Как воспитать счастливого ребенка?

Родители всегда хотят гордиться детьми, задаются вопросом, как вырастить ребенка счастливым, успешным и способным преодолеть препятствия и реализовать все хорошее, что вложили в него в детстве. Давайте поговорим о том, какие наши действия помогут сделать наших детей преуспевающими, невзирая на мнение окружающих, собственные задатки и различные внешние обстоятельства. Не стоить лепить и переделывать человека под собственные желания. Успешным может стать только счастливый человек.

  1. Как воспитать успешного и уверенного человека
  2. Качества успешной личности
  3. Как отличить ребенка с комплексами от интроверта
  4. Детские комплексы: какие они бывают
  5. Чего нельзя делать родителям — советы психолога
  6. Как развить лидерские качества у ребенка
  7. Чему стоит научить детей для хорошего старта в жизни

Многие черты характера и отношение к жизненным обстоятельствам мы выносим из собственной семьи. Опыт, ставший мировоззрением, формируется в собственном в детстве. Полезные привычки, отношения с людьми, многие полезные качества, ставшие нормой и принесенные во взрослую жизнь.

В школе не учат успешности. Ругают за излишнюю инициативу, отчитают за проявления самовыражения. В школе удобны управляемые ученики. Развивать нужные качества придется родителям.

Как воспитать успешного и уверенного человека

Как же вырастить и воспитать ребёнка успешным человеком? Такой вопрос задавала себе каждая мама. Что это значит в нашем современном мире технологий, с необходимостью успевать за скоростью движения науки и техники?

Характер человека формируется, начиная с первых месяцев и до конца жизни. Именно поэтому каждая здравомыслящая мать должна, держа младенца на руках, дать ответить на один из сложных вопросов жизни: «Кого я хочу вырастить; я хочу видеть моего ребёнка сильной личностью или просто плывущим по течению?»

Если будет принято решение в пользу первого варианта – будьте готовы нелегкому пути, зато отпрыск потом будет вам благодарен.

Воспитывая сильную личность, стоит помнить о главных приемах в формировании уверенного человека:

  • Любите ребенка просто так; не за то, что он сделает
  • Уважайте малыша и подростка, а также сделанный им выбор
  • Общайтесь на различные темы, которые ему интересны
  • Всегда поддерживайте
  • Позвольте ему заниматься любимым делом
  • И последний, но не менее важный прием – научите еще малыша иметь в жизни собственные ценности, приоритеты и принципы

Эти несколько пунктов должны стать основой воспитания для взрослых. Ребёнок должен жить в атмосфере любви, уважения, понимания со стороны родных людей. Ни отец, ни мать не должны навязывать уже взрослому сыну и дочке собственные несостоявшиеся ожидания. Человек – отдельная личность со свойственными только ему привычками и характером. Каждый ребёнок – индивидуальность.

Не менее важным аспектом: научить чадо не обращать особое внимание на мнение окружающих. Человек должен быть тем, кем он хочет, а не соответствовать мнению окружающих людей. Пусть будут неудачи, осуждение, но, главное стать уверенным в себе. Можно стать, не слишком богатым, но счастливым… Успешным и счастливым в работе, в семье, в отношениях с людьми.

Качества успешной личности

  1. Наверно странно прозвучит, но не отсутствие неудач делает человека успешным, а способность их преодолеть и учиться на ошибках. Настойчивость приводит к успеху. Малыш раз за разом возвращается к попытке склеить макет машины будущего? Это не глупое времяпрепровождение, а желание добиться задуманного результата.
  2. Умение достойно реагировать на проигрыши и извлекать из них правильные уроки.
  3. Приучать самостоятельно думать, находить информацию и анализировать ее, а не пользоваться готовыми решениями. Сегодняшние школьные тесты с угадыванием варианта не лучший способ принятия правильного решения.
  4. Самостоятельность в принятии решений и умение отстаивать собственное мнение.
  5. Коммуникабельность и умение грамотно выражать мысли, способность донести информацию до слушателя.
  6. Способность слушать и слышать, грамотно выстраивать позитивные отношения с окружающими и поддерживать эти отношения долгое время.
  7. Умение планировать время и собственные дальнейшие действия. Адекватно оценивать возможности и формировать наилучшее развитие событий.
  8. Правильно оценивать время.
  9. Здоровый оптимизм и умение мыслить позитивно. Не впадать в панику и реально оценивать трудности. Гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Любая ошибка — приобретенный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, гораздо хуже бездействие.
  10. Обладать уверенностью и готовностью брать на себя ответственные решения в сложных ситуациях.
  11. Самокритичность и здоровое чувство юмора помогут в сложных ситуациях. Оставаясь человеком в любой ситуации, человек завоевывает уважение окружающих и приобретает единомышленников. Вместе легче двигаться к цели. Распределение обязанностей разгружает каждого и работает на общее дело.
  12. Стремление развиваться, учиться и узнавать новое способствуют развитию и личностному росту. Получение удовольствия от любимого урока, поможет справляться и с нелюбимыми предметами.
  13. Психологическое и физическое здоровье, именно они помогут достичь поставленных целей. Пусть сын и дочка ходят в секции, бегают, прыгают и лазают по деревьям. Удобные дети, сидящие в уголке, не становятся лидерами. Здоровый, сильный человек скорее добьется поставленных целей. Он уверенней, спокойней сверстников.
  14. Зрелость в оценке реальных возможностей и текущих событий.Поэтому прежде чем пытаться «раскрыть» ребенка и заставлять больше общаться с окружающим миром, родители должны разобраться, действительно ли виной тому комплексы.

Как отличить ребенка с комплексами от интроверта

Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.

Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:

  1. Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
  2. Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
  3. Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.

Детские комплексы: какие они бывают

Комплексы – мешающие человеку достичь успеха в разных сферах жизни, например, строить здоровые отношения с разными людьми или карьеру. Человек считает, себя не достойным жить счастливо, ведь он некрасивый, он просто не сумеет, он неудачник. Почему? Откуда эти комплексы?

Психологи и педагоги утверждают: многое закладывается именно в детском возрасте. Мамы и папы дают детям установки, которые влияют на него всю жизнь. Как же не развить в малыше комплексы и помочь ему избавиться от уже имеющихся?

Разве взрослый не хочет своему ребенку лучшего? Но иногда мама и папа возлагают на чадо слишком большие надежды, тем самым развивая в нем массу комплексов. Например, папа хочет видеть сына юристом, потому что у самого в молодости не получилось.

Теперь сын живет не своей жизнью, а воплощает отцовские мечты, при этом он совершенно несчастлив. Другая мама так переживает за сыночка и настолько окружила вниманием, что тот привык держаться за ее юбку и не умеет принимать решения самостоятельно.

Памятка, как не заложить в ребенка комплексы

  • Дети постоянно берут пример с родных. Общаясь с детьми, стоит следить за собственным поведением, умеете ли вы находить выход в различных ситуациях. Например, мама и папа не могут ответить на хамство незнакомого человека, постоять за себя. Чадо будет считать такое поведение нормой.
  • Еще один пример неправильного выбора методики воспитания – сравнивать собственного ребенка с другими. «Посмотри на сына тети Гали, хорошо учится и маме помогает, а ты!». Родители, ругая малыша за проступок, ставят ему в пример другого.
  • Эффективный путь вселить в чадо неуверенность – перестать поддерживать его в мечтах и стремлениях. Малыш может воображать себя супергероем либо поваром, готовящим вкусную, невидимую еду, но вместо поддержки он получает в ответ — «тише», «мне не до тебя», «прекрати эти игры», «не позорься».
  • Чрезмерная похвала тоже навредит. Малыш станет зависимым от этой похвалы, а в будущем будет остро реагировать на любую критику. Лучше всего сказать: «Ты мне помог помыть посуду, теперь мы с тобой успеем почитать книжку до сна», вместо: «Ты молодец, умница, помыл посуду».

Какие комплексы могут проявиться у ребенка при неправильном воспитании

  1. Постоянное чувство тревоги
  2. Неуверенность
  3. Нерешительность
  4. Застенчивость, боязнь публики/незнакомцев
  5. Комплексы из-за внешности у подростков

Одна из частых причин комплексов – недовольство собственной внешностью. Большинство из недостатков надуманы, вроде слишком длинного носа и больших ног. Часто недостатки внешности можно легко исправить. Например, у мальчика проблемы с лишним весом. Просто стоит привить ему любовь к правильному питанию и физическим нагрузкам.

С появлением прыщей постараться, чтобы ребенок не считал их концом света. Мама и папа должны объяснить чаду: с возрастом внешность человека меняется, и многие проблемы исчезают либо теряют важность. При больших высыпаниях стоит просто подобрать средство от юношеских акне и воспалений.

Превратите неловкие ситуации, в которые попал отпрыск в шутку. Важно шутить не над недостатками, а именно над ситуациями! В современном мире никто не застрахован от появления комплексов. Задача родителей – помочь дочери и сыну преодолеть их.

Чего нельзя делать родителям — советы психолога

  • Проявлять излишнюю требовательность
  • Давить и требовать выполнения взрослых решений
  • Не давать совершать собственные ошибки
  • Постоянный контроль

Как развить лидерские качества у ребенка

Можно ли воспитать лидерские качества, которые помогут подрастающему ребенку достичь успеха в жизни? Перед родителями стоит непростая задача сформировать в детях способность эффективно достигать поставленных целей, оставаясь уважаемым человеком.

Чем раньше взрослые перейдут от мечтаний к реальности, тем лучше дети реализуют собственные таланты. Не столь важно, кем хотят видеть сына и дочь родители, важнее собственные реализованные возможности и таланты подростка. Мамам, папам и родственникам главное не переусердствовать в стремлении вырастить супер — человека и специалиста.

Успешным становится только человек с адекватной здоровой самооценкой. Ребенок должен постоянно чувствовать, вы любите его всяким: с ошибками и разочарованиями, с победами и без них. Хвалите малыша за маленькие достижения, не ругайте за промахи.

Почаще обнимайте любимое чадо, он должен чувствовать хорошее отношение родных и поддержку в самых разных обстоятельствах. Постарайтесь уважать решения малыша. Он заигрался и не хочет идти спать, помогите закончить игру. Не обрывайте процесс на самом интересном месте, хоть пришла уже пора спать.

Маленькому человеку игра настолько же важна, насколько для вас работа. Достройте вместе робота из конструктора, поставьте в гараж машины, похвалите за хорошую уборку и отправляйте умываться. И малыш, и подросток должен чувствовать спокойную уверенность в том, что он лучший и его действия не подвергаются постоянной критике.

В следующий раз напомните ему заканчивать игру пораньше, предоставьте право выбора, чем он займется до сна. Обсуждайте планы, советуйтесь в том, в чем он сможет дать совет. Обсуждайте планы на день и отношение к мультфильму. Таким образом вы развиваете исподволь качества успешного человека.

Выбирайте вместе новую книгу расцветку покупаемого стула. Так он будет чувствовать свою значимость. Обсуждайте различные случаи. Так он учится выражать собственные мысли.

У детей собственные таланты и возможности. Помогите им развиваться, не препятствуйте занятиям в кружках по интересам. Находите вместе интересную литературу, обсуждайте его желания и достижения.

Занимайтесь с ребенком сами, развивайте имеющиеся природные способности. Поощряйте инициативу и любознательность. Они пригодятся в жизни. Знания лишними не бывают.

Малыш боится признаться в собственной оплошности? Не ругайте, придумайте вместе выход из сложившейся ситуации.

Постарайтесь выполнять собственные обещания и учите тому же детей.

Научите ценить время и чувствовать временные промежутки. Работа, не выполненная в срок, теряет ценность.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Учимся понимать и помогать хорошему шустрому, подчас неуправляемому, но инициативному и любознательному ребенку. Спокойные дети удобней, но мы хотим от отпрыска не удобства для окружающих, а достижения собственных целей. Не люди с массой комплексов становятся лидерами и двигают прогресс.

Важно понять, чего действительно хотят наши дети, чем увлекаются. Взрослеющий человек может жить по своему сценарию. И выбрать целью деньги – не всегда лучший вариант.

Чему стоит научить детей для хорошего старта в жизни

Самостоятельность вместе с инициативой помогут добиться задуманного, а вместе с упорством и прочими качествами лидера могут сотворить невозможное.

Поведение мам и пап впитывается детьми с рождения. Неосознанно ребята копируют привычки и поведение родных. Даже протестуя и отстаивая непонятные нам идеи, ребята копируют многие качества мам и пап.

Станьте интересными родным и окружающим. Найдите совместные увлечения с детьми. Добивайтесь успехов, станьте примером для ребенка. Он должен гордился вами, тогда и сам захочет стать вашим достойным продолжением.

Стандартное образование

Стандартное образование – хороший вариант, в случае если человек желает, чтобы его ребенок не выделялся. Многие люди, добившиеся большого успеха, начинали работать с детства, иногда даже бросали учебу ради этого.
Важно, не заставлять тупо исполнять взрослые распоряжения. Родителям следует помнить: у детей своя жизнь и судьба.

Научить трудолюбию

Заработать богатство сложно. А работать еще труднее. Потребуется масса сил и времени. Следует подготовить детей и научить: хотите достичь успеха – нужно будет эффективно работать.

Научить коммуникабельности

Если дети хотят добиться успеха – им придется научиться помогать посторонним людям с их трудностями. Тогда люди сами готовы будут отдать свои деньги. Нужно уметь относиться к людям уважительно, и научить этому детей. Научить их не осуждать и уметь заводить новые знакомства. В современном деловом мире, навык коммуникабельности и активная жизненная позиция – наиболее важные качества человека, который желает достигнуть успеха.

Научить делиться

Хотите много получать от окружающего мира – пригодится умение делиться с людьми. Прекрасный пример: один отец гулял вместе сыном, и они встретили уличного музыканта, выглядел тот нищим бродягой, но играл красиво. Отец завязал беседу с музыкантом, и в ходе разговора оказалось, что он – бомж.

Вместе отправились в офис компании, и там музыкант сходил в душ, а позже его накормили. Также отец отдал ему небольшую сумму денег, чтобы бродяга нашел, где переночевать.

Объяснить, что такое ложь и предательство

Конечно не на личном примере. Детям стоит знать, есть большое количество людей, которые пользуются доверием других. Ребята обязаны знать, мир — не идеальное место, и далеко не все будут желать им счастья и добра. Следует научить их, но позволить убедиться в этом самостоятельно. Иного пути не существует.

Судьба человека определяется его личными качествами, а эти качества воспитывают еще в детстве. Чтобы вырастить малыша достойным и успешным человеком – придется уделить большое внимание процессу воспитания. Развивая у ребенка правильные качества, вы гарантируете ему достойную жизнь. Главное в погоне за успехом не забывать главного: воспитываем не только смелого, самостоятельного, решительного, но и достойного человека.

Для ответа на вопрос, как воспитать ребенка успешным, придется приложить массу усилий. Можно воспользоваться консультацией психолога или прочитать книги на эту тему. Сейчас есть много тренингов для подростков: на развитие лидерских качеств и умение правильно выражать свои мысли.

Качества характера, сильные и слабые зарождаются еще в раннем детстве, и какой личностью будет взрослеющий ребенок зависит от вас. Показывайте свою любовь детям!

На этом я с вами сегодня прощаюсь. Мира, любви и спокойствия желаю всем матерям и отцам! До встречи на блоге Маривлада.

— Пап, ты может не знаешь, но сейчас набирает силу движение безбрачия… — Черт, да я сам это начал! Сериал, как бы это правильно выразиться… ВЕЛИКИЙ. Вот прям так, капслоком. Культовая сатира на американскую культуру и политику, отношения полов, гендерность, институт семьи и брака, и на многое другое. Раньше я думал, что самый лучший фильм на тему супружеских отношений — ‘Сцены супружеской жизни’ (1973), теперь я считаю, что это ‘Женаты… с детьми’. Он объемнее, шире, универсальнее, а местами и глубже. 11 сезонов, 262 серии, 10 лет… Голова кругом идет. Один из самых продолжительных и известных ситкомов 20 века. В сериале целиком уместилась последняя четверть века — безумные 80-е и полоумные 90-е. Более того, 80-е умерли вместе с последней серией ‘Женатых’, это был последний островок той самой яркой декады. Основных персонажей в сериале пятеро. Эл Банди (Эд О’Нил) — продавец обуви, ненавидящий все и вся, поклонник журнала ‘Большие сиськи’ и основатель клуба ‘NO MA’AM’. Кроме того — школьный герой, сделавший четыре тачдауна в одной игре и продолживший бы бить рекорды, если бы не его женитьба на школьной красавице Пегги. Пегги Банди (Кэти Сагал) — жена Эла, которая не готовит и не убирает, а только сидит целыми днями на диване, ест бон-боны и фанатеет от Опры. Келли Банди (Кристина Эпплгейт) — дочь Эла и Пегги, девушка из анекдотов в стиле ‘чем блондинка отличается от комара’, мечтает стать актрисой; добрая, глупая, сексуальная, любит издеваться над своим братом. Бад Банди (Дэвид Фаустино) — младший ребенок в семье, парень неглупый, но чрезвычайно озабоченный, постоянно таскается за разными девушками, многие из которых его отшивают; агент Келли, помогающий ей с актерской карьерой. Ну и наконец, семейный пес — в первых 9-ти сезонах Бак, в 10-ом умершую собаку поменяли на молодого Лаки. Бак/Лаки страдает от того, что хозяева его не докармливают, о чем непременно сообщает голосом за кадром (в паре эпизодов его озвучивал сам Чич Марин). Помимо основных героев, активное участие в сюжете принимают соседка Банди — Марси Д’Арси (Аманда Бирз) — и ее муж альфонс Джефферсон (Тед МакГинли). Марси — банковский служащий, активистка, феминистка, вечный антагонист Эла, который называет ее ‘Марси — Куриные ноги’. Марси подавляет мужа, живущего за ее счет, ведь Джефферсон это, своего рода, мужской эквивалент Пегги Банди (в первых четырех сезонах мужем Марси числился клерк Стив Роудс, который по ходу сюжета сбежал от бойкой героини). По-настоящему сериал оформился ближе к третьему сезону, когда герои стали приобретать знакомые большинству поклонников черты. Пегги примерила парик и в принципе позабыла про слово ‘кухня’, Келли стремительно поглупела, Эл стал еще сильнее не любить секс, феминизм и все чаще вспоминать о былых школьных достижениях в футболе и т.д. Иными словами, сериал стал принимать форму гротеска и мультяшки. Стали появляться совершенно абсурдные ситуации и персонажи на грани фантастики, то бишь полнейший перегиб. Многие герои появлялись ниоткуда и спустя некоторое время исчезали — мальчик Седьмой или племянница Марси. Но удивительным образом — это не портило сериал, а только добавляло ему новых интересных граней, юмора и приколов. — Как только мы женимся, ‘ген холостяка’ исчезает. Неизвестно, почему… Но я считаю, что наши жены забирают его хромосому за хромосомой. — Как им это удается? — Не потому ли у них так много щипчиков?! Интерес представляют образы Пегги и Марси, как двух противоположностей. Марси, которая позиционирует себя доминантой в отношениях, независимой и современной женщиной — вынуждена тащить все на себе, как бы встает в один ряд с мужчиной. В то время как Пегги — разыгрывая из себя глупую домохозяйку, на деле доминирует, не делая при этом ничего (вспомните — как часто Эл убегал в подвал чтобы что-то сообщить членам организации ‘Нет, мэм’, но очень редко действовал в открытую при Пегги). Тема же семьи в этом сериале мне показалась раскрытой с правильного ракурса. Как там Эл говорил? Если ты не готов терпеть бон-боны и тотальное ничего вместо ужина — семейная жизнь не для тебя. Это, конечно, утрирование и преувеличение, но смысл здесь есть: жить семейной жизнью ни черта не легко, а очень даже трудно. И приготовься к тому, что это не будет похоже на слащавое американское тв-мыло из 80-х (собственно, это самое мыло ‘Женатые’ и пародируют). За 10 лет существования шоу в съемках приняло участие большое количество звезд американского кино и телевидения, многие из которых сыграли в ‘Женатых’ свои первые роли. Среди появившихся в шоу: Роберт Инглунд (потрясно сыграл Дьявола), Би Би Кинг, Милла Йовович, Мэтт Леблан, Линда Блэр, Кори Фельдман, Памела Андерсен, Стивен Дорфф, Шэннон Твид, Дэвид Бореаназ, Минк Стоул, Бубба Смит, Шарлин Тилтон и другие. Серии смотрел с большим удовольствием, щелкал как семечки можно сказать. А финальный 11 сезон — так и вовсе считаю одним из лучших, каждая серия готовая классика. Финал, правда, немного опустошил. Прекрасно знаю, что ‘Женатых’ не планировали заканчивать на этой серии, но жизнь как всегда внесла свои коррективы. И интонация последней серии прозвучала оглушающе-громко и даже звеняще (честно, опустошило не хуже последней серии третьего сезона ‘Пикса’). Вопреки авторам (а может и нет) прозвучала мысль о том, что человеку предстоит пройти еще немалый путь от животного, а также о том, что очень важно научиться наконец любить своих детей, которых мы сами и убиваем, если в смысле не прямом, то в смысле переносном. Ну а так, конечно, семья Банди всем семьям семья. В том понимании, что они всегда вместе. Вопреки обстоятельствам и внешним изменениям в мире. Классике могу поставить только 10 из 10 пс. О лучших сериях я напишу в комментариях к этой рецензии.

Открытое акционерное общество

«Российские железные дороги»

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №234 ОАО «РЖД»

Как воспитать успешного ребенка?

Гагарова Л.А.

Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем.

«Посеешь мысль — пожнешь поступок,

Посеешь поступок — пожнешь привычку,

Посеешь привычку — пожнешь характер,

Посеешь характер — пожнешь судьбу…»

Родители — это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.

Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности –

высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой

знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих, и не пытаются

доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и

уважает самого себя, тем лучше он относится к другим и тем лучше их мнение о нем.

Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.

Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми.

Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если время спать, а он еще играет, помогите ему закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.

Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой».

Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок — уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.

2. Учите оптимизму.

«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты — лишь зрители».

Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты.

Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.

Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.

Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.

3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.

Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.

Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача- показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.

Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя — предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, баллончиками на стене ), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.

Ребенок проявлявший активный интерес к искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.

4. Развивайте красноречие ребенка.

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.

Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.

5. Учите ребенка иметь собственное мнение.

Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.

Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.

Если покупаете продукты для ребенка — попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять — спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять- в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь- лопатку или совок?». Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.

Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.

6. Приучайте к самостоятельности.

Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем

увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет

самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.

Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.

7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

«Успешный человек – всегда потрясающий художник

своего воображения. Воображение гораздо важнее знания,

ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно». (Альберт Эйнштейн)

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, почаще наводите ребенка на мысль: «а что, если…».

8. Учите ценить время.

Самый ценный ресурс, который есть в жизни — это время жизни.

Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.

С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека

Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

9. Приучайте ребенка к ответственности.

Успешные люди осознают, что только они несут

ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.

С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.

Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.

10. Учите ставить цель и достигать её.Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают,чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того,что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!

Спокойный ребенок. Мечта? Сказка? Некоторые мамы нервно рассмеются. Люблю рассуждать на тему родителей и детей, потому что она вызывает живые, искренние эмоции у взрослых (иногда не совсем адекватные), за которыми очень интересно наблюдать. Итак, мы — не психологи и не педагоги с сорокалетним стажем. Что же мы можем сделать, как родители? Сразу оговорюсь, советы помогут только родителям малышей, с детишками постарше проблем уже будет побольше.

Наладить режим дня

Некоторым родителям не хочется тратить силы и терпение на организацию режима дня. Поэтому ребенок засыпает просто тогда, когда сам упадет или укладывается очень поздно для его возраста. Кормят его тоже тогда, когда сами родители захотят есть. Так вот: лучше один месяц потратить на армейскую дисциплину и потом расслабленно наблюдать за результатами, чем бороться со все чаще возникающими детскими истериками и агрессивными протестами.

Для развития привычки, как мы знаем, необходим 21 день. Ну а с детьми все происходит намного оперативнее. Через пару недель ваш ребенок САМ начнет хотеть спать в определенное время и САМ будет давать сигналы для кормления. Меньше крика, меньше нервов. Все спокойны, включая ребенка.

Не вмешиваться в познавательную деятельность

А лучше, наоборот, помогать ребенку познавать. Он всегда будет лезть в таз с мыльной водой не потому, что хочет, чтобы вы перешли на повышенные ноты. Он хочет понять, откуда там пена. Так лучше один раз вместе с ребенком налить мыльное средство в воду, чем охранять этот таз или носить его за собой из комнаты в комнату. Малыш все увидел. И пошел исследовать мир дальше.

Помнить, что любовь и воспитание — разные вещи

К сожалению, ребенка недостаточно просто любить. Его нужно учить. Даже когда абсолютно нет сил и все, что вы сейчас хотите — это упасть на что-нибудь мягкое. Например, мыть руки перед едой — неискоренимое правило для всех времен и народов. Поэтому вы идете мыть руки. Сначала вместе, потом ребенок рефлекторно будет бежать в ванную перед обедом.

Обнимать

Обнимать нужно постоянно, при любой возможности. Обнимайтесь как можно чаще. Даже когда вы не в настроении. Прижмите к себе малыша, поцелуйте в макушку. Пожалуй, это — самое простое и самое действенное правило. Родители рядом. Ребенок в безопасности. Его любят, он хороший. Зачем кричать и плакать? Ведь все хорошо.

Эмоциональное состояние ребенка зависит от состояния родителей. К сожалению или к счастью. Это доказанный факт.

Поэтому, начните с себя. Зачем нервничать и кричать, если можно не нервничать и не кричать! Улыбнитесь. Ведь скоро это пройдет… А сейчас вы — самые счастливые люди. Вы — родители.

Анна Макарова

Вместо введения:Сказка про зеркало,или обратный отсчет

«Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» – в детстве этот текст из знаменитой пушкинской сказки производил на меня какое-то двойственное впечатление. Мне было, мягко говоря, непонятно: зачем задавать такой вопрос зеркалу, если в нем все и так видно?

Когда же это зеркало в какой-то момент отвечало царице: «Ты прекрасна, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее…» – у меня и вовсе случался гносеологический шок. Ну право, это какая-то сущая ерунда! Откуда зеркальце знает про царевну, если в него смотрится только царица? Не могла же молодая царевна заглядывать в него тайно, это совсем не в ее характере… Бред, правда?

Потом, непонятно, каковы критерии оценки? Тут ведь одна молодая, другая «старая» (ну, по моим, тогда детским ощущениям) – как их можно сравнивать? Наконец, сама царица – она была слепая, что ли? У нее же эта красавица-царевна росла под самым носом! Как она могла не заметить, что девушка хорошеет?

О том, что таким образом я наткнулся на один из самых значительных, важных психических феноменов – «эффект зеркала», я узнал только через двадцать лет…

Психоаналитическая загогулина

Уже неоднократно я рассказывал о знаменитом французском психоаналитике Жаке Лакане. Личностью он был действительно уникальной и незаурядной, а как ученый произвел самую настоящую революцию в психоаналитической науке. Он рассказал своим коллегам о том, что самый главный объект в жизни человека – это вовсе не «сексуальный объект», как те всегда думали, а простое, ничем не примечательное зеркало. «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»

В 1936 году Жак Лакан попытался поведать о своем открытии «стадии зеркала» на международном психоаналитическом конгрессе. Но по неизвестным причинам его прервали уже на десятой минуте доклада, а в довершение этого «скандала» основатель психоанализа – Зигмунд Фрейд – объявил молодому ученому, что его работа «не представляет никакого научного интереса». Удивительно, но ни рукописи этого доклада, ни каких-либо иных записей на сей счет не сохранилось. Прямо мистика какая-то! Повторная премьера этой же научной идеи состоялась ровно тридцать лет спустя.

Что же Жак Лакан пытался втолковать научной психоаналитической общественности?

Психоаналитики всю дорогу думали, что главные события психической жизни человека разворачиваются в пространстве его пропитанных эротизмом отношений с родителями. Если верить психоанализу, у нас с нашими родителями связаны все самые острые, самые сильные чувства – начиная от любви и привязанности, заканчивая ужасом и страхом.

Отсюда в воспаленном воображении ученых рождались образы, достойные разве что античных трагедий: Эдип, убивающий своего отца и становящийся мужем своей матери, или Электра, любящая своего отца до беспамятства и подговаривающая родного брата убить их мать-предательницу. Таковы, по мнению фрейдистских психоаналитиков, подсознательные комплексы всякого уважающего себя человека.

Определить – значит ограничить.

Оскар Уайльд

Жак Лакан не стал спорить с тем, что родители – люди в нашей жизни важные, но, однако же, главные, наиболее значительные ее события, по мнению ученого, разворачиваются не в плоскости наших отношениях с родителями, а в пространстве наших отношений с самими собой. Впрочем, осознать, что мы находимся сами с собой в неких отношениях, – это, право, не так-то просто.

О каких отношениях с самими собой может идти речь, если мы никогда не приветствуем себя возгласом – «Доброе утро!», и не прощаемся сами с собой, желая самим же себе хороших сновидений? Что это за общение – без элементарных «здрасте» и «до свидания»? Но на поверку это общение происходит, причем постоянно, и идет полным ходом без всякого нашего на то соизволения, то есть автоматически.

В возрасте от 6 до 18 месяцев современный младенец знакомится с собственным зеркальным отражением, и для него это нечто большее, чем, например, то же самое знакомство с зеркалом, если знакомится с ним собака или обезьяна. Да, собака понимает, что перед ней в зеркале не другая собака, и потому не лезет к ней снюхиваться, а обезьяна понимает еще больше – она даже способна играть со своим зеркальным отражением, вполне «понимая», что это ее собственная игра с самой же собой.

Стадию зеркала достаточно понимать как трансформацию субъекта, когда он принимает на себя некий образ.

Жак Лакан

Однако ни один из этих примеров не иллюстрирует того фантастического переворота, который случается в психике ребенка, когда он определяет в зеркале самого себя. Только человеческий ребенок осознает, что видит в зеркале не просто свое отражение, но себя-настоящего.

Ведь он никогда не видит себя своими глазами. Руки видит, ноги видит, но себя целиком – нет. Его руки и ноги, которые он внимательно изучает на первом году жизни, искренне удивляясь сим объектам, – это только части его тела, а вот он сам, целиком, находится там, по ту сторону зеркала.

Конечно, зеркало – это только метафора, о чем, к сожалению, частенько забывал даже сам Жак Лакан. Но если убрать зеркало из этой логики, то она – эта логика – становится еще более впечатляющей. Можем ли мы знать себя, не видя себя? А ведь правда в том, что мы никогда не видим себя со стороны, мы можем только представить себя со стороны, но представить и видеть – это все-таки разные вещи. Мы не можем увидеть себя своими глазами, мы всегда видим себя чужими. Даже в зеркале мы видим не свои глаза, а лишь отражение своих глаз.

Если же пойти в этих размышлениях еще дальше, то начинаешь понимать – речь идет не только о нашем внешнем облике, речь идет и о нашем внутреннем содержании. Как мы можем сказать сами себе, что какое-то наше действие «хорошее» или «плохое»? Как можем мы сами решить, что сделали что-то «доброе» или «злое»? Нет, мы не можем это сделать самостоятельно, для этого нам необходима некая выданная нам «извне» шкала оценки. Чтобы понять себя, мы должны научиться соизмерять себя с другими, но в результате мы в каком-то смысле перестаем быть сами собой.

Впрочем, и это еще не все… Годовалый малыш тянет руку, показывая на какой-то предмет, например мячик, лежащий вне зоны его досягаемости – на полу, за его кроваткой с высокими бортами. Этот знаменитый указательный жест ребенка, как доказали ученые, видоизмененный хватательный рефлекс. Малыш как бы схватывает вещь, но не своей рукой, а рукой своей мамы, которая в его воображении является в этот момент своеобразным продолжением его собственной руки, как щипцы в автомате с мягкими игрушками.

Он не понимает, что своим указательным пальцем он не берет вещь, а разговаривает с мамой. Но что происходит в этот момент? Мама переспрашивает малыша: «Ты хочешь, чтобы я дала тебе мячик?» Ребенок оживляется, услышав знакомый звук – «мячик», который он воспринимает как некий атрибут, некое свойство этого загадочного сферического предмета. Мама поднимает с пола и подает ребенку мяч.

Милая, совершенно невинная зарисовка. Если бы не одно «но»: если бы не слово «хочешь». Мама называет желание ребенка. Он сам еще не понял своего желания, не осознал его, он просто потянул руку по направлению к предмету, который по каким-то причинам привлек его внимание. А мама сказала: «Ты хочешь мяч?» Но «хотел» ли ребенок «мяч»? Формально – да. Однако же реально он просто увидел некий предмет и протянул к нему руку, то есть без всякого желания как желания.

Вполне возможно, он просто хотел развлечься, вполне возможно, ему просто стало скучно в его манеже, вполне возможно, он тянулся даже не к мячу, а к какому-то другому предмету, лежащему рядом, но при звуке «мяч» его внимание переключилось именно на мяч.

Стадия зеркала – своего рода ответ, реакция на беспомощность. Собственное я выполняет функцию протеза, как сказал бы Фрейд. Оно протезирует нехватку. Собственное я – фантазм на месте отсутствия.

Виктор Мазина

Вероятно, многие мои читатели пребывают сейчас в некоторой растерянности, полагая, что автор этих строк слегка тронулся умом и городит какую-то отчаянную и бессмысленную чушь. В конце концов, какая разница – тянулся ребенок к «мячу», или к «чему-то» неопределенному, или просто тянулся «куда-то»? «Хотел» или «не хотел»? Хотел ли он конкретно «мяч» или хотел просто «развлечься»? Обрадовался «знакомому звуку» или обрадовался тому, что мама правильно поняла его просьбу?

Какой смысл во всех этих нюансах? Кажется, никакого. Но смысл огромен! Это подмена желания. Естественная, неизбежная, но самая настоящая. Подлинное желание ребенка, которое он, вполне возможно и скорее всего, сам не сознавал, не понимал толком, но имел, было заменено на внятное, понятное, конкретное, но не его желание.

Иными словами, врастая в жизнь, ребенок отлучается не только от себя, которого он не видит иначе, как только в отражении (во взгляде на него со стороны других людей), но и от своего желания, которое формализуют для него другие люди по их собственному усмотрению.

Какие истинные желания движут им? Чего он хочет на самом деле? Может ли быть, что слова, которое бы правильно и точно обозначало его подлинное желание, не существует в природе или попросту ему неизвестно? И как это скажется на всей его последующей жизни? Будет ли он в будущем иметь дело со своими желаниями или он постоянно будет путать то, что он хочет, с тем, что он думает, что он хочет?

Ребенок плачет и не находит себе места. «Хочешь кушать, мой золотой?» – говорит мать и дает ему грудь. Ребенок какое-то время сопротивляется, отворачивает голову. Но сосок матери уже прикоснулся к его губам, те рефлекторно вытянулись вперед, а язычок выдавил первые капли материнского молока. Он начал есть, процесс пошел. Рефлексы сделали свое дело. Но хотел ли он есть? Мы не знаем и, более того, уже никогда не узнаем ответа на этот вопрос.

Допускаю, что в данном конкретном случае это вряд ли имеет какое-то принципиальное значение. Но зато потом, когда в пять, в десять или в пятьдесят пять он будет успокаиваться, набивая себе рот пищей, и бесконечно толстеть, вместо того чтобы удовлетворить какое-то другое свое, но неизвестное ему, желание, правильный ответ на этот вопрос был бы очень кстати.

Или вот эти бесконечные поиски «смысла жизни» или «поиски любви»? Или это странное ощущение опустошенности, когда тебе двадцать и вроде бы вся жизнь впереди, а ничего не хочется, ничего не грезится, ничего не получается и все из рук валится? Или эти тридцать или сорок лет, когда хочется чего-то такого «неземного», а на ум приходит только новая машина или шесть соток в ближайшем Подмосковье? Или эти пятьдесят или шестьдесят лет, когда вроде бы большая часть жизни прожита, а ничего правильного, нужного, «того, что надо» не сделано? И главное – непонятно, что нужно-то вообще, что главное? Самореализация была-была, а не случилась.

Не есть ли все это результат того «невинного» отлучения ребенка от его собственного желания через его формализацию, заворачивание в фантик слова? Естественное, неизбежное… но оттого не менее ужасное.

В метрических свидетельствах пишут, где человек родился, когда он родился, и только не пишут, для чего он родился.

Мориц Сафир

Итак, что все это значит? Что значит для психики тот факт, что мы-реальные находимся лишь по ту сторону от самих себя и своих желаний? Вечная разорванность? Не-тождественность самим себе? Даже не стадия, а самый настоящий эффект зеркала.

Примечание:

«И дым Отечества нам сладок и приятен…»

Здесь я не могу не сделать небольшого отступления, чтобы хотя бы отчасти восстановить невольно попранную справедливость.

Мы всегда с таким восторгом и с такой надеждой смотрим на Запад, что, кажется, совершенно слепы к тому, что происходит у нас, здесь, на нашей собственной родине. Когда Лакан со своим лакановским психоанализом триумфально пришел в Россию в середине девяностых, она уже полвека была в курсе соответствующих идей и взглядов относительно «эффекта зеркала», более того – сама же их и сформулировала.

Сейчас я имею в виду одну крошечную работу выдающегося российского мыслителя – Михаила Михайловича Бахтина. Работу настолько крошечную, что позволю себе привести ее здесь целиком. Она называется «Человек у зеркала»:

«Фальшь и ложь, – пишет М. М. Бахтин, – неизбежно проглядывающие во взаимоотношении с самим собою. Внешний образ мысли, чувства, внешний образ души. Не я смотрю изнутри своими глазами на мир, а я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами; я одержим другим. Здесь нет наивной цельности внешнего и внутреннего. Подсмотреть свой заочный образ. Наивность слияния себя и другого в зеркальном образе. Избыток другого. У меня нет точки зрения на себя извне, у меня нет подхода к своему собственному внутреннему образу. Из моих глаз глядят чужие глаза».

Вот, собственно, и вся «статья» – острая, эмоциональная, пронзительная. И совсем не случайно она была написана человеком, значительная часть работ которого посвящалась творчеству Федора Михайловича Достоевского.

Повесть «Двойник» – одна из самых странных и самых загадочных в творчестве Федора Михайловича. Это история о том, что происходит с человеком, который лишен своей целостности. Точнее, даже о том, что у человека нет этой целостности, она утрачена. Разные части нас взаимодействуют друг с другом, и в этом взаимодействии мы теряем сами себя, мы – скорее сгусток этих собственных противоречий, нежели целая и здоровая личность.

То, что мы становимся людьми в процессе воспитания, – это, конечно, очень ценно. Но, наверное, не совсем правильно – смотреть на медаль лишь с одной стороны. Нельзя забывать о «негативе», который неизбежно влечет за собой несомненно позитивный факт нашего врастания в культуру. Перенимая язык, мы, с одной стороны, структурируем себя, обретаем форму, выходим из аморфного существования в рамках биологической жизни, но, с другой стороны, этот перенятый нами извне языковой «психологический костяк» – не есть мы сами.

Мы плоть от плоти той культуры, которая нас взрастила и воспитала, но мы не эта культура. А кто?.. На этот вопрос нет ответа. И остается лишь безмолвно смотреться в зеркало, пытаясь понять – кто же тот человек, который не отражается в зеркале, а смотрится в свое отражение.

Почем опиум для народа?..

Но оставим эту тонкую философическую психологию в стороне. Каков непосредственный, важный для каждого из нас вывод, связанный с этим загадочным «эффектом зеркала»? А вывод этот, если исключить все нюансы и подробности, заключается в следующем: представление, которое мы имеем о себе, – это не продукт нашего личного творчества, это результат отношения к нам со стороны других людей.

Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

Эрих Фромм

Красивы мы или некрасивы? Умны мы или глупы? Добры или жестоки? Сильные мы или слабые? Насколько мы уверены в себе, в конце концов? Все это зависит от того, как к нам относятся окружающие. Сами мы понять этого не можем, нам необходима внешняя, сторонняя оценка. Но кто эти другие?.. Если учесть, что отношение к самому себе у человека формируется в детстве, то понятно, что первую скрипку в этом оркестре играют наши родители.

Мы недостаточно хорошо понимаем, насколько серьезная это вещь – воспитание. Нам кажется, что воспитание – это формирование у ребенка хороших манер, обучение его правилам поведения в обществе, его образование. Но на самом деле, это дело второе, если не десятое. Первое же и самое главное – это то, как мы учим нашего ребенка относиться к самому себе. Если он живет в среде, которая постоянно оценивает его как неумного, некрасивого, бездарного, завистливого, агрессивного, плаксу и т. д., – то, поверьте, он именно таким и становится.

Конечно, если от природы ребенку даны неплохие способности, например по части интеллекта, то насколько развит его интеллект, во многом зависит и от условий обучения, качества образования, от тренировки соответствующей функции мозга. Но ведь дело совсем не в этом!

У человека могут быть потрясающие задатки, однако если он искренне уверен в том, что они находятся на скромном уровне под названием «ниже плинтуса», то ни тренировать их должным образом, ни развить их как следует он не сможет. А даже если это и произойдет и он действительно наберет пунктов эдак 85 из 100 по его собственной индивидуальной шкале, он не сможет ими воспользоваться в должной мере.

«Кто решит эту задачу?» – спрашивает учительница. И дальше вопрос уже только в том, кто поднимет руку. Ребенок, уверенный в том, что он смышленый, даже если у него и не семь пядей во лбу, поднимает и худо-бедно решает эту чертову задачку. Но ребенок, который живет с мыслью, что он «тупица», будь у него хоть семьдесят семь пядей во лбу, просто не поднимет руку, потому что внутренне посчитает себя неспособным решить эту задачу.

Если же его вытянут к доске насильно, то он будет трястись как осиновый лист, и все равно возникнут проблемы. А он лишний раз убедится в том, что не слишком умен или, на худой конец, что вся эта «высшая математика» дается ему с таким трудом и ужасом, что заниматься ею ему попросту не стоит – даром гробить время и силы.

Более чем уверен, что гигантский список потрясающе талантливых и даже гениальных ученых, которые учились в школе на бесконечные тройки (а это, к примеру, Ньютон, Дарвин, Менделеев, Циолковский, Эдисон, Эйнштейн), вовсе не «поумнели с возрастом». Они просто не верили в то, что способны осилить эту науку. С чего они это взяли? Ну, верно, кто-то им об этом рассказал… Причем этот кто-то пользовался у них авторитетом.

В последующем научный, творческий интерес победил в этих гениях ошибочные установки, усвоенные ими в раннем детстве. Но сколько еще одаренных от природы людей остались не у дел, потому что в их случае исследовательский интерес был не так велик? Вероятно, их было немало.

И это мы говорим о том, что имеет серьезную нейрофизиологическую основу, – об интеллекте. А что, если речь идет о вещах еще более субъективных? Например смелости, или доброте, или порядочности? Что, если и в этой области ребенок подвергается постоянной критике? Сколько у него шансов при таком раскладе вырасти смелым, добрым, добропорядочным и великодушным человеком? Я отвечу на этот вопрос однозначно: если эта критика исходит со стороны эмоционально значимых для него людей, а как правило, это именно родители, то никаких.

Бесконечно твердить своему ребенку, что он, например, врун или лжец, – это значит, по сути, «легализовать» для него такую форму поведения. В России чиновнику или гаишнику очень трудно не брать взяток, потому что мы так относимся к представителям этих профессий. Мы абсолютно уверены, что эти люди живут на поборы да теневые доходы. И что им остается делать? Сопротивляться нашему ошибочному мнению? Пытаться доказать нам обратное? Если некое поведение, даже будучи незаконным или аморальным, становится «нормальным», привычным, то его неизбежно будет больше.

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Александр Пушкин

Родительская оценка – вещь необыкновенно важная. Мне никогда не забыть девочку, которая чуть не умерла от анорексии, а все началось с того, что ее папа как-то раз буркнул, сидя за обеденным столом: «Что ты жрешь, как свинья?» Или другую девушку, которая попала в кризисное отделение Клиники неврозов после неудачной, по счастливому стечению обстоятельств, попытки самоубийства. Что ее толкнуло на этот страшный поступок? Формально – отрицательная оценка ее внешних данных молодым человеком. Но имели бы эти слова такую разрушительную силу, если бы с детства она не слышала постоянно от своей мамы: «С твоей фигурой на удачное замужество рассчитывать не приходится, так что ты учись лучше!»? Училась она, и вправду, неплохо…

Мы – родители – зеркало для своих детей. И не только в наших словах, но и просто в нашем отношении к ним, в нашем поведении, в наших реакциях они прочитывают то, какие они, наши дети, «на самом деле».

Если родитель регулярно демонстрирует ребенку пренебрежение, тот, став взрослым, никогда не поверит, что его можно полюбить. Если родитель постоянно иронизирует над ребенком, подтрунивает над ним, этот ребенок на протяжении всей своей последующей жизни будет крайне болезненно воспринимать любую критику и, возможно, именно поэтому не добьется никаких серьезных успехов. Если родитель не доверяет своему ребенку, тот в последующем будет постоянно сомневаться в себе и в искренности своих намерений.

Своим поведением в отношении ребенка мы, по сути, рисуем его портрет. В последующем его собственное отношение к самому себе будет его отношением к этому, нарисованному нами портрету. А мы ведь даже не замечаем как наносим новые и новые мазки на это полотно. Мы посылаем своему ребенку сигналы почти всегда на подсознательном уровне.

Если мы все делаем за ребенка, пресекая всякую его активность и самостоятельность, он перестает доверять своим способностям. Если мы стыдимся его в компании родственников, друзей и соседей, он будет думать, что с ним что-то не так, что он «гадкий утенок», которого стыдно показывать на «птичьем дворе». Если мы не защищаем его, когда он незаслуженно кем-то обижен, то он потом всю жизнь будет думать, что он недостоин того, чтобы к нему хорошо относились, что с ним что-то не так.

Позитивное отношение к ребенку, разумеется, дает обратный – позитивный – результат. Если на ребенка не кричат, если его не понукают надо и не надо, если за каждым его поступком видят истинную причину, а не очередной повод для наказания и унижений, то и сам ребенок начинает так к себе относиться. У него появляется чувство самоуважения, он начинает рефлексировать, анализировать и осознавать собственное поведение. У него появляется мотивация быть лучше, потому что он ждет теперь позитивной оценки своего поведения или, по крайней мере, рассчитывает на понимание.

Ребенок, к которому относятся негативно, с пренебрежением, напротив, не слишком рассчитывает на позитивную оценку, а потому и не имеет внутренней мотивации на «хорошее поведение». Какой смысл, если он не верит, во-первых, что может быть «хорошим», а во-вторых, что его могут таковым признать?

Итак, понимаем ли мы, что это именно мы создаем ту атмосферу, ту идеологию, внутри которой воспитывается наш ребенок? Понимаем ли мы, что он воспитывается не нашими нравоучениями, а самой этой атмосферой, царящей в наших с ним отношениях? Понимаем ли мы, наконец, что он не сам становится «каким-то», а наше отношение к нему делает его таким? Возможно, и понимаем. Теоретически… Но этого, к сожалению, недостаточно.

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст Легуве

Наше позитивное, внимательное, доброжелательное, сочувствующее, заинтересованное отношение к ребенку должно, во-первых, идти «изнутри», а во-вторых, обязательно показываться «наружу», демонстрироваться, проявляться. Если мы так чувствуем, но не показываем этого, ребенок и не заметит. А вот с негативом – наоборот, даже если родитель пытается его скрывать, ребенок, к сожалению, все равно все поймет. Если ребенок нежеланен, если родители от него устают, если он для них «назойливая муха», он все это «считает».

Любовь надо проявлять так, чтобы ее видели и чувствовали те, кого мы любим, а наш негатив понятен им, к сожалению, даже без специальной демонстрации. Так уж мы устроены… И наивно думать, что мы сможем обмануть собственного ребенка. Если внутри самих себя мы им недовольны, если мы внутри самих себя считаем его «недостаточно» сообразительным, добрым, талантливым, умным, мы себя обязательно выдадим. Это то тайное, которое неизбежно становится явным – скрывай не скрывай. Если мы не покажем своему ребенку этого напрямую, мы покажем ему это через наши отношения с другими людьми – родными, его учителями, – стесняясь его, чувствуя за него некую неловкость.

Только наша собственная искренняя и самозабвенная вера в то, что мы любим нашего ребенка и что он лучший ребенок на всем белом свете, способна дать ему то ощущение, на основании которого может отстроиться его здоровая, лишенная внутренних противоречий и комплексов личность.

Возможно, эта фраза звучит странно – «Вера в то, что мы его любим», «Вера в то, что он лучший». Но точнее сказать трудно. Просто любить своего ребенка – недостаточно. Считать его смышленым и добрым – тоже недостаточно. Нужно еще и верить в это, потому как только эта вера поможет нам перенести все трудности и тяготы воспитания нашего малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *