Как узнать божью волю?

В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Как узнать волю Божию? В первую очередь через Священное Писание, непрестанно упражняясь в чтении его и изучая святоотеческие толкования и поучения. Еще об этом нужно много молиться, просить Господа научить Его воле.

Священник Петр Гурьянов:

– Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.

Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.

Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» – значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» – это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.

Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1–2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.

Жить в согласии с заповедями Божиими

Священник Димитрий Шишкин:

– Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.

Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию – это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни – тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное – это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.

И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию – это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего – вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.

Молитва аввы Исаии: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне»

На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию – то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:

«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне».

Желать именно воли Божией, а не своей

Священник Михаил Гапоненко:

– Волю Божию можно узнать разными способами – через совет духовника или благословение родителей, через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, – это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть – Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.

Священник Святослав Шевченко:

Нужно внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов развития событий

– Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, – перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий – другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.

Быть внимательным к себе и своей совести

Священник Георгий Мерзликин:

– Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание – Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.

И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).

Священник Павел Коньков:

– Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения – значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».

Всю свою жизнь я слышал, что настоящий христианин должен покорно принимать волю Божию, но мне всегда казалось, что это непостижимая цель.

По правде говоря, мне нравится быть независимым, принимать свои собственные решения и чувствовать, что у меня все под контролем. Разве это плохо? Разве я не должен учиться ответственности и самостоятельности? Меня также учили тому, что важно быть самодостаточным. Значит, проявить волю, чтобы быть независимым — это хорошо, неправда ли?

В прошлом году я очень многое узнал о себе и о Боге, и благодаря этому, изменилось и мое неправильное представление о том, что значит принимать волю Божию. Вместо того, чтобы бояться потерять контроль и думать, что мои действия недостаточны, я учусь быть лучшей версией самого себя, принимая волю Божию.

Говоря вкратце, я осознал, что для того, чтобы принимать волю Божию, я должен:

  1. Верить в то, что Господь всемогущ.
  2. Верить в то, что любовь Бога безгранична.

Господь всемогущ

Размышляя о своем нежелании подчинить мою волю Богу, я пришел к осознанию, что власть и сила Божии безграничны.

В Библии рассказывается о том, как Иона проходил через подобное испытание — он подвергал сомнению волю Божию, когда Бог повелел ему проповедовать в городе Ниневия. Иона знал, что людей в том городе уже нельзя спасти, и не было ничего, что он мог сказать, что изменило бы ситуацию. Бог, скорее всего, сделал ошибку — даже Он не смог бы смягчить сердца этих грешников.

Другой пример из Библии – это история с Нееманом. Нееман не хотел следовать наставлению Бога, данного ему через пророка Елисея, окунуться в реку Иордан, чтобы излечиться от проказы. Река Иордан была очень грязной, и мысль о том, что он может вылечиться от проказы, окунувшись в эту реку, казалась абсурдной — Бог на этот раз, должно быть, ошибся.

Эти примеры показывают, как наше нежелание подчиниться воле Божией исходит из наших сомнений о том, что Господь знает лучше и действительно может сделать то, что Он обещал. И, может быть, я этого не осознаю, но каждый раз, когда я думаю, что знаю лучше, я подвергаю сомнению Его могущество. Если я действительно верю и доверяю Богу и Его могуществу, почему я сомневаюсь, что Его воля лучше моей?

Любовь Бога не имеет предела

Очень важно верить в то, что Бог всемогущ, однако, это не все. Да, возможно, что Бог всемогущ, но это совсем не значит, что Он учитывает мои интересы. Может быть моя жизнь — это часть большого эксперимента, или просто у Бога странный юмор.

Другая причина, почему я иногда не хочу довериться Богу, это потому что я забываю, что Он любит меня и желает мне самого лучшего. Иногда трудно это помнить, особенно когда ты столкнулся с испытаниями.

В конце концов, как может Бог любить нас, если Он позволяет плохим вещам случаться с хорошими людьми? Но я все больше понимаю, что Бог действительно желает мне самого лучшего с точки зрения вечности.

Иногда мне полезно пройти через какое-то испытание, чтобы научиться чему-то, чему я иначе бы не научился. А иногда мне нужно пожертвовать своим временем, и вместо того, чтобы потратить его на свои интересы, я должен уделить время своим близким, чтобы укрепить наши отношения.

Бог, несомненно, заслужил мое доверие, благодаря самому великому выражению любви — Он послал Своего Сына Иисуса Христа пострадать и умереть за меня, чтобы я снова мог жить с Ним. И хотя я сам того не подозреваю, каждый раз, когда я отказываюсь принять Его волю, я выражаю свое сомнение по поводу Его бесконечной любви ко мне. Если я действительно верю в то, что Его любовь ко мне не имеет границ, почему же тогда я сомневаюсь в том, что Он желает мне самого лучшего?

Полностью подчинить свою волю воле Божией

Если я уверен в Божией любви и Его силе, я готов подчинить Ему свою волю. Я понимаю, что Бог может сделать из моей жизни намного больше, чем я могу сделать сам.

И когда я помню об этом, я с радостью вверяю себя Ему. Я знаю, что с Его помощью я могу быть лучше и достичь куда больших высот, чем я смог бы в одиночку.

Когда мне не хочется подчиниться воле Бога, я должен укрепить свою веру в Его силу и любовь. Если я не хочу подчинить Ему свою волю, потому что мне кажется, что Его идея не самая лучшая, я должен укрепить свою веру в Его власть.

Если я не хочу подчинить Ему свою волю, потому что не верю, что Его интересы совпадают с моими, тогда мне следует укрепить свою веру в Его любовь. В конце концов, если я действительно верю в то, что Он всемогущ, и Его любовь ко мне безгранична, почему бы тогда я не захотел подчиниться Его воле?

Какова воля Божия по отношению ко мне?

По ходу того, как росла моя вера в Бога и Его качества, я был рад познать волю Бога для меня в моей жизни и принять ее. Мое наивное, неправильное представление о Божьей воле было основано на неправильном представлении о Боге в целом.

Я думал, что принимать волю Божию означает оставить все то, что я люблю, и что для меня важно. Я думал, что Бог контролирует каждый мой шаг, желая, чтобы я уделял все свое время, деньги и таланты религиозным делам.

Я думал, что если я действительно готов подчиниться Его воле, я должен раздать все свои деньги бедным и тратить все свое свободное время на изучение Священных Писаний и проповедование Евангелия.

Мне казалось, что Бог хочет превратить меня в робота — своего рода зомби, который думал бы и говорил только о Нем и собирал пожертвования для бедных.

Поймите меня правильно, я не осуждаю тех, кто посвятил этому свою жизнь. Но чем больше я узнавал о Его воле для меня, тем больше я понимал, что Ему не безразличны мои интересы. Он хочет, чтобы я стремился к чему-то. Он хочет, чтобы я продолжал развиваться, осваивать что-то новое и принимать свои собственные решения.

Я все больше и больше понимаю, что я мне не нужно выбирать между Богом и своими интересами, образованием и карьерой. Я могу посвящать свое время и тому и другому — именно этого Бог и хочет от меня. Он не хочет, чтобы я превратился в робота — Он хочет, чтобы я стал самой лучшей версией себя.

Раньше я думал, что принять Его волю означает перестать принимать собственные решения. Но я понял, что по большей части, Он хочет дать мне право выбора, чтобы я сам смог управлять своей жизнью, достигая своих целей и делая ошибки. Принятие Его воли не ограничивает меня, это помогает мне стать лучше.

Тем, кто пытается понять, что значит полностью принимать волю Божию, я советую задать себе следующие вопросы:

  1. Верю ли я, что Бог всемогущ?
  2. Действительно ли я верю, что Господь любит меня и желает мне самого лучшего?

Лично для меня, когда мой ответ на эти вопросы — твердое и честное «да», — мне с нетерпением хочется узнать, какова воля Бога для меня. Я знаю, что то, что Он уготовил для меня, лучше, чем что-либо, что я задумал для себя сам. То, чем я могу стать с Ним, всегда будет лучше, чем то, чем я мог бы стать в одиночку.

Дутик,
или Как не надо молиться

Утром Лена, как всегда, опаздывала на работу. Работала она техничкой в школе, а жила с мамой Марией Георгиевной в деревянном домике на улице Лесной. Отсюда до школы добрых двадцать минут езды на велосипеде.

И тут… Вот несчастье! Наступила на цыпленка, который бросился ей под ноги во дворе как раз в тот момент, когда она выкатывала своего «железного коня». От обиды хотелось плакать, тем более что это был уже второй раздавленный птенец. Первого схоронили вчера под яблоней в саду, а теперь вот еще один пушистый комочек трепыхался на земляном полу, неестественно вытянув лапку. Лена взяла его в руки, и от обиды из глаз сами собой потекли слезы. Цыпленок был еще жив, но получил, как говорится, «ранения, не совместимые с жизнью».

Именно в таком положении застала ее гостившая в их доме паломница Лидия.

– Вот, – сквозь слезы произнесла Лена. – Еще один. Похоже, что не жилец.

Как и все городские жители, Лидия принимала происшествия с хозяйственной живностью близко к сердцу. При этом в Церковь она пришла совсем недавно, то есть находилась в том романтическом духовном возрасте, когда вера в чудеса и безоговорочный ответ на молитву воспринимается как нечто естественное. Гостья в одно мгновенье прокрутила ситуацию в голове и скомандовала:

– Так, спокойно! Сейчас мы его вымолим!

«Спокойно! – скомандовала гостья. – Мы сейчас этого цыпленка вымолим!»

Пострадавшего перенесли в избу и уложили на чистое полотенце на столе.

– Тетя Маша, у нас ЧП, – сообщила Лидия. – Давайте молиться!

Все трое встали на молитву. Прочитали «Царю Небесный», «Отче наш» и другие молитвы. Окропили цыпленка крещенской водой и приступили к лечению.

Мария Георгиевна, в прошлом ученый-биолог, имела приличные познания в медицине, да и другие тоже не лыком шиты – все с высшим образованием, поэтому перед началом операции состоялся настоящий консилиум.

У больного выявили перелом лапы, пролом грудной клетки и общее шоковое состояние. Первым делом Лидия предложила дать ему цыплячью дозу анальгина, что и было сделано. Отщипнули крохотку от таблетки и растворили в воде, пипеткой залили в клювик. Потом из спички и ниток соорудили на ногу шину. Больше всего пришлось повозиться с грудиной. Воздух выходил из легких под кожу, и цыпленок раздувался как шарик. Пришлось прокалывать кожу, чтобы он сдулся, и делать стягивающую перевязку бинтом. Наконец операция была завершена, и больному напоследок дали из пипетки несколько капель крещенской воды.

На работу Лена опоздала бесповоротно, и когда подъезжала к школе, на крыльце ее встречали директриса и завхоз.

– Почему опаздываем? – поинтересовалась директор.

– Цыпленку перевязку делала, – понимая всю нелепость сказанного, всё же не соврала Лена.

– Кому-кому? Цыпленку?

Начальство дружно расхохоталось.

– Да у меня собака позавчера двадцать штук задушила, – не унимался завхоз. – А она одного бинтует!

Лена смущенно всё выслушала и пошла работать – вроде обошлось. Но с этого дня к утренним обязанностям девушки прибавились цыплячьи процедуры: птенцу меняли повязку, давали витамины и кальций. Опоздания на работу участились. Директриса, глядя на нее, каждый раз собиралась ругаться, но вспоминала о цыпленке и махала рукой: что, мол, с этих приезжих возьмешь.

А цыпленок – ничего себе, похаживал, переваливаясь на больной ноге, по двору, клевал с собратьями пшено и рос не по дням, а по часам.

К осени цыпа превратился во взрослую курицу, хромую и надутую, как индюк, получившую за это от хозяев прозвище Дутик. Из-за внушительных размеров Дутика не только побаивались другие куры, но и петух старался обходить стороной. Она быстро поняла преимущества своего положения и успешно ими пользовалась, отгоняя от кормушки одноплеменниц, долбая их клювом ни за что ни про что, и вообще отличалась весьма скверным характером. Кроме того, она не несла яиц – видимо, проявились последствия травмы. А хозяева ломали голову, что делать с этим инвалидом детства, – пускать на бульон вымоленное создание не поднималась рука.

Дутик прожила необыкновенно долго для курицы – аж десять лет, при этом так и не снеся ни одного яйца. Ее жизненная миссия неожиданно оказалось духовно-просветительской. Лидия рассказала историю о чудесном исцелении цыпленка батюшке, не забыв упомянуть и о том, что из него выросло. И батюшка, приезжая в Дивеево, каждый раз водил гостей в домик на Лесной, чтобы показать им живой пример, как не надо молиться. История цыпленка стала наглядным пособием о том, что такое воля Божия, а что – человеческая и как Господь, по великой Своей любви, иногда уступает нашим настырным молитвам.

Пипа и богословие

Когда в нашей семье «накопилось» четверо детей, мы вдруг поняли, что пьем очень много молока, и решили завести козу. Покупка домашних животных на селе – дело нехитрое, но поскольку село наше – не совсем обыкновенное, то и тут не обошлось без неожиданностей.

Дивеево – это не только святая обитель, но и большое количество людей, в поисках спасения оставивших мирскую суету и переехавших на ПМЖ в святое место. Понятно, что это не совсем обычные люди – не каждый вот так запросто может от всего отречься и начать новую – святую – жизнь. И в этой «концентрированной» среде часто проявляются всевозможные сложности и противоречия области духовной…

Один мой знакомый из таких спасающихся, Николай, частенько заходил ко мне на работу, чтобы воспользоваться интернетом. Вообще-то он был строг: никаких электронных приборов дома не держал, кроме разве что средств освещения и обогрева. Семья Николая жила натуральным хозяйством и средствами, которые им высылала из мира теща, переживавшая за троих внуков. Телефонов и компьютеров в доме не было, но поскольку по хозяйству иногда возникала необходимость то найти племенного козлика, то продать молоко – совсем без интернета обойтись было нельзя. Грешил за него я, находя во всемирной сети необходимые объявления и распечатывая их на принтере. Телефонную связь с миром обеспечивала соседка. Такие небольшие странности были у Николая, а в целом он был добрым малым и располагал к себе простотой и открытостью.

В этот раз Николай зашел, чтобы подать объявление о продаже козочки. Я очень обрадовался и сообщил ему, что мы как раз хотим завести живность. Сделка была быстро обговорена, и в этот же вечер мы подъехали к нему всей семьей – никто не хотел пропустить исторический момент. Козочка, со слов Николая, была непростая – породистая, поэтому стоила значительно дороже обычного, но хозяин по старой дружбе делал нам скидку.

Николай встретил нас радушно и устроил экскурсию по своему хозяйству. Дети были в восторге от увиденного, но больше всего – от козочки, черненькой, с белыми башмачками и пояском и торчащими в разные стороны ушками. Девчонки тут же принялись ее обнимать, гладить и угощать травой.

Николай нахваливал козочку, ее отца и мать, не забывая упомянуть и хозяйство, в котором она родилась и подросла.

– У нас всё благословенное, – поделился он. – Мы и святой водичкой кропим, и с молитвой всё делаем. И корма покупаем – только у православных. Правда, был тут грех, – вспомнил хозяин. – Купил по дешевке сена у нерусских. Всю ночь не спал, а утром пошел и всё сжег! Денег жалко, конечно, но ведь сам себя наказал! Нечего было с мусульманами дела водить.

«Я ночь не спал, а утром пошел и всё свое сено сжег! Потому как у неправославных оно куплено!»

– За что ж ты их так? – изумился я. – Мы вроде с мусульманами хорошо живем.

– Как ты сказал? – неожиданно изменился в лице Николай. – Хорошо живем? Так ты, что, с мусульманами водишься?

– Ну, вроде было дело… – неуверенно ответил я, вспоминая своих армейских друзей-башкир.

– А разве ты не знаешь, что апостол Иоанн сказал: не приветствовать того, кто не приносит Христова учения? А ты – с мусульманами якшаешься?!

– А как же им учение Христово донести, если с ними общаться нельзя? – попытался выкрутиться я.

Но мой собеседник рассердился не на шутку.

– Это можно только святым! – отрезал Николай.

Я понял, что спорить нет смысла, и решил заканчивать неприятный разговор.

– Ладно, Коля! Прости меня, Христа ради! Держи денежку, поедем мы…

Я сунул ему в руки купюры и уже было сгреб в охапку нашу красавицу, как вдруг хозяин остановил меня.

– Подожди, – строго сказал он. – То есть ты утверждаешь, что с мусульманами можно общаться и сам с ними общаешься? Здороваешься с ними?

– Приходилось, конечно, – сказал я, пятясь с козой к машине. – Но давай не будем об этом. Прости, если чем-то обидел.

Но не успел я сделать и двух шагов, как услышал грозный оклик:

– ПОСТАВЬ КОЗУ!

Я растерялся и опустил зверюшку на землю.

­– На! Забирай свои деньги. Коза не продается, – сурово отрезал Николай.

Мы возвращались домой. На заднем сидении хором плакали дети.

– Папа, почему мы не купили Пипу? – спрашивала, всхлипывая, старшая: они уже придумали ей имя.

– Хозяин передумал, – уныло отвечал я.

В общем-то дивеевские жители привычны к всевозможным чудачествам односельчан из спасающихся, но в этот раз я был застигнут врасплох. «Что же, я теперь для него человек, с которым грешно общаться? – спрашивал я себя – А если я буду тонуть, протянет ли он мне руку?» «Интересно, – подумалось мне еще, – а если он узнает, что особо почитаемый им Государь Николай II приказал построить в Петербурге соборную мечеть, он и молиться ему не будет?»

Заходить ко мне Николай перестал, а когда мы случайно встречались на улице, отворачивался и проходил мимо. Мне было смешно и грустно. Я жалел этого запутавшегося человека, но в то же время восхищался его твердостью. Не каждый вот так, из принципа, возьмет и сожжет всё сено! А без молока мы не остались. Через несколько дней нам неожиданно подарили простую беспородную козочку, которая после окота стала полностью обеспечивать наши молочные потребности.

Почти через год, на пасхальной неделе ко мне на работу вдруг зашел Николай с целой корзинкой сельской продукции: там были творог, сыр, свежие яички и даже каравай домашнего хлеба.

– Пашка, прости меня Христа ради, – сказал он с чувством. – А козочку я вам так дам. У нас скоро будет пополнение, сам выберешь, какая понравится.

Мы похристосовались и обнялись.

Бывают же истории…

Утро понедельника. Накануне я был на службе, и настроение до сих пор было прекрасное. Даже какое-то возвышенное. Отведя детей в садик, я вернулся в машину и собирался уже ехать на работу, как вдруг в окно постучали. У машины стоял странный старикан и показывал что-то знаками. Я опустил стекло, отметив про себя, что на бомжа он не похож, хоть и одет не лучшим образом.

– Слушай, друг! Подвези, пожалуйста, до аптеки. С женой плохо.

– Конечно! Садитесь, – сказал я, подумав про себя: «Вот как здорово: доброе дело с утра пораньше сподоблюсь сделать». Тут мне сразу стали вспоминаться истории, когда люди помогали загадочным бродягам, а потом оказывалось, что это в их образе являлся…

Сразу вспомнилось, как люди помогали загадочным бродягам, а потом оказывалось, что в их образе явился…

Старик никак не мог вскарабкаться в машину, пришлось выйти и помочь.

Я хотел довезти его до первой попавшейся аптеки, но он сказал, что ему надо в определенную, причем она находилась на другом конце поселка. Я безропотно поехал туда.

Старик сходил в аптеку, но вернулся недовольный.

– Ну что, домой? – с готовностью спросил я, запихивая его в машину. У него как-то плохо сгибались ноги.

– Погоди, – отвечал старик. – Не продали мне лекарство, то есть, в смысле, нету у них его. Поехали к сестре еще съездим: может, у нее есть.

Мы поехали к сестре. Старик скрылся в подъезде типовой двухэтажки и… пропал. Я сидел, нервно поглядывая на часы, но он всё не возвращался. Я опаздывал на работу. Но не бросишь же человека в беде! Тем более что бывают такие истории, когда в образе бродяги…

Мои мысли прервал хлопок подъездной двери – старик возвращался, и был он еще мрачнее. Я снова услужливо его подсадил и собирался было ехать назад, но он сказал:

– Слушай, дружище! У нее тоже не оказалось лекарства.

– Может быть, надо «Скорую» вызвать? – предложил я. – Или, может, мы ее в больницу отвезем? Что с ней вообще, чем она болеет?

– Э-э-э! – неопределенно махнул рукой старик. – Слушай, давай еще в одно место съездим: может, там получится… – и он назвал адрес на са-амом дальнем конце поселка. Я было мысленно возмутился, но тут же осадил себя: нет уж, коли взялся за гуж – езжай!

Мы приехали в пункт назначения, и старик поковылял в чей-то дом на пригорке. Через несколько минут он еще быстрее заковылял обратно, а с крыльца ему вслед злобно кричала, махая руками, какая-то тетка.

– …и чтоб я тебя больше тут не видела! – услышал я, выходя из машины ему навстречу.

На этих словах мой попутчик поскользнулся и полетел кувырком с пригорка, остановившись только у обочины. Я бросился к нему и, подхватив под мышки, попытался поставить на ноги. Но старик был тяжелым и почти не помогал мне своими деревянными конечностями. И еще я только сейчас почувствовал, что от него сильно пахло перегаром. Мы уже почти поднялись, как вдруг я сам поскользнулся и плюхнулся в грязь рядом.

Старик сидел напротив, смотрел на меня жалостливыми глазами и проговорил:

– Слушай, давай до магазина доедем – надо чекушку купить. Только сам сходишь, а? А то я там должен… – он полез в карман фуфайки и стал доставать оттуда мятые десятки.

Тут мое смирение куда-то улетучилось.

– Чекушку тебе?! – заорал я на него. – Что ж ты мне, дуралей, сразу не сказал, что тебе за вином надо?! Я тут его вожу как дурак, жену его спасаю! У тебя она есть вообще, жена-то?

– Есть. Вот ей-богу есть! – оправдывался дед, вжавши голову в плечи от моих криков.

Я в сердцах дернул его с земли и посадил в машину. Ехали всю дорогу молча. Привез его обратно к садику. У подъезда дома старика встречала чудом исцелившаяся жена. Когда она увидела супруга, вылезающего из машины, подняла страшный крик. Я не стал слушать и поехал на работу.

«М-да, похоже, это была история не из тех… – думал я дорогой. – Но ведь бывают же совсем другие истории, когда помогаешь такому бродяге, а потом оказывается, что это был…»

Тут я опять размечтался, и настроение мое пришло в свое прежнее возвышенное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *