Катавасия

Катавасия

(19 голосов: 4.9 из 5)

  • Устав о катавасиях. Таблица
  • Типикон. Гл.19. О катавасисии

Катава́сия (от греч καταβασία (катавасиа) (от греч. καταβαίνω — спускаться, сходить) — схождение) – название ирмоса, который поется в окончании песни канона на утрени (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
«Катавасия – в сущности есть ни что иное, как тот же ирмос, но не начинающий собою ряд тропарей данной песни, а ее заключающий». Происходит это выражение от καταβαίνω – спускаться, сходиться, так как «катавасии» в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвы­шений, выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

«Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией (καταβασία = κατάβασις) – схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней – 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

Катавасия, 3 песнь, глас 1 (ирмос второго канона Рождества Христова). Служба 4 декабря, память Саввы Освященного. Рукопись № 32. (1998). Минея служебная. Месяц декабрь, полуустав, в два столбца, исход XV века. Библиотека Троице-Сергиевой лавры.

Катава́сия (др.-греч. κατά-βᾰσις, καταβᾰσία — «схождение вниз, спуск, сошествие») в православном богослужении — песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Катавасия поётся по мелодико-ритмической модели ирмоса. В различное время богослужебного года положены определённые уставом катавасии.

Название происходит от византийской практики спускаться певчим с обоих клиросов и сходиться в центре храма для совместного пения катавасии.

Праздничные катавасии

По воскресеньям и в праздничные дни, праздничная катавасия используются в конце каждой песни. Это не обязательно тот же самый ирмос с начала каждой песни канона. Использование праздничных катавасий зависит от периода Годового богослужебного круга. Праздничные катавасия используются в ожидании великого праздника, и на протяжении всего своего попразднства. В течение остальной части года в праздники поётся Богородичная катавасия.

В следующей таблице указывается пение катавасий по воскресеньям и в праздничные дни в течение года (в обычные будни используется ирмос от последнего канона этого дня.

Период пения Принадлежность Начальные слова
1. от 1 (14) сентября (начала церковного года) до отдания Воздвижения 21 сентября (4 октября) включительно Воздвижению Крест начерта́в Моисей
2. по отдании Воздвижения от 22 сентября (5 октября) до предпразднства Введения 20 ноября (3 декабря) включительно Введению во храм Пресвятой Богородицы Отве́рзу уста́ моя
3. с праздника Введения 21 ноября (4 декабря) до отдания Рождества Христова 31 декабря (13 января) включительно Рождеству Христову Христос рождается, славите
4. от 1 (14) января до отдания Богоявления 14 (27) января включительно Богоявлению Глубины́ открыл есть дно
5. по отдании Богоявления с 15 (28) января до отдания Сретения 9 (22) февраля включительно Сретению Су́шу глубороди́тельную зе́млю
6. по отдании Сретения от 10 (23) февраля до праздника Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня 1 (14) августа, за исключением «недель» о блудном сыне, мясопустной, сыропустной, 1-й и 3-й Великого поста, Ваий и Страстной седмицы, а также «недель» Пасхи и следующих за нею до отдания Пятидесятницы Благовещению Отверзу уста моя
7. от 1 (14) августа до праздника Преображения 6 (19) августа включительно Воздвижению Крест начертав Моисей
8. в попразднство Преображения до его отдания 13 (26) августа Преображению Ли́цы изра́ильтестии
9. с предпразднства Успения 14 (27) августа до его отдания 23 августа (5 сентября) Успению Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою
10. по отдании Успения с 24 августа (6 сентября) до 1 (14) сентября Воздвижению Крест начертав Моисей
В Великий пост и приготовительные к нему дни
11. в Неделю мытаря и фарисея:
если ранее 15 (28) января
если будет в срок 15 (28) января —9 (22) февраля
если будет 10 (23) февраля и позднее
Богоявлению
Сретению
Благовещению
Глубины́ открыл есть дно
Су́шу глубороди́тельную зе́млю
Отверзу уста моя
12. в Неделю блудного:
если будет ранее 10 (23) февраля
если 10 (23) февраля и позднее
Сретению
Триоди
Су́шу глубороди́тельную зе́млю
Моисе́йскую песнь
13. в субботы и Недели мясопустные, сыропустные, 1 и 3 Великого поста, Ваий и Страстную седмицу Триоди Триоди
В Недели и дни Пятидесятницы:
14. от Недели св. Пасхи до отдания, но не в само отдание Пасхе Воскресения день
15. в день Преполовения и на отдание Преполовения Преполовению Море огустил еси
16. в Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи Неделе о слепом Спасителю Богу
17. на праздник Вознесения и его отдание Вознесению Божественным покрове́н
18. в попразднство Вознесения Неделе о слепом Спасителю Богу
19. в Неделю 7-ю по Пасхе св. Отцев Вознесению Божественным покрове́н
20. в Неделю Пятидесятницы и её отдание Вознесению Божественным покрове́н
21. в Неделю Всех святых Благовещению Отверзу уста моя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *