Католический папа римский

Преемствуемую папами власть апостол Петр получил от Христа.

Близко примыкающим к ним является вопрос об отношении Петра к другим апостолам.

Папа как преемник апостола Петра

Как известно из начального церковного предания, преемниками апостолов являются все епископы. Это преемство осуществляется через цепь рукоположений, начатую святыми апостолами. Ставить вопрос о том,
преемником какого именно апостола является тот или иной епископ, не имеет смысла уже по одному тому, что епископские рукоположения совершаются соборно, несколькими епископами. Да этому вопросу и не должно придавать какого-либо особого значения. Апостол Петр (а по-моему – Павел) осудил тех, кто говорил:, «я — Павлов», «я — Аполлосов», «я — Кифин» (1 Кор. 1:12). Апостол Петр поставлял епископов в разных городах, в частности в Антиохии и в Риме. По преданию, в Антиохии им был рукоположен Еводий, в Риме — Лин. Но ни Еводий, ни Лин не рукополагали сами себе преемников. Поэтому последующие римские епископы преемниками апостола Петра по рукоположению не являются. Но есть другой вид преемства — преемство по кафедре. Римская кафедра учреждена, как известно, апостолами Петром и Павлом. В этом смысле епископов Римской, а также епископов Антиохийской и других кафедр, учрежденных апостолом Петром (и Павлом), можно считать преемниками этих апостолов независимо от того, от кого они получили рукоположение, подобно тому, как епископы Ефесские считаются преемниками апостола Иоанна Богослова, епископы Александрийские — преемниками евангелиста Марка и т. д. Это обстоятельство опять-таки не имеет какого-либо чрезвычайного значения, так как в благодатном плане все епископы равны. Но православные охотно, с радостью оказывают епископам апостольских кафедр особое уважение в память тех дорогих для христианского сердца исторических воспоминаний, которые с этими кафедрами связаны. Все это очень просто, понятно и естественно.

Но если смотреть на Римского епископа глазами римо-католиков, то есть видеть в нем носителя чрезвычайной и неограниченной власти над Церковью, вопрос о его преемстве Петру становится чрезвычайно сложным и запутанным. Первым преемником апостола Петра по Римской кафедре считают Лина. Но когда и каким актом передал ему апостол Петр свою единоличную власть над Церковью, римо-католики ничего определенного сказать не могут. Он не мог передать эту власть через рукоположение, так как в противном случае рукоположенный им Лин стал бы выше самого апостола Петра. Может быть, эта власть перешла на Лина просто в момент смерти Петра? Но возможен ли в Церкви такой переход власти с умершего на живого? Может быть, этой властью облекли Лина другие уже после смерти апостола Петра в таком порядке, как это делается теперь при избрании нового папы? Но, во-первых, на это нет никакого намека в предании. Во-вторых, можно ли допустить, чтобы Лин из какого бы то ни было источника получил такую власть, которая ставила бы его над остававшимися еще в живых другими апостолами, и в частности над апостолом Иоанном Богословом, скончавшимся позже других? Таким образом, попытка проследить преемственную цепь перехода по-папистически понятой верховной власти над Церковью от апостола Петра к нынешнему папе уже на первом шагу наталкивается на непреодолимые трудности. Надо помнить, что двух носителей единоличной, абсолютной власти одновременно быть не может.


Поэтому когда папский престол оспаривали два или три епископа (а таких случаев в истории было немало), римо-католикам необходимо было очень четко разбираться, кто из них законный преемник Петра, а кто — антипапа, ибо, по римско-католическому учению, истинной может считаться только та Церковь, которая имеет своим главой законного папу. А Церковь, подчиненная антипапе, должна бы поэтому считаться «антицерковью», или, если воспользоваться выражением папы Льва IX, «сборищем схизматиков» и «синагогой сатаны». Если с этой, чисто католической, меркой подойти к вопросу о папском преемстве и исследовать его в историческом плане, то натолкнемся на совершенно непреодолимые трудности. Дело в том, что в истории Римской Церкви бывало не раз, что победу в борьбе одерживал не более законный папа, а более сильный поддержкой власть имущих. Так было в 418 г., когда Бонифаций I при поддержке императора одержал победу над избранным ранее Евлалием, в 530 г., когда Бонифаций II одержал верх над избранным большинством духовенства Миодором, и во многих других случаях. Есть ли у католиков какое-либо- основание считать, что именно Бонифаций1 и Бонифаций II были преемниками единоличной власти апостола Петра? В 963 г. Римский Собор низложил за разврат папу Иоанна XII и поставил на его место Льва VIII. С православной точки зрения в этом нет ничего сомнительного, но с точки зрения римско-католического вероучения это было незаконное действие, поскольку папу никто судить не может. И сам папа Иоанн XII этого низложения не признал. Следовательно, Лев VIII должен считаться у католиков антипапой, а подчиненная ему Церковь не должна признаваться истинной Церковью. Но беда в том, что законный папа Иоанн XII имел только одного преемника (Бенедикта V), а через преемников антипапы Льва VIII «преемство» от апостола Петра продолжается по сей день. Если нынешняя линия пап является продолжением антипапской линии, то где здесь законное преемство и где законная Церковь? Папская схизма (Великий западный раскол) в XV в. была ликвидирована на Констанцском соборе (1417) поставлением папы Мартина V. Линия Мартина V бесперебойно продолжается по сей день. Но можно ли, с римско-католической точки зрения, считать это постановление законным? Ведь Констанцский Собор стоял на «еретических» позициях, признавая за соборами право низлагать пап. Все это говорит о том, насколько шатки позиции римо-католиков, ссылающихся в оправдание чрезвычайной власти пап на преемство от Петра.

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии

Католици́зм, или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 года в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры) — крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Богослужебные обряды

В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды.

История

Основная статья: История Римско-католической церкви

Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Вероучение Церкви восходит к апостольским временам (I век).

Распространение

Основная статья: Католицизм по странамРаспространение католицизма в мире

Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2012, в мире насчитывалось 1,196 млрд католиков.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину. В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают, по разным оценкам, от 110 до 175 миллионов католиков.

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч. На Украине (в основном на западе страны) проживает около 4,7 миллионов католиков, из которых более 4 миллионов — католики восточного обряда. В Белоруссии католиков более миллиона.

Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также в незначительном количестве среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

Доктрина

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Особенности вероучения

В Католической церкви существует семь таинств:

  • крещение,
  • брак
  • миропомазание (конфирмация)
  • евхаристия
  • исповедь
  • елеосвящение
  • священство.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в Москве

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  • филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
  • догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище;
  • учение об индульгенциях;
  • широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;
  • почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
  • утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
  • централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
  • безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
  • нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Особенности латинского обряда

  • добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры.
  • обязательный целибат священства;
  • крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
  • совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);
  • употребление для Евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;
  • причастие мирян или Телом, или Телом и Кровью Христа — и то и другое считается причастием во всей полноте; причастие священства только Телом и Кровью;
  • подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
  • крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, чаще всего, совершается пятью пальцами, как символ пяти ран Христовых.

Отлучение от Церкви

В католицизме действует «автоматическое» (ipso facto) отлучение от Церкви за следующее:

  1. публичное отречение от веры;
  2. пропаганда взглядов, несовместимых с учением Католической церкви;
  3. профанация Святого Причастия.

Структура

Основная статья: Список римско-католических епархий (структурный вид)Герб папского престола

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

  • апостольский викариат
  • апостольская префектура
  • апостольская администратура
  • военный ординариат
  • территориальная прелатура
  • территориальное аббатство

В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию католических епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Клир

В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих епархиальные храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) — епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) — остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

Целибат обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Богослужение

Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете.

Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) — брагский обряд, а в городе Толедо и ряде других испанских городов — мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении восточнокатолических церквей.

Характерные черты богослужения в латинском обряде

Подробнее смотри статьи: Месса, Литургия часов

Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде до Второго Ватиканского собора осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб — гостия.

Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.

Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.

Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

Раскольнические группы на основе католических традиций

Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, — Второго Ватиканского собора. Кроме того, ещё существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.

Неримский католицизм Маргинальный католицизм
Старокатолицизм: Старокатолическая церковь Германии, Старокатолическая церковь Австрии, Старокатолическая церковь Нидерландов, Христианско-католическая церковь Швейцарии, Католическая апостольская церковь Европы, Польская национальная католическая церковь, Польская национальная католическая церковь Америки Апостольский католицизм: Католическая апостольская церковь (Германии и Англии), Новоапостольская церковь (Германии, ЮАР и др.)
Консервативный католицизм: Бразильская католическая апостольская церковь, Католическая американская православная церковь, Мексиканская православная католическая апостольская церковь, Католическая апостольская галликанская церковь, Старороманская католическая церковь Франции, Старокатолическая мариавитская церковь Польши, Африканский легион Марии (Кения), Национальная католическая апостольская церковь Либеральный католицизм: Православная католическая церковь, Автокефальная галликанская католическая церковь, Апостольская гностическая церковь (все 3 — во Франции), Либеральная католическая церковь США
Реформированный католицизм: Филиппинская независимая церковь, Чехословацкая гуситская церковь
Англороманский католицизм (англокатолицизм): Свободная протестантская епископальная церковь Великобритании, Свободная протестантская епископальная церковь Нигерии, Африканская православная церковь Зимбабве, Африканская православная церковь ЮАР
Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами («episcopi vagantes»): Католическая апостольская православная церковь Востока (Алуэтт-Писсак, Жирика, Франция), Смешанный независимый главный приход Восток-Запад (Беэмское миссионерское аббатство, Франция)

Восточнокатолические церкви

Основная статья: Восточнокатолические церкви

Отношения с другими церквями и христианскими организациями

Римско-Католическая Церковь ведёт диалог с другими церквями и христианскими организациями. Организация экуменического диалога возложена на Папский совет по содействию христианскому единству. Одним из результатов диалога явилось подписание в 1993 году с представителями православных Церквей Баламандского соглашения. В 1999 году была подписана Совместная декларация о доктрине оправдания с руководством Всемирной Лютеранской Федерации.

См. также

Портал «Католицизм»

Католицизм в Викисловаре

Католицизм в Викитеке

Католицизм на Викискладе

Католицизм в Викиновостях

  • Римско-католическая церковь
  • Восточнокатолические церкви
  • Ватикан
  • Список католических орденов и конгрегаций
  • Католицизм в России

Примечания

  1. Число католиков в мире за два года возросло на 15 млн и составило 1 млрд 196 млн человек
  2. Догматическая конституция о Церкви II Ватиканского собора «Lumen gentium». Глава 1-2
  3. http://www.catholic.ru/ccc/0748.html Катехизис Католической Церкви, ст. 766
  4. 1 2 3 4 Статистика сайта catholic-hierarchy
  5. Данные сайта adherents.com
  6. 1 2 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам
  7. Кодекс канонического права, 331—335
  8. Текст Баламандского соглашения на русском языке

Литература

  • Волконский А. М. «Католичество и Священное Предание Востока». Париж, 1933
  • Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М.:2005
  • Лортц Й. История Церкви. «Христианская Россия». М.:1999
  • Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. Изд. Святого Креста. Рим-Люблин 1994.
  • Табак Ю. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
  • Цимбаева Е. Н. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма
  • Collinge, William J. Historical Dictionary of Catholicism. 1997
  • McBrien, Richard P., ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
  • Coleman, Lisa M., et al. Basics of the Catholic Faith. 2000
  • Froehle, Bryan T., Mary L. Catholicism USA: A Portrait of the Catholic Church in the United States. 2000
  • Burns, Robert A. Roman Catholicism after Vatican II. 2001

Ссылки

  • Официальный сайт Святого Престола
  • Официальный сайт епархии Божией Матери в Москве
  • Официальный сайт кафедрального собора Непорочного Зачатия в Москве
  • Официальный сайт собора Успения в Санкт-Петербурге
  • Катехизис католической церкви
  • Католическая энциклопедия (англ.)
  • Радио «Ватикан»
  • Католическая информационная служба
  • Ю. Табак. Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
  • Католический Петербург и Северо-Запад России
  • Католический медиапортал: Видео, Музыка, Документы и Изображения
  • Святые и блаженные Католической Церкви
  • кн. А. Волконский. Католичество и священное предание Востока
  • Католики в России

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

Папа римский на балконе

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Карта Ватикана

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

Выборы папы римского

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Герб и флаг Ватикана

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

Папская коронация

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Рим — центр христианства

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

Раскол Христианской церкви

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Печатка папы Адриана VI

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

Папа и антипапа

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Мученическая смерть первосвященника

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Папа Сириций

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Конклав кардиналов

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Папа Климент V и Филипп Красивый

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город .

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

Авиньон

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Суд над Мартином Лютером

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Австрийские войска в Риме

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Папа Иоанн Павел II

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Апостольский дворец

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Автор статьи: Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Происходя от латинского pontĭfex, слово pontiff позволяет описать того, кто работает в епархии, как архиепископ или епископ . Термин «антономазия» используется для определения того, кто считается в римско- католической церкви религиозным или прелатом высшего положения по отношению к остальным. Например: «Верховный Понтифик посетит страну в следующем году», «Заявления Понтифика вызвали большой спор в арабском мире», «За смертью Понтифика последовали миллионы людей через средства массовой информации».

Эта концепция начала использоваться во времена Древнего Рима, когда она использовалась для обозначения священнического магистрата, который отвечал за руководство и проведение религиозных церемоний и обрядов. Титул Pontifex Maximus предполагал самую почетную роль в римской религии, доступную только до 254 г. до н.э. для патрициев, а затем и для простых людей.

Однако мы не должны забывать тот факт, что в древнем Риме с течением времени человеку, который входил в религиозный совет высшего уровня, также было присвоено имя понтифика. Совет Понтифика был тем, что называлось той встречей, которая была сформирована вышеупомянутым Понтификом Максимом, фламинами (священниками, которые ответственны за культы, выполненные в честь пятнадцати установленных богов), Весталами, которые были жрицами и Рексом sacrorum.

Этимология понтифика и понтифика происходит от двух слов: понс (в переводе с испанского означает «мост» ) и facere (понимаемый как «делающий» ). Понтифик, следовательно, тот, кто строит или устанавливает мосты . Вполне вероятно, что это выражение в символическом смысле относится к мосту между божеством и людьми, хотя его также можно было использовать буквально, поскольку строитель моста был очень важной фигурой в Древнем Риме, пересекавшей священную реку Тибр.

Со временем римские императоры стали занимать пост Максимального Понтифика, сочетая политику и религию . С принятием христианства в качестве законной религии римлянами (в четвертом веке) название стало анахронизмом. Император Грациан Младший ( 359 — 383 ) подал в отставку с поста, который тогда находился в руках Римского Патриарха : Папы Римского, которого мы теперь знаем как Верховного Понтифика.

Таким образом, принимая во внимание это значение и выражение, мы обнаруживаем, что в настоящее время, когда мы ссылаемся на Верховного Понтифика, мы имеем в виду Папу Римского. Как видимый глава католической церкви и как суверен государства Ватикан также известен тот деятель, который в настоящее время представлен в лице Бенедикта XVI.

Иосиф Алоизий Ратцингер — настоящее имя того, кем сегодня является римский папа, который был избран в апреле 2005 года установленным конклавом и с тех пор служит вместо Иоанна Павла II.

Бенедикт XVI был папским именем, которое он принял, чтобы занять свою новую должность, и он сделал это как способ воздать дань уважения и восхищения Бенедикту XV, которого он почитает, как он неоднократно заявлял, за то, что смело выполнил свою задачу в время, когда мир переживал великие бедствия в результате Первой мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *