Катехизис, что это?

Катехизис до 2008 года оставался католической книгой-сборником христианских вероучений.

Архиерейский Собор 2008 года одобрил издание православного Катехизиса, над составлением которого вызвались работать православные богословы, специалисты и профессора духовных учреждений.

В 2016 году Архиерейский Собор православной Церкви России рассмотрел первый проект книги ответов и вопросов и отправил его на обсуждение священникам для общецерковного обсуждения.

Что такое катехизис

В переводе с греческого языка это слово обозначает учение, наставление или инструкция. Катехизисами называли христианские книги, издаваемые в Средние века. В издаваемых пособиях для христиан разными авторами давался ответ на интересующий народ вопрос.

Православный катехизис

Здесь можно было прочитать об основах вероисповедания, значении десяти заповедей и все о таинствах.

Читайте о некоторых заповедях Божиих:

  • Заповедь о почтении родителей
  • Заповедь «Не кради»
  • Заповедь «Не поминай Господа всуе»

Интересно, что катехизис выпускался только для священников, которые в устной форме должны были донести его для народа. В светском обществе катехизисом называют свод неписаных правил для определенного круга людей.

Если для католиков эта книга является символической, то для православных она остается, как руководство для христиан.

В переданном на рассмотрение священникам проекте православной книги вопросов-ответов основными являются следующие главы:

  • Основы православия.
  • Основы Канонов и Литургий в Православия.
  • Основы нравов православного образования.
  • Основные социальные концепции Русской православной церкви.
  • Основные верования Русской Церкви относительно достоинства, прав человека и его свободы.
  • Основы принципов взаимоотношений с людьми других конфессий.

Важно! В катехизисе вероучения описаны простым, доступным широкому кругу людей, языком, но при этом смысл самих посланий не меняется. Эта книга должна полностью соответствовать посланиям Святых Отцов Церкви.

Святые места в книге вопросов и ответов могут быть цитированы только со ссылками и объяснениями.

История появления Катехизиса

Кирилл Иерусалимский, Августин и Иоанн Златоуст написали целые послания, которые впоследствии стали образцами для написания последующих катехизисов.

Катехизис — краткий путеводитель по православной вере

Из этих книг новообращенные христиане черпали сведения:

  • о Таинствах церкви и действии Святых Даров;
  • о символах православной веры;
  • о значении главной молитвы «Отче наш»;
  • о десяти заповедях и восьми смертных грехах.

О грехах в православии:

  • Грех лени
  • Грех гнева
  • Грех злословия

Впервые книгу вопросов и ответов в форме учебника для священнослужителей составил Бруно Вюрцбургский в XI веке.

В конце XIII века Фомой Аквинским были произнесены прекрасные проповеди, разъясняющие доступным языком понятия символов веры, «Отче Наш» и основных заповедей, данных через апостола Моисея Богом.

До 1254 года на богослужениях не давалось никакое разъяснение церковных понятий, и только Альбийский Собор обязал священников во время церковных служб объяснять верующим значение символов веры.

При появлении протестантизма катехизическая активность достигает своего пика, когда вышел первый Катехизис, автором которого был протестант Альтхамер.

В 1541 году Кальвин выдает свой экземпляр, книгу вопросов и ответов на французском, а затем и на латинском языке.

В 1642 году увидел первый православный экземпляр, написанный Петром Могилой.

Интересно! В каждой стране, в определенное время появляются печатные послания, призванные раскрыть перед христианами тонкости католического и православного верования.

Пространный катехизис святителя Филарета для христиан

Открывая книгу святителя, поражаешься простоте и доступности ее написания. Краткими и понятными ответами отец Филарет дает определение веры и ее отличие от знания.

Катехизис. Святитель Филарет Московский

Перелистывая страницы Богом освященного писания, в доступной форме читаешь о понятии Божественных вещей, как отличить Божественное и мирское, как человек может познать Творца и принять Его откровения.

Следующая глава знакомит христиан со Священным Писанием и Священными Преданиями, указывая, какое место занимает Библия. Из послания Филарета каждый верующий узнает, что Библия содержит законоутверждающие, учительские, исторические книги и пророческие послания.

Здесь же указано, что апостол — это посланник Божий.

Далее святой отец дает ответы на всевозможные вопросы, касающиеся веры, надежды и любви во всех их аспектах, как человеческих, так и Божественных. Раскладывая на составляющие символ веры «Верую в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа», Филарет уделяет каждой ипостаси должное внимание.

В этой главе четко дан ответ, что такое ангел, дьявол, дыхание жизни, рай и многое другое.

Важно! После прочтения послания приходит четкое понимание, кто такой Иисус, в чем сила Его жертвы, и какую роль играет Святой Дух в жизни христиан.

В первой главе описано 12 символов веры.

Вторая глава посвящена надежде во всех ее проявлениях. В Катехизисе Филарета описано, какую надежду дарует Господь в благодати, в 9 заповедях блаженства, о 6 видах прощения и молитве Господней.

В третьей главе, посвященной любви, подробно разбираются 10 заповедей Господних.

В заключение святитель Филарет дает наставление, как пользоваться написанным ним посланием.

Православный Катехизис является «Энциклопедией христианской жизни», в которой каждый верующий найдет ответ на волнующий его вопрос.

Православная азбука. Катехизис

Катехизисом называют руководство, которое содержит основные положения христианского вероучения. То есть, это своего рода элементарный учебник веры, где изложены самые основы догматики и христианской нравственности. Но часто с этим словом, как правило, ассоциируется что-то совершенно сухое и скучное, оторванное от жизни. Катехизис представляется набором по большому счету ничего не говорящих правил и формул, и тогда к нему более чем к чему-либо еще, казалось бы, применимы слова Гете «суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет».

Действительно, слово ἡ κατήχησις (katēhēsis) в переводе с древнегреческого означает «поучение», «назидание», «наставление». А современному человеку не особенно нравится, когда его поучают. Тем более, когда поучают чему-то такому, что ему представляется очень далеким от нужд и потребностей собственной жизни. Ведь в катехизисе вопрос и ответ представляют собой настолько нерасторжимое целое, что они выступают под единым названием «вопросоответ». Что же это за вопрос, если на него заранее известен ответ? Неинтересно как-то получается.

Впрочем, если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.

Ведь ἡ κατήχησις образовано от глагола κατηχέω (katēheō) – (устно) поучать, наставлять, оглашать. И этот оттенок значения слова как именно устного поучения, оглашения (когда человека словно затронули и объяли звучащим словом), важен для понимания смысла катехизиса как учебника веры, для понимания того, что он предполагает еще в качестве дополнения к нему, чтобы не быть только грузом мертвящей буквы.

Вспомним, что та часть литургии, которая предваряет литургию верных, называется литургией оглашенных. Оглашенными в древней Церкви называли тех людей, которые еще не являются собственно христианами, кто еще только готовится принять Крещение. Поэтому оглашенные не имели права присутствовать на литургии верных и должны были перед ее началом покинуть храм, в котором идет богослужение.

Тогда получается, что катехизис как первоначальное введение в христианское вероучение, в самые его азы сам по себе хоть и необходим, но недостаточен для правильной, настоящей веры. Святитель Филарет Московский в «Пространном катехизисе» говорит, что «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Но для этого благоугождения, говорит далее Филарет, «нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела». Таким образом, изучение самых основ веры и наставление в ней необходимо предполагают живую веру самого человека и совершение добрых дел, потому что вера без дел мертва (Иак 2:20).

Таким образом, чтение катехизиса и наставление в нем является лишь оглашением, которое предполагает дальнейшее движение человека в вере, так же, как за оглашением должно следовать Крещение. Чтобы с охотой читать и изучать катехизис, нужно иметь настоящий интерес к христианскому вероучению и пытаться жить по вере, чтобы в душе был огонь, этот интерес подпитывающий. И тогда катехизис станет для своего читателя настоящей живой книгой.

  • Катехизис Русской Православной Церкви
  • Катехизис иерей Олег Давыденков
  • Катехизис митр. Платон (Левшин)
  • Катихизис свящ. Борис Левшенко
  • Детский Катехизис свящ. Максим Козлов
  • Пространный Православный Катехизис свт. Филарет (Дроздов)
  • Катехизис Восточной Православной Церкви свт. Николай Сербский
  • Православный катехизис еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
  • Сокращенный Православный катехизис прот. Николай Вознесенский
  • Закон Божий прот. С. Слободской
  • Что такое «Катехизис» митр. Волоколамский Иларион
  • Введение в православное богословие сост. еп. Артемий (Кищенко)
  • Православный противосектантский катехизис мч. Ник. Варжанский
  • История составления катехизисов в Православной Церкви Мария Дикарева
  • Кратчайший катихизис игум. Силуан (Туманов)
  • Во что или в Кого верят православные? свящ. Александр Богдан
  • Жив Бог: православный семейный катехизис прот. Кирилл Фотиев

Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.

В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.

В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека.

В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.

Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. Кириллу Иерусалимскому, свт. Иоанну Златоусту, блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.

В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.

После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.

В настоящее время определением Архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).

(греч. ϰατήχησις – по­уче­ние, на­став­ле­ние, ог­ла­ше­ние, от ϰατηχέω – по­учать, обу­чать)

1) Из­ло­жениe ос­нов к.-л. зна­ния, гл. обр. ре­лиг. ве­ро­уче­ния (см. Ка­те­хи­за­ция).

2) Кни­га, со­дер­жа­щая осн. по­ло­же­ния хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, пред­став­лен­ные, как пра­ви­ло, в ви­де во­про­сов и от­ве­тов; жанр ве­ро­учи­тель­ной лит-ры (по­доб­ная жан­ро­вая фор­ма из­ло­же­ния ос­нов ве­ро­уче­ния су­ще­ст­ву­ет в буд­диз­ме, ис­ла­ме, мит­ра­из­ме). При­ме­ра­ми письм. фик­са­ции кре­щаль­ной ка­те­хе­зы в хри­сти­ан­ской Це­рк­ви пер­вых ве­ков яв­ля­ют­ся «До­ка­за­тель­ст­во апо­столь­ской про­по­ве­ди» сщмч. Ири­нея Ли­он­ско­го (2 в.), «По­уче­ния ог­ла­си­тель­ные и тай­но­вод­ст­вен­ные» (347–348) свт. Ки­рил­ла Ие­ру­са­лим­ско­го, «Боль­шое ог­ла­си­тель­ное сло­во» свт. Гри­го­рия Нис­ско­го (4 в.), «Об обу­че­нии ог­ла­шен­ных» (400) блж. Ав­гу­сти­на, а по мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, так­же и Ди­да­хэ(кон. 1 в.). В сред­ние ве­ка в ка­че­ст­ве сис­те­ма­тич. тем ка­те­хе­тич. на­став­ле­ний к Сим­во­лу ве­ры и мо­лит­ве От­че наш бы­ли до­бав­ле­ны Де­сять за­по­ве­дей Бо­жи­их (Де­ка­лог) и цер­ков­ные та­ин­ст­ва, что со­ста­ви­ло струк­тур­ную ос­но­ву К. как учеб­но-ди­дак­тич. по­со­бия.

Соб­ст­вен­но пер­вая кни­га под назв. «К.» бы­ла на­пи­са­на в Сев. Аф­ри­ке ка­то­лич. пор­туг. еп. Дьо­гу Ор­ти­шом ди Виль­е­га­шом – «Cathecismo Pequeno da doc­trina…» – и из­да­на в Лис­са­бо­не в 1504. Наи­бо­лее зна­чит. К. (по­лу­чав­шие и др. на­зва­ния: doctrina, summa, enchiridion, compendium, institutio, elementa) по­яви­лись в 16 в. в Зап. Ев­ро­пе в свя­зи с Ре­фор­ма­ци­ей. В про­тес­тант­ской тра­ди­ции на­ря­ду с К., ав­то­ра­ми ко­то­рых бы­ли Ф. Ме­ланх­тон (1524), И. Бу­ген­ха­ген (1525), И. Бренц (1527–28), А. Альт­ха­мер (1528), М. Маж­ви­дас (1547; пер­вая кни­га на ли­тов. яз.), центр. ме­сто за­ни­ма­ют «Enchiridion. Der kleine Cate­chi­smus… für die gemeine Pfarhern und Pre­diger…» («Ма­лый» К.) и «Deutsch Ca­techismus» («Боль­шой» К.) (оба 1529) М. Лю­те­ра. Пред­на­зна­чен­ные в ка­че­ст­ве ру­ко­во­дства со­от­вет­ст­вен­но для се­мьи и для цер­ков­ной об­щи­ны, «Ма­лый» и «Боль­шой» ка­те­хи­зи­сы воз­ве­де­ны в раз­ряд ве­ро­учи­тель­ных книг лю­те­ран­ст­ва. Их ха­рак­тер­ной чер­той яв­ля­ет­ся ор­га­нич­ная связь с Биб­ли­ей, про­по­вед­ни­че­ский стиль, яс­ность язы­ка.

Ка­то­лич. К. 16 в., сре­ди ко­то­рых – «Эн­хи­ри­ди­он» И. Гроп­пе­ра (1538), «Суммa» П. Ка­ни­зия (1555) и осо­бен­но по­пу­ляр­ная «Доктринa» кар­ди­на­ла Р. Бел­лар­ми­на (1-я ред. – 1597), пе­ре­ве­дён­ная на 56 язы­ков, бы­ли ре­ак­ци­ей на ка­те­хи­зи­сы Лю­те­ра. Офиц. ста­ту­сом в ка­то­лич. церк­ви об­ла­да­ет соз­дан­ный по спец. дек­ре­ту Три­дент­ско­го со­бо­ра»Cate­chi­smus ro­ma­nus» («Рим­ский ка­те­хи­зис», 1566). Вслед­ст­вие ка­то­лич. мис­сии в Аме­ри­ке К. ста­ли пер­вы­ми пе­чат­ны­ми кни­га­ми на этом кон­ти­нен­те (Ме­хи­ко, 1543; Ли­ма, 1584).

К 16 в. от­но­сят­ся клас­сич. К. Ре­фор­мат­ской и Анг­ли­кан­ской («A Catechism, that is to say, an Instruc­tion to be learned of every person before he be brought to be confirmed by the Bishop», 1553) церк­вей.

Впо­след­ст­вии в Зап. Ев­ро­пе поя­ви­лись не толь­ко разл. фор­мы К., варь­и­рую­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от пас­тыр­ско-прак­тич. нужд и кон­крет­ных ад­ре­са­тов, но и по­пыт­ки кон­цеп­ту­аль­но­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния это­го жан­ра. Так, на­ря­ду с ил­лю­ст­ри­ро­ван­ны­ми, по­эти­че­ски­ми, мис­сио­нер­ски­ми, апо­ло­ге­ти­че­ски­ми, епар­хи­аль­ны­ми, дет­ски­ми, школь­ны­ми К., ка­те­хи­зи­са­ми для взрос­лых и для кли­ри­ков, встре­ча­ют­ся К., по­стро­ен­ные по прин­ци­пу сле­до­ва­ния Свя­щен­ной ис­то­рии («Catéchis­me histo­rique» К. Фле­ри, 1683) ли­бо от­тал­ки­ваю­щие­ся от лич­но­ст­но-эк­зи­стен­ци­аль­ных во­про­сов че­ло­ве­че­ско­го бы­тия («De nieuwe Katechismus», 1966). Ка­те­хи­зич. лит-ра стран «третье­го ми­ра» от­ли­ча­ет­ся яв­ной со­ци­аль­ной на­прав­лен­но­стью и свя­зью с тео­ло­ги­ей ос­во­бо­ж­де­ния (Ни­ка­ра­гуа – «Еван­ге­лие на Со­лен­ти­на­ме» Э. Кар­де­на­ля, 1975; Бра­зи­лия – «От жиз­ни к Биб­лии», 1972). За­ро­див­шая­ся в ка­то­ли­че­ст­ве в нач. 19 в. идея еди­но­го, или т. н. все­лен­ско­го, К. («Ка­те­хи­зис Фран­цуз­ской им­пе­рии», 1806) на­шла во­пло­ще­ние в соз­дан­ном при па­пе Рим­ском Ио­ан­не Пав­ле II в ду­хе ре­ше­ний Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра «Ка­те­хи­зи­се Ка­то­ли­че­ской Церк­ви» (1992, рус. пер. 1998).

Воз­ник­шие сто­ле­ти­ем поз­же, чем на За­па­де, пра­во­слав­ные К. фор­маль­но от­ли­ча­лись лишь рас­ши­рен­ной струк­ту­рой за счёт вве­де­ния не­ко­то­рых до­пол­нит. раз­де­лов . Один из са­мых ран­них пра­во­слав­ных К. – «Боль­шой Ка­те­хи­зис» Лав­рен­тия Зи­за­ния (1-я четв. 17 в.; цер­ков­но­сла­вян­ское изд. – 1627) – по­лу­чил рас­про­стра­не­ние толь­ко у рус. ста­ро­об­ряд­цев. Из­дан­ное в Же­не­ве в 1629 «Ис­по­ве­да­ние ве­ры» пат­риар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ки­рил­ла Лу­ка­ри­са не бы­ло при­ня­то в пра­во­слав­ной сре­де вви­ду яв­ной каль­ви­ни­ст­ской на­прав­лен­но­сти. Вы­даю­щим­ся па­мят­ни­ком пра­во­слав­ной ка­те­хи­зич. лит-ры яв­ля­ет­ся пер­во­на­чаль­но на­пи­сан­ное на ла­ты­ни «Пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры ка­фо­ли­че­ской и апо­столь­ской Церк­ви Вос­точ­ной» митр. Пет­ра Мо­ги­лы (лат. – 1642; греч. – 1643; цер­ков­но­сла­вян­ское изд. – 1685). Сыг­рав зна­чит. роль в ис­то­рии бо­го­сло­вия, это со­чи­не­ние с кон. 19 в. вы­зы­ва­ло спо­ры по по­во­ду аде­к­ват­но­сти из­ло­же­ния пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния и сте­пе­ни ока­зан­но­го на со­чи­не­ние влия­ния ка­то­лич. схо­ла­сти­ки. Пер­вая соб­ст­вен­но рус­ская кни­га в жан­ре К. – «Бу­к­варь, или Пер­вое уче­ние от­ро­ком с ка­те­хи­зи­сом» (1720) – при­над­ле­жит ар­хи­еп. Фео­фа­ну Про­ко­по­ви­чу. К наи­бо­лее зна­чит. К. рус. пра­во­сла­вия от­носят­ся «Пра­во­слав­ное уче­ние» (1765) митр. Пла­то­на (Лев­ши­на), «Со­кра­щён­ный ка­те­хи­зис» (1782) и «Про­стран­ный ка­те­хи­зис» (1783) для юно­ше­ст­ва Ф. И. Ян­ко­ви­ча де Ми­рие­во, «Про­стран­ный хри­сти­ан­ский ка­те­хи­зис пра­во­слав­ной ка­фо­ли­че­ской вос­точ­ной Церк­ви» (1823) и «На­чат­ки хри­сти­ан­ско­го уче­ния, или Крат­кая Свя­щен­ная ис­то­рия и крат­кий ка­те­хи­зис» (1828) митр. Фи­ла­ре­та (Дро­з­до­ва), «Опыт хри­сти­ан­ско­го пра­во­слав­но­го ка­те­хи­зи­са» (1924) митр. Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го), «Пра­во­слав­ный ка­те­хи­зис» (нач. 1950-х гг., изд. 1981) епи­ско­па РПЦЗ Алек­сан­д­ра (Се­мё­но­ва-Тян-Шан­ско­го).

Сре­ди К. др. по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей: «Пра­во­слав­ный ка­те­хи­зис» (1940, рус. пер. 1954) чеш. еп. Го­раз­да (Пав­ли­ка); из­дан­ные в Аме­ри­ке «The Orthodox Faith» («Пра­во­слав­ная ве­ра», т. 1–4, 1971–75) про­то­прес­ви­те­ра Фо­мы Хоп­ко и «A new-style Catechism on the eas­tern orthodox faith for adults» («Но­вый ка­те­хи­зис вос­точ­но-пра­во­слав­ной ве­ры для взрос­лых», 1969); се­мей­ный К. ев­роп. фран­коя­зыч­ных об­щин Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та «Dieu est vivant» («Бог жив», 1979).

3) Учеб­ная дис­ци­п­ли­на в хри­сти­ан­ских шко­лах.

Автор статьи: Е. А. Пи­ли­пен­ко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *