Как оборудовать сенсорную комнату?

Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир, и от того, насколько богатыми и разнообразными будут его сенсорные ощущения, зависит полнота развития его психики, эмоциональной и физической составляющей. Помочь дошкольнику в познании мира и себя самого поможет детская сенсорная комната. В ней достаточно находиться несколько часов в неделю, чтобы открыть перед ребенком разнообразие окружающего мира, научить его взаимодействовать с ним и понимать суть происходящего.

Для чего нужна сенсорная комната в детском саду

Преимущества сенсорной комнаты перед обычными занятиями

Оборудование для сенсорной комнаты в детском саду

Зонирование сенсорной комнаты

Организация занятий в сенсорной комнате

Требования безопасности для сенсорных комнат в детском саду

Для чего нужна сенсорная комната в детском саду

Преимущества сенсорной комнаты перед обычными занятиями

Занятия в сенсорных комнатах в детском саду считаются элементами экспериментальной педагогики. Тем не менее они зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания подрастающего поколения. Потрясающие результаты были достигнуты как в групповых, так и в индивидуальных занятиях с детьми, имеющими разнообразные проблемы развития:

· гиперактивные дети и дети с синдромом дефицита внимания в сенсорных комнатах ведут себя более сдержанно и могут концентрироваться на деталях, избавляются от стресса и полноценно расслабляются в физическом и эмоциональном плане;

· дети со сниженной мотивацией к взаимодействию и обучению, потерей внимания и замкнутостью легко активируют эмоциональный фон, проявляют интерес к обучению и общению со сверстниками и воспитателями;

· аутичные дети устанавливают контакт с педагогом, а затем и со сверстниками, учатся взаимодействию и приобретают необходимые для обучения и развития навыки.

Такие особенности делают сенсорные комнаты универсальным инструментом для комплексной коррекции физических и психологических расстройств у детей младшего возраста. Занятия проводятся в форме игры, а элементы стимуляции отдельных качеств и чувств чередуются с релаксацией, благодаря чему они без усилий обогащают чувственные и физические способности. В будущем это позволит управлять эмоциями, налаживать коммуникацию, выстраивать жизненную позицию и создавать мотивационный настрой к любым видам деятельности.

Оборудование для сенсорной комнаты в детском саду

Для оснащения сенсорных комнат в детских садах используют разнообразное оборудование, которое обладает стимулирующим или релаксирующим действием:

1. Воздушно-пузырьковые колонны, которые стимулируют зрительное восприятие ребенка, заставляют его концентрироваться, следить за движущимися элементами (пузырьками). Помимо стимуляции такие колонны помогают малышу расслабиться психологически.

2. Оптоволоконные панели, которые развивают способность концентрировать внимание. Подобные устройства используются для релаксации и развития способности удерживать внимание на одном действии. Оптоволоконные устройства используются для развития усидчивости у гиперактивных и склонных к агрессивности детей.

3. Интерактивные панели с сенсорными датчиками, которые стимулируют зрительное и звуковое восприятие, помогают малышам установить причинно-следственные связи, а также развивают мелкую моторику, воображение и память. Они незаменимы для малышей в плане развития творческих способностей и логического мышления.

4. Тактильные панели и дорожки, бизборды и балансировочные панели, лабиринты и модули, которые развивают мелкую моторику, активируют двигательную и физическую активность ребенка, развивают логическое и пространственное мышление. Подобные элементы сенсорной комнаты незаменимы для малышей с задержкой речевого и умственного развития, а также при недостаточной коммуникации со сверстниками.

5. Реабилитационные и развивающие элементы (паззлы, конструкторы, симуляторы и тренажеры, сухие бассейны), которые необходимы дошколятам для стимуляции деятельности ЦНС, общего физического развития и бытовых навыков. Такие элементы сенсорной комнаты используются для тонизирования или расслабления в зависимости от особенностей ребенка.

6. Звуковое оборудование, которое воспроизводит музыку, звуки природы и окружающего мира. Используется для формирования представления об окружающем мире, релаксации или мобилизации.

Помимо этого сенсорная комната для детей наполняется различными элементами для создания уютной, комфортной для малышей атмосферы. Для этого используют бескаркасную мебель: пуфики, кресла-мешки, мебель в форме мягких кубиков, матрасы с сухим наполнителем или водные, пушистые ковры и ширмы для зонирования. Текстура элементов должна быть разнообразной, то есть гладкие элементы сочетаются с ворсистыми или структурными.

Создать благоприятную для получения новых знаний и навыков атмосферу помогают декоративные элементы: светильники, подвесные светящиеся потолки, проекторы, увлажнители воздуха и генераторы запахов.

Зонирование сенсорной комнаты

Для планомерного влияния обучающих, стимулирующих и релаксирующих элементов сенсорная комната в детском саду разделяется на несколько изолированных зон:

1. Стимулирующая зона. В ней собраны преимущественно интерактивные элементы и декор, который пробуждает фантазию, заставляет ребенка быть активным физически и эмоционально: конструкторы, бизборды, интерактивные панели, тактильные и балансировочные элементы, сухой бассейн, аквапанель для рисования и многое другое. Звуковой фон активный и жизнерадостный, освещение яркое.

2. Зона реабилитации и развития. Здесь располагают разнообразные тренажеры, тактильные панели и дорожки, напольные конструкторы и дома-трансформеры с интерактивными элементами, паззлы, столы с карточками, книгами и игрушками. На полу развивающие маты и матрасы, яркие коврики с сочетанием различных текстур. Освещение в этой зоне должно быть ярким.

3. Зона релаксации. Самая уютная и наиболее затемненная зона с обилием мягких элементов и бескаркасной мебели: кресел-мешков и пушистых ковриков, водяных матрасов, пуфиков и специальных шезлонгов. Именно здесь рекомендуется устанавливать воздушно-пузырьковые колонны, лава-лампы, оптоволоконные панели, проекторы с отображением медленно движущихся изображений на потолок, генераторы запахов. Звуковой фон в зоне размеренный и расслабляющий, верхний и дневной свет нежелательны.

Так как не всегда можно оборудовать несколько изолированных помещений, сенсорные комнаты в детских садах нередко делают универсальными: изменяют техническое оснащение, интенсивность освещения и звуковое сопровождение по мере необходимости, убирая ненужные элементы обстановки за ширмы.

Организация занятий в сенсорной комнате

Занятия в сенсорной комнате в детском саду проводят в групповой или индивидуальной форме в зависимости от физических, психологических и эмоциональных потребностей воспитанников. Выделяют несколько направлений педагогического и психологического воздействия на малышей:

1. Психокоррекция и коррекция поведения. Используется для детей, страдающих от вспышек агрессии, вспыльчивости, неуверенности в себе и замкнутости. Также такие занятия направлены на выведение ребенка из пассивного состояния или гиперактивности. В зависимости от имеющейся проблемы проводятся стимулирующие или релаксирующие мероприятия, в ходе которых ребенок избавляется от навязчивых состояний, учится контролировать эмоции, налаживать контакты с окружающими.

2. Нейропсихологическая коррекция. Используется для детей преимущественно дошкольного возраста (5-7) лет, у которых отсутствует мотивация к обучению и интерес к познанию мира.

3. Развивающие занятия. Проводятся в младшем возрасте (от 1 до 3 лет), а также у детей постарше, у которых отмечаются проблемы с памятью, вниманием, образным мышлением и фантазией, речью. В результате дети расширяют пассивный и активный словарный запас, учатся ориентироваться в пространстве и управлять своим телом, наблюдать и запоминать информацию.

4. Психотерапия и коррекция психоневрологических проблем. Подобные занятия полезны для детей с заиканием, страхами, прочими нарушениями психологического и психоневрологического характера. Проводятся преимущественно индивидуально или в небольших группах (2-3 человека).

В старших группах детского сада сенсорные комнаты используются для психологической и эмоциональной подготовки детей к дальнейшему обучению. Педагоги работают над формированием мотивации, обучают навыкам самостоятельного эмоционального и физического расслабления, повышению устойчивости к стрессам.

Требования безопасности для сенсорных комнат в детском саду

Наполнение сенсорной комнаты в детском саду должно отвечать стандартным требованиям безопасности: не представлять угрозы физическому здоровью, соответствовать нормам гигиены и не быть токсичными.

Исходя из них все предметы обстановки не должны иметь острых углов, при контакте с которыми дошколята могут пораниться. Именно поэтому при оснащении комнат стоит отдать предпочтение бескаркасной мебели и элементам с мягким наполнением. Это относится к пуфикам, коврикам, креслам, игровым блокам (напольным конструкторам, домикам-трансформерам и т.д.). Мелкие элементы должны быть прочно прикреплены к основным конструкциям.

Материалы, из которых изготовлены элементы в сенсорной комнате детского сада должны легко мыться и обрабатываться. Ворсистые коврики и текстильные предметы интерьера должны быть обработаны пыле-, водо- и грязеотталкивающим составом, безопасным для детей младшего возраста. От них не должен исходить химический запах.

Особое внимание уделяют электронным и электрическим устройствам. Они должны быть устойчивыми к высокой влажности, а провода, розетки и выключатели необходимо размещать так, чтобы у детей не было доступа к ним.

Сенсорные комнаты в дошкольных учреждениях приобретают все большую популярность благодаря возможности комплексно решать проблемы психологического, эмоционального и физического развития детей. Они не могут заменить обычные игровые комнаты, так как имеют принципиально иное предназначение. Познание себя и окружающего мира, обучение и коррекция нарушений в них осуществляется через все органы чувств малыша, что делает занятия более результативными.

Проект Комната релаксации в МБОУ «Арктическая гимназия»

Авторы: Федорова А., Стручкова Т., ученицы 10 класса

ПРОБЛЕМА

  • В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В ПОЛНОСТЬЮ ОБОРУДОВАННОМ ВИДЕ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ И СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Паспорт проекта

Адресаты проекта

Обучающиеся МБОУ «Арктическая гимназия» и педагоги

Авторы проекта

Федорова Алина, Стручкова Татьяна, обучающиеся 10 класса

Руководитель(и) проекта

Шагланова Ю.А., педагог-психолог Мухоплева Е.В., учитель русского языка и литературы

Характеристика проекта

Цель и задачи

Комната релаксации представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, может расслабиться и отдохнуть.

Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: учащиеся школы, родители, педагоги, социальные партнеры.

— создать собственную комнату силами администрации поселка совместно с педагогами, учащимися и родителями.

Ресурсы проекта

1)Изучить материальную базу.

Необходимое оборудование для комнаты; финансирование

Предполагаемый продукт

2)Исследовать имеющиеся варианты

Комната психологической разгрузки в МБОУ «Арктическая гимназия»

3) Разработать свой вариант комнаты,

приемлемый для нашей школы.

Примерный план реализации проекта

  • Поиск информации в Интернете – копилка сенсорных комнат, из копилки сенсорных комнат собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами.
  • Анализ полученной информации.
  • Составление перечня оборудования, мебели, пособий, игрушек.
  • Определение состава сенсорной комнаты.
  • Разработка идей сенсорной комнаты.
  • Составление поэтапного, подробного плана реализации проекта на предстоящий период.

Этапы реализации

Срок реализации(примерный): июнь 2019 – январь 2020

  • Диагностический : — наблюдение за детьми; — анкетирование родителей и педагогов. Цель : выявить периоды времени в течение дня и виды деятельности, когда участники образовательного процесса наиболее всего нуждаются в психологической разгрузке.

 Информационный: — работа с родителями и педагогами (консультации, беседы, мастер–классы).

 Практический : — ремонт помещения для оборудования комнаты релаксации; — обучение детей, родителей и педагогов методам релаксации. Цель : выявить наиболее эффективные методы и приёмы психологической разгрузки, лаконично вписывающиеся в различные виды деятельности, обучить этим приёмам. — внедрение релаксационных пауз в образовательный процесс; — мастер – класс для родителей и педагогов «Игры – релаксации для детей и взрослых».

 Заключительный : — открытие комнаты релаксации; — наблюдения за детьми и педагогами. Цель: выявить эффективность внедрения релаксационных пауз в образовательный процесс.

План мероприятий

№ пп

Наблюдение за психологическим состоянием детей и педагогов в различных видах деятельности

Разработка письменной информации для родителей и педагогов (анкеты, памятки, консультации)

Приобретение оборудования для комнаты релаксации

Приобретение дидактического материала для детей

Приобретение мебели для комнаты релаксации

Открытие комнаты релаксации

Проведение мастер-классов для детей и родителей

Свободное посещение комнаты релаксации

РЕАЛИЗАЦИЯ

  • 1. Оборудование и функциональные возможности Уголка психологической разгрузки школьников:
  • На 2 этаже рядом с библиотекой есть помещение (фотарий — общая площадь 28 кв. м), которое уже давно не используется как школьный кабинет, а представляет собой склад старой мебели, различного школьного инвентаря. Именно его и планируется использовать для создания Уголка психологической разгрузки.

Приобретение оборудования

Наименование

Затраты

Телевизор ,колонки

Пузырьковая колонна

Увлажнитель воздуха

Декоративный фонтан

Пуфик-кресло с гранулами (6 шт.)

Журнальный столик

Аквариум

Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением

Световой стол для рисования песком

Массажное кресло

Зеркало, дидактическая литература, панно, комнатные растения, кулер, чайник, посуда, релаксационнные игрушки и др.

0 (спонсорская помощь)

Примерные расходы

Итого: 215.000

Варианты дизайна комнаты релаксации

Дальнейшее развитие проекта

  • Проект рассчитан на долговременное использование. Посещение комнаты релаксации учащихся будут проходить по индивидуальному расписанию, групповое посещение по графику работы комнаты релаксации. График работы будет составлен в начале 2020-2021 уч. г. Виды и формы работы с детьми и педагогами будут расширяться и совершенствоваться.
  • Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут приобретаться самостоятельно школой.

Релаксация — путь к здоровью!

Современная образовательная система использует различные методики и технологии для обучения детей с различными отклонениями. Одним из инновационных подходов в сфере сенсомоторного развития детей являются занятия в специальной сенсорной комнате. Она оснащена всем необходимым для создания наилучшей атмосферы, способствующей обучению и релаксации.

Компания «АНРО-технолоджи» поможет вам в подготовке сенсорной комнаты для детей с ограниченными возможностями. У нас можно заказать качественное оборудование: инновационный комплекс «Творческая мастерская» для совершенствования творческого потенциала, световой стол для рисования песком для успокоения и развития фантазии ребенка. Каждая представленная модель разработана с учетом основных положений ФГОС.

Современная развивающая сенсорная комната – это особая атмосфера для формирования тактильной чувствительности, совершенствования работы вестибулярного аппарата и достижения положительных эмоций. Помещение может быть оснащено лампочками, излучающими мерцающий свет, чарующими фонтанчиками и другими специализированными устройствами и оборудованием. Основная цель их использования – это гармоничное формирование психического здоровья детей, имеющих различные нарушения в развитии.

Основные направления использования сенсорной комнаты

  • Коррекционно-развивающее воздействие. Содействует формированию сенсомоторики и стабилизации психо-эмоциональных процессов;
  • Совершенствование эмоционально-волевых качеств. Устранение повышенной гиперактивности, напряжения, боязливости, утомляемости;
  • Улучшение работы мелкой моторики. Формирование осязательных навыков, визуального и звукового восприятия, гармоничное развитие ЦНС.

Профессиональное оборудование позволит создать наилучшую атмосферу для стабилизации психо-эмоционального состояния дошкольников. В сенсорной комнате для детей инвалидов происходит воздействие на основные каналы центральной нервной системы. В процессе работы дети приобретают богатый жизненный опыт, открывают для себя чувственный мир с новыми эмоциями. Все это содействует укреплению адаптационных возможностей и достижению состояния психо-эмоционального комфорта.

Занятия в сенсорной комнате для детей с ОВЗ

  • Для совершенствования мелкой моторики. Упражнение «Найди предмет», где малыш с закрытыми глазами должен найти кубик, мячик, игрушку, а затем на ощупь определить из какого он материала и сказать, как называется. «Найди пару» — детям демонстрируют предмет и предлагают найти такой же в специальном мешочке, не заглядывая внутрь;
  • Для снятия психо-эмоциональной напряженности. В сенсорной комнате для детей с ДЦП можно провести занятие «Выражение эмоций». Используются кубики, на которых на каждой стороне нарисовано какое-либо настроение. Малыши передают друг другу кубик и изображают выпавшее им настроение;
  • Для формирования визуализации. Занимательное упражнение «Творчество» — дошкольникам предлагают сесть на мягкий пол, закрыть глаза и представить любой предмет — машинку, мячик, карандаш, рыбку. После этого педагог предлагаем им мысленно видоизменить его размер и раскрасить;
  • Для релаксации. «На море» — малышу в сухом бассейне предлагают представить, что он купается в море, при этом он должен двигать руками и ногами, как будто плывет. В этот момент обязательно должна звучать расслабляющая музыка.

Оборудование для кабинета сенсорной комнаты может быть самым разнообразным, от детского игрового комплекса до светового стола и оригинальных панелей. Игровой комплекс «Творческая мастерская» позволит развить фантазию, художественный и эстетический вкус, воображение. Световой стол для песочной арт-терапии поможет создать лучшие условия для психологической разгрузки.

Педагоги и воспитатели отмечают, что сенсорное помещение уменьшает тревожность, способствует активизации органов чувств, активизирует творческий потенциал, улучшает сон. Возможности сенсорной комнаты безграничны. Грамотная организация коррекционно-развивающих упражнений позволит настроиться на продуктивную работу и поможет достичь поставленных целей перед педагогами.

Для оснащения сенсорной комнаты в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги” используется специальное оборудование:

– воздушно-пузырьковые колонны – для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;

– интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;

– оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;

– тактильные панели – способствуют развитию фантазии, мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;

– панели для активизации и стимуляции вызывания речи;

– развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;

– панели со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели.

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату используют:

– в раннем возрасте (1-3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;

– в дошкольном возрасте (3-6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.

– для «особых” детей при коррекции поведенческих и эмоциональных нарушений, гиперактивности, СДВГ, проблем со вниманием и памятью, интеллектуальными и меняльными нарушениями;

Проект заключается в создании бесплатной комнаты здоровья для детей с ограниченными возможностями «Солнечный свет» в г. Кургане. Комната здоровья – это помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения, вестибулярный аппарат и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей. Численность детей с ограниченными возможностями в РФ, к сожалению, растет с каждым годом на 3-4% в год (по официальным данным, а в реальности больше). По данным Росстата в Курганской области по состоянию на 1 января 2019 года рост детей инвалидов составил также 3% (за пять лет с 2012 по 2017 год – 12%). К детям с ограниченными возможностями здоровья можно отнести такие категории детей как: глухие, слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, дети с диагнозом СДВГ, аутизм, ДЦП, умственно отсталые дети и другие. Вопрос успешного приспособления таких детей к жизни нашего общества до сих пор является трудноразрешимой проблемой. Для сглаживания данной проблемы, необходимо создание Центров, которые будут одновременно и коррекционными учреждениями интеграционной направленности (некоторых детей можно и нужно постепенно интегрировать в существующие типы и виды образовательных учреждений). Именно в этих случаях на помощь приходят комнаты здоровья. Известно, что сенсорное развитие оказывает большое влияние на гармоничное психологическое и социальное становление личности индивида, а особенно ребенка с ограниченными возможностями, который достаточно трудно адаптируется к жизни в обществе. Комната здоровья – это важное лечебное средство для детей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в комнату здоровья можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. В комнате здоровья можно проводить немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения и восстановление возможности обучения и социализации ребенка. Пребывание в комнате здоровья способствует: — улучшению эмоционального состояния; — снижению беспокойства и агрессивности; — снятию нервного возбуждения и тревожности; — нормализации сна; — активизации мозговой деятельности; — ускорению восстановительных процессов после заболеваний. В городе Кургане комнаты здоровья есть только на базе нескольких городских или муниципальных организаций (МУ Детская городская поликлиника №1, РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» им. Г.А. Илизарова, МКОУ «Лесниковский лицей им.Тюнина А.В.»). На базе детских досуговых комнат, центров раннего развития или детских клубов (в том числе частного сектора) комнаты здоровья не представлены. В первую очередь это связано с необходимостью закупки достаточно дорогого оборудования, а также выделения под комнату отдельного помещения. Согласно Стратегии-2020 для детей с ограниченными возможностями должен создаваться доступ к более качественным образовательным услугам, а также должны создаваться условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, в том числе сенсорной интеграции. Согласно данным Министерства образования РФ комната здоровья способствует удачной адаптации детей с ограниченными возможностями. Например, около 50-60 % детей-аутистов, посещающих индивидуальные занятия в комнате здоровья, смогут учиться по общеобразовательной программе, 30% – по программе специальной школы и 8-10% — адаптироваться в условиях семьи. Создание комнаты здоровья будет способствовать: — социальной адаптации большего количества детей с ограниченными возможностями — доступности психокоррекционных и здоровьесберегающих технологий для большего количества маленьких жителей города Кургана — созданию площадки, где молодые специалисты (студенты-педагоги, студенты-психологи) смогут на практике познакомиться с возможностями комнат здоровья в педагогической коррекции детей, проведению коррекционных занятий, игровой деятельности, коррекции психического развития детей — проведению психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связана с острыми стрессовыми ситуациями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *