Каноны иконописи


Византийский иконографический канон
Канон — совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь «художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев» (П.Флоренский).
Византийский иконографический канон регламентировал:

  • круг композиций и сюжетов священного писания
  • изображение пропорций фигур
  • общий тип и общее выражение лица святых
  • тип внешности отдельных святых и их позы
  • палитру цветов
  • технику живописи.
  • Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.

    После завершения периода «иконоборчества» вопрос создания художественных средств для воплощения «святости» стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.

    Результатом этих исканий стали следующие установки:

    Техника иконописи
    В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской.
    Техника станковой живописи была такова:
    На доску (в Византии — кипарисовую, на Руси -сосновую или липовую) или холст («поволока») наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела («левкас»), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера).Поверх красочного слоя наносили защитный слой(закрепитель) — олифу, лак. Обрамление иконы -Оклад — выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
    Пропорции фигур
    Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
    Тип лица и выражение
    Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот — мелкими (нос — с горбинкой),
    глаза — большими, миндалевидными. Взгляд — строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
    Внешность и поза
    Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия — темноволосым с длинной заостренной бородой.
    Иконография Богоматери. Иконография Христа
    «Уплощение» -игнорирование линейной перспективы.
    Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к
    телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся
    двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком «осязаемую» поверхность заменяется на сухую и строгую темперу.
    Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурном фоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзаж исчезает и уступает место фону, а
    пустое пространство заполняется надписями — именем святого, словами божественного писания.
    Линейная перспектива античности («прямая» перспектива) была утрачена. Ее место заняла т.н. «обратная» перспектива (когда линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя).

    Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку.
    Палитра цветов, игнорирование светотени.
    Фон иконы (т.н. «свет») символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века «О небесной иерархии» (например, золотой -Божественный свет, белый — чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый — юность и бодрость, красный — знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери — мафорий -писали вишневым (иногда — синим или лиловым),платье богоматери — синим. У Христа наоборот плащ- гиматий — синий, а хитон — рубаха — вишневая.
    Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги).

    Кроме того, был определен.
    Круг сюжетов священного писания и круг композиций,
    допустимых в иконописи.

    Благодаря этой системе условностей возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы «иконоборчества» не прошли даром — они привели к созданию нового вида искусства.

    И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать?

    Первоисточники были, такие иконы называют первоявленными». Каждая «первоявленная икона» — результат религиозного озарения, видений, видений. Но если отвлечься от религиозной терминологии и посмотреть на вещи проще, без мистики — «первоявленные» иконы -это великие произведения неизвестных средневековых гениев, действительно достойные подражания. На первой из приведенной иллюстраций- икона «Христос-Пантократор»монастыря Святой Екатерины (Афон), выполненная в технике энкаустики.
    Икона создана в VI веке — задолго до оформления канона. Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора в основном пишут именно так.

    Конечно, в рамках любого канона допустимы некоторые вариации. Видение иконописца — это трактовка канонического изображения на основесобственног о духовного опыта (таланта).

    Однако, талант — вещь штучная, а потребность в иконах была велика. Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе на то способности — от монахов до митрополитов. Конечно, далеко не все изографы обладали,обладают и сегодня духовным зрением (проще говоря, талантом). Вот им-то и нужен был в первуюочередь канон для рабского копирования чужих произведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил Флоренский, «в канонических формах дышится легко». На них «ломались» лишь «ничтожества и заострялись настоящие дарования». Поэтому канон для мастера не оковы, а скорее рыцарские доспехи.

    Вглядитесь в эти лица («лики») и
    согласитесь, что Фаворский был прав.


    14

    Тема реферата

    Виды портрета.

    «Классический камерный портрет»

    Введение

    1. Портрет как жанр изобразительного искусства

    2. Параметры, которые может передавать портрет

    3. Классический камерный портрет

    4. Портреты моей семьи

    5. Заключение

    5. Список литературы

    Введение

    Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства.

    Искусство портрета появилось в глубокой древности. Портретные изображения в Древнем Египте, поражающие своей правдивостью, имели определенный культовый смысл. Например, древние египтяне считали портретное изображение посмертным жилищем души человека. Воспевание красоты человека, силы его характера отразилось в портретном искусстве эпохи возрождения и появилось в особой значительности в портретных образов Леонардо да Винчи, Тициана, Альбрехта Дюрера. Гольбейна Младшего и других художников.

    Портрет в изобразительном искусстве это особый жанр, задачами которого является передача с помощью художественных средств внутреннего мира личности, ее индивидуальных способностей. Художник в портрете передает свое видение мира, открывает для зрителей его мир нравственных переживаний, чаяний, надежд.

    Из истории портрета становится ясно, что на протяжении многих веков портрет изображал суть той эпохи, в которую он был создан. Но не только эпоха влияет на содержание портрета, на первом месте всегда остается художник и его замысел.

    Цель моей работы:

    • исследовать типы и виды портрета, разобрать на примерах

    • проанализировать портреты из домашней коллекции.

    1. Портрет как жанр изобразительного искусства

    Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Портрет – это не просто изображение человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное исследование психологии личности, внутреннего мира портретируемого. Специфические особенности художественно образных средств в портретном жанре, его закономерности и формы вырабатывались в процессе исторического развития.

    Главная задача портрета – создание конкретного образа человека, передача его характерных особенностей, что требует от художника прежде всего глубокого проникновения в личность изображаемого человека.

    Необходимость передачи индивидуального сходства определяется самим фактором существования портрета, вне сходства не может быть портрета как самостоятельного жанра.

    2. Параметры, которые может передавать портрет

    В искусстве существуют различные типы и виды портрета. Они отличаются друг от друга по стилю, цветовой гамме, параметрам, особенностям нанесения красок, пропорциям и строению.

    В портретном жанре существуют различные типы композиции.

    Данная классификация подразумевает следующие пункты:

    • портрет головной (на нем изображается только голова человека);

    • погрудные портреты или бюсты (человек нарисован или слеплен до груди);

    • изображения людей по пояс; рисунок, который показывает нам человека до колена;

    • наконец, картины во весь рост.

    Если рассматривать виды портретов с точки зрения угла поворота модели, которая изображается, то выделим следующие пункты. На портрете человек может быть обращен к нам лицом – это фас. Его лицо или фигура может быть повернута к нам в три четверти или же находиться боком к зрителям – это профиль. Возможен ракурс разворота тела в три четверти. Редко в живописи встречаются портреты, где человек повернут к нам спиной. Во всех этих случаях главным критерием портрета является максимальное сходство модели, которая позировала, с результатом, который получился на холсте творца или в его скульптуре. Это произведение искусства должно максимально передавать не только статичные черты лица и пропорции, но и эмоциональную ауру того, кто изображается.

    «3/4» «Фас» «Профиль»

    Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
    Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизми т.д.
    Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

    К. Брюллов
    Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

    Йозеф Карл Штилер

    «Групповой портрет семьи герцога Йозефа Саксен

    Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.

    В. Серов

    Портрет, Артистки, М.Н. Ермоловой

    Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

    Б. Рубенс

    Портрет Изабеллы

    Костюмированный портрет- портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».

    Александр Вахрамеев

    Фигура девушки в украинском костюме

    Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

    Жан-Марк Натье

    Портрет Екатерины I

    Парадный портрет — портрет, который, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный (реже встречается тронный), конный, в образе полководца (военный). Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

    Диего Веласкес копия оригинала Рубенса,

    «Конный портрет Филиппа IV»

    Парные портреты — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.

    Сезаре Аскуа.

    Затруднительный момент

    Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).

    Э. Милле

    Портрет Уайетта

    Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

    В. Гусев

    На Прогулке

    Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

    Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем»

    Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

    Отдельно хочу выделить классический камерный портрет, потому что у нас дома есть несколько портретов.

    Известными представителями портретистами являются такие художники, как Боровиковский Владимир Лукич, Брюллов Карл Павлович, Гау Владимир Иванович, Кипренский Орест Адамович, Крамской Иван Николаевич

    3. Классический камерный портрет.

    Это поясной или бюстовой портрет, классические схемы света и позы рук, корпуса и головы.

    Виды камерного портрета, рождённые необходимостью современности.

    Концептуальный портрет. В основе — идея, человек предстает в необычном образе, как символ этой идеи.

    Романтический портрет.

    Романтический образ, шали, платки.. Все для создания образа романтического и нежного.

    Представительский (имиджевый) портрет. Пожалуй, достаточно новый жанр в изобразительном творчестве, востребованный публичными людьми. Он призван демонстрировать человека (в лучшем свете), подчеркивая все его положительные качества и при этом отражая характер его деятельности, взглядов или убеждения. Чаще всего это поясной портрет. Такой портрет просто необходим каждому известному политику или руководителю компании, по чьим фотографиям люди складывают о нем свое мнение.

    Корпоративный портрет. Портреты сотрудников компании в студии или на рабочем месте. Для буклетов, постеров, журналов.

    Жанровый портрет. Портрет человека в привычной для него обстановке или на рабочем месте.

    Репортажный портрет. Как память о каком-либо событии, человеке.

    Натурный портрет. Тот же портрет, но выполненный на открытом воздухе без привлечения искусственных источников света.

    Свадебный портрет

    4. Портреты моей семьи

    Научно-технический прогресс оставил художников практически без работы. В каждом доме есть портреты всех членов семьи, но выполнены они не кистью и маслом, а сделаны легким нажатием на кнопку фотоаппарата. А между тем как было бы прекрасно провести гостей вдоль стены с самыми настоящими произведениями живописи, на которых изображена вся семья.

    В нашем доме есть портреты всех членов семьи, даже нашей любимой собаки. Автор портретов Ермолаев Александр Николаевич. Александр Николаевич является преподавателем нашей школы искусств, но не только, еще он Член Союза художников России. Заслуженный работник культуры России.

    Наш педагог — конечно же, лирик. Это человек прекрасной души, добрый и обаятельный. Даже не зная его лично, можно плениться теплой энергетикой созданных им произведений.

    Заключение

    Завершая работу можно прийти к выводу, что в живописи портрет – самостоятельный жанр, призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретная живопись должна показать характер человека, отразить его внутренний мир, передать его эмоциональное состояние. Человек на картине, портрете должен быть изображен в естественной и привычной для него атмосфере, в характерной именно ему позе.

    Список литературы

    1. Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета / М.В. Алпатов. – М.-Л., 1937.

    2. Андроникова, М. Об искусстве портрета / М. Андронникова. – М., 1975.

    Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

    Немного из истории написания раннехристианских икон

    С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками. Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства. Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

    Легенда возникновения первой иконы

    Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

    Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

    Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

    Первый мастер иконописи

    Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

    К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

    Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

    На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным. Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя. А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

    С серидины 90-ых годов началось масштабное строительство храмов и церквей. Люди вновь получили возможность верить в Бога открыто. А в художественных институтах открылись кафедры «сакрального искусства». Государство разрешило художникам официально писать иконы и расписывать стены святых сооружений. Какие это художники? Кто имеет право писать иконы? Какими личностными характеристиками должен обладать иконописец? Имеем ли мы право молиться его иконам? Имеем ли мы право молиться в современных храмах? Что это за храмы и чем они отличны от храмов времени Андрея Рублева? Чем является икона — духовным посредником между человеком и Богом или идолом, запрещенным Библией?

    Эти вопросы уже несколько столетий обсуждаются учеными, священниками, искусствоведами и художниками. Больше тысячи лет богословы и миряне не могут найти точек пересечения в ответах на столь важные вопросы относительно Духовности Человека.

    Выходит что на мой вопрос нет однозначного ответа.

    В переводе с греческого икона означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой.

    Л.А. Успенский в книге «Богословие иконы» пишет: «Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной Крестной жертвы Спасителя».

    Икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

    Для православного христианина любые душевные чувства являются формой проявления страстей, с которыми Церковь ведет постоянную борьбу.

    Восприятие иконы не должно давать простор образному мышлению и фантазиям. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». В соответствии с этой идеей образ Личности (ипостаси) есть действительно сама Личность, хотя и не тождественен ей, и имеет иное естество (дерево и краски).

    Поэтому искусство иконописи чаще всего было анонимным, мастера, как правило, не подписывали своих имён на иконах, поскольку в силу традиционности и жёсткой канонизированности этого особого искусства, произвольный полёт фантазии иконописца был абсолютно недопустим.

    Если в иконе нарушены каноны, тогда, в лучшем случае, она становится живописным произведением на религиозную тему, которое пробуждает душевные чувства.

    Первый вывод: Икона должна удовлетворять каноническим и иконографическим требованиям и не должна пробуждает душевные чувства,- думаю, что я могла бы соблюсти эти требования.

    Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями,…, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

    Однако в сельских хатах зачастую находились так называемые народные иконы, писаные непрофессиональными иконописцами-«богомазами», которые хоть и брали за образец икону церковную, не во всем придерживались буквы канона и вносили в произведения что-то свое, индивидуальное, старались сделать икону привлекательной и полностью понятной относительно тематических и сюжетных задач. Официальная церковь осуждала искусство народных иконописцев, называла народные иконы такими, которые «неуклюже писаны», время от времени активизировала борьбу с ними и их творцами.

    На сегодняшний день ситуация в области сакрального искусства кардинально отлична от старокиевской. Годы советской власти оставили неизгладимый отпечаток в судьбах современных иконописцев, родившихся в советских семьях. Люди, открывшие в художественных академиях кафедры сакральных искусств, также выросли при советской власти и коммунистическом режиме. Поэтому воистину сакрального, духовного в современных иконах мало.

    Университетские кафедры святого письма предназначены для обучения не монахов, а обычных мирских мастеров.

    Все художники-иконописцы являются студентами своего времени, у всех есть личная жизнь — парень или девушка, муж или жена. Они так же, как все нормальные люди целуются под луной и ходят на свидания. Все испытывают время от времени негативные эмоции — зависть, страх, ревность.

    Но им в большей степени присуще чувство борьбы со своим негативом. Они больше, чем другие люди стараются держать себя в руках, быть позитивно направленными для общения. Трудно найти хоть кого-то в современном мире сакрального искусства, кого можно было бы назвать святым человеком, который пишет иконы исключительно одухотворенные, истинные образы явлений Божественного, Святого Духа.

    Многие современные монахи, возможно, и претендуют на звание святых людей, но они не имеют достаточно художественного вкуса и мастерства, благодаря которому на полотне может получиться во истину одухотворенный шедевр.

    Также трудно найти в современном мире воистину святого, одухотворенного зрителя, способного воспринимать правильно художественную красоту.

    Надо сказать, что в настоящее время культуру иконописи все чаще вытесняет типографская продукция. Иконы никогда не были дешевыми, люди подолгу копили на них деньги. Конечно, и бумажная икона бывает чудотворной, но из механически отпечатанного образа уходит жизнь, уходит молитва, теряется литургический смысл иконы.

    Таким образом, поскольку наша жизнь очень далека от идеала, на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, современный иконописец и желающие стать таковыми, равно как и желающие вышивать иконы должны стремиться к этим требованиям, быть действительными, а не номинальными членами Церкви.

    Написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон обязательно должен быть поставлен на рассмотрение духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

    Второй вывод: Получение благословения духовника на написание иконы является обязательным, а это возможно лишь при соблюдении иконописцем всех установлений Святой Православной Церкви, — поскольку я не посещаю церковь и не соблюдаю пост, то и не уверена что смогу получить такое благословение.

    Понятно, что каждая цивилизация имеет собственные хронологические, географические и другие ориентиры. И если у нас та или иная церковь – сакральный храм, то старая хата – храм экзистенциальный (существующий в быту), а народная икона была доминантой чарующего мира хаты. И проблемы бытия, инобытия фокусируются на иконе как субъекте умозрительности цивилизации. Поэтому схема духовной реализации приобрела со временем такой вид: для иконописной школы – храм; для богомаза – хата.

    Народная икона одновременно является и этнокультурной, и христианской церковно-религиозной. Как считают многие исследователи, народная икона составляет объект молитвенно-исповедального откровения и в то же время оберег, фольклорный фактор защиты и просьбы.

    «В наши дни икона имеет универсальное функциональное предназначение. Она и «святой образ», и произведение искусства, а также объект коллекционирования и антикварной торговли», — утверждает художественный руководитель иконописного центра «Русская икона» Елена Князева.

    Конечно, ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, не получить от этого ничего. Также очевидно, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей.

    Под влиянием прежнего язычества, когда иконам молились, приносили жертвы, ждали от них милостей, называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу (супруги, чтобы не оскорблять божество, даже завешивали иконы полотенцем на время близости), почитание икон принимает порой и форму идолопоклонства.

    Как отмечают немало исследователей, в настоящее время у человека развивается потребительство относительно религии, традиция которую социальная структура трактует с позиции «что это нам дает». Исчезает интимность в молитвенном откровении, а икона, за редким исключением храмовой, превращается или на оберег, или на элемент интерьера. Такова неизбежная жертва потребностям модернизации общества.

    Третий вывод: участие в богослужении — основное назначение иконы, а потому она не должна быть накопителем Божией благодати, оберегом или элементом интерьера – я не планирую молиться своей иконе, тогда должна ли она быть иконой. Создавая у себя на даче интерьер в духе украинской хаты, хочу сделать там красный угол как элемент интерьера, а потому может ли там быть икона. Ответ очевиден мое произведение не должно и не может быть иконой, а потому у меня будет картина на религиозную тему.

    Религиозная картина отличается как от светской живописи, так и от иконы. Водораздел с последней пролегает в функции: религиозная картина никак не участвует в богослужении, в то время как для иконы это основное назначение. Именно поэтому икона предполагает освящение и почитание как реликвии, картина же остаётся вне богослужебной сферы.

    Однако религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального, ведь она изображает персонажей священной истории (Христа, апостолов, святых), её события (библейские сюжеты, эсхатологию) или мистическую сторону жизни человека. Сакральный сюжет может считаться чисто светским, безрелигиозным лишь в том случае, если его подача отрицает священное или низводит священное до обыденного (карикатура, атеистическая трактовка).

    В художественной жизни Российской Империи религиозная картина служила передаточным звеном между мастерской художника и церковными стенами: наиболее удачно разработанные христианские сюжеты, апробированные на холстах и выставках, переносились в интерьеры храмов, на иконы. Причём совершенно не обязательно это делал сам творец оригинала. Часто полюбившийся сюжет, выполненный мастером, копировался затем рядовыми живописцами в целом ряде церквей. Так происходило, например, с картинами Александра Иванова, Ивана Крамского, Василия Поленова.

    Четвертый вывод: религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального, а к священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание – думаю в моем доме уважительное отношение к картине написанной мною, не вызывает сомнений, и как знать может быть когда-нибудь ей еще предстоит стать иконой.

    ИТАК, если вы задумали купить, получить в подарок, написать или вышить икону, то вам есть над чем задуматься и думаю, что мой пост вам в этом поможет.

    А ответ на свой вопрос я нашла: ничто не мешает мне воплотить в жизнь свой творческий замысел и написать религиозную картину.

    И на последок мне захотелось привести очень трогательное стихотворение — цитату сообщения Ina-Ra:

    Мне после молитвы ЛЕГКО.
    Куда – то уходят волненья,
    Куда – то уходят сомненья,
    Куда – то совсем далеко…
    Мне после молитвы ТЕПЛО.
    В душе словно айсберги тают,
    И боль из груди улетает
    В открытое настежь окно…
    Мне после молитвы СВЕТЛО.
    Как – будто я вышла из плена
    Навстречу огромной вселенной
    И всё, словно сад, расцвело.
    Шлю после молитвы поклон
    Пред святостью славных икон.

    Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».

    Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

    Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».

    К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.

    Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.

    Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.

    Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

    Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.

    Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).

    Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3). Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).

    Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).

    Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).

    Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).

    Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).

    Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.

    На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).

    Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.

    Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.

    Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).

    В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).

    Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.

    На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.

    Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).

    Воины пишутся в доспехах, с копьем, мечом, щитом и другим оружием (рис. 14).

    При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).

    Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *