Как воспитывать совесть?

Родителям приходится часто объяснять детям различные понятия. Одно из сложных – совесть. Даже взрослые люди не всегда могут дать определение этому слову. Юлия Гиппенрейтер, известный психолог, выпустила по этому поводу целую книгу под названием «Добро и его друзья».

Совесть выступает регулятором человеческих отношений, основывается на моральных качествах человека. Но ребенку такие понятия незнакомы, значит, необходимо найти более простое объяснение.

Совесть – это нечто, заставляющее переживать человека, совершившего плохой поступок. Связана она и с понятиями добра и зла. Закладывается совесть в процессе воспитания, и решающую роль играют родители, их морально-этические качества и личные примеры поведения. Если взрослые позволяют себе лгать при ребенке, оскорблять старших, совершать другие неприглядные поступки, то ребенок начинает считать такое поведение нормальным.

Объяснить ребенку, что такое совесть, можно, обратив внимание на собственные действия: помогая старшим, ведя честный образ жизни, держа свое слово, не делая плохо другим людям, особенно близким.

Ребенку можно сказать, что если он совершает неправильный поступок, то нечто внутри него начинает его беспокоить:

скребет на душе;

появляется страх разоблачения;

появляется чувство, что не надо было так делать;

кажется, что за сделанный поступок должно последовать наказание;

память о неправильном действии возвращается и вызывает внутреннее напряжение.

Действия, которые считаются неправильным и совершёнными не по совести, как правило, не одобряются обществом.

Совесть не дает нам совершает плохие и аморальные вещи относительно других людей. Например, занял человек деньги. Совесть должна подсказать ему, что долг надо вернуть как можно раньше, ведь человеку могут понадобиться его финансы. Не уступил место в транспорте – пенсионеру тяжело стоять.

Угрызения совести могут возвращаться. Даже на протяжении многих лет человек может вспоминать свой поступок и жалеть о сделанном, только исправить уже ничего не получится. Ребенку надо говорить, что совесть будет напоминать о себе.

Чувство совести – это некий тормоз, говорящий нам, что некоторые вещи делать нельзя или, наоборот, надо совершить определенные поступки, являющиеся нравственно правильными.

Совершить хороший поступок – это посеять росток добра, который разовьется потом в большое дерево.

Ребенку надо объяснять, что многие наши действия не только имеют последствия, но и возвращаются к нам. Обидел ты – рано или поздно обидят тебя.

УДК 614.253

ВЗЫВАТЬ К СОВЕСТИ ИЛИ ПРОБУДИТЬ ЕЁ? © Фаращук Н.Ф., Цюман Ю.П.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: В настоящее время, в условиях духовно-нравственного кризиса общества в целом, из сознания врача в его профессиональной деятельности вымывается такое понятие как совесть. Само понятие «оказание медицинских услуг», принятое в современном здравоохранении, практически несовместимо с такими свойствами души как милосердие и сострадание. Однако всем понятно, что духовно-нравственная составляющая личности врача должна мотивировать его поступки и действия не только в соответствии с законодательством, различными правилами медицинской этики, но главное, и по совести. Совесть, как голос нашего внутреннего «я», является врожденным чувством каждого человека. Но степень развития и проявления этого чувства у каждого индивидуума совершенно неодинакова. Поэтому первой задачей педагогов в медицинском вузе в этом плане является пробудить в студентах это чувство добра и зла, отвращение от лжи, любовь к ближнему. Эта деятельность напрямую не предусмотрена государственными образовательными стандартами, но формирование духовно-нравственных компетенций выпускника медвуза нужно начинать с первого курса, используя для этого каждую встречу со студенческой аудиторией, а также организуя и проводя различные неформальные мероприятия в рамках воспитательной работы.

Ключевые слова: совесть, студент, врач, духовно-нравственное воспитание, православие

TO APPEAL TO THE CONSCIENCE OR TO AWAKE IT? Farashchuk N.F., TsyumanYu.P.

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Key words: conscience, student, doctor, spiritual and moral education, orthodoxy

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, в связи с которым в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сегодня эта проблема в системе современного воспитания приобретает все большее значение. Время ставит педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со студентами в связи с обострением духовно-нравственной атмосферы в обществе. Проблема, как говорится, назрела и даже перезрела. Сегодня уже всем ясно, что российское практическое здравоохранение нуждается в духовном возрождении. В горячке глобальных социальных преобразований отечественное врачевание лишилось многовековой духовной традиции. Из душепопечительской медицина трансформировалась, мягко говоря, в назидательную, сугубо прагматичную. Особой заботы требует молодое поколение врачей. Родившись и сформировавшись в условиях духовно-идеологического вакуума, многие зачастую просто не способны реализовать мотив высокого служения страждущему человеку. В искоренении «плевел» приоритетную роль должна играть грамотно построенная система духовной подготовки врача . По мнению И. Григовича, д.м.н., проф., заслуженного врача РФ, зав. кафедрой педиатрии и детской хирургии Петрозаводского

государственного университета, 6 лет обучения в медицинском вузе необходимо использовать и для расширения общего гуманитарного кругозора студентов. Самая главная трудность в том, что медицина — лишь одна из отраслей государственного устройства, и чрезвычайно сложно добиться повышения уровня нравственности в одной отрасли на фоне беспредела в других . Перед преподавателями стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями . Вне зависимости от того, какие нравственные устои лежат в основе существования общества, будь то закон Божий, правовые нормы или этическое учение, всякий человек должен осознавать их и принимать как необходимое основание в своих поступках, чувствах и мыслях . Крупный австрийский психолог В. Франкл говорит: «Воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» .

Моральные требования, адресованные врачу как члену общества, в каждую историческую эпоху обретали свои характерные отличия. Религиозные, культурные, социальные, экономические традиции различных народов формировали понимание нравственных норм и оценок работы врача. Главный же моральный принцип — облегчение страданий больного человека, как правило, оставался неизменным . Уникальный положительный вклад в развитие моральных традиций врачевания внесло христианство. Оно очистило медицинскую науку от всякого рода ложно-мистических, мифологических, языческих и откровенно сатанинских воззрений и техник, обогатило профессию врача своим учением о человеке, его природе и личности, о духовном смысле болезни и врачевания. В рамках христианского вероисповедования родилась неповторимая, христиански ориентированная этическая и духовная культура врача .

Тема «Православные ценности в современном мире» обсуждалась на межвузовской конференции, проходившей в Самаре 5 октября 2008 г. Она была посвящена 150-летию духовной семинарии и проходила под эгидой совета ректоров вузов Самарской области, возглавляемого Г. Котельниковым, заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом Государственных премий РФ и премии Правительства РФ, академиком РАМН и вызвала особый интерес у будущих врачей. Ведь те, кто исцеляет, должны иметь чистые души и помыслы, понимать свою высокую ответственность, быть чуткими к тем, кто нуждается в помощи, уметь творить благо . Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий считает, что «хирург архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) являет дивный пример сочетания глубокой веры, которая помогла ему с чистой совестью пройти через мучения сталинских застенков, с трудами выдающегося хирурга и ученого. Священноисповедник Лука своим подвигом продолжил деяния древних святых врачей-бессребреников, своим служением в церкви помогая людям спасать душу и, в то же время, за операционным столом врачуя тела подчас безнадежно больных» .

Весьма интересные данные социологического опроса в Москве и Московской области о взаимодействии российской медицины и русского православия представила на Рождественских чтениях А. Черкасова, д.м.н., зав. медицинским сектором отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии. Выступая с докладом на конференции «Церковь и медицина: от диалога к партнерству», она сообщила, что всего было опрошено 500 респондентов. Анонимная анкета для пациентов и медицинских работников, различных лечебно-профилактических учреждений (400 человек) и программа интервью священнослужителей (100) включали 3 основные части, 1-я из которых была посвящена медицине, 2-я — религии, 3-я — взаимодействию между ними. Всего в каждой анкете и в программе интервью было около 60 вопросов. По словам А. Черкасовой, верующими признали себя 67,3% пациентов, из которых 81,5% указали своим вероисповеданием православие. «Получилось, что православных больше, чем верующих, — заметила докладчик. — Парадокс? Наверное, парадокс. Он связан с тем, что некоторые респонденты на вопрос, являются ли они верующими, отвечали «нет», «скорее нет» или «затрудняюсь ответить», а потом на вопрос о вероисповедании указывали православие». Среди медицинских работников (а среди них были не только врачи, но и средний и младший медицинский персонал) верующими признали себя 71,8% респондентов. В качестве своего вероисповедания 82,5% из них указали православие. Сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской православной церковью считают полезным явлением для системы здравоохранения и в целом для общества 76% медицинских работников. Мнение священнослужителей (в основном священники и несколько диаконов, архиереев среди опрошенных не было) таково: сотрудничество с церковью считают полезным 96% опрошенных . По-видимому, не менее плодотворным чем сотрудничество православных врачей и церкви может стать и приобщение студентов к православной вере и моральным ценностям христианства, таким как совесть, сострадание, любовь к ближнему.

Совесть — одно из проявлений нравственного самосознания, голос нашего внутреннего «я», помогающий различать добро и зло, чувствовать и осознавать свою ответственность за себя и за

других. По определению В.И. Даля: «Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка, способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» . По И. Канту: «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону». Как пишет Патриарх Москвы и всея Руси Кирилл: «Господь предусмотрел наличие в душевной организации человека особо чувствительного инструмента, именуемого совестью. Если мы живем по совести, если прислушиваемся к ее голосу, то исполняем нравственный закон» . Воспитать совестливость — значит помочь человеку регулировать свои отношения к окружающему миру и самому себе с позиций высоких нравственных требований. Современное общество требует специалиста, который в своей деятельности будет сочетать профессиональные и нравственные составляющие своей личности. Известный французский исследователь Ж.-П. Массю пишет «…Бессильный перед лицом грозящей его смерти, пациент понимает, что его единственный шанс в том, чтобы довериться знаниям и совести врача. Степень доверия пациента прямо пропорциональна совестливости врача, его репутации честного человека и хорошего специалиста» .

Постепенно в обществе произошла подмена понятий — «врачебное милосердие» у нас было забыто и заменено на «медицинскую помощь», хотя помогать можно без жалости и сострадания. Наконец, и «медицинскую помощь» превратили в «медицинские услуги». «Сейчас все чаще проявляются черты, прежде несвойственные традиционному образу русского доктора, — говорит врач-реаниматолог, главный редактор журнала «Московское здравоохранение» А. Крылов-Толстикович. — Раньше врач и больной были союзниками в своей борьбе с недугом. Каждый медик был обязан честно и бескорыстно исполнять свои союзнические обязательства. Конечно, в какой-то степени партнерские отношения лечащего доктора и пациента сохраняются и сегодня хотя бы в силу профессионального врачебного статуса. Однако то, что прежде обязан был безвозмездно исполнять любой медицинский работник — от санитара до академика, отныне сделалось объектом рыночных отношений, медицина стала предметом купли-продажи. Всеми чиновниками повсеместно официально употребляется термин «медицинские услуги», а за услуги, как известно, принято платить. Будущие врачи уже на студенческой скамье выбирают специализацию, исходя не из научного или профессионального интереса, а исключительно руководствуясь соображением, где «больше платят». Я считаю, что каждый порядочный человек вне зависимости от образования, национальности, социального положения должен быть умным, добрым, а главное, жить, в согласии со своей совестью, ведь совесть это не что иное, как псевдоним Бога». . Здесь уместно привести выдержки из книги одного из авторов этой статьи :

В ряду советников родных и всевозможных Всегда ставь собственную совесть впереди, Прислушайся к ней — это голос Божий, Нелицемерный суд в твоей груди.

Как стыдно первый раз солгать и взять чужое.

Нам совесть Господом с рождения дана.

Жаль, с юных лет, не знавшая покоя, Потом все реже восстает она.

Не следует считать, что авторы этой статьи опираются только на христианские представления о сущности и происхождении совести. Приведем и чисто научные данные по этой проблеме. Известный советский генетик В.П. Эфроимсон в своей книге писал об альтруизме как генетически детерминированной составляющей жизни высших существ и приводил примеры альтруизма, взаимопомощи и самопожертвования в среде даже диких животных. Вслед за ним В. Гусев, новосибирский биофизик, к.б.н., ст. научный сотрудник Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН в одной из своих последних работ, которая называется «Генетический код -игра случая или фундаментальный закон природы?» считает, что понятия добра и зла, любовь, жалость, привязанность не приобретаются высшими существами в ходе жизни, а «прочитываются» ими, будучи изначально заложенными в геном. Возможно, даже само отличие высшего животного от, скажем, инфузории или червя как-то связано с присутствием информации о добре в геноме. В. Гусев также считает, что в генетической последовательности должны присутствовать базовые понятия об этике, морали, предрасположенность человека к установлению и соблюдению духовно-нравственных законов. Правила игры между разумными существами, одним словом . По выражению Ч. Дарвина, «самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть».

Есть ли поводы апеллировать к совести студента-медика на начальных курсах на теоретических кафедрах? Сплошь и рядом. Любое общение людей, а тем более в педагогическом процессе, происходит иногда в неуловимой, а часто в явной тональности совестливости или наглости.

Пример 1. На лекции 2-3 студента начинают разговаривать между собой, и проблема даже не в том, что их не интересует предмет, а больше в том, что они мешают другим студентам и лектору. Вынужден прервать лекцию и, обращаясь к виновникам паузы, взывать к их совести. Но им часто не понятно, причем тут совесть. Они не понимают, что лектор, человек в 3-4 раза старше их, начинает нервничать, должен прилагать лишние эмоциональные и интеллектуальные усилия, чтобы сохранить логику изложения. Особо неугомонных приглашаю после лекции для беседы в кабинет. Никогда я не услышал от студентов слов, что им стыдно за свое поведение. Они могут сказать, что они больше так не будут вести себя, а думают только о том, чтобы после такого персонального разговора не было никаких неприятных для них последствий.

Пример 2. Студент во время экзамена достает шпаргалку, пытается воспользоваться какими-то техническими средствами, спрашивает непонятное у соседа. Объясняю — все эти действия обусловлены не желанием приобрести знания и сдать экзамен, а попыткой обмануть экзаменатора, и это бессовестное поведение. Редко кто извинится от души за явный обман, чаще всего просьба о снисхождении или упорный отказ в том, что списывал, разговаривал, достал шпаргалку, но не успел списать и т.д. То есть пытаются доказать, что момента обмана не было. Говорю: «Может быть я не прав, но возьмите другой билет и постарайтесь быть честным, потому что обман на первом, втором курсе превратится затем в обман врачом пациента, когда ставится неправильный диагноз, назначается неправильное лечение, не признаются свои ошибки во врачебной деятельности, когда назначают избыточное платное лечение, для того, чтобы получить максимальную выгоду». Как пишут лауреат премии Правительства РФ, д.м.н., проф. Б. Мошович и канд.мед.наук А. Авдейчев: «Всем нам знакома ситуация, когда самоуверенному врачу-нахалу противостоит пациент — «доверчивый осел». Самоуверенностью не обделены нередко молодые врачи, считающие, что, получив диплом и сертификат, они владеют всем комплексом профессиональных навыков «по определению» . О шпаргалках и других хитростях, которые применяют студенты, чтобы написать контрольную работу, сдать зачет или экзамен, говорят все преподаватели кафедры. Какие только варианты обмана они не демонстрируют. Можно выделить 2 большие группы шпаргалок: письменные и технические. Распечатанные на принтере и скачанные из интернета шпаргалки входят в группу письменных, к техническим относятся: сотовый телефон + наушник, сотовый телефон со шпаргалками в памяти, сотовый телефон + интернет, специально настроенные калькуляторы.

Был проведен опрос 120 студентов, чтобы установить, какими шпаргалками они пользуются и где их прячут. Оказалось, что 37% опрошенных прячет их в карман халата, 25% — под тетрадь, 10% -под часы или в рукав, 7% — пишут на руке или других частях тела (ногтях и т.д.), 5% — под юбку, 5% — записывают на тр3 плеер или телефон, 2% — прячут в лиф, 2% — в ухо. Также выяснилось, что 71% опрошенных пишут шпаргалки на маленьком клочке бумаги сами, 11% — пользуются покупными, 7% — имеют целый блокнот или тетрадь шпаргалок по всем предметам, 5% -записывают информацию на тр3 плеер или телефон. Остальные же пользуются своими оригинальными методами (например, шпаргалка, написанная на линзах очков с внутренней стороны). Что качается англоязычных групп, на первом месте у студентов все-таки использование технических шпаргалок. Откуда это? Конечно же, из школы. В какой-то степени это было всегда, но сейчас это стало особенно наглядно, потому что итоговая аттестация в виде ЕГЭ по своей сути предполагает возможность использования различных методов угадывания правильных ответов. Это психология попадания в правильный ответ вытесняет извечную парадигму освоения, понимания и воспроизведения нужных знаний. Существует и применяется несколько определений отношения к учебе: старательное, тщательное, настойчивое, упорное, плодотворное, прилежное и т.д. Но мы считаем, что самым точным определением в обучении врача должно быть слово «добросовестно», чтобы не было стыдно перед коллегами, преподавателями и будущими пациентами за свое невежество. Однако, я никогда не слышал от студента слов: «Мне стыдно за свои знания». Как сказал апостол Павел, «…ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» (Послание к Евреям 13:18) .

Пример 3. Поднимаюсь по лестнице на кафедру. На площадке стоят юноша и девушка обнявшись, тесно прижимаясь друг к другу. Вокруг ходят студенты, преподаватели — ноль внимания. Мне стыдно и неудобно подойти и сказать им: «Разлепитесь, это неприлично, это не клуб, а храм науки». Отвожу глаза и прохожу мимо. Но в душе остается неприятный осадок и ощущение собственной вины: мы что-то недоделываем, упускаем что-то важное в своей работе.

Можно приводить и другие примеры. Например, у входной двери в академию группа студентов проходит сплошным потоком через двери, не пропуская стоящего у входа, пусть незнакомого, но по внешнему виду явно пожилого человека. И даже если это не профессор, какая разница? Хотя и с профессорами бывает то же самое.

Учитывая все вышесказанное, пробуждение совести, которая, как утверждает наука, заложена в генетическом коде человека, должно явиться одной из основных проблем воспитательной работы среди студентов. «Высшая школа, — говорит И. Шамов, д.м.н., проф., зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Дагестанской государственной медицинской академии, — призвана быть не только кузницей кадров, но источником гуманистических знаний и нравственного воспитания -центром подлинной культуры. Увы, в нашем мире, помешанном на материальных ценностях, совесть — нелегкое и невыгодное бремя. Честность и порядочность нынче не в моде» .

Самое главное в духовно-нравственном воспитании студентов-медиков — привить им такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они руководствовались бы принципами совести и сострадания. Именно это позволит будущему врачу видеть в больном человеке неповторимую, духовную и при этом страдающую личность с правом выбора собственной позиции, а не просто бездушный материал для научно-исследовательской или лечебно-диагностической работы. Следовательно, воспитание врачебной совести является стержнем профессионального сознания и деятельности врача .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По выражению В. Даля, «наука образовывает ум и знания, но не всегда нрав и сердце». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:26,27) . Человек, созданный по образу Божию, предназначен к тому, чтобы как личность уподобить себя Богу . В этом и состоит содержание и смысл слова «образование», потому что «образ» является корнем этого слова.

Заключение

Согласно современным образовательным стандартам подготовки врача выпускник должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК) . Так, например, ОК-1 предполагает владение способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Но все это не охватывает или совершенно не касается той проблемы, о которой мы говорим. Было бы правильным, если бы в стандартах образовательных программ врача стояла задача приобретения духовно-нравственных компетенций. Однако это можно сделать и не в рамках стандартов. Так, например, в Архангельске на базе Северного государственного медицинского университета создан и функционирует общественный факультет ментального здоровья. Факультет аккумулирует мультидисциплинарные подходы к духовно-нравственному воспитанию, направленные на развитие нравственного сознания студентов . Пример того, что в системе воспитательной работы в медицинском вузе есть широкие возможности организовывать мероприятия духовно-нравственной направленности, основанные на современных достижениях в области культуры, искусства, психологии, этики и деонтологии, использовать опыт и наследие известных русских и российских врачей. Но все же, главное — это не забывать о воспитании личности будущего врача, духовно-нравственной составляющей его внутреннего облика на каждом практическом занятии, лекции, зачете, экзамене, научном студенческом обществе и просто при любой встрече со студентом или студенческой аудиторией.

Обращаясь вновь к заголовку статьи, следует признать, что во многих случаях, прежде чем взывать к совести молодого человека, надо ее пробудить, заставить его прочитать то, что заложено в его собственном генетическом коде.

Литература

1. Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Дис. … док. психол. наук: СПб., 1997. — 322 с.

3. Блиев Ю. Совесть — это псевдоним Бога… // Мед. газета. — №37 от 22.05.2009. — С. 16.

4. Григович И. Не клянитесь всуе // Мед. газета. — №33 от 08.05.2013 — С. 6.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2002. — 736 с.

7. Зорин К. Доверять надо знаниям и совести // Мед. газета. — №49 от 05.07.2013. — С. 10.

8. Зорин К. Осмысливая суть врачевания. Мед. газета. — №50 от 13.07. 2012. — С. 11.

9. Зорин К. Ухабы на пути к гуманному врачеванию // Мед. газета. — №7 от 31.01.2014 — С. 7.

10. Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание. — М., 2000. — 188 с.

11. Иванов А. Формула здоровья — в разумной умеренности во всем. // Мед. газета. №24 от 03.04.2009. — С. 7.

12. Лахина Н. Генетический код — ровесник вселенной? // Мед. вестник. — 2005. — Т.313, №6. — С. 10.

13. Любимова Л. Согревать ладонью ладонь // Мед. газета. — №86 от 14.11.2014. — С. 11.

16. Мошович Б., Авдейчев А. Нечего на зеркало пенять // Мед. газета. — №62 от 21.08.2013. — С. 6.

17. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. — М., 1998. — 105 с.

18. Фаращук Н.Ф. Прочти, если не веришь. — Смоленск: Свиток, 2013. — 376 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»), утв. пр. Минобразования РФ от 08.11.2013 №1118 — 49 с.

20. Шамов И. Призвание: да, но. // Мед. газета. — №36 от 17.05.2013. — С. 10.

21. Щеглов К. Больничный храм // Мед. газета. — №1 от 12.01.2011. — С. 15.

22. Щеглов К. Дом, в котором живет тепло // Мед. газета. — №61 от 16.08.2013. — С. 11.

23. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. — СПб.: Талисман, 1995. — 288 с.

24. Gusev V.A., Schulze-Makuch D. Genetic code: Lucky chance or fundamental law of nature? // Physics of Life Rev. — 2004. — V.1, N3. — P. 202-229.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фаращук Николай Федорович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей и медицинской химии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: obmedhim@sgma.info

Цюман Юлия Петровна — старший преподаватель кафедры общей и медицинской химии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: obmedhim@sgma.info

Пробуждающая совесть 2: Дар змеи

Дина унаследовала от своих предков по материнской линии уникальный дар — она может без лишних усилий с первого взгляда на любого человека определить, говорит он правду или лукавит. В раннем детстве девочку привлекали к расследованию гибели королевской семьи, где она прекрасно справилась со своим заданием. С тех пор прошло некоторое время, и в жизнь Дины приходят новые события.

Однажды Дина встречает таинственного незнакомца по имени Черный Мастер, представившегося её отцом. Она не верит ни одному слову этого подозрительного человека и старается держаться от него подальше. Но обстоятельства вынуждают Дину прибегнуть к помощи Черного Мастера. Смертельная угроза нависла над её братом Давином, и без поддержки этого чародея просто не обойтись.

Приключенческая драма с элементами фэнтази Пробуждающая совесть 2: Дар змеи является сиквелом фильма Пробуждающая совесть, снятого в 2015 году датским режиссером Кеннетом Кайнцом. Новый проект создан датскими и чешскими кинематографистами при финансовой поддержке копенгагенской кинокомпании Nepenthe Film. Режиссером был назначен датчанин Аск Хассельбальх, Основные съемки проходили в Чешкой Республике. Главную роль исполнила перспективная европейская актриса Ребекка Эмили Саттруп. Картина снабжена красивыми спецэффектами и дорогостоящей бутафорией. Фильм вышел на датском языке.

Питер Пен и другие персонажи любимых детских книг порой восхищают нас не высоконравственными поступками, скорее, наоборот – они эгоистичны, бездумно веселы и лишены совести. Но мы продолжаем любить их, поскольку они… так похожи на настоящих детей. Можно ли развить и по-христиански воспитать у ребенка совесть?

Почему совесть зависит от возрастных особенностей его развития? Изучаем вопрос вместе с популярным православным психологом Людмилой Петрановской.

Совесть – не только способ выразить нравственное самосознание личности, не только нравственная и христианская категория, но и сложная психическая функция, которая, как выяснили учёные, изначально заложена как возможность, но не появляется с рождения, а приобретается в процессе роста ребенка и развития его психики.

Между тем, тысячелетиями накопленные христианством знания о душе вовсе не уступают современным знаниям в области психологии развития.

Неслучайно до определенного возраста Церковь считает ребенка младенцем и не требует от него участия в Таинстве Исповеди – то есть осмысленного и вдумчивого покаяния, диалога со своей совестью.

Мы, воцерковленные христиане, прекрасно об этом знаем и не выстраиваем своих маленьких чад в очередь к исповедальному аналою, а сразу уверенно ведем их ко причастию.

Но отчего-то дома, на улице, в садике, в магазине, на детском празднике напрочь забываем об этом установлении и чуть ли не с бессловесного младенчества, еще до полутора лет, начинаем взывать к детской совести.

Да, родители тоже люди. Мы устаем от работы, быта, повседневной рутины, сложности семейных отношений, детского плача, болезней, капризов, беспорядка среди игрушек…

А тут еще этот маленький негодник или негодница, не понимая всех взрослых бед, бунтуют, требуют, вечно чего-то хотят и просят… Как тут сдержать «праведный» родительский гнев и не взывать к совести малыша?

Но уже в самой подобной постановке вопроса содержится некий абсурд. Потому что то, к чему мы так взволнованно и эмоционально взываем, просто… не существует.

Как считает психолог Людмила Петрановская, до 5-6 лет говорить о наличии совести у ребёнка преждевременно.

Обосновывая это утверждение, она подробно раскрывает и описывает механизмы и этапы возрастного развития детской психики, которой от природы свойственен здоровый эгоцентризм, когда маленькое «я» является центром не только его внутреннего, но и внешнего мира, не только его центром восприятия явлений и вещей, но и мерой всего.

В такой системе детских ценностей утверждение «я виноват» строго равно пониманию «я плохой».

И если для взрослого человека, тем более верующего христианина «держать душу во аде» и чувствовать себя плохим перед исповедью – это в порядке вещей и почти что нормально, то для ребенка в его райском состоянии быть плохим – это катастрофа, его мир рушится, как башня из кубиков, когда кто-то вытащил всего один, но главный кубик из основания.

Что же делаем мы, то и дело, по случаю и без особой на то причины взывая к совести двух-трех-четырехлетки? Мы вынимаем главный кубик.

А потом ещё удивляемся, отчего это вдруг ребенок капризный, неуправляемый, все время не в духе, отчего появляется агрессия и самоагрессия – он может ударить маму (мама для него и есть он сам), постричь себе волосы, спрятавшись в шкафу, оторвать голову у любимой игрушки…

Нет, своими бесконечными требованиями, сетованиями и упреками после любого маленького проступка – «ах ты, бессовестный», «совесть-то у тебя есть», «как тебе не стыдно» мы вовсе не воспитываем – мы не развиваем у своего чада совесть. Мы провоцируем очень страшное и разрушительное явление – стойкое чувство вины, которое, закрепляясь, во взрослом возрасте лживо подменяет собой голос совести.

От этого взрослому ребенку – школьнику, а потом подростку, а затем молодому человеку – бывает неимоверно трудно понять и самостоятельно разобраться, в каких его поступках, собственно, есть повод для покаяния, а в каких – просто укоры больной совести, не имеющие никакого отношения ко греху, к тому, что ему необходимо исповедовать.

От этой путаницы возникает серьезный душевный дисбаланс, говоря языком психологов – когнитивный диссонанс. Последствия могут быть самыми разными. Нервный срыв, всплеск психосоматических заболеваний, смена настроений, трудности в учёбе, суицидные мысли и настроения.

Между тем, ошибаться маленькому ребенку естественно. Путь собственного опыта и ошибок – единственно возможный, и именно на нём он чему-то учится. Ошибаться – да. Получать от родителей наставления и замечания – всенепременно. Но родители должны терпеливо исправлять ошибки и объяснять их причины, а не взывать к совести и не искать правых и виноватых.

Иногда мы упускаем из виду и такой важный момент. Настоящее волеизъявление человека возможно при наличии у него определенной свободы. У ребенка свобода ограничена за него по большому счету всё решают родители. Так что, если очень часто делаете попытки взывать к младенческой совести – почаще взывайте к своей: вы же в основном решаете, а ребенок следует.

Людмила Петрановская убеждена, что заговаривать о проблемах совести всерьез можно и нужно с детьми старше пяти лет.

Но говорить о совести необходимо в позитивном ключе: не на примере поступков ребенка, а, скорее, на примере персонажей детских мультиков и книжек. Когда такие беседы будут провоцировать не назидание, а интерес, любопытство, детские «почему» – вы вернее достигнете цели воспитать совесть с малолетства.

Как можно узнать, что понятие о совести у малыша сформировано правильно?

Необходимо понаблюдать за ним, чтобы зорким родительским взглядом верно оценить: может ли малыш оценивать свое поведение с точки зрения нравственности, может ли он сам для себя определить, в чём заключаются его нравственные обязанности в семье, в общении со сверстниками, словом, может ли он отдавать отчет тому, что чувствует, делает или намеревается сделать?

Если ответ на все эти вопросы – однозначное «да», то ребёнок выразит это своим поведением – он будет вести себя хорошо в наше отсутствие, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо именно в его, а не в чужих поступках.

Такой, без преувеличения, «прорыв» в развитии не останется незамеченным вами и окружающими – у ребёнка сложится правильная модель поведения, улучшатся отношения с детьми и взрослыми, он станет больше доверять близким и любимым людям и заслужит их бесконечное доверие.

Возможно, по-настоящему поняты и услышаны такие разговоры будут только подростками лет в пятнадцать, когда высшие психические функции у них полностью сформированы. Но начинать такие беседы можно и нужно рано.

Не думайте, что сделать это будет просто. Совесть – сложная штука, и иногда, чтобы что-то объяснить, мало будет вместе просмотренного фильма или прочитанной книги. Нужен ненавязчивый личный пример доброго поступка, христианского поведения, совестливого решения.

Рано или поздно громко и отчетливо расслышать голос совести для ребенка чрезвычайно важно. Сколько мы знаем из истории мировых преступлений страшных примеров людей абсолютно нормальных с точки зрения психологической науки и медицины – без психических отклонений в развитии с органически и функционально здоровым мозгом – которые так и не расслышали голос совести и совершили то непоправимое, что совершили.

Голос совести маленькому христианину жизненно необходим. Однажды в трудный момент жизни он заменит ему родителя. Он научит поступать верно, причём даже тогда, когда он наедине с собой и его никто не видит и не осуждает.

Голос совести – возможно, это глас Божий, и именно он будет сопровождать человека всю жизнь – уберегать, предостерегать и – ни много ни мало – вести его ко Спасению.

Мария Солунь

Фото из открытых источников

Миша Маваши — Моя Крепость

Казалось – все, конец, и дальше нет пути иного.
Даже в старой книге есть страница дряхлая, но новая.
Навстречу ветру лицом, а время раны лечит.
Что мне на обочине-то делать, я всегда по встречной.
Оторву кусок и выброшу куда ни глядя.
Руки были в черной грязи, а думал в шоколаде.
В тупике сломаю стену, прыжок через зыбучий песок
Она одна у нас, я будто в камень правлю поток
И ты сильней, чем думают все остальные
Расспроси у деда после войн люди когда жили
Терять веру нельзя, стоять ногами прочно.
Дойдешь до берега сухого в топях заболоченных
Пускай сзади свистят и тянут за рубашку
И ноша очень тяжела, и дышать тяжко.
Не опускай руки, не преломи колено.
Ты поставишь новую судьбу старой на замену.
Припев:
Моя крепость со временем станет прочной как камень.
Моя крепость – тело под моей одеждой.
Моя крепость – вера, любовь и надежда
Моя крепость обрушится, если треснет фундамент
Моя крепость – тело под моей одеждой.
Моя крепость – вера, любовь и надежда
Если в голове нет масла, в кране воды
Во всем виноваты чурки, ну и конечно же ты.
Гораздо проще выбить челюсть, сломать нос,
Чем перестать на жиге в ложке кипятить гендос.
Можно слушать правильный рэп, долбить грушу,
А можно слушать и не слышать – долбится в уши
Здоровый дух в здоровом теле, бывает редко.
Душа умеет летать, плоть – клетка.
Нас мажет грязь такая, не ототрешь мочалкой.
Собачий прикус не сможет изменить качалка
Да, я понимаю, что не понимаю многого
И на дороге к Богу не быстрее одноногого
Живи по совести – звучит красиво.
Кому-то совесть позволяет детей насиловать
Кто ищет, тот найдет, сухарь вкуснее с голоду.
Не опускай руки, а то пропустишь в бороду.
Припев – повтор 2 раза.

Питер Пен и другие персонажи любимых детских книг порой восхищают нас не высоконравственными поступками, скорее, наоборот – они эгоистичны, бездумно веселы и лишены совести. Но мы продолжаем любить их, поскольку они… так похожи на настоящих детей. Можно ли развить и по-христиански воспитать у ребенка совесть?

Почему совесть зависит от возрастных особенностей его развития? Изучаем вопрос вместе с популярным православным психологом Людмилой Петрановской.

Совесть – не только способ выразить нравственное самосознание личности, не только нравственная и христианская категория, но и сложная психическая функция, которая, как выяснили учёные, изначально заложена как возможность, но не появляется с рождения, а приобретается в процессе роста ребенка и развития его психики.

Между тем, тысячелетиями накопленные христианством знания о душе вовсе не уступают современным знаниям в области психологии развития.

Неслучайно до определенного возраста Церковь считает ребенка младенцем и не требует от него участия в Таинстве Исповеди – то есть осмысленного и вдумчивого покаяния, диалога со своей совестью.

Мы, воцерковленные христиане, прекрасно об этом знаем и не выстраиваем своих маленьких чад в очередь к исповедальному аналою, а сразу уверенно ведем их ко причастию.

Но отчего-то дома, на улице, в садике, в магазине, на детском празднике напрочь забываем об этом установлении и чуть ли не с бессловесного младенчества, еще до полутора лет, начинаем взывать к детской совести.

Да, родители тоже люди. Мы устаем от работы, быта, повседневной рутины, сложности семейных отношений, детского плача, болезней, капризов, беспорядка среди игрушек…

А тут еще этот маленький негодник или негодница, не понимая всех взрослых бед, бунтуют, требуют, вечно чего-то хотят и просят… Как тут сдержать «праведный» родительский гнев и не взывать к совести малыша?

Но уже в самой подобной постановке вопроса содержится некий абсурд. Потому что то, к чему мы так взволнованно и эмоционально взываем, просто… не существует.

Как считает психолог Людмила Петрановская, до 5-6 лет говорить о наличии совести у ребёнка преждевременно.

Обосновывая это утверждение, она подробно раскрывает и описывает механизмы и этапы возрастного развития детской психики, которой от природы свойственен здоровый эгоцентризм, когда маленькое «я» является центром не только его внутреннего, но и внешнего мира, не только его центром восприятия явлений и вещей, но и мерой всего.

В такой системе детских ценностей утверждение «я виноват» строго равно пониманию «я плохой».

И если для взрослого человека, тем более верующего христианина «держать душу во аде» и чувствовать себя плохим перед исповедью – это в порядке вещей и почти что нормально, то для ребенка в его райском состоянии быть плохим – это катастрофа, его мир рушится, как башня из кубиков, когда кто-то вытащил всего один, но главный кубик из основания.

Что же делаем мы, то и дело, по случаю и без особой на то причины взывая к совести двух-трех-четырехлетки? Мы вынимаем главный кубик.

А потом ещё удивляемся, отчего это вдруг ребенок капризный, неуправляемый, все время не в духе, отчего появляется агрессия и самоагрессия – он может ударить маму (мама для него и есть он сам), постричь себе волосы, спрятавшись в шкафу, оторвать голову у любимой игрушки…

Нет, своими бесконечными требованиями, сетованиями и упреками после любого маленького проступка – «ах ты, бессовестный», «совесть-то у тебя есть», «как тебе не стыдно» мы вовсе не воспитываем – мы не развиваем у своего чада совесть. Мы провоцируем очень страшное и разрушительное явление – стойкое чувство вины, которое, закрепляясь, во взрослом возрасте лживо подменяет собой голос совести.

От этого взрослому ребенку – школьнику, а потом подростку, а затем молодому человеку – бывает неимоверно трудно понять и самостоятельно разобраться, в каких его поступках, собственно, есть повод для покаяния, а в каких – просто укоры больной совести, не имеющие никакого отношения ко греху, к тому, что ему необходимо исповедовать.

От этой путаницы возникает серьезный душевный дисбаланс, говоря языком психологов – когнитивный диссонанс. Последствия могут быть самыми разными. Нервный срыв, всплеск психосоматических заболеваний, смена настроений, трудности в учёбе, суицидные мысли и настроения.

Между тем, ошибаться маленькому ребенку естественно. Путь собственного опыта и ошибок – единственно возможный, и именно на нём он чему-то учится. Ошибаться – да. Получать от родителей наставления и замечания – всенепременно. Но родители должны терпеливо исправлять ошибки и объяснять их причины, а не взывать к совести и не искать правых и виноватых.

Иногда мы упускаем из виду и такой важный момент. Настоящее волеизъявление человека возможно при наличии у него определенной свободы. У ребенка свобода ограничена за него по большому счету всё решают родители. Так что, если очень часто делаете попытки взывать к младенческой совести – почаще взывайте к своей: вы же в основном решаете, а ребенок следует.

Людмила Петрановская убеждена, что заговаривать о проблемах совести всерьез можно и нужно с детьми старше пяти лет.

Но говорить о совести необходимо в позитивном ключе: не на примере поступков ребенка, а, скорее, на примере персонажей детских мультиков и книжек. Когда такие беседы будут провоцировать не назидание, а интерес, любопытство, детские «почему» – вы вернее достигнете цели воспитать совесть с малолетства.

Как можно узнать, что понятие о совести у малыша сформировано правильно?

Необходимо понаблюдать за ним, чтобы зорким родительским взглядом верно оценить: может ли малыш оценивать свое поведение с точки зрения нравственности, может ли он сам для себя определить, в чём заключаются его нравственные обязанности в семье, в общении со сверстниками, словом, может ли он отдавать отчет тому, что чувствует, делает или намеревается сделать?

Если ответ на все эти вопросы – однозначное «да», то ребёнок выразит это своим поведением – он будет вести себя хорошо в наше отсутствие, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо именно в его, а не в чужих поступках.

Такой, без преувеличения, «прорыв» в развитии не останется незамеченным вами и окружающими – у ребёнка сложится правильная модель поведения, улучшатся отношения с детьми и взрослыми, он станет больше доверять близким и любимым людям и заслужит их бесконечное доверие.

Возможно, по-настоящему поняты и услышаны такие разговоры будут только подростками лет в пятнадцать, когда высшие психические функции у них полностью сформированы. Но начинать такие беседы можно и нужно рано.

Не думайте, что сделать это будет просто. Совесть – сложная штука, и иногда, чтобы что-то объяснить, мало будет вместе просмотренного фильма или прочитанной книги. Нужен ненавязчивый личный пример доброго поступка, христианского поведения, совестливого решения.

Рано или поздно громко и отчетливо расслышать голос совести для ребенка чрезвычайно важно. Сколько мы знаем из истории мировых преступлений страшных примеров людей абсолютно нормальных с точки зрения психологической науки и медицины – без психических отклонений в развитии с органически и функционально здоровым мозгом – которые так и не расслышали голос совести и совершили то непоправимое, что совершили.

Голос совести маленькому христианину жизненно необходим. Однажды в трудный момент жизни он заменит ему родителя. Он научит поступать верно, причём даже тогда, когда он наедине с собой и его никто не видит и не осуждает.

Голос совести – возможно, это глас Божий, и именно он будет сопровождать человека всю жизнь – уберегать, предостерегать и – ни много ни мало – вести его ко Спасению.

Мария Солунь

Фото из открытых источников

Занятия с детьми.

«Совесть помогает нам различать добро и зло. Учимся слушать свою совесть».

(Подготовительная к школе группа).

Цель:
Формировать у детей ценностное отношение к Совести.

Задачи:

  1. Обогащать представления детей о ценности Совесть.
  2. Развивать ценностное отношение к категории Совесть.
  3. Формировать умение слушать свою совесть, различать добро и зло.
  4. Активизировать словарь.

Материалы:

Клубок ниток

Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Вы все такие разные: ваши волосы, глаза, одежда. Все это можно увидеть. Однако в каждом из нас есть то, что увидеть невозможно. Это ваш внутренний мир: ваши желания, настроения, любовь к кому-то и чему-то. Этот мир находится внутри вас, около вашего сердца. Если в этом мире живет добро, радость, счастье, любовь — человек здоров и полон энергии. А если в этот мир закралось зло, обида, зависть — человек становится слабым и начинает болеть.
Сейчас мы познакомимся с внутренним миром каждого из вас. Садитесь в круг. Я держу в руках клубочек. Я обмотаю кончик нитки вокруг пальца и задам вопрос кому-то из вас, бросив ему клубочек. Этот ребенок должен поймать клубок, обмотать вокруг пальца, ответить на мой вопрос, а затем задать свой вопрос другому.
(Задаются вопросы, выясняющие, что любит ребенок, какие сказки, мультфильмы нравятся ему больше всего, кого он любит и др.)
Посмотрите, какая причудливая паутинка у нас получилась, сплетение наших чувств и любви. Опустите ее вниз, снимите нитку с пальца и послушайте стихотворение Валентины Осеевой «Гостья».

В детский сад пришла чужая кошка,
В сильный дождь откуда-то пришла,
Постучалась лапкою в окошко,
На карниз уселась и ждала.

По стеклу сбегали быстро капли
На худое кошкино лицо,
Лапки серые в воде обмякли…
Мы открыли двери на крыльцо.

Все гурьбой мы бросились к окошку –
Сыпал дождь на головы с берез!
Первый я схватил чужую кошку,
Поднял вверх и в комнату принес.

Мы налили в блюдечко какао.
Накрошили сладкий пирожок…
Гостья выпила, сказала: «Мяу!»
По-кошачьи значит: «Хорошо!»

Ребята, вам понравилось стихотворение? (Да.)
О ком это стихотворение? (О кошке, о детях.)
Правильно, это стихотворение о кошке, которая пришла в детский сад. Опишите ее. (Мокрая, худая, голодная, чужая, бездомная.)
Вы правильно подметили, что кошка худая, а значит голодная. И мне тоже показалось, что у этого животного нет хозяина.
Опишите, пожалуйста, какие чувства испытывала кошка, когда подошла и заглянула в окно детского сада. (Чувство страха, одиночества, надежды…)
Как встретили гостью дети? (Высказывания детей.)
Ребята поступили хорошо? (Да.)
Конечно, ребята совершили добрый поступок, и про них можно сказать, что они хорошие дети. А что еще можно сказать об этих детях? Какие они? (Добрые, отзывчивые, чуткие, заботливые…) Молодцы!
А еще про этих ребят можно сказать, что они совестливые.
Совесть – это внутренний голос человека, который помогает различать добро и зло, подсказывает, как правильно надо поступить в той или иной ситуации.
А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Ребята, как вы думаете, мальчики действительно поступили плохо? Может быть, зря их отругала женщина, ведь они не причинили никакого вреда котенку? (Рассуждения детей). Правильно, ребята, и я тоже считаю, что герои рассказа поступили нехорошо. Они не пришли на помощь к тому, кто в ней нуждался, не откликнулись на его беду, не защитили слабого. Поэтому они поступили плохо. Валентина Осеева так и назвала свой рассказ «Плохо».
Ребята, а как вы думаете, что подсказывала мальчикам их совесть? (Ответы детей). Конечно, они ее просто не слышали, иначе бы они пришли на помощь маленькому, беззащитному котенку. Я вам уже говорила, что совесть – это внутренний голос человека, и он есть у каждого, но не каждый его слышит. Если же человек не прислушивается к голосу совести, то очень скоро в нем появляется привычка не слушать ее вообще. И это приводит к беде.
Героев этого рассказа можно назвать бессовестными? (Да.) А как бы вы назвали их по-другому? (Безразличными, безжалостными, бессердечными, черствыми.)
Проводится физкультминутка.
Совесть живет внутри нас, около сердца. И сейчас мы постараемся ее услышать. Я прочитаю вам незаконченный рассказ, а вы его продолжите. Но прежде чем придумать завершение рассказа, каждый из вас послушает свой внутренний голос, посоветуется со своей совестью. Для этого надо приложить руку к своему сердцу, закрыть глаза и представить себя героем рассказа. Ваша совесть обязательно подскажет вам правильное решение, надо только внимательно ее слушать.
Воспитатель читает отрывок рассказа В. Осеевой «Кто хозяин?».
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю.

После чтения дети закрывают глаза, прикладывают руку к сердцу и несколько секунд слушают свой внутренний голос. Затем они по-очереди открывают глаза и рассказывают свое продолжение.
После обсуждения воспитатель зачитывает подлинное завершение рассказа.
Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.

Подводятся итоги занятия.
Ребята, что вы сегодня узнали? ( В каждом человеке живет внутренний голос – это его совесть. Совесть помогает различать добро и зло. Надо внимательно слушать свою совесть.)
Чему вы постарались научиться? (Слушать свою совесть.)
Я желаю вам быть добрыми, чуткими, отзывчивыми и заботливыми.
При принятии любых решений всегда прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, к своей совести. Она подскажет, как правильно поступить.
Наше занятие окончено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *