Как развивать душу?


Лиана Хазиахметова

Каким умным ни был бы ребенок, есть качества, без которых ему будет тяжело добиться успеха в жизни. Да что там успеха — они необходимы для обычного человеческого счастья. Эти качества входят в понятие «эмоциональный интеллект». Успех и счастье не найти в таблице Менделеева и математических формулах, и EQ, как сокращенно называют эмоциональный интеллект, психологи уделяют все больше внимания. Человек с развитым уровнем «чувственности» может наладить контакт с любым, даже трудным в общении коллегой, он ценит близких, понимает свои и чужие чувства, умеет дружить и любить.

Что происходит с эмоциями школьников

Психолог Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» рассказывает, что определяет чувства школьников в возрасте от 8 до 12 лет.

В школе дети начинают входить в большие социальные группы и подпадать под их влияние. Если в детском саду они не замечали, кто из сверстников входит, а кто не входит в группу, то теперь ситуация меняется. В этом возрасте у детей активно развиваются познавательные способности и они узнают о власти интеллекта над эмоциями. Ваш ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, и вы можете заметить, что одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому,что они делают. Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями. Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от восьми до двенадцати это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно. На самом деле дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще эмоционально не реагировать. Протест, крик, жалобы учителю или гнев, когда крадут шапку или обзывают, могут повлечь дальнейшие унижения или изгнание из группы. Поэтому, чтобы сохранить достоинство, лучше подставить другую щеку. Понимая ситуацию, дети производят «эктомию эмоций», убирая чувства из сферы взаимоотношений со сверстниками. Большинство детей мастерски овладевают этим приемом, но наибольших успехов добиваются те, кто в младшем возрасте научился управлять своими эмоциями.


Влияние коллектива не избежать. Источник

«Хладнокровное» отношение к взаимоотношениям со сверстниками может ввести в заблуждение родителей, которые были хорошими эмоциональными воспитателями. Наша работа с родительскими группами показала, что мамы и папы часто ошибочно считают, что все, что требуется сделать их детям в случае конфликта со сверстниками, — это поделиться своими чувствами с другим ребенком и прийти к соглашению. Такая стратегия хорошо работает в дошкольных учреждениях, но в школе, когда проявление эмоций считается социальной помехой, она может закончиться катастрофой. Дети, с которыми занимались эмоциональным воспитанием, становятся достаточно проницательными, чтобы это понять. Они умеют распознавать сигналы своих сверстников и действовать соответствующе.

Ближе к десяти годам многие дети становятся значительно более способными к логическим рассуждениям. Дети зачастую реагируют так, будто у них не головы, а компьютеры. Скажите девятилетнему ребенку «подними носки» — и он может их поднять, а затем положит на место, объяснив это тем, что ему «не говорили их убрать».

Дерзость и издевательство над миром взрослых характерны для детей, которые видят жизнь в черно-белом цвете или все делят на правильное и неправильное. Взрослых ребенок считает лицемерами, так что любимой «эмоцией» ребенка закономерно становятся издевательство и неуважение к взрослым.

Из всех этих суждений и оценок рождается его собственная система ценностей.

В этом возрасте вашего ребенка волнуют мораль и справедливость, поэтому он может придумать себе «чистые миры», где все люди равны, нет места нацизму или войне и где не может быть тирании. Ребенок может начать презирать мир взрослых с его зверствами, такими как работорговля или инквизиция. Он сомневается, он бросает вызов, он начинает думать самостоятельно.

Ирония в том, что вместе с этим ребенок придерживается ничем не обоснованных и тиранических стандартов группы своих сверстников. Например, ваша дочь может отстаивать право человека на свободу выражения мнения и одновременно ограничивать свой гардероб одним стилем кофт. Она может быть глубоко обеспокоена жестоким обращением с животными в косметической промышленности и одновременно принимать участие в заговоре, чтобы не дать однокласснику участвовать в баскетбольном матче.

Как родителям реагировать на такую непоследовательность? Готтман советует не обращать внимания и считать это время периодом исследований. Знайте, что строгое соблюдение зачастую деспотичных правил, диктуемых сверстниками, — это часть нормального и здорового развития. Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью.


Дети в школьные годы учатся взаимодействовать друг с другом. Источник

Если узнаете, что ваш ребенок участвует в травле другого ребенка, которую считаете несправедливой, скажите ему о том, что вы чувствуете. Используйте этот прецедент, чтобы донести до него свои ценности — доброту и честность. Если ваш ребенок не проявил жестокости, не следует быть особенно резким или сурово его наказывать. Для детей этого возраста, которые хотят входить в избранный круг и при этом испытывают сильное давление со стороны сверстников,такое поведение нормально.

Если ваш ребенок жалуется, что его исключили из группы или сверстники относятся к нему несправедливо, вы можете воспользоваться методами эмоционального воспитания, чтобы помочь ему справиться с чувствами печали и гнева. Преодолев негативные эмоции, попробуйте вместе поискать решение проблемы. Например,можно исследовать способы, при помощи которых человек создает и поддерживает дружеские отношения. Не пытайтесь доказать ребенку, что его стремление одеваться и вести себя как, другие дети, глупо.

Признайте его желание быть принятым сверстниками и помогите ему этого добиться.

Если ваш ребенок высмеивает правила, принятые в мире взрослых, не принимайте эту критику близко к сердцу. Дерзость, сарказм и презрение к ценностям взрослых — нормальное поведение в этом возрасте. Если ваш ребенок действительно грубо с вами разговаривает, скажите ему об этом, но особым способом. («Когда ты смеешься над моей прической, я чувствую, что ты меня не уважаешь».) Так вы сможете привить ему такие ценности, как доброта и взаимное уважение в семье. Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.

Как развивать EQ

Развивать эмоциональный интеллект можно в любом возрасте. «Задача родителей — научить детей замечать, понимать, осознавать свои чувства и называть их. Наши эмоции — это сигнал организма на какую-то ситуацию, поэтому важно «ловить» эти сигналы и не игнорировать», — говорит детский психолог Екатерина Ильичева.

Екатерина предлагает развивать EQ у младших школьников с помощью игр. Вот варианты совместных веселых занятий.

  • Изображайте, показывайте разные эмоции перед зеркалом. Продемонстрируйте злость, радость, обиду. Пусть ребенок покажет то, как он чувствует эти эмоции.
  • Произносите фразы с разным настроением и попросите ребенка угадать эмоциональный окрас. Как было это произнесено? Грустно, серьезно, а может быть, весело и радостно?
  • Полезно рисовать эмоции.
  • Слушайте разную музыку и рассуждайте с ребенком, какое настроение передает мелодия.


Слушая любимую музыку подростка, вы будете с ребенком на одной волне. Источник

  • Проигрывайте реальные ситуации на игрушках. Например, ребенок выпрашивал что-то в магазине. Дома поиграйте в магазин с любимыми игрушками. Пусть кукла Маша начнет вести себя так, как ваш ребенок. Спросите, что, по его мнению, чувствует мама куклы. Что чувствует сама Маша. Ребенок во время такой игры посмотрит на себя со стороны.
  • Читая вместе книги, вы можете поговорить с ребенком об эмоциях героев.
  • Попросите ребенка составить рассказ по картинкам. Пусть он поставит себя на место героев. Таким образом ребенок будет учиться эмпатии, сопереживанию, а также разовьет фантазию и воображение.

«Расскажу об одной из самых распространенных родительских ошибок, — говорит Екатерина. — Мы часто запрещаем детям чувствовать, пытаясь их утешить. Но вместо того, чтобы успокоить ребенка, получаем эффект «затопления» эмоций. Мы обесцениваем чувства фразами: «Не плачь, ничего страшного не произошло», «Это не стоит твоего внимания», «Успокойся, не расстраивайся из-за ерунды». Таким образом, мы не даем ребенку осознать свои чувства, понять, что он испытывает на самом деле. Давайте детям обратную связь с самого маленького возраста. Например, если ребенок упал, скажите: «Я вижу, что ты плачешь и тебе больно. Давай я тебя утешу». Если ребенок злится и крушит все вокруг, не надо кричать. Обозначьте его чувства и дайте возможность выплеснуть их конструктивно, например, порвать газету или поколотить подушку».

Екатерина подчеркивает, что развитый эмоциональный интеллект должен быть прежде всего у родителей. Если вы чувствуете, что не обладаете эмпатией, способностью сопереживать, начните с себя. Тогда вы сможете развить у ребенка умение проживать свои эмоции, конструктивно их выражать.

«Родителям стоит заняться саморазвитием, — считает Екатерина. — Попытаться понять себя с помощью книг, фильмов, психолога. Можно вести дневник эмоций, где записывать, какие чувства вызывают определенные ситуации. Это, конечно, труд. После того как разберешься в себе, можно переходить на других людей и пытаться понять их».

Игра для взрослых и детей

С новой игрой «Мириады» можно развивать эмоциональный интеллект родителям и детям вместе! Суть игры — угадывать эмоции и подбирать ассоциации. Выигрывает самый «чуткий» участник. В коробке — игровое поле, 80 карточек с символами, 40 карточек с вопросами и фишки.


В коробке — мириады эмоций!

Вот что рассказывает об игре соавтор Юлия Петропавловская.

«Наша игра побуждает делиться друг с другом эмоционально насыщенными воспоминаниями, ассоциациями, впечатлениями. Благодаря «Мириадам» можно узнать, например, как тебя видят другие и верно ли ты сам интерпретируешь эмоции близких людей. Так, я с удивлением обнаружила, что для своих бывших однокурсниц являюсь образцом перфекционизма, тогда как на работе у коллег вызываю абсолютно противоположное впечатление босса с горячей головой. Играя, ты учишься делиться страхами и тревогами, получаешь поддержку и понимаешь, что вовсе не одинок, узнаешь свои сильные стороны и даришь уверенность другим».


Пример карточки с вопросами

Вопросы на карточках подталкивают к размышлениям. Игроку предстоит понять, что или кто его вдохновляет. Часто ли он обижается, и какая обида была недавней. Какие три желания игрок загадал бы Золотой рыбке. «Мириады» — это не просто игра с целью победить. Это еще и познание себя, а также тех, кто находится с тобой за одним игровым столом. Благодаря карточкам можно с разных сторон проанализировать свои отношения с другими игроками. Например, вспомнить, как вы познакомились, назвать качества своих соседей по игре, обнять какого-то из них. «Мириады» невероятно сближают всех вовлеченных в игру, поэтому идеально поиграть с семьей.

«Игра задумывалась как семейная — в нее должно быть одинаково интересно играть и взрослым между собой, и членам семьи с детьми от восьми лет, — продолжает Юлия. — Задания побуждают игроков считывать и называть эмоции. Ребенок постепенно знакомится с понятиями, узнает разницу между «грустью» и «разочарованием», «нежностью» и «симпатией». Мы специально не помещали в игру никаких списков чувств и эмоций, из которых можно было бы выбирать. Игроки сами размышляют о том, с какими эмоциями у них ассоциируются изображения на карточках, и обогащают друг друга».


Пример карточки с эмоциями

Карточки с чувствами сделаны в необычном стиле. Иллюстратору Софье Игиновой близка тема эмоционального интеллекта.

«Я всей душой болею за повышение психологической грамотности и популяризацию психологии, много читаю об этом, собираю материалы, слежу за тем, что происходит в сфере психологии и сама хожу к психологу, — говорит она. — И мне нравится разбираться в психологии искусства — это такой интерес на стыке моей профессии и хобби. Пока я рисовала каждую отдельную карточку с эмоцией, заметила, что занимаюсь своеобразным актерским мастерством за монитором — кривляюсь, пытаюсь вжиться в образ, представить, прочувствовать. Это затягивало :)».

«Мириады» отличаются от многих других игр тем, что она подходит для разных компаний — детской, взрослой или смешанной. Интересно и полезно будет всем!

Игры «Мириады» еще нет в продаже, и чтобы узнать, когда она выйдет в свет, подписывайтесь на уведомление: как только игра придет из типографии, мы сразу сообщим вам об этом. Первые покупатели смогут приобрести ее со скидкой!

Обложка поста: unsplash.com

Утром злится, днем вялый и сонный, вечером не в настроении и раздраженный…как проследить за эмоциональным фоном ребенка, понять причину таких перемен и помочь ребенку?
Родители! Хочу предложить Вам вести календарь психологического настроения ребенка.
Совсем недавно я делилась с вами рекомендациями по успешной адаптации детей к школе (смотрите «Психологическая подготовка к школе. Помощь в адаптации»). Так вот, этот инструмент будет кстати, как для детей 1 класса, так и тем, кто перешел в среднюю школу, да и вообще маленьким детям.
Начать его вести можно уже, к примеру, с октября и на протяжении 1-3 месяцев, можно и больше, наблюдать за тем, как часто, в какое время меняется настроение у ребенка.

Как вести календарь?
— Каждый день отмечайте любым знаком, например «галочкой» или «плюсом» напротив нужного смайлика (веселый, злой, грустный), утром, днем и вечером.
P.S. Можно придумать больше смайликов: спокойный, апатичный, сонный и т.д.)
Какой результат?
— Есть возможность отследить эмоциональное состояние ребенка на протяжении определенного период.
— Узнать, как часто меняется настроение у ребенка.
— Отметить в какое время суток чаще всего бывает отрицательное настроение (т.е. грустит, злится, тревожится).
— Можно дать такой календарь вести и самому ребенку. Ему будет интересно. Он сам сможет наблюдать за изменениями своего настроения.
— Сравнить, как оцениваете его настроение вы и он сам. Насколько хорошо вы чувствуете своего ребенка.
— Можно вести календарь первое время вместе. Вы подскажете ему, как важно чувствовать, что с тобой происходит, и как можно отслеживать эти чувства. А еще, такой совместный труд сблизит вас с ребенком.
А что потом?
— Если речь идет о школьниках, то есть возможность отследить в какое время ребенок, например, в плохом настроении.
— Если утром ребенок чаще всего в плохом настроении, возможно, он не высыпается или не хочет идти в школу.
— Если плохое настроение днем, то может быть есть проблемы в школе, которые могут быть связаны, как с учебой, так и с взаимоотношениями с одноклассниками или учителями.
— Если вы замечаете, что вечером ребенок больше грустит и тревожится, то это может быть связано с выполнением уроков.
— Если перед сном, то может быт его тревожат отношения с родителями, обстановка в семье.
При ведении психологического календаря настроения, вы станете лучше понимать и чувствовать своего ребенка, а главное, поможете ему справиться с причинами плохого настроения и неудачами.

Еще много интересной информации вы можете найти на моем сайте

Марк Мэнсон Писатель, блогер, предприниматель, автор книги «Тонкое искусство пофигизма».

Быть астронавтом, наверное, самая трудная работа на свете. Из огромного количества кандидатов NASA отбирает только самых лучших. Чтобы отправиться в космос, вы должны обладать огромной квалификацией и глубокими знаниями в области науки и техники. А ещё — быть опытным пилотом, налетавшим как минимум тысячу часов, и находиться в безупречной физической форме. И главное, вы должны быть умны.

Лиза Новак отвечала всем этим требованиям. Она имела степень магистра в области авиационной техники и изучала астрофизику в Военно-морской академии США. Больше пяти лет женщина выполняла воздушные миссии в Тихом океане для ВМС США. А в 1996 году стала одним из немногих счастливчиков, которых выбрали в отряд астронавтов.

Очевидно, Лиза Новак была незаурядной и к тому же очень умной женщиной. Но когда в 2007 году она узнала, что её парень (Билл Офелейн, тоже астронавт, кстати) закрутил интрижку с другой… Лиза села в автомобиль и поехала из своего дома в Хьюстоне в Орладно, за полторы тысячи километров, чтобы разобраться с соперницей.

Этот путь Лиза преодолела за 15 часов, и, чтобы не тратить время на лишние остановки, она надела подгузник. С собой Новак прихватила перцовый баллончик, ремни и мешки для мусора. Она собиралась похитить ненавистную разлучницу, но во время нападения на женщину Лизу арестовали полицейские.

Что такое эмоциональный интеллект

Концепцию эмоционального интеллекта психологи разработали ещё в 80-х, пытаясь объяснить, почему умные люди (такие, как Лиза Новак) иногда делают очень, очень глупые вещи. Считается, что общий интеллект (IQ) влияет на способность обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, а эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание эмоций и управление ими — как собственными, так и чужими.

У некоторых людей может быть невероятно высокий IQ, но низкий EQ.

Пример — талантливый учёный, который может создать новую Теорию Всего, но не способен подобрать носки в тон одежде или вовремя помыться. Но бывает и обратная ситуация: наличие высокого EQ при низком уровне общего интеллекта. К примеру, уличный торговец, который не умеет писать без ошибок, запросто сможет убедить вас, что вы просто обязаны купить эту совершенно ненужную футболку.

Некоторые психологи, например Дэниел Гоулман, утверждают, что EQ даже важнее общего интеллекта. И к счастью, его можно прокачивать — так же, как и повышать IQ.

Как развивать эмоциональный интеллект

Практикуйте самосознание

Вы не сможете стать лучше до тех пор, пока не будете чётко понимать, что из себя представляют ваши эмоции. Если вам не хватает самосознания, пытаться контролировать их — всё равно что плавать на лодке без парусов. Чтобы поднять свою осознанность, нужно сконцентрироваться на следующих вещах.

Осознайте, что вы делаете. Вы можете сказать: «Что за глупости, я и так знаю, чем я занят в тот или иной момент». Но на самом деле чаще всего мы совершенно не задумываемся, на что уходит наше время. Мы как будто на автопилоте проверяем электронную почту, переписываемся в мессенджерах, скроллим Instagram, смотрим YouTube, снова проверяем электронную почту и так по кругу. А ещё нас отвлекают видеоигры, телевизор с его дурацкими сериалами, споры с незнакомыми людьми в интернете…

Устранение отвлекающих факторов из своей жизни — это первый шаг к повышению самосознания.

Для начала попробуйте выключить свой смартфон и пообщаться с окружающими в реальном мире. Выделяйте ежедневно специальное время, чтобы избавиться от всего лишнего. Попробуйте утром обойтись без музыки и подкастов — просто поразмышляйте о своей жизни и о том, что вы чувствуете. Потратьте 10 минут и помедитируйте. Удалите с телефона социальные сети на недельку. И будете приятно удивлены тем, насколько вы изменитесь.

Осознайте, что вы чувствуете. Все отвлекающие факторы помогают вам избегать множества неприятных эмоций. Поэтому, когда вы откажетесь от них и начнёте принимать свои эмоции такими, какие они есть, настоящие чувства могут вас поначалу испугать. Вы можете внезапно осознать, что за маской нормальности вы на самом деле довольно депрессивны или, к примеру, ведёте себя чересчур злобно. И поймёте, что зависимость от гаджетов просто способ отвлечься от тревожных чувств.

На этом этапе важно не осуждать себя за возникающие эмоции. Вы будете постоянно испытывать желание сказать: «Да что за фигня со мной происходит!» Но это только усугубит ситуацию. Какие бы эмоции у вас ни появлялись, у них есть причины, даже если вы не помните, с чего всё началось. Так что не будьте слишком строги к себе.

Осознайте свои слабости. Как только вы примете все неприятные и неудобные эмоции, которые испытываете, вы начнёте понимать свои слабости.

Например, я очень обижаюсь, когда меня перебивают в разговоре. Я воспринимаю это как личное оскорбление и становлюсь оттого очень грубым. Это моя слабость. И, только осознав её, я смогу правильно на неё реагировать.

Однако просто быть осознанным недостаточно — нужно уметь ещё и управлять своими эмоциями.

Направляйте эмоции в нужное русло

Люди, которые считают, что эмоции — главное в жизни, часто ищут способы контролировать их. Но знаете что? Контролировать эмоции невозможно. Вы можете только реагировать на них.

Не бывает «хороших» или «плохих» эмоций. Есть только «хорошая» и «плохая» реакция на них. К примеру, гнев может быть разрушительной эмоцией, если вы направите его на то, чтобы причинить боль себе или другим. Но он же способен и приносить пользу, если вы примените его, чтобы исправить несправедливость или защитить себя или других.

Радость — это прекрасная эмоция, когда с вами произошло что-то хорошее и вы делитесь этим с любимыми людьми. Но она бывает и разрушительной, если проистекает от причинения кому-то вреда.

Научитесь распознавать, что вы чувствуете, решать, подходит ли эта эмоция ситуации, и действуйте соответствующим образом. Именно это психологи и называют «целенаправленным поведением».

Учитесь себя мотивировать

Большинство людей пытаются сначала найти вдохновение или мотивацию, чтобы затем предпринять какие-нибудь важные действия, которые изменят их жизнь. Они считают, что, как только выберут правильный метод, их озарит и они возьмутся за работу, тренировки или творчество. Однако на следующей неделе запал кончается и всё возвращается к исходной точке.

Поэтому следует воспользоваться другим способом. Когда вам нужно мотивировать себя, просто начните делать хоть что-то.

Действие — это не столько последствие мотивации, сколько причина.

Нет сил приступить к работе? Набросайте список дел, составьте план, выполните самый мелкий пункт — не успеете оглянуться, как сделаете половину намеченного. Нет стимула идти в спортзал? Купите пробный абонемент на месяц, чтобы «только посмотреть», — и сами не заметите, как вас затянет.

Не нужно ждать, пока возникнет стойкая мотивация. Сначала сделайте что-нибудь, а желание продолжать появится потом. Следите за тем, что вы чувствуете до, во время и после действия, и используйте эти эмоции.

Учтите, что не всегда вас будут мотивировать «хорошие» чувства. Вы можете начать расстраиваться, раздражаться или беспокоиться, если не сразу достигните результата. Обратите эти эмоции в стимул и просто продолжайте действовать. В конце концов, самая сладкая победа — та, которой вы достигли вопреки всему.

Признавайте эмоции других

Предыдущие шаги касались исключительно ваших собственных эмоций. Но главная цель в развитии эмоционального интеллекта заключается в том, что он должен способствовать построению здоровых отношений с окружающими.

Любые здоровые отношения — романтические, семейные, дружеские — начинаются с признания и уважения эмоциональных потребностей друг друга. Достичь этого можно, только слушая окружающих и сопереживая им.

Сочувствовать кому-либо не обязательно означает полностью понимать его. Учитесь принимать и ценить близких людей такими, какие они есть, даже если вы их не понимаете.

Наполните ваши эмоции правильными ценностями

Когда в конце 90-х вышла книга Дэниела Колмана «Эмоциональный интеллект: почему это важнее, чем IQ», понятие EQ стало невероятно популярным. Руководители и менеджеры читали умные книжки и ходили на тренинги по его развитию, чтобы учиться мотивировать подчинённых. Психологи пытались привить своим пациентам высокий EQ, чтобы помочь им справиться с проблемами. Родителям рекомендовали с детства развивать эмоциональный интеллект у своих отпрысков, чтобы подготовить их ко взрослой жизни.

Однако множество авторов книг по EQ упускают одну важную деталь: эмоциональный интеллект не имеет смысла без ориентации на правильные ценности.

Какой-нибудь магнат может обладать высоким эмоциональным интеллектом — это необходимо, чтобы управлять корпорацией и сотрудниками. Но если при этом делец эксплуатирует бедных людей или разрушает экологию планеты, разве можно назвать его EQ добродетелью?

Родители способны развить в своих детях эмоциональный интеллект. Но если не прививать им честности и уважения, они могут превратиться в безжалостных и лживых мелких засранцев — но эмоционально интеллектуальных!

У мошенников хорошо развит EQ, и они хорошо понимают поведение окружающих. Но в итоге они используют свои способности, чтобы манипулировать людьми и обогащаться за чужой счёт.

Гитлер обладал очень высоким EQ, был прекрасным оратором и управленцем. И посмотрите, каких дров он наломал, потому что ориентировался на чудовищные ложные ценности.

Поэтому, чтобы жить полноценной жизнью, вы должны сначала понять, что для вас действительно важно. Выбирайте правильные ориентиры — честность, милосердие, уважение к себе и окружающим — и направляйте свою эмоциональную энергию на эти ценности. В конце концов, умение определять верные личные приоритеты — самая главная черта эмоционально интеллектуальных людей.

Категории:

  • О важном
  • Уровни развития души или зачем вы снова на планете Земля?

Основа счастья — Развитие души

Человек рождается, чтобы быть счастливым, пройти свой путь, раскрыть свои сильные стороны и насладиться их результатом. Счастье складывается из шажков пути. Мы двигаемся по жизни и происходят разные события: одни радуют, другие огорчают — не бывает чтобы все совсем ровно, ну если вы не пришли в этот мир просветленным. Но если даже так, то и путь Иисуса, и Будды, и других пророков был совсем не безоблачным. Были и искусители, и выбор, и развитие души. Поэтому, мы все идем путем проб и ошибок. Успех нас вдохновляет, делает счастливыми и дает уверенность, что идем правильным путем. Неудачи показывают, что необходимо исправить. Именно ощущение радости и наполненности жизни создает счастье.

Мы, живые люди — сложные существа. Находясь на высшей биологической ступени, мы не совсем ясно представляем собственное предназначение, цели, взаимосвязь с миром. Кто-то считает, что человек сам по себе и все что про подсознание и законы вселенной — это полная чушь. Живу как хочу. При этом, как хочу, относится к сиюминутной ситуации. И то, что от выбора сегодня может зависеть вся жизнь — это брехня психологов. Кто-то игнорирует, что у него есть душа. Духовное развитие, считает, что уже сделано природа. Теперь нужно освоить все человеческие блага. Конечно такие взгляды на жизнь закладываются в детстве, с молоком матери. Как эту позицию транслировали родители, бабушки и дедушки, другие близкие люди. Вкладывались ли они в развитие души ребенка или считали, что важнее накормить и одеть, а остальное само приложится.

В более осознанном возрасте приходят такие мысли на фоне разочарований и болезненных событий, когда кажется, что мир отвернулся. В этот момент люди ожесточаются хлопают дверями души и идут по пути до стенки. Там, приходится принимать самые сложные решения, упершись лбом в холодный камень. Делать выбор между смертью или встречей со своей душой, которую сами и закрыли в темном чулане. Это страшно, правда страшно. Но еще важно знать, что страх и тьма уходят тут же после вашего решения это сделать. Проверено.

Развитие души человека

Так ли это важно и почему? Ведь мы уже родились людьми, и проживая свою жизнь — душа тоже живет, зачем еще что-то делать. Может быть вселенский разум сам все разрулит. Ан, нет. История человечества, святые книги все отражают одно: развитие человеческой души — это осознанный выбор. Писания говорят о том, что Бог дал право выбирать те поступки, которые человек хочет сам. Только на чем основан выбор?Многие хотят крепкую семью, а не все удерживаются от соблазнов. Потом кусают локти, но выбор сделан. Счет предъявлен и каждому свой. Кому-то в плюс, кому-то в минус. Самое смешное, что мы понимаем почему минус, даже можем отследить конкретные ситуации. И в момент, когда делаем неправильный выбор, тоже зачастую все ясно, но уж так сейчас хочется (страшно или лень), что действуем на авось.

Интересная штука заключается в том, что это происходит со всеми. Мы как, малые дети учимся ходить и падать. Чтобы понять что такое хорошо, нам надо увидеть, что такое плохо и собственными глазами, и желательно ощутить собственной пятой точкой.Поэтому, наш опыт копится, второй раз выбор сложнее, третий еще сложнее и так по нарастающей. Это связано с тем, что мы все увереннее и увереннее затыкаем рот своей душе до тех пор, пока она либо не затихает надолго, либо не начинает орать благим матом в ухо.

Вот тогда мы резко начинаем искать ответы на вопросы о потребностях души. Если вы сейчас читаете эти строки, то значит у вас есть (появился) слух. Это отлично. Душа живет и зовет вас в счастливое будущее. Давайте разберемся с вашей позицией. Очень просто это сделать, если поиграться с образами. Представьте, что вы сидите санях с упряжкой собак. Собаки олицетворяют ваши стороны жизни, составляющие личности. Вот у вас есть тощая финансовая составляющая, вот у вас есть толстая физическая составляющая, вот ваши не примечательные, серые отношения, может вполне симпатичное хобби. А как вы думаете, кто первая — ведущая собака в вашей упряжке? Это та, которая, в чулане? Не кормленная? Да главная, за которой бодро и радостно бегут все, и тащат ваши саночки — это духовная составляющая.

Займитесь этой собачкой и не забывайте про всех остальных и тогда успех неизбежен, потому, что все подчинено одной высокой цели для которой живет ваша душа. И это не таскать мешки с картошкой, а счастье. Развитие души и тела происходит гармонично, когда это действительно важно. Можно ставить хоть какие конкретные цели для каждой сферы, но если они не служат вам, именно вашей душе, этот набор ценностей развалится. Так происходит на каждом шагу, и наверняка было у вас, когда вы хватались за одно, потом за другое и теряли интерес. Все просто. Нет духовной цели — остальное лишь временные потребности. Они могут даже и достигаться, но потом появляется ощущение пустоты. Посмотрите на тех людей, кто достиг желаемого вами успеха. Проанализируйте их этапы и видимые цели.

Вот пример — Киану Ривз. Человек, которому быстро приходят счета судьбы: сложная семья, успех, горе потерь, успех, страх за жизнь онкобольной сестры, успех. Сейчас он живет, как филантроп. Его успех — это реализация его творческой и профессиональной составляющей. В душе забота об онкобольных детях, строит специальные дома, куда привозят ребятишек со всех уголков. У Киану есть потребность заботиться о них и получать из этого источника радость.

Да действительно, есть источники с дном, а есть неиссякаемые. Все цели, которые мы ставим с позиций тела — достижимы и измеримы. И это хорошо, они нам нужны. Но радость души бесконечна. Она доступна и легка. Читайте на нашем сайте полезные материалы, как сделать ваши мечты реализуемыми, как открыть все замочки, за которые спрятана ваша красивая и лучистая душа. Если вы ощущаете потребность в помощи, обратите внимание на разработанные профессиональным психологом программы. Они помогают быстро и эффективно получать результат.

КАК НАЙТИ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Мы поможем вам определиться с выбором своего предназначения, предлагая ряд техник и давая рекомендации, как работать с внутренними сомнениями и возражениями.

Твое тело говорит: люби себя. Лиз Бурбо

Самая полная книга по метафизике болезней и недугов

Как найти свое предназначение

Как заниматься тем, чем хочется, вместо того, что съедает драгоценное время жизни?Фильм «Честная куртизанка»

Смена состояний. Презрение. Радость. Надменность. Восхищение. Ты единственный! — Профессионалы занимаются этим ежедневно.

Эмоциональная гимнастика (эмоциональная зарядка) — смена эмоциональных состояний и эмоциональные движения, разогревающие эмоциональность и развивающие эмоциональность: скорость, силу и яркость эмоциональных акций и реакций.

​​​​​​​​​​​Эмоциональная гимнастика у нас нередко происходит естественным путем, когда мы с утра смеемся над шутками друг друга, сердимся или удивляемся, восхищаемся либо требовательно призываем к порядку… Тем не менее, полезнее делать эмоциональную гимнастику специальным образом, как отдельную процедуру. Пошел — и сделал.

Эмоциональную зарядку лучше делать с утра, вслед за лицевой гимнастикой. Утром — это зарядка, днем — отдых.

Эмоциональная зарядка подразумевает отработку различных эмоций (эмоциональных состояний). В любом случае лучше, если вы будете чередовать позитивные-негативные и энергичные-вялые состояния. Заканчивать лучше на чем-нибудь позитивном и энергичном, что настроит вас на активный день. А если вы к этому делу подключите зеркало — ваша эмоциональная выразительность значительно улучшится. Большинство эмоций и эмоциональных состояний можно сделать без всяких дополнительных средств, в некоторых случаях можно воспользоваться ключами вызова эмоций.

Список сменяемых эмоциональных состояний можно формировать как самостоятельно, под различные задачи, так и использовать уже готовые подборки. Для общей разминки используйте «Уверенность в себе, Гневное возмущение…», для отдыха лучше чередовать парные состояния типа Восхищение — печаль.

Для того чтобы отдохнуть в течении дня можно использовать такой вариант эмоциональной гимнастики: по нарастающей делать состояния: восхищение-печаль. Вначале амплитуда между ними должна быть небольшой и постепенно нарастать. Закончить лучше на восхищении.

Для силы душевных мышц тренируйте «Победа-Поражение-Агрессия-Любовь», для умения переключать свое эмоциональное состояние будет полезна гимнастика «Просветленный и Коммандос».

По времени эмоциональная гимнастика занимает около 5-10 минут в зависимости от количества эмоций в списке. В результате занятий у вас улучшится эмоциональная выразительность, повысится настроение, ваш день станет пройдет энергичнее и интереснее. Стоит попробовать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *