Каман абхазия

Великий святой и учитель Церкви Иоанн Златоуст широко известен в христианском мире и не нуждается в представлении. Однако история с посмертным почитанием его мощей мало кому знакома, и в этой истории больше загадок, чем ясных ответов. По меньшей мере три реликвии в христианском мире претендуют на то, чтобы быть главой святителя Иоанна — в Москве, на Афоне и во Флоренции.

На фото: Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика Софии Киевской (XI век)

Как известно, Златоуст умер в ссылке, а точнее — в местечке Команы, по дороге к месту окончательного изгнания, которое предполагалось в Питиунте (теперь это Абхазия). Раньше было принято считать, что Команы, где великий святитель был и погребен, тоже находятся на территории нынешней Абхазии, однако теперь исследователи указывают на другой населенный пункт — Команы Понтийские, около современного селения Гюменек поблизости от города Токат в Турции, согласно данным «Православной энциклопедии». Так что при желании почитатели свт. Иоанна могут в качестве паломников посетить все места, связанные с жизненным путем Златоустого святителя — Антиохия, Константинополь и путь изгнания: Кукуз-Арабисса-Команы — благо они расположены на территории одного государства (Турция), въезд в которое свободен, а перемещения вполне безопасны.

Однако нас сейчас интересует один частный вопрос, связанный с почитанием свт. Иоанна Златоуста, а именно судьба его честной главы. Паломники, посещающие монастырь Ватопед на Афоне, могут видеть и даже сфотографировать ковчег с необычной главой, которая преподносится как глава свт. Иоанна Златоуста. Необычна она тем, что нетленными сохранились только череп и левое ухо. Однако ковчег с точно такой же главой святителя Иоанна Златоуста хранится и в московском храме Христа Спасителя. Более того, в ризнице собора во Флоренции тоже можно увидеть ковчег с останками главы, надпись на котором гласит, что это — тоже глава Иоанна Златоуста. Как же в этом разобраться?

Мощи святителя Иоанна были с честью возвращены в Константинополь после его оправдания. Правда, сам процесс оправдания, как и жизнь святителя, тоже становились причиной церковных смут, споров и ссор между епископами. Из Коман в столицу Византии мощи святителя были привезены морем. Поздним вечером 27 января 438 года вся гавань Золотого Рога и вход в Босфор были заполнены огнями — люди на лодках, держа горящие светильники, встречали своего архиепископа, возвращавшегося теперь в Город своими мощами. Когда корабль причалил, император Феодосий, склонившись над гробом святителя, произнес молитву, в которой просил о прощении своих родителей — императорской четы Аркадия и Евдоксии, гонителей Златоуста. Мощи были поставлены в церкви святых Апостолов — одном из важнейших храмов столицы, где обычно хоронили императоров и архиепископов.

Когда церковь Апостолов была перестроена при Юстиниане, гробница Златоуста оказалась в алтарной части, рядом с мощами святителя Григория Богослова. «В полу же алтаря слева лежит святой Иоанн Златоуст, а справа — святой Григорий Назианзин, называемый Богословом», — свидетельствует латинская рукопись, описывающая святыни Константинополя (Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463). Здесь мощи пребывали до разграбления Города крестоносцами в 1204 году.

После того, как крестоносцы завоевали Константинополь, при храме Апостолов был основан капитул каноников, и в течение нескольких лет святыни храма разными путями были вывезены в Европу. Однако мы не встречаем достоверных сведений о перенесении в это время мощей именно Иоанна Златоуста.

Мощи святителя Григория Богослова, которые, как мы помним, лежали в храме Апостолов рядом с мощами Златоуста, были перенесены в Рим после Четвертого крестового похода. Вероятно, в это же время здесь оказались и мощи Златоуста — возможно, при папе Иннокентии IV (1243-1254). А через сто пятьдесят лет в соборе святого Петра в Риме существовал алтарь в честь святителя Иоанна. Сами же мощи Златоуста почивали в разных храмах Рима, пока в 1626 году не были перенесены в новое здание собора святого Петра и помещены в алтаре Капеллы Коро. Освидетельствование этих мощей было произведено в 1990 году, тогда же было описано, что мощи находятся в свинцовом ларце, который вложен в ковчег из кипариса.

30 ноября 2004 года мощи святителя Иоанна Златоуста вместе с мощами свт. Григория Богослова были возвращены из Рима в Константинополь. Мраморные ковчеги с этими святынями с тех пор находятся в патриаршем соборе святого Георгия на Фанаре в Стамбуле. С недавних пор рядом с ними находится и третий мраморный ковчег — с мощами святителя Василия Великого, друга Григория Богослова. Так все почитаемые Церковью Вселенские учителя — три святителя — собрались мощами в одном православном храме. В честь возвращения мощей свтт. Иоанна Златоуста и Григория Богослова Константинопольской Церковью учрежден специальный праздник, который совпадает с днем памяти апостола Андрея Первозванного по новому стилю — 30 ноября.

На фото: мощи святителей Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа) в соборе св. Георгия на Фанаре, Константинополь.

Среди мощей, которые покоятся в ковчегах собора св. Георгия на Фанаре, находятся только кости, но нет глав. Что же произошло с главою святителя?

Прежде чем мы станем отвечать на этот вопрос, укажем, что православные паломники почитали не только мощи, но и пустой гроб святителя в храме Апостолов, после того как мощи были вывезены на Запад. Это отмечают русские паломники XIV века — Стефан Новгородец (середина XIV века), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.) и Александр Дьяк (90-е годы XIV в.). Постепенно в связи с таким почитанием возникло представление, будто бы мощи святителя на самом деле не покидали гроба, но так и находятся внутри…

Итак, возвращаемся к главе. Тут у нас две традиции — восточная и западная. Согласно западному преданию, крестоносцы увезли и главу Златоуста, и привезли ее в аббатство Клерво, откуда затем в середине XIII века глава была перевезена в Париж в капеллу коллегии св. Бернарда, а после Французской революции — утрачена. Тем не менее, честную главу святителя продолжали почитать в Константинополе. Есть сведения, что она хранилась отдельно от остальных мощей — в некоем женском монастыре Пресвятой Богородицы, о чем пишут: в конце XIII века — несторианский монах Раббан Саума (его как путешественника еще называют «китайским Марко Поло»), в середине XIV — начале XV веков — Стефан Новгородец, русский диакон Зосима и анонимный армянский путешественник. Этот монастырь исследователи отождествляют с монастырем Богородицы «тон Патрикиас», согласно сообщению «Православной энциклопедии» (правда, такое название больше в интернете нигде не встречается, поэтому какими-либо сведениями об этом монастыре мы, к сожалению, не располагаем).

Католические монахи-болландисты, издатели многотомного сборника житий святых, собрали ряд противоречивых сведений о главе святителя Иоанна Златоуста, а также ее частях, на христианском Западе. Так, перенесение главы Златоуста праздновалось 27 января в монастыре Сан-Сальваторе в сицилийском городе Мессина. Древний бюст-реликварий с главой Златоуста почитался в XVII веке в картузианском монастыре во Флоренции. Здесь же, во Флоренции, в 1995 году в запасниках собора Санта-Мария дель Фьоре была найдена глава святого, которую отождествили с главой Златоуста. Часть нижней челюсти этой реликвии в 2007 году была передана в дар Румынской Православной Церкви. Далее, болландистский исследователь Папеброх сообщает, что подобный древний бюст-реликварий с главой Златоуста показывают и в кафедральном соборе города Майнц в Германии — там эта святыня известна с начала XVII века. А в середине того же века встречается упоминание о «целом черепе» Златоуста в сокровищнице собора святого Донатиана в Брюгге (теперь это территория Бельгии). Однако, по данным болландистов, последний источник не заслуживает доверия, поскольку, по более надежным сведениям, в Брюгге хранилась лишь часть черепа некоего святого епископа по имени Иоанн, не названного Златоустом. Но это еще не все. Есть местные предания о нахождении частиц главы Златоуста в монастыре-дворце Эскориал неподалеку от Мадрида и в итальянском городе Пеша.

На фото: глава Иоанна Златоуста во Флоренции.

Теперь обратимся к восточному, православному преданию. Согласно нашей традиции, честная глава святителя Иоанна Златоуста в середине XIV века была подарена императором Иоанном VI Кантакузином монастырю Ватопед на Афоне. В 1560 году челюсть от этой главы ватопедские монахи привезли для поклонения в Молдавию и подарили ее в монастырь Слатина. Эта реликвия стала известна как чудотворная: в 1649 году от нее исцелилась жена господаря Василия Лупу Екатерина.

В 1652 году в Москву приехал архимандрит Ватопедского монастыря Дамаскин. Он рассскал, что обитель пострадала от сильного пожара, и для восстановления росписей храма требуется значительная по тем временам сумма — 2 тысячи рублей. Архимандрит выразил готовность прислать в Москву для поклонения и, соответственно, для сбора пожертвований, некоторые древние святыни — крест равноапостольного Константина Великого и главу Иоанна Златоуста. Царь Алексей Михайлович тогда отправил в Ватопед игумену Феодосию и братии грамоту, в которой предлагал: «нашие царского величества милости и жалованья к себе поискати, тот честный животворящий Крест Господень… и главу святаго Иоанна Златоустаго для поклонения прислати к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с тем же с архимандритом Дамаскиным или с ыным верным человеком, кому в том верите». Вскоре святыни были привезены — тем же архимандритом Дамаскиным. После торжественной встречи в Брянске 17 мая 1655 года делегация, везущая реликвии, была сопровождена с большой охраной до Рославля, а затем в Смоленск и далее на Москву. Алексей Михайлович торжественно принял архимандрита Дамаскина 7 июня 1655 года в царском шатре возле Шклова, а святыни позже были отправлены патриарху Никону. Посетивший Москву в это же время архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария, описывает, что во время встречи царя после взятия Смоленска один из архимандритов торжественно нес главу Иоанна Златоуста в серебряном позолоченном ковчеге.

На фото: глава Иоанна Златоуста в храме Христа Спасителя в Москве — та самая, что была привезена греками из Ватопеда.

Алексей Михайлович обещал греками вернуть крест Константина и главу Златоуста обратно на Афон, однако не сдержал обещания. Вместо этого братия Ватопеда получила очередную грамоту, в которой царь сообщал о том, что «изволил» оставить святыни у себя, в Москве, «лет на двадцать или менши, на сколко лет доведетца», а к грамоте было приложено материальное вспомоществование деньгами и соболями на 1800 рублей. Поначалу монахи пытались вернуть себе святыни. В 1657 году архимандрит Макарий просто не был допущен в Москву: ему в Путивле вручили некую сумму и отправили назад. В 1665 году в Москву прибыл ватопедский екклесиарх Лука с представителями других афонских монастырей, но царь им святыни также не вернул. Вместо этого афониты должны были удовлетвориться очередным пожертвованием — в размере 1 тысяча рублей, а в сопроводительной грамоте царь сообщил, что афонские реликвии «устроены» в Москве, в соборном храме, поскольку таким великим святыням «под властию бусурманскою быти не достойно». Некоторые из греков не хотели так просто сдаваться, но в Московии с греками особо не церемонились. Келарь Кирилл, сопровождавший екклесиарха, проявил несговорчивость и не хотел соглашаться с царской волей («бил челом невежливо»), за что был сослан на Соловки, затем в 1675 году переведен в Чудов монастырь. К счастью, его потом таки отпустили на Афон — в 1683 году. Но греки не хотели успокаиваться. В том же 1683 году в Москву за святынями отправили архимандрита Дометиана. Цари Иоанн V и Петр I на этот раз пожаловали им уже значительно меньшую сумму — всего 200 рублей, а в грамоте указали ту же самую причину, по которой не годится отдавать реликвии на Афон: они должны пребывать в России «на сохранение от насилия нечестивого огарянского». Для смягчения позиции монахов им предоставили постоянную помощь в размере 500 рублей в каждый очередной их приезд за пожертвованием. И похоже, с тех пор греки смирились, поскольку в 1687 году, когда в Москву приехал ватопедский архимандрит Косма, в монашеском послании уже не было просьб о возвращении реликвий, задержавшихся так надолго в российской столице, братия лишь просила обещанные царской милостью 500 рублей, поскольку монастырь нуждался в средствах для прокладки водопровода.

В российских архивах находятся сведения о том, что подобные выплаты по 500 рублей Ватопеду производились до 1735 года, причем неизвестно, прекратились ли после этого. Российский литургист священник Михаил Желтов в своем блоге привел примерный подсчет суммы, которая была выплачена из царской казны Ватопеду за эти годы. Так, за честную главу Златоуста и крест Константина грекам было выплачено не менее 2000 рублей деньгами второй половины XVII века и как минимум 5000 рублей деньгами первой половины XVIII века, что в общей сумме в пересчете на нынешнюю валюту составляет около 1,6 миллиона долларов (ок. 50 миллионов современных российских рублей), для сравнения: годовой (!) оклад бурлака в XVII веке составлял один рубль с копейками.

Однако, получив такую сумму, монахи до конца не успокоились. Они, правда, больше не беспокоили российского царя просьбами вернуть святыни, а вместо этого… придумали легенду. Будто бы в Москву была отправлена не та глава — святителя Андрея Критского, а не Златоуста. Однако, то, что это именно выдумка, проверяется описанием ватопедских святынь от 1709 года, где в списке фигурирует глава свт. Андрея Критского, а глава свт. Иоанна Златоуста не упоминается. Ватопедцы впоследствии просто подменили списки, однако в частных беседах признавались о подлоге (как пишет, например, В.Г. Григорович-Барский во «Втором посещении Св. Афонской горы», СПб., 1887, сс. 199-200).

На фото: глава Иоанна Златоуста в монастыре Ватопед на Афоне.

Так что теперь посетители Ватопеда могут приложиться к главе с одним ухом, почитаемой как глава Иоанна Злаутоуста, а та глава, что была привезена греками в Москву, после большевистского переворота 1917 года оказалась в музеях Московского Кремля. После того, как советская власть потеплела к Церкви и разрешила отпраздновать юбилей 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году главу Златоуста вернули Русской Православной Церкви. Поначалу она находилась в Елоховском патриаршем соборе, а после того как был построен храм Христа Спасителя, святыню перенесли туда. В 2010 году эту реликвию возили для поклонения в Соединенные Штаты Америки — Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке.

Вот такая история. Какая глава подлинная — судите сами, если об этом вообще можно судить. Или же относиться к этому иначе: как к неким материальным «иконам», почитая которые, даже если они на самом деле не подлинные, мы тем самым воздаем честь великому Вселенскому учителю — Иоанну Златоусту, как воздаем мы честь тому, кто изображен на иконе, а не веществу, из которого она сделана?

Все фактические данные взяты автором из статьи «Иоанн Златоуст. Часть 2», опубликованной в 24 томе «Православной энциклопедии», которая издается по благословению Патриархов Московских и всея Руси Алексия II и Кирилла церковно-научным центром «Православная энциклопедия».

Абхазское село Каманы — это одно из самых почитаемых и намоленных мест Абхазии. Это место считается трижды святым. Многие православные христиане считают своим долгом побывать здесь.

В 308 году здесь был убит римлянами и погребен Святой Мученик Василиск, в Каманах действует деревянная часовня, возведенная в честь Василиска. По преданиям, на месте казни Мученика Василиска начал бить родник, который есть и в наше время. Все желающие могут искупаться в роднике или набрать чистейшей святой воды.

В 406 году сюда был сослан из Константинополя Иоанн Златоуст, в 407 году он умер от тяжелой болезни и был похоронен в Каманах. Гробница святого до сих пор хранится в храме Иоана Златоуста при мужском монастыре в Каманах. Мощи святого были вывезены в Константинополь.

В 18 веке из Константинополя была похищена одна из главнейших реликвий христианства — голова Иоана Крестителя (Иоанн Предтеча), ближайшего сподвижника Иисуса Христа. Лишь только через 100 лет голову нашли в гроте недалеко от села Каманы монахи монастыря. Таким образом Каманы стали местом обретения главы Иоана Крестителя.

Село Каманы находится в 15 километрах от Сухума, сюда можно добраться как на личном транспорте, так и в составе экскурсии.

Команский (Каманский) монастырь относится к епархии Абхазской православной церкви. Этот храм носит имя святителя Иоанна Златоуста и является мужским монастырем. Ежегодно сюда приезжают более пятидесяти тысяч верующих и туристов.

Команский (Каманский) монастырь на панорамах Google Maps

Монастырь находится в районе урочища Коман (Каман) Сухумского района Республики Абхазия. Примерно в семи километрах южнее храма расположено село Коман. Монастырь от Сухум отделяет пятнадцать километров дороги. Рядом с храмом протекает река Западная Гумиста. Недалеко от монастыря находится небольшая часовня святого Василиска Команского (Каманского), возведенная на средства верующих.

История Команского монастыря

Считается, что в 404 году на территории, где сейчас находится храм, был похоронен Иоанн Златоуст — Константинопольский архиепископ, один из трех Вселенских святителей и учителей. Он был изгнан из Константинополя и направлялся в ссылку в Питиунт по указу правителя Аркадия.

В 437 году мощи покойного Иоана Златоуста по приказу нового императора Феодосия II были перевезены из Комана через Питиунт в Константинополь. Саркофаг с частицами мощей святого епископа на сегодняшний день находятся в Команском монастыре.

Недалеко от храма расположен небольшой родник, вода из которого пригодна для питья. Этот святой источник считается целебным, излечивающим от многих болезней. Команский монастырь последние несколько веков является главным центром паломничества православных верующих.

В 1884 году монастырь в Команах посетил греческий археолог Г. Вризис. В ходе изучения артефактов на территории храма он подтвердил, что в каменном саркофаге некогда покоился Иоанн Златоуст. В одной из библиотек Европы этот археолог обнаружил древнее писание, в котором значатся Команы как место захоронения епископа.

Строительство Команского монастыря датируется примерно XI веком. Храм заново отстроили только в 1986 году. За основу был взят старый фундамент церкви. К XX веку от прежнего монастыря, возведенного в Средневековье, остались только руины.

© Нина АБВ

Развалины Команской церкви представляли собой остатки старинного каменного зала с отсутствующей полукруглой нишей, которая выступала наружу. Центральный зал освещался благодаря двум небольшим окнам. Одно было расположено в алтаре, другое — на западной стене. Вокруг церкви находились руины каменной стены.

Во время восстановления храма на прилегающей территории были отстроены новые сооружения. С северной и южной стороны построены два церковных предела. В западной части была сооружена большая колокольня высотой в три этажа. Во время возведения на территории храма колокольни был найден саркофаг, сделанный из известняка. Весил этот объект около тонны.

С 2001 года в Команском монастыре возобновлена монашеская жизнь. На сегодняшний день это место стало пристанищем послушников-мужчин. В феврале 2011 года правительство Республики Абхазия передало храм в постоянное пользование Абхазской православной церкви.

Сегодня мост через реку Гумисту, который много лет стоял разрушенным, восстановлен. С 2009 года руководит мужским Команским монастырем игумен Игнатий (Киут).

Святыни храма

На территории монастыря паломники и туристы посещают самые знаменательные достопримечательности. Одним из главных мест храма является помещение, в котором находится гробница из камня. В ней по легенде покоился епископ Иоанн Златоуст. По местному преданию, его нетленные мощи находились здесь больше 30 лет, пока не были перенесены в Константинополь.

С 2004 года мощи Иоана Златоуста находятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Перенесены сюда по указу Иоанна Павла II в 2004 году.

В Команском монастыре находится икона Иоана Златоуста с частицами его мощей. Этот святой почитается не только в православии, но также и в католицизме, англиканской церкви, лютеранстве и древневосточных храмах.

Недалеко от Команского монастыря расположено святое место — пещера, в которой по преданию произошло третье обретение главы Иоана Предтечи. Восточнее храма стоит часовня Василиска Команского. Это небольшое деревянное строение, в котором по легенде находятся мощи святого Василиска.

Отзывы

По отзывам туристов побывавших в этом месте, дорога к храму для людей, которые будут ехать впервые, довольно трудная. Нет никаких указателей, и трасса больше предназначена для джипов, чем для обычных седанов и хетчбэков. Тем не менее место очень живописное и красивое. Здесь есть что посмотреть. На территории монастыря и рядом с ним много артефактов.

© Нина АБВ

Как добраться до Команского монастыря

Доехать к храму святого Иоана Златоуста можно на автомобиле из Сухум. От Сухум до монастыря всего 15 километров пути. Поездка из города в это святое место займет 25–35 минут. Маршрут будет пролегать через населенный пункт Яштуха и село Коман.

Схема автомобильного маршрута Сухум-Команский (Каманский) монастырь на карте Google maps

Добраться к храму из Сухум можно на местном такси. Здесь работают службы такси Гаруда-Экспресс, Престиж, Эльбрус.

Видео о посещении Команского монастыря в Абхазии

Село Каманы (Абхазия) переводится как «святое место». И название полностью соответствует действительности. Это место трижды святое. Почему уединенное небольшое село, находящееся в 15 километрах от столицы Абхазии города Сухуми, притягивает к себе сотни паломников со всего света?

Трижды святое место

Село Каманы (Абхазия) потому является крупным центром паломничества, что связано оно с именами трех святых. Здесь покоятся мощи Святого мученика Василиска. В этом же селе умер, не добравшись до места ссылки, один из трех Вселенских Святителей Иоанн Златоуст. Тесно связаны Каманы (Абхазия) и с Иоанном Предтечей.

Надо сразу оговорить тот момент, почему в скобках уточняется принадлежность села именно к Абхазии. В Малой Азии тоже есть одноименный населенный пункт, и очень долго факт смерти и захоронения Иоанна Златоуста именно в абхазском селе оспаривался. И почему-то особенно яро в советское время. Но проведенные исследования подтвердили, что в Константинополь мощи святителя были перевезены именно из абхазских Каман.

Тяжелые моменты истории

Эти три имени значат для Православия очень много. Здесь до наших дней сохранились свидетельства их действительного пребывания в упомянутом месте – Часовня с мощами Мученика Василиска и святой источник, забивший в ответ на его мольбы; грот с нерукотворным следом головы Иоанна Крестителя; каменный саркофаг весом в 1 тонну, в котором покоились останки Иоанна Златоуста.

Воистину святые места, намоленные, благостные, способные исцелять недуги и укреплять веру… Вот и едут сюда православные паломники со всего мира. И не только верующие — едут и атеисты. Надо заметить, что эти святые места, а именно село Каманы (Абхазия), страдали при атеистической власти — например, Василиско-Златоустовский монастырь был превращен в дом престарелых. Сильным разрушениям подверглось село и в годы военного конфликта 1992-1993 годов.

Святой мученик Василиск

Кто же они, эти святые? Известным христианским мучеником был Феодор Тирон. Его родные племянники — Василиск, Клеоник и Евтропий, молодые римские воины — были брошены в темницу за христианские проповеди среди язычников. Правящий в то время император Максимиан Галерий (305-311 гг. н. э.) отличался особой жестокостью по отношению к христианам. Именно его считают инициатором антихристианских гонений. Праведники в тюрьме не раскаялись, и два брата Василиска были распяты на крестах. Его самого отправил в ссылку прибывший в Амасию — город, где происходили описываемые события, — жестокий правитель-язычник Агриппа. Дабы показать, что Василиск публично откажется от веры, он привел его на языческое капище. Но в ответ на требование принести жертвы языческим идолам Василиск сказал, что своему Богу он приносит жертвы постоянно. И тут же с небес снизошел огонь и испепелил и капище, и идолов… Разъяренный Агриппа приказал отправить Василиска в Каманы, которые считались тогда далеким местом ссылки, и вести его было приказано в медных сапогах с гвоздями, торчащими из подошв вовнутрь. Добравшись до места назначения, мученика приковали к старому высохшему дубу и в ответ на просьбы о глотке воды велели попросить ее у своего бога. Василиск и попросил. В тот же момент из камня ударил источник, который существует и поныне. Святая вода напоила и омыла мученика, но конвоиры, взбесясь от увиденного, отрубили ему голову. Тело святого выкупили жители села Каманы (Абхазия). Монастырь на месте казни был воздвигнут спустя несколько лет — в 308 году.

Он не сохранился, а мощи и сейчас покоятся под каменным надгробием. И сколько ни пытались позднее перевезти останки святого в другое место, каждый раз что-то мешало этому. Сейчас там воздвигнута часовня, а рядом с ней бьет древний святой источник, обладающий удивительной силой. На дне его, на камнях, четко видны красные пятна, и тысячи верующих считают их следами крови святого.

Вселенский святитель Иоанн Златоуст

Три Вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — жили в IV-V веках. Иоанн Златоуст, как можно догадаться, прозван так был из-за своего удивительного красноречия, которое он использовал во благо христианской веры. Будучи Архиепископом Константинопольским, он неустанно утешал страждущих и обращал в веру язычников. Константинополь в то время погряз в бесстыдстве, особенно императорский двор. Усердствовала в грехах беспутная императрица Евдоксия. В непримиримую борьбу с ней вступил Иоанн Златоуст. Несколько раз по просьбе святого Господь являл свою силу (землетрясение и сильный пожар) и пугал на некоторое время шальную бабу, но она приходила в себя и опять сражалась с праведником. В последнем приступе гнева она велела его казнить, но более благоразумный супруг, император Аркадий, заменил жестокий приговор ссылкой на край империи, в далекую Армению. В изгнании Златоуст, известный своей фразой «Спасибо Богу за все», учил прихожан и последователей благодарить Господа за каждый прожитый день, даже за посланные страдания. И в далекой ссылке он не прекращал просветительской деятельности и переписывался с единомышленниками – до наших дней дошло 245 его писем.

Эта активная деятельность не осталась незамеченной, и было принято решение отправить его еще дальше. Наверное, село Каманы (Абхазия) представлялось правителям тех времен чем-то похожим на ад, если они самых злейших своих врагов отсылали именно туда. И вот, спустя сто лет история Мученика Василиска повторилась. Три месяца жестокие стражники, всячески издеваясь над больным и изможденным конвоируемым, доставили его в село Каманы, где он спустя два дня умер, произнеся перед кончиной свою знаменитую фразу. А в Константинополе все помнили и помнили о любимом наставнике. И вот по просьбе жителей города в 438 году Феодосий II вернул мощи святого в столицу Византии. Но саркофаг, высеченный из цельной известняковой глыбы, в котором покоился Вселенский Святитель, остался в Каманах, и во славу святого местные жители соорудили над ним храм, обновление которого началось в 1989 году. Тогда же при возведении трехъярусной колокольни и был найден знаменитый саркофаг, память о котором советская власть старалась всячески истребить. До войны 1992-1993 года в храме хранилась плащаница Иоанна Златоуста. Она была утеряна (предположительно выкрадена) в тяжелое и смутное военное время.

Иоанн Креститель

Третий покровитель каманских святых мест крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. Родившийся чуть раньше, он своим появлением на свет предвосхитил скорый приход Спасителя, почему и называется Предтечей.

Легендарная личность, значение которой для всего христианского мира переоценить невозможно, он был убит путем отсечения головы Иродиадой, иудейской царевной. Дочь ее Соломея забрала голову Иоанна (этот сюжет запечатлен на многих полотнах мировой живописи) и спрятала ее. Потом начались злоключения. Всего было три обретения головы Иоанна Крестителя. В Каманах произошло третье, последнее. Сюда голова была тайно вывезена в IX веке во времена гонения на христиан. Ценную реликвию нашли благодаря вещему сну священнослужителя Иннокентия.

Михаил III, император Византии, в 850 году направил посольство в Каманы, и с великими почестями голова была возвращена в Константинополь. До этого она хранилась монахами у подножья живописной горы в селе Каманы (Абхазия). Фото грота с нерукотворным следом от головы прилагается ниже.

Возрождение монастыря

Село Каманы расположено на западном течении местной речки Гумисты. А есть еще и Восточный рукав. Между ними возвышается гора Гумбиха, на ней-то и находится Храм Иоанна Златоуста, в котором с 2001 года возобновилась монашеская жизнь.

Древняя церковь, возведенная не позднее XI века, с давних времен была обнесена каменным забором. На основе фундамента старинной церкви выросли стены нового храма, с двумя вновь созданными приделами.

Паломники и их отзывы

Ниже его, с правой стороны, находятся руины основанного в 1898 году Василиско-Златоустовского женского монастыря. Село Каманы (Абзазия), монастырь которого объединил на своей территории объекты поклонения всего православного мира, в наше время стало еще более популярным – до 50 000 паломников в год приходят в стены обители. Надо отметить, что власти непризнанной Абхазской республики в феврале 2011 года безвозмездно передали объект православной церкви. Недалеко от обители, на холме находится могила и источник Святого Василиска. Центр паломничества православных — село Каманы (Абхазия) — отзывы может иметь только восторженные. Это божье место, наполненное благостью.

Люди едут сюда поклониться святым местам, едут зимой и летом не за комфортом, а за помощью. Слава о целебной силе этого места и святого источника распространилась очень далеко. Приехавшие останавливаются возле монастыря в палатках. Возле всех святых мест в пик паломничества землю просто покрывают соломой, на которой спят люди, прибывшие в село Каманы (Абзазия). Монастырь стараниями игумена Игнатия все время отстраивается. Так, был восстановлен мост, разрушенный войной, в результате чего добираться к обители нужно было по небезопасной дороге через село Верхняя Эшера. Теперь все иначе…

Добраться легко

Выше уже отмечалось, что всего в 15 км от Сухуми находится этот всемирно известный центр паломничества — село Каманы (Абхазия). Как добраться до этих святых мест? Село лежит выше в горах (по отношению к Сухуми). Если двигаться на север, то через 12 км можно попасть в село Шрома (Гума), за которым у слияния Западной и Восточной Гумист и расположен искомый объект.

Дорога пролегает мимо знаменитого обезьяньего питомника, через ущелье Гумисты, затем через село Михайловку со Спасо-Преображенской церковью. Посетить эти святые места, находящиеся в получасовой езде (если передвигаться на авто) от Сухуми, можно по программе «По святым местам Абхазии». С каждым годом все более популярным становится направление «Каманы, Абхазия. Монастырь». Как доехать туда — знает абсолютно каждый житель этой страны, кроме того, существует множество указателей, продаются путеводители, так что не заблудитесь.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника.

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна.

В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Там будущий святитель обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Возвратившись в 367 году на родину в Антиохию, Иоанн в 20-летнем возрасте принял святое крещение от святителя Мелетия, епископа Антиохийского, который полюбил Иоанна, как сына, и наставлял его в вере.

Через 3 года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, которое называл «истинной философией», поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана.

Святитель Иоанн Златоуст совершает Божественную литургию

В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

В 381 году отшельник вернулся на родину, его посвятили в дьяконы. А позже — в архиепископы Константинопольские. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Он приносил пожертвования неимущим; строил больницы и благотворительные учреждения. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.

В своих проповедях обличал пороки власть имущих, чем нажил себе немало врагов. По их доносам императрица Евдоксия отправила Иоанна в заточение. Но как только он уехал из Константинополя, в городе началось страшное землетрясение, и перепуганная Евдоксия тут же вернула ненадолго святого обратно.

Спустя некоторое время за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе, Златоуста сослали в Армению, где он прожил 2 года. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в Пицунду (Абхазия).

В 407 году на пути к месту ссылки святой скончался. Ему было 60 лет от роду — век не великий, и из него он в течение 6,5 лет был архиепископом, а 3 года и 3 месяца провел в заточении. Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах.

Погребение Иоанна Златоуста
Первая гробница (саркофаг) Иоанна Златоуста в Каманах, Абхазия

Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 — 450). По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать.

Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.

Кафедральный собор св. Георгия в Стамбуле, Константинопольский Патриархат.

Известно, что большая часть мощей святителя Иоанна Златоуста хранится в греческих монастырях на Святой Горе Афон: перст от десницы — в монастыре Ксиропотам, левая рука — в монастыре Великая Лавра, большая часть десницы — в монастыре Филофей. Однако история появления этих мощей на Афоне не вполне ясна. Вероятно, они попали в афонские монастыри после разграбления Константинополя крестоносцами: часть святынь тогда удалось спасти и перевезти на Афон.

Глава Иоанна Златоуста с нетленным ухом

В XVI–XVII веках русское правительство скупило 14 частей мощей Иоанна Златоуста. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения Крест Константинов и главу уже упоминавшегося ранее Иоанна Златоуста. Царь даже лично написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу же заплатил монастырю 2000 рублей, но отдавать крест и мощи передумал. Видимо, в обладании этими мощами была такая уж большая необходимость, что царь пошел на совершение греха — солгал монахам. Однако на Афоне решили отомстить и сказали, что в Москву главу Иоанна Златоуста не отправляли, а переслали голову Андрея Кесарийского. Мол, извините, ошибка вышла, не ту голову отправили, нам очень жаль.

Десница Иоанна Златоуста, хранящаяся в монастыре Филофей на Афоне.

В итоге развернулись нешуточные споры. В результате всей этой неразберихи до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, где же на самом деле находится голова Иоанна Златоуста. Так или иначе, но ничто не мешает обеим сторонам важно заявлять о том, что именно их церковь обладает истинными мощами святого.

Труды Святителя Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст — вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения.

В учении Святителя Иоанна Златоуста отразились общие черты, характеризующие творения великого учителя: основательность знания Священного Писания, постоянное стремление выяснить смысл его, а не вводить в него собственные мысли, усвоить идею, которая занимала предшествующих святых отцов, а главное – удивительно глубокое понимание и проникновение в дух Христова и апостольского учения и неподражаемая ясность изложения богодухновенных мыслей.

Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Тропарь
Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /вселенную просвети: /несребролюбия мирови сокровища сниска, /высоту нам смиренномудрия показа, /но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *