Как объяснить ребенку про бога?

Глава I
КТО ТАКОЙ БОГ?
— Бабушка, расскажи мне, кто такой Бог, — попросил бабушку Петя, — Он человек?
Бабушка подумала и сказала:
— Нет, не человек. Посмотри, Петенька на солнышко. От него к нам тепло идёт и свет. Пригревает оно землю, освещает, и помогает расти деревьям и травам. Вот и Бог, как солнышко, даёт людям жизнь. Только он невидимый. Люди всё на небо смотрят, чтобы Бога разглядеть, а он — везде. Всех видит, слышит и потихоньку разговаривает. Мысли людям посылает и слова подсказывает добрые и хорошие. Есть у него помощники. Невидимых помощников называют ангелами. Люди их представляют себе в белых одеждах с крыльями. Как будто по небу они летают. Приносят ангелы людям от Бога известия. Если тебе ангел ночью известие принесёт — проснёшься утром и знаешь, что днём случится. Видимые помощники Бога, священники, в церкви служат. Они такие же люди, как и все другие. Передают Богу просьбы и поют в церкви песни, которым их научили ангелы. Одеты священники в длинные красивые платья — ризы. На груди носят крест. Крест показывает, что выполняют они нелёгкую службу. За то, что служат Богу и людям, охраняет их Бог от всякого зла.
— А в церкви на стенах портреты Бога висят?
— Это, Петенька иконы. На них Бог нарисован и Сын Божий со своими учениками. Бог, для того, чтобы люди узнали, какой он, сделал так, чтобы на Земле родился его сын.
— А сын на Бога похож?
— Лицом он, на маму свою похож, Марию, а вот душой — на Бога. Очень уж мудрый да справедливый.
— Бабушка, а что такое душа?
— Душа, Петенька, внутри человека. Увидеть её нельзя. Душа такая нежная и тоненькая, что и глазом не увидишь, и через очки, и в микроскоп. А почувствовать можно. Душа твоя за тебя и радуется, и плачет, и болит. И характер твой, добрый или сердитый, и настроение, весёлое или грустное — это тоже твоя душа.
— А где же она у меня?
— Душа с каждой твоей клеточкой связана. И с головой, и с руками, и с
ногами, и с животом, и с сердцем. Всё она замечает, что у тебя внутри происходит. И на всё откликается. И на радость, и на горе. Если сильно огорчаешься и боль в груди чувствуется — это, говорят, душа болит.
— А у кошки есть душа?
— Есть и у кошки. Только душа её не так много чувствует, как человеческая. Душа ведь с разумом связана. А кошке думать гораздо меньше приходится, чем человеку.
— А у Бога, бабушка, душа большая?
— Да, Петенька, душа у Бога огромная, добрая и красивая. Бог хочет, чтобы у всех людей души такие же были, чтобы люди только доброе делали, пели, рисовали и радовались. Бог своей душой всё чувствует, что с каждым человеком случается, и с ангелом. И всех очень любит.
— Ангелов много, бабушка?
— Ой, много, Петенька! У каждого человека свой ангел- хранитель есть. Ангелы Бога охраняют и людей защищают.
— А если я ангела сейчас позову, он прилетит?
— Если помощь тебе нужна — прилетит. Только ты его не увидишь, он же невидимый. А беду отгонит. Чтобы ангел тебя поскорей услышал, надо слова особенные говорить — молитвы. Тех людей, кто в церковь ходит и молитвы читает, Бог слышит и помогает им.
— Бабушка, а где Сын Божий живёт?
— О жизни Сына Божия его ученики книгу написали. Называется она Евангелие. Я сейчас тебе о Сыне Божием и его учениках расскажу.
Глава II
РОЖДЕСТВО
Очень давно, в Иудейском городе Вифлееме, у плотника Иосифа и его жены Марии, родился сын. День его рождения стал первым днём нового календаря. По нему люди считают дни уже больше двух тысяч лет. Ещё до того, как Иосиф и Мария стали мужем и женой, Иосиф увидел во сне ангела. Ангел рассказал ему, что Бог сделал так, чтобы у Марии родился сын, похожий на Бога. Очень добрый, мудрый, честный, сильный и красивый. Когда малыш вырастет, он сможет делать невероятные чудеса и станет любить людей так же сильно, как и его Небесный Отец. Он будет не только человеческим сыном, но и Сыном Бога.
Так и случилось. У Марии родился мальчик. Родители назвали его Иисусом. А народ прозвал Иисусом Христом, что означает Спаситель. Предсказатели или пророки, говорили, что в те дни родится человек, который спасёт всех людей Земли от гибели. В те давние времена люди были неграмотными, плохо знали законы, ссорились и воевали между собой. Бог сердился за это на людей.
Через своего Сына он хотел предостеречь их: если люди не перестанут обижать друг друга, через две тысячи лет они превратятся в страшных злодеев и могут погубить Землю.
Спастись от гибели сумеет только тот, кто научится жить по новым законам и перестанет быть злым. А объяснить людям законы сможет только Иисус Христос, потому что будет слышать самого Бога.
Ранним утром, когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. Восточные волшебники, волхвы, увидели эту звезду и поняли: Бог дал людям знак, что Спаситель родился. Волхвы пришли посмотреть на малыша и принесли ему подарки. А звезда указывала им путь.
Глава III
БЕГСТВО
Иудейский царь Ирод услышал о рождении великого человека и испугался, что когда Иисус вырастет, может стать царём вместо него. Ирод не знал, где поселились родители с малышом, и никогда их не видел, поэтому приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме.
Но Иосифу ночью снова привиделся ангел и предупредил его об опасности. Той же ночью отец и мать убежали, вместе с маленьким Иисусом, из Иудеи в другую страну, Египет, в город Назарет. А через несколько лет вернулись в Иудею.
Глава IV
КРЕЩЕНИЕ
До тридцати трёх лет Иисус жил вместе с родителями. Он ходил с ними в церковь, и все восхищались его мудростью, стараниями в учёбе и добротой. В те дни, в Иудейской пустыне жил Иоанн Креститель. Он говорил людям, которые поступали плохо, что им нужно рассказать о том, что натворили и попросить за это прощения. Значит, покаяться. А потом — креститься. То есть войти в воду для того, чтобы показать, что хотят стать чистыми и честными. Пророки сказали Иоанну, что люди смогут жить правильно только после раскаяния и крещения. Тогда Бог будет их слышать и помогать им. А Иисус сможет научить людей новым законам. Сам Иисус тоже пришел к Иоанну Крестителю в пустыню, поговорил с ним и окунулся в воду реки Иордан. В то время, как Он входил в воду, на небе появился свет и с небес послышался голос Бога: «Он Сын Мой возлюбленный, и в Нём Мое благоволение». Это было благословение Бога, или пожелание, чтобы дела Иисуса благополучно свершились.
Глава V
В ПУСТЫНЕ
После крещения ангел привёл Иисуса в глубь пустыни, где Иисус должен был пройти испытание. Учителю нужно стать сильным, смелым и терпеливым.
Четырнадцать дней и ночей Иисус терпел в пустыне голод, а потом захотел есть. Тогда подошёл к нему дьявол, самый главный и злой колдун, и сказал: «Если ты Сын Божий — сделай камни хлебом, иначе с голода умрёшь». Иисус не испугался и ответил: «Не только хлеб дает человеку жизнь, но и помощь Божия». И не стал дьяволу подчиняться. Тогда дьявол отнёс Иисуса в город, поставил на высокую стену и сказал: «Если ты Сын Божий, прыгай вниз. Написано в книге, что повелел Бог ангелам спасать людей. Попроси Бога, пусть ангелы подхватят тебя на руки до того, как упадёшь на камни». Сказал Иисус: «Написано в книге: не делай так, чтобы звать Бога на помощь по пустякам». И не стал прыгать вниз. Поднял Его дьявол на высокую гору, показал все сокровища мира и сказал: «Всё тебе отдам, если поклонишься мне». Но велел ему Иисус: «Иди за мной сатана, написано: только Господу Богу поклоняйся и ему одному служи». Тогда отошёл от него дьявол. Ангелы окружили Иисуса и заботились о нём.
Узнал Иисус, что враги схватили Иоанна Крестителя и заперли в темницу и ушел из Назаретской земли в другую землю, Галилею. Там начал Иисус учить людей, Он уговаривал их покаяться, чтобы души их стали чистыми, и Бог заговорил с ними.
Глава VI
В НАЧАЛЕ ПУТИ
Когда проходил Иисус по берегу моря Галилейского, увидел двух рыбаков, братьев Петра и Андрея. Они забрасывали в море сети. Сказал им Иисус: «Ступайте за мной и все люди захотят подружиться с вами». Братья оставили свои сети и пошли за ним. Увидели они на корабле братьев Иакова и Иоанна и позвали за собой. Прошёл Иисус по всей Галилее, рассказывал о Боге и законе Божием. Лечил людей без лекарств. Разлетелся об этом слух по всей стране. Стали приходить к Иисусу со всех сторон больные, и он исцелял их. За ним шли многие люди из Галилеи и десяти городов и земель, и от Иерусалима, и от Иудеи и от Иордана.
Глава VII
КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ
Увидел Иисус, что собралось много народа, поднялся на гору вместе с учениками и стал говорить:
Хорошо быть прилежными: старательным ученикам Бог помогает.
Лучше быть обиженными, чем обидчиками: тех, кто обиду стерпел, Бог утешит и поддержит.
Лучше быть послушными: их все любят, постепенно все люди такими станут.
Лучше быть честными: у них врагов нет, потому что никого не обманывают.
Лучше быть добрыми: люди им добром за добро платят, а Бог в делах поможет.
Лучше быть терпеливыми и не огорчаться, если люди недоброе говорят. Пусть насмехаются и грубят, если глупые.
Хорошо быть смелыми: с ними Бог всегда рядом.
Добрые и учёные люди, всё равно, что соль земли. Если
соли не будет, чем еду солить? Плохо будет тому, кто соль рассыплет и растопчет. Вот и вы берегите себя.
Если будете так поступать, Бог станет вас сыновьями считать и наградит за то, что своими делами его прославите.
Бог — это идеальное совершенство, гармония, равновесие, абсолютная правда, то есть, Истина. Позволяют её достигнуть добродетели: честность, кротость, доброта, смелость, мудрость, сила, вера, надежда и любовь. Истина делает жизнь человека красивой, счастливой и славной — райским блаженством.
Око — светильник для тела, делает разум светлым, а человека мудрым.
Сердце — источник тепла, делает чувства тёплыми, а человека — добрым.
Уста — дверь для Истины.
В разуме живёт мудрость, в сердце — любовь, а в устах — мудрое, доброе и верное слово, поэтому Библейское имя Бога: Любовь, Премудрость и Слово.
Бог есть дыхание души.

Молодая мама укладывала своего пятилетнего сына спать. Она была уставшей. Сегодня у нее задался сложный рабочий день. Малыш долго не мог уснуть. Мать уже рассказала ему две сказки, спела колыбельную песню. Но, мальчик все не засыпал. Он ворочался в кроватке, переворачиваясь с одного бока на другой. Уставшая мать просила сына, чтобы он уже засыпал.
Вдруг малыш лег на спину, широко открыв свои голубые глаза, немного замер. Затем он спросил у матери:
-Мама, а что такое Бог?
Мать опешила. В ее планы на вечер не входило размышление на в столь серьезную тему. Она не знала, что ответить сыну. Но, отвечать надо было, малыш ждал.
-Знаешь сынок, — начала, было, мать-Бог это… все, что есть вокруг нас. Он все знает, все видит и многое может.
Малыш повернул голову в сторону матери и тихо спросил:
-Он может даже слышать наши мысли?
-Да, сынок. Он знает, о чем мы думаем. Ты даже можешь с ним разговаривать молча. Тебе не обязательно вслух говорить. Можешь задавать ему вопросы, и он тебе ответит — сказала мать своему сыну.
Она надеялась, что малыш замолчит и быстрее уснет.
Малыш действительно замолчал. Он отвернулся в сторону стены и тихо лежал.
Мать вдохнула, и уже подумала, что сын уснул.
Через несколько секунд малыш резко перевернулся на спину и снова обратился к матери:
-Мам, а знаешь, что я спросил у Бога?
-Ну, и что же ты спросил?
-Из чего я сделан?
-Ну и что он тебе ответил?
-Он сказал, что я состою из невидимых глазам маленьких шариков.
-А еще, что он тебе сказал? — спросила мать, зевая и прикрывая рот руками.
-Еще он сказал, что бумагу делают из деревьев.
-Интересно причем тут бумага и деревья, — подумала про себя мать.
— Уже поздно, завтра в садик. Надо рано вставать. Спи,-в очередной раз обратилась мать к сыну.
-Завтра днем поговоришь с Богом.
Через некоторое время малыш уснул.
Мать вдруг вспомнила разговор с сыном. Она поняла, что в ответах полученных мальчиком есть какая то истина. Неужели малыш разговаривал с Богом? Ведь действительно, бумагу получают из деревьев.
-Да, откуда он это мог знать?- размышляла мать, постепенно засыпая.

Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.

Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?

Когда надо начинать христианское воспитание детей

Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.

Христианское воспитание детей

Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние. Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары. Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.

Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.

Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.

О христианском воспитании детей:

  • Хорошие православные мультфильмы для детей
  • Как учить детей молитве
  • Как детям вести себя в храме

Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь. Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать. Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.

Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.

Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения. Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.

Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.

Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.

Библия для детей

Главные факторы христианского воспитания

Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:

  • искренность;
  • последовательность;
  • реальность;
  • личный пример;
  • молитва.

Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить. Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры. Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.

Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.

Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.

Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога. Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной. Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.

Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет. Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам. Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.

Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.

Дети в храме

На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.

Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.

Молитвы о детях:

  • Молитвы Господу Иисусу Христу о детях
  • Материнская молитва о детях
  • Молитва Божией Матери о детях

Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.

Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей. Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе. Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма. Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.

Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь. И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса. И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.

Практические советы по христианскому воспитанию детей

Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.

Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.

Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.

Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни. С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы. Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».

Детская воскресная школа при храме

Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.

Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.

Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости. Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем. Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.

Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.

Видео-интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге

Самое важное, что должен знать ребенок о Боге — это то, что Господь Бог является главным существом, Создателем и Творцом всего существующего. Бог — невидимый дух, который, подобно царю, владеет полнотой силы и власти, но только не в одной стране, а во всем мире. Он существует повсюду: видит и заботится обо всех людях, является самым сильным, мудрым и добрым правителем. Бог следит за миром и всеми людьми на Земле, желая, чтобы они жили в счастье и справедливости. Трудно понять, кто такой Бог отдельно без его деятельности. Поэтому важно знать, что он является творцом всего сущего, а также праотцом, т.е. родителем человека.

Бог — создатель мира

Сначала следует обратить внимание на весь окружающий мир: горы, леса, деревья, цветы. Помимо людей мир населяет огромное множество птиц, животных и насекомых. Человек ходит по земле, а над ним находится красивое голубое небо, с которого светит и согревает солнце, капает дождь и хмурятся тучи. Насколько красив и удивителен этот мир.
Но раньше, когда-то давно, ничего этого не было. Не было ни людей, ни животных, ни даже неба и земли. Был только один Бог, который возжелал, чтобы появился этот чудесный мир. Сначала Бог создал Ангелов — добрых духов. Потом сотворил землю, но вокруг была темнота. Бог в течении шести дней трудился над созданием белого света и той красивой природы, что нас окружает теперь.
В первый день Бог создал свет и стало светло на земле.
Во второй день Бог создал земную твердь и появился небосвод над землей.
В третий день по слову Господа возникли на земле реки, моря, озера и горы. В этот же день Бог украсил землю зеленой травой, красивыми цветами, фруктами и овощами.
В четвертый день Господь создал на небосводе светила. При этом он пожелал, чтобы одно было солнцем и освещало мир днем, а другим светилом стала луна и освещала землю ночью.
На пятый день Господь решил создать красивых рыб и птиц на земле.
На шестой день по воле Божьей появились животные, «каждой твари по паре». Все они радовались жизни в этом прекрасном мире и восхваляли Господа Бога. А Бог с удовольствием смотрел на свои творения и был доволен новым миром.

Бог — тот, кто сотворил человека

Все радовало Господа в его новом созданном мире, но он понимал, что не хватает на земле человека. И Бог решил сотворить человека, который по замыслу Божию, должен стать господином над всеми животными, птицами и растениями. Одним словом, Господь сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот стал полноправным хозяином всей земли.
И первого человека Бог сотворил из куска земли, из которого создал тело и вдунул в него душу. Душу он наделил разумом, чтобы человек мог мыслить и осознанно принимать решения.
Первым человеком стал мужчина, которого звали Адам. Но со временем Господь заметил, что Адаму одиноко жить одному на земле. Он не мог ни с кем ни поговорить, ни разделить радости или грусти.
Адаму было одному скучно, и Господь сжалился над ним и решил создать для него жену, которая была бы всегда рядом с ним. Господь Бог ввел Адама в очень крепкий сон и вынул из его груди одно ребро. Из этого ребра он создал Адаму жену — Еву. Адам и Ева очень полюбили друг друга и счастливо вместе жили.

Фото: FunKa-Lerele

Дети верующих родителей часто задают своим мамам и папам вопросы о вере. Но далеко не всегда родители правильно на такие вопросы реагируют — причем речь не только о содержании их ответов, но и вообще об отношении к подобным вопросам. Какие ошибки наиболее типичны и как их избежать, рассказывает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов

Фото: Giuseppe Milo

Это касается не только ответов на вопросы о вере — современным родителям вообще катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Есть социологические исследования, согласно которым современный родитель общается с ребенком примерно десять минут в день, причем большая часть этого времени тратится не на разговоры по душам, а на повседневную рутину: «покажи дневник», «почисти зубы», «уроки сделал?». Поэтому детям приходится искать ответы на свои вопросы у посторонних людей, которые могут не обладать педагогическими навыками, не иметь подлинных знаний и даже не всегда желать нашим детям добра. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто достаточно раз в неделю поговорить с ребенком, прочитать ему нотацию и рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Нет, недостаточно! Ребенок нуждается в каждодневном внимании к нему и в каждодневном ответе на его вопросы.

Увы, на практике бывает иначе. Родители говорят: «Потом скажу», «Ты еще мал, не поймешь», «Спроси об этом на исповеди у духовника». И вот приходит ребенок на исповедь, а там стоит 70 исповедников и батюшка перед причастием вышел из алтаря поисповедовать. Естественно, он не ответит — ему некогда.

Вот потому и бывает, что даже в верующих, воцерковленных семьях вырастают дети, которые, уже закончив школу, понятия не имеют о воскресении мертвых и жизни будущего века, а знают только о загробной жизни души. Или, например, ребенок-пятиклассник из очень церковной семьи задает вопрос: «А где находятся кости Иисуса Христа?» Или дети не знают, что вообще значит имя Иисус. Таких примеров я могу привести множество. А причина — родители не беседуют с детьми на духовные темы.

Между тем родителям нужно с самого начала понимать, что детские вопросы — любые, не только о вере! — это очень серьезно, очень важно, отвечать на них совершенно необходимо. Нет времени? Значит, надо что-то изменить в своем жизненном распорядке, выкроить это время.

Более того: к ответам на детские вопросы нужно очень серьезно готовиться. Лучше всего даже делать это заранее — пообщаться с другими родителями, с духовником, почитать православные ресурсы, посвященные этой теме — например, интернет-журнал «Батя», который, кстати, могу рекомендовать одиноким матерям, воспитывающим сыновей. Ведь такой маме трудно бывает отвечать на мужские вопросы, тут уж приходится привлекать взрослых мужчин — будь это духовник, школьный учитель, родственник. Но и самой нужно знать, что отвечать мальчику, чтобы он развивал свою мужественность.

Но может быть и так, что вы услышали от ребенка вопрос, на который затрудняетесь ответить сходу. В таком случае надо честно сказать: «Я сейчас ответить не смогу, но я подумаю, поищу ответ и обязательно тебе скажу». Естественно, обещание свое надо сдержать, причем сделать это как можно быстрее. Если вернуться к разговору через полгода, у ребенка уже отложится в сознании, что он спросил и ему не ответили.

И, конечно, нельзя все детские вопросы о вере спихивать на духовника или на учителя в православной школе. Делая это, вы тем самым демонстрируете ребенку, что духовная сфера вам чужда, что христианское вероучение вы не знаете, что ваша принадлежность к Церкви чисто внешняя, формальная. Постоянно отмахиваться «спроси у духовника» — значит, внушить ребенку уверенность, что вам ответить нечего.

Но бывают, конечно, такие вопросы, когда ребенку можно сказать: спроси об этом еще и у духовника. Мнение духовника — это очень важно, и надо, чтобы в семье знали, что ребенок спросил и что ему ответили. Поэтому я, как духовник, стараюсь делиться с родителями детскими вопросами. Чтобы дети задавали серьезные вопросы, я на своих уроках отвожу специальное время. Включаю музыку и терпеливо жду. Такие вопросы мне позволяют построить интересный урок. А чтобы их лучше запомнить, я завел в классе ящичек, куда дети кладут записки с вопросами. Они, конечно, и устно спрашивают, но мне важно, чтобы вопросы остались зафиксированными. Я изучаю динамику вопросов за последние годы, обнаруживаю некоторые тенденции, рассказываю об этом родителям наших учеников.

Возмущение неподобающей формой вопроса

Фото: Khuroshvili Ilya

Это тоже случается довольно часто: ребенок задает вопрос, облекая его в такие слова, которые родителям кажутся недостаточно благочестивыми или какими-то чересчур наивными, если не сказать идиотскими. Например: «а в раю будет гигантская клубника?», «а можно ли покрестить нашу кошку?», «а у Иисуса Христа была жена?» и так далее. «Да как ты смеешь такое произносить?!», «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» — негодуют родители. А в результате у ребенка возникает недоверие к ним, он боится их спрашивать, чтобы не нарваться на упреки.

Доверительные отношения с ребенком — это самое главное, что родители должны беречь, взращивать и развивать. Ребенок должен всегда знать, что о чем бы он ни спросил, его не опозорят, а поддержут.

Отказ отвечать на вопросы, продиктованные праздным любопытством

Фото: Jaume Escofet

Иногда родители чувствуют, что ребенок, задавая свой вопрос, не очень-то заинтересован в ответе, спрашивает «просто так» — и поэтому отказываются отвечать. Может быть, отказываются в корректной форме, без упреков, может быть, как-то отшучиваются — но так или иначе не поддерживают разговор.

Между тем это серьезная педагогическая ошибка. Даже если вопрос вызван пустым любопытством — все равно для родителей это сигнал, что ребенок испытывает дефицит общения. Вцепившись в родителей, видя их глаза, он начинает спрашивать просто что в голову придет. Но такие «праздные вопросы» могут быть лишь прелюдией к настоящему разговору. Такими вопросами ребенок, возможно, проверяет вас: а вы вообще его слышите? И если мы отфутболим его с «пустым» вопросом, он не задаст и тот настоящий, волнующий его вопрос, который по каким-то причинам сразу задать не может: стесняется, боится. Поэтому родители должны отвечать даже и на пустой вопрос, размышляя при этом, а что будет дальше? Куда повернется разговор?

Приведу пример из одной книги. Ребенок увидел в подъезде кошку, захотел ее погладить, а папа против:

— Не гладь, у нее блохи!

— А откуда у нее блохи? — спрашивает ребенок.

— От другой кошки.

— А у нее откуда?

И папа терпеливо объясняет:

— Та кошка заразилась от кошки из другого подъезда, и так до бесконечности!

И тут ребенок говорит:

— Папа, а ведь бесконечными могут быть только цифры!

И папа понимает, что ребенок-то у него философ! Кошка — лишь повод к разговору, ребенку интересна жизнь, ребенок уже знает, что есть бесконечность цифр, но нет бесконечности кошек.

Детские психологи говорят, что самые интересные, самые глубокие вопросы дети задают в возрасте до 13 лет. А после взрослые «отфутболивания» и общественные стереотипы приземляют ребенка, гасят в нем философские интересы. Ребенок становится «как все» — не высовывается, боится насмешек, оберегает границы своего личностного пространства. Вот поэтому маленьким детям нужно отвечать на их даже самые странные вопросы. А вопросы эти, при всей внешней наивности, могут оказаться невероятно глубокими.

Приведу примеры из своей семейной жизни. Когда одной из моих дочерей было пять лет, она осознала, что все люди смертны, что это неизбежно — и заплакала. Я стал ее утешать, рассказал о Царствии Небесном, о Боге и вечной жизни. Она успокоилась немножко, и потом, уже засыпая, сказала: «Папа, я по тебе скучать буду, когда ты умрешь!» Я вновь начал ее утешать, а она вдруг и спрашивает: «Папа, а ты меня узнаешь в раю?»

Этот детский вопрос на самом деле невероятно глубокий и духовный. Ведь тут, в земной жизни, человек зачастую видит лишь внешнее, а то, что хранится внутри, то есть души даже близких людей, для него закрыты, и потому уже там, за пределами земного бытия, он эти души просто не узнает, пройдет мимо, они так и останутся для него неразгаданной тайной. Узнают друг друга лишь те, кто еще при жизни срослись душами, сроднились. Пятилетний ребенок еще не может, конечно, выразить это по-взрослому, но он вполне способен это чувствовать.

Другой пример, с другой дочкой. Ей тогда, кажется, еще четырех лет не было — и перед сном она спрашивает: «Папа, а у меня в животике есть маленький?» Я опешил, отвечаю: «Да что ты, доченька, спи давай!» А она, не удовлетворившись моим ответом, спрашивает: «Ну, может, как зернышко?» Я как-то растерялся: ну не рассказывать же такой малышке о детородной системе! Пробормотал что-то вроде «Ну, потом поговорим…» А она как-то так вздохнула: «Жаль… Я бы Тёмой назвала».

И вот тут понимаешь, что просто не готов к такому разговору, не готов к тому, что ребенок уже в таком возрасте может так глубоко думать и чувствовать, что в нем уже пробуждается материнство, и ему нельзя уже просто сказать «Вырастешь — расскажу», надо заранее готовить ответы.

Одноразовый ответ

Фото: Alston Huang

Когда ребенок спросил и вы ответили — это еще не значит, что тема закрыта. Ребенок получил ответ от вас — но это только начало разговора. Важно, чтобы на этот же вопрос он получил ответ и от других людей. Если ребенок задал вопрос маме — ей нужно потом обязательно рассказать об этом папе: вот, мол, он это спросил, а я так ему ответила. Очень хорошо, если папа подойдет к ребенку и скажет: «Знаешь, мама рассказала мне, какой вопрос ты ей задал. Это очень хорошо, что ты так глубоко мыслишь! А я со своей стороны мог бы ответить тебе так…»

То есть важно, чтобы у ребенка было объемное восприятие мира, а не плоское, однообразное. Ведь мужчины и женщины немножко по-разному мыслят, и рассказывать будут по-разному, а в результате получится стереоэффект.

Кроме того, даже если кроме вас на этот вопрос ребенку никто отвечать не будет, хорошо бы спустя какое-то время, когда ребенок станет постарше, к этому разговору вернуться, показать ему какие-то другие грани проблемы, которые ранее могли быть ему недоступны. Это, конечно, в первую очередь касается мировоззренческих или богословских вопросов вроде «откуда в мире столько зла?», «почему в Библии ничего не сказано про динозавров?», «почему Бог не мешает злым людям обижать добрых людей?» и так далее. Такие вопросы никогда нельзя исчерпать полностью, чем старше становится ребенок, тем более глубокий ответ он способен воспринять.

Ну и, конечно, если родители ответили сходу — и чувствуют, что не очень разбираются в этой теме, что их ответ был слишком приблизительным, им нужно глубже в это вникнуть, почитать какую-то литературу, спросить у знающих людей — и как можно скорее поговорить об этом с ребенком вновь, дополнить свой ответ.

Переоценка своих познаний

Фото:Swansea Photographer

Бывает, однако же, и так, что родители непоколебимо уверены, что уж они-то все о Православии знают и на любой вопрос могут ответить безошибочно. Отвечают детям сходу — и отвечают неправильно, их ответы не соответствуют церковной традиции. Отвечают, основываясь на каких-то стереотипах, бытующих в околоцерковной среде, на каких-то слухах, бездумно повторяют чьи-то слова.

Особенно часто это бывает с вопросами церковной жизни, стоящими сейчас особенно остро, будоражащими общественное сознание. Например, что считать ересью? Ересь ли экуменизм? И родители, которые борются с этой ересью на просторах интернета, соответствующе и отвечают своим детям, не доверяясь мнению священников.

Между тем очень важно, чтобы ребенок понимал: у него есть семья, но есть и храм, есть и духовник, есть и приходская община, и не надо замыкаться (в том числе и со своими вопросами) только в границах семьи. Естественно, я имею в виду ситуацию, когда внимательный духовник, здоровая община (а таких все больше).

Если же родители замыкают ребенка на себя, то когда он вырастает, когда ему исполняется 14-15 лет, когда родительский авторитет падает — он остается со своими вопросами один на один. Родителей он уже не спрашивает — не доверяет, а больше рядом никого нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *