Какие качества передаются от родителей детям?

При этом авторы отмечают, что современная успешность данных групп может вполне измениться. К примеру, в 1960-е годы, крайне успешной этнической группой в США считались греки, которые сейчас мало чем отличаются в плане успешности от большинства американцев. А сами азиаты, живущие в США в третьем поколении, уже мало отличаются от местных по уровню своих достижений. Таким образом, результаты успешности или неуспешности, согласно авторам детерминированы не генетикой или расой, а именно культурой, воспитанием и средой.

Авторы выделили три компонента успеха:

1. Наличие у вышеобозначенных групп чувства собственного превосходства над остальными людьми («простыми смертными»). То есть гордость своим происхождением («генами») является базовым компонентом для успеха. Если человек с детства стопроцентно уверен, что он интеллектуально и в других сферах превосходит своих сверстников, то он, в конце концов, будет стремиться превосходить всех в плане интеллекта и в других сферах. Данный эффект Роберт Мертон назвал «самосбывающимся пророчеством». Оригинальное определение звучит следующим образом:

«Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность».

Как сказано в Википедии: «предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания». Таким образом, люди, верящие в то, что они имеют «хорошие гены», делающие их умнее всех остальных людей, в реальности станут более умными людьми за счет самоисполняющегося пророчества.

2. «Неуверенность в себе» и опора только на собственные силы. Данное качество очень важно, так как оно заставляет каждый раз доказывать, что существующее чувство собственного превосходства оправдано. Поэтому люди, обладающие чувством собственного превосходства и одновременно «неуверенные в себе» каждый раз должны доказывать себе, что они достойны той высокой самооценки, которые они имеют. При этом надо сказать, что все вышеобозначенные этнические группы эмигрантов – это социальные аутсайдеры, не имеющие таких конкурентных преимуществ как коренные американцы, обладающие как большим экономическим капиталом, так и большими связями (большой социальный капитал). Поэтому представитель данных групп осознает, что ему нужно в два-три раза больше трудиться, чтобы достичь того, что местные могут получить при гораздо меньших усилиях. Плюс человек с такими качествами обычно понимает, что никто ему не поможет (родители могут относиться к беднейшим слоям населения в большинстве случаев) и он должен рассчитывать только на свои силы.

3. «Холодная реакция», или способность контролировать импульсивные желания, то есть развитая самодисциплина. В американской культуре данное качество ценилось всегда и его даже называли «абсолютным залогом успеха». Также в данной культуре считается, что самодисциплина гораздо важнее мотивации.

Люси Келлавэй, колумнист Financial Times назвала книгу «лучшей универсальной теорией успеха, которую она видела». Споры о данной работе продолжаются до сих пор, но во многом авторы правы, выделяя три вышеуказанных качества, необходимых для жизненного успеха.

Заканчивая свой очерк, хотелось бы привести метафору, объясняющую мое авторское видение того, что важнее: гены или воспитание. Гены можно сравнить с фундаментом, а процесс воспитания — со строительством дома. Без хорошего фундамента невозможно построить хороший дом, но наличие фундамента отнюдь не гарантирует того, что хороший дом будет построен. Только целенаправленные усилия по правильному воспитанию ребенка в соответствующей среде, дадут положительные результаты. Здесь я солидарен с Эми Чуа и ее соавтором-мужем, — гордость своим происхождением, расчет только на собственные силы и развитая самодисциплина (контроль над своими импульсами) позволяет вырастить из ребенка развитую успешную личность.

1.Педагогика-это наука о

А) подготовке учителя к работе в школе

В) способах научного познания

С) психологических особенностях личности

Д) физиологических закономерностях развития личности

Е) воспитании человека в современном обществе

2.В переводе с греческого педагогика означает

А) повторение

B) воспроизведение

С) управление

Д) закрепление

Е) детовождение

3.Развитие педагогики как науки определяет

А)необходимость передачи социального опыта

В) управление работой педагогов-практиков

С) уровень научно-технического прогресса

D) наследие предшествующих цивилизаций

Е)повышение роли личности в общественной жизни

4.Задачи педагогической науки

А) изучение способностей учащихся

В) контроль и оценка знаний учащихся

С) сотрудничество учителя с родителями

D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Е) формирование детского коллектива

5.Система педагогических наук включает

А) межнаучные коммуникации философии и психологии

В) принципы обучения и воспитания

С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

D) результаты социологических исследований

Е) систему методов педагогического исследования

6.Объектом педагогики является

А) психологические особенности личности

В) методы педагогического исследования

С) педагогический процесс

D) учение о принципах построения теории

Е) междисциплинарные связи человекознания

7.Перед общей педагогикой ставятся задачи

А) изучение проблем миграции населения

В) анализ зарубежного педагогического опыта

С) исследование закономерностей восприятия

D) освещение истории развития педагогических теории

Е) воспитание, обучение подрастающего поколения

8. Анкетирование – это

А) средство воспитания личности в коллективе

В) наблюдение за поведением детей на экскурсии

С) активизация познавательной деятельности учащихся

D) прием обучения использованный учителем

Е) метод массового сбора материала при помощи опросников

9. Методы педагогического исследования это

А) способы усвоения новых знаний

В) способы закрепления изученного материала

С) способы решения проблемных задач

D) способы формирования личностных качеств

Е) способы познания объективной реальности

10. Необходимость передачи социального опыта возникла

А) одновременно с появлением общества

В) с появлением технических средств обучения

С) в ходе разработки содержания образования

D) с развитием педагогики как науки

Е) в результате создания классно-урочной системы

11. Воспитание – это

А) общение людей в неформальных объединениях

В) воздействие среды на личность

С) передача социального опыта

D) учебная деятельность школьников

Е) подготовка человека к профессии

12. Понятие, не являющееся принципом воспитания

А) опора на положительное

В) проблемность обучения

С) личностный подход

D) сознательность воспитанников

Е) воспитание в коллективе

13. Факторы, влияющие на постановку цели воспитания

А) потребности общества в человеческих ресурсах

В) идеалы родителей в отношении детей

С) возможности учебно-воспитательных заведений

D) интересы педагогов общеобразовательной школы

Е) стремление учащихся приобрести профессию

14. Выражение, не раскрывающее сущность воспитательного процесса

А) меркантильность педагога

В) уважение к личности ребенка

С) целенаправленность деятельности субъектов

D) двусторонний характер педагогического процесса

Е) опора на положительные качества личности

15. Образовательный стандарт — это

А) метод обучения

В) норма оценки объекта

С) план работы учителя

D) способ изучения личности

Е) цель воспитания

16. Цель воспитания — это

А) форма обучения учащихся

В) конечный результат формирования личности

С) уровень цивилизации общества

D) показатель успеваемости учащихся

Е) подготовка к выбору профессии

17. Субъективные факторы воспитания

А) особенности проявления наследственности

В) уровень развития науки и техники

С) влияние семейных отношений

D) влияние климата и природных факторов

Е) влияние средств массовой информации

18. Развитие – это

А) подготовка к выбору профессии

В) увеличение роста и массы тела ребенка

С) стихийный процесс, независимый от воли человека

D) приспособление к условиям жизни

Е) количественные и качественные изменения в организме человека

19. Факторы развития личности

А) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание

В) интерес к учебе, уровень достижений

С) уровень знаний по учебным дисциплинам

D) статусное положение личности в коллективе

Е) методы обучения и воспитания

20. Движущие силы процесса воспитания

А) познавательные интересы личности

В) противоречия, возникающие в развитиии личности

С) процесс накопления количественных изменений

D) сложившиеся формы взаимоотношений

Е) требования родителей, предъявляемые к детям

21.Качества, передающиеся от родителей к детям:

А) способы мышления

В) черты характера, способности

С) способность к определенному типу деятельности

D) социальный опыт

Е) цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент

22.Понятие личность характеризует

А) интерес в процессе обучения

В) индивидуальные особенности человека

С) природные задатки и способности

D) материальное положение человека

Е) общественную сущность человека

23.Позиция педагога – это

А) научно-теоретическая подготовка

В) система отношений к педагогической деятельности

С) готовность к педагогической деятельности

D) умение планировать процесс обучения

Е) ориентация в различных отраслях науки

24.Требование к личности педагога

А) профессиональная компетентность

В) хороший семьянин

С) конформизм

D) интересный собеседник

Е) равнодушие

25.Объект деятельности педагога – это

А) учебная задача

В) педагогический процесс

С) родители учащихся

D) формы обучения

Е) методы обучения

26. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются

А) знания, умения и навыки

В) успеваемость

С) поведение школьника

Д) индивидуальные особенности школьника

Е) приспособление к условиям

27. Главной движущей силой воспитания является

А) противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями

В) противоречие общественного развития

С) противоречие между умственным и физическим трудом

Д) противоречие индивидуального морального сознания

Е) расхождение ценностных ориентаций

28. Важным признаком результативности процесса воспитания является

А) понимание сущности процесса воспитания воспитателями

В) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний

С) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения

Д) формирование умений и навыков общения

Е) совершенствование знаний в практической деятельности

29. Требование личностного подхода

А) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В) участие воспитанников в совместном обсуждении программ воспитания

С) отказ от централизованного школьного воспитания

Д) полная свобода действий воспитанников

Е) координация усилий школы, семьи и общественности

30. Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:

А) решении всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь

В) опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка

С) в координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

Д) учете возрастных и индивидуальных особенностей

Е) координации средств массовой коммуникации со школой

31. Закономерность воспитания –это

А) общее руководящее положение, требующее последовательности действий при различных обстоятельствах

В) адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми свойствами

С) варианты организации конкретного воспитательного процесса

Д) управление деятельностью учащихся при помощи разнообразных повторяющихся дел

Е) условия и предпосылки воспитательного процесса

32. Принцип гуманизации характеризует

А) вседозволенность

В) уважение права человека быть самим собой

С) развитие познавательных сил учащихся

Д) воспитание трудолюбия

Е) воспитание аккуратности, бережливости

33. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает

А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания

В) слаженность действий воспитателей и родителей

С) борьбу с вредными привычками, ленью, разгильдяйством

Д) усвоение содержания образования

Е) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

34. Нравственное воспитание-это

А) опыт поведения школьников

В) формирование эстетического вкуса

С) научное мировоззрение личности

Д) знание гуманитарных дисциплин

Е) усвоение общечеловеческих ценностей

35. Стержнем гражданского воспитания является

А) отсутствие конфликтов между воспитанниками

В) целенаправленная деятельность школьников

С) политехническое образование

Д) энциклопедичность знаний

Е) патриотизм

36. Цель экологического воспитания – это

А) формирование диалектно-материалистического мировоззрения

В) формирование экологической культуры

С) формирование всесторонне развитой личности

Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены ход и результаты данного процесса. Какими же причинами определяется развитие личности? Установлено, что процесс и результат человеческого развития детерминируются совместным влиянием трех факторов — наследственности, среды и воспитания. Взаимодействие этих факторов может быть либо хорошей или при преобладании того или иного фактора негармоничной. Возможно также, что врожденные и наследственные факторы недостаточно развиваются с помощью среды и воспитания. Но ни один из отмеченных факторов не действует самостоятельно, результат зависит от их согласованности.

Естественное (биологическое) в человеке — это то, что связывает ее с предками, а через них — со всем живым миром, с высшими животными, в частности. Биологическое отображается в наследственности. Под наследственностью понимают передачу от родителей к детям соответствующих качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» — рождая). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, сохраняет и передает всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Полученные факты заставляют переосмыслить многие установленные ранее педагогических положений.

Наследственные программы развития человека содержат детерминированную и переменную части, которые определяют как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминирована часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в т.ч. задатки речи, трудовой деятельности, мышления, прямой походки. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности состава тела, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммированное соотношение в организме различных белков, определении группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека определяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Недалеко нервной деятельности родителей, в том числе и психологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость и др. Негативное влияние на потомство оказывает алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, которые помогают организму человека приспосабливаться к изменениям условий его существования. Широчайшие незаполненные сферы наследственной программы представлены для последующего прироста в развитии и формировании. Каждый человек дополняет эту часть программы. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своего человеческого потенции путем саморазвития и самосовершенствования. То есть, необходимость воспитания заложена в природе человека.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех основных проблем — наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Очень важный вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Подражающие дети — способности к определенному виду деятельности или только наклоны, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности человека, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков — потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях позволяет ответить на вопрос однозначно — наследуются не способности, а а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются. Все зависит от того, получил человек возможности для перехода наследственной Потенции в конкретные способы, которые обеспечивают успех в определенном виде деятельности. Удается индивиду развить свой талант вроде Рафаэля — зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, в конце спроса на продукт той или иной деятельности человека. Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, научной, учебной) деятельности.

Педагоги-материалисты считают, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и потенциальных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Существующие различия в типах высшей нервной деятельности способствуют лишь изменении хода мыслительных процессов, но не определяют качеств и уровня самой интеллектуальной деятельности. Известный генетик академик М.П.Дубинин считает, что для нормального мозга не существует генетической обусловленности вариаций интеллекта и, что распространяемая мнение, будто уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Вместе с тем, педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Негативные предпосылки создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства между людьми и первопричиной ее признают биологическую унаследованность. Задатки к познавательной деятельности, определяющих воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми не в равной степени. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается совершенствованию, интеллектуальные способности являются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков определяет практические пути воспитания и образования людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособления к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем основывается на том, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к развитию задатков и способностей человека.

В определении специальных задатков нет особенных различий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов и продвигаются к выбранной области деятельности быстрыми темпами. При ярком выражении таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если у человека есть необходимые условия. Специальными задатками называются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

Особенно важным является вопрос о наследовании качеств и психики. Ведущей тезисом советской педагогики было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупой, а тем более ни вором или преступником.

Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, утверждали древние мыслители — «чистый лист», на котором жизнь наносит свои отметки. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, имеющих отношение к нравственности.

Но тогда почему же многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива пословица, что дошло до нас из глубины веков, — «Яблоко от яблони недалеко падает»?

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что моральные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или нечестными, природой человеку даются драчливость, агрессивность, жестокость, прожорливость (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно обусловливать действия, отличные от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к поведению человека, который в ряде случаев признается инстинктивной, рефлекторной, основанной не в высшей сознания, а на простых биологических рефлексах. Вопрос очень сложный и к его решению необходимо подходить со всей ответственностью.

В последние десятилетия XX в. все четкую, хотя и осторожную позицию о генной обусловленности социального поведения стали занимать и отечественные педагоги. Академики П.К.Анохин, Н.М.Амосов и другие известные ученые сначала завуалировано, а позже открыто высказывались в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его поведения.

Человек, как биологический вид, подвергается очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно весомое доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти только тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что скрывают в себе подобные упрощения — благо или зло, и к чему они могут привести — сейчас трудно предсказать .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *