Каноническое церковное право

В новейшей эпохе развития канонического права можно выделить четыре периода: 1) 1917–1918 гг.; 2) 1918–1945 гг.; 3) 1945–1990 гг.; 4) 1990-е гг. – по настоящее время. Каждому из них соответствуют свои источники.

Первый период (1917–1918 гг.). Поместным Собором Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и восстановлением Патриаршества открылся новейший период в истории нашей Церкви. В жизнь Церкви вновь вошел Поместный Собор как ее высший орган. Собор продолжал работу более года. На нем обсуждались все важные вопросы церковной жизни: об устройстве высшей церковной власти и епархиального управления, о взаимоотношениях Церкви и государства, о проповедничестве, о Духовных школах, монастырях. В силу обстоятельств того времени Собор программу до конца не выполнил. Тем не менее он принял ряд определений, которые сначала были опубликованы в церковной печати, а затем в 1918 г. вышли отдельным изданием в четырех выпусках под названием «Определения» (в 1994 г. появился его репринт). Важнейшие из них: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего престола», «О епархиальном управлении», «О викарных епископах», «О православном приходе (Приходской устав)», «О монастырях и монашествующих», «О поводах к расторжению брака», «О правовом положении Церкви в государстве», «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения».

«Определения» образовали «Кодекс Русской Православной Церкви», заменивший «Духовный Регламент», «Устав Духовных консисторий»22 и ряд частных законодательных актов синодальной эпохи.

Канонические определения Собора стали для Русской Церкви на ее многотрудном пути твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении крайне сложных проблем, которые впоследствии ставила перед ней жизнь.

Второй период (1918–1945 гг.). Церковная жизнь после Собора 1917–1918 гг. складывалась в чрезвычайных обстоятельствах. Важнейшие церковно-правовые акты 1920–1930-х гг. направлялись на сохранение канонического преемства высшей церковной власти в экстремальных условиях.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви недолго. Уже в 1921 г. в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав органов был определен Указом Патриарха. В 1923 г. Высший Церковный Совет распущен. 25 декабря 1924 г. (по старому стилю) / 7 января 1925 г. (по новому) святитель23 Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру (Полянскому)».

На основании этого распоряжения сонм24 архипастырей в составе шестидесяти иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона 30 марта (12 апреля) 1925 г., постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания».

Митрополит Петр (Полянский) возглавлял Русскую Церковь в качестве Патриаршего Местоблюстителя25 до 23 ноября (6 декабря) 1925 г. Своим распоряжением от 23 ноября (6 декабря) 1925 г. на случай невозможности для него исполнять обязанности Местоблюстителя он поручил временное исполнение их митрополиту Сергию (Страгородскому), который и приступил к их отправлению в должности Заместителя Местоблюстителя.

В мае 1927 г. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Священный Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти. В акте митрополита Сергия об открытии Синода говорилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нужным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают». В соответствии с разъяснением и сами участники Временного Синода, и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя.

Нормализация церковно-государственных взаимоотношений началась в 1943 г. после встречи Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. От правительства было получено согласие на созыв Собора и избрание на нем Патриарха.

8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси избрали митрополита Сергия. Изменение титула Патриарха (с «…всея России» на «…всея Руси») связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российской – Русская. Заметим, что Россией в ту пору называлась только часть страны – РСФСР, слово же «Русь» обозначало Украину и Белоруссию, иными словами, бо́льшую часть канонической территории нашей Поместной Церкви. Святейший Патриарх Сергий почил в 1943 г. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

Третий период (1945–1990 гг.). В 1945 г. состоялся Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое «Положение о Русской Православной Церкви», которое заменило «Определения» Собора 1917–1918 гг. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь. Внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени и основанные на бесценном опыте Церкви, закрепляли иерархичность церковного строя. «Положение» Собора 1945 г. расширило компетенцию Патриарха, епархиального архиерея и приходского настоятеля.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 г., пересмотрел «Положение о Русской Православной Церкви» в части, касавшейся приходского управления; клирики отстранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Сделано это было по прямому требованию властей, юридически аргументировавших его необходимостью привести «Положение об управлении Русской Православной Церковью» в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 1929 г. «О религиозных объединениях». Согласно последнему священнослужители (как лица, лишенные избирательного права) отстранялись от участия в хозяйственных делах религиозных общин. (Заметим, что постановление находилось в грубом противоречии с Конституцией СССР 1936 г., предоставлявшей всем гражданам одинаковые права.) Данная реформа должна была, по замыслу ее действительных инициаторов, привести к расстройству приходской жизни, и в некоторой степени им это удалось.

Поместный Собор 1971 г. избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) и утвердил изменения, внесенные Архиерейским Собором 1961 г. в «Положение о Русской Православной Церкви». Поместный Собор вынес также постановление об отмене клятв Большого Московского Собора 1667 г.

В год 1000-летнего юбилея Крещения Руси (1988 г.), когда в результате политических перемен в стране Церковь начала обретать свободу, состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви. Среди документов, принятых Собором, важнейшее значение имеет «Устав об управлении Русской Православной Церковью» – первый Устав в истории Русской Церкви. Напомним, что в синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного Регламента», в некотором отношении сходного с Уставом; затем его заменили отдельные «Определения» Поместного Собора 1917–1918 гг. и, наконец, с 1945 по 1988 г. действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью». Проект Устава разработал и представил архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл (ныне Патриарх). Во время предварительного обсуждения на Архиерейском Предсоборном Совещании и дискуссии, состоявшейся на Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки.

Устав содержит 15 глав. В нем подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви» 1945 г., регламентированы устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность Духовных школ и монастырей. Устав вобрал в себя принципы церковного строя, изложенные в «Определениях» Поместного Собора 1917–1918 гг. и «Положении», изданном Собором в 1945 г. Его главные тезисы сохранены и в ныне действующем «Уставе Русской Православной Церкви».

«Устав об управлении Русской Православной Церковью» на Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1990 г., был дополнен гл. VII «Экзархаты», в соответствии с которой епархии, находящиеся на территории Украины, образовали Украинский экзархат26 Московского Патриархата. Епархии, находящиеся на территории Беларуси, составили Белорусский экзархат – Белорусскую Православную Церковь во главе с митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии. Собор упразднил зарубежные экзархаты Русской Церкви.

Четвертый период (1990-е гг. – по настоящее время). Новая эпоха в истории Русской Православной Церкви началась Поместным Собором 1990 г., который после кончины Святейшего Патриарха Пимена избрал нового Первосвятителя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Але́ксия II. Важнейший результат Архиерейского Собора 1990 г. – предоставление Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией, о чем записано в «Определении» Собора и грамоте, адресованной епископату Украинской Православной Церкви.

С прекращением существования СССР в 1991 г. церковная жизнь начала протекать в новых правовых и политических условиях: она обрела свободу, ее каноническая территория оказалась в пределах не одного, а нескольких государств. Учитывая их, Архиерейский Собор 1994 г. принял ряд определений, среди которых: «О православной миссии в современном мире», «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и неооккультизме», «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». Архиерейский Собор 1997 г. издал определения «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», «О взаимоотношениях с государством и светским обществом» и др.

Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 г., принял ныне действующий «Устав Русской Православной Церкви», который заменил Устав 1988 г.

Главные новации Устава 2000 г. – перераспределение компетенций Поместного и Архиерейского Соборов (полномочия последнего расширились). Новый Устав не определял декларированную Уставом 1988 г. периодичность созыва Поместных Соборов. Он предусматривал проведение реформы в сфере церковного суда (так, положения, регламентирующие судоустройство и распределение компетенции разных инстанций церковного суда, выделены в нем в отдельную главу); устанавливал различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к кириархальной27 Русской Православной Церкви; формулировал положения, регламентирующие порядок распоряжения церковным имуществом (с учетом ныне действующего законодательства). Заметим, когда принимался Устав 1988 г., вопрос о признании за церковными учреждениями прав юридических лиц только решался. «Устав об управлении Русской Православной Церковью» стал именоваться просто «Уставом Русской Православной Церкви».

Однако основные положения и большая часть формулировок Устава 2000 г. совпадают с положениями и текстом предыдущего Устава, поэтому его можно рассматривать как новую редакцию прежнего Устава.

Ныне действующий Устав состоит из 18 глав: 1 – «Общие положения», 2 – «Поместный Собор», 3 – «Архиерейский Собор», 4 – «Патриарх Московский и всея Руси», 5 – «Священный Синод», 6 – «Московская Патриархия и Синодальные учреждения», 7 – «Церковный суд», 8 – «Самоуправляемые Церкви», 9 – «Экзархаты», 10 – «Епархии», 11 – «Приходы», 12 – «Монастыри», 13 – «Духовные учебные заведения», 14 – «Церковные учреждения в дальнем зарубежье», 15 – «Имущества и средства», 16 – «О пенсионном обеспечении», 17 – «О печатях и штампах», 18 – «Об изменениях настоящего Устава».

Русская Православная Церковь именуется в первой (вводной) главе Устава «…многонациональной Поместной автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами». Приводится и другое официальное наименование Церкви – Московский Патриархат. Согласно Уставу «юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах».

В Уставе говорится, что «Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси; г) настоящего Устава».

В вводной главе Устава констатируется, что Русская Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. При этом «Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации», а «канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами».

В Уставе перечислены высшие органы церковной власти и управления: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси, а также органы церковного суда трех инстанций – епархиальный суд, общецерковный суд, Суд Архиерейского Собора.

В заключительных параграфах вводной главы содержатся два исключительно важных канонически обоснованных положения: 1) «должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность»; 2) «канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий». Данная норма косвенным образом вытекает из 81-го Апостольского правила, которое гласит: «Не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в дела народного управления».

В последней главе Устава указывается, что «с момента принятия настоящего Устава утрачивает силу Устав об управлении Русской Православной Церковью, принятый Поместным Собором 8 июня 1988 года». Право внесения поправок к Уставу предоставляется Архиерейскому Собору (ранее такой компетенцией обладал Поместный Собор). Чтобы не войти в противоречие с положениями прежнего Устава, Архиерейский Собор 2000 г. вынес особое «Определение». Согласно ему настоящий Устав будет рассматриваться и утверждаться на следующем Поместном Соборе, после чего эта важнейшая законодательная функция – принятие Устава и внесение в него изменений – станет исключительной компетенцией Архиерейского Собора.

На Архиерейском Соборе 2000 г. также приняли «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В них содержатся положения, вносящие уточнения и частично изменения в основные нормы действующего канонического (церковного) права (например, о взаимоотношениях Церкви и государства, церковном браке, епитимийной практике).

Любая система общественного взаимодействия должна основываться на определенных правилах и закрепленных способах взаимного влияния. Сложно представить себе государство или какое-либо другое значительное общество без определенной системы поведения внутри этого общества.

Церковь Христова, которая основана Самим Господом, в своем духовном значении, несомненно, выше и больше любых правил и систем. Тем не менее, Церковь находится в падшем мире, в нее ходят обычные грешные люди. Поэтому совершенно необходимо, чтобы был четкий и понятный способ организации взаимодействия между членами Церкви.

Что такое каноническое право

Каноническое право — это свод правил, которые должны регулировать самые разные вопросы, возникающие во время взаимодействия членов Церкви. Это могут быть правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, закрепленная правилами.

В первых общинах все вопросы решались на основании норм Священного Писания

Когда христианская религия только начинала формироваться, все вопросы, возникающие в ранних общинах, решались на основании Священного Пиуазаний апостолов. С течением времени и разрастанием церквей стало очевидно, что нужно иметь некую систему решения ключевых вопросов деятельности всей Церкви. Так и стало формироваться церковное право, которое вобрало в себя опыт христианской жизни за все века ее существования.

Действует система канонического права в Православной, Римо-Католической и некоторых Восточных Церквях. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • правила, составленные апостолами;
  • постановления Вселенских соборов;
  • решения Поместных соборов;
  • общность правил Отцов Церкви.

Основа церковного права — это, безусловно, апостольское предание. Будучи первыми и прямыми последователями Иисуса Христа, апостолы разрабатывали самые первые способы взаимодействия в раннехристианских общинах. Имея особую благодать, апостолы обладали духовной мудростью и могли понимать те или иные стороны духовной жизни.

Важно понимать, что Церковь, как Тело Христово, не нуждается ни в каких сводах правил и системах управления. Но как социальный и общественный институт, Церковь взаимодействует как с внешним миром (в виде государственных органов и организаций), так и с отдельными церковными элементами (например, взаимодействия разных епархий).

Именно для того, чтобы в нашем мире Церковь, как социальный институт, могла нормально функционировать, была единой и необходима система канонического права.

Элементы канонического права

Как и любая система, церковное право также имеет свои составляющие элементы. Основными из них можно назвать догмат, канон и обычай. Рассмотрим их детальнее.

Догматом в Православной Церкви называется вероучительная истина, которая является неоспоримой, базируется на Священном Писании, выражает суть христианства, какие-то основополагающие принципы. Как правило, догматы принимались на Вселенских соборах, они являются обязательными для всей полноты Церкви.

Первый Вселенский Собор — один из главных источников канонического права

Непризнание догматов говорит о нарушении понимания сути веры, что является ересью. Злостных нарушителей догмат, которые не признают своих ошибок и не раскаиваются в них, предают анафеме. Канон является определенным вариантом решения того или иного церковного вопроса. Практика формируется на основе Священного Писания и предания, мнения святых отцов.

Канон призван решать конкретный практический вопрос церковного устройства, поэтому применяется при определенных условиях. Используются каноны для конкретных ситуаций, их толкуют и поясняют уполномоченные иерархи.

Неподчинение канону влечет за собой последствия, которые определяет и постановляет церковный суд. Каноны, в отличие от догматов, не являются однозначными и могут пересматриваться различными органами церковного управления.

Обычай — это практическое применение христианской истины в жизни конкретного человека или общины. Обычаи могут существенно отличаться в разных регионах и епархиях, обычаи отражают историческое, культурное и воспитательное наследие той части общества, в которой они соблюдаются.

Практика церковной жизни может демонстрироваться в обычаях как верно, так и искаженно (например, превращаясь в суеверие). Важную роль обычаи имеют в вопросах христианского воспитания, что хорошо видно в обществах и народах с традиционным укладом семьи — обычаи и традиции в них очень сильны, передаются из поколения в поколение и практически не могут быть оспорены или нарушены. А если это и происходит, то вызывает неизменное порицание большинства.

Свод канонов Православной Церкви

Итак, официально в общепризнанный свод канов включены

  • Правила Святых Апостолов;
  • Каноны шести Вселенских соборов;
  • Каноны Десяти Поместных соборов;
  • Правила 13 Отцов.

Наибольшее значение и силу имеют решения Вселенских соборов, которые считаются непогрешимыми. Их мнения являются общепринятыми для всех Православных Церквей. Вселенские соборы — это наивысшие органы в церковной иерархии, которые отражают мнение Церкви о тех или иных основополагающих вероучительных вопросах.

Поместный Собор Русской православной церкви, 2009 год

Решения десяти Поместных Соборов, вошедших в каноническое право, основаны на признании Вселенскими Соборами. Обычно Поместные Соборы действуют лишь в границах той или иной церковной единицы, на которую распространяется их власть. Поместных Соборов в истории Православной Церкви было очень много, но лишь решения десяти из них вошли в общий свод правил.

Так же можно сказать и о правилах святых отцов. Далеко не все они вошли в канонический свод, многие до сих пор используются как частное мнение тех или иных Отцов. Но признание Вселенскими Соборами важности и значимости некоторых решений Святых Отцов позволило закрепить их для всей полноты Православной Церкви.

Решение церковных конфликтов

Поскольку Православная Церковь существует во взаимодействии с миром, так или иначе в ней происходят разные конфликты и несогласия. Для того, чтобы их максимально эффективно и конструктивно разрешать, используют систему канонического права. В светской юриспруденции очевидно, что любой конфликт должен решаться на основании четкой ситемы правил.

Однако в церковной среде такая практика работает очень плохо. И проблема тут не в послушании церковным законам, а в том, что многие каноны крайне плохо соотносятся с реалиями жизни современных христиан. Многие церковные законы очень плохо соотносятся друг с другом, а то и противоречат один другому.

Каноничные правила определяют взаимоотношения священников и мирян

К сожалению, в нашей Церкви так и не был никогда создан четкий, выверенный и эффективно работающий свод правил. Для решения тех или иных спорных ситуаций используются как древние восточные правила и каноны, так и более современные постановления.

Никогда не проделывалась работа по сбору всех правил, их ситематезации и устранению несогласованности между ними. Поэтому на практике случаются ситуации, когда некоторые каноны просто перестают работать и использоваться, хотя на уровне церковного права их никогда не отменяли.

Интересно! К такому примеру можно отнести 13-е правило святого Василия Великого, которое однозначно гласит о том, что воин, убивший в сражении своего врага, должен на три года отлучаться от причастия. Сегодня это правило не соблюдается, хотя оно не было отменено или упразднено.

Церковь и ее деятельность нельзя рассматривать, как деятельность любого земного общественного института. Множество разногласий и конфликтов решаются внутри Церкви, под руководством Святого Духа, обитающего в ней. Далеко не всегда такие решения бывают быстрыми, иногда уходят годы и даже столетия, чтобы решился какой-либо важный канонический вопрос.

Кроме того, в практике церковной жизни активно используются различные указы, акты и другие документы, издаваемые в современном мире. Опираясь на них, часто удается избежать проблем с разрешением сложной ситуации и недопонимания между различными субъектами церковных отношений.

Проблема систематизации церковного права

Актуальность того, что каноническое право Православной Церкви остро нуждается в пересмотре и четкой выверенной систематизации осознали давно. Проблема заключается в том, что нет единого понимания, как должна выглядеть подобная правовая система, на какие принципы опираться, что взять за идеал и образец. Решать такой вопрос необходимо на Всеправославном соборе, созвать который не удается еще с начала ХХ века.

В Православной церкви никогда не было единого кодекса канонического права

В 1923 году была попытка организовать такой собор, однако собрать должное количество представителей не удалось, и мероприятие получило название конгресса. Очевидно, что решить сложный вопрос системы канонического права при неполном количестве участников было невозможно.

Через несколько лет после конгресса был сформирован список актуальных вопросов о жизни Православной Церкви, для решение которых необходим созыв Всеправославного собора. Все последующие годы этот список редактировался и дополнялся, однако приблизиться к практическому решению проблемы так и не удалось.

Последний организовать подобный собор инициировали в 2016 году, однако не все Поместные церкви дали свое согласие на участие. Негативную роль сыграл политический фактор, который повлиял на церковные дела. И снова не полный состав собора сделал невозможным решение общеправославных вопросов.

На сегодняшний день проблема разработки эффективной системы канонического права так и остается актуальной. Очевидно, что каноническое наследие, которое по сей день основывается на правилах времен Византии, во многом утратило свою актуальность, а, следовательно, и эффективность. Самая главная задача, которая стоит перед церковным правом — сделать так, чтобы людям было легче жить церковной жизнью, а не запутать их еще больше.

Церковное право1. Введение 1. Церковь и право 1.1.Богочеловеческая природа Церкви 1.2.Право 1.3.Применимость правовых норм к жизни Церкви 1.4.Место церковного права в системе права 2. Материальные источники церковного права 2.1.Божественное право 2.2.Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство 2.3.Каноны 2.4.Частное церковное законодательство 2.5.Статуарное право 2.6.Обычай 2.7.Мнения авторитетных канонистов 2.8.Иерархия правовых норм 2.9.Государственное законодательство по церковным делам 3. Ветхозаветное и римское право 3.1. Связь церковного права с ветхозаветным и римским правом 3.2. Ветхозаветное право 3.3.Римское право 3.4.Римское право христианской эпохи 3.5.»Корпус» святого Юстиниана 3.6.Церковная тематика в Новеллах Юстиниана 3.7.Законы византийских императоров 8–9 столетий 4. Церковное право как наука 4.1. Название дисциплины: каноническое и церковное право 4.2.Изучение церковного права в древности и в Византии 4.3.Церковное право в Греции 4.4. Изучение церковного права в России 4.5.Каноническое право на Балканах 4.6.Изучение церковного права на Западе 4.7.Задача, метод и система науки церковного права. 2. Формальные источники церковного права 5. Священное писание как источник церковного права 5.1. Канон Священных книг 5.2.Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм 5.3.Новый Завет как источник церковного права 5.4.Священное Писание и каноны 6. Источники церковного права доникейской эпохи 6.1.Право Древней Церкви 6.2.Древнейшие памятники церковного права 6.3.»Апостольские постановления» 6.4.»Правила святых апостолов» 6.5.Правила святых отцов доникейской эпохи 7. Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов 7.1.Правила 1 Вселенского Собора 7.2.Правила 2 Вселенского Собора 7.3.Правила Ефесского Собора 7.4.Правила 4 Вселенского Собора 451 г 7.5.Правила Трулльского Собора 7.6.Правила 2 Никейского, или 7 Вселенского, Собора 7.7.Правила Поместных Соборов 7.8. Правила святых отцов 8. Западные источники церковного права эпохи вселенских соборов 8.1.Каноны западного происхождения 8.2.Декреталы 9. Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов 9.1. Классификация законодательных сборников 9.2.Канонические сборники 9.3. Сборники государственных законов по церковным делам 9.4.Номоканоны 9.5.»Номоканон в 14 титулах» 10. Западные сборники церковного права эпохи вселенских соборов 10.1. Западные канонические сборники 4–6 вв. 10.2.Западные канонические сборники 7–9 вв 11. Источники и сборники церковного права Византии 10–15 в 11.1. Постановления Соборов, патриархов и епископов 11.2.Толкования канонов. Аристин. Зонара. Вальсамон 11.3.Византийское церковное право 14 столетия 11.4.»Номоканон при Большом требнике» 12. Греческие источники и сборники церковного права эпохи турецкого ига и нового времени 12.1.Сборники эпохи османского ига 12.2.Сборники 19 в 13. Церковно-правовые источники балканских церквей 13.1. Первые славянские переводы византийских Номоканонов 13.2.Кормчая книга святого Саввы Сербского 13.3.Рукописная Кормчая книга на Руси 13.4.Печатная Кормчая 13.5.Средневековые источники Румынской Церкви 14. Источники права русской православной церкви до учреждения святейшего синода 14.1. Источники византийского происхождения 14.2.Русские источники церковного права соборного и иерархического происхождения (до середины 15 в.) 14.4.Источники русского церковного права от середины 15 в. до учреждения патриаршества 14.5.Источники русского церковного права эпохи патриаршества 15. Источники церковного права синодальной эпохи 15.1.Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху 15.2.»Духовный регламент» 15.3.Источники церковного права от издания Регламента до начала 20 в 15.4.Церковное законодательство начала 20 в 16. Источники церковного права новейшей эпохи 16.1. Акты Поместного Собора 1917–1918 гг 16.2.Источники церковного права 1918–1945 гг 16.3.Источники церковного права 1945–1990 гг 16.4.Источники церковного права 1990–2008 гг 16.5.Воссоединение Церквей 17 мая 2007 г 16.6.Государственные акты, регулирующие деятельность религиозных общин советской и постсоветской эпохи 16.7.Иерархия правовых источников. 3. Состав и устройство церкви 17. Состав церкви 17.1. Глава и члены Церкви 17.2.Клирики и миряне 17.3.Монашествующие 18. Вступление в церковь 18.1. Таинство крещения 18.2.Миропомазание 18.3.Присоединение к Церкви 18.4.Утрата церковной правоспособности 19. Иерархия. Поставление клириков 19.1. Высшие и низшие клирики 19.2.Избрание на священные степени 19.3.Хиротония. Совершители хиротонии 19.4.Условия действительности акта поставления 20. Требования к кандидату священства препятствия к посвящению 20.1. Неспособность к священству 20.2.Виды препятствий, допускающих диспенсацию 20.3.Препятствия физического характера 20.4.Препятствия духовного характера 20.5.Препятствия социального характера 20.6.Испытания кандидатов 21. Правительственная иерархия клириков 21.1. Правительственная иерархия епископской степени 21.2.Правительственная иерархия пресвитерской степени 21.3.Правительственная иерархия диаконской степени 21.4.Отличие степеней священства от степеней правительственной иерархии 21.5.Степени правительственной иерархии и церковные должности 22. Церковнослужители 22.1.Хиротесия церковнослужителей 22.2.Степени церковнослужителей 22.3.Низшие церковные должности 23. Обязанности и права клириков 23.1.Обязанности клириков 23.2.Права и привилегии клириков 24. Монашество. Монастыри 24.1 Происхождение и сущность монашества 24.2.Пострижение 24.3.Три чина монашествующих 24.4.Монастыри 24.5.Монастыри и монашество в России 4. Органы церковного управления 25. Высшая власть в церкви 25.1. Кафоличность Церкви. Церковь Христова – Божественное учреждение, в котором совершается спасение и обожение человека 25.2.Высшая власть во Вселенской Церкви 25.3.Вселенские Соборы 25.4.Критика католического учения о главенстве в Церкви 25.5.Цезарепапизм и его критика 26. Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви 26.1.Территориальный принцип церковной юрисдикции 26.2.Диаспора 26.3.Автокефалия 26.4. Автономные Церкви 27. Образование автокефальных поместных церквей. Исторический очерк 27.1 Древние автокефальные митрополии. Каждая автокефальная Поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы своего единства, наделенные административной властью, возвышающейся над властью отдельных епископов. Посредством своих органов высшего управления Поместная Церковь поддерживает постоянные отношения с другими автокефальными Церквами, иными словами, высшая церковная власть представляет собой также орган общения Поместной Церкви со Вселенским Православием, но в первые два столетия Вселенская Церковь не имела еще поместной структуры и состояла из общин, возглавляемых епископами. Образование Поместных Церквей, объединяющих несколько епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее 3 столетия 27.2.Экзархаты 27.3.Патриархаты 27.4.Католикосаты 27.5. Новые автокефальные Церкви 28. Диптихи 28.1.Исторический очерк 28.2.Современный диптих автокефальных Православных Церквей 29. Высшее управление в поместных церквах 29.1.Канонические принципы устройства высшего управления в Поместных Церквах 29.2.Высшее управление в Патриархатах 30. Высшее управление в русской церкви. Исторический очерк 30.1.Досинодальный период 30.2.Синодальная эпоха 30.3.Новый патриарший период 31. Высшее управление в русской православной церкви по ныне действующему уставу 2000 г 31.1.Поместный Собор 31.2.Архиерейский Собор 31.3.Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов 31.4.Патриарх Московский и всея Руси 31.5.Священный Синод 31.6.Синодальные учреждения 32. Устройство высшего управления автокефальных поместных церквей 32.1.Константинопольская Церковь 32.2.Александрийская Церковь 32.3.Антиохийская Церковь 32.4.Иерусалимская Церковь 32.5.Грузинская Церковь 32.6.Сербская Церковь 32.7.Румынская Церковь 32.8.Болгарская Церковь 32.9.Кипрская Церковь 32.10.Элладская Церковь 32.11.Албанская Православная Церковь 32.12.Польская Православная Церковь 32.13.Православная Церковь Чешских земель и Словакии 32.14.Православная Церковь в Америке 32.15.Сравнительная характеристика устройства высшей власти автокефальных Православных Церквей 33. Самоуправляемые церкви и экзархаты 33.1. Самоуправляемые Церкви 32.2.Экзархаты 34. Епархиальное управление. Канонические основания. Исторический очерк 34.1.Епархия 34.2.Канонические основания епархиального управления 34.3.Епархиальное управление в Древней Церкви и в Византии 34.4.Епархиальное управление в истории Русской Церкви 35. Епархиальное управление по ныне действующему уставу Русской Православной Церкви 35.1.Правящий и викарный епископы 32.2.Коллегиальные органы епархиального управления 36. Благочиннические округа 36.1.Исторический очерк 36.2.Благочиния в соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви 37. Приходское управление. Канонические основания 37.1.Образование приходов 37.2.Поставление приходского священника 37.3.Канонические обязанности приходских клириков 38. Приходское управление в русской православной церкви. Исторический очерк 38.1.Приходы в досинодальный и синодальный периоды 38.2.Приходское управление в новейший период 39. Приходское управление по ныне действующему уставу 39.1.Приход 39.2.Настоятель прихода и приходской причт 39.3.Коллегиальные органы приходского управления 5. Церковная власть 40. Сущность и виды церковной власти 40.1.Природа церковной власти и ее отличие от власти мирской 40.2.Виды церковной власти 41. Власть учения 41.1.Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения 41.2.Проповедь 41.3.Катехизация и школьное обучение религии 41.4.Миссионерство 41.5.Духовная цензура 42. Власть священнодействия 42.1.Богослужение 42.2.Церковный календарь 43. Христианская смерть 43.1.Напутствие умирающих 43.3.Кладбища 44. Канонизация и почитание святых 44.1.Канонизация святых в Православной Церкви 44.2.Общечтимые и местночтимые святые 44.3.Прославление святых в Русской Церкви в досинодальную эпоху 44.4.Канонизация святых в синодальную эпоху 44.5.Канонизация святых в советскую эпоху 44.6.Канонизация святых при патриархе Алексии II 44.7.Почитание подвижников благочестия 45. Церковное законодательство 45.1.Носители законодательной власти в Церкви 45.3.Статус и применение канонов 45.4.Применение церковных законов и их обязательная сила 46. Церковное управление и надзор 46.1.Церковное управление 46.2.Церковный надзор 47. Церковный суд 47.1.Экклезиологические основания церковного суда 47.2.Суд в Древней Церкви 47.3.Церковный суд в Византии 47.4.Церковный суд в Древней Руси 47.5.Церковный суд в синодальную эпоху 47.7.Церковно-судебные инстанции 48. Церковные наказания 48.1.Наказания для мирян 48.2.Церковные наказания для духовных лиц 6. Брачное право церкви 49. Таинство брака 49.1.Определение брака 49.2.Брак в Ветхом Завете 50. Заключение брака в христианской церкви 50.1.Заключение брака в Древней Церкви 50.2.Заключение брака в Византии 50.3.Заключение брака в Русской Церкви 50.4.Браковенчание 51. Препятствия к заключению брака 51.1.Виды препятствий 51.2.Абсолютные препятствия к браку 51.3.Условные препятствия к браку 52. Христианская этика брака 52.1.Взаимные обязанности супругов 52.2.Взаимные права и обязанности родителей и детей 53. Расторжение брака 53.1.Канонические основания расторжения брака 53.2.Признание брака недействительным 53.3.Развод 7. Церковное имущество и содержание духовенства 54. Имущественные права церкви 54.1.Учения о субъекте собственности церковного имущества 54.2.Церковное имущество в Византии 54.3.Имущество Церкви в России. Исторический очерк 54.4.Церковное имущество по ныне действующему законодательству Российской Федерации 54.5.Имущество и средства Русской Православной Церкви по ныне действующему Уставу 54.6.Церковное имущество на Западе 55. Объекты церковного имущества 55.1.Священные и церковные предметы 55.2.Храм 55.3.Иконы 56. Содержание духовенства 56.1.Канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства 56.2.Содержание духовенства в России 8. Взаимоотношения православной церкви с инославными церквами и нехристианскими религиями 57. Православная церковь и инославные церкви 57.1.Каноны о ересях и расколах 57.2.Каноны о присоединении еретиков и раскольников 57.3.Присоединение инославных в Византии и на православном Востоке в эпоху османского ига 57.4.Присоединение инославных в Русской Православной Церкви 58. Церковь и нехристианские религии 58.1.Религиоведческая статистика 9. Церковь и государство 59. Православное учение о государстве 59.1.Природа государства 59.2.Формы государственного правления с христианской точки зрения 60. Модели взаимоотношений церкви и государства 60.1.Церковь вне закона 60.2.Симфония Церкви и государства 60.3.Средневековая западноевропейская «теократия» 60.4.Государственная церковность 60.5.Отделение Церкви от государства 60.6.Церковь как корпорация публичного права 60.7.Обзор современной ситуации 61. Взаимоотношения церкви и государства в России. Исторический очерк 61.1.Церковь и государство в допетровскую эпоху 62. Правовой статус русской православной церкви в современном российском государстве 62.1.Конституционный статус Русской Православной Церкви 62.2.Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» 62.3.Иные законодательные акты, регламентирующие церковную жизнь 62.4.Перспективы развития российского законодательства о статусе религиозных общин 63. Основные принципы взаимоотношений церкви и государства 63.1.Канонические нормы взаимоотношений Церкви и государства 63.2.Взаимоотношения клириков и государственной власти 63.3.Православная Церковь в современном мире Приложение 1. Источники права католической и протестантских церквей 1.1.Особенности законодательства и источники права Католической церкви 1.2.Средневековые католические сборники канонического права 1.3.Кодексы Католической церкви 1.4.Правовые источники Протестантских Церквей 2. Высшее управление римско-католической церковью 2.1.Статус Римско-Католической церкви 2.2.Папа 2.4.Кардиналы 2.5.Римская курия 2.6.Легаты Библиография Список иностранных источников

Настоящее издание представляет собой фундаментальный труд по церковному каноническому праву Русской Православной Церкви от его истоков – римского и ветхозаветного права, правил Вселенских и отечественных Соборов – и до Устава Русской Православной Церкви настоящего времени, а также каноническое право Католической и Протестантских Церквей. Книга содержит также разделы об основных принципах взаимоотношений Русской Церкви с Российским государством и инославными Церквами.

Предлагаемое издание предназначено для священнослужителей, студентов богословских учебных заведений, для юристов и будет интересна широкому кругу православных читателей.

1- й период. Древнейшим источником права является обычай. Он не может возникнуть в результате деятельности отдельных личностей и является обязательной нормой именно потому, что признается всем народом. Обычай — это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Но с развитием общества эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а выделяемыми из их состава органами управления (вождями, дружинниками, жрецами) т.

е. они переходят в разряд обычаев правовых, и таким образом появляется обычное право. Ярчайшими его проявлениями в Древнерусском государстве являлись круговая порука и кровная месть.

Отношения славян с другими странами изменило в X веке состояние обычного права двояким образом: увеличило разнообразие в понимании юридических норм и заставило привести в соответствие с иностранными свои отечественные нормы. Отсюда возникли первые приемы древнерусского законодательства: договоры с иноземцами и рецепция (от латинского принятие, усвоение) чужих законов т. е. усвоение римского права.

До X века на Руси не существовало письменных сборников обычного права. Впервые письменную форму стали применять при заключении договоров. Известны следующие типы договоров:

— международные, с греками и немцами. Первыми международными соглашениями Руси были договоры с Византией (907, 911, 945, 971 годов). Основное содержание договоров составляли нормы торгового, международного, уголовного, гражданского права;

— договоры русских князей между собой;

— договоры, заключенные между князем и его дружиной.

Принятие христианства (988 год) осуществило переворот в развитии права. Кодексы церковного права, принятые русской церковью из Византии, включали законы собственно церковные (правила или каноны) и законы гражданско-светские. Такие сборники церковно-гражданского права назывались Номоканоны. Они оказали большое влияние не только на сферу церковного законодательства и управления, но и на законодательство светское, судебную и административную практику.

X — XI века дали нам несколько законодательных памятников, среди которых наиболее примечательны Устав Владимира Святославича о судах церковных и десятине, Судный закон людем (его же), Устав Ярослава о судах церковных, Русская правда разных редакций.

Русская правда — первый писаный памятник русского права. В ней нашли выражение основные отрасли права: гражданское, уголовное

процессуальное.

Первое ученое открытие Русской правды принадлежит В.Н. Татищеву, который отыскал ее список в одной из новгородских летописей XV века и представил со своими примечаниями в Императорскую Академию в 1738 году. Впервые в 1767 году Русскую правду издал А.Шлецер.

Русское право с самого начала развивалось как право национальное, византийские заимствования сочетались с потребностями национального права, русскими обычаями и правовыми понятиями.

2- й период. Для этого периода характерны две формы законодательства:

Двинская уставная грамота является самым старейшим после Русской правды законодательным памятником. Она была дана Двинской области

Великим князем московским в 1397 году.

В это время двиняне отделились от Новгорода, которому они были подчинены, и признали власть московского князя. Присоединение требовало единообразия суда в Москве и Двинске и жители Двинска просили московского князя дать им такой устав, который служил бы для них руководством в судных делах. По содержанию Двинскую уставную грамоту можно разделить на несколько частей: о видах суда по уголовным преступлениям; о порядке суда; о подсудности; о торговых пошлинах.

Белозерская уставная грамота определяет порядок суда и управления белозерских наместников и пошлины, ими получаемые.

В 1843 году в библиотеке князя Воронцова среди старинных документов были найдены постановления об устройстве судебных учреждений в Пскове, о порядке судопроизводства, а также постановления гражданские и уголовные. Комплекс найденных статей получил название Псковская судная грамота. Время появления ПСГ спорно. В ее заглавии сказано, что она была написана на псковском общем вече в 1397 году «по благословению попов всех пяти соборов» (несколько церквей в Пскове составляли собор — церковную общину, имевшую свое управление и своих представителей в лице старост, избираемых как из духовных, так и из светских лиц). Но в 1397 году в Пскове было известно только четыре собора. Появление пятого собора относится к 1462 году, и поэтому ряд историков полагают, что ПСГ появилась не ранее 1462-1463 годов. Ее окончательный вариант сложился во второй половине XVвека.

ПСГ состоит из 120 статей. По сравнению с Русской правдой в ней более детально регламентируются гражданско-правовые отношения и институты.

НСГ дошла до нас в отрывке из 42 статей. Датируется она серединой XV века. Состоит из статей по судоустройству и отчасти — судопроизводству.

3- й период. Известны три формы законодательства:

Судебник 1497 года считается первым опытом кодификации (текст документа впервые найден в 1817 году). Объединение политическое (создание Московского царства) требовало общих юридических норм для всего государства. Считается, что Судебник написан дьяком В. Гусевым и утвержден Великим князем и Боярской думой.

Источники Судебника 1497 года:

— Русская правда;

— Псковская судная грамота;

— уставные грамоты местного управления;

— текущее законодательство московских князей.

Но ряд старых норм были принципиально переделаны. Судебник состоит из трех частей:

— о суде центральном (ст. 1-36);

— о суде провинциальном, наместническом (ст.37-44);

— нормы материального права: о наследстве, договорах, о холопстве, о переходе крестьян (ст. 46-55 с добавочными ст. 67-68).

Судебник 1550 года называют Царский судебник (текст документа впервые опубликован в 1768 году в Татищевской обработке). Основным его источником является Судебник 1497 с дополнениями Великого князя Василия Ивановича и новыми узаконениями самого Ивана Грозного. Сравнивая Судебники следует отметить несколько принципиальных различий. Во-первых, в документе 1550 года статьи дополняются разъяснениями о последствиях нарушения закона. Во-вторых, Судебник 1550 года разделяет некоторые постановления предыдущего, создавая из одной статьи несколько. В третьих, в Судебнике 1550 года более 30 новых статей: о холопстве, кабале и праве родового выкупа; о силе действия и порядке составления законов; об участии старост и целовальников в наместническом суде.

В июле 1648 года царь, Боярская Дума, верхи духовенства приняли решение о необходимости согласовать между собой все источники действующего права и, дополнив их новыми постановлениями, свести воедино.

Принятия нового Уложения требовала и общая обстановка в стране, связанная с обострением антифеодальной борьбы. Усиливались противоречия между различными группами населения, дворянство и горожане выдвигали правительству свои требования, надеясь на их удовлетворение. Проект нового Уложения было поручено составить комиссии из бояр во главе с князем Н.И. Одоевским. Для рассмотрения и утверждения Уложения был созван Земский собор, который завершил свою работу в 1649 году. Соборное уложение — это первый печатный сборник законов России, разосланный в отраслевые и местные органы власти.

Основные источники:

— Судебники и указные книги приказов;

— Стоглав;

— царские указы;

— решения Земских соборов;

— решения Боярской думы;

— византийское и литовское законодательство.

Соборного уложения состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. По содержанию его можно разделить на несколько частей:

— государственное право (I-IX глава);

— устав судоустройства и судопроизводства (X-XV глава);

— вещное право (XVI-XX глава);

— уголовное уложение (XXI — XXII глава);

— добавочная часть; о стрельцах и казаках; питейный устав (XXIII- XXV глава).

4- й период. Основным источником права являются законы, издаваемые государством в форме:

В XVIII веке закон окончательно признан основным источником права. Устанавливается понятие о законе, способах его возникновения и действия. Формула «государь указал, а бояре приговорили» в эпоху правления Петра I полностью потеряла свое значение, и закон теперь воспринимается как воля государя, правильно объявленная. В практику вошло и печатание законов, они читались в церквях, тексты законов помещались на видных местах. Устанавливалось, что закон обратной силы не имеет, а право толкования закона предоставлялось Сенату.

И Петр I и Екатерина II требовали от закона четкости и ясности изложения. Но в петровском законодательстве более всего нашло отражение его пристрастие к западным образцам. С царствования Петра наступает новый этап влияния римского права на прово российское, но теперь оно приходит со стороны Европы. И в названии правовых актов, и в терминах, используемых в законах, русские определения встречались скорее как исключения.

Петр верил в силу закона, во время его правления законы издавались по любому поводу. Но для абсолютной монархии становится характерным отраслевая дифференциация законодательства.

5- й период. Основная отличительная черта — сведение всех существующих законов воедино. Попытки кодификации права предпринимались с XVIII века, но успехом не увенчались. При Николае I начинает активно работать второе отделение СЕИВК и его работа становится успешной благодаря деятельности М.М. Сперанского. Первоначально он приступает к созданию Полного собрания законов, которое включало все нормативные акты со времен Соборного уложения. Принцип составления этого собрания был хронологическим, оно составило 40 основных томов и 6 томов приложения (1830 год).

В 1832 году был опубликован Свод законов Российской империи (введен в действие в 1835 году). Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книг. Материалы располагались по системному принципу (соответствовали отраслям права). Право делилось на публичное (государственные законы) и частное (гражданские законы).

Законы

К государственным законам относились также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

6- й период. Для этого этапа характерно:

— переиздание Свода законов;

— создание крупных уголовных кодексов — Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 год), и Уголовного уложения 1903 года;

— утверждение в новой редакции Основных законов Российской империи (апрель 1906 года);

— в связи со свержением императорской власти (Февраль 1917 года) основными формами законодательных актов Временного правительства стали: положения, воззвания, декларации. Были отменены Основные законы Российской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *