Как выучить с ребенком стих

Как учить стихи с детьми 3-4 лет

Мама с сыном разучивает стихи, читает первую строчку: «Уронили мишку на пол». Ребенок повторяет: «Уронили мишку на пол». Мама счастлива — ее сын учит первое в жизни стихотворение… Мама читает вторую строчку: «Оторвали мишке лапу». Ребенок, чувствуя одобрение, повторяет и эту фразу. Мама читает третью строчку, сын повторяет ее и т. д. В результате — общая радость: все выучили!

Только вот малыш не читает все стихотворение самостоятельно. Никакие просьбы «Прочти про мишку!» не действуют. Но только мама прочтет первую строчку, ребенок тут же повторяет. Опять мама рада: «Умеет! Знает!» — и ждет чтения дальше. Ребенок молчит. Опять и опять он повторяет только после чтения матери. Теперь подсказка ускоряется: как только сын читает последние слова первой строчки «на пол», мама в роли суфлера быстро начитывает следующую. Теперь уже чтение звучит быстрее, веселее. Малыша хвалят. А навык неправильного разучивания уже закреплен!

Ребенок пришел в ясли или в детский сад. Ему нравятся музыкальные занятия, он хочет петь. Прослушав и запомнив первую фразу песни, он начинает петь ее каноном. Теперь музыкальный руководитель и воспитатели должны исправлять ошибку родителей, исправлять терпеливо и умело.

Одной из причин сложностей в обучении пению является неправильное разучивание стихов с детьми.

Стихи для детей от 3 до 4 лет подбираются с учетом того, где, как и когда они прозвучат: на праздничном утреннике, зимой или летом, в какой игре, на музыкальном занятии или занятии- развлечении. На празднике могут быть прочитаны 2 или 3 стихотворения. Читают дети с хорошей речью, дикцией и, самое главное, охотно и свободно, с психологической готовностью к выступлению.

Стихи должны быть небольшие, интересные, образные, ясные, понятные. Чем лучше ребенок понял содержание стихотворения, тем больше самостоятельности, творчества и выразительности он проявит при чтении.

Первоначально ребенку необходимо выразительно прочитать от начала до конца все стихотворение. Если ребенок им заинтересовался, спросить: «Почитать еще?» Получив утвердительный ответ, прочитать во второй раз.

На другой день можно поучить стихотворение. Но сначала надо прочесть от начала до конца два раза, а затем только первые 2 строчки вместе с ребенком (2-3 раза). Потом надо прочитать третью и четвертую строчки стихотворения и заучить их, повторяя вместе с ребенком.Такое разучивание должно длиться не более 2-х — 3-х минут. Не надо при этом просить детей повторять текст стихотворения самостоятельно. Для музыкального руководителя очень важно, чтобы дети учились читать стихи вместе, в унисон со взрослым. Тогда в пении, совершенно естественно, ребенок будет петь со всеми вместе.

На третий день занятие по разучиванию стихотворения надо повторить точно так же, как и в прошлый раз, 1-2 минуты.

И на другой день надо читать вместе с ребенком, но не просить читать его самостоятельно (1-2 минуты).

Лишь на пятый день, убедившись, что ребенок запомнил все от начала до конца, можно предложить ему прочесть стихотворение самостоятельно, без взрослого. Обязательно похвалите своего малыша.

Долгая практика работы с младшими дошкольниками показала, что некоторые дети 3-4 лет могут довольно быстро и достаточно свободно запоминать стихи и более сложные и более объемные (2, 3 или даже 4 четверостишия). А вам предложили только 4 строчки. Почему?

Да потому, что детский утренник длится всего 20-25 мин.

И нельзя за счет стихов отнимать время от столь любимой детьми игры, от слушания музыки, от движения и пляски под музыку.

Как учить стихи с ребенком? Практические советы

Дети учат стихи с раннего возраста. Большинство из них могут запоминать четверостишия непроизвольно. Для запоминания же более длинных стихотворений потребуется произвольная память, которая формируется у детей примерно к 4 годам. Некоторым ребятам не стоит особенных усилий, чтобы, прослушав несколько раз стих, воспроизвести его по памяти. Однако, у многих это получается с трудом. Но этот навык можно и нужно развивать.
Для чего учить стихи

Запоминание стихотворений развивает память ребенка, обогащает его словарный запас, прививает культуру речи. С самого рождения для ребенка рекомендуется повторять ритмичные потешки, скороговорки и стишки. Память в этом случае у него будет развиваться без всяких усилий. Подбирать стихи надо соответственно возрасту. Дошкольникам подойдет поэзия Чуковского, Барто и Михалкова. При разговоре с малышом желательно с раннего детства чаще употреблять придуманные на ходу рифмы. Например: «для Сашки — кашка» и т.д. Тогда стихи для него станут привычными.

Хитрости и приёмы запоминания стихов

Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

Сначала со стихотворением знакомится взрослый (он может прочитать стихотворение про себя). Затем надо прочитать стихотворение ребёнку несколько раз (от 2-ух до 3-ех раз). Необходимо следить за правильностью речи, чёткостью, правильно ставить ударение в словах. Читать медленно. Взрослый – образец для ребёнка. Сразу обратить внимание на выразительность: на изменение интонации, силы голоса, соблюдение пауз.

Если ваш ребенок сопротивляется, надо успокоить его: «Хорошо, учить стихотворение мы не будем. Давай лучше я буду рассказывать, а ты повторяй за мной». Тут есть одна очень важная рекомендация. Не следует учить с ребенком больше двух строчек в один день. В этом случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Позже выяснить, есть ли в тексте фразы или слова, которые неясны ребенку. Выяснить это можете просто: при повторении ребенок будет или путать неясное слово, или вовсе откажется повторять строчку, где имеется малопонятная для него фраза. Таким образом, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести чуть больше примеров, где и как еще можно использовать это слово (фразу).

Когда все малопонятные слова пояснены, начинается сам процесс заучивания. Вначале повторяется первая строчка стихотворения. И до того, пока малыш не начнет рассказывать эту строчку без запинки, не стоит приступать ко второй. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую строчку. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем незамедлительно две строчки, опять же до того, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки.

Далее можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, малозаметно для себя, ребенок сможет выучить весь текст.
В случае, если и вышеперечисленный способ не помогает ребенку запоминать стихи, то придется воспользоваться другим путем: надо взять детей так же, как и нас берет реклама — бесконечным повторением. Начинайте читать стихи в присутствии ребенка сами для себя. Для начала повторите его полностью три раза, а после этого начинайте безгранично бубнить по одной — две строчки. Что самое важное, чтобы вам самим нравилось читать стихотворение. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение.
Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, так как каждая строчка скрепляется с предыдущей, и последующей, а все вместе кажется выученным сразу.
Всегда надо подбадривать ребёнка и хвалить, даже если он запомнил стихотворение недостаточно хорошо. Это придаст ребёнку уверенности.
Когда ребёнок запомнит стихотворение, надо стараться, чтобы он как можно чаще его рассказывал вслух. Можно рассказать папе, бабушке и дедушке, и даже любимой игрушке (мишке или кукле).

Несколько советов

Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
Эмоциональное проговаривание текста. Смысл метода заключается в повторении строчек стиха разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как коротышка-лилипут и великан, как мышка и медведь и т.п. Еще можно предложить ребёнку рассказать текст весело, а затем грустно, удивленно или с таинственным видом (как волшебное заклинание или просто «по секрету») .

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках.
Заучивание текста по картинкам. Эта методика называется мнемотехника и суть ее в следующем. На листах прорисовывается сюжет стихотворения, причём картинки должны изображать каждую строчку текста. Взрослый читает стихотворение и, вместе с тем, показывает ребёнку соответствующие картинки. У малыша возникают ассоциации, он быстро запоминает строки. После он самостоятельно повторяет текст, опираясь на изображения.

Манипуляции с объектом, о котором говорится в стихотворении. Детям легче запоминать текст, если они в руках держат то, о чём говорят. Например, готовясь к занятию, где будете учить стишок про Мишку, приготовьте игрушку медведя, корзинку, шишки. Малыш во время занятия, будет брать то один предмет в руки, то в другой. Таким образом, у него появятся ассоциации, что облегчит процесс запоминания.

Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение, не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии.

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух.

С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка. Заключение.

У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития ассоциативно–образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего развития…

Автор методики: Валуева Л.А.

Привет мои подружки!!!

В садике уже вовсю идет подготовка к НГ и моему Тимке дали стишок выучить, со словами, чтоб до НГ отлетало от зубов! Пришли домой и я попробовала с ним разучить стих и ОБЛОМ. Он ни в какую не хочет. Еще и фразу говорит «Мама, неееее, пожалуйста» Как будто я его с рождения мучаю этими стихами ((( Это первый стих в его жизни. Ну как стих, там всего 2 строчки. Вобщем, в саду детки все почти одного возраста — 3 годика «+», «-» пару месяцев и все только начали говорить. Поэтому обычный стих разбили по 2 строчки каждому.

Мне прям так хочется, чтоб он не стоял в стороне, и чтоб не я за него рассказала, а чтоб сам прям выкрикнул эти 2 строчки…

И вот покапавшись, нашла интересную статью. Завтра попробую по этой методике!

Учим стихи между делом

Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих «Вредных советах”. Не нужно ничего учить, зачем это еще.

Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием. Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.

А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: «Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу”. И начинаете рассказывать стихотворение.

Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.

Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.

Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.

Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.

Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход – проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.

Учим стихи играя

Мы не скажем, а покажем.

Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.

Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.

Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели – разучивания стихотворения – нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.

Доскажи словечко.

Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать – пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.

Эхо

Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.

Ты мне, я тебе

Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.

Театр Петрушки

Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.

Общие правила разучивания стихов с дошколятами

Честно говоря, я за двенадцать лет работы в детском саду, не могу вспомнить ни одного ребенка, который бы категорически не хотел учить стихи. Проблемы возникают с детьми, которые плохо говорят или у ребенка есть дефекты в произношении звуков. Здесь уже требуется терпение и тактичность со стороны взрослых, а так же тесное сотрудничество с логопедом.

Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:

  1. Стихотворение следует прочитать ребенку 2-з раза
  2. Побеседуйте по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т.д.)
  3. При очередном чтении стихотворения предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил
  4. Предложите поиграть в одну из выше приведенных игр. Или можно играть во все по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов.
  5. Не стоит сразу заучивать все стихотворение. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. Неделя – это нормальный срок разучивания стихотворения к празднику.
  6. Стихи нужно с самого начала учиться рассказывать выразительно. Для этого сами никогда не читайте стихи монотонно и на распев. Очень часто взрослые при первом разучивании читают стихи чуть ли не по слогам, думая что так малыш лучше усвоит слова стихотворения. Ребенок будет копировать ваше чтение и в последствии ему очень трудно будет объяснить, что стихи читаются по другому. Вы ведь его так научили.
  7. Возьмите за правило никогда не критиковать ребенка. Критикой и резкими замечаниями вы только посеете лишние комплексы у малыша, а они ему ох как будут мешать в школьные годы. Да и мы, взрослые люди, очень часто страдаем от комплексов, которые зародились еще в детстве.
  8. Ну и последний совет. Есть версия, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Если ваш малыш не смотря на все ваши старания плохо запоминает стихи, попробуйте читать ему их на ночь. А утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *