Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова грецкий греческий

Тесты и задания для подготовки к ЕГЭ

Изобразительно- выразительные

средства языка

(Лексические ресурсы языка)

Оценивать работы учащихся необходимо по следующим нормам:

«5» — 9-10 правильных ответов

«4» — 7-8 правильных ответов

«3» — 5-6 правильных ответов

Тест 1

1. Определи ряд, где все слова многозначные

А) ерш, золотой, корень в) антонимы, велосипед, автобус

Б) карандаш, хлеб, суффикс г) врач, космонавт, спряжение

2.Найди ряд, где все слова омонимы

А) площадь, слово, лексика, капуста в) лист, ступень, комар, мальчик

Б) гриф, бор, брак, лук г) ответ, язык, упражнение, справка

3.Определи тип лексики, к которому относятся слова:

Цыбарка (ведро), цыбуля ( лук), дробына ( лестница), вечерять ( ужинать), гутарить (говорить), мыгычит (моросит)

4.Найди ряд, где все слова архаизмы:

А)байкер, ваучер, жандарм в) революция, язык, хит

Б) лицедей, пиит, ланиты г) очи, паровоз, ладья

5. Как называются следующие устойчивые словосочетания?

Бить баклуши, намылить шею, зарубить себе на носу, впасть в детство.

6.Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова

грецкий –греческий

а) омонимы в) синонимы

б) паронимы г) антонимы

7.В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство в) глухой согласный

Б) глухой к просьбам г) глухой старик

8)В каком ряду представлены синонимы?

А) жизненный – житейский в) высокий- низкий

Б) высокомерие – надменность г) комнату заставили мебелью –

меня заставили учиться

9.В каком ряду все слова являются разговорными? А) кассирша, раззява, картофель в)жадина, картошка, притон

Б) докторша, охламон, весельчак г)электричка, старьевщик, неразбериха

10.В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

А) лодырь, лентяй, прогульщик в) сгущенка, малюсенький, очи

Б) маленький, малец, шествовать г) вредный, вредничать, глупец

Тест 2

1. Какой тип языковой омонимии использован?

Князь Александр расположился

В той горнице, где комтур жил.

Как видно, комтур тут обжился –

Валялась плеть из бычьих жил. (К.Симонов)

2.Определи тип лексики , к которому относятся слова:

Салага (неопытный матрос), предки (родители), классно ( хорошо), заливать (рассказывать), притаранить ( принести).

3.В каком ряду все словосочетания – фразеологизмы?

А) писать доклад, удельный вес, бить ногой

Б) одержать победу, уйти из дома, любимая книга

Г) хорошо писать, уйти в себя, прямой угол

Г) спустя рукава, белая ворона, бить баклуши

4.Какое лингвистическое понятие иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой7

«Все перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

А) омофоны в) омографы

Б) омоформы г) антонимы

5.В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А) зал полон в) тонкие пальцы

Б) зал аплодирует стоя г) крутой берег

6. .В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?

А) часы идут б) дождь прошел в) человек прошел г)век прошел

7. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

А) гутарить, компьютер в) интернет, притаранить ( принести)

Б) поэт, лицедей г) курень, предки ( родители)

8. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, постоянный признак, принадлежность»?

А)атрибут б)атавизм в)аспект г)ассоциация

9.Значение какого слова указано неверно?

А) корректный – правильный, точный

Б) брифинг – пресс- конференция по вопросам политики

В) каллиграфия- умение писать грамотно

Г) консолидация- укрепление, сплачивание чего- нибудь

10. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова

контуры – очертания?

А)омонимы б)паронимы в)антонимы г)синонимы

Тест 3

1.Какой тип языковой омонимии использован?

Маленькие твари

С размаху шлепались ему на грудь

И, бешено подпрыгивая, падали,

Но Соколов ступал по падали

И равномерно продолжал свой путь (Н.Заболоцкий)

2.В каком ряду все слова заимствованы из французского языка?

А) спикер, клеш, пальто, кашне

Б)гардероб, сюжет, хоккей, финиш

В) репертуар, жалюзи, фойе, режиссер

Г) нокаут, спринтер, благодать, жанр

3. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А)крутой кипяток б)крутой подъем в)тяжелая поклажа г)шелковая ткань

4. В каком примере слово КЛЮЧ используется в прямом значении?

А)ключ к шифру б)гаечный ключ в)в оптимистическом ключе

Г) действовать в едином ключе

5.Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд- дорога к успеху»?

А)место, к которому надо пройти или проехать

Б) путешествие, пребывание в пути

В)образец действия, направление деятельности

Г) полоса земли, предназначенная для передвижения

6.Какой пример не содержит фразеологического оборота?

А)У него в министерстве своя рука. Б)Взять себя в руки

В)К рукам прибрать. Г)Трудиться не покладая рук.

7.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле?

А)националист Б)пацифист в)шовинист г) милитарист

8. Значение какого слова указано неверно?

А)Коррумпированный- незаконно обогащающийся чиновник или политик

Б)аншлаг- концерт или спектакль в честь чего- либо

В)скрупулезный- точный до мелочей, чрезвычайно тщательный

Г) меценат- богатый покровитель наук и искусств

9.В каком предложении вместо слова ЯВНЫЙ потребить слово ЯВСТВЕННЫЙ?

А)Я увидел явные очертания гор. Б)Это была явная ложь.

В)Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

Г)Ребенок этот был явным вундеркиндом.

10.Определите значение приводимых ниже паронимов, составьте с ними словосочетания

Тест 4

1.Какой тип языковой омонимии использован?

В камзоле Баклажан был полон блеска,

На кухне утром он сказал Селедке:

— Треска зазналась!

Ишь, как много треска

Изволила поднять на сковородке!

2.В каком ряду все слова заимствованы?

А)глас, баскетбол, хоккей в)одежда, ворота, лодка, в розницу

Б)теннис, жанр, сюжет, матч г)голова, сторона, конферанс, шоссе

3.Найди ряд, где использованы только термины:

А)лексика, синтаксис, морфема, суффикс в)хутор, выкройка, щипцы, компас

Б)газета, заголовок, курень, пассатижи г)кочет, речь, город, камбуз

4.В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А)горячий кофе б)шелковая рубашка в)шелковые волосы г)золотые часы

5. . В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ используется в прямом значении?

А)железная руда б)железная воля в)железная логика г)железная хватка

6.В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

А)Мы знакомы домами. Б)В данном переулке стояли дома.

В)Родина- наш общий дом. Г)Летом мы были в доме отдыха.

7.В каком ряду нет фразеологического оборота?

А)переступать с ноги на ногу в)ни в зуб ногой

Б)с ног до головы г)жить на широкую ногу

8.Какое из перечисленных слов, имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?

А)эгоист б)меценат в)альтруист г)филантроп

9.Значение какого слова определено неправильно?

А) дипломант- студент, готовящий дипломную работу

Б)аттестация –осуществляемое специалистами определение уровня знаний и умений работника или ученика

В)антиквар- любитель, знаток и собиратель древностей, предметов старины

Г)аргумент- логический довод, суждение, приводимое для доказательства чего- либо

10.В каком примере вместо слова РЕАЛЬНЫЙ нужно употребить слово РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ?

А) реальное направление в живописи

Б) реальная действительность

В) проводить реальную политику

Г) добиться реальных успехов

Тест 5

1.Какой тип языковой омонимии использован?

Область рифм моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я к строке бегу от строчки.

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром. (Д.Минаев)

2.Антонимы используются для создания:

А) омоформ б) параллелизма в) антитезы г) метафоры

3.Какими по происхождению являются слова?

Надежда, хождение, освещение, одежда.

4.В каком примере слово ЯЗЫК используется в прямом значении?

А) язык распустить б)языки пламени в)вкусный заливной язык

Г) попробовать на язык

5. Какое из перечисленных слов, имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?

А)меценат б)альтруист в)филантроп г)пацифист

6.Значение какого слова определено неправильно?

А) дубликат- второй экземпляр документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником

Б)адресант- лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление

В)дубляж- замена речевой части звукового фильма новой записью

Г)остатки- то, что осталось от прежде существовавшего

7. В каком примере вместо слова ЖЕСТКОСТЬ нужно употребить слово ЖЕСТОКОСТЬ?

А)Он поражал жесткостью черных волос, местами поседевших.

Б)Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты жесткости.

В)Неприятная жесткость появилась в лице и голосе его.

Г)Жесткость сроков всех насторожила.

8.Укажите лишнее слово в синонимическом ряду

А)бросать б) метать в)швырять г)тыкать

9.Укажите слово, которое имеет омоним.

А) гриф б) трубка в) куст г) воин

10.Какое из слов является устаревшим?

А) боярин б) президент в) губернатор г) менеджер

Тест 6

1. Какой тип языковой омонимии использован?

Под спинку- перинку.

Под перинку- простынку.

Под ушки- подушки. (С.Я.Маршак)

2.Определить вид антонимов.

Не считай недруга овцою, считай волком.

3.В каком предложении вместо слова ГОЛОСИСТЫЙ нужно употребить слово ГОЛОСОВОЙ?

А) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

Б) Певец обладал замечательными голосистыми данными.

В) В.Маяковский был одним из голосистых поэтов своего времени.

Г) Голосистая буря пронеслась над ущельем.

4.В каком предложении слово СТОЛ употреблено в значении «питание, пища»?

А)Берите книгу и тетрадь, садитесь за стол.

Б)На кухонном столе стоял красивый сервиз.

В)Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

Г) Состоялись переговоры за круглым столом.

5.В каком примере слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?

А) Он у нас всему делу голова. В) Он человек с головой.

Б) Голова пехотной колонны. Г)Надел шляпу на голову.

6.Какое из перечисленных слов имеет значение «богатый покровитель науки и искусства»?

А) бизнесмен б) олигарх в)меценат г) продюсер

7. Какое из слов является устаревшим?

А)изба б) дом в)терем г) коттедж

8.Какое слово имеет значение » лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы»?

А) профессионализм б) жаргонизм в)историзм г)фразеологизм

9.Укажите слово, которое имеет омоним.

А) топор б)планка в)ток г) папирус

10.Какое из слов является старославянским по происхождению?

А) ворона б) ограда в) изгородь г) болото

Тест 7

1. Какой тип языковой омонимии использован?

Облака уже красна, смотрят сосны:

Лихо прыгают козлы через козлы.

Крикнул филин:

— Я сего не одобрил дела.

Ну — ка марш, козлы, в седло!

Солнце село!

2.Чем являются данные слова по отношению друг к другу?

Небольшой, маленький, крошечный, миниатюрный, карликовый, микроскопический.

3. Определить вид антонимов.

Мы связаны и с прошлым, и с грядущим,

И нет начала нам, и нет конца.

4. .Какое из слов является старославянским по происхождению?

А) стража б) сторона в) борода г) ворота

5.Какое из приведенных слов является заимствованным?

А)свеча б) фонарь в) лучина г) светильник

6. Какое из слов является устаревшим?

А) плащ б) полушубок в) кафтан г) пальто

7.Укажите слово, которое имеет омоним.

А) ватрушка б) говор в)брак г) родник

8. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду

А)растревожить б)разволновать в)разгневать г)расстроить

9.Какое слово имеет значение » обыкновенный, ничем не выделяющийся»?

А) оригинальный б)заурядный в) архаичный г)экстравагантный

10.В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

А)Начинающий писатель представил свой роман на суд читателей.

Б) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

В) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождем.

Г) Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности.

Ответы

Уже с VIII в. христианской эры греческий разговорный язык подвергся сильным изменениям, но только в конце XII и XIII в. они сказались на произведениях письменности. Их относят по содержанию, несмотря на новую форму, к византийскому периоду. Изменениям этим подверглись еще до падения Византии и народные говоры, и официальный язык, и язык письменности. Живой разговорный греческий язык по своей практической значимости опередил омертвевавший язык ученой письменности, косно охранявший «чистоту» своих элементов и форм. Разлад между живым разговорным языком и письменным вызвал еще в начале христианской эры попытку уберечь от «вульгаризации» литературный язык.

Это течение получило название «аттицизма» и связано с именем Дионисия Галикарнасского. В кругах ученых догматиков движение «аттицизма» получило сильное развитие, а эпоха «Возрождения классической древности» нанесла живому разговорному языку удар, узаконив омертвение языковых греческих форм, искусственно задерживая их развитие, создавая пропасть между живой речью и догматическим мертвым письмом. Этот разлад между формами языка обозначен яркой линией, разграничивающей классы греческого общества в эллинистический, византийский и новогреческий периоды, кончая нашими днями. Эпоха же, связанная с турецким завоеванием Греции, нанесла поражение аттицизму. От влияния языка завоевателей не уберегся и ученый язык фанариотов.

Под таким влиянием возник современный греческий язык, названный турками ромейским (romeika); именем ромейцев называли турки всех обитателей, не принадлежавших к их расе. Область распространения «ромейского» наречия охватывала Ливадию, Морею, Фессалию, Анатолию, Кандию, Архипелаг, Кипр и Ионические острова. В наиболее чистом виде ромейское наречие сохранилось на наименее торговых островах Архипелага и в горных областях. В словарь этого наречия проникли чужеземные слова и обороты, упрощавшие разговорную речь, облегчая ее грамматику. Так, напр. в греческом языке появился вспомогательный глагол — «иметь», чуждый древнему греческому языку. На основании этого процесса возникли попытки со стороны некоторых писателей, как критиков Корнаро и Георга Хортакиса, закрепить за разговорным языком права литературного языка.

В XVIII в. торговая буржуазия, разбогатевшая благодаря своей посреднической роли между западной Европой и турецким Востоком, сознательно содействовала развитию национального общественного движения, литературного и научного образования. Греческие купцы, жившие за границей, охотно снабжали средствами тайные школы, быстро разраставшиеся по всей Греции. Эти школы воспитывали у молодежи стремление к национальному возрождению и готовили ее к освободительной войне против Турции. Турецкое завоевание сказывалось на греческом населении, состоявшем главным образом из мелких торговцев и ремесленников, в особенности в отношении налогового бремени. Поборы, производимые турецким правительством, возбуждали в массах бессильное негодование против своих притеснителей. Это отражалось и на обиходном языке. Так, в конце XVIII в. у греков появляется множество поговорок про турецкое иго и притеснения. Руководящий центр национального возрождения находился в Константинополе, в месте пребывания вселенского патриарха, в части города, называющейся Фанари. Отсюда просвещенные деятели национального греческого возрождения — греческая буржуазия и аристократия — получили название фанариотов.

Вопрос об языке в национальном движении занял главенствующее место. Греческое духовенство тщательно охраняло существующие формы «классического языка», считая, что таким образом удастся объединить разрозненные по своей живой культуре части Эллады, говорившие на разных диалектах, впитавших в себя обороты, формы и слова своих соседей — турок, славян, итальянцев, албанцев и т. д. Идеалы фанариотов были обращены к классической древней Греции. Они стали усиленно прививать греческому народу так называемый «очищенный» (καθαρευουσα) литературный язык и забытый им и чуждый ему. Искусственная прививка оказалась бесплодным занятием и вызвала попытку создать компромиссный язык, основанный на разговорной живой форме с присоединением древнегреческих слов для обозначения научных терминов и отвлеченных понятий. Задачу эту пытался разрешить «просветитель новогреков», ученый филолог Адамант Корай, но вызвал яростное противодействие со стороны духовенства и стремление насадить в народе мертвый аттический «литературный» язык, который стал официальным языком правительства, университетов, учебных заведений, науки, литературы, юстиции и прессы, но остался чуждым в народном и общественном быту. Искусственный официальный лит-ый яз., на котором никто в Греции не говорит, не создал живой литературы.

Источником последней послужили так называемые клефтские песни. В конце XIX века стало развиваться и крепнуть литературное течение среди греческой молодежи, вдохновлявшейся этими песнями и выставлявшей требованием если не полноправие, то равноправие народного демотического (δεμοτικη) — разговорного — языка. Это движение за демотический язык все более расширяется и усиливается, вовлекая молодежь в борьбу с мертвым языком, порождая новую греческую литературу, объединяя вокруг себя оппозиционные и в особенности революционные элементы. С образованием либерально-оппозиционного правительства Греции, возглавлявшегося Венизелосом , демотический язык был допущен для преподавания в школах. Однако борьба «литературного» официального языка с демотическим не прекратилась и в наши дни. Передовое учительство Греции ведет ожесточенную борьбу с искусственным языком, прививаемым духовенством, держащим в своих руках школы, начиная с церковно-приходских. На происходившем весной в 1928 общеучительском съезде в Афинах левое течение учительства поставило своей задачей вырвать у духовенства руководство школой и, после горячих схваток, получило перевес незначительным большинством в пользу полноправия демотической формы языка.

В новогреческом языке теперь, таким образом, существуют три его формы: 1. литературная — «аттическая», 2. компромиссная, занимающая среднее место между аттической и народной, и 3. народная разговорная форма — живая, демотическая (основой которой было Κοινη). Эволюция языка сказалась: 1. В изменении вокализма: отсутствует разница между долгими и краткими гласными; разнообразие акцентов свелось к различению гласных ударяемых от неударяемых; дифтонги заменены гласными, причем дифтонги «ει», «οι» совпали в одном звуке «i». 2. Остались глухие согласные «p», «t», «k», но звонкие «β», «δ», «γ» заменились звонкими спирантами, а придыхательные согласные «ph», «th», «kh» (φ, θ, χ) — глухими спирантами. 3. Придыхание перед гласными исчезло. 4. Исчезли формы 3 склонения и заменены формами двух других склонений; дательный падеж исчез; все предлоги соединяются с винительным падежом. 5. Глаголы на «μι» исчезли; упростились формы прошедшего времени — аорист, имперфект, будущее время заменены описательной формой с глаголом «хотеть» (θελειν). 6. Неопределенная форма глагола исчезла и заменена описательным сочетанием с союзом «να», образовавшимся из «ενα».

Господствующий антагонизм между официальным литературным языком Греции и народным живым языком характерен для классового антагонизма греческого общества. Тогда как греческая аристократия и плутократия культивируют искусственные консервативные формы, потерявшие смысл и значение, народный живой язык усвоил культуру пережитых событий и эпох. И та и другая форма противостоят друг другу; это почти два разных языка. Чуть ли не для каждого понятия тот и другой язык имеют свои слова.

Ныне в область распространения новогреческого языка входят, помимо Греции в собственном смысле, еще Ионические острова Эгейского моря, многочисленные поселения по малоазиатскому побережью, в Смирне и ее окрестностях, по Каппадокии. Затем новогреческий язык распространен по берегу Черного моря, по греческим колониям от Самсуна до Трапезунда (после неудачной войны Греции с Турцией в 1921 году огромная часть греческого населения была эвакуирована в Грецию, образовав целые поселения беженцев близ Афин — в Пирее и Ларисе). Довольно широкое распространение имеет новогреческий язык в южной Италии — в Отранте и в Корсике (Каргеза), где греческие колонисты сохранили в большой чистоте свой язык. Наконец, новогреческий язык распространен в богатых колониях, основанных новогреками по Средиземному морю — в Египте, Александрии, Каире и других пунктах побережья, и в Северной Америке.

С. Лопашов

В Википедии есть страница «кандидат».

Русский

В Викиданных есть лексема кандидат (L114784).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. кандида́т кандида́ты
Р. кандида́та кандида́тов
Д. кандида́ту кандида́там
В. кандида́та кандида́тов
Тв. кандида́том кандида́тами
Пр. кандида́те кандида́тах

кан-ди-да́т

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -кандидат- .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. претендент на какую-либо должность, позицию, положение и т. п. ◆ Кандидат в депутаты.
  2. разг. то же, что кандидат наук ◆ А у Катьки муж — кандидат!
  3. разг. то же, что кандидат в мастера спорта ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: кандидатка, кандидатство, недокандидат
  • прилагательные: кандидатский

Этимология

Из лат. candidatus «одетый в белое платье; домогающийся должности, претендент на пост (в этом случае надевалась белая тога); кандидат», прич. прош. от candidare «делать белым, одевать в белое; белеть», далее из candere «блистать, сиять», далее из праиндоевр. *kand- «сиять».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • технический кандидат

Перевод

претендент на какую-либо должность, позицию

  • Английскийen: candidate
  • Испанскийes: candidato
  • Итальянскийit: candidato
  • Немецкийde: Kandidat м.; Anwärter
  • Украинскийuk: кандидат
  • Французскийfr: candidat

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Сербский

    кандидат
    (kandidat)

    Существительное, мужской род.

    Корень: —.

  1. кандидат ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

1. Претендент

Ближайшее родство

Из Шаблон:этимология:кандидат

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *