Катавасия, что это?

  • Устав о катавасиях. Таблица
  • Типикон. Гл.19. О катавасии

Катава́сия (от греч καταβασία (катавасиа) (от греч. καταβαίνω — спускаться, сходить) — схождение) – название ирмоса, который поется в окончании песни канона на утрени (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
«Катавасия – в сущности есть ни что иное, как тот же ирмос, но не начинающий собою ряд тропарей данной песни, а ее заключающий». Происходит это выражение от καταβαίνω – спускаться, сходиться, так как «катавасии» в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвы­шений, выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

«Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией (καταβασία = κατάβασις) – схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней – 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

Ирмомс — это первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни. Ирмосы собраны в богослужебной книге, которая называется «Ирмологий».

Канон содержит девять песней, в которых ирмос каждой песни знаменует то или иное библейское повествование. Так, например ирмос Первой песни содержит воспоминание перехода евреев через Чермное море.

Известны в основном ирмосы праздничных канонов, исполняемые по напеву различных гласов Октоиха и создающие главную окраску двунадесятых праздников. Так, например каждому православному христианину известно, что ирмосы канона на Рождество Христово, начинающиеся радостным «Христос раждается», поются уже на утрени праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, и пение их на всех праздничных утренях в продолжение более месяца держит душу верующего в ожидании великого праздника «малой Пасхи» — Рождества Христова.

В более узком значении катавасия — это припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) в праздничные и воскресные дни в заключение канона. Катавасии повторяются после каждой песни канона, как было сказано выше и поются они на гласы (гласы — восемь типов мелодий в церковном пении, сменяющих друг друга каждую неделю).

Катавасия поётся по мелодико-ритмической модели ирмоса. В различное время богослужебного года положены определённые уставом катавасии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *