Каноны

канон

Канон Кано́н — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

канон

I м.
1.Непреложное правило или положение какого-либо учения, какой-либо теории. отт. То, что твердо установлено, принято за образец.
2.Совокупность установленных церковью правил, связанных с вероучением, обрядами, нравственными основами христианской жизни и возведенных в закон.
3.Свод книг религиозного содержания, признаваемых в христианстве как содержащие Слово Божие и потому включенных в Священное Писание. Ant:апокриф
4.Церковное песнопение, обычно состоящее из 9 частей, прославляющее какое-либо евангельское событие или какого-либо святого, а также посвященное какому-либо празднику. II м.Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами как форма многоголосной музыки.

канон

( гр. kanon правило,предписание)
1) правило, положение какого-л, направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым;
2) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью;
3) в искусстве — совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом;
4) в музыке: а) муз. форма, в которой все голоса исполняют одну н ту же мелодию, но начинают её разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации
3); б) большая хоровая композиция (в православной церкви).

канон

м.
1) а) Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п. б) То, что твердо установлено, принято за образец. в) То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.
2) Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.
3) Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.
4) Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

канон

муж. , церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях. | Типографское печатальные буквы, набор. | Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник муж. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица , начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско-католичический соборный священник. Канонища, римско-католическая монахиня. Канонист муж. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация жен. действие это.

канон

[
1. правило, положение какого-л, направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым;
2. догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью;
3. в искусстве — совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом;
4. в музыке: а) муз. форма, в которой все голоса исполняют одну н ту же мелодию, но начинают ее разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации
3); б) большая хоровая композиция (в православной церкви).

канон

кан`он, -а

канон

правило, непреложное положение какого-нибудь направления, учения Lib Эстетические каноны классицизма. канон церковное установление, правило Lib Религиозные каноны. канон церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника Spec Пасхальный к.

канон

в изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических норм , господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом. — форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга). — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-
6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. («Великий канон» Андрея Китского). — (канун) , струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении. — (от греч. kanon — норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер:
1) библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;
2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;
3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

канон

канон м.
1) а) Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п. б) То, что твердо установлено, принято за образец. в) То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.
2) Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.
3) Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.
4) Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

канон

канона, м. (греч. kanon).
1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.).
2. совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (искус.). Романтики были разрушителями классического канона.
3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т. наз. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.
4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-н. писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (нов. лит.). Пушкинский канон.
5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.
6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. имитация в 3 знач.; муз.).

канон

канон, -а

канон

правило, положение какого-либо направления, учения, а также то, что является традиционной, обязательной нормой установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат список, собрание религиозных книг, признанных церковью в качестве священного писания церковное песнопение в похвалу святого или праздника повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами инструмент, служащий для точного построения музыкальных интервалов (звуков заданной высоты) путём фиксации различных длин звучащей части возбуждаемой щипком струны столик в православном храме для заупокойных свеч совокупность произведений, признаваемых аутентичными для той или иной вымышленной вселенной (в отличие от фанфиков, додзинси, ремейков, экранизаций и т. п.)

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?

На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.

Содержание

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).

Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Что в таком случае стоит прочитать мирянину? Где он может узнать о своих правах и обязанностях в Церкви?

В последние годы неоднократно переиздавался прекрасный курс лекций по каноническому праву протоиерея Владислава Цыпина. Если говорить об ознакомлении с источниками, следует начать с изучения уже упоминавшейся выше «Книги правил». Современные нормативные акты нашей Поместной Церкви (например, ее Устав и различные частные положения) публикуется на ее официальном сайте patriarchia.ru, а пять лет назад Издательство Московской Патриархии приступило к публикации многотомного собрания документов Русской Православной Церкви.

Давидова М. Г., Е. Шлычкова

* Для свободного творчества в области иконописных приемов; «псевдоикона XX в.»

Главной профессиональной задачей современного иконописца при создании новых произведений церковного искусства является выбор прототипа будущей работы. Выбор художественного ориентира может ограничиваться вопросом стилизации (например, частичное подражание – подражание в некоторых деталях – греко-балканским памятникам XIV в. или образцам живописи польско-украинского барокко и т. д.). Возможно и точное следование оригиналу, когда современный художник стремится к созданию копии известной чудотворной иконы или иного произведения древнего или близкого нам по времени церковного искусства. Третий путь создания иконописного образа, когда художник, имея перед собой образец и работая в рамках канона, пишет новое произведение, не отступая от соборного опыта Церкви, доступен не всем современным иконописцам. Последний творческий метод особенно характерен для иконописцев прошлого. Первый (внешнее подражание или стилизация) – явление нового времени. Второй способ работы с прототипом или оригиналом широко используется в церковной живописи разных эпох.

Круг данных вопросов актуален не только для иконописца, но и для реставратора традиционной церковной живописи. Например, для метода «возобновления» иконописи XVIII – первой половины XIX в. характерно свободное отношение к оригиналу, когда древние памятники могли «исправляться» «в духе академической живописи» или поновляться при помощи «стилизованной записи в древнерусском духе». То есть в данном случае реставратор создает новое произведение искусства, используя прием стилизации. При этом мастер не старается воспроизвести стилистику прототипа, но пытается подчинить «реставрируемое» произведение стилю своей эпохи, ее «эстетическим вкусам». Концепция церковно-археологической реставрации, которая формируется уже во второй половине XIX в., предполагает, согласно Н. В. Покровскому, «точное восстановление утраченных или поврежденных частей иконы в том виде, в каком она вышла в первый раз из иконописной мастерской». Понятно, что при значительных утратах красочного слоя древней живописи «точное восстановление» было возможно лишь при глубоком научном исследовании, которое вело к тому, что реставратор, подобно древнему иконописцу, творил нечто новое в рамках средневекового живописного канона, как бы стремясь подражать не букве, а духу старинной живописи и воссоздавать ее во всей полноте в том виде, в котором она никогда «реально не существовала».

Копирование древнерусской живописи, создание полных картограмм храмовых росписей можно назвать одним из современных методов сохранения церковной живописи, важным принципом отечественной реставрационной школы.

В свете всего сказанного понятно, что современный иконописец или реставратор, в отличие от художников прошлого, всегда поставлен в ситуацию выбора, результатом которого должен быть творческий метод, основанный на традициях или, напротив, новаторский в смысле техники или формальной стороны исполнения иконы. Инструментом этого важнейшего выбора для современного иконописца должно стать нравственное чувство. Причем понятие «нравственности» для иконописца должно основываться не на свободных душевных интуициях, а на соборном духовном опыте Церкви. В этом случае, любой творческий метод, выбранный художником, не будет препятствовать созданию настоящей иконы.

1. Итак, нравственный аспект иконописания – важная проблема современного церковного искусства. Традиционно принять различать понятия «нравственный» и «моральный», хотя в богословских сочинениях они зачастую выступают как синонимы. Слово «нравственный» в русском языке происходит от «нрав». Интересно, что греческое «нрав» — «τροπος» — слово многозначное, применяемое в различных сферах жизни и искусства. «τροπος» — образ мыслей и чувствований. В музыке – это лад, мелодия. В литературе – оборот речи, способ выражения, стиль. Хотя «нрав» не есть «тропос», для иконы «нравственное» в какой-то степени оказывается связанным с греческим понятием «тропоса» в его последнем значении, так как нравственное в иконе проявляется в средствах выражения и стилистике. Выбор термина «нравственный» для данного исследования обусловлен тем, что нравственное, согласно общему определению, принятому в этике, раскрывается через понятие «нормы». Для иконы норма – это канон.

2. Иконописным каноном в широком смысле можно назвать часть церковного Предания. «Он содержит в себе некое церковное видение образов божественного мира, выраженное в формах и красках, в образах искусства, свидетельство соборного творчества Церкви в иконописи». При этом канон в иконе – это «не внешний закон,… но внутренняя норма». Данное определение канона характеризует его в нравственном аспекте как соборное художество Церкви, как «внутреннюю норму», обладающую творческим потенциалом, не косную, но подвижную. Канон характеризуется вариативностью в рамках традиции.

Таким образом, раскрытие нравственного аспекта в иконописи есть исследование действия традиционного канона в живописи. Иными словами, нравственный опыт Церкви проявляется на уровне выразительных средств иконы как канон. Можно сказать, что в более узком значении слова канон – это набор традиционных выразительных средств иконописного изображения. Среди таких выразительных средств можно назвать особые способы передачи пространства и времени в иконе. Пространство и время церковного образа литургичны, то есть погружены в Вечность, где нет ни пространства, ни времени в земном значении. Пространство в иконе передается средствами обратной или «сферической» перспективы и организуется при помощи нескольких основных композиционных схем, имеющих символическое значение. Время передается при помощи особых формул движения – канонических жестов действующих лиц, а также символики цвета, соотносимой с символикой цвета православного богослужения. Таким образом, традиционные выразительные средства иконы или иконописный канон в узком смысле включает понятие обратной перспективы, символики цвета и композиционной формулы. Все эти принципы иконописного языка помогают сделать икону не простой картиной, а окном в потустороннюю реальность, инструментом духовного, нравственного возрастания человека.

3. Кроме традиционных (канонических) выразительных средств иконы нравственные основы проявляются в стилистике церковного образа, которая определяется не столько каноном, сколько местной художественной традицией, эстетическими взглядами той или иной эпохи или государственными идейными установками. Вопрос стиля в отечественном искусствоведении рассматривался на примере средневековых памятников в основном в контексте принадлежности той или иной региональной школе иконописания. Стилем в широком смысле слова можно назвать определенный фиксированный набор выразительных средств, обусловленный идейно-содержательной программой художественного произведения.

Стилистические особенности иконы не всегда бывают связаны с некой «идейно-содержательной программой», что в целом характерно для светского искусства, но – скорее – с местными (характерными для определенной эпохи) особенностями изображения пропорций фигуры, масштабного членения поля, портретного типа, общей концепции цвета и типа линии, качества рисунка (геометризм плавность; лаконизм (упрощенность) детализация, подробность (сложность)). Зависимость стиля иконы от идейно-содержательной программы выражается, например, в следовании определенному иконографическому изводу при создании списка чтимой иконы. Иногда сам способ изображения указывает на какие-то исторические события, связанные с почитанием того или иного образа или богословскими спорами.

4. Стилизация – явление Нового времени. Ее отличает от стиля неполнота воплощения той художественной системы, которая взята за основу в целях создания внешнего впечатления от той или иной (национальной) манеры. Если стиль – это подлинник, то стилизация – это имитация. Стилизация зачастую может строиться на эффекте «узнавания» зрителем знакомых деталей, но не затрагивать, например, композиционных принципов и пропорциональных основ изображения или его символики.
Подводя итог, можно сказать, что нравственные принципы Церкви определяют художественный язык иконы (ее формальную сторону) и ее внутреннее значение (содержание).

Кратко говоря, содержание иконы — это богословие в красках. Взаимосвязь между художественным языком и содержанием иконы через нравственные принципы может быть выражена схемой (см. Табл. 1).

Примечания:

1. В данном случае понятие «копирование» взято в положительном аспекте как творческий метод, а не как механический процесс, когда сердце «выключено» «из рождения иконы» и заменено «наметанным глазом и движением руки». Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998. С. 68.
2. Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987. С. 21 Далее: Бобров Ю. Г. История реставрации.
3. Там же.
4. Там же. С. 20.
5. Покровский Н. В. Памятники христианского искусства и иконографии. СПб., 1910. С. 334. Цит. по: Бобров Ю. Г. История реставрации. С. 29.
6. Последняя формулировка принадлежит архитектору-реставратору Виолле де Дюку, цитату из которого приводит Ю. Г. Бобров в своей книге о реставрации древнерусской живописи (С. 29).
7. Картограммирование древних фресок – это создание полных копий всех росписей исследуемого храма не в отдельных фрагментах, а целиком в форме разверток стен помещения, выполненных в цвете с точным учетом масштабных соотношений всех частей расписанного интерьера. Картограммирование входит в обязательную программу обучения в мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова. О картограммировании см.: Крылов А. К., Крылова О. Ю. Итоги работ по копированию и картограммированию фресок XVI в. церкви Св. Троицы в селе Большие Вяземы // Троицкие чтения 1997. Сб. научных исследований по материалам конференции. Большие Вяземы, 1998. С. 22 – 33, 148.
8. О принципах копирования монументальной живописи, разработанных Л. А. Дурново, Т. С. Щербатовой-Шевяковой, В. В. Сусловым см.: Хоренко Д. А. Исследователь-копиист фресок Т. С. Щербатова-Шевякова и метод научного копирования Л. А. Дурново // Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа «Храм». (к 150-летию со дня рождения Н. П. Кондакова). Сборник материалов (ноябрь 1993 – июнь 1994). Вып. 6.СПб., 1994. С. 78 – 87. Далее: Программа «Храм». Вып. 6. Пивоварова Н. В. В. В. Суслов как организатор исследования и копирования памятников древнерусской монументальной живописи // Программа «Храм». Вып. 6. С. 89 – 97. Среди важнейших принципов копирования фресок можно назвать, согласно В. В. Суслову, факсимильную точность и целостность, когда копирование ведется «не отдельными фрагментами, но целиком, во всем сохранившемся объеме и в натуральную величину». Пивоварова Н. В. Указ. соч. С. 93.
9. Когда средневековый иконописец руководствовался древними образцами или брал за основу голландскую Библию, изданную в Амстердаме, его «выбор» не осознавался как творческий акт, потому что и в том и в другом случае он имел дело с «подлинником».
10. В иконе форма так тесно связана с содержанием, что их не возможно разделить. Внешние изменения древнего канона влекут за собой изменение внутреннего смысла образа; и наоборот — отпадение от соборной творческой силы Церкви ведет к секулярному перерождению самих художественных принципов. Когда современный художник решается что-то видоизменить во внешнем, он, безусловно, касается внутреннего. При этом степень радикальности творческой новации может быть разной – от этого и зависит художественный подход современного мастера.
11. Основанием морали является религия. В искусстве моральное выступает как эстетически прекрасное. Нравственное (от слова «нрав») связано с установками общества. «Нравы» — это обычаи, имеющие нравственную ценность и поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Норма – одна из наиболее простых форм нравственного требования. См. об этом: Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М., 1981.
12. См., например: Булгаков С. Н. Религия и мораль // Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 45 – 50. О. Сергий Булгаков ставит нравственные веления совести ниже опыта богообщения святых, так как нравственность предполагает наличие закона, «греховное раздвоение, борьбу добра и зла в человеке», а святость «находится уже «по ту сторону добра и зла» и является живой нормой Царствия Божия». Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 46.
13. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. Репринт V – го изд. 1899 г. М., 1991. С. 1259.
14. Русский литературоведческий термин «троп» связан с этим последним значением слова «нрав» в греческом языке: оборот речи, способ выражения, стиль.
15. О каноне см.: Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977. с. 145 – 146; Православная икона, канон и стиль. М., 1998. с. 167 – 175; 73.
16. Булгаков С. Н. Икона ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства XVI – XX вв. Антология. Вып. I. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1993. С. 287. Далее: Философия русского религиозного искусства.
17. Там же. С. 289.
18. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. О литературном восприятии пространства и времени // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Тр. XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8 – 15 авг. 1991.) и др. материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа / Под ред. К. К. Акеньтева. СПб., 1995. С. 1 – 10. См. также: Данилова И. Е. О категории живописи кватроченто // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. (Работы разных лет). М., 1984. С. 75 – 90.
19. Об обратной перспективе см.: Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб., 1993. Раушенбах Б. В. Пространственное построение в древнерусской живописи. М., 1975. На примере искусства нового времени явление сферической перспективы рассмотрено в ст.: Даниэль А. М., Даниэль С. М. Запад и Восток в творчестве Н. С. Петрова-Водкина // Советское искусствознание: Искусство ХХ в. Вып. 25. М., 1989. С. 131 – 146.
20. См. об этом: Данилова И. Е. О сюжетной и композиционной роли жеста в живописи Средних веков и Возрождения // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. (Работы разных лет). М., 1984. С. 65-74.
21. Священник Павел Флоренский. От образа к Первообразу // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998. С. 160 – 167.
22. См., например: Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История рус. Иск. / Под. Ред. И. Э. Грабаря. Т. II. М., 1954; Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // Там же. Т I. М., 1953. Или статьи к каталогам: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. St. Petersburg. S. a. . Г.К. Вагнер считает, что понятие стиля, включая понятие художественной школы, одновременно стоит над ним, так как стилистические различия касающиеся произведений одного и того же региона различаются, в зависимости от эпохи. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. С. 57-58.
23. Ротенберг Е. И. Литература по вопросу стиля в изобразительном искусстве достаточно обширна. Общее определение стиля для разных видов искусства см., например, в кн.: Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971. С. 40 – 41.
24. Например, изображение Богоматери и Христа в великолепных царских облачениях зачастую было связано с победой над еретиками, отрицавшими Божество Христа и достоинство Богоматери (Эфесский собор, 431 г.).

Что означает имя Конон: «остряк».

Происхождение имени Конон: латинское.

Разговорные варианты имени: Кона, Коня, Коняша, Кононка.

Имя «Конон» на английском (перевод): Conon.

Значение имени для мальчика

Конон с первого взгляда кажется спокойным, уравновешенным и веселым. Но эта кажущаяся видимость скрывает постоянное возбуждение значения имени. Достаточно пообщаться с мужчиной по имени Конон подольше, чтобы открыть его серьезность, беспокойство и темперамент холерика.

Характер имени Конон

Положительная характеристика имени: Конон стремится к стабильности, позволяющей человеку преодолеть его животную природу и подняться на более высокую ступень духовного совершенства. Он может быть удивительно проницательным.

Отрицательная характеристика имени: По природе Конон — экспериментатор, но при этом может ставить эксперименты на окружающих его людях и, не задумываясь, калечить их души, рушить счастье, лишать достатка.

Судьба имени Конон в любви и браке

Имя Конон просто рожден для того, чтобы жить, дополняя и уравновешивая кого-нибудь. Он стремится к созданию крепкой семьи.

Совместимость с женскими именами

Женские имена, подходящие Конону:

Удачен брак имени с Беатой, Геллой, Вандой, Евой, Ингой, Кирой, Флорой.

Неудачная совместимость имен:

Сложные отношения имени вероятны с Брониславой, Гулией, Дианой, Эммой.

Таланты, профессия, карьера

Выбор профессии: Значение имени Конон имеет развитой интеллект, он очень прозорлив и предусмотрителен, наделен качествами дипломата, юриста. Под внешней замкнутостью мужчина с именем Конон таит в себе характерную для этого имени потребность в поддержке и союзничестве.

Благосостояние: имя Конон — настоящий эстет, стремящийся находить прекрасное во всем, даже в самых отталкивающих сторонах действительности. Для него хорошо то, что изысканно и элегантно, и на это значение имени не жалеет денег.

День ангела Конона: Имя Конон трижды в году отмечает именины:

  • 18 (5) марта — Св. мученик Конон Исаврийский обратил много язычников ко Христу; молитвами исцелял больных — особенно оспою. После мучений за Христа скончался во II в. Св. мученик Конон-градарь (огородник) — скончался за Христа в III в.
  • 18 (5) нюня — св. мученик Конон, римлянин; утоплен в море язычниками.

Приметы: Св. Конону Исаврийскому возносят молитвы об исцелении от оспы. 18 марта, на Конона-огородника, начинают копать огороды, хотя бы и снег лежал, тогда овощей будет много. Если на Конона вёдро, то града летом не будет.

Талисманы Конона

  • Зодиак — Близнецы
  • Планета — Солнце
  • Цвет Конон — белый
  • Благоприятное дерево — омела
  • Заветное растение — лопух
  • Покровитель имени Конон — сорока
  • Камень-талисман Конон — топаз

Знаменитости с именем Конон

  1. Конон Никитич Зотов (1690- 1742) — деятель Петровской эпохи. В 1704 г., четырнадцати лет от роду, был отправлен Петром Великим учиться за границу и практически проходил морскую науку частично на английских, частично на голландских кораблях. Позднее служил в Адмиралтействе.
  2. Конон Молодый — советский разведчик.

Склонение имени по падежам

  • Именительный падеж: Конон
  • Родительный падеж: Конона
  • Дательный падеж: Конону
  • Винительный падеж: Конона
  • Творительный падеж: Кононом
  • Предложный падеж: Кононе

Словарь бизнес терминов

Канон — правило, традиция, то, что приняло форму закона, стало общепринятым.

Словарь БСЭ

Канон — в изобразительном искусстве — система стилистических ииконографических норм — господствующая в искусстве какого-либо периода илинаправления; произведение, служащее нормативным образцом.

Канон — форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации -проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосевступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяетсякак элемент других форм (фуга).

Канон — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимнасложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называетсяирмосом, остальные (4-6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в.(«»Великий канон»» Андрея Китского).

Канон — (канун) — струнный щипковый музыкальный инструмент; типтрапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока,Армении.

Словарь Даля

Канон — м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого…

Словарь Ожегова

Канон — Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника Spec

Канон — Правило, непреложное положение какого-нибудь направления, учения Lib

Канон — Церковное установление, правило Lib

Словарь Городов

Канон — деревня, местоположение Джорджия, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Атенс, Джонс Крик, Розуэлл, Санди-Спрингс, Атланта, Эшвилл,…

см. также морфологический разбор слова «канон».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *