Как причащать младенцев

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие”. То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Причастие ребенка до года

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

Причастие ребенка от года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Почему не помогает Причастие?

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

И если не покается,

Гореть ему в аду.

Читайте также – Действительное Причастие

Ну а теперь обсудим, собственно, вопрос о посте и молитвенном правиле для детей в этом возрасте. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. Но это должен быть именно «детский пост» – на шоколад и мороженное, на мультики, на компьютерные игры. Хотя в этом возрасте чаще всего пост носит принудительный характер – не по желанию ребенка, а потому, что «так сказала мама». В принципе, я не вижу в этом большой беды, особенно если родители сами соблюдают пост, хотя бы частично. То есть ребенок должен «жертвовать», с родительской помощью,»излишествами», а не насущно необходимыми для его роста вещами – мясом, молочными продуктами и прочим. И еще: желательно, он должен понимать, зачем он это делает. И вот здесь объяснение»так захотела мама» не подходит. Пост не должен быть маминым самодурством, а чем-то большим – подвигом, жертвой, причастностью к жизни Церкви. И еще: он обязательно должен быть общим делом семьи, также как и чтение книги. Это то, что должно объединять семью, а не разъединять.

Что касается молитвенного правила, то в этом возрасте в общем-то бессмысленно заставлять ребенка заучивать большие куски текста или молитвы, потому что чаще всего это механическое зазубривание не результативно: «К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным».

Мне кажется, в этом возрасте ребенок может слышать-видеть, как готовятся к причастию взрослые, он может в самом начале постоять вместе с ними три-пять минут, прочитать коротенькие и понятные молитвы, вроде «Господи, помилуй!», но это не должно иметь принудительно-карательный характер. Максимум со стороны родителей: «Идем, вместе прочитаем молитовки».

Ребенок не должен бояться молитвенного правила и храма – не в том смысле, что там есть чудовища, а в том, что там будет скучно, долго и нудно. Да, есть дети, которые в силу своего темперамента легко переносят стояние в храме, но было бы ошибкой требовать этого от всех детей. И уж конечно, не стоит ставить в пример чужого ребенка – он хороший, стоит тихо, а ты плохой, шумишь, бегаешь. По такой логике самым хорошим в храме окажется покойник: не шумит, внимает, никому не мешает.

Да и вообще, любая соревновательность в духовной жизни и в воспитании чревата развитием зависти, разрушением доверия и потерей контакта с ребенком или между детьми. Естественная реакция родителя, когда ребенок начинает себя плохо вести, особенно в храме, где, как кажется замотанной мамочке, все смотрят на них с осуждением – это разозлиться, наказать, наругать, показать, что он плохой. Но это, мне кажется, нечестно по отношению к своему ребенку. Это попытка отстраниться; по сути дела, маленькое предательство: ты плохой, не хочу тебя знать. Как бы ни было стыдно и трудно, родители должны быть рядом с ребенком, они должны принять на себя все недовольство окружающих, а не переводить стрелки, как инфантильный подросток:»Ачё я? Он первый начал…» И вот эта солидарность, сопереживание трудных ситуаций вместе с ребенком – лучший урок верности и благочестия, уж извините за такие слова.

Итак, попробуем подвести итог. При всех своих различиях и особенностях дети до 7 лет имеют одну общую черту: они, как правило, крепко связаны со своими родителями психологической пуповиной, они еще не отделяют себя от семьи, от ее образа жизни, от атмосферы а ней. Поэтому первое и главное – это то, как и чем живут родители, что для них храм и молитва, насколько они честны перед собой и Богом, насколько они любят своего ребенка. Из всех этих кусочков складывается уникальная для каждой семьи практика детской подготовки к причастию. И здесь, мне кажется, важнее опираться на собственный родительский опыт и на любовь. Потому что в этом возрасте главная задача – не подготовить ребенка к конкретному причастию, а сделать жизнь в вере и, как следствие, в Церкви естественной составляющей в жизни ребенка.

Продолжение следует…

Анна Гальперина

Чем является крещение? Можно ли причащать некрещеных детей?

Крещение – это самый первый, основной и главный обряд в жизни христианина. Только после его прохождения становятся доступны для участия другие таинства и в первую очередь, конечно же, Евхаристия. Соответственно, ответ на вопрос о том, можно ли причащать младенца без крещения, будет отрицательным. Разумеется, взрослые люди, не прошедшие через данный обряд, к причастию не допускаются. Это правило весьма категорично и никаких исключений из него не бывает.

Вопросы о том, можно причащать некрещеных младенцев, часто возникают у людей, мало знающих о христианских традициях, но старающихся посещать храмы. Аргументируются они обычно тезисом о том, что дети безгрешны, соответственно, их вполне можно допускать до церковных таинств. Однако это не так. Для человека, не прошедшего через обряд крещения, вне зависимости от его возраста, в причастии нет ни малейшего смысла. Иными словами, для малыша, над которым не совершался обряд крещения, Евхаристия станет всего лишь проглоченной ложкой вина.

Смысл обряда не только в том, что человек причисляет себя к христианам, но и в его духовном перерождении. Во время этого таинства водой смываются все совершенные ранее грехи. Человек словно умирает для своего прежнего существования и возрождается от Святого Духа для новой, праведной жизни.

В связи с этим у современных родителей, как правило, не воспитывавшихся в христианских традициях, нередко возникает вопрос о целесообразности крещения новорожденных. В православной традиции не существует никаких возрастных ограничений для совершения этого обряда. В крещение же младенцев вкладывается особый смысл – это знак того, что родители станут растить и воспитывать малыша в христианской традиции.

Чем является причастие?

Евхаристия или же причастие – одно из наиболее важных христианских таинств. Заключается оно во вкушении предварительно освященного хлеба и испитии вина. Соответственно, хлеб символизирует собой тело Господне, а вино – кровь Иисуса.

Смысл данного священнодействия заключается в том, что участвующий в нем соединяется с Богом во Христе. Причастие необходимо христианину для спасения души его и обретения вечной жизни в Царствии Небесном.

Установлено же это таинство было вовсе не церковниками, а самим Иисусом во время Тайной Вечери. Об этом рассказано во всех Евангелиях, которые, как известно, были написаны учениками Христа, апостолами. Предысторией же установления данного таинства, согласно Евангелию, написанному Иоанном, являлось чудо умножения хлебов.

В богословии Евхаристии придается и такое значение: человек был изгнан из Рая и стал смертным через пищу, а участвуя в таинстве, он искупает этот первородный грех. Иными словами, через причастие христианин принимает жизнь вечную.

Причастие занимает центральное место среди церковных таинств, поскольку оно выражает единение с Богом и позволяет верующим приобщиться к великой жертве Иисуса.

Какое вино используется при совершении таинства?

Зачастую в вопросах родителей о том, чем причащают младенцев в церкви, присутствует интерес к сорту вина. Это действительно важно, поскольку данный напиток, даже будучи разбавленным, способен вызвать аллергическую реакцию у новорожденного.

Как правило, в большинстве российских церквей для совершения таинства причастия используются крепленые десертные вина из красных сортов винограда, например, «Кагор». Однако использование именно таких вин вовсе не является незыблемым правилом.

В каждой местности существуют собственные традиции того, какое вино будет символизировать во время священнодействия кровь Господню. Например, в греческих церквях нередко причащают прихожан белыми винами или же их смесью с красными, а в Грузии традиционно используется «Зедаше».

Соответственно, тем родителям, которым по каким-либо личным причинам важно знать, чем причащают младенцев в церкви, следует побеседовать со священником, служащем в том храме, где планируется приобщиться с малышом к таинству. Не нужно стесняться задавать вопросы священнослужителям, особенно в том случае, если они продиктованы не праздным любопытством, а опасениями или сомнениями.

Обязательно ли причащать детей? С какого возраста это делать?

Весьма широко распространено заблуждение, касающееся того, что крещеных малышей обязательно нужно причащать. Это вовсе не так. Таинство крещения не накладывает на родителей ребенка обязательства приводить его к Евхаристии. Нет никаких предписаний или постановлений, регламентирующих то, с какого возраста причащают младенцев в церкви. Решение об участии новорожденного в таинстве принимают родители ребенка. Священнослужитель может лишь объяснить им смысл обряда причастия, рассказать о том, почему в нем нужно участвовать. Принудить к Евхаристии церковнослужитель не может.

В дореволюционные времена, когда религия была неотъемлемой частью жизни каждого россиянина, вопросы о том, когда и как причащают младенцев после крещения и нужно ли это делать не были актуальны. Люди приходили на церковную службу, разумеется, у молодых матерей на руках были дети. По окончании молитв все прихожане выстраивались в очередь за причастием. Соответственно, причащал священник и дитя, и его мать, как и других людей, присутствующих в храме.

То есть вопросов о том, с какого возраста причащают младенцев, не возникало, потому что Евхаристия была традиционной, неотъемлемой и естественной частью жизни. Прошедших крещение новорожденных деток причащали вместе с их матерями. Никакого расписания частоты причастий, разумеется, тоже не существовало. Как минимум раз в неделю, по воскресеньям, новорожденные участвовали в Евхаристии, разумеется, если их родители посещали службу.

В современных условиях далеко не все родители могут позволить себе еженедельное посещение воскресной службы. Не все понимают и то, зачем причащать младенцев. Церковнослужители не обязывают родителей новорожденных к участию в таинстве. Даже если малыш находится на руках у отца или матери, то причаститься вполне могут только лишь взрослые. Более того, можно и вовсе не вставать за причастием. Но отказываясь от участия в Евхаристии с ребенком, не следует забывать о том, что привычки человека закладываются в самом раннем его детстве, тогда, когда он только начинает познавать мир.

Как часто нужно причащаться?

Единого мнения о том, как часто нужно причащать младенца после крещения, не существует. Решение о том, насколько длительными будут временные интервалы между Евхаристиями принимают родители ребенка. Разумеется, у церковнослужителей есть рекомендации, касающиеся участия детей и их родителей в таинстве.

В вопросе о том, как часто нужно причащать младенца, большинство священников сходятся во мнении, что делать это нужно еженедельно. Взрослым же рекомендуется участвовать в таинстве не реже, чем раз в месяц. Однако человек, принявший крещение, может участвовать в Евхаристии когда угодно, хоть после каждой, посещенной им церковной службы, если испытывает такую душевную потребность.

Разумеется, самым логичным решением в вопросах о том, как причащают младенцев, насколько часто это нужно делать, станет простое следование ребенка за родителями. Это означает, что если мать или отец малыша встают в очередь за Святыми Дарами, то нужно взять ребенка на руки, а не исключать его из участия в таинстве. Так люди вели себя в старину, есть смысл последовать обычаю.

Причащаются ли в Великий пост? Чем время поста является для христианина?

Вопрос о том, как причащают младенцев в Великий пост, возникает у родителей не менее часто, чем прочие. Связано это с нежеланием людей нарушить какое-либо из церковных правил, о которых они попросту не знают.

Чем является Великий пост? Без сомнения, каждому, даже далекому от религии, человеку, известно, что это время отказа от определенных видов пищи и воздержания от увеселений. Однако время поста — это вовсе не период следования своеобразной диете и не так называемые «разгрузочные дни».

Ограничения в пище и образе жизни, практикуемые в течение данного периода, преследуют лишь одну цель – сосредоточение христианина на духовных потребностях и проблемах. Именно мыслям о вечном, о надобностях души, о том, чему не уделяется достаточное внимание в повседневной суете и обыденных заботах должно быть посвящено это время. В пост особенно много внимания верующие люди уделяют молитве и, разумеется, более часто посещают храмы. И, конечно же, таинство причастия в эти дни проводится.

Как причащают младенцев в Великий пост? Традиционно это делается после субботних и воскресных церковных служб. В целом, причастие можно принять не только в выходные, но еще и в пятницу, и в среду. Само таинство, совершаемое в этот период, не имеет никаких отличий от Евхаристии, проводимой в другие даты.

Как подготовиться к причастию?

Помимо вопросов о том, со скольки месяцев можно причащать младенца и как происходит таинство, многих родителей волнует и то, как нужно готовиться к участию в Евхаристии. В православной традиции принято перед причастием молиться, соблюсти пост и исповедаться. Разумеется, это относится к взрослым христианам.

В том, как причащают младенцев, ни о каких постах, исповедях и предварительных молитвах речи быть не может, ведь ребенок не может не кушать, да и разговаривать он еще не в состоянии. Но означает ли это, что готовиться к таинству не нужно? Вовсе нет. К причастию готовятся родители новорожденного, причем как за себя, так и за малыша.

Достаточно много вопросов возникает в связи с необходимостью исповеди. Нередко родители детей не понимают, для чего она нужна, если они не грешили. Действительно, у заботящихся о новорожденных детях времени на прегрешения не остается, но означает ли это то, что их действительно не было? Грехом является не только какое-либо действие, но и помыслы, эмоции. Раздражение, гнев, роптание, уныние – это прегрешения. Исповедь же – это способ покаяния, очищения души. Именно покаяние подготавливает душу христианина к принятию благодати, которую несет в себе таинство причастия. Поэтому исповедь – обязательное условие для допущения к Евхаристии.

Что же касается непосредственных действий, например, того, когда нужно кормить младенцев перед предстоящим причастием, то единого мнения на этот счет нет ни у церкви, ни у родителей. Процесс подготовки новорожденных к таинству индивидуален. Главное, чтобы малышу и его родителям было комфортно во время службы и при принятии Святых Даров.

Нередко молодые родители, акцентируя свое внимание на вопросах том, причащают ли младенцев, когда и как это делают, что входит в процесс подготовки новорожденных к принятию таинства, полностью забывают о том, что в храме присутствуют и другие люди. Если малышу будет жарко или холодно, захочется кушать или пить, потребуется сменить подгузник, ребенок начнет плакать, кричать. Надрывные детские крики – не лучшее звуковое сопровождение для молитвы, практически всех верующих, присутствующих в зале церкви, они отвлекают. Поэтому чрезвычайно важно перед посещением храма с новорожденным на руках определить оптимальный промежуток времени между кормлениями, одеть младенца в соответствии с температурными условиями и взять с собой бутылочку с водой и пустышку.

Поститься же и исповедоваться дети традиционно начинают с семи лет. Однако постепенно приучать малышей к ограничениям нужно начинать в более раннем возрасте. В том случае, если в семье соблюдается пост и родители сами регулярно причащаются, никаких особенных усилий не понадобиться.

О чем нужно помнить при принятии причастия?

Раздумывая над тем, как правильно причастить младенца, многие родители интересуются формальностями, относящимися к самой процедуре. Нужно ли им креститься, если на руках маленький ребенок? Следует ли новорожденного как-то особенно наряжать? Существуют ли какие-либо правила, регламентирующие позу малыша на руках? Вопросов, подобных этим, возникает достаточно много.

Хотя никаких ограничений в вопросах, связанных с тем, можно ли причащать младенца, когда и как это делать, не существует, некоторые церковные традиции все же есть. Как правило, к причастию с малышами на руках, люди выстраиваются после утренних воскресных или субботних служб.

Негласный, но неизменно соблюдающийся порядок принятия таинства таков – сначала причащаются прихожане с новорожденными, потом дети постарше. Вслед за ними таинство принимают мужчины, и лишь после них наступает черед женщин. Это не является незыблемым правилом, но исторически сложился именно такой порядок.

При подходе к священнику новорожденный должен лежать на правой руке матери или же отца. Сначала церковнослужитель причащает малыша, а потом его родителей. Перед тем как направиться к принятию таинства, личико новорожденному нужно открыть, а ручки скрестить на груди. При этом сверху нужно разместить правую.

Конечно же, это можно сделать только, если маленький спит или дремлет. Ребенок, находящийся в бодром состоянии, обязательно станет двигать ручками. Переживать из-за этого не стоит, никаких церковных правил движения детских рук не нарушают. Разумеется, если новорожденный закутан в одеяло или конверт, то нет никакой необходимости раскутывать малыша ради того, чтобы придать его ручкам определенную позу. Такие действия могут привести к переохлаждению. Достаточно будет просто открыть ребеночку лицо.

Просфору младенцам не дают, но его родители причащаются как кровью, так и телом Господними. К этому нужно быть готовыми и не забывать о том, что в таинстве участвует не только малыш, но и те, кто держит его на руках.

Многих родителей волнует вопрос о нательном крестике. Нужно ли надевать его на шею младенцу? Ведь это достаточно опасно, ребенок может задохнуться. В старину их надевали на детей при крещении и не снимали. Однако это действительно потенциально опасно, поэтому нет смысла оставлять малыша с крестиком на шее постоянно, особенно в то время, когда за ним никто не следит. Но перед посещением церкви нательный крестик все же необходимо надеть.

Часто молодые родители считают себя обязанными отстоять с малышом на руках всю службу, даже если ребеночек ворочается, начинает плакать, кричать. При этом родители обычно испытывают стеснение и пытаются как-то незаметно успокоить младенца. Однако подобные действия обычно не имеют успеха. Наоборот, возня родителей с кричащим ребенком на руках еще больше отвлекает от церковной службы и молитв остальных прихожан, находящихся в зале храма.

Между тем, нет никакой необходимости отстаивать всю службу или же занимать себе место «в первых рядах», опасаясь долгого ожидания причастия. Если ребенок беспокойный или же взрослые впервые берут новорожденного на церковную службу и еще не знают, как маленький станет себя вести, встать лучше сзади, в непосредственной близости к выходу.

Если ребеночек начнет плакать или же ему что-то понадобиться всегда можно тихо выйти, а после вернуться на службу. Церковь не требует от родителей с новорожденными на руках непрерывного нахождения в зале во время всего служения. Опасаться же того, что придется слишком долго ждать причастия не нужно. Мать или отца с младенцем всегда пропустят вперед, вне зависимости от того, в какой части зала храма они находятся.

Собираясь с новорожденным на церковное служение, не стоит излишне беспокоиться о соблюдении формальностей. Никаких строгих правил, которыми бы регламентировалось приобщение новорожденных к Святым Дарам, в православной традиции не существует. Единственное условие, которое должно быть обязательно соблюдено, это прохождение малыша через обряд крещения.

Готовясь принять причастие совместно с новорожденным, задумываться следует ни о формальностях, а о духовных проблемах. Нужно отбросить суету и сосредоточиться на главном, например, на любви к своему ребенку и представлении его будущего. Дети очень тонко ощущают душевное состояние своих родителей, особенно матерей. Если в храме мать станет нервничать, суетиться, беспокоиться, это обязательно передастся малышу, и он заплачет.

Кроме этого, молодым родителям нужно помнить о том, что в церкви находятся и другие люди. Следует относиться с уважением к остальным прихожанам и постараться не доставить молящимся неудобств.

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать? Что делать, если ребенок противится Причащению: капризничает, вырывается и стискивает зубы?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Для меня ответ на этот вопрос очевиден: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Это слова Христа, с Ним не поспоришь. Поэтому детей причащать нужно, начинать делать это следует как можно раньше и повторять как можно чаще, насколько позволяют обстоятельства.

Обычно, когда женщины меня об этом спрашивают, я отвечаю, что неленивые мамы причащают своих детишек раз в неделю, а ленивые — раз в две недели, затем предлагаю определиться с разрядом, к которому они желают себя причислить, и действовать соответственно.

В Причастии Сам Бог соединяется с человеком. Естественно, что это не проходит бесследно: Бог воздействует и на душу, и на тело человека, на его характер, на его поведение.

Детство — время формирования личности. Известно мудрое наблюдение: человека можно учить, пока он лежит поперек лавки, а не вдоль. Далее время воспитания сменяется временем пожинания плодов этого воспитания. И как важно, чтобы в самое ответственное время своего становления в жизни, человек (пока еще маленький) не был лишен укрепляющей помощи Божией.

Если в детстве человек что-то недополучает, последствия этого сказываются в течение всей жизни. Я берусь утверждать справедливость этого и по отношению к Святому Причастию: если душа человеческая с младенчества не имела опыта приобщения к святыне, это будет иметь последствия в будущем. Благоприятные или нет — догадайтесь сами.

Иногда говорят: «Детей причащать нельзя, ведь человек, приступающий к Причастию (впрочем, как и к каком-либо иному Таинству), должен понимать, что с ним происходит, к чему он приступает. Разве малолетний ребенок способен понять, что такое Причастие?» Отвечаю твердо и решительно: Да! Способен! В меру своего развития.

Вспоминается поразивший меня случай с моим сыном. Детишкам в возрасте одного-двух лет объясняют, кто такой Бог, указывая на иконы, а потом умиляются, когда на вопрос: «Где Боженька?» — дитя пальцем показывает на образа. Не избежал этого и мой сын, он тоже нас с женой умилял этим распространенным способом: лепетал «Бох» и показывал на иконы.

Однажды мы с ним рассматривали фотографии. Дети это любят, да и полезно им фиксировать внимание на деталях изображения. Вот открываем мы фотографию священника, стоящего в Царских вратах с Чашей в руках, сын показывает на Чашу и говорит: «Бох».

Я поразился: мы — родители — этому его не учили, значит это — его личное открытие! Это его личная вера! Не думаю, что мой сын какой-то особенный, измлада отмеченный печатью благочестия и боговедения ребенок, да и сам он своими капризами, упрямством и непослушанием поддерживает мое мнение. Значит, подобная вера доступна любому ребенку. И как после этого говорить, что дети не способны понять Таинство Святого Причастия?!

Кроме того, попытаемся ответить на встречный вопрос: «А взрослые способны понимать, что происходит в Таинстве Причастия?» Кто-нибудь из нас может утверждать, что понимает, как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Творца? И как в Причастии они становятся нашим телом и кровью?

Потому Таинства так и называют, что понятию человека они недоступны. И чем мы в этом отношении отличаемся от детей, а они — от нас? Ничем. Мы так же способны что-либо понимать и верить лишь в какую-то меру. Поэтому оставим этот разговор. Детей причащать можно и нужно.

Но! Родителям нужно употребить все усилия для того, чтобы дети их причащались достойно. Известно, что Причастие может послужить причиной бед и несчастий, если совершается недостойно. Напомню слова апостола Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11,27-30).

Мы, конечно же, не желаем этого своим детям, поэтому должны стараться, чтобы дети наши были подготовлены к Причастию, опять же — в меру их развития. Нужно говорить детям о том, что их ожидает, нужно прямо называть Тело и Кровь Христа телом и кровью, не забивая голову человечка глупостями о сладенькой водичке или «компотике, который дядя тебе даст».

Да, реальность присутствия Христа в Святых Дарах детям невозможно объяснить, но ведь и не нужно — они вообще все слова взрослых воспринимают на веру, воспримут и эти, особенно если родители сами твердо верят в то, о чем говорят.

Детям постарше нужно читать вслух хотя бы одну молитву ко Святому Причащению или же вместе с ними своими словами про-сить Бога сподобиться Причастия. Нужно ставить Причастие в зависимость от поведения ребенка, чтобы он ощущал, что Причастия можно быть недостойным.

Наконец, нужно причащаться самим родителям, иначе между ними и детьми будет возникать недоумение, а то и недоверие: как так — меня к Чаше суют, а сами почему-то не причащаются. Не должно быть в семье разобщенности, а значит, нужно стремиться причащаться всей семьей.

Что делать, если ребенок противится Причащению: капризничает, вырывается, стискивает зубы? Усиленно за него молиться, стараться чаще бывать с ним в храме, чтобы церковная обстановка стала для малыша привычной и родной, чтобы он видел, как другие дети причащаются, наконец, нужно самим подавать детям пример.

Насильно причащать детей, удерживая их по рукам и ногам не нужно, иначе у них очень надолго остается ощущение насилия, и в будущем их противление Причастию будет только усугубляться, ведь человеку свойственно насилию противостоять.

Получаемые в детстве впечатления могут быть неосознаваемы, но очень устойчивы, и мы рискуем на всю жизнь заложить некий негативный стереотип восприятия всего церковного. Пожалуй, чаще всего сопротивление детей объясняется непониманием происходящего. Ведь любой из нас настороженно воспринимает столкновение с чем-то незнакомым и непонятным.

Так и ребенок: если его внезапно выхватили из коляски, мгновенно разрушив его привычный уютный мирок, протащили сквозь толпу чужих дядей и теть, сунули к какому-то бородатому чудовищу (благодаря тому, что большая часть мужского населения сейчас ходят «гололицыми», бороду многие дети воспринимают, как аномалию), то какая реакция будет естественна? Отторжение.

Так что не нужно сваливать вину на ребенка, приписывать ему чуть ли не бесноватость. Просто надо заранее своих детей готовить к Причастию, объясняя им смысл происходящего и подавая личный пример, который, как известно, является самым действенным средством воспитания».

Причастие младенцев

Причастие младенцев

По обычаю Церкви младенцы после их крещения до семилетнего возраста могут причащаться очень часто, не только каждую неделю, но и каждый день, притом без предварительной исповеди и поста. Начиная с 5-6 лет, а если возможно — и с более раннего возраста, полезно приучать детей причащаться натощак.
В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
Конечно, многое зависит от того, какой жизнью живут сами родители, является ли для них храм домом вожделенной встречи с Богом, а молитва — вторым дыханием. Многие родители приносят своих детей к началу службы, вместе с ними молятся, причащаются сами и подносят к Чаше Жизни своих чад, и не стоят перед вопросом, когда же приносить ребенка к причащению. Если в семье несколько другая ситуация, то можно приносить маленьких детей к началу Евхаристического канона или непосредственно к самому моменту причащения.

Но необходимо приучать свое чадо к благодатной церковной атмосфере, тогда будет меньше проблем с поведением ребенка у Святой Чаши. Решение же, как поступить в случае, если ребенок плачет и не желает причащаться, должен принимать тот священник, который в этот момент сам видит поведение ребенка. Ребенка необходимо также готовить к причастию. Прочитайте над его кроваткой канон, акафист, отрывок из Священного Писания. Все это будет способствовать духовному возрастанию вашего чада.

Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.

Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.

Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.

В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда. Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол. В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. Тела умерших увозили целыми обозами. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. И вот этот священник не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.

Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.

Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

о. Павел Гумеров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *