Каноническая церковь, что это?

Многие люди считают, что слова «всея Руси» в титуле Предстоятеля относятся лишь к территории России. Но это не так. Русская Православная Церковь — не значит Церковь только Российской Федерации. Ее каноническая территория включает в себя целых 16 стран: Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Киргизию, Латвию, Литву, Монголию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстонию, Японию и кроме того — всех верующих, проживающих в других странах и добровольно входящих в юрисдикцию Русской Церкви, приходы которой расположены по всему миру.

Столь широкая география дает понять, какая большая ответственность лежит на Предстоятеле Церкви — ответственность за устройство церковной жизни, за проведение миссии, за духовную жизнь каждого верующего человека, как бы далеко он ни находился от столицы России.

Государства, территории которых входят в состав канонической территории Русской Православной Церкви:

14 редких архивных фотографий Патриарха Кирилла

Правила жизни Патриарха Кирилла

Семья, геологическая экспедиция и митрополит Никодим, — Патриарх Кирилл ответил на вопрос журналиста «Фомы» о том, какие люди сформировали его как человека, мыслителя, пастыря.

Путешествия и воспоминания Патриарха Кирилла

Каноническая территория Русской Православной Церкви

Мой Патриарх. Воспоминания и впечатления о личном общении со Святейшим Патриархом

К юбилею патриарха Кирилла «Фома» издал спецвыпуск о служении Святейшего

В недавнем интервью греческому православному агентству Romfea Святейший Патриарх Кирилл рассказал об отношениях Русской Церкви с властями различных стран ее канонической территории. А что означает термин «каноническая территория» и какие страны в нее входят?

(Кликните на изображение для увеличения)
В этом году отмечается четверть века со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, как стало принято эту дату называть «25 лет свободы Церкви». Тогда, в 1988 году, хотя и существовали зарубежные епархии – к примеру, Сурожская во главе с митрополитом Антонием (Блумом) – и автономная Японская Церковь, подавляющее большинство приходов Русской Православной Церкви находилось на территории СССР. На Украине был экзархат, в Прибалтике – епархии. С РПЦЗ общения не было. Зато в СССР была и вторая Поместная Православная Церковь – Грузинская. При этом в то время не было в ходу самого термина «каноническая территория».
Сегодня ситуация принципиально иная. Термин «каноническая территория» употребляется достаточно часто, и не только в полемике с католиками, украинскими раскольниками или с Константинополем. В самой Русской Православной Церкви стало гораздо больше форм устройства – Автономные Церкви, Украинская Церковь с правами широкой автономии, экзархаты, митрополичьи округа… Архиерейский собор 2013 года, одобрив изменения в церковном Уставе, утвердил и новое определение канонической территории. В нее, к примеру, вошел Китай.
Подробнее о канонической территории рассказывает секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь ЯКИМЧУК:
— Правда ли, что в церковном праве нет такого термина «каноническая территория”, что он возник лишь в России несколько десятков лет назад?
— Действительно, словосочетание »каноническая территория» формально отсутствует в традиционных канонических текстах. Однако, по существу это понятие там конечно же есть. Ведь церковные правила устанавливают канонические границы поместных Церквей, регламентируют полномочия епископов, действующие только в рамках этих границ, запрещают епископам других епархий нарушать эти границы. Так что отсутствие термина еще не означает отсутствие понятия.
Ведь, к примеру, и в текстах Священного Писания мы не найдем термина «единосущный», который мы используем относительно второго Лица Святой Троицы, между тем, он является ключевым в исповедании нашей веры.
— По какому принципу канонические границы определяются?
Границы Церквей описываются, во-первых, соборными постановлениями. Например, границы Константинопольского Патриархата очерчены в 28 правиле Халкидонского собора передавшего в юрисдикцию Константинополя три византийских диоцеза: Асийский, Фракийский и Понтийский. В наше время перечисленные земли составляют территорию Турции. Канонические границы Русской Православной Церкви оговорены решениями соборов с участием Восточных Патриархов в Константинополе 1590 и 1593 годов, где Московский Первосвятитель назван Патриархом «всея Руси и всех северных стран”.
— А до эпохи Вселенских Соборов церковные границы не были определены?
— В древней Церкви не существовало крупных образований: Патриархатов, митрополий, епархий. Власть епископа не простиралась далее окрестностей города, где находилась его кафедра. Поэтому вопрос канонических границ не был актуальным. Однако, когда со временем стали формироваться более крупные структуры, возникла необходимость канонически регламентировать границы между ними.
Представления о том, что каждая Поместная Церковь охватывает определенную территорию, сформировались в окончательном виде в византийскую эпоху. Именно в то время появляются епархии, митрополии, патриархаты — церковные структуры, границы которых во многом соответствовали административному делению Византийской империи.
— Какие еще существуют критерии, кроме постановлений соборов и административных границ?
Церковные границы той или иной Поместной Церкви могут расширяться за счет не принадлежащих другим Церквам территорий, на которых проводится миссионерская работа. По этой причине к канонической территории Русской Церкви принадлежат такие страны как Китай или Япония, где церковные структуры появились благодаря трудам русских миссионеров.
Другой пример — Александрийский Патриархат: до XX века он не распространял свою юрисдикцию на весь африканский континент, а только на северную его часть. В результате проводимой Патриархатом миссии, его структуры распространились по всей Африке, так что теперь по общему согласию Поместных Церквей весь африканский континент считается канонической территорией Александрийской Церкви. Еще один важный момент – историческая традиция принадлежности территории той или иной Церкви. Государства могут исчезать и появляться, их границы – сужаться или расширяться. Однако эти изменения вовсе не означают автоматического переноса церковных границ.
— Но как быть в тех случаях, когда исторически некая территория принадлежала то одной патриархии, то другой. Например, Бессарабия, которая была и в составе Румынского патриархата, и Московского?
В подобных случаях важное значение имеет давность принадлежности территории к той или иной Поместной Церкви. С канонической точки зрения, если в течение тридцати и более лет границы между двумя Поместными Церквами взаимно не оспаривались, то они не могут быть изменены в одностороннем порядке.
— В западной Европе существуют канонические подразделения сразу нескольких юрисдикций, в одном городе может быть греческий, русский и, например, румынский епископ. Это не противоречит каноническим принципам?
— Что касается западной и центральной и отчасти Южной Европы, то эти регионы не относятся к канонической области какой-либо одной из Поместных Церквей и являются территориями диаспоры.
Еще сто лет назад в Западной Европе практически не существовало православных храмов и, тем более, епархий. Никто и не мог тогда представить, что во Франции, Великобритании или Германии появятся сотни православных приходов. Сейчас это реальность, возникшая вследствие драматических событий в православных странах в ХХ веке и вызванной ими массовой эмиграции православных на Запад. Поскольку не существует канонов, которые бы регулировали устроение православной диаспоры, этот вопрос вошел в повестку готовящегося Всеправославного Собора и уже в течение многих лет довольно активно обсуждается.
Существуют две точки зрения на то, каким образом должна быть обустроена православная диаспора. Русская Православная Церковь и целый ряд других Православных Церквей считают, что любая Автокефальная Церковь имеет право сохранять духовно-административную связь со своими чадами, поселившимися на этих территориях. Есть и другая точка зрения, которая гласит, что православная диаспора в юрисдикционном отношении должна подчиняться Константинопольскому Патриархату.
Автор этой теории Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис), живший в начале XX века, опирался на своеобразное толкование все того же 28–го правила Халкидонского Собора, которое закрепляет за Вселенским Патриархом право окормлять варваров, обитающих на территории Малой Азии. Патриарх Мелетий считал, что речь идет о негреческом населении не только Малой Азии, но и всего мира.
— Но сейчас на одной и той же территории храмы подчиняются разным епископам?
Как уже было сказано, такое положение было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, не способствующими буквальному применению канонов, рассчитанных на естественное развитие церковной жизни. И в одночасье эту проблему решить невозможно. Различия между национальными диаспорами все-таки еще очень велики, у всех есть свои традиции, которые порой очень трудно бывает синхронизировать. Для того чтобы приблизиться к решению проблемы диаспоры, православные Церкви условились создать Епископские Собрания — структуры, которые бы объединяли канонических епископов из разных диаспор, служащих в пределах одного региона. Цель создания этих структур – демонстрация единства Православия, координация деятельности разных православных юрисдикций в условиях преобладающего инославного окружения.
— Может было бы вернее объединить эти епархии? Почему не может быть создан Парижский патриархат, или Лондонский? Если богослужения там давно производятся на местном языке, а значительная часть прихожан — это коренные жители и потомки ассимилировавшиеся эмигрантов?
Именно такое видение и разделяет Русская Православная Церковь. Свидетельство тому — дарование ею автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви. Однако образование новых Поместных Церквей должно происходить естественным образом. Для этого должны создаться определённые условия, когда в одном регионе православные общины разных юрисдикций достигли бы такой степени зрелости, что смогли существовать без всякой связи со своими материнскими Церквами, и все больше тяготели бы друг к другу. Такой процесс уже идет, но он требует немало времени и терпения.
Карта канонической территории Русской Православной Церкви в формате pdf

Беседовал Дмитрий РЕБРОВ. Карта: Олег СДВИЖКОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь Поместные Церкви Церковное управление Патриарх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *