Каноническая Библия, что это?

  • О каноне прот. Сергий Булгаков
  • Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение Брюс М. Мецгер
  • Дошел ли до нас оригинал Библии? Андрей Десницкий
  • Традиция. Догмат. Обряд диакон Андрей
  • Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? диакон Андрей
  • История канона священных ветхозаветных книг П.А. Юнгеров
  • История новозаветного канона прот. Василий Рождественский
  • Образование канона священных книг Нового Завета прот. Александр Горский

Библе́йский кано́н – состав Священных книг (66 книг Библии, 39 из которых содержатся в Ветхом Завете и 27 – в Новом), признанных Вселенской Церковью богодухновенными, в отличие от 11 неканонических (к последним относятся: Послание Иеремии, книги Варуха, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я книги Ездры и три книги Маккавейские).

В православной традиции 11 книг, не вошедших в канон, признаются назидательными и полезными для чтения, однако в их наименовании нет единообразия: они могут называться «второканоническими» (как у католиков), «неканоническими» или «анагиноскомена» (ἀναγινοσκόμενα, т. е. рекомендуемые для чтения, полезные). Распространенный термин «неканонические книги» не является удовлетворительным и может быть принят только как условный. В Православной Церкви важнейшим свидетельством каноничности книг является их богослужебное употребление, в которое входят Книга Премудрости Соломона или «неканонические» части Книги пророка Даниила, читаемые за богослужением.

Формирование Ветхозаветного канона

Ветхозаветный канон сложился не сразу. Весь народ (или его часть) безусловно признавали священными Законы Моисея (в каком бы объеме они тогда ни были даны). Когда при царе Иосии в 622 году нашли в тайнике Храма Книгу Закона (4Цар.22-23), она была объявлена гражданским и религиозным кодексом для всего Израиля.

В V веке до Р.Х. Неемия и Ездра возродили и реформировали Общину Второго Храма, пришедшую в состояние упадка. Ездра привез из Вавилона свитки Закона (нынешнее Пятикнижие), прочел их перед народом и как бы еще раз торжественно кодифицировал в качестве Слова Божия.

Около 190 года до Р.Х. Иисус сын Сирахов, перечисляя книги Св. Писания, упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков, кроме Кн. Даниила (Сир.44-49). Внук Иисуса, переведший его книгу на греческий около 130 года, говорит о всех трех разделах Библии: Законе, Пророках и «остальных книгах» (т.е. Учительных; см. его предисловие к Сир, сохранившееся только в славянском переводе).

В конце I века по Р.Х. в палестинском городе Ямнии раввины после долгих споров утвердили состав Учительных книг (Кетувим). Теперь весь канон включал в себя по условному счету 22 книги (в соответствии с числом букв евр. алфавита). Этот канон мы находим и у Иосифа Флавия, писавшего на исходе I века (Против Апиона, I,8). Условное число было достигнуто тем, что книги Руфь и Судей, Иеремии и Плач, Ездры и Неемии считались за одну.

Во II веке Мелитон Сардийский (Письмо к Онисиму), перечисляя принятые Церковью книги Ветхого Завета, называет только канонические.

В IV веке свт. Афанасий Великий (39 послание) пишет: «Всех книг Ветхого Завета число двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв у евреев». То же число называют и свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительное слово IV,35), свт. Епифаний Кипрский (Против ересей, VIII,6) и другие. Таким образом, в эпоху первых двух Вселенских Соборов Церковь окончательно приняла ветхозаветный (еврейский) канон.

Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

Формирование Новозаветного канона

В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.

В 692 году на Шестом Вселенском соборе (вторым правилом) были подтверждены как общеобязательные для всей Церкви предыдущие правила (85-е Апостольское (IV век), 60-е Лаодикийского собора (364 год), 39-е послание Афанасия Великого (IV век), свт. Григория Богослова (IV век), св. Амфилохия Иконийского (IV век), 33-е Карфагенского собора).

Деление слов в Библии ввел в V веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. В 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Вопросы авторства

Десницкий А.С.: «Для фундаменталиста текст авторитетен именно потому, что он написан пророком или апостолом, и любые сомнения в авторстве подрывают его авторитет. Но в православной традиции есть совсем иное понимание: библейские книги написаны в Церкви, Церковью и для Церкви, и в какой степени тот или иной текст вышел из-под пера конкретного пророка или апостола, вопрос уже вторичный».

См. БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА, БОГОДУХНОВЕННОСТЬ, НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ

***

Протодиакон Андрей:
Одно из главных чудес в церковной истории состоит именно в этом: во времена, когда не было централизованных церковных структур, когда Церковь была гонима, когда не было возможности гласного сопоставления и обсуждения, не было богословской или иной гуманитарной науки – христианские общины, разбросанные по всему земному шару, от Эфиопии до Британии, от Германии до Индии – эти разрозненные христианские общины делают абсолютно одинаковый выбор книг.
Из множества текстов – мы сегодня знаем чуть ли не до сотни по крайней мере имен разных апокрифов, имевших хождение во II – III веках, – именно тогда Церковь совершенно четко отбирает себе только четыре Евангелия.
Брешет Дэн Браун, что якобы выбор произошел в IV веке при императоре Константине, на первом Вселенском соборе. Нет, выбор был сделан гораздо раньше. Мы это видим хотя бы по тому, что и как цитируют церковные авторы.
Я уж не говорю про Мораториев кодекс – в Сирии найден текст конца II века, который содержит список новозаветных книг, авторитетных для Церкви.
Возьмем Оригена – очень вольномыслящий христианский мыслитель, но и он отличает канонические книги от апокрифов.
Интуиция, духовный опыт христиан в разных точках мира независимо друг от друга распознал, где доброкачественный хлеб, а где подделка с плесенью.

Библия: Каноническая или Синодальная? Иногда люди спрашивают, почему в некоторых версиях Библии 66 книг, тогда как в других — больше. Может быть, Библия, в которой только 66 книг, не является полным и законченным Писанием? Мы решили внести ясность и ответить на эти вопросы.

Библия — Божье Слово.

Прежде всего, необходимо признать, что Библия является Божьим Словом (то есть Словом Бога), она не является обычной книгой, написанной людьми. Обычные книги пишут люди исходя из того, что они хотят и как они хотят писать. Апостол Павел говорит, что Библия, или Писание «богодухновенно и полезно» (2 Тим. 3:16). Апостол Петр пишет, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Следует заметить, что во все времена существовали люди, которые писали различные исторические книги, которые, однако, не являются богодухновенными.

Каноническая Библия

Исходя из этих утверждений Павла и Петра, в то время, когда создавался библейский канон (канон — это группа книга, признанных богодухновенными), учитывались определенные критерии. Вот некоторые из них:

1. Время написания книги. Мы знаем, что в Ветхом Завете Бог посылал Свой Дух на людей, через которых Он хотел совершить какое-то дело, а после этого Дух Святой покидал этого человека. Точно также Господь работал и с теми, которые писали богодухновенные книги Библии. (Евр. 1:1-2) Все же, после написания последней книги Ветхого Завета, книги Малахии, Бог больше не говорил через пророков. Было около 400 лет Божьего молчания от пророка Малахии до Иоанна Крестителя. Книги, которые писали люди в это время, называются апокрифическими.

2. В канон Святых Писаний были признаны книги, которые упоминал Господь Иисус в своих речах, называя их Божьим Словом. Господь Иисус Христос говорил в Иоанна 8:26: «что слышал от Него (от Отца), то и говорю миру». Сам Иисус всегда признавал канон Ветхого Завета, состоящий из тридцати девяти книг, и никогда не противоречил ему. Все ссылки Иисуса Христа на Писание были в соответствии с существующим каноном Ветхого Завета.

3. В канон Писания были признаны книги, которые прямо или косвенно говорят о Мессии, то есть Господе Иисусе Христе, Сыне Божьем. Это и пророчество о Спасителе человечества, и прототипы Господа Иисуса Христа. Пример: Даже в исторической книге 1 Царств, Иоанафан из-за любви к Давиду, отказывается от царского престола, ради Давида. Ионафан является тенью Господа Иисуса Христа, который оставил небесный престол, стал человеком из любви к человечеству и для блага человечества.

Синодальная Библия

В синодальную Библию входят и апокрифические книги, которые были внесены в нее Синодом Православной Церкви. Апокрифические книги синодальной Библии относятся к Ветхому Завету. Нет никаких расхождений между церквями в отношении книг, вошедших в состав Нового Завета. Апокрифические книги признаются и протестантскими церквями, однако не считаются богодухновенными. Следует заметить, что православная церковь, кроме апокрифических книг, претендует на то, что написанное так называемыми «святыми» (людьми, которых данная церковь причислила к лику святых), является богодухновенным писанием; и в православной церкви эти книги даже поднимаются по авторитету выше книг Библии.

Василий Сандуляк

Библия — Богодухновенная книга

Проповедуя Евангелие, мы не раз сталкиваемся с людьми, которые не верят написаному в Библии. А ведь именно Библия говорит о Спасителе мира — Иисусе Христе. С момента как человек начинает доверять Писанию, он невероятно приближается к пониманию Бога и к вере во Христа.

Почему Библию считают богодухновенной книгой? Потому что есть масса причин считать эту книгу сверхъестественной.

Одна из них — есть много исполнившихся пророчеств, которые свидетельствуют о том, что Библию не могли написать люди, но что она является Божьим Словом. Только Бог может так достоверно знать будущее, потому что Он творит историю. (Если мы с вами возьмемся и запишем то, что произойдет через 700 лет, подумайте, сколько процентов из записанного нами исполнится?)

Пророчества об Иисусе Христе

Вот только некоторые из многих исполнившихся пророчеств об Иисусе Христе: Христос родится в Вифлееме (Михей 5:2; около 520 лет до Р.Х.)

Его родословие будет происходить от Авраама, Исаака, Иакова и, позже, Давида (Бытие 12:2-3, Быт. 21:12, Быт. 22:18, 2 Царств 7:12-13)

У него будет предтеча. (Ис. 40:3 — около 700 лет до Р.Х., Мал. 3:1 — около 400 лет до Р.Х; речь идет об Иоанне Крестителе)

Христос (Мессия) будет страдать и умрет за других. (Ис.53:5-12; Зах. 12:10)

Мессия будет распят (Пс. 21:17)

Он будет распят с разбойниками (Ис. 53:12)

Мессия — это Бог (Ис. 9:6, Иер. 23:6, Михей 5:2 и др.)

Как это объяснить? Такие совпадения не могут быть случайностью.

Другие пророчества

Есть и другие пророчества, которые в точности исполнились. Например, пророчество о городе Тире, сказанное пророком Иезекиилем в 26 главе книги Иезекииля. Это пророчество было сказано около 580 лет до Христа:

Иез. 26:7-8 — Навуходоносор, второй царь Вавилона, пойдет войной на этот город. Именно это произошло с Тиром — после 13 лет осады, Навуходоносор ворвался в город. Убежавшие от нашествия Навуходоносар обосновались на остров в километре от старого города.

Многие народы вступят в войну с Тиром (Иез. 26:3)

Город будет разрушен. (Иез.26:4-21)

Развалины города будут брошены в море. (Иез.26:12). Через 250 лет после нашествия Навуходоносора Александр Македонский из развалин старого города построил плотину к острову и разрушил стены Тира.

Сегодня город Тир погребен в Средиземном море. Его просто не существует. На его месте — небольшой рыбацкий поселок. А ведь во времена пророка Иезекииля это был громадный мегаполис.

Количество исполнившихся пророчеств в Библии во много раз превышает предсказанное в любой другой книге мира. Не предполагает ли это нечеловеческое авторство пророчеств?

Библия — это история искупления человечества

Единство Библии не поддается объяснению. От Бытие до Откровения, среди многообразия авторов, культур, обстоятельств, времен и литературных стилей, проходит одна объединяющая тема Божьего искупления человечества. Многообразие Писания свидетельствует о том, что оно написано многими авторами, единство свидетельствует о том, что над ними стоял один Божественный Автор.

Археология подтверждает достоверность Библии

Библия — уникальная книга. Она содержит не только моральные призывы, но она полна имен, названий, дат. Такую книгу, если она выдумана, очень легко опровергнуть археологам. Однако чем больше времени ведутся археологические раскопки, тем больше подтверждается достоверность Библии. В прошлом году мы побывали в Израиле и посетили многие исторические места, о которых упоминается в Библии. Наш эксурсовод, женщина, которая заявила, что не является христианкой, однозначно утверждала, что Библия — это главный документ по истории Израиля, на основании которого ведутся раскопки.

Жизнеизменяющая сила Библии

Многие люди на протяжении веков испытали на себе жизнеизменяющую силу этой книги, которая подтверждает ее богодухновенность.

Скептикам же, продолжающим сомневаться в богодухновенности Библии, мы бы посоветовали начать читать Библию и попробовать поговорить с ее Автором. Что вы теряете, если это сделаете?

Светлана Сандуляк

Что означает слово «канонический»?

Позвольте нам сначала выявить, что является каноническим, а потом уже назвать признаки канонических книг. Слово «канон» было внесено в наш язык из греческого латинской Вульгатой, однако первоначально оно происходит из древнееврейского «канех», что означает «трость». Трость использовалась в качестве мерила длины (ср. Иез. 40, 3), и вследствие этого слово «канех» получило также значение масштаба, стандарта, правила. В этом значении оно используется и в Новом Завете (напр., Гал. 6, 16), первоначально его употребляли и отцы Церкви. Ориген (184-254) называл Писание каноном, понимая под этим «принципы веры и жизни». Лишь во времена Анастасия (296-373) это слово стало использоваться в нашем сегодняшнем значении, а именно — как список книг, обладающих божественным авторитетом. Следует проводить различие между этими двумя определениями, несмотря на их внешнее сходство. В активном смысле книга считается канонической потому, что обладает божественным авторитетом (т.е. наделена авторитетом, благодаря чему она задает стандарты, принципы христианской жизни), а в пассивном смысле книга считается канонической потому, что ее содержание удовлетворяет требованиям, предъявляемым к богодухновенным книгам. Легко увидеть, что эти два значения тесно связаны между собой, потому что только богодухновенные книги могут иметь божественный авторитет в вопросах веры и жизни. Каковы же эти стандарты, по которым когда-то проверялись все известные религиозные книги, претендовавшие быть включенными в Библию? Уж наверно недостаточным было (как утверждал в 1780 году Айхгорн) существование древних еврейских манускриптов этих книг! С одной стороны, в канон не были включены очень древние книги, как, например, книга Праведного (см. Ис. Нав. 10, 13) и «Книга браней Господних» (см. Исх. 21, 14). С другой стороны, мы уже показали, что книги, как правило, становились каноническими сразу после написания («в раннем возрасте»). Также нельзя допустить (как утверждал в 1850 году Хинциг), что принадлежность книги к канону определялась ее написанием на «освященном» еврейском языке. Это мы видим из того, что, с одной стороны, некоторые древние писания, созданные на «освященном» еврейском языке, далеко не всеми и не сразу считались каноническими, а с другой — написанные на арамейском языке части Ветхого Завета, например, Езд. 4, 8-6; 7, 12-26; Иер. 10, 11 и Дан. 2, 4-7, 28, беспрепятственно были включены в Библию. И точка зрения, согласно которой решающим было отсутствие противоречий между текстом и Торой (утверждал Вильдебеер в 1895 году), не объясняет сути дела. Конечно, все книги Ветхого Завета согласуются с Торой, но существует много книг, также не противоречащих ей, которые, однако, не являются каноническими. Кроме того, это утверждение не объясняет, почему сама Тора является канонической.

Все эти теории, к сожалению, не предлагают никаких устойчивых критериев выбора. Единственным мерилом может служить утверждение, что каноническими являются лишь богодухноеенные книги, обладающие, таким образом, божественным авторитетом. Ни люди, ни великие мужи еврейского народа и христианства не провозглашали авторитет книг Библии с высоких трибун — они лишь могли констатировать, какие книги Библии уже имели авторитет, а какие — нет. Никогда еще великие религиозные авторитеты не «определяли» и не «устанавливали» на консилиумах, какие книги должны войти в канон, а какие нет. Все, что было в их силах, — это официально зафиксировать, какие книги — на основании их божественного авторитета — относились к каноническим. Еще раз: ни одна из книг Библии не считается «определяющей» (канонической) потому, что она когда-либо была включена в канон людьми, — это было бы смешением обоих аспектов понятия «канон» (см. выше). Книга лишь тогда считается канонической, когда она наделена авторитетом от Бога, т.е. богодухновенна. Единственное, что Бог предоставил в этом вопросе людям, это признать такие наделенные Его авторитетом книги бого-духновенными. Этот продолжавшийся несколько столетий процесс выделения данных Богом книг из общей массы мы теперь хотим коротко проследить. Но до этого мы должны скрупулезно перечислить и объяснить все критерии, на основании которых книга могла была быть признана канонической.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ — собрание и порядок расположения священных книг, признаваемых авторитетными той или иной христианской Церковью или общиной.

Фор­ми­ро­ва­ние ка­но­на Вет­хо­го За­ве­та свя­за­но с воз­ник­но­ве­ни­ем иуда­из­ма. Не позд­нее I века н. э. в иу­да­из­ме сфор­ми­ро­ва­лось пред­став­ле­ние о том, ка­кие кни­ги яв­ля­ют­ся свя­щен­ны­ми. Впо­след­ст­вии этот спи­сок книг, ко­то­рый ино­гда на­зы­ва­ют ма­со­рет­ским, или па­ле­стин­ским (по про­ис­хо­ж­де­нию), ка­но­ном (еврейской Биб­ли­ей), стал нор­ма­тив­ным для всех еврейских об­щин. Он раз­де­лён на три от­де­ла: За­кон, Про­ро­ки и Пи­са­ния. За­кон, или Пя­ти­кни­жие Мои­сее­во, вклю­ча­ет кни­ги: Бы­тие, Ис­ход, Ле­вит, Чис­ла и Вто­ро­за­ко­ние. В от­дел Про­ро­ки вхо­дят: Кни­га Ии­су­са На­ви­на, Кни­га Су­дей, Кни­ги 1-я и 2-я Са­муи­ла (в греческом, славянском и русском пе­ре­во­дах это 1-я и 2-я Царств кни­ги), 1-я и 2-я Кни­ги Ца­рей (со­от­ветст­вен­но 3-я и 4-я Кни­ги Царств), Исайи, Ие­ре­мии, Ие­зе­кии­ля и 12 «ма­лых про­ро­ков» (Осии, Иои­ля, Амо­са, Ав­дия, Ио­ны, Ми­хея, Нау­ма, Ав­ва­ку­ма, Со­фо­нии, Аг­гея, За­ха­рии и Ма­ла­хии). В чис­ло Пи­са­ний вхо­дят кни­ги: Ио­ва, Псал­тирь, Прит­чей Со­ло­мо­но­вых кни­га, Экк­ле­зиа­ста, Пес­ни Пес­ней кни­га, Пла­ча Ие­ре­мии, Ру­фи, Ес­фи­ри, Да­нии­ла, Ез­д­ры, Не­емии и две Кни­ги Хро­ник (1-я и 2-я Па­ра­ли­по­ме­нон).

По­ми­мо ма­со­рет­ско­го ка­но­на, в древ­нем иу­да­из­ме в раз­ных его от­ветв­ле­ни­ях и в не­ко­то­рых ло­каль­ных об­щи­нах су­ще­ст­во­ва­ли др. ва­ри­ан­ты ка­но­на. При­ня­то счи­тать, что в ос­но­ву Сеп­туа­гин­ты (греческого пе­ре­во­да еврейских свя­щен­ных книг) лёг т. н. алек­сан­д­рий­ский ка­нон. Воз­мож­но, он ма­ло от­ли­чал­ся от ма­со­рет­ско­го. Тем не ме­нее в са­мых ран­них ко­дек­сах Сеп­туагин­ты IV-V веков об­на­ру­жи­ва­ют­ся несколько книг, ко­то­рых нет в ма­со­рет­ском ка­но­не: Иу­дифь; То­ви­та кни­га; Пре­муд­рость Со­ло­мо­на; Пре­муд­рость Ии­су­са, сы­на Си­ра­хо­ва; По­сла­ние Ие­ре­мии; Кни­га Ва­ру­ха; Мак­ка­вей­ские Кни­ги и Кни­га Ез­д­ры, от­лич­ная от од­но­именной кни­ги ма­со­рет­ско­го ка­но­на.

В пе­реч­нях ка­но­нических книг Вет­хо­го За­ве­та, при­во­ди­мых в со­чи­не­ни­ях хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей II-IV веков, по­ми­мо книг ма­со­рет­ско­го ка­но­на, ино­гда при­сут­ст­ву­ют По­сла­ние Ие­ре­мии и Кни­га Ва­ру­ха. Лао­ди­кий­ским со­бо­ром (2-я половина IV века) был ут­вер­ждён спи­сок ка­но­нических книг Вет­хо­го За­ве­та, ко­то­рый ока­зал­ся поч­ти иден­ти­чен спи­ску книг ма­со­рет­ско­го ка­но­на (вклю­че­ны так­же По­сла­ние Ие­ре­мии и Кни­га Ва­ру­ха, ко­то­рые вме­сте с Кни­гой Плач Ие­ре­мии во­шли в со­став Кни­ги Ие­ре­мии).

В от­ли­чие от ма­со­рет­ско­го ка­но­на, в хри­сти­ан­ском ка­но­не вы­де­ля­ют­ся 4 раз­де­ла: Пя­ти­кни­жие, ис­то­рические кни­ги, учи­тель­ные (или по­эти­че­ские) кни­ги, про­ро­че­ские кни­ги. От­сут­ст­во­вав­шие в ма­со­рет­ском ка­но­не кни­ги: Иу­дифь; То­вит; Пре­муд­рость Со­ло­мо­на; Пре­муд­рость Ии­су­са, сы­на Си­ра­хо­ва; Мак­ка­вей­ские Кни­ги и Кни­га Ез­д­ры (в раз­ных хри­сти­ан­ских тра­ди­ци­ях име­ет на­име­но­ва­ния 1-я Ез­д­ра, 2-я Ез­д­ра или 3-я Ез­д­ра), не бы­ли от­не­се­ны к ка­но­ни­че­ским. От­но­ше­ние к этим кни­гам у от­цов восточной Церк­ви бы­ло не­од­но­знач­ным: как пра­ви­ло, они при­чис­ля­ли их к Вет­хо­му За­ве­ту, но од­ни ци­ти­ро­ва­ли их и счи­та­ли при­ем­ле­мы­ми для чте­ния, дру­гие — нет. Из ре­ше­ния со­бо­ра в Яс­сах в 1642 году мож­но бы­ло сде­лать вы­вод, что эти кни­ги по­лез­ны для хри­сти­ан­ско­го чте­ния.

По­ста­нов­ле­ния­ми Рим­ско­го (382 год) и Кар­фа­ген­ско­го (397 год) по­ме­ст­ных со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся по­сле Лао­ди­кий­ско­го, кни­ги, от­сут­ст­во­вав­шие в ма­со­рет­ском ка­но­не, в западной Церк­ви по­лу­чи­ли ка­но­нический ста­тус. Впо­след­ст­вии в ка­то­лической тра­ди­ции их ста­ли на­зы­вать вто­ро­ка­но­ни­че­ски­ми (дев­те­ро­ка­но­ни­че­ски­ми). Про­тес­тан­ты не вклю­чи­ли вто­ро­ка­но­ни­че­ские кни­ги в свой ка­нон. Од­на­ко эти кни­ги вхо­дят в не­ко­то­рые про­тес­тант­ские из­да­ния Биб­лии.

Славянская Биб­лия и русская Биб­лия (Си­но­даль­ный пе­ре­вод) со­дер­жат как ка­но­нические кни­ги, со­от­вет­ст­вую­щие кни­гам ма­со­рет­ско­го ка­но­на (по при­ня­той в этих Биб­ли­ях ну­ме­ра­ции их 39), так и не­ка­но­нические кни­ги (их 11), во­шед­шие в Сеп­туа­гин­ту: Иу­дифь; То­вит; 2-я и 3-я Кни­ги Ез­д­ры; 1-я, 2-я и 3-я Мак­ка­вей­ские Кни­ги; Пре­муд­рость Со­ло­мо­на; Пре­муд­рость Ии­су­са, сы­на Си­ра­хо­ва; По­сла­ние Ие­ре­мии и Кни­га Ва­ру­ха.

В греческих пра­во­слав­ных церк­вах при­нят несколько иной спи­сок не­ка­но­нических книг: в нём от­сут­ст­ву­ет 3-я Кни­га Ез­д­ры, но име­ет­ся 4-я Мак­ка­вей­ская Кни­га.

Ка­нон Но­во­го За­ве­та

От­бор ка­но­нических пи­са­ний Но­во­го За­ве­та был, ве­ро­ят­но, за­кон­чен в основном в середине II века. Из наи­бо­лее пол­ных спи­сков но­во­за­вет­ных книг са­мым ран­ним счи­та­ет­ся ка­нон Му­ра­то­ри (по име­ни от­кры­ва­те­ля тек­ста), да­ти­руе­мый концом II века. Этот спи­сок очень бли­зок по со­ста­ву ка­но­ну Но­во­го За­ве­та, оп­ре­де­лён­но­му позд­нее Лао­ди­кий­ским со­бо­ром и под­твер­ждён­но­му IV Все­лен­ским со­бо­ром (451 год).

В Но­вом За­ве­те 27 ка­но­нических книг, ко­то­рые при­ни­ма­ют­ся все­ми хри­сти­ан­ски­ми ве­ро­ис­по­ве­да­ния­ми. Струк­тур­но ка­нон Но­во­го За­ве­та по­вто­ря­ет ка­нон Вет­хо­го За­ве­та, в нём так­же мож­но вы­де­лить 4 раз­де­ла. Пя­ти­кни­жию со­от­вет­ст­ву­ют 4 Еван­ге­лия. Раз­дел «ис­то­ри­че­ские кни­ги» вклю­ча­ет кни­гу Дея­ния апо­сто­лов. В раз­дел «учи­тель­ные кни­ги» вклю­че­ны 14 по­сла­ний апостола Пав­ла (Рим­ля­нам, 1-е и 2-е Ко­рин­фя­нам, Га­ла­там, Ефе­ся­нам, Фи­лип­пий­цам, Ко­лос­ся­нам, 1-е и 2-е Фес­са­ло­ни­кий­цам, 1-е и 2-е Ти­мо­фею, Ти­ту, Фи­ли­мо­ну, Ев­ре­ям) и 7 со­бор­ных по­сла­ний — 1-е и 2-е по­сла­ния апостола Пет­ра, 1-е, 2-е и 3-е по­сла­ния апостола Ио­ан­на и по­сла­ние апостола Иа­ко­ва. В раз­дел «про­ро­че­ские кни­ги» вхо­дит От­кро­ве­ние апостола Ио­ан­на Бо­го­сло­ва (Апо­ка­лип­сис).

В ка­но­нах ря­да древ­них восточных Церк­вей (Ас­си­рий­ской церк­ви Вос­то­ка, Эфи­оп­ской церк­ви и др.) есть свои осо­бен­но­сти, ка­саю­щие­ся со­ста­ва и по­ряд­ка книг, как Вет­хо­го За­ве­та, так и Но­во­го За­ве­та.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *