Карма философия

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияФилософиявопросы

1-15 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 556-565
256. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
• карма
257. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
• Конфуцием
258. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
• Будда
259. Имя основателя буддизма:
• Сидхартха
260. К древнеиндийским философским текстам относятся:
• Упанишады
261. К древнекитайским философским текстам относится:
• Дао-дэ-цзин
262. Какой тип общества соответствует восточному типу цивилизационного и культурного развития?
• Традиционное общество
263. Китайский философ, основатель даосизма:
• Лао-цзы
264. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии – это:
• Брахман
265. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии – это:
• Сансара
266. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
• Инь
267. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
• Янь
268. Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства – это:
• Фетишизм
269. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
• Конфуций
270. Священной книгой мусульман является:
• Коран

XVIII. КАРМА

Закон кармы в моральном мире аналогичен физическому закону единообразия. Это закон сохранения моральной энергии. Характер закона и порядка раскрыт в рите Ригведы. Согласно принципу кармы, нет ничего неизвестного или случайного в моральном мире . Мы пожинаем, то, что сеем. Хорошие семена приносят хороший урожай, плохие — плохой. Каждый незначительный поступок имеет свое влияние на характер. Человек знает, что некоторые из тенденций к действию, существующие в нем в данное время, являются результатом сознательного или, разумного выбора с его стороны. Сознательные поступки имеют тенденцию стать подсознательными привычками, и нет ничего противоестественного, если подсознательные стремления, которые мы обнаруживаем в себе, рассматриваются как результат прошлых сознательных поступков. Мы не можем задержать процесса моральной эволюции, так же как мы не можем остановить ход морского прилива и отлива или движения звезд. Попытки обойти закон кармы так же тщетны, как и попытки перепрыгнуть через собственную тень. Это психологический принцип, что наша жизнь содержит в себе такие воспоминания, которые ни время не может затемнить, ни смерть стереть. Чтобы устранить недостатки старой ведийской идеи о том, что искупление греха может быть достигнуто путем приношения жертвы богам, особое значение придается закону кармы. Он провозглашает ужасную судьбу для души, которая грешит и которая должна умереть. Человек становится хорошим не через жертвоприношения, а благодаря своим хорошим делам. «Человек становится хорошим через добрые дела и плохим — через злые» . И еще: «Человек — создание воли. Сообразно тому, как он верит в этом мире, таким он будет, когда умрет» . Так нас призывают желать добра и творить добро. Какого бы мира он ни домогался своим разумом, каких бы объектов он ни желал, человек чистого духа достигнет этих миров и этих объектов; поэтому пусть он, стремящийся к бхути, проявленной силе, почитает того, кто познает Атмана» . Расплату за поступки производит безначальная и бесконечная сансара посредством рождения и смерти. Теория кармы применяется к людям и богам, к животным и растениям.

Поскольку чувству индивидуальной ответственности придается особое значение, некоторые критики считают, что доктрина кармы несовместима с общественной деятельностью. Указывается, что в карме не подчеркивается необходимость несения одним бремени другого.

В действительности же упанишады считают, что мы можем освободиться от кармы только путем социального служения. До тех пор, пока мы в своей деятельности преследуем личные интересы, мы подвергаемся воздействию закона связанности. Когда же мы выполняем бескорыстную работу, мы достигаем свободы. «Пока вы живете таким образом, нет способа, которым карма могла бы связать вас» . То, что привязывает нас к цепи рождения и смерти, — это не действие, как таковое, а именно эгоистическое действие. В век, когда индивид был всегда готов бремя ответственности за свое поведение сложить на провидение, на звезды или на какие-нибудь другие существа, доктрина кармы утверждает, что человек «связывает самого себя самим собой, как птица связывает себя гнездом» . Над нами довлеет не темная судьба, а наше собственное прошлое. Мы не жертвы преследующего нас рока. Страдание — это расплата за грехи. Несомненно, что такая идея представляет собой важный стимул для добродетельного поведения. Здесь говорится только, что имеются некоторые ограничивающие условия человеческого действия. Мы не сделали самих себя. Когда мы сталкиваемся с невозможным, мы понимаем, что мы не можем делать всего, что хотим. Карма, правильно понятая, не расхолаживает моральные усилия, не связывает разум и не сковывает волю. Она только говорит, что каждое действие является неизбежным следствием предшествующих условий.

Существует тенденция перехода причины в следствие. Если дух, стоящий выше природы, не утверждает своей свободы, действия человека полностью определяются прошлым его поведением и современной средой. Человек не просто продукт природы. Он могущественнее своей кармы. Если этот закон — всё, тогда истинная свобода невозможна. Жизнь человека не определяется чисто механическими отношениями. Существуют разные сферы: механическая, жизненная, чувственная, интеллектуальная и духовная. Потоки эти многократно перекрещиваются и проникают друг в друга. Закон кармы, управляющий низшей природой человека, не имеет никакого отношения к его духовному началу. Бесконечное в человеке помогает ему выйти за пределы ограничений конечного. Сущность духа выражается в свободе. Посредством тренировки человек может сдерживать свои естественные импульсы и управлять ими. Вот почему его жизнь представляет собой нечто большее, чем последовательность механически обусловленных состояний. Для того чтобы человек был свободным, его поступки должны быть выражением не просто силы привычки или воздействия внешних обстоятельств, а свободы внутренней души его. Духовная природа — основа инициативы и стремлений. Механическая же часть природы должна быть под контролем. Если бы человек представлял собой просто сумму естественных состояний, то он был бы полностью подчинен закону кармы. Но в нем есть душа, являющаяся его господином. Ничто внешнее не может покорить ее. Мы уверены в том, что материальные силы мира должны подчиняться духовным правилам и, следовательно, закон кармы должен подчиняться свободе духа. Человек достигает высшей свободы лишь тогда, когда сливается воедино с богом. Уделом того, кто уходит из этого мира, не познав души и истинных желаний, будет во всех мирах жизнь по принуждению. Но уделом того, кто уходит из этого мира, познав душу и истинные желания, во всех мирах будет жизнь свободы» . Соединение с богом — достижение высшей свободы. Чем более мы живем в присутствии бога, тем более мы утверждаем права духа и тем более мы становимся свободными; чем более мы теряем нашу способность понимания целого, к которому принадлежим, тем более мы становимся эгоистичными и тем теснее наша зависимость от кармы. Человек колеблется между природой и духом и потому подчинен и свободе и необходимости.

Карма имеет как космический, так и психологический аспекты. Каждый поступок должен иметь в мире свое естественное следствие; в то же время он оставляет определенный отпечаток на душе человека или вызывает в ней определенную тенденцию. Эта тенденция, санскара или васана, побуждает нас к повторению поступка, раз нами совершенного. Таким образом, все поступки имеют свои плоды в мире и воздействуют на дух. Так как первое имеет касательство ко второму, то мы не можем избежать этих следствий целиком, но стремиться к этому можем. Что же касается духовных тенденций, то мы можем контролировать их. Наше будущее таит в себе все возможности. Посредством самодисциплины мы можем укрепить хорошие побуждения и ослабить дурные.

Поступки человека можно предсказать и определить заранее. Если они рациональны, то будут отличаться определенными свойствами: мы выявим в них внутреннее соответствие, наличие бескорыстных целей и т. д. Однако отсюда не следует, что поступки наши предопределены в каком-то механическом смысле. Каждая живая душа потенциально свободна. Ее действия не простое развертывание нити из клубка. Человек обладает свободой как средоточием духовной жизни. Бог не обеспечивает ему свободы от внешнего мира. Он свободен потому, что имеет корни в боге. Чем более он осуществляет свою истинную, божественную природу, тем более он становится свободным.

Иногда утверждают, что закон кармы несовместим с теизмом .

Карма является слепым, бессознательным началом, управляющим всей вселенной. Она не подчинена контролю даже бога, Мы не нуждаемся в арбитре, который управлял бы механическим законом. Принцип кармы не несовместим с реальностью абсолютного Брахмана. Моральный закон кармы выражает природу абсолюта. С антропоморфической точки зрения мы можем сказать, что божественная сила управляет процессом. Рита — закон вед. Варуна — владыка риты. Карма относится к неизменным действиям богов . Она есть выражение природы реальности. Она делает невозможным какое-либо произвольное вмешательство в моральную эволюцию. К такому же заключению приходят современные теории научного закона и свойств, несовместимые с допущением произвольного вмешательства. Если чудеса, необходимы для доказательства бытия Божия, то наука всегда убивала бога. Божественное вмешательство регулируется законами. Бог, как говорил Мальбранш, не действует в силу частных желаний. Только теория кармы может дать нам правильное понятие о духовном мире. Она выявляет нам живую рациональную природу целого и механизм, посредством которого проявляются действия духа. Свобода духовного мира выражается в мире природы железным законом механической необходимости . Свобода и карма — два аспекта одной и той же реальности. Если бог имманентен космосу, то дух его должен пребывать и в машине. Божественное выражается в законе, хотя законы — не бог. Судьба у греков, разум у стоиков и тао у китайцев — все это различные наименования первичной необходимости закона.

Для жизни и поведения нет доктрины более ценной, чем теория кармы. Что бы ни случилось с нами в этой жизни, мы должны принимать это с покорностью, так как оно результат наших прошлых деяний. Все же будущее в нашей власти, и мы можем действовать с надеждой и уверенностью. Карма вызывает надежду на будущее и покорность к прошлому. Она заставляет людей чувствовать, что вещи мира, мирские удачи и неудачи не затрагивают достоинства души. Только добродетель хороша, а не звания и богатства и ни раса, ни национальность. Кроме добродетели, ничто не имеет цены.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Учение о карме всегда интересовало множество людей. Оно будет интересно тем, кто ищет ответы на вопросы о том, предначертана ли жизнь человека или же он строит ее сам, притягивая тех людей и оказываясь в тех обстоятельствах, которые пожелает.

Что такое карма человека?

Карма представляет собой программу, в которой заранее предопределены все события и люди. С какими-то человеку придется обязательно столкнуться на протяжении его жизни, а какие-то не произойдут никогда. Такая закономерность распространяется как на хорошие события, так и на плохие.

Карма — это то, что будет связано с человеком не только в этой жизни, но и в прошлой и будущей. Все виды поступков воздействуют на карму в большей или меньшей степени. Плохие дела принесут негатив, хорошие — удовольствия. Роль божественных сил минимальна, они лишь следят за исполнением закона. А закономерность основана на причинно-следственной связи, которая программирует условия жизни человека на текущий период и на следующую жизнь.

База данных кармы представляет собой систему, которая является источником информации обо всех жизненных перевоплощениях. Стереть сведения из этого хранилища невозможно, на их основе формируются дальнейшие события, которые наступят в будущем.

Карма имеет 2 составляющие. Дайва ответственна за то, чтобы человек пережил причитающееся ему за опыт прошлых жизней. Это может быть наказание или, наоборот, награда. Пуруша оставляет пространство для событий вне предопределения, благодаря чему люди могут принимать решения и совершать какие-то действия самостоятельно, без участия высших сил.

Карма как механизм движения Сансары

Понятие кармы неразрывно связано с кругом Сансары, устанавливающей цепь событий, которые станут следствием предпринятого человеком поступка или же выбора, сделанного в какой-то период жизни. Сансара становится законом Судьбы, который сохраняет строгую логическую последовательность. Любая мысль, желание, эмоция, дело человека отражаются на его жизни. Даже бездействие может нести важные изменения.

Отличие кармы от судьбы

Следует различать такие понятия, как карма и судьба. Судьба толкает человека на совершение тех или иных поступков, карма же окрашивает их в положительные или отрицательные оттенки.

Отличие кармы от принципа свободы воли

Под свободой воли понимается возможность человека делать то, что ему захочется вне зависимости от каких-либо обстоятельств или законов. Однако достигнуть такого состояния невозможно, поскольку в обществе существует целый ряд правил, законов, ограничений, которые не дают человеку поступать так, как ему вздумается.

Но для кармы определение свободы воли другое. Под ним понимается умение принимать решение и нести за него ответственность. Кармическая теория объясняет свободу воли так: сделанное действие принесет человеку то же, чем оно стало для других. Зло притянет негатив, добро же наполнит жизнь человека счастьем и радостью. Свобода воли в чистом виде для закона предначертанности судьбы не действует.

Карма в науке и религии

Не все религиозные течения признают кармическую теорию. По-разному ее оценивают и теоретики разных научных школ.

Карма и законы физики

В физике существуют доказательства, поддерживающие кармический закон. Основанием для этого стала связь между отдельными электронами. Между любой парой этих частиц всегда можно обнаружить взаимодействие. Исследователи, сторонники и последователи кармы, наблюдая единство между простыми элементами, утверждают, что если связи имеются на таком уровне, есть они и на более высоком, т. е. на уровне человеческой души.

Существует следующий закон физики — квантовое единство, который основывается на неделимости различных частиц, их соединенности. Небольшие изменения в одной части планеты могут привести к катаклизмам в другой. Отследить эти процессы часто невозможно, однако они есть.

Теория йоги имеет в своей основе открытый недавно учеными-физиками Закон бутстрапа (обратной связи). Можно найти много интересных фактов, которые могут подтвердить кармическую теорию законами физики, выведенных эмпирическим путем.

Карма в индуизме

В индуизме карма значит в жизни человека все, но во многом ее проявления определяются волей случая. В ней нет жесткой упорядоченности, поэтому счастье и беды могут быть неравномерно распределены в одном воплощении. Любые действия, вне зависимости от того, хорошие они или плохие, принесут в жизнь какие-то события, поэтому колесо Сансары будет вращаться вечно. Если человек делает добро, он будет получать наслаждения, однако не сможет выйти из цикла перерождений.

Обрести свободу можно будет тогда, когда человек начнет совершать добрые дела, не ожидая от своих поступков какого-либо для себя результата. Но разобраться в том, было ли деяние совершено бескорыстно, можно только, если человек хорошо познает себя. Например, добро нередко делается для того, чтобы потешить свое самолюбие. Такие дела не будут способствовать выходу из цикла перерождений.

Карма в буддизме

В буддизме считают, что карма человека тесно связана с его осознанным выбором. Если он намеренно хотел причинить зло, значит, такое действие повлияет на его судьбу. Плохой поступок принесет в жизнь негативные события, они же будут способствовать рождению еще большего количества отрицательных эмоций, следствием которых снова станут дурные дела.

Улучшить будущую карму можно средством изменения мировоззрения. Необходимо осознанно нести добро в мир, даже на уровне мыслей. Например, фантазия о том, как будет страдать враг, может сильно испортить карму.

Человек не может знать, что принесет ему тот или иной шаг, поскольку формирование будущего — сложный процесс. Согласно буддийскому учению, не стоит рассчитывать на счастье и радость в ответ на добро. Часто счастье становится следствием тех действий, которые были сделаны человеком неосознанно, по душевному порыву. Только поступки без желаний помогут освободить душу от бесконечного числа перерождений.

Виды кармы

Существует несколько разновидностей кармы. Выделяют следующие:

  1. Проявленная. Это все, что произошло в судьбе человека и происходит в данный период. Таким видом кармы определяется физическое состояние индивида, его финансовое благополучие, место и условия жизни, а также окружение, в котором он находится. Изменить ситуацию часто невозможно, к ней необходимо приспосабливаться в течение всей жизни.
  2. Непроявленная. Под ней подразумевается все, что еще не случилось, но обязательно произойдет. Здесь находятся уроки, которые предстоит отработать, и задачи, требующие решения. Предопределенность на этом уровне можно изменить, однако для этого необходимо выйти на новый уровень сознания, отличающийся глубиной и чистотой.

Выделяют и такие виды кармы, как: человеческая, природная, космическая и солнечная.

Примеры кармы

Существует немало примеров в жизни, которые дают человеку возможность увидеть, как работает закон причины и следствия. Так, в XX в. жил врач Майкл Мастромарино, который заработал миллионы, т. к. крал человеческие кости и органы у погибших людей. 10 тыс. пациентам этого врача были имплантированы зубные протезы и другие части, взятые у умерших, многие из которых болели раком и СПИДом. Доктор Мастромарино умер в жестоких мучениях от рака печени. Болезнь распространилась на костные ткани.

Томас Миджли стал создателем этилированного бензина и некоторых разновидностей хлорфторуглеродов, которые широко применялись в холодильных устройствах и при изготовлении дезодорантов. Эти вредные вещества стали причиной многих смертей. Сам Миджли тоже отравился: его организм был поражен свинцом. Однако ему удалось облегчить свою жизнь посредством специального устройства, которое он сам изобрел. Оно помогало ему двигаться посредством винтов и веревок. Но случилось непредвиденное: Миджли запутался в этих веревках и умер от удушения.

В 1988 г. Мэла Игнатова обвинили в убийстве подруги, однако ему удалось доказать свою непричастность. Он отсидел только 8 лет за лжесвидетельство. Позже выяснилось, что он все же долго и мучительно убивал женщину, привязав ее к стеклянному столу. Выйдя из тюрьмы, он упал, ударился головой и получил сильный порез об этот же стеклянный стол. Игнатов умирал долго и мучительно, в полном одиночестве.

Генерал армии США Джон Седвик подвергал жестоким насмешкам своих солдат, которые в ходе Гражданской войны прятались в укрытия, боясь быть застреленными конфедератами. Генерал был убит пулей противника после того, как сказал следующую фразу: «Смотрю на вас и стыжусь. На таком расстоянии пуля не попадет и в слона». Через секунду Седвик был мертв: ему пробили глаз.

Действие закона кармы на жизнь человека

Понять закон кармы человеку сложно, потому что он не помнит, что делал в прошлой жизни и не понимает, за какие поступки ему приходится расплачиваться в этой. Единственный способ облегчить свое существование — стремиться к Просветлению, придерживаясь 4 законов:

  1. Существующее предопределение является источником страданий.
  2. Каждая проблема имеет свою причину.
  3. Устранив причину неприятностей, можно избавиться от страдания.
  4. Избежать боли можно только посредством расширения собственного сознания.

Тот, кто пренебрегает данными законами, обречен на карму страданий.

Кармический долг

В прошлом воплощении человеком мог допустить большое количество ошибок, им могло быть совершено много плохих дел, которые сейчас создают препятствия для его развития. Преодолеть плохую карму можно только в случае, если научиться с ответственностью подходить к происходящему в жизни. Не каждый поступок предопределен свыше, но только ключевые моменты. Если научиться правильно выстраивать свое взаимодействие с миром на каждом этапе, удастся исправить положение.

Однако если был накоплен большой негативный опыт, кармические долги придется отрабатывать в течение нескольких воплощений.

Семейная карма

Семья имеет большое значение в человеческой жизни, поскольку с ее членами ему приходилось сталкиваться и активно взаимодействовать в прошлых воплощениях. Человеческая карма может быть испорчена действиями близкого родственника. Нередко за совершенные дела негативного свойства приходится расплачиваться не только детям, но и внукам.

Родовая карма нередко определяет физические возможности человека, состояние его здоровья, материальное положение и другие важные составляющие, из которых складывается жизнь. Если семейная карма плохая, то человек будет постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами. Понять, насколько плоха карма, и как она работает, в этом случае будет сложно.

Но тот же закон распространяется и на хорошую кармическую предопределенность. В этом случае в семье царит покой, любовь и благополучие, а отношения между людьми полны доброжелательности и взаимоуважения.

Кармический откуп

Улучшение кармы иногда происходит в результате удивительных перемен в человеке: его перестают раздражать его недруги, он не испытывает к ним ненависти, становится мягким и отзывчивым, иногда даже наивным. Нередко появляется уважением к родителям, которые были жестоки к своему ребенку, когда он был мал. Такие изменения часто происходят по причине того, что человек приходит к пониманию: страдание не дается без причины, его необходимо пережить, сделав нужные выводы.

Если у человека сложились трудные взаимоотношения с членами семьи, разрешить проблемы можно только в случае, если пожертвовать своей гордостью, т. е. отдать ее на откуп.

Кармические отношения

Когда люди вступают во взаимодействие друг с другом, они сохраняют связи на все воплощения. Прочность их зависит от того, насколько близким оказывается общение. Отношения между мужчиной и женщиной служат наиболее ярким примером данного вида привязки. Если связь крепкая, в каждой жизни люди будут искать друг друга.

Если никак не удается встретить своего человека, значит, в данный период он не перевоплотился. Иногда карма одиночества обусловлена отрицательной энергией, которая была накоплена в предыдущий период существования души.

Отрицательная связь между людьми, например, ненависть или зависть, обладает большой силой. Пока конфликт между ними не будет разрешен, они, сами того не желая, будут притягиваться друг к другу. Нередко они рождаются в одной семье.

Виды кармических связей

При кармических связях люди выполняют некоторую душевную работу, которая помогает им улучшить карму или ухудшить ее. Есть связи, которые разрушительно воздействуют на человека. Другие же, наоборот, способны возвысить его мысли, расширить сознание.

Существует 4 вида кармы, которые определяют окружение:

  1. Санчита. Это набор всех поступков как отрицательного, так и положительного свойства, которые были совершены в период прошлых реинкарнаций. Любые действия будут иметь последствия, однако когда они наступят, никто не знает и предсказать не может. Иногда они переносятся через 1 или 2 перевоплощения.
  2. Прарабдха. Карма, которую человеку предстоит пережить в отдаленном будущем. Возможно, она уже наступила в недавнем прошлом. Например, хорошие вокальные данные в этом воплощении могут быть обусловлены упорством и трудолюбием, проявленным в прошлой жизни.
  3. Криямана. Действия, которые были совершены в данный период времени. Для этой кармы не свойственна предопределенность. У человека есть возможность проявить свободу выбора, совершая добрые или злые дела. Они повлияют на будущее, которое может принести здоровье и счастье или же страдания и болезни.
  4. Агама. Планы, которые имеет человек на ближайший период. Характеристиками данного вида становится дальновидность человека и его способность принимать решения, ответственность за них.

Кармический брак

Понять, что с человеком был опыт общения в прошлых перевоплощениях, можно по тому, насколько легко с ним общаться в начале знакомства.

Такие кармические отношения называют браком, при этом необязательно, чтобы люди были разного пола. Это может указывать на то, что были совершены негативные поступки в прошлой жизни.

Любая сильная связь, образующаяся между индивидами, является возможностью отработать противоречия, которые имеются в душе человека.

Как мы зарабатываем карму, или что такое сосуд кармы?

Карма человека не является наказанием или испытанием, она является следствием, бумерангом сделанного им. Многое зависит от образа жизни, который вел индивид в прошлой жизни или в начале этой. Улучшить судьбу человека, сделать ее более счастливой, можно в данный временной отрезок.

Для этого необходимо анализировать уже имеющийся опыт или допущенные ошибки. Следует настраивать себя таким образом, чтобы не испытывать отрицательных эмоций или как можно быстрее от них избавляться.

Хорошо помогают различные практики, например, занятия йогой, дыхательные упражнения. Следует ограничивать себя в пище, алкоголе. Надо придерживаться здорового рациона, отказаться от вредных привычек.

Любые дела отражаются на будущем человека. В сосуд кармы складываются только хорошие поступки. Однако его наполнение замедляется, если человек проявляет дурные качества, например, ревность, злость, гордыню, чревоугодие и другие недостатки. Но искреннее раскаяние, переосмысление злых дел, попытки исправить их, дают возможность вновь наполнять сосуд. Практики йоги указывают на то, что кармическая емкость на 10% заполнена у тех людей, которые связали свою жизнь с религией или духовными практиками.

Объем сосуда кармы у разных людей различен. Это обусловлено типом темперамента человека. Люди экстравертивного типа имеют больший, тогда как интровертивного — меньший. Некоторые полагают, что им заполнить сосуд добрыми делами легче.

Иногда указывают на то, что карма человека — философия людей, которые никогда не смогут прожить собственную жизнь, т.к. они лишены свободы воли, они постоянно связаны с другими индивидами и находятся в зависимости от обстоятельств и условий.

Что значит плюс в карму?

Это выражение объясняется следующим образом: эмоции, мысли, действия, имеющие положительный оттенок, наполняют кармический сосуд, что дает человеку возможность приблизиться к просветлению.

Плюс к карме — ответственность, добросовестность, отзывчивость и другие хорошие качества.

Как узнать свою карму?

Стремление понять смысл и цель своей жизни, нередко приводит человека к попыткам понять, какова его кармическая задача. Для этого необходимо поработать с датой рождения.

Карма по дате рождения

Узнать особенности своей судьбы человек может с помощью даты рождения. Для этого ему необходимо сложить все цифры, которые в ней присутствуют. Например, индивид родился 28 мая 1984 г., тогда сложить нужно так: 2+8+5+1+9+8+4=37. Число 37 представляет собой индивидуальную кармическую цифру. В этом возрасте с человеком могут произойти важные изменения, обусловленные запрограммированными обстоятельствами.

Надо обратить внимание на то, в какой промежуток попало число:

  • 10-19 — человек должен совершенствоваться духовно и физически;
  • 20-29 — пользоваться опытом предков, развивать интуицию;
  • 30-39 — учить других людей законам жизни, но сначала постичь их самому;
  • 40-49 — углубиться в самопознание;
  • более 50 — заняться самосовершенствованием.

Карма и здоровье

Физическое здоровье человека в данном воплощении во многом обусловлено тем, как он жил в прошлых реинкарнациях.

Примеры кармических причин болезней

  • Заболевания аллергического типа указывают на то, что человек проявлял слабость, не развивал своих талантов или способностей.
  • От гриппа, ОРВИ часто страдают люди, имеющие плохие принципы и негативный взгляд на жизнь, они часто находятся в плохом настроении, что влияет на окружающих.
  • Ожирением человек мучается в том случае, если чувствует себя беззащитным, нуждается в постоянной поддержке извне.
  • Болезни стоматологического ряда преследуют людей, которые не хотят брать ответственность за свою жизнь.
  • Патологии желудка, например, язва или гастрит, развиваются у тех, кто боится будущего, часто проявляет жадность или зависть.
  • Заболевания легких свидетельствуют о зависимости от мнения окружающих, тщеславии.
  • Болезни сердца — неумение и нежелание проявлять любовь.
  • Толстая кишка страдает в тех случаях, когда человек проявляет консервативность, боится перемен.
  • Люди с расстройством психики и ЦНС не желают менять свою мировосприятия, идут наперекор законам Вселенной.

Как работать с кармой?

Понимание того, что такое карма, может помочь изменить жизнь.

Как улучшить свою карму?

Изменить ситуацию, сложившуюся на момент жизни человека, нельзя, однако можно повлиять на будущее. Улучшить ее можно посредством привнесения в свою жизнь добрых помыслов и деяний. Необходимо изменить свое отношение к окружающим, начав проявлять положительные стороны своего характера. При этом важно делать это искренне. А возможным это становится только в том случае, если человеку удалось понять мотивы своих совершенных поступков, суметь изменить в себе плохие стороны.

Улучшить карму помогают мантры, которые создают в теле вибрации, призванные настроить сознание на другой уровень восприятия. Мантры нужно произносить во время медитации. Благоприятным периодом является утро.

Как очистить карму?

Повлиять на будущие перевоплощения может только сам человек. Духовный наставник подсказывает направление, в котором следует двигаться, однако вся работа ложится на плечи индивида. Это тяжелый душевный труд, который сопровождается длительными периодами самосозерцания, переосмысления своих взглядов и действий. Нужно научиться не только избегать ошибок, но и расширять свое сознание, углублять.

Человек рождается для того, чтобы расширить свой опыт, научиться чему-то важному, что откроет ему дверь к самосовершенствованию. Духовное развитие — важнейшая цель любого живущего. Помочь в этом может медитация, которая позволяет отстраниться от суетного, увидеть себя в истинном свете.

Что значит отработать карму?

Отработка кармы основывается на понимании того, почему в жизни человека появились данные события, что стало причиной их возникновения. Как только человек усвоит урок, испытав причитающуюся ему долю страданий, раскаявшись в злых деяниях, он отработает свои кармические долги.

Как освободиться от кармы?

Освободиться от кармы часто можно в ходе нескольких перевоплощений, каждое из которых будет сопровождаться нелегкой душевной работой, сопровождающейся упорством и трудом. Однако постепенно человек сумеет выйти на новый уровень сознания и мышления. Покинув круг Сансары, душе удастся постичь Нирвану.

Видео про человеческие кармы

Существует немало видео, снятых случайно, в которых можно увидеть быструю работу кармы. В некоторых документальных фильмах люди рассказывают, как им удалось понять, куда движется их колесо кармы, и изменить его направление.

КАРМА (санскр. karman – действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма , адхарма ),во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока ). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.

Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша , нирвана ).

Т.о. в центре доктрины кармы – нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма и буддизма развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму.

Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма ,буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика ),окказионалисты (ядриччха-вада ),теисты (см. Ишвара-вада ),а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады ,с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.

Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива )и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.

Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы – флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» II.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т.е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».

Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада )агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна («сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.

Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл.о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования – «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы – особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты – невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение.

Согласно санкхье, карма создается только действием пракрити , пуруша же, подобно атману веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека – сновидения, иллюзии, аффекты.

Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре);

2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия – один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки )и б) механическое движение – в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха ). Отсюда и вай-шецшковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т.п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты )и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт (невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре – особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары – вега (скорость), другая – стхитистхапака (эластичность).

Литература:

1. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

2. Karma and Rebirth in Classical Indian Tradition, ed. W. D. O’Flaherty. Berkely etc., 1980.

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. карма — КАРМА -ы; ж. 1. В индуизме и буддизме: принцип справедливого воздаяния за всё совершённое в прошлом, в соответствии с которым определяется нынешняя жизнь и определяется судьба будущих воплощений (реинкарнаций). Толковый словарь Кузнецова
  2. карма — Ка́рм/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. Карма — Действие; оно бывает трёх видов: 1) Санчита (все собранные действия всех предыдущих рождений), 2) Прарабдха (особая часть таких Карм, предназначенная для отработки в настоящей жизни) 3) Агами (поток Карм, недавно совершённых человеком). Йога и веданта. Словарь терминов
  4. КАРМА — КАРМА (санскрит — деяние) — одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. Большой энциклопедический словарь
  5. КАРМА — (поступок, деяние, ритуал) — по общеинд. представлениям, отвергаемым лишь в локаяте, закон причинно-следственной зависимости, обусловливающий для живых существ приятность или тягость их переживаний, опыта, а также значит… Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  6. Карма — Одно из центральных понятий индуизма, буддизма, джайнизма и некоторых других восточных религий. Восходит к ведийскому периоду, но, как и концепция сансары, ассоциируется с религиозной философией брахманизма. В широком смысле карма — общая сумма совершен Краткий религиозный словарь
  7. карма — КАРМА, -ы, ж. Ирон. Судьба, планида; неудачное стечение обстоятельств. Как дома? — Паршиво. — Ну это, братан, карма. Ср. общеупотр. спец. «карма» — одно из основных понятий индийской философии, в переводе с санскрита — действие, дело, жребий. Толковый словарь русского арго
  8. карма — орф. карма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  9. КАРМА — (санскр. — деяние) — одно из важнейших понятий в большинстве религий и религ.-филос. систем Индии. Согласно учению индуизма, буддизма и джайнизма, человека после смерти ожидает новое возрождение (перевоплощение). Советская историческая энциклопедия
  10. карма — карма ж. 1. Одно из основных понятий религиозно-философских систем Индии (буддизма, джайнизма, индуизма) и других религий Востока — понятие о переселении, перерождении, перевоплощении душ (совокупность хороших и дурных поступков… Толковый словарь Ефремовой
  11. карма — Кармы, мн. нет, ж. (этнол.). По учению буддистов – посмертное воздаяние за земную деятельность человека, состоящее для грешников в перевоплощениях, а для праведных – в «блаженном небытии”, нирване. Большой словарь иностранных слов
  12. карма — Карма, кармы, кармы, карм, карме, кармам, карму, кармы, кармой, кармою, кармами, карме, кармах Грамматический словарь Зализняка
  13. карма — К’АРМА, кармы, мн. нет, ·жен. (·санскр. karma) (·этнол. ). По учению буддистов — посмертное воздаяние за земную деятельность человека, состоящее для грешников в перевоплощениях, а для праведных — в «блаженном небытии», нирване. Толковый словарь Ушакова
  14. Карма — (на санскрите — деяние, действие, плод действия) одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах (См. Веды) и в дальнейшем входит почти во все инд. Большая советская энциклопедия
  15. КАРМА — (др.-инд. karma, «деяние», «поступок») в мифологии и этикорелигиозных воззрениях индийцев обозначение действия, в частности религиозного, предполагающего последующее вознаграждение. Мифологическая энциклопедия
  16. КАРМА — КАРМА (санскр. karman — действие, дело, жребий) — одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары (потока жизни, потока сознания). Исторически восходит к добрахмани-стско-ведийскому периоду. Новейший философский словарь
  17. карма — (Санскр.) Физически — действие; метафизически — Закон Воздаяния — Закон причины и следствия или Нравственная Причинность. Немезида лишь в одном смысле — в смысле плохой Кармы. Теософский словарь
  18. карма — сущ., кол-во синонимов: 3 воздаяние 13 поступок 18 судьба 52 Словарь синонимов русского языка

Считается, что жизнь человека протекает в трех мирах (планах) и во всех этих мирах человек проявляет себя через действия, то карма проходит через все миры (планы). С уходом из физического мира прекращается земная карма и вступает в силу карма высших миров. Смерть не прерывает работы человека над собой, над своими умственными, эмоциональными, побудительными (проявляющимися в действии) качествами. Освобожденный от оков физического тела, человек легче и полнее может ассимилировать приобретенный в земной жизни запас полученного опыта. Синтезированный и восполненный, этот опыт преобразуется в те наклонности и способности человека, которые определяют его следующее воплощение. Работа духа не утрачивается после очередного воплощения, а возобновляется с той самой грани, которой он достиг в предыдущей своей жизни. Стремления (желания) текущей жизни трансформируются в способности в следующем воплощении, повторяющиеся мысли переходят в наклонности, волевые импульсы — в деятельность, выпавшие на долю человека испытания — в мудрость, страдания души — в совесть. Слабее влияет на карму поступок, так как он сравнительно мало затрагивает истинную суть человека, его бессмертную душу, развитие последней определяет не столько само действие, сколько мотив, его вызвавший.
Восточная традиция различает три вида человеческой кармы:
Зрелая карма, или карма прошлых действий («карма действия не может быть исчерпана бездействием»). Она определяет продолжительность земной жизни, особенности организма, влияет на подбор родственников, друзей, врагов и вообще всех людей, с которыми человек войдет в соприкосновение, определяет условия проявления силы духа, обусловливает насыщение жизни радостью и страданием в необходимых пропорциях.
Скрытая карма — следствия причин, которые могут переноситься из воплощения в воплощение, оставаясь невостребованными до создания условий, необходимых для ее проявления. В противоположность «зрелой» карме, «скрытая» карма может быть изменена. Она обнаруживает себя в виде наклонностей, берущих начало в прошлом. Влияя на наклонности, человек через внутреннюю работу может облегчить этот вид кармы, и даже неудача есть шаг вперед, так как сопротивление негативному уничтожает часть той отрицательной энергии, которая может входить в состав кармы.
Зарождающаяся карма — следствия, которые создаются мыслями, желаниями и действиями в настоящем для последующей отработки в будущем. Контролируя эти три плана, можно определять свое будущее, сознательно формируя последующую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *