Как стать христианином?

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации смысла жизни с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

***

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных заповедей.

***

Духовным рождением является Таинство Крещения. Если Вы ещё некрещены, то лучше сделать это после прохождения катехизических курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в вере, то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

***

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство благодатной защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

***

Духовник. Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того священника, которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти ответ в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

***

Духовная жизнь христианина основывается на 4-х составляющих:

  • молитве
  • милосердии
  • духовном чтении
  • участии в Церковных Таинствах.

а) Молитва – это не просто ритуал; т.к. Бог – личность, то молитва – это общение с Отцом Небесным, который желает Вашего исправления и безмерно любит Вас. В идеале личная молитва должна стать непрестанной; в любом случае молитва должна быть регулярной (утреннее и вечернее правило, перед и после всякого дела и приёма пищи). Общественная молитва в храме по минимуму должна состоять из ежевоскресного участия в Литургии.
Для сознательного участия в богослужении приобретите толковыймолитвослов и книгу с объяснением основных богослужений или книгу о Церкви для новоначальных, куда это уже включено.

б) Милосердие выражается как в материальной милостыне, помощи трудом, так милостыне духовной – молитве за ближних и помощи им в духовном возрождении.

в) Священное Писание (Библия) должна стать вашей настольной книгой, его следует читать ежедневно. Для лучшего его понимания следует начать её чтение с Нового Завета, после подробного его изучения можно переходить к Ветхому Завету. Используйте толкования для изъяснения всех нюансов текста.

г) Внимательно и серьёзно подготовьтесь к Таинству Покаяния (Исповеди), которое должно явиться рубежом, отделяющим вас от прежней, греховной жизни. От каких-то грехов удастся отказаться сразу же, другие потребуют борьбы. По словам св. Серафима Саровского, святой человек отличается от прочих только одним – решимостью. Высшей формой Богообщения является соединение со Христом – Таинство Святого Причащения, – оно должно стать насущной регулярной потребностью.

Ослабление любой из этих четырех составляющих ведёт к искривлению духовного пути; например нонсенсом является причащающийся человек, не читающий Евангелие или немилосердный молитвенник.

***

Задача христианина в аскетическом плане – избавиться от страстей, которые сковывают его в движении к Богу, т.к. Бог чужд какого-либо зла, и стяжать (приобрести) добродетели. Усвойте 2 важнейших аскетических принципа: регулярность и постепенность возрастания. Старайтесь избегать рывков, лучше умеренно поститься весь первый пост, чем через неделю прекратить его, не выдержав строгой монастырской нормы. Ставьте себе чёткие и исполняемые цели. Это касается всех составляющих духовной жизни.
Помните, что борьба со страстями является лишь средством, её цель – приобретение добродетелей.

***

Критерием правильности духовного пути является умножение любви к Богу и ближнему, причём эта любовь не просто эмоциональная, а деятельная и жертвенная. По словам преподобного Амвросия Оптинского «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Можно сказать, что единственное, что мы сможем вынести из этого мира в вечность – только любовь, которую мы смогли стяжать.

***

Помните: падения неизбежны, но нельзя впадать в уныние и зацикливаться на своём несовершенстве. Каждое падение должно стать стимулом для большей решимости следовать за Христом. Ведь «если Бог за нас, то кто против нас» (Рим. 8:31)!

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к обожению (святости), богопознанию на основании христоцентричности.

***

Учитесь, процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. Церковью накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Хочу принять христианство, я мусульманка. Что для этого нужно сделать и нужно мне менять свое имя на православное? Заранее спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Дорогая читательница, очень рад Вашему желанию! Слава Богу, Господь просветил Вас и у Вас в сердце появилось это доброе и очень правильное желание.

«В Евангелие от Иоанна мы читаем разговор Господа с Его тайным учеником, праведным Никодимом, где Христос говорит: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Соответственно нам, уверовавшим в Спасителя, необходимо принять крещение, чтобы вечно быть со Христом, чтобы быть не просто рабами, а чадами Божьими. Для этого мы и принимаем крещение, чтобы отрешиться от всего греховного и войти в святую жизнь», — рассказывает протоиерей Алексий Митюшин в материале «Что нужно для крещения», который очень советую Вам прочитать.

Вам нужно прийти в храм — любой, какой Вам нравится или какой ближе к Вашему дому — и поговорить со священником о Вашем желании. Скорее всего, Вам нужно будет пройти небольшой курс так называемых огласительных бесед, то есть занятий, на которых священник или его помощники расскажут Вам и остальным, кто хочет принять христианство, об основах веры. Вам порекомендуют прочитать литературу — прочитайте ее. Пока же сама можете начать читать Евангелие, например, от Марка,и толкования к нему (они есть в интернете или их можете купить в церковной лавке).

После того, как Вы пройдете огласительные беседы, Вы сможете принять Таинство Крещения, то есть стать христианкой.

А дальше уже ведите духовную жизнь, участвуйте в богослужениях и Таинствах Церковных: приходите на исповедь, причащайтесь и так далее.

«Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество — и душу, и плоть, приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти», — я цитирую Вам материал «4 вопроса о Таинствах».

Что касается имени, в Таинстве Крещения человеку нарекается имя в честь святого, который будет его небесным покровителем. Если есть святая с Вашим именем, то имя Вы можете не менять. А если такой нет, то выберете, посоветовавшись со священником, кто из святых будет Вашим покровителем.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: О. Варов/patriarchia.ru

Веда Ра

Как стать Богом
(практическое руководство)

Не познай себя, а познай Мир, как Себя самого. (с) Ра

Предисловие

Это руководство написано для Детей Божьих, которые уже достаточно созрели, для того, что бы прекратить заниматься ментальным онанизмом и вплотную перейти к действию.
Как известно, у Богов рождаются Дети Божьи и единственное, что их отличает от Богов, это уровень их СоЗнания. Следовательно, как только уровень твоего СоЗнания достигнет Абсолюта, ты станешь Богом. Для более успешного и быстрого обучения очень желательно обладать Божественными качествами, такими как: Скромность, Смирение, Отказ от насилия, Терпимость, Простота, Принятие Истинного Духовного Учителя, Чистота, Стойкость, Самодисциплина, Отречение, Отсутствие ложного Эго, Безстрашие перед Страданиями, Независимость от какой-либо порабощенности, Спокойствие перед лицом любых событий, Постоянная и Чистая преданность Богу, Склонность к уединению и отстраненность от диктата толпы, Чистое Намерение к познанию Истины.
Данное руководство основано на собственном опыте, поэтому для меня это уже Знание, а для тебя — информация. Не верь ничему, что здесь написано, все проверяй на собственном опыте. Преобразуй информацию в Знание, с помощью своего Философского Камня.
Руководство опирается на базовую информацию, которой ты уже должен обладать. Тебе уже должно быть известно, что все есть Энергия и что эта энергия есть Бог (Абсолют, Великое Ничто, Единое Сознание, Аллах и т.д.) и что кроме Бога тут никого нет и многое другое. 🙂 Всю необходимую информацию ты можешь найти в Святых Писаниях, а так же получить у компетентных людей и из других доступных тебе Источников. Ниже представлено лишь краткое руководство.

Как стать Богом

1. Очисть Карму. Я называю Кармой ту несбалансированную энергию, которую ты имеешь на момент Здесь и Сейчас, в результате своей прошлой деятельности (физической, вербальной, умственной или др.). Не важно, отдаешь ты или получаешь, важно сбалансировать энергию. Это важно, потому что пока ты полностью не отдашь или примешь кармические долги, то тебе придется вновь и вновь возвращаться к этому в этой или следующих жизнях. Для ускоренного очищения Кармы достаточно с благодарностью принимать Все, что само приходит и с благодарностью отпускать Все, что само уходит. Это может быть Все, что угодно: предметы, люди, животные, ситуации и т.п. Не важно, какая форма у энергии, главное, что бы происходил ускоренный обмен, а для этого не надо сопротивляться естественному ходу событий. Конечно с эгоистической точки зрения ты, возможно, не готов расстаться с чем то, особенно, если ты считаешь, что тебе это дорого. Отпускай и принимай Все, что само приходит и само уходит, для твоей ускоренной эволюции это необходимо. Можешь считать это своей Судьбой или Роком, если тебе так будет проще. Ничего просто так не происходит, все было запланировано, хотя твое Эго может с этим спорить. Это не важно, важно кто ты и зачем ты. 🙂 Итак, твоя Карма быстро очищается. Возможно, это будет болезненно для твоего Эго. Ну и что? 🙂
2. Не нарабатывай новую Карму. По мере того, как твоя Карма ускоренно очищается, желательно еще не нарабатывать новую. Для этого не привязывайся к результату своей деятельности, и не ассоциируй себя с деятелем, иначе тебе придется получить этот результат, вместе со всеми причинно-следственными связями, что само по себе уже образует новую Карму. Посвящай всю деятельность Богу и сразу забывай о том, что что-то делал, как только деятельность закончена. В идеале просто участвуй в событиях, которые сами собой вокруг тебя происходят. И придерживаться правила: Не делай другому того, чего себе не желаешь.
Внимание!Желания порождают Карму! Поэтому лучше всего их контролировать.
3. Свято почитай Богов и Предков, живи по Со-Вести в ладу с Природой. Я не буду вдаваться в детализацию, зачем это нужно и как это. Вся информации на эту тему уже была предоставлена Ведагором, ее ты можешь найти на сайте: http://koscuni.ru» rel=»nofollow» target=»_blank»>http://koscuni.ru
4. Найди своего Учителя. Тебе не надо куда-то идти или куда-то ехать, что бы его найти. Он всегда с тобой и общается через твою Интуицию. Слушай его внимательно! Если ты плохо его слышишь, то необходимо наладить связь. Опять же не буду вдаваться в подробности как это сделать, т.к. на эту тему масса информации уже была дана. Итак, как ты обретешь своего личного Гуру, он будет тебе помогать Учиться.
5. Будь внимателен ко всему, что с тобой происходит. Все, что происходит в твоей жизни, не есть случайность, а скорее четко отлаженная программа твоего обучения, учителем в данном случае выступает сам Бог. У тебя есть твой Гуру, который будет разъяснять все неясные моменты. Если ты усвоишь урок, то будешь двигаться дальше, если нет, то придется повторять. Ты находишься в школе Богов, и чем быстрее ты ее закончишь, тем быстрее станешь Богом.
6. Живи в моменте «Здесь и Сейчас». Постоянно пребывай в моменте «Здесь и Сейчас». Нет ни Прошлого, ни Будущего, ни Там, ни Сям, есть только «Здесь и Сейчас». «Здесь и Сейчас» ты получаешь результаты своей прошлой деятельности, поэтому пока пункты 2 и 3 не будут доведены до автоматизма, любое отвлечение от момента «Здесь и Сейчас», может привести, к неожиданным результатам и накоплению новой Кармы.
7. Отключи Ум. Как только все предыдущие пункты доведены до уровня автоматизма, отключай Ум, он тебе больше не нужен. 🙂 Для этого тебе надо уметь управлять своим Умом. Опять же не буду вдаваться в подробности, как это сделать, существует масса информации и практик для этого.

Как это работает

Это не последовательное руководство, а параллельное. 🙂 Т.е. все пункты старайся выполнять одновременно. Если с каким то из пунктов возникают сложности, то получи разъяснение у собственного Гуру, если он не доступен — у компетентных людей, если они тоже недоступны — изучай Святые Писания. Изучай все, что тебе интересно и все что попадается под руку, это не просто так. 🙂
Как только очищается Карма, приходит Просветление, пропадают все желания, новых желаний не возникает, ты постигаешь Истину, становишься Богом мира Прави и выходишь из круга Сансары, поскольку, ты уже окончил эту Школу. Все это может произойти одновременно или в любом порядке, это не имеет значения. 🙂 Будь бдителен и Приятного Пути! 🙂

Заключение

Теперь ты Бог!
Добро пожаловать в Рай!

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Пимен (Шевченко), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

– Кто такие святые?

– «Святой» (по-гречески «агиос») в переводе означает «избранный». Спаситель сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Святые – это те люди, которых избирает Господь, в первую очередь для назидания каждого христианина в деле спасения. Для каждого из нас самый первый и главный образ ко спасению – это Господь Иисус Христос. Но не всякий человек, читающий Священное Писание, вникающий в жизнь, подвиг и проповеди Иисуса Христа, может для себя лично определить это как пример для того, чтобы следовать за Богом. Поэтому Господь собрал Своих первых учеников, которые несли эту проповедь и были живыми примерами веры во Христа. За апостолами были мужи апостольские, которые передавали традицию, свидетельствовали о вере, были мучениками. Теперь у нас много святителей, преподобных, новомучеников, являющих нам сегодня образ пути ко спасению примером своей жизни. Святые – это те, которых Господь избирает для того, чтобы они были этим образом.

– Служения менялись, со временем стали появляться разные святые. Может ли человек сам выбрать для себя определенный путь к святости? Как становятся святыми?

– Путь к святости определяется очень многими факторами – например, историческими, внутренним выбором и другими. Была эпоха (первые века христианства), когда не было другого примера для святости кроме мученичества. Когда прекратились гонения, появилось множество преподобных. Живя уже в новых христианских городах, они видели соблазн для себя и уходили в пустынные места для того, чтобы спасаться там. Затем появились святители – они, будучи наставленными преподобными отцами, возвращались в эти города, например Василий Великий. Они проповедовали среди людей, наставляя их на путь спасения.

В русской традиции до XX века преобладающим образцом святости были преподобные, что тоже ярко характеризует внутренний духовный стержень русского человека. Наши преподобные отличаются от первых преподобных IV-VI веков тем, что далеко от мира они не уходили, были на виду, но имели возможность молиться в уединении. Таким примером может стать Сергий Радонежский, который ушел недалеко от места своего селения, для того чтобы люди могли приходить и учиться у него.

XX век явил нам огромное количество новомучеников. Их даже не сравнить с мучениками первых веков, когда был выбор: веришь ты во Христа или нет. Если по факту ты христианин, то был врагом нового государства и тебя уничтожали. Немаловажно увидеть снова стержень нашей Церкви, верность Христу, потому что в те времена появилось много раскольников и даже отступников: небезызвестные священнослужители отрекались от Церкви и веры, просили не считать их более священнослужителями. Проявлением святости на Руси стало исповедничество, как у преподобных и новомучеников.

Чтобы стать святым, нужно, увидев Христа перед собой, почувствовать призывающую благодать и сказать: «Да, Господи, я последую за Тобой!» Нужно стать тем, кого Он изберет, всецело отдавая себя на служение Церкви и людям. Господь четко определил Своих учеников: «Если будете иметь любовь между собою, то будете Моими учениками, и так вас все узнают». Поэтому каждый, кто имеет любовь к ближнему и Богу, становится святым в ту меру благодати, которую дает Господь, потому что не каждый человек может воспринять ту степень благодати, которую может дать Господь. В тропаре Преображению Господню написано: «Он явил славу учеником Своим, якоже можаху». То есть настолько, насколько они могли на тот момент эту славу принять. Так и в нынешнее время.

Путь спасения, который предлагает Господь через Своих святых, многогранен. Можно спасаться в семье, как преподобные Кирилл и Мария Радонежские, как преподобные Петр и Феврония Муромские. Можно спасаться, будучи монахом. Каждый может назвать примеры преподобных, которые ему ближе. Можно спасаться и в одиночестве. Иоанн Русский был неженатым, попал в плен, остался один, не был преподобным, но был верен Богу и стал праведным. Также праведный Симеон Верхотурский – один из ярчайших примеров святости. Для каждого человека открыта книга святости, куда он может вписать свое имя. Для этого нужно открыть свое сердце Богу и позволить Ему вести его на протяжении всей жизни – проявить свою веру. Для каждого христианина вера – это доверие Господу. Доверившись Ему и пройдя весь путь с этой верой, люди становятся святыми.

– Означает ли, что святой – это безгрешный?

– Нет, безгрешен только один Бог. Святые во всем подобны нам. У каждого святого были какие-то определенные изъяны, не указанные в житиях. Но если мы посмотрим биографию, воспоминания, то увидим какие-то свои особенности, черты характера, которые так или иначе не мешали этому человеку быть с Богом. Были люди, которые проявляли неласковость к священникам, например некоторые святители. Они были чрезмерно строги, но, несмотря на это, их любовь к людям была настолько велика, что им сразу все прощали. Были и такие, которые имели вредные привычки. В своем дневнике святитель Николай Японский очень печалился из-за привычки к табаку, от которой он никак не мог избавиться. Но он просил Бога о помощи, и Господь ему не вменил это в грех, потому что святитель сокрушался о своей страсти. И апостол Павел просил избавить его от «некоего жала», которое жалило его на протяжении жизни. Но Господь сказал: «Довлеет тебе благодать Моя» (2 Кор. 12, 9).

Безгрешность не определяет святость человека, ее определяет состояние, когда человек осознает свои грехи. Первое, что мы читаем в Священном Писании, когда его открываем, это проповедь Иоанна Крестителя либо проповедь Самого Спасителя, которая начинается со слова «Покайтесь!» Если человек видит, осознает свои грехи и пытается их искоренить (а если не получается, то встает на подвиг молитвы, чтобы Господь помог искоренить его страсти и пороки), то он на правильном пути ко спасению. Святость определяется чувством покаяния и осознания своей греховности перед Богом.

– Кончина у всех святых разная: у мучеников она бывает страшной, у преподобных – спокойной. Но знаем ли мы что-нибудь о посмертной участи святых? Что их ждет сразу за порогом и до того, как они получают статус святых, могут ли они помогать людям?

– Я не отвечу на первую часть вопроса, потому что не знаю, и никто этого не знает. Есть предположения, откровения тем или иным святым, но не нам судить о посмертной участи человека. Величайшая тайна Божия, которая спасительна для каждого человека, – не знать участи ближнего, который умер. Если узнаешь, что человек в раю, то можно опустить руки, перестать молиться за него, радоваться и, оставив молитву, уйти в состояние праздности и погибнуть. А если ближний в аду, то можно впасть в уныние, из которого есть опасность не выйти и также погибнуть. Господь мудро все устроил, поэтому мы не знаем участи определенного человека, кроме участи тех людей, которых называем святыми. Господь являет Свои чудеса через почитание этих святых – от их могил, вещей, святых мест, где они подвизались и где проходил их подвиг, тем самым показывая, что этот человек избран Богом.

Господь сказал: «Тот, кто соблюдает Мое слово, – тот Мой брат и друг». Поэтому святых мы называем друзьями Божиими. Если мы видим подвиг человека, засвидетельствованный в мартирологах, актах свидетельства о казни в Древнем Риме либо в следственных делах, как это было в XX веке, то мы можем засвидетельствовать верность этого человека Богу и прославить его как мученика, пример которого достоин подражания.

– Когда у Церкви возникает полная уверенность в том, что тот или иной человек святой?

– Основным фактором для прославления преподобных, праведных, святителей является их народное почитание. Комиссия по канонизации определяет святость человека по нескольким критериям. Первое – это образ жизни как пример для подражания. Это должно быть безукоризненное житие, чтобы человек не смог найти для себя оправдание своим грехам, чтобы он мог взять за основу жизнь святого, подходящую ему для подражания, и последовать за ним к Богу. Второе – это народное почитание. И только потом – чудеса. Многие преподобные еще в древности всегда с осторожностью относились к чудесам, наставляя своих учеников быть внимательными и уметь рассуждать, от кого это чудо, потому что и диавол пытается соблазнить человека различными чудесами. Рассматривать эти вопросы необходимо со всей строгостью.

Когда Церковь убеждается, видит подлинное почитание, святость в житии, она являет того или иного человека как святого. У нас есть много примеров, когда человека прославляли через много лет после его кончины. Например, дивного святого Александра Свирского прославили через 14 лет после его кончины на Макарьевском Соборе. Блаженная Ксения Петербургская, скончавшаяся на рубеже XVIII – XIX веков, была прославлена только в 1988 году – почти через 200 лет после своей кончины. Бывает, что Церковь выжидает, чтобы не ошибиться в этом вопросе. Были примеры, когда она ошибалась – и применялась деканонизация. Церковь как богочеловеческий организм, безусловно, свята, а если глава свята, то и тело свято. Но это еще и человеческая составляющая, а человеку свойственно ошибаться, и признавать такие ошибки должно и нужно.

– Кто имеет внутреннее право почитать того или иного человека до канонизации? У нас в Петербурге есть ряд лжесвятынь, привлекающих благодаря определенной рекламе большую часть людей, которые отдают на это свои деньги, время и душу.

– К сожалению, так бывает. Когда нам кто-то рассказывает о некоем святом, не прославленном Церковью, мы должны с глубочайшим рассуждением подойти к этому вопросу. Будет не лишним задать вопрос и священнику, который вас исповедует, как быть в той или иной ситуации. Осторожность должна быть.

Бывает почитание поистине угодников Божиих, которые еще не прославлены Церковью, но своей любовью, примером и верой привели очень многих ко Христу. И после смерти своего учителя и наставника люди будут приходить на его могилу, будут его почитать. Если это происходит здраво, то люди понимают, что нет на земле такого человека, который бы жил и не согрешил. А потому пока Церковь не прославила данного подвижника во святых, мы совершаем панихиды и литии, молимся о прощении вольных и невольных прегрешений. Мы это знаем на примере Ксении Петербургской, на могиле которой на протяжении 200 лет совершались панихиды. Люди, молящиеся за Ксению, получали просимое, потому что и Ксения молилась за них.

Составление молитв и акафистов, причем сомнительного содержания и качества, как это часто бывает сейчас, не всегда обоснованно. Мы можем вспомнить пример народного почитания Серафима Саровского. Будущий священномученик, один из покровителей нашей земли Петербургской, Серафим Чичагов в своих воспоминаниях пишет о путешествии в Дивеево, куда прибыл, чтобы поклониться могиле преподобного, еще не прославленного. Он увидел у людей переписанный акафист преподобному Серафиму и ужаснулся. Это сподвигло его на написание акафиста преподобному Серафиму Саровскому, который мы и поныне читаем. Это достойный труд, выдержанный богословски и гимнографически.

Необходимо иметь здравую долю рассуждения, когда мы сталкиваемся с подобным. Не всегда слепая вера может привести ко благу. Один постриженик Лавры, монашествующий священник, говорил о себе не совсем правду, а его биография после проверки по архивам не подтвердилась, более того, обнаружились его записи об отречении от сана и Церкви. Он все это скрыл и не принес публичного покаяния. Приходят иногда на ум мысли о том, что люди к могиле так называемого «старца» приходят с большим благоговением, нежели ко Христу. Так называемый «святой» становится вместо Бога, и это очень страшно. Владыка Антоний Сурожский предупреждал священников о том, что священник никогда не должен занимать место Христа в жизни христианина. Но зачастую лжесвятыни претендуют на то, чтобы лукавством отвести человека от Христа. К сожалению, такое бывает.

– Молитвы, акафисты, службы пишутся еще до официального прославления или после?

– По-разному. Мне довелось поучаствовать в деле прославления местночтимого святого Полтавской епархии. На протяжении трех лет Господь определил мне там служить, там принять священство, иноческий постриг и потрудиться в деле прославления святителя Полтавского Илариона – дивного человека. Соприкосновение с новым святым, избранным Богом, наделяет неперестающей радостью. Я вспоминаю, как я впервые прикладывался к его мощам, когда они только были подняты, как их облачали, молились перед ними. Документы на канонизацию уже были поданы, состоялась проверка в Украинской Православной Церкви, дали добро на канонизацию по благословению правящего архиерея, митрополита Филиппа, а также председателя Богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) владыки Филарета Зверева. Я начал труд над составлением службы. Цель, как у любого гимнописца, была простая – показать в данном труде (в стихирах, тропарях, каноне) путь святости этого человека. Чтобы каждый человек, стоящий в храме, читающий этот канон дома или у гробницы святого, мог для себя почерпнуть что-то. В этом случае служба была написана ко дню прославления.

Бывает так, что святые прославляются, но по ряду причин долгое время нет богослужебных текстов этим святым, но это никаким образом не мешаем нам ему молиться. Сейчас, слава Богу, есть общие минеи касательно новомучеников, их много явлено на нашей земле, нет такой области, а может быть, и города, где не почитался бы тот или иной новомученик. Послужить ему тоже есть возможность благодаря общей минее, в которую нужно только вставить имя святого. В них общими словами рассказывается о данном типе святости. Если это священномученик, то, следовательно, о мученике священнике. Если это преподобномученик, то, следовательно, о преподобном монашествующем иноке или послушнике того или иного монастыря. В данном богослужебном тексте раскрывается общий тип святости. Я надеюсь, что со временем каждому известному нам новомученику будет написан тропарь, молитва, чтобы каждый человек мог к нему обращаться.

– От кого это зависит?

– Наверно, от тех, кому Господь дал знания и дар писать подобные тексты. Слава Богу, что такие люди есть – и их немало. Бывают, конечно, и ошибки в написании. Церковнославянский язык для нас сложен, и когда мы пишем на нем, не всегда четко выражаем мысли, поэтому есть редакторы, которые нам помогают исправить неточности. Это дело всей Церкви. Со временем появятся люди, которые будут это делать, естественно с благословения священноначалия. Не стоит думать, что если у вас есть святой, которому нет службы, то нужно самому сесть и написать ее. Нужно взять благословение, чтобы написать, отдать на проверку, и не всегда можно ждать положительного результата. Иногда бывает так, что необходимо существенное исправление богослужебных текстов, для того чтобы привести их в достойный для богослужения вид.

– Память одного святого совершается раз в год. Целесообразно ли прилагать такие большие усилия для одного дня? Может ли служба повторяться чаще?

– День памяти многих святых совершается один раз в год, у некоторых больше. Это может быть день кончины. Бывает так, что у некоторых преподобных день кончины остается неизвестен, тогда Церковь определяет день их памяти по дню памяти их небесного покровителя. Обретение мощей святых или какая-нибудь другая дата, связанная с человеком, также может быть днем его памяти. Это определяют Синодальная комиссия по канонизации и Календарная комиссия РПЦ.

Писать службу ради одного дня в году целесообразно. Богослужебный текст – это гимнография, в нее входят тропари, кондаки, стихиры, канон и житие. Сейчас у нас, к сожалению, утратилась такая форма гимнографического творчества, как житие. Чаще мы имеем биографическую справку, нежели житие. Житие – это гимнографический литературный жанр повествования о святом. Одним из прекрасных примеров может быть житие преподобного Александра Свирского. У новомучеников в основном это биографии. Мы стараемся рассказать, где и от кого рожден человек, о его образовании, специфике служения, кончине. Чаще это подано сухим языком.

Среди величайших образцов русского гимнографического творчества житие преподобного Кирилла Белоезерского. Житие составлялось для того, чтобы читать его за богослужением. В момент прославления читается житие, перед тем как возвестить Церкви о том, что человек стал святым. Мы стали по-другому воспринимать информацию, нежели те люди, которые жили до нас. Мы живем в эпоху быстрой информации, привыкли быстро получать новость, делать вывод, забывать ее и получать следующую. Поэтому сейчас житие превратилось в биографическую справку. Но мы должны сохранить литургический аспект почитания святого – богослужебные тексты. Они очень важны, благодаря им мы можем в молитве и пении вместе воздать хвалу Богу за явленного святого, праведного, чудотворца, мученика. Мы должны понимать, что та слава, которую мы воздаем святым, это слава не святым, а Богу. Господь сказал Своим ученикам: «Всякий, принимающий вас, принимает и Меня, а принимая Меня, принимает и Пославшего Меня». Воздавая почести святым, мы воздаем почести Тому, Кто их прославил.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как должны проявляться в действии добрые дела во имя Иисуса Христа? Как правильно подавать милостыню просящему на улице?»

– О всяком деле, которое мы совершаем без чувства корысти, выгоды для себя, осознавая, что это дело происходит ради любви к человеку, мы можем сказать, что дело совершается ради Господа. Это живой пример слов Спасителя: «О том, что вы Мои ученики, вас узнают по тому, если будете иметь любовь меж собою». Если любовь довлеет в вашем сердце в том или ином деле, которое вы совершаете для человека, то это дело совершено ради Господа. Всякий человек, который просит у вас милостыню ради Господа Иисуса Христа, не должен оставаться с пустой рукой. Если у вас есть возможность – помогите. Необязательно подавать милостыню, измеряемую в тысячах, но нужно подавать ее от чистоты своего сердца. Если позволяет ваше сердце дать пять рублей, дайте пять, позволяет дать десять копеек, дайте десять, но пусть это будет от вашего сердца и чтобы совесть вас не обличала. Тогда милостыня будет действительно важна.

Если выбирать, давать милостыню тому, кто просит Христа ради, или просто так, то мы все-таки должны помогать людям, являющимся нашими братьями во Христе. И уже по силам что-то распределять среди тех людей, которые далеки от веры. Но если вы уверены в том, что ваше доброе дело будет примером этому человеку и он задумается о Боге, то не стоит оставлять его без помощи. Если вас смущает, что вы подаете денежные средства людям, которые могут использовать их во вред себе, покупая алкоголь, наркотики либо каким-то другим образом тратя средства не во благо, то, возможно, стоит подавать не деньгами, а хлебом, продуктами питания, одеждой.

– Проблема еще в том, что мы, проходя мимо нищих, боимся с ними заговорить. Мы чаще всего решаем, дать или не дать, а набраться решимости и спросить, для чего нужны деньги, не можем.

– Безусловно. Не всякий человек, который поистине нуждается, в силу своего образования, воспитания может просить, объясняя всем, для чего ему нужны эти средства. Иногда нужно действительно подойти и спросить. Знакомая моей мамы встретила женщину на помойке, оставшуюся без жилья, и приютила ее. Эта женщина даже боялась выходить из дома, потому что боялась, что ее не пустят обратно. Так появилась возможность помочь человеку, и Господь положил на сердце поучаствовать в его судьбе, совершить величайшие дела милосердия. Иногда для того, чтобы помочь человеку, необходима не монета, а живое участие в его жизни. Даже если обнять человека, ему станет намного легче.

– Если человек подает милостыню, но видит недовольство того, кому он подавал, как относиться к такой реакции?

– Мы склонны в таком случае реагировать довольно резко: «Я тебе даю, бери и молчи». Не всегда так искушает диавол, иногда и Господь так укрепляет нас в деле милосердия. Иногда необходимо смириться и сказать себе: «Действительно ли я поступил по совести, подавая такую сумму этому человеку?» Если «да», то в следующий раз подать столько же, невзирая на то, как человек отреагирует. Иногда человек, просящий милостыню, может быть психически больным, выражать недовольство какими-то словами, эмоциями. Но это эмоции, которые возникают в данный момент, порой не без участия диавола. Пройдет время, и у этого человека может возникнуть в душе мир, покой и благодарность. Наше дело – помогать и творить добро невзирая на лица.

– Как правильно относиться к святым, чтобы не забыть о Святом Причастии?

– Мы должны помнить всегда, что слава святых, их помощь и чудеса – это дело Божие. Бог творит чудеса, посылает исцеление, благодатную помощь через святых, которые являются нашими молитвенниками и предстателями. Начаток всякого чуда и благодати – Бог. Человек, который стремится к святости, хочет получить просимое у Бога, обращаясь к святым угодникам Божиим, должен помнить, что без единения со Христом, которое возможно исключительно в таинстве Евхаристии, невозможно получить спасение или просимое. Только причащаясь, имея в себе покаяние, размышляя над своей жизнью, стремясь к исправлению жизни по примеру тех святых, у которых мы просим помощи и заступничества, и в соединении со Христом мы получаем то, чего желаем на земле. Никакой святой не даст больше благодати, чем Бог. Только Господь наш Иисус Христос является самым важным для каждого из нас в этом мире. Господь говорит: «Пьющий Мою Кровь и вкушающий Мою Плоть во Мне пребывает, и Аз пребываю в нем».

Святые явили в себе пребывание Бога, и если мы стремимся к этой святости (а на земле нет такого православного христианина, который бы не стремился к святости), то мы не можем не причащаться Святых Христовых Таин. Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов пишет: «И рука моя – Христос, и нога моя – Христос». Это происходит в момент обожения, когда человек имеет в себе Самого Бога, то есть когда человек причастился. Мы освящаемся, а Божественная сила и предстательство святых поистине действуют в нашей жизни, когда мы становимся членами Христовыми через принятие Самого Богочеловека.

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. ~ Рим. 5:12
Чтобы стать грешником ничего не надо делать, достаточно просто родиться.
Со времен Адама греховность просто передается по отцовской линии каждому последующему поколению.
Не надо никого убивать, не надо ничего воровать — человек уже и так рождается грешником. Причем никакое количество добрых дел не изменит ситуацию, по происхождению человек остается грешником.
Единственный способ стать праведником — родиться еще раз, но от другого отца — от Отца Небесного.
Момент, когда человек принимает Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, Библия называет рождением свыше:
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. ~ Ин. 1:12–13
В нас появляется совершенно новый дух, новая природа, новое творение, «новый человек, созданный по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Эта природа приходит от Бога и не несет в себе никакого греховного начала, унаследованного от Адама.
Это стало возможным благодаря искупительной жертве, совершенной на кресте, когда все наши грехи были вменены Иисусу Христу, а Его праведность стала доступной для того, чтобы быть вмененной каждому верующему в Его жертву:
Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою (букв. праведностью) одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. ~ Рим. 5:18-19
Наш рожденный свыше дух праведен и никогда не грешит.
Если верующий грешит, то это происходит только из-за необновленного ума. При этом дух человека остается праведным.
Эта новая природа внутри человека ненавидит грех и стремится делать добро.
Но в глазах Божьих спасенный человек праведен независимо от того, много или мало хороших дел он сделал. Он праведен уже просто по рождению — по рождению свыше.
Так же и неспасенный человек в глазах Божьих является грешником независимо от того, много или мало плохих или хороших дел он сделал. Он грешник по рождению.
Таким образом, как для того, чтобы стать грешником, не надо делать ничего, достаточно просто родиться, так же и чтобы стать праведником, не надо делать ничего, достаточно просто родиться, но родиться свыше.
Сообщения на похожую тему:
Новое творение
Нужно ли бороться со старым творением в себе
Незаписанный фильм о наших грехах
Достаточно верить в одно
Спасение как рождение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *