Как называется хлеб?

Православный хлеб в церковных обрядах — центральная часть Литургии. Ни в какой другой конфессии нет такого поклонения и почитания церковного хлеба, как в православии. Это не просто ритуал. Почитание пшеничного изделия берет начало более 2000 лет тому назад и символизирует собой Иисуса Христа.

Значение хлеба в церковных обрядах

В своем послании Иоанн (Ин.6:18) передает слова Спасителя о том, что Он является Хлебом жизни. Господь недаром сравнил себя с хлебом. В этом слове заложен глубокий смысл.

  • Зерно умирает, возрождаясь в колосе. Так и Иисус умер, чтобы вернуться на землю в сердцах Своих детей, православных христиан.
  • Мука — символ очищения и переработки, чтобы стать прообразом Спасителя верующие должны пройти испытания и объединить в одно целое, одну Церковь, невесту Христа.
  • Выпечка — очищение огнем.
  • Хлебное изделие содержит множество кусочков, так и Иисус объединил своих последователей.

Православный священный хлеб

Как хлебушек является основным продуктом питания для людей, оставаясь главным блюдом стола, так и Иисус Христос — основа и центр Церкви. Истинно верующие православные люди начинают свой день с молитвы и вкушении натощак святой воды и кусочка церковного хлебца:

  • просфоры;
  • артоса.

Важно! Ежедневное употребление Хлеба небесного открывает дорогу к Вечной жизни.

Еще о святынях православия:

  • Чудотворные иконы Афона
  • Мощи святого Иоанна Предтечи
  • Мощи святого преподобного Амвросия Оптинского

Просфора, ее значение и история появления

Просфора — неотъемлемая часть Литургии, еще ее называет литургическим хлебом. Таинство Евхаристии, поминание почивших при Проскомидии происходит во время принятия христианами святого хлебца — кусочка просфорки.

Первое упоминание о церковном хлебце, приготовленном для жертвы, находится в Ветхом завете (Левит 7:13), когда Бог приказал приготовить для жертвоприношения квасную выпечку. В скинии при походе Моисея и еврейского народа через пустыню также по повелению Творца постоянно лежал хлеб предложения, но уже пресный. В нем было две части — символы земной человеческой жизни и небесной Божественной. Хлеб предложения — прообраз Иисуса, который стал Хлебом Жизни, будучи Богом и человеком.

Пекутся просфоры специально обученными людьми, просфорниками, а при больших храмах находятся просфорни, где выпекаются святые хлебцы. В основе рецептуры церковной выпечки находится святая вода, пшеничная мука, закваска и соль. В качестве закваски используют хмель, изюм или обыкновенные дрожжи.

Святая вода — символ благодати, закваска — животворящая сила Духа Святого.

Важно! Особенностью просфоры от других хлебных изделий в церкви является символическая аббревиатура, помещенная в середине верхней части. Просфора

Для нанесения изображения, означающего, что Христос побеждает, используют специальные формы. Святой хлебец состоит из двух частей, как и в ветхозаветные времена, символизируя Иисуса как человека, так и Бога.

Для Проскомидии готовится пять просфор, каждая из которых имеет свое назначение. Из одной, как прообраза Агнца, достаются кусочки для причащения верующих, другими воздается дань памяти Богородицы, святых и почивших людей.

После окончания Литургии верующие с трепетной молитвой в благоговении вкушают просфорки, причащаясь телу Христа, принимая Его жертву за жизнь всех верующих. Оставшиеся кусочки просфорок — антидор раздаются прихожанам для принятия их после утренних молитв.

Антидор: как и где принимать

В переводе с греческого антидор означает вместодарие, как уже говорилось выше, это кусочки просфоры, из которой был вынут Агнец. Священные кусочки антидора взяты из просфоры копьем и означают дары или Священные тайны. Из большой просфоры вырезается агничная часть, а из обрезков формируется антидор.

Для принятия антидора из рук священнослужителя существует целый ритуал. Перед принятием святого хлебца руки следует сложить крест — накрест, при этом правая рука лежит сверху, слегка наклонившись, надо поцеловать руку батюшки, подающую антидор. Вкушается антидор в храме, в величайшем благоговении, как часть жертвы Иисуса Христа, получившей освящение Небес после приношения на алтарь.

Антидор — частицы, вынутые на проскомидии

Церковный обычай раздачи кусочки просфоры после Литургии и причастия относится к седьмому веку. Это правило было установлено на Девятом Камнетском Соборе, который проходил в Галлии. В первые года после смерти Иисуса люди причащались каждый день, потом это действие начало происходить намного реже.

Как правило, в настоящее время большинство православных приходит к Таинству Причастия во время больших постов. Чтобы не лишить остальных прихожан благодати разделить хлеб с Агнцем, священство установило антидор, блюдо с порезанными на маленькие кусочками краями основной просфоры. Отсюда и название, антидор — дар для тех, кто давно не участвовал в Евхаристии.

Когда же раздается артидор в храме?

По Уставу Церкви священник должен раздавать антидор во время молитвы при исполнении Псалма 33, после принятия причастия.

Псалом 33

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10 Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18 Взывают , и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

О других псалмах:

  • Псалом 89
  • Псалом Давида 63
  • Псалом Давида 19

Важно знать, что антидор принимается натощак, такой маленький утренний пост.

Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа. При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры.

Молитва на принятие Святой воды и просфоры

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода во оставлении грехов моих, в просвещении ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорении страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Артос — символ воскресшего Бога

Центральное место на солее возле Распятия Господнего во все дни Святой седмицы занимает освященный артос, квасной хлебец, называемый в православии всецелым, это означало, что от артоса не отрезаются кусочки для проскомидии. В отличие от просфоры артос состоит из целой формы цилиндрического вида.

Целостный артос — символ единства Православной церкви, за которую заплатил Свою кровь Агнец Божий, Иисус Христос. Единый Бог, Единая Церковь и едины мы в семье православия.

Хлебная святыня появилась во времена первых апостолов, которые в дни воспоминания о чудесном воскрешении Господнем, выставляли в храмах хлебину, символизирующую Иисуса Христа, как Хлеб для всего христианства.

В евангелии от Луки (Луки 22:19) говорится о первой Евхаристии, дарованной самим Иисусом. В то время этот ритуал назывался Преломлением хлеба и означал причастность к Телу Спасителя. Артос отличается от просфоры и рисунком. На нем изображается либо терновый венец, либо крест, на котором нет распятого Спасителя.

Артос – освященный хлеб

Освящение хлебной святыни происходит в первый пасхальный день после того, как прочтена заамвонная молитва. Во время совершения каждого крестного хода вокруг церкви кто-то из священников несет артос, который возвращается на солей. После Литургии, совершаемой в субботу Святой недели, артос делится на кусочки и раздается каждому христианину, который подходит для целования креста.

Освященные кусочки артоса считаются великой святыней, обладающей духовной силой исцелять самые страшные болезни. Кусочек пасхального хлебца наполнен животворящей силой, подаренной Спасителем. Употребляют артос при болезни, произнося при этом «Христос Воскрес!»

Как просфору, так и артос должно хранить около икон или за ними, чтобы даже крошки святого артоса не упали на пол, сберегать его надо в специально пошитых мешочках из полотна. Артосом можно делиться с ближними. При этом вы должны быть уверенные, что он попадет в руки человека, принявшего православное крещение.

Совет! В случае, если по какой-то причине на хлебные святыни напала плесень, их следует придать огню или пустить по чистым водам реки или ручья. Видео о приготовлении священного хлеба

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Артос – это в переводе с греческого означает квасной хлеб. Это освященный хлеб, именуемй в простом народе еще просфорой. В храме он занимает одно из главных и видимых мест в продолжении всей Светлой седмицы вместе с образом Воскресения Господня. В заключения пасхальных торжеств такое церковное лакомство раздается всем верующим. Но стоит понимать, что это не простой хлеб и его нельзя употреблять как обычный. Очень важно знать, как употреблять артос по православным канонам.

Как принимать артос

Использование такого хлеба началось еще в самом начале создания и развития христианства. А именно в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо. По истории, верующие ученики которые следователи за своим Учителем очень переживали его гибель. Они утешали себя различными молитвами. В них они вспоминали каждое действие Учителя.

Вместе с тем они всегда вспоминали тайное вечернее собрание. При этом они обязательно причащались, читая молитву перед святым причастием. Во время трапез принятия пищи они всегда оставляли пустое место за столом для невидимого, но всегда присутствующего Господа и на его место обязательно клали хлеб.

Первые пастыри православной церкви подражая апостолам начали делать тоже самое. Это было выражением того, что Спаситель стал для всех хлебом, символом жизни. Святой артос печется по особому рецепту. На нем обязательно должен быть символ креста терновый венец, но сам Иисус Христос на нем не изображается. На Пасху на нем еще пишут буквы «ХВ».

Как освящается хлеб

Как уже упоминалось выше, артос имеет одно из главных мест в Церкви. Его освящают специальной молитвой, после чего окропляют святой водой. На первый день после Пасхи ходят на все литургии и как только молитву прочитает священник, Пасхальный хлеб кладут на столе. После чего читается специальная молитва на таинство раздробления его.

Верующие люди достаточно серьезно относятся ко всем молитва и частичкам священного хлеба. Поэтому принеся святой хлеб домой его хранят в специальном отдельно выделенном месте. Артос – это хлеб который можно употреблять только в особые нужды – во время болезни, во время безысходности или неприятностей. Его кушают на голодный желудок, запивая несколькими глотками святой воды, а затем читают православные молитвы о здравии болящего. Но перед тем как съесть кусочек просфоры необходимо прочитать молитву на принятие артоса.

Текст молитвы при вкушении артоса:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Мы печем просфоры по предварительному заказу.

Заказать просфоры можно:
— путем подачи на месяц вперед предварительного заказа на специальном бланке в распечатанном или электронном виде, заказ всегда можно подкорректировать;
— до понедельника недели доставки позвонив по телефону, прислав СМС, по e-mail.

Мы можем помочь храмам, если срочно нужны просфоры, продать в день обращения, но постоянно так не работаем.

Осуществляем доставку просфор до храма или на дом. Доставка платная, от объема заказа не зависит, Москва и МО 350 рублей, далее по согласованию. Регионы с организованной еженедельной доставкой – по тарифам Москвы.

Просфоры доставляются во вторник, среду, четверг или пятницу, день доставки зависит от направления и определяется службой доставки путем выстраивания наиболее оптимального маршрута.
Под двунадесятые праздники и дни особо чтимых святых объем выпечки возрастает в полтора-два раза. В связи с этим мы осуществляем дополнительную доставку. Это позволяет нам вовремя выполнить и доставить весь объем заказов.
Под родительские субботы мы сдвигаем доставку пятницы на один день раньше, чтобы священники могли спокойно вынуть просфоры на вечерней службе.

Просфоры можно также забрать самостоятельно из пунктов выдачи г. Москвы и Московской области.

Для снижения оплаты за просфоры, покупаем муку с канона по 14 рублей за 1 кг. Высший сорт, хлебопекарную, не старше 4 месяцев от даты производства.
Принимаем только пшеничную муку высшего сорта, в пакетах по 1 и 2 кг или в мешках. Блинную или ржаную муку не принимаем. Если мука в бумажных пакетах ее необходимо упаковать в завязанные мешки, полиэтиленовые пакеты или закрытые коробки (не более 25 кг в каждой упаковке). На муку должны быть две заполненные накладные (распечатать с сайта), одна остается у вас.
Сдачу муки необходимо предварительно согласовать с курьером во избежание отказа, т.к. храмов много, а машина может увезти только ограниченное количество груза.
Также муку вы можете привезти самостоятельно.

Оплата осуществляется раз в месяц за наличный или безналичный расчет. Предоставляется весь комплект необходимых документов.

По просьбе храмов открываем пункты выдачи просфор (ставим за свой счет холодильник) и организуем бесплатную доставку просфор. Пункт выдачи организуется в городах на федеральной трассе, при не менее чем 5 заказчиках. Выдавать просфоры не надо, храмы сами забирают заказы из холодильника. От настоятеля – выделить место и обеспечить проход к холодильнику.

закрыть

​Задачи учителя: совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение), развивать эмоциональную сферу, способствовать становлению и развитию личности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо; формировать уважительное отношение к хлебу – символу труда, главному продукту России, духовной ценности; прививать уважительное отношение к старшему поколению и добрым традициям нашей страны.

УУД:

Личностные: самоопределение, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результатов, внесение изменений в результат своей деятельности; оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи; умение работать в группах.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, построение речевого высказывания в устной и письменной речи, определение основной и второстепенной информации.

Сценарий урока опубликован в №32 «Учительской газеты» от 12 августа 2014 года.

Приложение 2.

О хлебе.

Я видела однажды: по дороге

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.

Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись,

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке рядом,

Поднялся и к мальчишке подошел.

«Зачем, − спросил он голосом усталым, −

Ты, мальчик, поступил нехорошо?»

А утром, в день Победы, ветераны

Все при параде в школу ту пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб с собою принесли.

Узнал мальчишка в старом ветеране

Седого старика на той скамье.

Он замер. Тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та старушка, что ушла с батоном,

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки, голубых, бездонных,

Вдруг со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке нежно в руки подала.

И быль, рассказанная той старушкой,

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит так, как бы глядела мать.

Ему вдруг стало стыдно и неловко.

«Простите», − только это смог сказать.

(Н. Самковова)

Приложение 3.

Текст с выделенными ключевыми понятиями.

Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожилпредупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный.

Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому. «Это Святой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.

Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуковбросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!

Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши. Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому.

Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!»

Приложение 5.

Словарная работа.

Старожил — человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте.

Директор — руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

Накануне — непосредственно перед чем-нибудь.

Вскоре – в скором времени, в недалеком будущем.

Неприглядная — не обладающая привлекательной внешностью, невзрачная, плохая.

Приложение 7.

Пример текста сжатого изложения.

Святой хлеб.

Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожил Иван Степанович. Он предупредил директора о серьёзном разговоре.

Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был удивлён.

Из рассказа старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши.

Дед пристыдил сорванцов. Однако они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми.

Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.

Да. Хлеб всему голова. Мы должны беречь хлеб и помнить о его настоящей цене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *