Как откреститься от православия

Снятие крещения у атеистов

Сертификат о снятии крещения

Атеисты иногда проводят подобные церемонии, которые зачастую воспринимаются как шутка. Желание раскреститься может быть вызвано протестом против практики приобщения детей к церковной жизни в несознательном возрасте через крещение детей. Кроме того, некоторые люди хотят быть исключенными из официальных церковных списков крещеных, так как опасаются, что большое число формально крещеных может использоваться религиозными организациями для обоснования своих претензий, например, на законодательные льготы.

Например, российский сайт debaptism.ru продает сертификаты раскрещивания. Сертификат содержит следующий текст:

Сообразуясь с собственными убеждениями, я,(ФИО), будучи подвергнут(а) обряду православного крещения, настоящим публично аннулирую свою причастность к этому обряду и отрекаюсь от Русской православной церкви. Я отвергаю все её убеждения, все обряды, как ложные и суеверные. В частности, крещение ребенка считаю насильственным актом религиозного характера, способным помешать самоидентификации личности.

Я не желаю впредь входить в число членов церкви, основанное на статистике крещений и используемое с целью установления господства и получения законодательных привилегий.

Некоторые атеистические организации, в том числе Союз рационалистов, атеистов и агностиков (итал. Unione degli Atei e degli Agnostici Razionalisti) в Италии и Национальное секулярное общество (англ. National Secular Society) в Великобритании, выдают «сертификаты о рескрещивании», но даже они сами не утверждают, что подобные сертификаты имеют юридическую или каноническую силу. Церковь Англии отказывается что-либо делать по требованию предъявителя сертификата о раскрещивании. Римско-Католическая церковь рассматривает получение сертификата о раскрещивании наравне с любым другим актом отречения от католической веры; с 2006 по 2009 год она рассматривала это как формальный акт отречения и отмечала в реестре крещённых.

В других атеистических группах проводят шуточное «раскрещивание» при помощи фена

Точка зрения христианских церквей

Православная церковь считает абсурдным «аннулирование» крещения, утверждая, что, как нельзя, родившись телом, вернуться в утробу матери, так нельзя, родившись от Духа, перестать быть от него рождённым. Человек может отречься от Бога и Церкви, однако крещёным он все равно остаётся (если у него возникнет желание вернуться в Церковь, то от него потребуется покаяние в совершённых грехах, но креститься ещё раз ему не нужно).

Католическая церковь также считает «аннулирование» крещения невозможным, но с 1983 по 2009 год она предусматривала, что существует как отречение по факту (через апостасию, ересь или схизму), так и Формальный выход из католической церкви (англ. Formal act of defection from the Catholic Church) (лат. Actus formalis defectionis ab Ecclesia catholica) — когда человек, самостоятельно, осознанно и добровольно принявший решение об отказе от католической веры, направляет письменное заявление уполномоченному церковнику, который принимает решение о том, можно ли это считать подлинным отречением от веры и отделением от церкви. Такие отречения затем фиксировались в регистре крещённых, но как отдельные факты; это вряд ли можно считать действительным «раскрещиванием», даже если человек отказывался не только от членства в Католической церкви, но и от христианства вообще. Факт совершения крещения оставался фактом; Католическая церковь также считает крещение «неизгладимой печатью», установлением «онтологической и постоянной связи, которая не теряется ни из-за какого акта или факта вероотступничества» (англ. is an ontological and permanent bond which is not lost by reason of any act or fact of defection.).

Несмотря на это, формальные требования раскрещивания имели место быть; так, во Франции один человек подал судебный иск против французской католической церкви из-за того, что она «отказалась аннулировать его крещение». Истец был «раскрещён» в 2000 году, и десять лет спустя потребовал, чтобы его имя было вычеркнуто из списков крещённых. Суд в Нормандии удовлетворил иск, церковь обжаловала это решение. В 2007 году испанец Мануэль Блат Гонсалес подал в суд на Католическую церковь в Валенсии, которая отказалась удалить из записей о крещении его имя. Епархия Валенсии мотивировала отказ невозможностью отмены таинства Крещения, однако суд удовлетворил иск.

В 2009 году 56-летний лондонец Джон Хант обратился к официальным лицам Англиканской церкви с требованием считать совершённое над ним в пятимесячном возрасте крещение недействительным, так как он был слишком мал, чтобы самостоятельно принять такое решение. Сначала представители Сатуаркской епархии отказались удалять запись о крещении, но после того, как он опубликовал своё отречение в London Gazette, они согласились внести в неё поправки.

Примечания

  1. Генрих Латвийский. Книга вторая. О втором епископе Бертольде // Хроника Ливонии / Пер. с лат., введ., комм. С. А. Аннинского. — 2-е изд. — М.—Л.: Издательство АН СССР, 1938.
  2. Nicole Martinelli. Debaptism 2.0: Fleeing the Flock Via the Net. Wired.com. Дата обращения 28 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  3. 1 2 Pigott, Robert. Atheists call for «debaptism», BBC News (14 марта 2009). Дата обращения 13 апреля 2014.
  4. The peculiar practice of debaptism. Guardian (16 июля 2008). Дата обращения 13 апреля 2014.
  5. Skeptic’s Dictionary definition. Skepdic.com (29 октября 2013). Дата обращения 13 апреля 2014.
  6. «The society’s president, Terry Sanderson, says the certificate is not designed to be taken too seriously, and he suggests displaying it in the loo» (Atheists call for «debaptism»).
  7. ‘Debaptism’ Takes Root with American Atheists. Crosswalk.com. Дата обращения 13 апреля 2014.
  8. «Participants acknowledge the silliness and celebrate freely because the mock ceremony is a very informal While it is true that a ceremony to affirm one’s atheism is unnecessary, it’s also true that human beings are social creatures who simply enjoy being silly from time to time and having fun at celebratory social gatherings». (The First Minnesota Atheists Debaptism Event) Архивная копия от 9 августа 2010 на Wayback Machine
  9. Вопросы священнику о крещении на сайте Православие и мир.
  10. 1 2 Pontifical Council for Legislative Texts, »Actus formalis defectionis ab Ecclesia catholica». Vatican.va (13 марта 2006). Дата обращения 13 апреля 2014.
  11. Beardsley, Eleanor. Off The Record: A Quest For De-Baptism In France : NPR, NPR (January 29, 2012). Дата обращения 2 февраля 2012.
  12. Испанский суд вступился за гея, предписав Католической церкви стереть запись о его крещении. Интерфакс-Религия (25 октября 2007). Дата обращения 20 декабря 2010. Архивировано 29 марта 2012 года.
  13. Chris Irvine. Atheist wins right to have baptism removed as he did not consent as a baby (англ.), The Telegraph (10 April 2009).
  14. William Lee Adams. De-Baptism Gains a Following in Britain // Time. — 2009-04-14. — ISSN 0040-718X.

Как я три раза отрекся от веры: священник о своем извилистом пути к Богу

Протоиерей Дмитрий Харцыз, руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграм.

Я рос настоящим советским мальчишкой. Прошел все стадии советского «взросления»: октябренок — пионер — комсомолец. В тот знаменательный день, когда мне вручили красный галстук, которым очень гордился, и произошло мое первое — детское — отречение.

Было очень холодно. Мы с одноклассниками, такими же новоиспеченными пионерами, наперекор морозу шли домой с расстегнутыми пальтишками — грудь навыкат, галстук напоказ. Я специально выбрал более длинную дорогу до дома, чтобы подольше насладиться своим триумфом. Вечер и ночь прошли спокойно, но на следующее утро наступила расплата за мою неуместную браваду — ангина. Лечить меня приехала моя Бабушка (именно Бабушка с большой буквы) Елена Алексеевна.

Я посчитал, что теперь, будучи пионером, я обязан говорить людям правду и просвещать их. Вдохновенно, как настоящий политрук, я начал «вразумлять» ее: «Ты, бабуленька, очень глупенькая и непросвещенная. Бога-то нет, а ты в него веришь». Она лечила мое больное горло, а я каждый раз, когда она приходила, старался излечить ее от «темноты». Бабушка очень расстраивалась, но никогда не старалась переубедить меня. «Не говори, внучек, так, не надо. Вот тебя Боженька наказал за гордячку твою, простудился сильно». Сейчас я вижу, как Господь смирял меня болезнью, но тогда я мог верить только в красный галстук, которому пришлось повисеть на стуле несколько дней до моего выздоровления.

В 20 лет меня, как и всех студентов в то время, забрали служить. Я был распределен в погранвойска, что и привело к встрече с будущей женой. Тогда же в 20 лет, я, влюбленный мальчишка, произнес свое второе — юношеское — отречение.

Сразу после дембеля мы собирались расписаться. Моя тогда еще будущая теща однажды подошла и спросила:

— Дима, а может вы со Светой повенчаетесь в церкви? Родственники из села приехали и спрашивают меня про венчание, а я и не знаю, что ответить…

Мой ответ был однозначен, потому что этот вопрос, казалось, был решен для меня на всю жизнь.

— Что?! Я ведь комсомолец! В Бога не верю. В церковь никогда не пойду и никаким попам кланяться не буду!

Неудачи в поиске стабильной работы и налаживании собственного бизнеса стали поводом для поиска тех сил, которые могли бы помочь мне, раз уж своих собственных оказалось мало. В тот период передо мной открылась, как мне казалось, «истина». Через книги Е. П. Блаватской, Н. К. Рериха и С. Н. Лазарева, через «кармы» и техники самопознания я дошел до той точки, в которой границы человеческого и божественного стираются. С мыслью «я избранный», осенившей меня, я взял в руки карты таро, и вместо того, чтобы к Богу идти, я сам захотел им стать. Это и стало моим третьим — зрелым — отречением.

Конечно, ни карты таро, ни «самоочищение» по книгам, ни моя новая «божественная» сущность не помогли с долгами. Одной бессонной ночью в поток тяжелых, давящих мыслей, беспрерывно одолевавших меня, ворвалась новая, светлая и звонкая: «А если есть Кто-то, Кто специально не посылает мне успеха на этом пути? Что, если я несчастен намеренно и на то есть Чья-то высшая воля?» Эта мысль стала дверцей в новый, удивительный мир, который открылся для меня в канун Пасхи.

Давняя русская традиция подтолкнула нас пойти в церковь: мы украсили яйца и отправились их освящать. Ближайший к нам храм назвать полноценным нельзя, так как это была всего лишь оборудованная иконостасом комната в корпусе больницы, но главное — с настоящим священником. Служба эта осталась в моей памяти как самая долгая, несмотря на то, что потом были и архиерейские, и патриаршие. Все время Божественной литургии мое предобморочное состояние подталкивало меня уйти, но я оставался на месте. Сейчас я вижу в этом свое первое испытание и призвание ко Христу, но тогда бессознательно, не отдавая себе отчета в том, зачем должен стоять, я все же стоял.

По дороге домой между мной и супругой произошел диалог, который определил всё как в ее жизни, так и в моей.

«Знаешь, я в священники пойду».

Удивление, которое я моментально считал с ее лица, было красноречивее любых слов. От робких вопросов она перешла к настойчивым просьбам и укорам: «Это значит, что я стану попадьей?.. Милый, может, лучше на работу? Сколько можно сидеть на шее у родителей, скажи?!

Она хорошо знала ту импульсивность, которая была яркой чертой моего характера и проявлялась постоянно, да и сам я знал это за собой. Однако сейчас, поддавшись импульсу, я сразу же абсолютно уверился в правильности решения. Мое сердце словно окутало теплым пуховым одеялом. Мне впервые стало так спокойно, что секундный порыв превратился в непоколебимую убежденность. Я тихонько ей говорю: «Решил я уже все. Хочешь, давай со мной». Она и пошла.

В Троицкой церкви г. Красноярска я начал свое послушание. Выполнял самую «смирительную» работу: копал, красил, белил, таскал мусор. А на душе — радость. Кредиторы из той, уже далекой и как будто не моей части жизни прорывались в жизнь новую, настоящую, и требовали возвращения долгов. Я переживал, но внутри теплилась уверенность, что всё решит Он — Тот, к кому я так стихийно прильнул всей душой. Знакомые, родственники в единодушном порыве признали во мне человека сумасшедшего, а мне хорошо, как никогда.

Денег нет, даже на автобус. На службу утром пешком, 12-13 километров в одну сторону. Однажды пришел одноклассник с «деловым» предложением. «Хватит, — говорит, — ерундой заниматься. Приходи на работу ко мне в фирму, сделаю тебя своим заместителем. Зарплата — тысяча долларов». Для меня эти деньги в то время были богатством, которое разом решило бы все проблемы, но я отказался. Это называю своим вторым испытанием и призванием ко Христу.

Последнее событие на пути моего духовного становления — чудо. Я работал во дворе храма и увидел направлявшегося ко мне мужчину. Пригляделся и узнал в нем давнего знакомого, бегавшего со мной на переменах по школьным коридорам. Одет он был модно, в руках барсетка, на пальце большое кольцо-печатка. Он, как оказалось, не ожидал меня увидеть, но был очень рад. Стал задавать вопросы о жизни, рассказывал о своей и вдруг спросил: «А есть ли какие-нибудь проблемы?» Я начал уверять старого товарища, что всё хорошо, а потом всё же рассказал, сам не знаю почему, про свои трудности, тянущиеся шлейфом из «прошлой» жизни. Тот выслушал и говорит: «Так значит, я к тебе». После этой фразы, ничего не объясняя, он достал объемную пачку денег и вложил ее мне в руки. «Сегодня у меня возникла мысль — как наваждение, из ниоткуда. Она так прочно укоренилась в голове, так ясно и громко прозвучала, что я не мог не прислушаться. Если я хочу изменить свою жизнь к лучшему, мне нужно пойти сегодня в церковь и помочь первому встречному. Как видишь, в церковь я не успел зайти, так как встретил тебя во дворе».

Денег, кстати, было ровно столько, сколько я должен был отдать кредиторам. А этот человек теперь — мой кум и замечательный батюшка. Он стал ходить на послушания в ту же церковь. Вместе мы были введены в алтарь. Практически в одно и то же время нас и рукополагали.

Теперь у нас с матушкой четверо детей. Есть двое внуков и, надеюсь, не последних. Я вижу, что на протяжении всей жизни Бог любил и берёг нас каждую минуту. Лишь бы мы свои маленькие испытания выдержали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *