов наказания будет являться «стояние в углу» или «сидение на стульчике».

«Лишение удовольствий» и «запреты желаемого» также являются средством порицания действий и поступков, особенно в младший школьный и в подростковый возраст. В подростковом и юношеском возрасте, кроме запретов и словесных наказаний, появляется еще один метод – ограничение в денежных средствах. А в младшем школьном и подростковом одним из распространенных наказаний оказывается уменьшение общения с друзьями. Еще одним методом, часто используемым только в подростковом возрасте, является домашний арест.

Завершая анализ анкетного опроса о методах наказания в современных семьях, делаем некоторые выводы:

1) наказания применяются во всех семьях испытуемых студентов, но наблюдаются различия в их видах: в одних семьях чаще детей предупреждают и делают замечания, в других семьях позволительно «кричать», «бить по лицу», «пороть ремнем», т.е. практика устарелых методов наказания сохраняется и передается современным родителям;

2) список санкций (за что наказывать?) зависит от возрастного периода ребенка и увеличивается вместе с его взрослением;

3) стабильными и чаще применяемыми регуляторами действий и поступков детей являются словесное наказание, лишение удовольствия и запрет желаемого;

4) будущими родителями и педагогами осуждаются физические наказания и оскорбления детей; эти методы воздействия студенты исключают из рекомендаций для родителей.

Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования нашла подтверждение в том, что происходит перенос методов наказания из собственного детства в педагогическую практику – как поступали родители со студентами в их детстве, такие же рекомендации и советы они готовы дать другим родителям; исключение составили физические наказания и оскорбления детей, т.к. эти методы осуждаются студентами в воспитательной практике.

Родительскому мастерству матери и отцы часто учатся на собственных экспериментах, допуская при этом ошибки, которые можно избежать, если читать психолого-педагогическую литературу, пользоваться услугами консультаций специалистов образовательных организаций, не игнорировать советы педагогов и психологов, которые помогут развивать и находить эффективные стратегии поведения при общении и взаимодействии с детьми и подростками.

Список литературы:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 240 с

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: Астрель, 2013. – 256 с.

3.Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2008. – 240 с.

4.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей. – СПб.: Речь, 2008. – 223 с.

5.Современный толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2005. – 960 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *