Как воспитывать ребенка?

Татьяна Пермякова
Психологические приёмы организации дисциплины в группе детского сада

Дисциплина — это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе.

Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса.

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;

формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;

развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

В младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.

Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.

Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Условия формирования и поддержания дисциплины в группе:

Культура общения воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать

вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив — все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.

Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т. е. четкое проведение режимных моментов, в т. ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Наличие правил жизни группы, сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.Правила отражают аспекты поведения:

организационные (по лестнице идем друг за другом);

коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);

коммуникативно — организационные (если я тут играю, не убирайте).

Единство педагогических требований;

Формирование самоконтроля, как свойства личности.

Требования к правилам группы:

Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка, доступно его понимания в форме указаний, а не запретов.Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д.

Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.

Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.

Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.

Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.

Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.

Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.

Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.

Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.

Не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении.

Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Технология ведения и соблюдения правил:

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

правила периодически повторяются;

для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убираются.

Главные принципы общения с ребенком — принять, понять, поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками» Негативная оценка «Ты очень жадный мальчик»

«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует»)

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить.

Понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс,в котором:

• взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

• помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

• помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:

1. «Язык принятия»

2. Метод отражения чувств ребенка — проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен»,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»,

«Ты боишься, что у тебя не получится»,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает»,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

— на самого себя

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».

— на третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться».

-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!») «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»).

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления,сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок»)

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны.Одной из основных является:

1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;

2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;

3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете»);

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи».

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины:

• Минимизировать внимание (возможно игнорирование)

• Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом

• Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)

• Прекращение деятельности

• Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)

• Обращение на примеры хорошего поведения

• Пересаживание на «стул размышлений»

• Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон

• Подчеркивать достижения, даже незначительные

• Признание авторитета

• Исключение из работы

• Удаление от зрителей

• Откладывание или лишение чем – то заниматься

• Беседа с родителями

Заключение ВАЖНО ПОМНИТЬ: Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Дисциплина для детей – это не причуды взрослых. Она необходима для здорового развития ребенка: его полноценного физического, эмоционального и умственного развития.

Без установленных правил дети не в состоянии строить отношения с другими людьми и учиться ответственности.

В то же время у дисциплинированных детей, как правило, развиты самоконтроль, уважение к другим людям и способность с ними сотрудничать.

Зачем нужна дисциплина?

Психолог подскажет Современных малышей окружает множество пищевых соблазнов. Как научить ребенка отказываться от фаст-фуда, газировки и чипсов? Рассказывает психолог психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.

Некоторые родители ошибочно считают, что жизнь сама все расставит по местам. Другие отказываются от воспитания, чтобы избежать конфликтов с ребенком. Третьи хранят неприятные воспоминания о том, как их самих воспитывали родители, и решают пустить все на самотек.

К сожалению, перекладывание ответственности часто приводит к тому, что малыши становятся капризны, раздражительны и обидчивы. У таких детей не складываются отношения с родителями и не получается дружить со сверстниками.

Научиться управлять своим поведением и контролировать негативные эмоции крайне необходимо еще в школьном возрасте.

Это помогает не только в учебе. В переходный период у детей будет больше шансов справиться с многочисленными соблазнами. Умея управлять собой, подросток без труда откажется от сигарет, наркотиков и рискованного поведения.

Что такое дисциплина?

Дисциплина – это, прежде всего, бесконфликтные отношения с ребенком. Правильное воспитание заключается отнюдь не в том, чтобы жестко контролировать ребенка и систематически наказывать за проступки.

Главная цель – научить малыша управлять собственным поведением. Этого можно добиться путем создания четких границ, которые помогут ребенку поступать правильно.

Доступным языком объясните ребенку правила, которые вы устанавливаете, и всегда следите за их соблюдением.

Например, если малыш плохо ведет себя за столом, спокойно, не повышая голоса, объясните ему, что остальным членам семьи неприятно ужинать вместе с ним. Поскольку остальные не шумят и не разбрасывают еду, в свою комнату придется уйти именно ему.

Всегда следуйте оговоренным правилам и будьте справедливы: правила и границы существуют для всех. Если вы хотите, чтобы малыш всегда убирал за собой игрушки, не разбрасывайте по квартире свои собственные вещи.

Почему дисциплина важна?

Удивительно, но без родительских запретов дети чувствуют себя заброшенными и несчастными. Кроме того, у них НЕ выработаются такие важные социальные навыки, как:

— самоконтроль и способность противостоять соблазнам,
— уважение к родителям и другим авторитетам,
— сочувствие, терпение и умение делится.

Дисциплинированные дети, напротив:

— умеют себя контролировать,
— самодостаточны и уверены в себе,
— ответственны и послушны,
— легко заводят друзей,
— доверяют взрослым и признают их авторитет.

Спорт как воспитание дисциплины Желая привить ребенку основы дисциплины, многие родители отдают малыша на спорт. Узнайте, как выбрать спортивную секцию для ребенка.

Что важно знать родителям?

Ключ к правильному воспитанию ребенка – абсолютное спокойствие. Даже если вы очень злы, отложите разговор до тех пор, пока не успокоитесь.

Обязательно давайте ребенку право выбора и помогайте ему учиться на своих ошибках.

Самое важное

Дисциплина – это не строгость и наказания, а четкие границы, которые подскажут ребенку, как себя вести в разных ситуациях.

Спокойно следите за соблюдением установленных правил, будьте справедливы и подавайте хороший пример – этот лучший способ воспитать в ребенке ответственность и оградить его от соблазнов.

Иллюстрация: Mr. T in DC

Обычно развитие самодисциплины сравнивают с физическими упражнениями – дескать, управляя собой, ставя перед своей волей новые и новые задачи, вы накачиваете «мышцу самодисциплины».

Такое сравнение излишне упрощено (да и вообще едва ли не все сравнения и метафоры в отношении психологии работают плохо, зачастую уводя не туда, куда надо). И – главное – оно может привести к неправильному пониманию самодисциплины.

Смотрите: мышцы мы качаем, чтобы мышцы были сильными. А вот самодисциплину мы развиваем, чтобы эффективнее работать и достигать целей. Сильные мышцы – ценность сама по себе (красота + здоровье + отпугивание хулиганов), накачанная самодисциплина без дела, куда ее можно применить, никому не нужна.

Уяснили разницу? Тогда двигаемся дальше.

В предыдущей статье о самодисциплине был сделан следующий важный вывод относительно развития самодисциплины:

Зажать себя в кулак, приковав цепями к рабочему месту – не наш метод. Здесь нельзя идти напролом. Требуются более хитрые методы.

Вот об этих-то хитрых методах мы и поговорим.

Сразу оговорюсь, что самодисциплина – слишком широкое понятие. В этой статье речь идет о ее части – о том, как использовать время и силы на достижение своих целей, не отвлекаясь на пустяки и вообще вести упорядоченную жизнь.

И еще. Хоть я и говорю «хитрые методы» и с помощью советов, которые идут ниже воспитать самодисциплину значительно проще, чем методом «зажатия в кулак», в конечном счете все завязано на вас самих, вашу волю и характер.

Итак. Как же все-таки обрести заветную самодисциплину?

Первое. Осознание своих желаний и целей.
На мой взгляд, это довольно очевидно. Прежде всего нужно как следует разобраться в себе, определить что же на самом деле для вас важно, а что нет. Для чего вообще вы хотите себя дисциплинировать. Этот вопрос самым тесным образом связан со смыслом жизни.

Второе. Идем от противного
Отпустите дела с самодисциплиной на самотек. Даже не так: забудьте про то, что вам надо развить самодисциплину. Занимайтесь тем, что хочется прямо сейчас. Хочется играть? Играйте! Хочется вообще ничего не делать и пялиться в телевизор? На здоровье! Лечь спать в 5 ночи? Сколько угодно! Если вы серьезно отнеслись к предыдущему шагу, то долго заниматься ерундой просто не сможете(иначе бы вы это не читали…). Человек постоянно стремится к смыслу жизни – однако это проявляется в те моменты, когда он ничего никому (и самому себе) не должен. Через неделю или около того жизни вообще без дисциплины начинает вызревать настоящее понимание бессмысленности и пустоты такой жизни.

(Рекомендую, однако, соблюдать «технику безопасности». Например, попросите друга поговорить с вами о жизни через 10 дней. Или установите себе напоминание другим способом – придумайте сами, что вам больше подходит. И, ясное дело, к тем, кто хочет обрести самодисциплину для того, чтобы избавиться от вредных привычек, этот шаг мало поможет)

Третье. Устранение мешающих факторов
Не стоит ставить перед собой непосильных задач и лучше использовать любую возможность, чтобы облегчить достижение самодисциплины. Как я уже говорил, она нужна нам не сама по себе, ради абстрактного саморазвития, а для того, чтобы добиваться лучших результатов в работе, бизнесе, обучении.
Работаете на компьютере? Создайте специального пользователя (в Windows пуск — панель управления – учетные записи пользователей) , оставив девственно-чистый рабочий стол, убрав ярлыки игрушек, если можно, отключите интернет, придумайте сложные (незапоминаемые) пароли на почту/аську и запишите их на листочек, который можете спрятать подальше или отдать под стражу коллегам или родным. Уберите от рабочего места этих коллег и близких, чтобы не отвлекали мельтешением и разговорами.
Оставьте себя один на один с работой. Не оставляйте себе иного выбора, кроме как работать.

(Разумеется, такая тактика тоже применима далеко не ко всему)

Четвертое. Вырабатывайте привычки
Это очень важная, едва ли не универсальная методика. Очень многое в нашей жизни привычно, автоматизировано, а потому выполняется без труда. Скажите, вы чистите зубы утром и вечером? Это требует от вас волевых усилий? Сомневаюсь. Причина в том, что у вас давным-давно выработалась эта привычка.
Точно также можно вырабатывать и другие привычки – в соответствии с тем, чего вы хотите добиться. Если самодисциплина вам нужна в плане здорового образа жизни – то приучайтесь делать зарядку или правильно жевать. Если хотите развить ее ради эффективной работы – вырабатывайте привычку не отвлекаться, когда работаете.
Важное правило: нет никакого смысла вырабатывать сразу несколько привычек. Концентрируйтесь на одной. Заставляйте себя действовать так, как надо. Решили, что хорошо бы ложиться не позже одиннадцати – значит, в течение недели-двух силой укладываете себя в кровать. Обычно 10-15 дней достаточно для того, чтобы развить привычку. Постепенно вам придется прикладывать все меньше усилий для того, чтобы делать то, что необходимо. А в один прекрасный день привычка настолько хорошо впишется в вашу жизнь, что вы будете недоумевать, как же можно иначе.

Пятое. Постройте прочный скелет дня
Этот «шаг» связан с предыдущим. Суть вот в чем: вы вырабатываете не просто полезные и нужные привычки, а правильные привычки, завязанные на определенное время. Например, вставать и ложиться в определенное время, делать зарядку и так далее. Прикрепленная к определенному времени привычка организует и дисциплинирует сама по себе, отталкиваясь от нее делать то, что необходимо гораздо проще. Пусть в течение дня будет несколько опорных точек для самодисциплины. Помимо всего прочего, эти опорные точки помогут выполнить программу-минимум по достижении ваших целей.

Шестое. Позаботьтесь о настрое на дисциплину и достижение целей
Тоже связано с предыдущим. Самодисциплина, в частности, проявляется в том, что человек может делать свое дело, не обращая внимания на эмоции. Однако мы же говорим о «хитрых методах», верно? Поэтому надо попытаться сделать эмоции своим союзником, а не врагом. Для этого постарайтесь в рабочее время контролировать свой настрой. Добиться нужного, рабочего настроя проще, если использовать описанный выше скелет дня. Мне, например, отлично помогает пробежка рано поутру: мигом просыпаешься, мысли бегут быстрее, появляется чисто физическая радость и предвкушение нового дня. Ну а дальше важно «подхватить» этот настрой, не растерять его до вечера, когда он должен смениться приятной усталостью и удовлетворением от достойно прожитого дня. Достойно прожитого – в частности, значит, что с самодисциплиной не было проблем.

(Самодисциплина сама по себе может быть источником положительных эмоций – потихоньку появляется вкус к упорядоченной жизни, да и просто приятно знать, что сам управляешь своим временем, насколько это вообще возможно для человека)

Седьмое. Ставьте цели и достигайте их с помощью самодисциплины
Это довольно очевидно. Самодисциплина хоть и не мускулатура, но все же нуждается в последовательном накачивании. Поставьте нужную, значимую для вас цель (да хоть правильно сидеть за компьютером!) и воспринимайте ее как тренировку для самодисциплины – тогда достижение цели будет значительно легче (вы добиваетесь ее как бы мимоходом). Потом – новая цель. Повторять до потери пульса столько, сколько потребуется. Не нужно сразу ставить глобальные цели. Начните с малости – пусть даже самой малости. Если считаете, что это слишком легко – тем лучше, быстрей добьетесь. Лучше недогруз, чем перегруз.

Помимо этих семи основ, рекомендую также помнить о том, что:

  • Самодисциплина – не цель, а средство. Не увлекайтесь ей чрезмерно. Порой желание все упорядочить доходит до абсурда, и наоборот мешает работать.
  • Самодисциплина – только одна из сторон саморазвития вашей личности. Важная, но не единственная. И она не должна идти вразрез с вашими глобальными целями, идеалами и смыслом жизни, напротив, она обязана со всем этим гармонировать. Этот принцип нарушается гораздо чаще, чем можно было бы подумать. Самодисциплина сейчас в моде. Поэтому, стараясь упорядочить свою жизнь, люди (неосознанно) зачастую следуют именно моде. Например, можно увидеть в блогах о саморазвитии посты о том, как круто и важно вставать в 5 утра. И люди начинают выдирать себя из постели с петухами, наплевав на природные особенности своего организма, не задумываясь, подходит ли это проявление самодисциплины лично им. (Авторы подобных рекомендаций, само собой, мало в этом виноваты – в ИХ случае это может прекрасно работать. Все разные – и дисциплина у всех тоже разная).
  • Надо регулярно «отпускать себя на волю», слишком усердствовать с самодисциплиной не нужно. Подходите к ней, как и вообще к саморазвитию, спокойно, без фанатизма.

В основном все, однако – повторяю – эта статья не исчерпывающая. Ведь самодисциплина – это не только умение не отвлекаться на никчемные дела и не растрачивать время попусту. Самодисциплина это еще и:

— умение добиваться своего, несмотря на отвлекающие факторы
— умение контролировать свои мысли, не допуская вредных и разрушительных
— умение полностью сконцентрироваться на проблеме
— умение работать на свои цели, не видя немедленных результатов

Перечислять можно долго. Но я лучше как-нибудь напишу о каждом пункте.

Желаю успешно развить самодисциплину и вообще все, что понадобится!

Самодисциплина – важное качество для тех, кто хочет достичь успеха в бизнесе. Если человек вечно везде опаздывает, не вовремя сдает проекты, не может усилием воли выйти из соцсетей и начать работать, то ему не хватает дисциплинированности и самоорганизации. Когда вы разовьете в себе это качество, сможете с легкостью ходить в спортзал, заниматься здоровьем, своевременно решать все возникающие проблемы и не страдать от их последствий.

Слово «дисциплина» вызывает неприятные ощущения и ассоциируется с насилием над собой. Такое отношение к дисциплине неправильно.

Вместо того, чтобы размышлять о том, как же скучно и неинтересно делать то, что не хочется, лучше подумать о пользе, которую принесет выполненное дело. Быть дисциплинированным не сложно. Но как полезно!

Сон по графику

Установите оптимальное время для утреннего подъема и вечернего засыпания. Вы прекрасно знаете, во сколько нужно проснуться, чтобы спокойно собраться на работу, успеть туда добраться, сколько часов нужно поспать, чтобы выспаться, хорошо себя чувствовать. У каждого человека всё это индивидуально, поэтому составьте наиболее удобный график и следуйте ему. Сложно только поначалу, затем соблюдение этих правил обычно дается легко. Если вдруг вы нарушили расписание, то накажите себя – как бы смешно это ни звучало. Наказанием может быть всё, что угодно – тридцать отжиманий от пола, лишение себя любимого пирожного. Чем меньше нарушать установленные рамки, тем легче в дальнейшем их соблюдать.

Занятия спортом

Любой спорт дисциплинирует человека, если серьезно к нему относиться. Найдите вид спорта, который вам по душе, запишитесь в секцию. Вы будете посещать занятия, например, в понедельник, среду, пятницу, с 18.00 до 19.30. Если не будете пропускать занятия без уважительной причины, то соблюдение этого графика приучит вас к дисциплинированности и в других сферах жизни.

Можно также самостоятельно заняться спортом, например, бегать по утрам или выполнять комплекс упражнений. Но заставить себя делать это регулярно будет несколько сложнее. Вас никто не проконтролирует и не поругает за плохие результаты. К тому же деньги за пропущенное занятие не пропадут, как в случае с посещением секции. Помимо развития в себе дисциплинированности, занятия спортом обеспечат вам крепкое здоровье и красивое тело.

Ежедневное расписание

Заведите себе блокнот или ежедневник, куда записывайте все важные дела. Записывайте их в формате: задание – примерное время на выполнение – приоритетность. Если сможете с точностью определить, сколько времени вам потребуется на выполнение задач, то это поможет вам рассчитать количество заданий, которое вы реально способны сделать за день. Приоритет нужно определять, чтобы понимать, какое задание можно перекинуть на следующий день в случае нехватки времени. Например, полочку можно прибить и завтра, а сегодня лучше съездить в гости к бабушке.

Если речь идет о рабочих обязанностях, то учитывайте не только срочность задания, но и вероятность того, что вам, возможно, придется его переделывать или дорабатывать.

Всё перед глазами

Если вы работаете за компьютером, пишите на стикере текущие задачи и прикрепляйте его к монитору. Постоянно держа перед глазами список дел, они будут казаться вам вполне реальными и неизбежными, а не какими-то абстрактными и неважными. Захочется поскорее избавиться от этого чувства неизбежности, а работа пойдет быстрее. Психологами доказано: повесив перед глазами указание к действию, вы сделаете его быстрее, чем если будете держать это в голове.

Концентрация внимания

Один из главных врагов дисциплины – это рассеянность. Вот вы работаете над проектом, а вот вы уже залезли в социальные сети, ведь оттуда пришло звуковое уведомление. Всё, концентрация внимания уже утрачена. Теперь, чтобы вернуться к проекту, нужно сделать над собой некоторое усилие, к тому же, не всегда получается быстро продолжить работать с того же момента, где вы остановились прошлый раз. Иногда может потребоваться какое-то время, чтобы просмотреть уже выполненную работу и понять, что делать дальше. Если бы в самом начале вы ни на что не отвлеклись, то не потеряли бы столько времени впустую.

Вы можете тренировать концентрацию внимания различными упражнениями, какие найдете. Каждый раз, когда вы только отвлеклись от выполнения основного задания, мысленно поругайте себя и тут же вернитесь к работе. Внутреннее чувство стыда перед самим собой тоже появится, конечно, если в человеке заложено хоть немного ответственности.

Контроль финансов

Многие люди часто покупают ненужные вещи, потому что захотелось их здесь и сейчас. Мы все подвластны импульсивным покупкам, но старайтесь хотя бы свести их к минимуму. Покупайте только то, что действительно необходимо. Научитесь откладывать какую-то сумму с каждой заработной платы – когда возникнет непредвиденная ситуация, требующая срочного вливания денег, вы скажете себе за это «спасибо».

Записывайте все свои расходы и доходы. Видя эти цифры на бумаге или на экране планшета, вам будет легче управлять своими деньгами, развивая в себе финансовую дисциплину.

Поощрения

На пути к дисциплинированности используйте не только кнут, но и пряник. Любите себя и награждайте за каждую, даже самую маленькую победу. Продуктивно провели день на даче, помогая родственникам сажать помидоры? По приезде домой разрешите себе съесть вкусный деликатес. Смогли пробежать сегодня на два километра больше, чем обычно? Сходите вечером в кино. Если не получается приняться за сложное дело, пообещайте себе награду заранее: «Вот как оформлю эту стопку договоров, дома после работы закажу любимую пиццу и посмотрю, наконец, фильм, который уже давно лежит в закладках». Предвкушение приятного досуга будет мотивировать вас начать работу и сделать её как можно быстрее.

И последнее. Забудьте фразы «я слабовольный человек», «это сложно для меня», «я слишком ленив и буду лениться всю жизнь». Всё это отмазки для тех, кто не хочет ничего менять в жизни. И если повторять себе подобные фразы, то не стоит ждать никакой внутренней мотивации и воли – они не появятся. Говорите себе, что всё намеченное получится. Тогда увидите, как внутренняя сила воли начнет вас наполнять, а поддерживать самодисциплину не составит труда.

Дисциплина – это одно из самых важных, но вместе с тем и одно из самых непонятных слов для родителей. Все родители едины в том, что детям нужна дисциплина, но мнений по поводу того, как этого достичь, существует великое множество.

Рассмотрим подробнее, как лучше всего приучить ребенка к дисциплине. Но сначала следует разобраться, что это такое.

Дисциплина и наказание

С чем у вас ассоциируется слово «дисциплина»? Наказание? Власть? Положительное подкрепление? Все эти варианты являются по-своему правильными. Приучение к дисциплине – это обучение человека тому, как следовать нормам поведения, и для этого могут подойти как наказание, так и положительное подкрепление или демонстрация власти. Иными словами, дисциплинирование – это способ заставить ребенка вести себя должным образом.

Однако методы, которые используют для этого родители, могут сильно различаться. Большинство родителей применяют для этого наказания: ставят ребенка в угол, лишают его каких-либо привилегий или даже шлепают. Некоторые родители открыто беседуют с ребенком, объясняют ему ожидания от его поведения и последствия за нарушения правил. В ходе бесед родители используют логические суждения и позитивное подкрепление.

Некоторые из этих методов эффективны и позволяют ребенку жить счастливо и быть успешными, но другие могут превратить его в бунтаря, ненавидящего власть и порядок.

Как правильно приучать ребенка к дисциплине?

Приучить ребенка к дисциплине – непростая задача. Для этого вам потребуется много терпения, любви и навыков влияния на ребенка.

1. Четко обозначьте свои ожидания

Как бы вы хотели, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы? Как бы вы хотели, чтобы ребенок вел себя перед гостями или в общественных местах? Что вы подразумеваете под дисциплиной и хорошим поведением?

Если у вас нет ответов на эти вопросы, и вы не знаете четко, как должен поступать ребенок в тех или иных ситуациях, то откуда он может это знать? Родителям стоит иметь четкие ожидания и объяснить их ребенку.

2. Проявляйте здравомыслие

Устанавливая свои ожидания, помните, что никто не совершенен. Определите конкретные реальные цели, посильные для ребенка. Если ребенку будет слишком трудно оправдать ваши ожидания, он может сдаться и пойти по пути наименьшего сопротивления.

3. Будьте последовательны

Некоторые родители сами время от времени нарушают правила, которые же и установили, потому что это им удобно. Однако, поступая так, вы показываете ребенку, что нарушать правила допустимо. Последовательно соблюдая их, вы тем самым подчеркиваете важность дисциплины. Соблюдайте правила при любых обстоятельствах. Но вместе с тем не стоит устанавливать для ребенка слишком строгие правила или делать что-то, что может его унизить или смутить.

Когда вы нарушаете правила, это наводит ребенка на мысль: «Если родители нарушают правила, то почему я должен их соблюдать?»

4. Не будьте слишком авторитарными

Родители являются для ребенка авторитетными фигурами в семье. Однако вам решать, какой стиль выбрать в общении с ребенком – авторитарный или демократичный. Рассмотрим, в чем между ними разница.

Авторитарные родители объясняют свои требования фразой: «Потому что я так сказала!» Они ожидают, что ребенок будет выполнять указания безо всяких объяснений. Авторитарное воспитание не учитывает мнение ребенка и может унижать его. Чем старше становятся дети, тем больше они хотят, чтобы их уважали. Поэтому придерживаться авторитарного стиля в воспитании детей – не лучшая идея.

В отличие от авторитарных родителей демократичные четко проясняют свои ожидания и устанавливают ограничения. Они показывают ребенку пример и хвалят его за хорошее поведение. Чтобы заслужить уважение ребенка и донести до него свою точку зрения, вам следует уважать его мнение.

5. Поддерживайте связь

Когда вы разговариваете с ребенком, не отвлекайтесь ни на что. Прервите все дела, уберите мобильный телефон и смотрите на ребенка. Только так он поймет, что его слова для вас важны.

Ребенок будет лучше слушаться вас и придерживаться установленных правил, когда он чувствует эмоциональную связь с вами. Ему необходимо ваше сопереживание. Постарайтесь понять, что он чувствует. Когда вы начнете разговаривать с ним, исходя из этих позиций, он начнет прислушиваться к вашим словам.

6. Общайтесь открыто

Не делайте категоричных заявлений, после которых ваш разговор с ребенком прекращается. Например, если он отказывается идти в гости, не стоит говорить ему: «Я сказала, что мы идем – и точка». Вместо этого постарайтесь понять ребенка и спросите: «Почему ты не хочешь идти в гости?» Когда вы будете понимать причины такого поведения, откорректировать его будет гораздо легче.

7. Используйте ошибки ребенка как возможность научить его новому

Испольуйте допущенные ребенком ошибки, чтобы помочь ему стать лучше как личности. Если вы видите, что он делает что-то не так, не спешите вмешиваться или критиковать его. Сохраняйте спокойствие и дайте ребенку возможность понять, что он сделал не так. Когда вы указываете ему на ошибки, объясните, как их исправить.

Приучая ребенка к дисциплине, важно как можно четче озвучивать свои ожидания, показывать хороший пример, давать ребенку выбор и пространство для развития и устанавливать границы, чтобы обеспечить его безопасность.

Но насколько жесткими должны быть границы, которые вы устанавливаете? Допустимы ли физические наказания детей?

Наказание и дисциплина – это не одно и то же

Считаете ли вы, что дисциплинирование невозможно без наказаний? Если да – вы не одиноки. Многие родители во всем мире думают так же.

Однако по ряду причин этого делать не стоит:

  • в переводе с латыни слово «дисциплина» означает «обучение». Приучение ребенка к дисциплине направлено на то, чтобы научить его хорошему поведению, в то время как наказания контролируют поведение ребенка через страх;
  • хотя с помощью наказаний можно в определенной степени контролировать поведение ребенка, такой метод контроля заставляет его думать, что он не отвечает за свое поведение;
  • наказания, унижающие ребенка, способны нанести долгосрочный вред его психике;
  • телесные наказания могут привести к агрессивному поведению. У детей, подвергающихся физическим наказаниям, также возникает риск физических и эмоциональных травм, антисоциального поведения и т. д.;
  • чрезмерные телесные наказания могут перерасти в насилие, что нанесет ущерб психике ребенка.

Ребенок, которого часто наказывают, начинает верить, что ответственность за его поведение лежит на ком-то другом, а не на нем самом. Они поступают таким образом, чтобы кто-то наказал их за плохое поведение.

Помните: плохих детей нет – есть только плохое поведение. Ваша цель – не нанести ребенку вред, а исправить его поведение.

Эффективные методы дисциплинирования ребенка

Дисциплинирование направлено на то, чтобы научить ребенка различать хорошее и плохое поведение, даже с его субъективной точки зрения. Главное – объяснить ребенку общепринятые правила поведения и то, что он никогда не должен причинять вред другим людям. В разном возрасте можно применять разные методы дисциплинирования ребенка.

3–5 лет

Дети старше трех лет понимают указания и могут следовать им. Они также способны видеть взаимосвязь между своими поступками и последствиями. В этом возрасте дети любят все делать по-своему, и поэтому нужно объяснить им ограничения. Есть несколько эффективных способов сделать это.

1. Позитивное дисциплинирование

Как следует из названия, позитивное дисциплинирование направлено на то, чтобы акцентировать внимание на хороших поступках ребенка, а не на плохих. Идея такого метода – подчеркивать, каких действий вы ожидаете от ребенка. Этот метод хорошо работает с маленькими детьми.

2. Руководство ребенком

Маленькие дети еще не могут отличать правильные поступки и неправильные. Малышей нужно учить вести себя в обществе, общаться с новыми знакомыми и гостями, которые приходят в дом, хорошим манерам и навыкам общения. Поэтому давайте ребенку простые и понятные инструкции. Помогите ребенку различать хорошее и плохое поведение.

Лучший способ сделать это – показывать хороший пример. Делайте то, что считаете правильным, ведите себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ваш ребенок. Научите ребенка говорить «спасибо», «пожалуйста» и «извините» в соответствуюющих ситуациях. В раннем возрасте ребенок может также научиться фразам: «Я зол», «Я голоден» или даже «Я тебя люблю» и т.д.

3. Дисциплина, основанная на вознаграждении

Ставить ребенку условия лучше всего, когда он еще слишком мал для того, чтобы понять логику и объяснения. Также родители часто используют наказания, чтобы заставить ребенка вести себя определенным образом. Но, используя наказание, вы сосредотачиваетесь на негативе.

Дисциплина, основанная на вознаграждении, делает акцент на позитиве, то есть на том, что должен делать ребенок. Тем не менее, вознаграждение не должно превращаться в подкуп. Если вы награждаете ребенка за любую мелочь, у него не будет мотивации хорошо себя вести без вознаграждения.

Чтобы избежать этого, приучите ребенка к тому, что награды не всегда должны быть материальными. Это может быть, например, обыкновенная похвала. Если ребенок счастлив оттого, что помог другому человеку, само это чувство для него – награда.

4. Периоды успокоения

Если ребенок упрям, позитивное дисциплинирование в отношениях с ним может не сработать. Такие дети способны впадать в истерики, чтобы выразить свои злость и разочарование. Если вы будете ругать ребенка или заставлять поступать согласно вашим указаниям, это может только усугубить ситуацию.

Когда ребенок отказывается слушаться вас и впадает в истерику, дайте ему время, чтобы успокоиться. Не стоит ставить его в угол, лучше позвольте провести некоторое время в своей комнате. Комфортная атмосфера поможет ему быстрее успокоиться.

После этого поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя определенным образом.

6–7 лет

В этом возрасте ребенок соотносит слова родителей с их поступками. Поэтому, прежде чем устанавливать для ребенка последствия его плохого поведения, убедитесь, что они обоснованы. Не угрожайте ему преувеличенными или непрактичными наказаниями, которые вы не сможете выполнить.

5. Устанавливайте правила и границы

Дети лучше себя ведут, зная правила. Поэтому установите для ребенка рамки дозволенного. Правила, которые вы устанавливаете, должны быть простыми и понятными. Ребенку необходимо понимать последствия, ожидающие его в случае плохого поведения. Однако не переусердствуйте. Слишком большое количество правил и ограничений может привести ребенка в замешательство. Установите несколько правил и требуйте, чтобы ребенок ссоблюдал их.

6. Расскажите ребенку о естественных и логичных последствиях

Эффективный способ приучить ребенка к дисциплине – использовать естественные последствия, которые можно объяснить логически. Не придумывайте последствий, удобных для вас, так как ребенок быстро догадается об их надуманности.

Естественными последствиями могут быть чувства ребенка к чему-то. Например, если он по неосторожности потерял или сломал игрушку, не спешите покупать ему новую. Дайте ему время пережить грусть от потери игрушки и понять важность бережного отношения к вещам.

Логические последствия – не те, которые выбираете вы, а те, которые непосредственно связаны с плохим поведением. Понимание этого поможет исправить поведение ребенка.

Например, если он не хочет учить уроки, можно запретить ему смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Если он постоянно забывает игрушки на улице, ему можно запретить играть ими на один-два дня.

7. Мягкая дисциплина (перенаправление)

Мягкая дисциплина – это специальная техника, которая заключается в том, что ребенка нужно отвлечь от плохого поведения и предложить альтернативу. Например, если ребенок хочет поиграть с вашим мобильным телефоном, вы можете сказать ему: «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Хорошо, давай возьмем игрушечный телефон». Так вы перенаправите внимание ребенка.

Если ребенок играет в опасном месте, вам следует отвести его в безопасное. Не нужно шлепать ребенка или применять физическое насилие. Прикасайтесь к нему нежно и используйте фразы, например: «Эта комната лучше подходит для игр» или «Там слишком опасно, иди сюда».

8. Эмоциональный коучинг

Дети устраивают истерики, кусаются или дерутся тогда, когда не могут выразить устно свои эмоции. Цель эмоционального коучинга – научить ребенка определять эмоции и выражать их словами, исключая давление на него. Когда ребенок начнет драться или разбрасывать вещи, спокойно скажите ему: «Я знаю, что ты злишься из-за того, что тебе нужно много времени уделять урокам. Сейчас ты можешь сделать перерыв и немного порисовать, а затем снова вернешся к выполнению уроков».

Эмоциональный коучинг предполагает 5 шагов:

  • отслеживайте собственные эмоции;
  • сопереживаййте ребенку и поддерживайте с ним связь;
  • слушайте, что говорит ребенок;
  • называйте ребенку эмоции, которые он испытывает. Для этого вы можете составить список чувств или распечатать фотографии лиц людей, выражающих разные эмоции.

9–12 лет

В этом возрасте для дисциплинирования ребенка лучше всего подходят естественные последствия. Кроме того, вы можете использовать следующие техники.

9. Причины и следствия: помогите ребенку учиться на его ошибках

Последствия, которые вы устанавливаете для ребенка за плохое поведение, должны соответствовать его возрасту и ситуации. Например, если ребенок отказывается вовремя ложиться спать, позвольте ему лечь спать позже. На следующий день, когда он будет чувствовать себя сонным и раздраженным, объясните ему, что это происходит потому, что он не лег вчера вовремя.

Используйте естественные последствия, чтобы помочь ребенку учиться на ошибках.

10. Предложите альтернативы

Когда вы говорите ребенку «нет» и не предлагаете ничего взамен, он может стать упрямым. Логические объяснения не сработают, если ребенок пытается выразить свою независимость с помощью действий. Придумайте альтернативы, позволяющие вам сотрудничать.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет». При наличии у него двух простых вариантов любой его выбор будет правильным. Например, если ребенок устраивает истерику из-за того, что вы не хотите покупать ему газированные напитки, в следующий раз спросите: «Что ты хочешь – яблочный или апельсиновый сок?». Так вы дадите ему понять, что у него есть только эти два варианта. Если ребенок все же отказывается от обоих вариантов, не теряйте хладнокровия. Продолжайте предлагать ему эти варианты, пока он не выберет один из них.

13 лет и старше

Подростков обычно нелегко убедить. Логические аргументы не всегда могут действовать на них. Если такие аргументы не сработают, попробуйте следующие способы.

11. Дискуссия и поиск общего решения

Подростки не любят, когда им указывают, что делать и как себя вести. Им нравится, когда с ними обращаются как с взрослыми, хотя на самом деле они ими не являются. Поэтому, когда у вашего подростка появляются проблемы с поведением, не ставьте ему ультиматумов. Обсудите с ним проблему и придумайте совместное решение. В результате подросток будет чувствовать большую ответственность и, вероятно, согласится на ваше предложение.

12. Лишение привилегий

Когда подросток нарушает правила, в качестве наказания можно лишить его каких-либо привилегий. Например, если он вовремя не приходит домой, запретите ему гулять в течение следующих нескольких дней.

Привилегия, которой вы лишаете подростка, должна быть связана с его проступком, чтобы он мог понять последствия своего поведения.

13. Переговоры

Еще один способ дисциплинировать подростка – это переговоры. Как было сказано раньше, подростки любят проявлять свою независимость, самостоятельно принимая решения. Когда между вами возникает конфликт интересов, заключите соглашение. Так подросток с большей вероятностью пойдет вам на уступки.

Вы не сможете приучить ребенка к дисциплине, если сами не будете соблюдать правила. Независимо от того, три или шестнадцать лет вашему ребенку, он будет обращаться к вам за советами и поддержкой. Будьте хорошим примером для вашего ребенка, чтобы он не оправдывал свое плохое поведение тем, что вы поступаете так же.

Оцените публикацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *