Как жили арабы в средние века?

Арабы считают, что их родиной является «Остров арабов». Историки полагают, что это вовсе не случайно, ведь древние арабы изначально жили в окружении двух морей и заливов. Непосредственная близость с сирийской пустыней способствовала изоляция. В итоге Аравийский полуостров действительно мог представляться как отделенная от остального мира территория. Долгое время арабские племена были разрознены и жили раздельно. Сложные климатические условия и необходимость совместного проживания для защиты от невзгод помогли арабам обрести единство самосознания. Сейчас к арабскому народу относится большая группа населения, проживающая во многих регионах мира, в том числе Восточной Африке.

История

Объединение арабских племен происходило в 3–2 тысячелетиях до н.э. Историки называют существовавшие тогда племена семитскими, которые стали арабским народом. Арабизация коснулась финикийцев, ливийцев, египтян и прочих народностей.
Первые государства арабского происхождения появились в 6–5 веках до н.э. К ним относятся Сабейское, Минейское, Набатейское и другие.
Историки часто расходятся во мнении, в каком году именно произошло закрепление формирования арабской народности. Предположительно, это период 4–6 вв. н.э.
Города активно развивались, налаживались торговые отношения с кочевниками. Одновременно наблюдалось развитие торговли с Сирией, Эфиопией, Ираном. В Северной Аравии регулярно проводились состязания поэтов. Именно в них можно проследить становление арабского самосознания и национального патриотизма. Важной предпосылкой к объединению племен стало формирование двух главных языков (северо-арабский и южно-арабский).

Культура

Арабской культуре приписывают большое влияние на мир. Примерно в 4 веке нашей эры у арабов уже была сформирована письменность. Арабский халифат объединил множество государств, бурное развитие получили точные и прикладные науки. Особенно арабов интересовала астрономия. Они одними из первых определили размер земного шара, успехами арабов в математике восхищалась Западная Европа. Тригонометрические уравнения появились на рубеже 9–10 веков.
Даже сегодня престиж арабов — это ученые и врачи. С давних времен их увлекала медицина теоретического порядка и врачевание.
Одним из основоположников офтальмологии как дисциплины стал Ар-Рази, который в 10 веке нашей эры активно развивал геометрическую оптику.
Культурное богатство арабов не ограничивается наукой. Архитектурные шедевры известны во всем мире. Среди них мечети, минареты, дворцы. Эти типы зданий считаются уникальными, в том числе благодаря орнаментам.
Даже в период крестовых походов и нашествия монголов, когда наблюдалось уничтожение культурных ценностей, арабский народ смог показать серьезные достижения. Науки уже не просто развивались, но стали преподаваться как дисциплины. Одновременно развивалась художественная литература и обработка керамики.
В раннем средневековье активно развивался фольклор, поэты ценились невероятно сильно. В обиход граждан входили метафоры, поговорки, способность красиво говорить оценивалась очень высоко. Поэты восхваляли соплеменников, повышая их авторитет. В народе поэтов воспринимали неоднозначно. Часто люди говорили, что вдохновение к ним приходит от шайтана, который слушает разговоры ангелов. Часто поэты оказывались обезличенными — народ интересовался их творчеством, но не жизнью. Поэтому о многих представителях творческой элиты мало что известно.
Среди известных поэтов следует отметить Абу Нуваса, прославлявшего пиры и любовь. Абу-ль-Атахия восхвалял нравственность, подчеркивал несправедливость жизненного уклада, ругал мирскую суету. Аль-Мутанабби прослыл скитальцем, чествующим правителей Ирана, Египта, Сирии. Он не стеснялся бранить их и мириться.
Самым значимым поэтом в арабском народе считается Абуль-Ала аль-Маарри. Аль-Маарри был мусульманином, изучавшим Коран с детства. Будучи еще ребенком, он потерял зрение из-за оспы. Однако это подстегнуло его к изучению наук, философии и дало толчок к желанию познать мир. Путешествуя, поэт сочинял стихи, в которых современники отмечают глубокую эрудированность. Много трудов аль-Маарри посвятил изучению общества, отмечая его пороки.
Говоря об арабской литературе, невозможно не вспомнить произведение «Тысяча и одна ночь».
Каждый знаком с Али-Бабой, Аладдином, Синдбадом-мореходом. Именно арабские сказки с юных лет знакомят читателя с особенностями дворцового быта арабского народа.
Значимым именем в истории стало имя Омара Хайяма — персидского философа, ученого и поэта. Он придерживался гедонического мышления и восхвалял житейские радости.
Историки и востоковеды искренне удивляются стремлениям внести поэзию в самые разные труды, в том числе медицинские. В трактатах сохранились стихотворения, а позднее практически на всю литературу стал оказывать влияние Коран.
Коран является сборником положений учения ислама. Его основой служат заповеди, молитвы, назидания и юридические установки. Именно в Коране изложен древнейший договор займа, регламентирующий отношения между заемщиком и лицом, предоставляющим заем. Коран дает возможность прочесть притчи пророка Мухаммеда — последователи ислама учат суры наизусть. Мусульмане разделяют изречения на сказанные Мухаммедом и сказанные Аллахом, называя последние откровениями. Остальные называют преданиями. Коран был возведен в канон в 7 веке нашей эры. Значимым явлением для священного писания являются комментарии, позволяющие верующим лучше понять Писание.
Фанатизм учения Корана появился в средние века. Объемную книгу учили наизусть, считая ее одновременно книгой изучения арабского языка. Коран запрещалось переводить на иные языки, однако распространять среди арабского населения писание разрешалось. Это способствовало развитию мусульманской культуры арабского народа.

Фольклор

Фольклор арабского народа будоражит умы фантастов и любителей фэнтези. Есть целое учение, посвященное джиннам — джиннология. В исламе джинны воспринимаются как демоны, созданные из пламени. Человек же был сотворен из глины, а ангелы — из света. Джинны смертны, но способны жить сотни лет. Джинн должен есть, ему свойственно сближаться с человеком и даже вступать в брак с людьми. Среди сверхъестественных способностей, которыми обладали джинны, были обретение невидимости, превращения в животное, растение, другого человека.
Джиннов принято делить на добрых и злых. Первые приняли ислам, оставшись покорны Аллаху. Злые обернулись неверными, однако оба вида джиннов опасны для человека. Наибольшую угрозу представляли мариды и ифриты, жаждущие крови. Арабы верили (некоторые верят даже сейчас), что на кладбищах вводятся гули — огромные оборотни-людоеды.
Джинны сопровождали человека всю его жизнь, поэтому люди всегда предупреждали друг друга об опасности столкновения с ними. Для защиты мусульманин обращался к Аллаху, чтобы тот предостерег от нападения демонов. Часто использовались защитные амулеты, одним из наиболее популярных стала «Ладонь Фатимы», представлявшая собой медную ладонь с бусиной голубого цвета.
Фатима была дочерью пророка Мухаммеда, а амулет, названный ее именем, по верованию арабов, должен был защитить от сглаза.
Именно сглаз считался наиболее страшным явлением. Источником сглаза могла стать льстивая речь, грубость собеседника.
Боязнь сглаза повлияла на жизненный уклад арабов. Это проявляется в одежде, стремлении сохранить семейные тайны.
Сны у арабов воспринимаются, как уникальное явление. Первый сонник датируется 11 веком. В Коране сказано, что лгать о снах нельзя, поэтому придумывать и домысливать сон запрещалось. Разрешалось гадать, обращаясь к старцам, которые могли «прочитать» сон. Гаданию уделялось много внимания, прежде всего ориентировались на птиц. Увлекаться ритуалами гадания не стоило, так как это могло привести к магии. Считалось, что белая магия была уделом благочестивого человека. Ей соблаговолили ангелы, хорошие джинны. Неопытный человек мог быстро прийти к черной магии, способной воплотить тайные и темные желания. Злому магу помогали шайтаны, накликавшие беды, причем не только на окружающих, но и на него самого. Эти особенности мировоззрения появились еще в доисламские времена, они сохранились и в наши дни.

Жизнь

  • Основы морали, культуры, общественной жизни изложены в Шариате. Формирование наставлений шариата происходило в 7 веке. Шариат обязывает каждого мусульманина соблюдать пост, читать молитвы, выполнять ритуалы. Предписывалось совершать благотворительность;
  • Употребление пищи, ежедневный сон, бракосочетание никак не поощряются, но и не подлежат запрету. Шариат не одобряет наслаждение земной жизнью, например, вкушение яств. Употребление вина, свинины, азартные игры, колдовство и ростовщичество запрещались. Издавна Шариат соблюдался строго, исключением было употребление вина, которое очень любили горожане. Жители деревень старались соблюдать нормы неукоснительно;
  • Брак считается одним из важнейших событий в жизни каждого человека. Развод, наследование, другие пункты, связанные с бракосочетанием, созданы на основе традиций доисламского общества и учения Коран. Значимость рождения сына была невероятно велика — считалось, что только после родившегося мальчика мужчина становится полноценным человеком. Коран велел воспитывать в сыновьях доблесть, способность ответить за слово, доброту и щедрость;
  • Ислам поощряет освобождение раба. Мусульманин, освободивший человека из рабства, становился благочестивым. Однако такой поступок совершался редко, ведь купцы полностью опирались на работорговлю.

Характер

На характер арабского народа сильно повлияли религия и климатические условия. Особенности климата приводят к неспешности, обусловленной желанием сохранить энергию. Это напрямую связано с трудностью выращивания зерновых культур.
Другой чертой арабов является предприимчивость. Даже в годы набегов крестоносцев арабы продолжали торговые отношений с Европой. Во время гражданской войны в Бейруте мусульмане вели торговлю с христианами. Иранские арабы, несмотря на регулярные конфликты с Израилем, поддерживают торговые отношения для сбыта сельскохозяйственной продукции.
Торговля для арабских стран стала национальным делом. В частности ОАЭ сумели диверсифицировать экономику благодаря созданию торговых мостов между Европой и странами Азии. Многие арабы независимо от специальности стараются заниматься торговлей. Даже профессора открывают лавки, а большинство ВУЗов направлено на выпуск специалистов по налаживанию торговых отношений. Предприимчивость требует осознания понятия частной собственности. Цивилизованные арабы настолько уважают личное пространство, что часто оставляют двери в дома открытыми. Так они показывают почтальонам, что в данный момент все спят или отдыхают. Поэтому почтальон просто оставит почту и не побеспокоит звонком в дверь.
Воровство до сих пор встречается, но по нормам шариата считается страшным проступком. Шариат предписывает, чтобы потерянную или оставленную вещь непременно вернули. Тем не менее среди арабского населения распространены мошенничество и кражи. Однако во многих арабских поселениях преступников всегда настигает наказание. Общество сурово относится к обманщикам — если таксист работает нелегально, требуя с пассажиров крупные суммы, его могут поймать и потребовать отдать все деньги, которые он забирал у людей. Также ему надлежит выплатить крупный штраф.
Ислам требует от мусульманина быт опрятным. Даже среди неортодоксальных арабов опрятность является важным качеством. Многие мужчины любят красиво одеться и щеголять.
Эта чистоплотность иногда граничит с антисанитарией. Мусор зачастую складывают во дворе. Иногда даже богатые арабы, живущие в красивых домах, имеют неухоженные дворы. Однако для араба будет делом чести навести порядок в лавке и особенно в семейном ресторане. Женщины тщательно ухаживают за квартирами, регулярно моют окна, выкидывают бесхозные вещи, чтобы не захламлять пространство.
Арабы-мусульмане чтут ихсан — обычай, требующий осуществлять благотворительность. Ихсан передается из поколения в поколение, поэтому даже неортодоксальный араб будет воспринимать помощь ближнему как обязанность. Большинство старых мечетей построено на пожертвования населения, сейчас многие организации в арабских странах существуют и развиваются благодаря гражданам.
Щепетильно отношение арабов к пожилым. Старики должны жить с родственниками или детьми — во многих арабских странах дома престарелых отсутствуют. Детские дома тоже не нужны, поскольку в случае необходимости детей могут приютить другие семьи. Только в крайних случаях, например, из-за гражданских войн или стихийных бедствий, могут быть организованы приюты.
Арабы возводят гостеприимство в культ. Жители городов и деревень считают, что напоить и накормить усталого путника — прямая обязанность. Даже работник, имеющий скромный обед, непременно должен поделиться с прохожим, если тот голоден. Гидрогеолог и исследователь Гарольд Херст говорил, что жители Египта гостеприимны настолько, что пригласят на трапезу каждого уставшего путника, ребенка непременно угостят сладостями, а родственнику, даже если он того не заслужил, обязательно помогут в трудную минуту. Нарушить правила гостеприимства — означает навлечь позор на всю семью. Даже плохое материальное положение не считается оправданием. Однако люди скромного достатка не должны обременять себя, приглашая каждого в дом. Этим обязаны заниматься состоятельные члены общества. Коран пропагандирует бережливость, скромность, но и щедрость по отношению к нуждающимся.
Этикет для арабов — понятие специфическое. Родителей принято чтить, а окружающих — уважать. Однако понятие уважения у араба резко отличается от того, каким его видит типичный европеец. Например, быть пунктуальным не нужно, если вы не устраиваете деловую встречу или не являетесь преподавателем, к которому студент должен явиться непременно в назначенный час. Вот еще несколько пунктов, касающиеся характера арабов:

  1. Мужчины одного возраста могут похлопать друг друга по колену или по плечу.
  2. Старших непременно нужно уважать.
  3. Мужчины и женщины стараются общаться друг с другом, избегая контактов с лицами противоположного пола.
  4. Традиционно во время трапезы мужчины с женщинами сидят за разными столами.
  5. Демонстрировать чувства на публике считается неприличным даже в отношении супругов.
  6. Приветствием мужчин является троекратная имитация поцелуев, когда они соприкасаются щеками.
  7. Братские отношения между мужчинами широко распространены: в арабских странах часто можно видеть гуляющих мужчин, держащихся друг с другом за руки, иногда они ходят по трое, обнимая друг друга за талию.
  8. Поклоны устарели, но при встрече с особо важным по статусу гостем его нужно поцеловать в плечо.
  9. Пожилые люди иногда имитируют поцелуи рук.

Национальный костюм

Традиционным национальным костюмом арабов является платье кандура. Это платье носят мужчины. В летнее время года одежда неизменно белая, зимой надевают бежевую, реже светло-зеленую кандуру. На голове носят гафию, которая представляет собой маленькую шапочку. Знакомый всем нам платок называется гутра. Он может быть белым или в красную клетку. Если мужчина собирается на праздник, например, свадьбу, он наденет особую накидку бишт. Арабские мужчины также любят носить украшение керкушу, представляющую собой маленькую кисточку. Платье не надевается на голое тело — под ним всегда есть рубашка с поясом вузаром.
Женщины тоже носят кандуры, хотя и с более длинными рукавами. На ноги надевают штаны сирваль, а поверх платья — абайю. Есть несколько вариантов головных уборов, самыми популярными стали хиджаб и дишва. Последняя закрывает лицо и голову полностью. В редких случаях можно увидеть маску под названием бурка, закрывающую губы, нос и часть лба. Современные варианты костюмов могут предполагать настоящие галстуки или приталенные пиджаки. Арабы следят за модными тенденциями и часто носят одежду от модных кутюрье.

Традиции

На самом деле, у арабов насчитываются сотни обычаев. Все они предписаны Кораном, хотя некоторые родились еще в доисламскую эпоху. Вот несколько сохранившихся до наших дней:

  1. Пищу принимают сидя на полу. Редко настилают матрасы, обычно используют ковры. Есть нужно правой рукой, а левой можно вытирать рот салфеткой. Столовые приборы не используют, их заменяют лепешками, которые складывают в виде совка. После трапезы на одежду или кожу наносят благовония. Руки моют розовой водой.
  2. Женщине отводится роль хранительницы очага. Она не может готовить или заниматься уборкой. Муж обязан содержать ее и дарить подарки. На деле часто такую традицию приходится нарушать, ведь не у всех арабов есть достаточное благосостояние. Поэтому в простых арабских семьях матери по дому помогают дети.
  3. Молитвы совершаются каждый день по пять раз.
  4. В Рамадан необходимо соблюдать пост, запрещающий в дневное время курение, распитие алкогольных напитков и даже прием пищи.
  5. У бедуинов есть тысячелетний обычай, который велит принимать гостя, «постучавшегося в палатку». Бедуин приглашает незнакомца, вручая чашку горького чая, символизирующего суетную жизнь. Жизнь бедуина сладкая, поэтому после горькой следует чашка со сладким чаем. Гость может провести у бедуина 3 дня и 3 ночи, затем он должен рассказать, для чего пришел. Некоторые люди просто любят пользоваться бедуинским гостеприимством, однако есть и те, кто бежит от властей. Бедуин может помочь или отказать.
  6. Семьи в арабских странах делятся на кланы. Традиционно число детей в одной семье может достигать 5–8.
  7. Арабы активно развивают самых талантливых мальчиков. Максимум одного или двух. Остальные сами должны искать свое место в жизни, однако всегда могут рассчитывать на помощь родственников.
  8. Для женщин есть особый день, когда фитнес-центры, пляжи, аквапарки и другие общественные места открыты только для них.

Об арабах можно рассказывать очень долго. Это поистине великая нация, повлиявшая на развитие науки и искусства всего мира. Они не только внесли значительный вклад в историю человечества, но и продолжают делиться опытом и культурными традициями. В последние десятилетия нравственный облик арабов стал менее строгим. Многие молодые люди охотно знакомятся с иностранцами, пользуются достижениями современной цивилизации, изучают иностранные языки и часто обучаются в европейских странах. Сохранение устоев, приверженность религии и учению Корана можно назвать основными чертами арабского народа. Одновременно арабы являются людьми с широкой душой, которые очень любят жизнь, что проявляется в их речи, литературе и повседневном укладе.

Понять все волшебство и роскошь арабской культуры поможет танец живота. В этом видео вы можете посмотреть демонстрацию техники чарующего танца, которой насчитывается уже много веков.

20 мая 2020Антропология

Как правильно пить кофе, о каких вещах стоит умалчивать, почему хвастаться — это нормально, кто такой человек, охваченный джинном, и что значит пословица «Верблюд не видит своего горба, он видит только горб своего брата»

Автор Вера Цуканова

Арабский мир занимает территорию в более чем 13 миллионов квадратных километров и включает в себя двадцать три страны, в которых говорят на сотнях различных диалектов. У каждой из этих стран свои обычаи, исто­рия и образ жизни, поэтому мы выбрали понятия, общие для большинства живущих там людей.

Иншалла إن شاء الله

Даст Бог!

Молитва в пустыне. Группа арабов в районе пирамид Гизы. 1911 годWikimedia Commons

«Иншалла» буквально означает «если пожелает Бог». Это выражение, несколь­ко раз встречающе­еся уже в Коране, в современ­ном арабском языке стало прак­тически словом-паразитом — настолько часто его употребляют. Арабы верят, что большинство событий контролирует Бог, а не человек, поэтому, говоря о будущем, чуть ли не всегда добавляют «иншалла». Европеец будет удивлен, услышав это в качестве утверди­тельного ответа на вопрос, идет ли данный авто­бус в какое-то место. С другой стороны, «иншалла» — способ тактично отказать. Дело в том, что в арабской культуре не принято прямо говорить «нет». Сказав «иншалла», можно пообещать, но не сделать. В таких случаях час­то говорят in šāʾ aḷḷāh bukra — «даст Бог, завтра», что равносильно поговор­ке bukra fi l-mišmiš — «завтра, в сезон абрико­сов», то есть «после дождичка в чет­верг». Формула in šāʾ aḷḷāh была заимствована и в языки неарабоязычных наро­дов, исповеду­ющих ислам, часто употребляется и в речи мусульман России.

Ал-фусха الفصحى

Литературный арабский язык

Арабская школа. Каир, около 1900 года Art.com

Литературный арабский язык  История арабского языка начинается в VI–VII веках нашей эры, хотя разрозненные надписи на разных диалектах древнеараб­ского появляются несколькими веками ранее. C возникновением ислама язык полу­чает письменность и огромное культурно-религиозное влияние. В VIII веке появляются труды по грамматике и унификации языковой нормы, и с этого времени мы можем говорить о литературном арабском языке — сначала в его классическом варианте в период расцвета арабской литературы и поэзии до XI века, затем в период упадка до XVIII ве­ка. В XIX веке, в период арабского Возро­жде­ния, называемого в местной традиции ан-Нахда, сформировался современный литера­турный язык. И хотя за четырнадцать веков своего развития и лексика, и грамма­тика арабского языка значительно измени­лись, арабская традиция считает его неиз­мен­ным, идентичным языку священного Корана, до сих пор служащего моделью арабской речи. учат в светских и религиозных школах, на нем произносят официальные речи, проповеди и сводки новостей, на нем пишут, но практи­чески не говорят. В арабских странах разгова­ривают на потомках древнеарабского языка — многочисленных диалектах, претерпевших, как и лю­бой язык, сильные изменения за четырнадцать веков, прошед­шие с возникно­вения ислама. В наивном восприятии диалекты считаются простыми, «грязны­ми», утратившими старую грамма­тику, а литературный язык — правильным, «чистым». Изначально al-fuṣḥā — прилага­тель­ное к слову женского рода al-luġa («язык») и означает «самая ясная, чистая, красноречивая».

Один из самых популярных в современном Египте киногероев, простолюдин ал-Лимби, в фильме «Ал-Лимби в доисламские време­на» попадает в Аравию VI века, где оказы­вается среди людей, говорящих на фусхе, которую он прак­тически не знает и не пони­мает. Комические ситуации строятся вокруг слов и выражений, которые звучат одина­ково или похоже на египетском диалекте и лите­ратурном арабском языке и при этом значат абсолютно разные вещи. «Вам обеспе­чены два часа беспрерывного смеха», — уверяют кинорецензии.

Другие слова других культур 11 чешских слов Кнедлик, погода, сранда, вечерничек и другие звери 11 шведских слов От «омбудсмена» до перерыва на кофе «фика» 11 немецких слов «Орднунг», «братвурст» и «грусть из-за несовершенства мира»

Кахва قهوة

Кофе

Натюрморт с арабским кофейником даллой и хурмой. Сэм Дум. 2014 год © Sam Doum / SamDoumArt.com

Невозможно говорить об арабской кухне в целом: в разных регионах готовят разные блюда. А вот кофе гостю подадут везде. Изначально слово qahwa озна­чало «вино» или «кислое молоко», якобы обозначая в обоих случаях «напиток, отбивающий аппетит». В арабских диалектах слово «кофе» произ­носят как «кахва», «ахве», «гахва», «гхава» или «гахава». Эти различия в произношении настолько показательны, что даже используются лингвистами для обозначения целого комплекса фонетичес­ких изменений — например, говорят, что для бедуинских диалектов характерен «синдром гахава»  Переход звука q в g, появление дополнитель­ного гласного после гортанного звука, пере­ме­щение ударения.. Согласно этимологиче­ским слова­рям, в своей наиболее близкой к литератур­ному языку форме слово «кахва» было заимствовано в турецкий язык, а оттуда попало в европейские, в том числе и в русский.

В Йемене, на родине кофейных плантаций, часто невозможно выпить черный кофе: его отправляют на экспорт, а сами йеменцы пьют напиток из кофейной шелухи, по вкусу и цвету больше похожий на зеленый чай. В Саудовской Аравии кофе готовят в далле — сосуде, похожем на метал­лический кувшин с острым изогнутым носиком и крышкой. В нем заваривают и черный, и «ры­жий» кофе. Последний — из необжа­рен­ных зерен с добавлением различных специй — считается более традиционным. Далла может быть большо­го объема: кофе принято подливать, пока гость не перевернет чашку. Как это часто бывает в араб­ской культуре, при этом действует неписанное правило: пить не более трех чашек; выпить меньше — значит обидеть гостеприимного хозяина, вы­пить больше — пожадничать. Этот обычай отражен в пословице: «Первая чашка для утоления жажды, вторая — для гостеприимства, третья — для кайфа, четвертая — для меча».

Кофе часто фигурирует в современной арабской поэзии. Одна из самых извест­ных касыд сирий­ского поэта XX века Низара Каббани «Гадалка», посвященная гаданию на кофейной гуще, была положена на музыку и исполнялась знамени­тым египетским певцом Абделем Халимом Хафизом, «Элвисом арабского ми­ра». Исполнение этой песни в разных вариациях (с оркестровыми проигрыша­ми, импровизациями и повтора­ми) могло длиться до полутора часов.

Сумʿа سمعة

То, что говорят о человеке; репутация

Арабский нищий. Фотография Луиджи Фиорилло. 1865–1895 годы Boston Public Library

У слова sumʿa тот же корень, что и у глагола samiʿa («слышать»), то есть репу­тация — это то, что о че­ло­веке можно услышать от других. Арабская пого­ворка гласит: «Хорошая репутация лучше краси­вого платья». Особое значение это высказы­вание приобретает в тради­ционном обществе, когда речь идет о неза­мужней девушке: о ее пове­дении внимательно расспрашивают, прежде чем посвататься. Но и в других ситуациях арабам очень важно, что о них говорят родственники, соседи, коллеги.

Исследовательница японской культуры Рут Бене­дикт ввела понятия культуры вины и культуры стыда. Культура вины строится на осознании человеком своего греха перед собой или перед Богом, а в культуре стыда, к которой отно­сится и арабская культура, самое важное — это твой образ в глазах окружаю­щих. Это видение мира определяет поведение человека в арабском обществе. Араб может рассказывать о своих достоинствах и добрых делах, и это не счита­ется хвастовством. При этом стыдно показывать окружающим, что ты голоден или чем-то недоволен, что у тебя нет денег или времени: подобного рода неп­ри­ятности нужно переносить с достоинством. Кроме того, важно проявлять внимание к другим людям, быть щедрым и ува­жать старших. Арабы всячески стараются скрыть то, что они считают недостатком, — например, стыдятся признать, что они чего-то не знают. Если репутации нанесен ущерб, позор можно смыть, отомстив за себя или свою семью.

Джинний جني

Джинн, дух

Джинн. Миниатюра из манускрипта, известного как «Kitab al-bulhan» («Книга чудес»). Вторая половина XIV века Bodleian Library

Джинн, воспринимающийся нами исключи­тельно как персонаж сказок «Тыся­ча и одна ночь», на са­мом деле часть мусульманской религии и араб­ской народ­ной культуры. В исламе считается, что Бог создал три типа существ: лю­дей, джиннов и ангелов. Джинны — невидимые человеку духи, они могут при­нимать разные формы, среди них есть мужские и женские особи (женщи­на-джинн называется джиннийя), они создают семьи и производят потомство. В Коране джиннам посвящена целая сура (глава), из которой следует, что про­рок был послан как к людям, так и к джин­нам. Джинны остаются популярными персона­жами арабских суеверий, страхов, рассказов и фильмов. Они бывают разными по характе­ру и образу жизни, среди джиннов есть добрые и злые, праведные и неправедные. Некоторые джинны живут рядом с людьми и могут даже овладеть их разумом: человек, попавший под влияние джинна, называет­ся majnūn «сумасшед­ший», буквально «охвачен­ный джинном». Маджнуном также называли персонажа арабского фольклора, сошедшего с ума от несчаст­ной любви.

Чем мы обязаны мусульманской культуре Алкоголь, харчи, сарафан, нашатырь и другие не самые очевидные вещи и понятия, пришедшие к нам через арабо-мусульманский мир

Дыйафа ضيافة

Гостеприимство

Палатка бедуинов. 1900 год Library of Congress

Традиции арабского гостеприимства восходят к тому времени, когда арабы вели в основном кочевую жизнь. Путнику, идущему по пустыне, негде найти укрытие, кроме как в раскинутой палатке, и только взаимное гостеприимство помогало бедуи­нам избежать смерти среди песка или иссохшей травы. Раду­шие хозяина было возведено в разряд высшей добродетели: его упоминали Коран и Сунна (предания о жизни пророка Мухаммада), им хвастались, воспе­вали в стихах и пословицах. Гостя следовало прини­мать без вопросов, кормить и поить в течение трех дней, а только после этого поинтересоваться, кто он и куда идет. Щедрое гостеприимство предписывалось вне зависимости от дос­татка. «В тот вечер, когда принимаешь гостя, забудь о бедности», — говорит пословица. Известный богослов Хатим ал-Асам учил: «Спешка — от шайтана  Шайтан — в мусульманской мифологии злой дух, дьявол., исключение составляют пять случаев: накормить гостя, подго­товить к похоро­нам мертвого, выдать замуж девушку, выплатить долг и покаяться в грехе». Эти слова актуальны для араб­ского дома и сегодня: любому, кто окажется вдали от тури­стических маршрутов, предоставят лучшее место для отдыха и щедрое угощение.

Джамаль جمل

Верблюд

Мошенник Абу Заяд верхом на верблюде. Миниатюра из книги Мухаммада аль-Харири «Maquamat» («Макамы»). XII век Bibliothèque nationale de France

Верблюды сыграли огромную роль в истории арабского народа: на них можно было коче­вать по огромным пустыням Аравийского полуострова, перевозить имущество и това­ры. Верблюд был непременным спутником древнеарабского поэта, героем его стихов и основой для метафор. Так поэт VII века ал-Аша характеризует свою возлюбленную:

Уж так она хороша: блестят зубов жемчуга,
Густых волос чернота скрывает белый висок,
И, как верблюдица, чьи копыта стерты в пути,
Она идет не спеша, в грязи не пачкая ног  Перевод Анны Долининой. Цит. по: Аравийская старина. Из древ­ней арабской поэзии и прозы. М., 1983..

В словаре классического арабского языка можно найти тысячи слов, описываю­щих разные виды верблюдов, их состояние, внешний вид, возраст, повадки, а также обращение человека с ними: rāša («верблю­дица с мохнатыми ушами»), šursūf («верблюд со сломанной коленкой»), habhabiyy («хоро­ший погонщик верблюдов, умеющий подгонять их правильными напевами»), bazama («доить верблюдицу двумя пальцами») и так далее. Самое частотное и общее название jamal было заимствовано (возможно, через посредство других ближнево­сточ­ных языков) в греческий и латынь, а оттуда — в большинство европейских языков, например английский (camel). Бедуинская легенда рассказывает, что пророк Мухаммад произнес вслух 99 имен Аллаха, а сотое шепнул на ухо верб­люду, поэтому у верблюда всегда немного высокомерный вид. «Верблюд не ви­дит своего горба, он видит только горб своего брата», — говорят арабы, подра­зу­мевая соринку в чужом глазу.

Сегодня верблюд почти перестал быть частью арабской жизни, однако на Ара­вийском полуос­трове до сих пор популярны верблюжьи бега. По сравнению с лошадьми верблюды бегут очень медленно. Чем легче жокей, тем быстрее верб­люд, поэтому традиционно жокеями были дети и подростки. Однако в последние годы некоторые страны запретили участие несовершеннолетних в соревнованиях и заменили их… радиоуправляе­мыми роботами!

Харума حرم

Быть запретным, быть священным, таким, к которому нельзя прикасаться

Байяд в окружении женщин гарема. Миниатюра из повести «История Байяда и Рийяд». Конец XII века Biblioteca Apostolica Vaticana

Как и во многих языках мира  Ср.: sacer в латыни или sacre во французском. Английское to swear обозначает одновре­мен­но и «клясться» (например, на имени Бога), и «сквернословить» (потому что клясться божественными именами можно и всуе) — ср. устаревшее русское «божиться», которое тоже употреблялось в значении «ругаться»., в арабском есть слово, которое одновременно обозна­чает и свя­щен­ное, и проклятое, и ритуаль­но освященное, запретное. Это слово ḥaruma. Однокоренное ḥarā́m означает «запретное действие», «грех» в религиозном и в обыден­ном смысле слова. В исламском праве суще­ствуют длинные списки запретов, нарушение которых в земном или загробном мире карается наказанием. Нельзя употреблять в пищу свинину и алкоголь, играть в азарт­ные игры, есть мертвечину, лишать наследства детей. Кроме того, запрещено ростовщичество, поэтому исламские банки функционируют на совершенно иных принципах.

А еще есть ḥáram (второй гласный краткий и ударение падает на первый слог) то есть «святы­ня, священная территория». Официальный титул короля Саудов­ской Аравии — ṣāḥibu l-ḥaramayni, «хозяин двух святынь». Здесь слово ḥaram употреблено в двойственном числе и относится к Мекке и Медине. Третья святыня — Иерусалим.

Еще одно всем известное производное того же корня — это ḥarī́m, «гарем; женская половина дома». Это понятие скорее историческое: в современном мире уже не встретишь гаремы султанов, где живут жены, наложницы и евнухи. Традиционно женская половина теперь стала территорией семьи: гости не хо­дят по дому, а только сидят в гостиной. Многие дома имеют отдельный вход для семьи и для гостей, в квар­тирах гостиная расположена ближе всего к вход­ной двери. Такая система позволяет женщине находиться дома без платка. Но тради­ция заводить до четырех жен одновременно до сих пор существует, особенно у богатых арабов, которые могут обеспечить каждой из жен отдель­ный дом. Однако новая женитьба мужа может стать трагедией для женщины, и этой теме посвящено немало сюжетных линий арабских фильмов и сериалов.

Маджлис مجلس

Салон, клуб, собрание

Миниатюра из «Макам» Мухаммада аль-Харири. 1222–1223 годы Bibliothèque nationale de France

Маджлис — это большая комната для гостей, которая также может называться dīwāníyya (диванийя) или maḍā́fa (мадафа). По пери­мет­ру стоят диваны, а пол застелен коврами. Маджлис может быть обычной гостиной, где принимают друзей (как правило, мужского пола), интел­лектуаль­ным салоном или элитным клубом: все зависит от достатка хозяина. Здесь не приня­то подавать горячую еду, но можно пить чай и кофе, закусывать орешками и финиками, курить благовония. В больших маджлисах читают касыды, устраивают концерты и праздники. Бизнесмены и политики ведут формальные переговоры в офисе, тогда как по-настоящему важные вопросы решаются в маджлисе. В 2016 году маджлис как место бесед и собраний был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО — наряду с арабским способом заваривания кофе.

Касыда قصيدة

Касыда, традиционная арабская поэма

«Касыда аль-Бурда», переписанная Мухиддином ал-Амаси. XV–XVI векаSotheby’s

В арабской литературе существует собствен­ная традиция стихосложения, известная с доислам­ских времен, с особыми оригинальными метрами  Чередование долгих и кратких слогов, строфа из двух полустиший и монорим, то есть рифма на один и тот же согласный на протяжении всей — порой очень длин­ной — поэмы.:

Мы были звездами в небе, ты же месяцем был
И ярким светом своим в потемках людям светил.
Упал вдруг месяц с небес — родимый братец погиб,
И мне теперь меж родных никто уж больше не мил.
Судьба тебя унесла — осталась слава твоя,
Путем прекрасным ты шел, да бросить нас поспешил  Стихотворение Ал-Хансы, поэтессы VII века. Перевод Анны Долининой. Цит. по: Аравийская старина. Из древ­ней арабской поэзии и прозы. М., 1983..

Сейчас касыдами называют и более современные поэтические формы, напри­мер верлибр. Языком поэзии стали в основном диалекты.

Это лицо на фотокарточке,
Фотокарточке, что в альбоме,
Альбоме, что в тумбе,
Тумбе, что в спальне –
Месте для сна,
Сна,
Которого он лишается
Всякий раз, когда смотрит на это лицо
На фотокарточке  Стихотворение марокканского поэта XX века Мурада ал-Кадири. Перевод Сарали Гинцбург. Цит. по: Чаша и виночерпий: сборник переводов памяти А. А. Долининой. СПб., 2018..

Интересна традиция чтения стихов, которую иногда можно наблюдать в маджли­сах, в телепередачах и на видеоза­писях: поэт или чтец читает одну или несколько строк, обычно с выра­жением и сильными эмоци­ями, а сидящие вокруг люди повторяют последнее слово строки в знак одобре­ния, как бы смакуя рифму, а в случае особенно удачных строк аплоди­руют, и только после этого поэт продолжает чтение. Есть и другая традиция: читать стихи нараспев, так, как обычно поют Коран.

Касыды сложно переводить на русский язык, сохраняя оригинальный ритм и рифму. В русской традиции чаще всего не сохраняют монорим  Монорим — стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой., а рифмуют между собой полустишия.

Я множество дорог оставил за спиною,
И плачут многие, разлучены со мною.
Судьба гнала меня из края в край вселенной,
Но братьев чистоты любил я неизменно.
Друзьями стали мне года разлук с друзьями.
О расставания, когда расстанусь с вами?  Стихотворение арабского поэта X века Абу-л-Аля ал-Маарри. Перевод Арсения Тарков­ского. Цит. по: Абу-ль-Аля аль-Маарри. Избранное. М., 1990.

Загруда زغرودة

Радостные пронзительные крики, свадебная песнь

Арабские женщины готовятся к свадьбе. Багдад, 1918 год © Lanyon / Hulton Archive / Getty Images

Такие крики можно услышать во всех стра­нах арабского мира на свадьбах, помолвках, религиоз­ных праздниках, во время танцев и когда играет музыка, после рожде­ния ребенка, а также во время других радост­ных событий. Счита­ет­ся, что эта традиция восходит к доисламским языческим обрядам. Обычно крики издают женщины, прикрыв рот развернутой ладонью. Оригиналь­ность звука получается за счет быстрого движе­ния языка влево-вправо и громкого возгласа в конце. В сиро-ливанском регионе загруда­ми называют и специаль­ные свадеб­ные песни, для которых могут приглашать профессиональных исполнитель­ниц. Такие песни воспевают достоинства жениха и невесты, благородство их семей, поздравляют молодых. Пение постоянно прерывается загрудами-трелями. Иногда загруда сопровождает и грустное событие: так встречают тела павших героев.

Еще больше слов других культур 12 корейских слов Прогулки в горах, умильное поведение и «доширак» 10 китайских слов Женские истерики, любовь к толпе и вера в судьбу 12 итальянских слов Bello! Porca miseria! А также старушки-кошатницы и другие cose 12 эстонских слов Электронное государство, снег с дождем и катание на качелях 11 персидских слов Добрая репутация, продажа мудрости и настоявшееся блюдо микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Параграф 9 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

  • ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

ГЛАВА III. АРАБЫ В VI-XI ВЕКАХ

Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран. Поскольку ислам — это не только религия, но и общественно-политическая конфессия, он регулирует все стороны жизни мусульманской общины. Именно благодаря исламу была создана арабская цивилизация такой, какая она есть.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД

Вопросы в тексте параграфа

Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространен?

Ислам – это самая молодая из мировых религий. Сегодня она является второй после христианства по численности приверженцев. Более 1,8 млрд человек из 125 стран мира являются мусульманами. В 28 странах ислам является государственной религией (Алжир, Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Ливия, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты и др.). У нас в России ислам наиболее распространен в таких регионах как Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня). Главной священной книгой ислама является Коран. Ислам является авраамической религией, т.е. своими корнями, как и христианство, уходит к легендарному патриарху семитских племен Аврааму.

По своим основным постулатам ислам очень похож на христианство: мифология ислама практически повторяет Ветхий Завет, заповеди основаны на необходимости веры в единого Бога и общечеловеческих добродетелях (не убий, не укради и т.д.). С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. Поэтому мусульмане считают пророка Мухаммеда не основателем ислама, а лишь последним пророком, восстановившим истинную веру. Кроме того, основной идеей изначальных проповедей пророка Мухаммеда было очищение истины единобожия от искажений, внесенных иудеями и христианами, т.е. по мнению мусульман, все они верят в того же самого Бога, но делают это неправильно. Также в исламе нет видимого разделения на религию и правила жизни. Не только религиозная, но и общественная жизнь мусульман регулируется постулатами Корана.

Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?

С арабами в VIII веке сражались франкский майордом Карл Мартелл, король франков Карл Великий и младший сын Карла Людовик (как король Аквитании).

В 732 году франкский майордом Карл Мартелл нанес поражение арабам в битве при городе Пуатье. Считается, что эта победа остановила продвижение арабов в Западной Европе.

Карл Великий в 778 году отправил войска в Испанию по просьбе губернатора Сарагосы, чтобы оказать помощь в борьбе против эмира Кордовы. В битве при Сарагоссе Карл Великий потерпел неудачу и, возвращаясь домой захватил и разрушил Памплону, что вызвало гнев басков. Баски устроили засаду в горных ущельях и практически полностью уничтожили войско франков.

Сын Карла Людовик, назначенный королем Аквитании в 790-х годах неоднократно осуществлял походы за Пиренеи, в результате чего была заложена Испанская марка – укрепленная пограничная область.

Работа с картой

Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 года?

Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Такое географическое положение не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей. Других преимуществ расположения Аравии не существует. С 630 по 750 года территория Арабского халифата выросла по нашим подсчетам почти в пять раз.

Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.

На востоке продвижение арабов было остановлено в долине реки Талас (приграничны район современных Казахстана и Кыргызстана. В этой долине в 751 году произошла битва между войсками Арабского халифата и армией китайской империи Тан. Несмотря на то, что арабы победили в сражении, удержаться в Таласской долине они не смогли, равно как и китайцы не смогли продвинуться на восток.

На юго-востоке арабские войска были остановлены в Раджастане (территория к востоку от реки Инд). Это произошло в 738 году. Коалиция индийских кланов разбила войска арабов и заставила их уйти на запад от реки Инд. Самым крайним городом в Юго-Восточной Азии, захваченным арабами, стал город Мултан (современная пакистанская провинция Пенджаб). После взятия его арабами в 712 году он на три столетия становится главным оплотом ислама на территории Индии.

На западе войскам Арабского халифата удалось дойти до Атлантического океана и завоевать практически всю Испанию. Дальнейшее продвижение арабов было остановлено франкским майордомом Карлом Мартеллом в битве при Пуатье в 732 году.

На севере к 700 году арабы смогли захватить практически все Закавказье, кроме Алании и Мисиминии. Однако, поскольку эти области находились в сфере влияния Византии и Хазарского каганата, да и сами жители горного Закавказья не жаловали захватчиков, в Закавказье постоянно вспыхивали восстания. Карательные операции арабов приносили лишь временный успех. Дальше на север арабы продвинуться не смогли.

Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

На месте распавшегося Арабского халифата к концу IX века образовались такие государственные образования:

  • Государство Саманидов (819 год) — столица Бухара.
  • Государство Саффаридов (873 год) — столица Зарандж.
  • Государство Алидов (864 год) – столица Амуль.
  • Государство Карматов (874 год) – столица Хофуф.
  • Государство Тулунидов (872 год) – столица Фустат.
  • Государство Аглабидов (800 год) – столица Кайруан.
  • Государство Рустамидов (777 год) – столица Тахарт.
  • Государство Идрисидов (788 год) – столица Фес.
  • Кордовский Эмират (756 год) – столица Кордова.
  • Небольшие государства Закавказья (860-870 года).
  • Мелкие самостоятельные княжества на юге Аравийского полуострова.

Вот так располагались на карте перечисленные государства.

Примечание: Обратите внимание, что рабочей тетради вам будет предложено задание заполнить контурную карту «Распад Арабского халифата», в которой нужно выделить лишь государства, образованные к началу IX века. На приведенной выше карте показаны в том числе государства, образованные и в середине, и в конце IX века.

Обобщение информации параграфа

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Оседлые арабы возделывали фруктовые сады и виноградники, выращивали сахарный тростник и хлопчатник. Кочевые арабы (бедуины) жили в степях. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Географическое положение Аравии не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей и самому развитию торговли. Так что основными занятиями арабов были скотоводство и торговля.

2. Что способствовало объединению арабских племен?

Общая религия и противостояние общим внешним врагам (Ирану и Византии) способствовало объединению арабских племен.

3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

Учение Мухаммеда, осуждавшего ростовщичество и неравенство среди людей, способствовало росту популярности и быстрому распространению ислама. Новая религия нашла благодатную почву для распространения в обществе, которое только что перешло из стадии патриархальных родоплеменных отношений к классовому обществу. Т.е. появилось явное разделение на богатых и бедных. Первые, естественно, угнетали последних. Проповеди Мухаммеда в первую очередь были обращены на бедных, сирот, рабов, тех людей, которые имели гораздо меньше прав по сравнению с правящим классом. Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», говорил о равенстве всех людей перед Аллахом, призывал богачей помогать бедным и сиротам. Как вы думаете, кому больше всего понравится такая религия? Правильно — самому бедному и многочисленному классу. Если вы помните, именно при таких же обстоятельствах и в таких же слоях населения стремительно распространялось христианство, которое тоже говорило о равенстве всех людей перед Богом.

4. Как утвердился ислам среди арабских племен?

Пророк Мухаммед начал свои проповеди в возрасте 40 лет, примерно в 610 году. В Мекке, где в те времена находился религиозный центр арабского языческого многобожия, естественно, его речи были признаны вредными для общественного порядка. Мухаммеду с учениками и последователями пришлось в 622 году бежать из Мекки в Медину, где ему удалось сплотить вокруг себя бедное арабское население и создать первую мусульманскую общину. Утвердить в Аравии ислам удалость, как всегда, с помощью войны. Мединская мусульманская община Мухаммеда в течение 8 лет вела священную войну с мекканскими многобожниками. После завоевания мусульманами Мекки в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама. После смерти Мухаммеда в 632 году халифатом стали править так называемые Праведные халифы из числа родственников и учеников пророка. Быстрой исламизации всего региона Аравии способствовали распад существовавших тогда на территории Аравии древних государств Набатеи, Химьяра, Сабы, Пальмиры и др. Таким образом было создано теократическое государство – Халифат, в котором вся светская и духовная власть принадлежала одному лицу – халифу.

5. Объясните причины военных успехов арабов.

Роль армии в арабском халифате во многом определялась постулатами ислама. Как мы уже говорили, ислам это не просто религия, это доктрина, определяющая в том числе и общественную жизнь верующих. Таким образом, согласно доктрине ислама основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территорий неверных, путем «священной войны». Принимать участие в этой войн были обязаны все совершеннолетние и свободные мусульмане. Этим объясняется многочисленность и сплоченность арабского войска.

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако с укреплением центральной власти и после ряда военных реформ арабская армия стала состоять из постоянного войска и добровольцев. Основным родом войск была легкая и тяжелая конница, второстепенные позиции занимала пехота (хотя она была в несколько раз многочисленнее конницы), которая передвигалась во время похода на верблюдах. Это еще одна сильная сторона арабской армии – мобильность, способность быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах. Хорошее взаимодействие пехоты и конницы также давало арабам преимущество на поле боя.

Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами, длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко применяли осадные орудия – баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. Защитное вооружение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников. Вооружение арабов также внесло свою лепту в победы мусульманской армии.

Кроме того, арабы были сильны в тактике. Они широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство.

6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Испании, часть Пакистана, Афганистана, Индии.

К 945 году из обширной империи Арабский халифат превратился в малозначимую багдадскую область. Многочисленные территории халифата обрели фактическую самостоятельность. А в самом Багдаде халифы сделались зависимы от собственной своевольной преторианской гвардии, которую сформировали халифы в IX веке для подавления восстаний внутри халифата. Причин распада было множество, но среди основных можно выделить четыре:

  1. Халифат объединил народы, которые имели разную историю и культуру. Далеко не все принимали мусульманство, а значит они были фактически изгоями: не имели прав, которыми обладали мусульмане, платили повышенные налоги, притеснялись и т.д. Поэтому в халифате никогда не прекращалась борьба за независимость завоеванных народов.
  2. В провинциях усиливаются сепаратистские тенденции по религиозному признаку. Еще во времена правления Праведных халифов произошел религиозный раскол мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов. У них был разный взгляд на то, кто должен иметь верховную власть в мусульманском мире. Сунниты считали, что халифов должен выбирать совет. Шииты считали, что власть должна быть дана Аллахом, а, следовательно, принадлежать только родственникам пророка Мухаммеда. Хариджиты вообще признавали законными лишь двух первых халифов. Регионы, где были сильны шииты и хариджиты стремились отделиться от халифата.
  3. Политический раскол. Из-за невозможности эффективного и централизованного управления власть эмиров в провинциях становится все более независимой от центра. С IX века политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются династии эмиров, признающих в лучшем случае лишь духовный авторитет халифа. У эмиров появляются свои войска, они сами собирают и оставляют у себя налоговые поступления и превращаются в самостоятельных правителей. Такая ситуация стала возможной в том числе и потому, что халифы сами предоставили эмирам большие полномочия для подавления многочисленных восстаний.
  4. Роль наемной армии. С созданием дворцовой гвардии халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения, так называемых мамлюков, она становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX века ее влияние усиливается настолько, что гвардия расправляется с неугодными халифами и возводит на престол своих ставленников.

Таким образом Арабский халифат фактически распался в 945 году. Тем не менее в том или ином виде халифат просуществовал до 1258 года до вторжения монголов и турков-сельжуков.

Подумайте

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?

Ислам, как и христианство, является авраамической религией, т.е. своими корнями они уходят к легендарному патриарху семитских племен Аврааму. По своим основным постулатам ислам очень похож на христианство: мифология ислама практически повторяет Ветхий Завет, заповеди основаны на необходимости веры в единого Бога и общечеловеческих добродетелях (не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей и т.д.). С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. В исламе и христианстве общее видение устройства мира: есть вера в единого Бога, вера в ад и рай, вера в священные писания, вера в Судный день и вера в предопределение.

2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни.

Общественные и семейные порядки, а также образ жизни мусульман сильно отличались от христианских. У мусульман вся жизнь, а не только религиозная регламентировалась шариатом, сводом общественных законов, основанных на Коране. Так, мусульмане должны были молиться пять раз в день, ходить на пятничную молитву, соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца с рассвета до заката, совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку. Настоящий мусульманин, чье достояние доходит до установленной нормы должен помогать бедным. Мусульмане не должны употреблять спиртного и есть свинину. Шариат допускает многоженство. Не одобряется держать в комнате собаку. Одеваться следует скромно, без излишеств, одежда должна быть белого, зеленого или черного цветов. Вообще правил шариата очень много, но подавляющее большинство из них соответствует общепринятой морали и привычным всем правилам хорошего поведения, доброты и вежливости.

Сегодня, мусульмане, как, впрочем, и представители других религий, не всегда строго придерживаются правил своей религии. Хотя верующие мусульмане стараются выполнять все положения шариата.

3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский?

Мусульманское летоисчисление начинается с 16 июля 622 года – даты переселения пророка Мухаммеда в Медину. Сам исламский календарь – это лунный календарь, и он очень своеобразный. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь. Началом месяца считается день, когда серп Луны можно видеть в вечерние сумерки впервые после новолунья. Обычно этот день наступает через 1-3 дня после новолунья. Продолжительность месяца составляет примерно 29,53 суток, поэтому в месяце может быть 29 или 30 дней. В течение года есть только один добавочный день в месяц. Год состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней.

  • И = Г − 622 +

Это формула приближенного перевода из грегорианского календаря в мусульманский. И – означает исламский календарь, Г – григорианский календарь. Квадратные скобки означают, что нужно взять целое число.

Так, например, если взять 2019 год, то получится, что по исламскому календарю это 1440 год:

  • И = 2019 – 622 +
  • И = 1397 +
  • И = 1397 +
  • И = 1397 + 43
  • И = 1440

4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря.

С переселением пророка Мухаммеда и его последователей в Медину началось образование мусульманской общины, а последовавшая за этим война с Меккой завершилась объединение племен в ареале и созданием Арабского халифата.

5. Сравните карты на с.18, 52, 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времен Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?

Франкская империя Карла Великого занимала территорию в 1,2 млн кв.км в период своего наивысшего развития в 814 году. Византийская империя времен Юстиниана в 555 году занимала территорию в 3,5 млн кв.км. Арабский халифат в период своего расцвета в середине VIII века занимал территорию в 11,1 млн кв.км. Очевидно, что Арабский халифат времен Омейядов и Аббасидов в несколько раз по территории превышает территорию Византийской империи и почти в 10 раз больше Франкской империи. Границы Арабского халифата сложились в результате активных завоеваний земель неверных, что являлось основной задачей халифов в соответствии с исламской доктриной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *