Как поститься в великий пост?

Сегодняшняя статья будет посвящена Великому посту, который считается самым строгим из существующих в христианском календаре и пора уже задуматься, что можно есть в этот период. Далее мы расскажем с какого числа и по какое число в православии будет пост в этом году, что можно и нельзя есть в Великий пост 2020 по дням недели для мирян, напишем разрешенный список продуктов, которые можно включить в меню в этот период, а также сообщим кому нельзя поститься, какие правила поведения необходимо соблюдать в пост.

Сорокадневный весенний пост олицетворяет собой одухотворение человека, покаяние, проявление смирения, отказ и очищение от злых помыслов, а также приближение православного христианина к своему Создателю. Рассматривая, с какого числа, и по какое число в православии надо поститься, выясняется – соблюдать постование нужно семь седмиц. В 2020 году Великий пост начнется 2 марта, а завершится перед светлым воскрешением Спасителя 18 апреля, поэтому ещё есть время присоединиться к истинно верующим, и обновить свой дух и тело, избавившись от прегрешений.

Великий пост: что можно есть по дням недели мирянам

Постование предусматривает время для воздержания, однако существуют и послабления, которые помогают поддерживать организм в здоровом состоянии. Лучше всего, поддерживать правильный пищевой режим, используя календарь питания по дням:

Седмица 1:

  • полный отказ от еды – понедельник;
  • во вторник можно съесть немного чёрного хлеба и выпить воды;
  • приём сухой еды в – среду;
  • в четверг по церковному уставу также желательно не кушать;
  • горячие кушанья с маслом едят в пятницу;
  • в воскресенье к горячим, заправленным маслом блюдам, добавляется немного красного вина.

Седмица 2:

  • в 1, 3 и 5 день разрешается сухая, сырая еда без масла;
  • во вторник – горячие блюда без масла;
  • в субботу подогретая пища с маслом;
  • в воскресенье – горячие блюда с маслом и вино.

Седмица 3:

  • в 1, 3 и 5 день – сухоядение, без употребления масла;
  • во вторник и четверг – горячие блюда без масла;
  • в субботу – приправленные с маслом горячие блюда;
  • в воскресенье — горячая еда с маслом и вино.

Седмица 4:

  • в 1, 3 и 5 день – сухие, сырые блюда без масла;
  • во вторник, четверг – горячая пища без использования масла;
  • в субботу горячие блюда с маслом;
  • в воскресенье – горячее с маслом и небольшое количество вина.

Седмица 5:

  • в 1, 3 и 5 день – сухоядение без употребления масла;
  • во вторник и четверг – горячие блюда без масла;
  • в субботу горячие кушанья, заправленные маслом;
  • в воскресенье горячие блюда с маслом, вино.

Седмица 6:

  • в 1, 3 и 5 день – кушают сухие блюда, не заправленные маслом;
  • во вторник – горячую еду без масла;
  • в Лазарев День (субботу 31 марта) разрешается кушать горячие блюда, рыбу, морепродукты, икру, пить вино;
  • в Вербное воскресенье православные кушают рыбные, горячие блюда, пьют вино.

Предпасхальная Седмица:

  • в понедельник и среду – сухая еда без масла;
  • во вторник и четверг – приготовленная с маслом горячая пища;
  • в пятницу – полный отказ от принятия еды;
  • в субботу – лучше воздержаться от пищи, но поскольку это сложно, то допускается употреблять хлеб, овощи и фрукты без масла, и воду.

В воскресение миряне разговляются пасхальными яйцами, куличом и другими угощеньями, приготовленными к торжеству.

Правила поведения в Великий пост

Огорчает формальность, с которой некоторые подходят к добровольному воздержанию от запрещённых кушаний и бездумного веселья, в конце концов, не является данное действо разгрузочными днями, а символизирует собой более высокую цель – возрождение и обновление во имя любви к Богу. В течение нескольких недель любой может заняться самосовершенствованием, воспитанием в себе терпимости и лучших человеческих качеств, на фоне мирской суеты важно найти в жизни место и для более важных, нематериальных ценностей.

Что делать с вербой, которая простояла год в доме

Когда нужно красить яйца на Пасху (в какой день недели)

Уборка перед Пасхой: список дел

Как покрасить яйца на Пасху без химии и красителей

Но тем, кто решил серьёзно отнестись к отречению от всего негативного, что разрушает душу, стоит знать, как соблюдать условия воздержания в Великий пост, что можно есть по дням недели, и какого поведения придерживаться:

  1. Прежде, как поститься, сходить необходимо в божий храм, и пройти обряд причащения, таинство это связно с предварительным постованием в течение трёх суток. Затем будут отпущены грехи, а батюшка даст своё благословение и наставление по поводу предстоящего воздержания.
  2. На протяжении всей Пятидесятницы христианин должен не только думать о правильном питании, но и избегать дурных поступков, более лояльно относиться к окружающим людям, другим живым существам. Важно, чтобы в этот период человек тщательно следил за своими мыслями, эмоциями и речью, за тем, что думает, делает и говорит. Скверные слова, которые ранят других людей и загрязняют эфир, отравляют и самого человека. По этому поводу в Евангелии говорится, что оскверняет даже не пища, которая входит в уста, а то, что из них выходит.
  3. В столь важное время нежелательно посещать шумные торжества, устраивать вечеринки и гулянья с громкой музыкой и смехом. Разумеется, пост – дело добровольное, но по церковным канонам запрещён даже громкий разговор. Наверное, не стоит упоминать о том, что пост и употребление веселящих напитков несовместимо.
  4. Тому, кто решил выполнить все условия религиозного закона, и пройти путь духовного обновления, будет понятен отказ от плотских наслаждений. Официально в это время в церкви не проходит венчаний, свадьбы запрещены. Также священники указывают на то, что хорошо воздержание и от супружеского общения, но оно не должно идти против воли мужа или жены. Что же касается молодых пар, то для них главным достижением в дни поста станет способность усмирять свою гордыню и умение уступать, что для Бога ценнее, чем отречение от близости.
  5. Бескорыстная, добровольная помощь близким и незнакомым людям – это один из аспектов духовного очищения. Конечно, хотелось бы, чтобы миряне проявляли своё сострадание и в остальное время, но важность таких поступков во время поста обладает особой ценностью.

Посещение храма Божьего – ещё одно непоколебимое правило, без которого это мероприятие бессмысленно. Молясь, исповедуясь, приходя на службы, слушая рассказы о жизни Спасителя, мы приобщаемся к Богу, очищаем свою душу от скверны, поскольку в церкви находимся в непосредственной близости к нему.

Кому нельзя поститься в Великий пост

Некоторые послабления в отношении людей, которым противопоказано отказываться от пищи животного происхождения, всё же есть. Касаются они возраста и медицинских ограничений. Мясные продукты по своей структуре содержат много важных компонентов, включая аминокислоты, необходимые протеины и витамины, которые нужны организму для нормальной работы гормональной системы и восстановления крови, тканей органов.

Поэтому от поста уместно освобождать:

  • людей, страдающих болезнями пищеварительного тракта, среди которых – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, воспаление тонкого кишечника, гастрит, заболевания желчного пузыря и поджелудочной железы;
  • людей пожилого возраста, которым крайне важно употребление в пищу белков, поскольку они нужны для строительства новых клеток;
  • растущих деток (младше семи лет) – для их развития, роста белки представляют особую ценность.

Кроме того, нежелательно поститься людям с серьёзными недугами, являющимися определённой угрозой для жизни, с сахарным диабетом, перенесшим операцию и занимающимся тяжёлой физической работой.

Не следует соблюдать пост женщинам, вынашивающим ребёнка и кормящим грудью – в этом случае полноценное питание важно для них и для младенца.

Для мирян, страдающих от патологий сердца, гипертонии и больной психики, следует держать пост с осторожностью.

10 ошибок постящегося в Великий пост

Разрешенные продукты в Великий пост: список

Ограничение от пищи во время постования в православии – не самая важная сторона вопроса, но, довольно значимая, ведь, тем самым, мы тренируем свой дух, проявляем силу воли, боремся с искусами. Потому нельзя недооценивать этот аспект, считая его формальностью. Итак, наступил Великий пост – что можно есть по дням недели, какие продукты при этом разрешены?

Есть множество съедобных вещей, и их можно кушать с удовольствием, принося благо своему организму:

  • всевозможные крупы;
  • из разновидностей хлеба – серый, чёрный, отрубной, содержащий злаки;
  • высушенные ягоды, фруктовые плоды;
  • все виды орехов;
  • чечевицу, горох, другие бобовые культуры;
  • лесные грибы и шампиньоны;
  • овощные заготовки (соленья, маринады), овощи в сыром, отварном виде;
  • фруктовые компоты, свежие фрукты;
  • натуральный мёд.

Из сладкого допустимо есть варенье, халву, печенье из овсяных хлопьев, мармелад и пастилу. Меню получится разнообразным для постования, и если приложить фантазию, то из перечисленных компонентов, придумав нежирные соусы, готовятся замечательные яства и закуски.

На Благовещенье и Вход Господень в Иерусалим допускается кушать рыбу и приравниваемые к ним морепродукты, считающиеся деликатесом.

Что можно пить в великий пост 2020

Пожалуй, самым приоритетным напитком является чистая питьевая вода, но, понятно, что трудно смириться с отказом от привычного горячего чая либо кофе. Однако, оздоровляя своё тело, все мы понимаем, что большое количество кофе и крепкого чая не полезно для организма. Поэтому чай лучше употреблять зелёный, либо делать отвары из трав, а от кофе лучше отказаться или выпивать его понемногу.

Также допускается заменять воду:

  • молоком кокоса, свежими овощными и фруктовыми соками;
  • рисовым, соевым молоком;
  • компотами из сухофруктов с минимальным количеством сахара;
  • киселями из фруктов и замороженных ягод;
  • можно позволить себе напиток, приготовленный из отрубей, злаковых зерен.

Кофе и чай, вполне, можно заменить натуральным цикорием, употребление которого не сказывается столь негативно на работе сердца и нервной системы.

Тем, кто не страдает зависимостью от алкоголя, разрешено выпивать немного вина в выходные дни, либо использовать его для приготовления постных кушаний. Но речь идёт о настоящем виноградном напитке, который предотвращает атонию сосудов, улучшает состояние иммунитета, нормализует состав и качество крови.

Меню в первую неделю Великого поста

Период строгого постования – первая мартовская неделя, когда после Прощёного Воскресенья, миряне вступают в новую жизнь, простив и попросив прощенья у всех, кого обидели, поэтому есть своеобразные, связанные с этим требования:

  • аскезы требует первый день седмицы, что исключает любую еду;
  • на второй день уместно использование чистой воды с хлебом;
  • принятие холодных блюд, не сдобренных маслом, и не подогретого питья – в среду;
  • такое положение сохраняется в Чистый четверг и Великую пятницу;
  • время, когда можно есть горячее, добавив в него масло – выходные.

Если совсем никак нельзя обойтись без еды, то можно есть в первый день, но тогда христианину предстоит сухоядение, ужесточённый вариант постования.

Среди некоторых кушаний для этого времени подойдут: смесь из сушёной сливы, абрикоса и винограда, орехов, лимона и мёда, печёная морковь, картошка, тыква, свёкла, салат из сельдерея, орехов и яблока, квашенья, маринады. Сухие кушанья приправляют свежевыжатыми соками.

Что нельзя есть в Великий пост перед Пасхой

По церковным уставам есть целый список продуктов, не разрешённых к употреблению, это важно в отношении правил поста, но мы не будем брать строгий монастырский устав, по которому даже кушать можно однократно в сутки, перед сном, исключая дни, предназначенные для отдыха от работы. В выходные разрешается позавтракать, помимо вечерней трапезы.

Обычным мирянам нельзя есть следующие продукты:

  • мясные изделия – свинину, говядину, другие виды подобной продукции, включая курятину;
  • морскую и речную рыбу, морские деликатесы;
  • яства на основе молока – творог сметану, кефир, сыр, а также яйца, как варёные, так и поджаренные;
  • белый хлеб, сладкую выпечку, при содержании в составе дрожжей;
  • специи употреблять можно, но в ограниченном количестве.

Между тем, яичный порошок, желатин, молоко входят в перечень многих блюд, в связи с этим придётся отказаться от шоколада и шоколадных конфет, творожников, быстро приготовляемых вермешелек и других закусок.

Что касается преддверия воскрешения Христа, наистрожайшей является последняя Седмица, а в первый и пятый день недели нежелательно есть вообще. Всё остальное время нужно питаться крайне строго, употребляя минимум постной пищи.

История и традиции Великого поста

Рекомендуем посмотреть видео ниже, в нем рассказывается об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать — в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого — освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет — каждый из нас принимает решение сам.

Когда грядёт Великий Пост, что можно есть по дням недели, наверное, важнейший вопрос для всех, кто решил пройти испытание плоти, и вырасти в духовном плане. Не всем удаётся стойко переносить воздержанность от любимых вкусностей, но тем ценнее их жертва. Впрочем, нельзя считать пост только страданием и ограничением, это наполнение духа божественным светом и идеалами добра.

Благодарим за интерес к статье «Великий пост 2019: что можно есть по дням недели мирянам, а что нельзя». Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:

Великий Пост. 25 советов постящемуся,
или Голод не в желудке, голод – в голове​
См. Календарь Великого Поста.​
1) Цель поста.
Пост – это аскетическая практика, её цель – умножение любви, приближение к Богу, за счёт концентрации на духовной жизни.
Почему в Церкви так много постов? С точки зрения аскетики, чревоугодие – коренная страсть, она лежит в основе остальных семи главных страстей (блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости). Без победы над этой страстью будут тщетны остальные подвиги.
Что же нам мешает в обычной жизни, когда нет поста, так же приходить к Богу? Почему недостаточно от нас одних хороших намерений и стремлений? Почему надо обязательно воздерживаться от пищи и повседневных развлечений? Здесь все объясняется естественными свойствами. Поскольку человек имеет не только душу, но и тело, эти две природы в нем воздействуют друг на друга. Например, плотно наевшись, или выпив алкоголь, мы с трудом можем решить какую-нибудь задачу, которую в другое время с легкостью осилили бы. Или, если мы весь день развлекались или бездельничали, вечером с трудом можем себя заставить подумать о чем-то серьезном или решить сложные проблемы. Поэтому любой пост начинается с воздержания – отказа от сытной и обильной пищи, развлечений, лени и праздности (ничегонеделания).
2) Плоды поста.
Пост Богу не нужен. Пост нужен нам. В человеке, творении Божием, естественно заложена любовь к Богу и любовь к ближним, как в маленьком ребенке – к родителям. Во время поста, очищаясь покаянием, мы эту любовь начинаем чувствовать сызнова. Поэтому наша потребность к посту – тоже естественна. Если мы сильно грязны телом, то естественна нам потребность омыть тело. Если душа наша запятналась грехом, то желание ее омыть покаянием – не менее естественно.
Главный плод поста – это любовь к Богу и к ближним, это освобождение из рабства страстей и грехов, когда наша душа пробуждается и начинает жить духовной жизнью.
3) Подготовка к Великому посту.
Поститься надо с рассуждением. Для этого необходимо заранее (для семейных людей на семейном совете):
а) Определить порядок питания для детей и взрослых на все время Поста и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;
б) определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного исключения), пользования компьютером в нерабочих целях;
в) увеличить продолжительность молитв;
г) назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, подходящей для всех;
д) назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, Литургии Преждеосвященных Даров, служб Страстной седмицы);
Все это исполнено должно быть без всякого насилия, чтобы в семье на время поста установилась особая атмосфера любви к Богу и друг ко другу. Пост – это своего рода сражение со страстями (недостатками) и грехами. Поэтому пост требует от всех членов семьи решимости и твердой воли. Пусть ваша решимость и твердая воля будет для всех примером. Вместе с великодушием и терпением ваш пример преобразит ваших близких и родных людей.
4) Доброделание. Хорошо бы навещать кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести пожертвование на благое дело. Также не забудем посетить одиноких и немощных для поздравления с Пасхой.
Выше было сказано о борьбе со страстями, но не будем забывать, что духовная борьба – это не цель, а лишь средство для стяжания добродетелей, уподобления Христу. Дела милосердия помогают нам обрести столь необходимое нам смирение.
5) Не давать зароков о воздержании от какого-то греха, вредной привычки «на Пост»: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в Пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку, а не христианскую встречу Пасхи.
6) Внешнее поведение. Следует избегать внешнего проявления своего подвига. Будьте приветливы и спокойны. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. Господь заповедал нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры».
7) Рассудительность. У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Невозможно стать совершенным за один Пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого Поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая – для мирян. Умение поститься приходит со временем, от Поста к Посту, гастрономический пост – это более школа, нежели экзамен.
8) Причащение в Пост. Для тех, кто пока ещё не причащается регулярно, желательно несколько раз за время Поста исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Существует традиция всеобщего Причащения в Великий четверг (день установления этого Таинства Иисусом Христом).
9) Составляющие Поста. Пост как воздержание можно подразделить на: информационный, душевный (развлечения), гастрономический, супружеский. Современный человек перекормлен, напичкан информацией, Пост должен ограничить этот поток, рассеивающий чувства и мысли. Условием правильного Поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, развлечений и суеты. Пост – хороший повод бросить, наконец, вредные привычки, излечиться от теле- и компьютерной зависимости.
Пороки и добродетели в человеке – это две противоположности. Печаль – это когда не достает надежды, гнев – когда недостает кротости, эгоизм – когда не достает любви к Богу и ближним. Так, каждой страсти можно противопоставить свою добродетель. Не может человек быть одновременно и не кротким, и не гневливым. Это парадокс. Если вы решили побороть какую-то страсть в себе, то этого невозможно сделать только боря ее, совершенно необходимо развивать в себе противоположную ей добродетель.
10) Состав пищи. Пища, которую мы едим Постом, должна быть по возможности простой. Когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих изысках – это уже лукавство. Можно сказать, что постный подвиг начинается не тогда, когда мы сели за стол, а когда мы пришли в магазин.
11) Степени поста. Сухоядение, употребление растительного масла.
Существуют пять степеней гастрономического поста. В зависимости от физического здоровья христианин может согласовать с духовником свою норму. За последние годы проведено множество научных исследований употребления той или иной пищи при различных болезнях, уточните, действительно ли без котлеты вас неминуемо ждёт летальный исход, как утверждает участковый врач?
Нужно помнить, что наш Устав – монастырский, из южных широт. Мало кто задумывается, почему в некоторые дни в Уставе запрет на растительное масло (сухоядение). А причина в том, что вместо масла в южных странах употребляют оливки, и включать в свой постный рацион еще и растительное масло в монашеской практике воспринималось как излишество. Можно провести такую параллель: не услаждайте свой вкус яблочным соком, ешьте яблоки. Нужно с рассуждением брать на себя постные гастрономические подвиги.
12) Мысли о еде. Пища не должна занимать наш ум во время Поста. Постараться вообще не думать о еде; превратить еду исключительно в физиологический процесс, убрав эстетическую составляющую.
Не будем забывать, что голод не в желудке, а в голове. Когда очень захочется есть, предложите себе кусок чёрного хлеба с водой, так вы легко сможете проверить, действительно ли вы голодны.
Не верьте лукавым мыслишкам, что еда в посте не главное, можно перестать поститься, но зато активно начать делать добрые дела. Ничто не помешает нам делать добрые дела и без куска сыра в желудке.
13) Гости. Практически на любом застолье присутствуют постные продукты. Можно спокойно их вкушать без привлечения лишнего внимания к себе.
Крепко вставшие на путь духовной жизни могут вообще отказаться от застолий с нецерковными людьми на весь Пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток.
14) Нарушение поста. Никогда не поздно начать поститься или возобновить нарушенный пост. В случае неудачи не поддавайтесь на лукавую уловку бросить в этот раз Пост, но уж в следующий раз (в следующем году) начать поститься «по-настоящему».
Уныние – не лучший советчик, не поддавайтесь на провокации. Почему-то считается, что духовная жизнь – это то, что должно получиться само собой, и когда человек впервые «спотыкается» на пути к Богу, то сразу опускает руки. Тем не менее, и в духовной жизни существуют свои принципы и закономерности, их изучает аскетика. Поэтому подходите к посту разумно, изучая опыт святых подвижников.
15) Борьба со страстями. Многие замечали, что, как только начинается Пост, – сразу начинаются искушения. Что ж, эти искушения надо благодарно принимать. Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя – становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес – обижаемся. Не успеваем сделать то, что обещали, – унываем. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. То, что мы видим, – отправная точка для работы над собой, тема для исповеди, предмет исправления.
Когда уходит излишняя суета и сытость, в нас совершенно естественно обостряется восприятие жизни. Можно сравнить в пост себя с человеком, который увидел в лесу медведя. Такой человек и видеть начинает в два раза острее и бегать в два раза быстрее.
Наша жизнь намного проще и беспечнее, нежели была у наших предков (которые были намного более религиозны). Сытость и беспечность как бы усыпляет наш духовный взор, нашу потребность в Боге.
16) Отношения в семье. Неверно считать, что семья только отвлекает от постного подвига. Целью Поста является умножение любви ко всем людям, среди которых семья нам ближе всех. Во время Поста сосредоточимся на том, чтобы больше внимания и тепла уделять нашим близким, больше времени проводить в кругу семьи.
17) Мир с ближними. Без этого весь труд Поста становится бессмысленным. Неслучайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Следует постараться примириться со всеми перед Постом и после этого категорически избегать конфликтов. Любые потенциально конфликтные выяснения отношений отложить на время после Поста.
Будьте бдительны, именно в Пост потенциально конфликтные ситуации могут буквально преследовать вас!
Есть история про разбойников, которые убили путника и нашли в его котомке хлеб и сало. Хлеб съели, а сало не тронули. Потому что это грех – есть сало в Пост.
18) Неверующие родственники. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Постарайтесь найти общий язык с ближними, объяснить им смысл Поста. И очень желательно, чтобы они заметили в вас не только отказ от пищи, но и теплоту, и любовь к ним.
19) Чтение Священного Писания. Очень хорошо чаще читать Постом Священное Писание, несмотря на то, что это принято делать ежедневно. Но и здесь тоже не надо непомерных подвигов. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг Библии – Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот эти-то книги было бы полезно дополнительно прочесть за Пост.
20) Участие в церковных богослужениях. Пост без молитвы – просто диета. Уподобляясь в посте палестинским монахам, не будем забывать сколько часов в сутки они молились. Самые важные богослужения Поста: Великий Канон в понедельник-четверг первой седмицы, Литургии Преждеосвященных Даров в будни (обычно это среда и пятница), Мариино стояние (четверг пятой седмицы; совершается, обычно, в среду вечером), утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий (совершается в четверг Страстной седмицы вечером), вынос Плащаницы в Великую пятницу (совершается в третьем часу дня).
21) Великопостные молитвы дома. Молитва в Пост должна исполняться неукоснительно. Попробуйте использовать время поста как школу молитвы. Полезно прибавить к молитвенному Правилу молитву святого Ефрема Сирина. Полезно ежедневно читать хотя бы понемногу Постную Триодь (содержит службы Великого Поста). Есть выписки из Постной Триоди во многих «толстых» молитвословах или можно найти их в Сети.
22) Обретение навыка Иисусовой молитвы. В любое время можно молиться Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Иногда можно услышать страшилку о том, что Иисусова молитва только для монахов и мирянам запрещена, а то в прелесть можно легко впасть. Скажем больше, для мирянина даже простая вода может быть смертельно опасна… Если сразу выпить ведро… То есть, проблема не в молитве, проблема может быть в нерассудительном её применении. Специально для мирян составлено пособие по Иисусовой молитве протоиерея Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру».
23) Если нет никакой возможности прийти в храм. Можно дома самостоятельно прочесть, например, Канон преп. Андрея Критского, даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. На сайте «Азбука веры» ведётся прямая видеотрансляция богослужений из храма, также представлены их аудиозаписи (в аудиоразделе) и тексты.
24) Пост и катехизация. Большую пользу может принести во время поста посещение занятий по основам православия. Христианское богословие системно и имеет смысл изучать его цельно, а не фрагментарно. На вопрос, сколько времени требуется, чтобы узнать все необходимое о вере, правильно отвечать: «Вся жизнь». Ведь православие – это не теория, а образ жизни. Богопознание – процесс бесконечный, который начинается на земле и продолжается в вечности. Подробности о наших занятиях: https://vk.com/orthospb
25) Пост – путь к Пасхе. Пост – это полноценное духовное и физическое очищение человека как подготовка его к Великому празднику Пасхи. Кульминация постного подвига – не пасхальное разговение, а Причастие Тела и Крови Спасителя в Пасхальную ночь и всю Светлую седмицу.
В заключение предлагаю небольшой тест: Великий Пост

На нашем портале мы провели опрос среди читателей, постятся ли они. В опросе приняло участие более 2000 человек, и результаты таковы: примерно треть наших читателей – а мы считаем, что это, скорее всего, люди верующие или сочувствующие Православию, – соблюдают пост. А где-то 65% – это те, кто либо не соблюдает пост вообще, либо соблюдает его с какими-то послаблениями в еде.

Мы попросили протоиерея Олега Стеняева еще раз напомнить, что такое пост, как он связан с духовной жизнью православного христианина, а также дать советы тем, кто всё еще не решается начать поститься, как приступить к посту.

Молитва и пост

Прежде всего, пост – это то, без чего мы не сможем одолеть силы зла, которые, как сказано, «изгоняются только молитвой и постом» (Мф. 17: 21). Пост и усиливает молитву, и сам по себе, как действие, связанное с нашим телом, ослабляет греховные позывы тела. Потому что человеку трудно вести молитвенную жизнь и в то же время никак не обращать внимания на позывы тела. Признаемся, ведь бывает так: мы читаем молитву, а ум наш где-то витает, мы думаем о чем-то другом, даже иногда неприличном. И вот мы останавливаем свою мысль, чтобы вспомнить, какую молитву читаем – Божией Матери или Христу?.. И даже переворачиваем листочек, чтобы посмотреть. Выходит, мы перестали молиться в какой-то момент: греховные прилоги через расслабление плоти воздействовали на нас. Пост помогает с этим справиться.

Пост – самое благоприятное время для молитвы. Душа напрямую связана с телом, и если тело не контролируется в том числе постом, то это удар и по нашей душе.

Душе нужна тренировка, закалка. Эта закалка – пост, поддержка – молитва. Даже тело физически слабнет, если не делать никаких упражнений, не тренировать его. Сколько людей занимается спортом, ходит в спортзалы, чтобы поддерживать физическую силу тела! Почему так же серьезно мы не относимся к своей душе?

Когда мы не вкушаем скоромную пищу, мы как бы возвращаемся в райское состояние. Ведь наши прародители вкушали в раю только растительную пищу.

Тело, смирённое постом, не мешает сосредоточиться на молитве

Ограничения в пище очень важны. Повторюсь: важны, потому что тело, смирённое постом, не мешает нам сосредоточиться на молитве.

Пост – благоприятное время и для иных тренировок плоти: когда супруги ради упражнения в молитве договариваются, что будут воздерживаться друг от друга. Невкушение скоромной пищи в пост очень помогает в этом.

Чтение Священного Писания – важная духовная поддержка в пост

Очень важно для духовной поддержки в пост читать Священное Писание. Я стараюсь во время Рождественского поста целиком прочесть его, а в Великий пост – дважды: и Ветхий, и Новый Заветы. Понимаю, что для работающих прочесть Библию в пост целиком сложно и трудно. Выберите какую-нибудь одну часть ее, например, только Евангелия, читайте внимательно, может быть, даже с комментариями святых отцов. А в следующий раз – во время другого длительного поста – читайте другие книги Библии, так же внимательно и вдумчиво. Посты станут для вас не только духовным упражнением, но и временем духовного образования.

Обязательно читайте Евангелие дня и Апостол дня

И не забывайте, что есть Евангелие дня и Апостол дня: в календаре отмечается, какую часть Нового Завета Церковь читает в тот или иной день. Эти указания не только для священнослужителей, но и для мирян. Рекомендуется после утренней молитвы обязательно читать Евангелие дня и Апостол дня. Это короткий отрывок, и хорошо, если он станет темой для размышлений верующего человека.

Почему еще важно с молитвой соединять чтение слова Божия? Если я просто молюсь, то такая молитва может быть монологом и выше потолка не подниматься, но если я с молитвой соединяю чтение слова Божия, то получается, что в молитве я вопрошаю Господа, а через слово Божие получаю ответы от Него.

О послаблениях в посте

Для кого существуют послабления в посте? Могут не поститься беременные женщины, кормящие матери, заключенные и военнослужащие. Также пост послабляется для болящих: свое меню они обсуждают с врачом, у священника берут благословение.

Маленькие дети имеют целый ряд послаблений в посте – об этом говорится у святых отцов. Но важно помнить: послабления касаются только пищи. И если кто-то – беременная женщина, военнослужащий – не соблюдает пост в пище, то он должен для себя избрать другую форму поста. Например, отказаться от зрелищ, не смотреть кино, спортивные соревнования…

Что касается детей… Приведу пример из своей практики. Однажды ко мне подошел мальчик лет 6–7 и говорит: «Мне не разрешают поститься. Вы сказали, что надо находить свою форму поста. Что бы вы мне посоветовали?» Я ему сказал: «Откажись от жвачки». Мы видели, что он все время жует, и когда в храме ему делали замечание, он вынимал изо рта жвачку и за ухо приклеивал ее, а потом через какое-то время начинал опять жевать. Я ему предложил отказаться от жвачки – он отказался. Для него это было большим испытанием – не жевать; было видно, как тяжело это ему дается. Я даже просил приход молитвенно его поддержать. Мальчик справился, у него был настоящий пост. Мы за него очень порадовались. Спрашивали его: «Тяжело?» «Да, – говорит, – особенно в первое время, слюни даже копились во рту, потом стало полегче, я пил воду».

Если кто-то не может совершать пост по всей строгости, это не значит, что он вообще не должен поститься

Так что если кто-то не может совершать пост по всей строгости, это не значит, что он вообще не должен поститься. Всегда есть, в чем можно именно себя ограничить для духовного возрастания.

Кстати, пост всегда сообщает радость пище: если человек всё время ест мясное и молочное, у него нет уже вкуса к этим продуктам, а если на время поста он отказывается от этого, а потом пост оканчивается, время разговения наступает, он хоть вкусовые качества мяса может оценить.

В зимний период организм очень устает от тяжелой мясной пищи, поэтому Рождественский пост и Великий пост избавляют нас от этой тягости. И когда мы в это время больше вкушаем растительной пищи – овощей и фруктов, то у нас улучшается сон, тело получает отдохновение. Отсутствует сонливость во время молитвы, потому что молитва, соединенная со скоромной пищей, – это тяжелая молитва.

Изучение Писания в пост принципиально другое: сознание более легко запоминает тексты, образно воспринимает их, не бывает блуждания мысли во время чтения.

Ты говоришь: «Я не могу», – а ты пробовал? А вдруг можешь?

Я бы дал совет людям, которые никогда по-настоящему не постились: попробуйте! Если человек попробует, то есть опытно войдет в мир поста, то он сможет оценить его. Потому что нельзя отвергать то, о чем ты не имеешь представления. Ты говоришь: «Я не могу», – а ты пробовал? А вдруг можешь?

Вообще у нас очень много полных людей, и многим было бы полезно попоститься и в другие дни, помимо постных. (Улыбается.) Люди почему-то готовы сидеть на очень строгих диетах, когда практически вообще ничего нельзя есть, но при этом, к сожалению, избегают постов. А ведь как много вкусных и полезных постных блюд.

Бывает и так: один мой знакомый во время Великого поста не постился и вдруг на Светлой седмице говорит: «Я решил сесть на жесткую диету». Спрашиваю: «Почему во время поста ты не принял такое решение?» Отвечает: «Не знаю, я собирался, но что-то меня отвлекало». Я объяснил ему, что – вернее, кто-то отвлек его: злые духи, бесы, которые постарались всё с ног на голову перевернуть: в пост – ешь, что хочешь; на Светлой седмице, когда надо разговляться, – жесткая диета.

Сугубо попоститесь неделю – и придет такая духовная радость, что захочется и дальше пост продолжать

Хочу дать совет тем, кто думает, что не сможет понести пост в течение всей четыредесятницы: начните поститься хотя бы в среду и пятницу в этот Рождественский пост. И всё же попробуйте, что такое пост, – недельку сугубо попоститесь. А потом, когда вы войдете в ощущение этой легкости – в молитве, при чтении Писания, – придет такая радость духовная, тихая, спокойная, что вам захочется и дальше пост продолжать. Почему бы не попробовать? Ведь пост – это твое свободное волеизъявление. Дерзай! И ты поймешь, какое это благо. Ощутишь, как эти ограничения и молитва, соединенная с постом, приносит огромное обогащение душе.

Как правильно провести Великий пост? Это самый продолжительный и самый строгий пост в году. Его цель – очищение духовное и телесное, а также подготовка верующих к светлому празднику Пасхи.

Как же надо вести себя во время Великого поста? Хотя духовная составляющая важнее, обычно в первую очередь вспоминают об ограничениях в рационе.

Питаться нужно просто. В течение поста нельзя употреблять продукты животного происхождения: мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты на его основе.

От крепкого алкоголя тоже необходимо отказаться. Можно позволить себе лишь немного красного вина, но только в определенные дни, предписанные церковным уставом.

Как правильно провести Великий пост?

Его главный смысл можно сформулировать так: «Уклонись от зла и сотвори благо» (1 Пет. 3, 11). Только тогда Бог примет ваш пост и в изобилии дарует плоды покаяния, как говорил Иоанн Златоуст.

Вспомним другие его слова: «Ошибку допускает тот, кто думает, что пост – это простое воздержание от пищи, так как пост есть обуздание языка, удаление от зла, прекращение лжи, клятвопреступления и клеветы, укрощение похотей, отложение гнева».

Как нужно вести себя в Великий пост? В этот период нужно проявлять больше теплоты и заботы по отношению к друзьям и близким, помогать бедным, стараться не сквернословить, не осуждать людей. В старину даже свадьбы в эти дни не играли, а зачатие ребенка во время поста считалось грехом.

Верующие воздерживаются в это время от просмотра развлекательных передач, посещения театра, цирка, кино. Лучше отказаться и от шумных вечеринок, а в гости приглашать только близких людей. Все это должно создавать особый эмоциональный настрой и способствовать внутреннему очищению.

Говоря о том, как провести Великий пост, важно не забывать, что смысл поста заключается в покаянии и духовном обновлении верующих, а воздержание в пище лишь способствует этому. И, как говорят церковнослужители, без молитвы пост – это не пост.

Уделяйте больше внимания духовному развитию, молитвам и чтению духовной литературы, исповедуйтесь и причаститесь хотя бы один раз. Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида.

Что же касается великопостных молитв, то их две: Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитва преподобного Ефрема Сирина. В дни поста больше молитесь о других, о своих родственниках, друзьях и знакомых.

Во время Великого поста старайтесь чаще посещать церковные богослужения. Обязательным считается посещение литургии в каждое воскресение Великого поста.

Желательно также посетить службы в храме, которые проводятся в первую неделю и на Страстной седмице. И обязательно побывайте на церковной службе, которая проводится по окончании поста, накануне Пасхи.

Как правильно поститься в Великий пост

Великий пост – самый важный для истинно верующих православных христиан. Самый длинный среди всех, а еще имеет самые строгие ограничения. В это время христианам предлагается совершить настоящие подвиги, телесные и духовные. Пост продолжается в течение семи недель и завершается главным христианским праздником – Святой Пасхой.

Немного истории

Согласно Библии, Иисус перед крещением провел в пустыне сорок дней. Все это время он обходился без еды и без воды, дьявол подвергал его различным искушениям. Именно в честь этого периода времени и установлен Великий пост. Все пищевые продукты, имеющие животное происхождение, в течение этих семи недель запрещены, то есть нельзя есть мясо, рыбу, яйца и даже любые молочные продукты. Правда, есть исключения в некоторые дни.

Условно семинедельный пост можно разделить на две части:

  1. Четырехдесятница – это первые 42 дня поста. Изначально в это время пост соблюдали лишь язычники. Соблюдение поста было им необходимо для того, чтобы впоследствии принять христианскую веру. Христиане же в период Четырехдесятницы вели обычный образ жизни.
  2. Страстная неделя – это последние 6 дней Великого поста. Раньше христиане соблюдали пост только в течение этой последней недели, перед Пасхой.

Соблюдение поста во время Четырехдесятницы для христиан было введено в поддержку язычников. Считалось, что так им легче проходить это испытание.

Как правильно поститься?

Полная информация о периоде поста поможет понять, как нужно правильно поститься. Для священнослужителей и истинных христиан правила следующие:

  1. Дважды за все время от пищи следует отказаться полностью. В чистый понедельник и в Страстную пятницу есть не разрешается.
  2. Три дня в неделю – в понедельник, среду и пятницу принимать пищу можно единожды в сутки. Христиане делают это вечером. Эти дни называются днями сухоядения, так как термически обработанную пищу употреблять нельзя. Также не разрешается добавлять к блюдам растительное масло.
  3. Вторник и четверг предполагают термическую обработку продуктов, но без использования растительного масла. То есть можно есть тушеные, вареные, запеченные блюда.
  4. Суббота и воскресенье – единственные дни на неделе, когда можно употреблять в пищу растительное масло. В эти дни есть разрешается дважды в сутки, а иногда можно выпить и бокал красного вина.

Однако обычно такой строгий пост соблюдают лишь священнослужители. Для мирян делают послабления. Лучше всего обсудить этот вопрос с батюшкой. Христианская церковь разрешает не соблюдать пост детям до 14 лет, беременным женщинам, пожилым людям, а также людям, имеющим серьезные заболевания. Батюшка подскажет, насколько строгим должен быть для вас пост.

Дни послабления

Есть в Великом посту и такие дни, когда есть некоторые послабления. Это Благовещение Пресвятой Богородицы, Вербное воскресенье и Лазарева суббота.

7 и 9 апреля можно есть рыбу и любые рыбные блюда. 8 апреля разрешается употребление икры любой рыбы.

Что еще нужно знать для соблюдения поста?

Во время Великого поста важно отказать себе не только в приеме определенных продуктов, но и поститься духовно. Регулярно посещайте церковь и совершайте христианские обряды и таинства: исповедь, причащение. Читайте Евангелие и Библию, старайтесь не злиться, не испытывать отрицательных эмоций и не желать зла другим. Откажитесь от алкоголя, курения и других вредных привычек.

По материалам сайта «Леди М»

Источник: Православие и мир

Зачем Господу наш пост? Какие главные ошибки совершают постящиеся? Возможно ли самостоятельно узнать свою меру поста? Отвечают известные священнослужители.

Игумен Арсений (Соколов): Голодный человек = злой человек?

Игумен Арсений (Соколов)

Все, кто серьезно постился или терпел голод, знают, как бывает раздражителен голодный человек. Вот мы тут каждый год с прихожанами ходим Путем апостола Иакова (Camino de Santiago), известным в Европе пешим паломническим маршрутом. Ходим в конце июля, когда никакого поста нет. Но поскольку передвигаемся мы по малозаселенным лесам и полям, бывает так, что прибредаем к какой-нибудь деревенской столовой лишь под вечер.

Смертельно усталые, голодные и молчаливые вваливаемся мы в нее, наедаемся каких-нибудь галисийских щей – и раздражительность как рукой сняло. Все сразу добреем, готовы шутить, улыбаться, брать в руки посохи и шагать дальше. Раздражительность голодного человека естественна, голодный становится ранимым и готовым в свою очередь ранить других своей угрюмостью. Да это свойственно и не только людям. Сытый волк или медведь тоже ведь «добрей» голодного. Но вот тут-то и поле для духовной брани, брани с самим собой!

Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит золотые слова: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности». Проще всего, когда во время поста нарастает раздражительность, пойти и съесть плюшку; несравненно труднее приобрести то, в чем наставляет Златоуст – кротость и снисходительность. Вот говорят: пост – период искушений. В этой поговорке слышится оправдание: дескать, когда, постясь, я гневаюсь и раздражаюсь, виноват вовсе не я сам, а какие-то искушения, обрушивающиеся на меня извне. Конечно же, это заблуждение. Никакие внешние «искушения» здесь ни при чем, а виноват я сам, который раздражаюсь на ближнего, тем самым искушая его.

Игумен Петр (Мещеринов): Не превращать христианство в Религию Еды

Игумен Петр (Мещеринов)

Главное искушение поста – превращение христианства в Религию Еды. Главная ошибка постного времени – когда голова у нас занята едой. Вот подходит праздник Благовещения, о чём больше всего думают в этот день православные? Правильно – о том, что «сегодня можно рыбку»… Все искушения и трудности поста проистекают, как мне представляется, из того, что основной акцент постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления.

Избежать ошибок и искушений поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские постные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига.

Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение. А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними.

Протоиерей Александр Ильяшенко: Только людей не ешьте!

Протоиерей Александр Ильяшенко

«Постясь телесно, постимся и духовно». Это самая главная цель поста. Подчас святые выражали свои мысли очень ярко и парадоксально, например: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Для Господа, конечно, гораздо важнее наше мирное устроение духа, наше теплое отношение друг к другу, наше великодушие, наше снисхождение к недостаткам ближних или даже к обидам, если они нам наносят. Это Господу угодно. Если ты не съел чего-то – это дисциплинарная мера, которая способствует внутренней мобилизации и дает силы поститься духовно. Ведь Церковь не говорит, что не надо поститься телесно, нет, постясь телесно, постимся и духовно. Но цель поста – это духовный пост. А телесный пост – великое средство, благодатное средство, дарованное нам Церковью от Господа для того, чтобы мы этой высокой цели достигали.

Нужно строго следить за собой, чтобы ни на кого не обижался, никого не осуждал, ни на кого не раздражался. Если чувствуешь, что греховная волна захлестывает твою душу, сразу молись, кайся, обращайся к Господу и молись так, чтобы эта волна отступила. Пусть она и вновь нахлынет (лукавый в покое никого никогда не оставляет), от нас какие-то греховные мысли, может быть, и не зависят. Если мы не позволяем себе куда-то пялиться, куда не надо, то, как правило, не зависят. Спроси любого человека: нужна тебе какая-нибудь гадость? Конечно же, нет, она лукавому нужна.

В мыслях мы не вольны, а вот в отношении к ним – вольны. Если в голову лезет дрянь, то тут не надо впадать ни в панику, ни в истерику и тем более не надо их смаковать, и ни в коем случае с ними нельзя беседовать. Нужно сразу каяться: Господи, помоги, Господи, спаси и помилуй мя грешного, моя душа нечистая и тянется к греху, прости меня, Господи, очисти мою душу грешную, избавь меня от этих темных, грязных, греховных мыслей. И молись так, чтобы свет Божьей благодати вновь воссиял в твоей душе. И эти мысли на какое-то время тебя оставят. Опять лукавый будет нападать.

На войне как на войне, ничего не поделаешь. От того, что ты врагу скажешь: мне неприятно, что ты на меня нападаешь – он не перестанет на тебя нападать.

Еще хочу напомнить замечательную вещь, тоже афористически выраженную. Старец Паисий Святогорец говорил, что подчас, когда люди начинают молиться, каяться, эта невидимая брань усиливается. Это нормально. Имейте в виду, что для врага (старец Паисий его презрительно называл «тангалашка» – очень удачное слово) ваша молитва, ваше покаяние – это как острые пули и копья. Но не думайте, что если вы мечете во врага острыми копьями и пулями, он в ответ будет вам метать мармелад и шоколад. Это нормально. Если эта брань усиливается, это значит, что ты лукавого достаешь. Это очень хорошо.

Только опять-таки нельзя раскисать, нельзя впадать в панику, нужно усиливаться, нужно укрепляться, нужно молиться, нужно облачиться в благодатную броню Божью, чтобы она не позволяла лукавому приблизиться к вашей душе. Мы эту бронь, эту защиту можем сохранять, только если постоянно молимся, обращаемся к Господу, не давая себе расслабиться. Или, если на душе все хорошо, не забывать благодарить: Слава Тебе, Господи, какое счастье, Ты меня милуешь и даешь такую радость.

Как Апостол Павел говорил, всегда радуйтесь. Христианство – это религия радости, и Господь сказал своим ученикам: радуйтесь.

Но одной радости недостаточно, потому что очень легко, чтобы эта радость превратилась в некий дежурный американский смайл.

Непрестанно молитесь. Вот тогда эта радость становится настоящей и глубокой. Но и этого недостаточно.

И за все благодарите Господа. Вот тогда, если у тебя на душе такое устроение, ты радуешься, молишься, полагаешься не на себя, а на помощь Божью и благодаришь Господа за то, что Он слышит твои молитвы и милует тебя. Вот тогда у тебя правильное, гармоничное устроение души. Тогда действительно слава Богу. И дай Бог, чтобы результатом поста, в который мы со дня на день заступаем, стало такое благодатное, радостное молитвенное состояние души, соединенное с искренней благодарностью к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу.

Протоиерей Максим Козлов: Ошибки постящихся

Протоиерей Максим Козлов

Очень многое зависит от нашего правильного целеполагания. Чего мы хотим добиться в результате? Знаем ли ошибки, которые видим по себе, отчасти, по другим людям?

Первое – это определенного рода унылость в начале поста: теперь нужно будет поститься, молиться (некоторые даже будут слушать радио «Радонеж»), и больше ничего – телевизор выключить, с друзьями не общаться, весело, по крайней мере. Одного, второго, третьего нельзя, только жевать макароны и картошку с грибами – каждый вспомнит дорогие для него ограничения, которые наступят.И вот, «так делать нужно, я же православный, никуда я не денусь», но некая тоска в очах, которая иногда принимается за покаянный настрой, но это не то. Будет такого рода переживание в начале поста как тяготы, которые нужно, вот нужно!, понести, ну, и донесешь до конца, в лучшем случае.

Второе – это такого рода отношение к посту, что «да, я, конечно, с усердием все буду делать, но, главное, – чтобы он поскорее кончился. Вот я жду, когда можно будет разговеться, когда всё, наконец, – запоют красиво, будет это чудо ночного пасхального Богослужения и т.д. и т.п.» Причем, пост воспринимается так, как некоторые работу воспринимают, даже считаясь трудолюбивыми. Человек делает работу, чтобы отделаться, чтобы, наконец, началось то блаженное время, когда работы этой не будет. Вот так же и к посту можно относиться.

Соответственно, скажу теперь мудреное слово: много будет зависеть от правильного целеполагания. И здесь что можно вспомнить?

Можно вспомнить значение самого этого слова «пост». Филологи нас, может быть, тоже смотрят, и даже не филологи знают, что в бытовом русском языке слово «пост» означает определенного рода контроль, который нужно пройти.

Скажем о двух видах такого рода контроля: один – сейчас все мы путешествуем, – это таможенный контроль, пограничный пост. Возьмем такую аналогию: хочется нам куда-нибудь, где в нашем понятии – рай. На острова какие-нибудь, где зеленый-зеленый океан, яркое-яркое солнце, и нет нашей бесконечной зимы. И вот все мы уже сделали для того, чтобы там оказаться, приехали в аэропорт, миновали террористов, которые в этот раз не собрались, и нужно проходить этот таможенный контроль.

Ясно, что есть вещи, которые можно пытаться с собой протащить: жидкость какую-нибудь не заметят, разрешат взять. А есть вещи, с которыми лучше не соваться, и которые, любишь ты это, не любишь, а нужно здесь оставлять: не берите с собой огнестрельное, холодное оружие, к примеру, нужно его оставить.

Так же и здесь: вступая в пост, нужно твердо решить, что, если мы хотим оказаться там, где рай, где «солнце правды», где такие острова, можно потерпеть нашу жизнь. Давайте решим, что мы оставляем, даже если нам это дорого. И тут уж каждый сам для себя решает.

Такого рода отказы в пост, ограничения, должны быть, с одной стороны, реалистичными. Мы же не можем сказать, что «я завтра стану кротким», если я гневлив и раздражителен. Я не могу этого пообещать. С другой стороны, чувствительными. Это не может быть отказ от кофе, если я кофе не люблю. Не велика заслуга. Или там – от макарон с морепродуктами, если я не могу этих ракообразных, членистоногих видеть, а только отбивная для меня утешение. Откажись от того (от еды начиная, до распорядка жизни), что составляет для тебя некоторое усилие, ради Той цели не тащи с собой.

Второй пост – это ведь ещё и служили многие из нас (кто не служил, тот в кино видел) – в армии бывает. Стоит человек «на тумбочке», как в армии говорят, или на КПП, ещё что-нибудь охраняет, и должен он бодрствовать – пройдет полковник, увидит, что солдат на тумбочке согнулся, заснул (ну, не полковник, младший лейтенант), плохо будет солдату.

Так и здесь можно попытаться вспомнить, что мы вообще-то призваны быть добрыми воинами Христа Бога нашего, что христианство, как говорится в чине крещения, – это еще и есть воинское братство, так оно задумано. И осознать себя нештатскими, хотя бы на эти семь недель, – с разными обязательствами перед нашим Богом, что мы все понимающие, уставшие, трезво оценивающие себя и действительность вокруг, должны, в конце концов, вспомнить о присяге, а не о жизненных обстоятельствах. Это поможет пройти пост.

Еще одну вещь можно вспомнить. Сейчас наше христианство нам почти ничего не стоит. Мы не живем в период гонений. С нами не будет такой ситуации, как рассказывала мне старая преподавательница Ольга Ильинична Подобедова, которая девушкой в 30 лет, студенткой университета выходила из одного из московских храмов и мимо проходившая женщина – рядовая, не сотрудница органов и не ещё кто-то, увидев молодую девушку, выходящую из церкви, повернулась, не поленилась подойти, плюнула ей в лицо и сказала: «На тебе за твоего Бога!»

Вот ничего подобного мы сейчас не переживаем. Все гипотетические рассуждения о торжестве политкорректности, о злодеях в СМИ и тому подобное – это потому и гипотетически, что мы свободно об этом пишем, выражаем наши протесты, подаем в суды, с нами-то никто ничего не делает.

Пост – это возможность немножко объявить цену собственному христианству: «Я ради Бога от чего-то готов отказаться или это все разговоры о…?» По преподобному Серафиму, что «рассказывать о христианстве – это бросать камушки с колокольни, а жить по-христиански – это таскать их туда, на колокольню». Есть возможность немножко пожить по-христиански, а не только выглядеть таковым. Ведь берут на небо не фантомы, не видимости, а образ и подобие реального человека. Вот «пособираем» этого реального человека.

Протоиерей Игорь Фомин: У каждого своя мера

Протоиерей Игорь Фомин

Пост для работающего человека — время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет — кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской, питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.

Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать. Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства. Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги…

Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние.

Что касается посещения богослужений, то я вспоминаю советское время, когда работу и церковные службы, было действительно тяжело совмещать по тем причинам, что работодатель (то есть государство) «гонял» и всячески следил за верующими, чтобы их как-то ущемить в их церковной жизни. Но люди верующие иногда даже брали на первой седмице Великого поста отпуска, чтобы присутствовать на службах.

Здесь все зависит от того, что ты ищешь: ты ищешь средство посещения богослужения или причины их не посетить? Каждый сам определит.

Но если даже ты в силу каких-либо причин, имея желание посетить храм, в него не попадаешь — сейчас есть множество литературы, с помощью которой можно восполнить пропуск богослужения. Допустим, ты не попал на чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского — можешь прочитать его дома, самостоятельно. Это ведь тоже очень важно: ты вдумчиво, не спеша, сам встанешь на молитву, ущемишь себя где-либо — и прочитаешь.

Богослужение — это одно из средств богообщения, но оно не единственное. Более того, я считаю, что иногда, при необходимости, надо заменить церковную службу на помощь кому-либо. Надо встать, отказаться от посещения храма – и идти помогать другому человеку.

Так что мой совет: искать средства богообщения трезвомысленно. Пусть это будет богослужение или пост, и во всем надо соблюдать свою меру. Чтобы мы воспитывали в себе воздержание, отказываясь от малого, а Господь мог бы нам доверить большее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *