Католицизм православие протестантизм

Содержание

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

Как мы знаем, в конце IV в. Римская империя окончательно раскололась на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (Византию, со столицей в Константинополе). Западная Римская империя просуществовала ещё около ста лет и пала под ударами варваров, а Византия пережила её почти на тысячу лет, оставаясь могущественным и независимым государством с сильной императорской властью и с глубочайшими традициями христианской культуры. На Востоке делами церкви управлял патриарх (точнее патриархи, так как константинопольский патриарх был не еди нственным в христианском мире). На Западе с V в. фактическим главой церкви становится римский епископ, к которому начинает применяться титул папа. Собственно, папами некоторых христианских епископов именовали и ранее, но окончательно этот титул закрепился за римским предстоятелем. Так как Западная империя в 476 году окончательно рухнула, римские папы превратились (не без помощи варваров) в светских правителей, управляя так называемой Папской областью и другими территориями Италии. Византийские патриархи, в отличие от пап, имели только духовную власть, хотя и занимали важнейшее место в государственной системе.

Со временем накапливались различия между восточной и западной ветвями христианской церкви, делились на сферы влияния, появилось соперничество. Противоречия между двумя ветвями прежде единой церкви продолжали обостряться вплоть до IX-X в., когда достигли наибольшей остроты. Отношения дополнительно ухудшались из-за территориальных споров. Объектом разногласий стали земли Южной Италии, Сицилии.

16 июля 1054 года произошёл окончательный разрыв, и возникли две христианские церкви: право славная и католическая.

КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ

Некоторые различия между православной и католической верой:

В католическом костеле нет иконостаса, который отделяет алтарь от той части храма, где находятся верующие, зато, как правило, множество скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человеческие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные слева направо и сложенными тремя. Слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша — наиболее близкая к нам католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно назвать костелом. К храмам Западной Европы этот термин обычно не применяется.

Католицизм — это одно из основных направлений христианской церкви. В ХVI в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; монархический центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма — добавление к «символу веры» (догмат Троицы) флиокве (предположения о том, что святой дух происходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром (духовенством) и мирянами; целибат (обязательное безбрачие католического духовенства).

Протестантизм (от лат. публично доказывающий) — одно из направлений христианства. Откололся от католицизма в ходе Реформации ХVI века. Объединяет множество церквей и сект (лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптисты и др.). для протестантства характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причастию). Основной источник вероучения.

Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление «примирить» религию с наукой, дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения); противоположные тенденции фундаментализм, диалектическая теология.

Православие — религия, строго следующая традиции, старине. Само русское слово «православие» подчеркивает правильность и неизменность вероучения и традиций этой ветви христианства.

Важнейший догмат православия — триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскрешение и вознесение Христа. В православии нет обета безбрачия.

К реформированным формам христианства относились в начале ХХ века лютеранство или протестантизм, кальвинизм, англиканский вариант христианского вероисповедания, старокатолицизм. Это были наиболее крупные религиозные конфессии.

В течение ХХ века возникло множество более мелких конфесий, а также разного толка сект. Одновременно стал все более выраженным феномен возникновения тоталитарных сект и полурелигиозных (или псевдорелигиозных) организаций.

Если первые четыре конфессии все же более или менее недалеко отходили от христианского вероучения, во всяком случае, не сомневались сами в своей принадлежности к христианству, то современные нам секты зачастую даже и не ставят себе цель иметь к христианству хоть какое-то отношение.

Причиной раннего реформирования христианства являлось развитие реформистских тенденций самого католицизма. Вступив на путь собственного реформирования, римо-католичество породило своих последователей. Это было естественным итогом того отступления от норм Церковной жизни, которые были заложены ранее Апостолами, святыми отцами и учителями Церкви в первые три столетия христианства.

Неблагочестивая жизнь западного священства и самого римского папства стали основой для оправдания реформаторами своей деятельности.

Разумеется, реформаторство, отвергавшее саму Церковь, ее таинства, посты, обеты монашества, почитание святости, не могло не подрывать авторитета самого Священного писания. Это было основой лютеранства. Церковь сливалась с государством, проповедником (по сути — моралистом) становился выбранный людьми мирянин.

Чисто формально сохранялось лишь окропление водой при крещении, храмовые строения и священные изображения в них. Отвергая призвание святых и почитание икон, лютеране все же сохраняют их в своей религиозной жизни.

Оправдание одной верой составляет основу учения Лютера.

Реформаторство Кальвина идет дальше. Согласно его учению, спасение или не спасение человека предопределены свыше. Свободы выбора, данной каждому человеку как проявление высшей милости Божьей, по Кальвину, как бы не существует. Если вера дается от Бога, то верующий — уже Божий избранник, он спасен своей верой, вне зависимости от его дел.

Кальвинисты проводят свои службы не в храмах, а молитвенных комнатах, для причащения ставят обыкновенный стол.

Англиканское вероисповедание содержит элементы католицизма — некоторые литургические обряды, наличие епископов, а также лютеранства — учение о евхаристии.

В англиканском вероисповедании не признаются:

— таинства покаяния;

— миропомазания;

— брака;

— елеосвящения;

— священства.

Подчеркивается церковное главенство короля.

В вопросах вероучения английский парламент имеет решающее слово. При коронации король присягает, клянясь в неверии в таинства причащения, в пользу поклонения святым и Божьей Матери, в также подтверждает, что признание жертвенного значения литургии противно протестантскому вероучению.

Вариантом христианского вероисповедания в Англии является пуританизм, отвергающий все остатки католицизма. Пресвитеры, избираемые группой людей, управляют такими религиозными объединениями людей.

Ислам

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ, КАТОЛИЦИЗМА И ПРОТЕСТАНТИЗМА

Сравниваемые черты Православие Католицизм Протестантизм
Отношение к другим конфессиям Считает себя единственно истинной Церковью. Считает себя единственно истинной Церковью. Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии
Внутренняя организация Автокефалии Централизация + ордена В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы.
Отношение к светской власти Поддержка власти Превосходство церковной власти над светской Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других — Церковь полностью отделена от государства.
Высший авторитет в делах веры священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Библия
Священство Епископ Пресвитер Диакон Епископ Священник Диакон
Монашество + +
Об исхождении Святого Духа Дух Святой исходит только от Отца через Сына. Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве) Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.
Учение о Деве Марии Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются.
Учение о спасительной роли церкви Церковь – единственное «орудие» спасения
Догмат об аде, рае и чистилище + +
О верховенстве Папы Римского и его непогрешимости +
Таинства крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение Крещение, причастие
Крещение В любом возрасте. Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. В сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры.
Причащение Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином) Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства — Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян — только Телом Христовым (хлебом). Хлеб и вино – напоминание, а не кровь и плоть Христа
Исповедь Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи.
Богослужение Литургия Месса Проповедь
Календарь Юлианский Григорианский
Почитание икон и креста + +
Культ Девы Марии, ангелов и святых + + _
Молитвы об умерших + +
Пост Рождественский, Великий, Петров, Успенский Великий, Адвент, кануны Великий, Адвент, но едят мясо

1. Постройтедиаграмму, отражающую долю регионов мира по численности христианского населения. Данные для расчетов:



регион Численность христиан, млн. чел Доля в мире, % Доля христиан в населении региона, % Примеры моноконфессиональных стран Примеры поликонфессиональных стран
Мир 1 млрд 950 тысяч
Европа Белоруссия Андорра, Ирландия Македония
Азия Казахстан
Америка Гондурас Тринидад и Тобаго
Африка Конго, Кения Мадагаскар
Австралия и Океания Австралия, Новая Зеландия Фиджи

2. Покажитеусловными знаками на карте мира географию автокефальных православных церквей.

3. Составьте краткую характеристику 3-х, самых многочисленных конфессий протестантизма:

характеристики лютеранство кальвинизм баптизм

4. Выясните содержание следующих понятий:

Архиепископ – старший (начальствующий) епископ.

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии.

Епископ – лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей

Католикос — титул высших духовных лиц в некоторых восточных церквях.

Лавра – название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.

Литургия – главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, на котором совершается таинство Евхаристии.

Месса – основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.

Митра — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей.

Патриарх – титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа в некоторых иных Церквях.

Пустынь – термин, обозначающий монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит.

Скит – уединённое жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре. Название происходит от Скитской пустыни — места первоначального распространения монашества.

Ставропигиальный монастырь – русские монастыри, бывшие некогда под непосредственным управлением самих патриархов и доселе пользующиеся многими правами давних времен.

Тиара — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год.

Целибат — обет безбрачия.

Вследствие сложившихся исторических обстоятельств в 1054 году произошло разделение Вселенской Церкви на Западную и Восточную. В XVI-XVII веках от Католической церкви отделилась часть верующих, которые выразили свое несогласие с некоторыми догматами веры и нововведениями Папы. Таких христиан стали называть протестантами.

Сравнение

Внутренняя организация церкви

Католики признают организационное единство церкви, скрепленное безусловным авторитетом Папы Римского. У протестантов лютеранской и англиканской церкви сохраняется централизация, у баптистов преобладает федерализм. Их общины автономны и независимы друг от друга. Безусловный и единственный авторитет для протестантов – Иисус Христос.

Католические священники не вступают в брак. Протестантское духовенство не имеет в этом плане отличий от обычных граждан.

У католиков существуют монашеские ордена (одна из форм монашества). У протестантов такой способ организации духовной жизни отсутствует.

Духовенство у католиков составляют исключительно мужчины. Во многих протестантских течениях епископами и священниками становятся также и женщины.

Принятие в церковь новых членов у католиков совершается через крещение. Возраст крещаемого не имеет значения. Протестанты крестятся только в сознательном возрасте.

Вероучение

Католиками признается равный авторитет Священного Писания и Священного Предания. Протестанты признают только Священное Писание. Толковать его в отдельных течениях может священство, но чаще – собрание верующих, а иногда сам индивид.

Католики проповедуют культ Девы Марии как Божией Матери и Заступницы рода человеческого. Протестанты отвергают догматы Католической Церкви о Богородице.

У католиков семь таинств: крещение, Евхаристия, миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвященство. Протестанты принимают только два таинства – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов таинства вообще отсутствуют.

Католики верят, что после смерти над душой человека за содеянные при жизни грехи совершается частный суд, как преддверие Страшного Суда. Об умерших молятся. Протестанты отвергают учения о существовании души до Страшного Суда. О покойных не молятся.

Церковная практика

Для причащения католики используют пресный бездрожжевой хлеб – опресноки.

Для протестантов вид хлеба в этом случае не имеет значения.

Исповедь хотя бы раз в год в присутствии священника обязательна для католиков. Протестанты не признают посредников в общении с Богом.

Католики служат Мессу, как главное богослужение церкви. Особой формы богослужения у протестантов нет.

Католики почитают иконы, крест, живописные, а также скульптурные изображения святых и их мощи. Для католиков святые – заступники перед Богом. Протестанты не признают икон и креста (за очень редким исключением) и не почитают святых.

Выводы TheDifference.ru

  1. В католичестве существует организационное единство верующих, скрепленное авторитетом Папы Римского. У протестантов не существует единства, и нет главы церкви.
  2. Священнослужителями у католиков могут быть только мужчины, у протестантов в числе духовенства встречаются также и женщины.
  3. Католики принимают крещение в любом возрасте, протестанты – только в зрелом.
  4. Протестанты отрицают Священное Предание.
  5. Католики признают культ Девы Марии. Богородица для протестантов – всего лишь совершенная женщина. Нет также культа святых.
  6. У католиков семь таинств церкви, у протестантов – всего два, а в некоторых течениях – ни одного.
  7. У католиков существует понятие о посмертных страданиях души. Протестанты верят только в Страшный Суд.
  8. Католики причащаются на опресноках, для протестантов вид хлеба для причастия неважен.
  9. Католики исповедуются в присутствии священника, протестанты – без посредника перед Богом.
  10. У протестантов нет особой формы богослужения.
  11. Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых, как это принято у католиков.

Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм

ХРИСТИАНСТВО

Христианство, так же как ислам, создало идеал универсального человеческого поведения и существования, создало целостное мировоззрение и мироощущение. В основе христианства — учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями, заповедал им законы праведной жизни и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте.

Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения) к концу (приходу Мессии, Страшному суду). Основная идея христианства — идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных — все грешники, все «рабы божьи».

Христианская религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала, что праведные будут вознаграждены, а низшим сословиям принадлежит будущее. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Основные направления христианства — православие, католицизм, протестантизм.

Православие.

Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии — самостоятельности национальных церквей. Всего их насчитывается 15. Отличительной особенностью православия является то, что со времен первых семи Вселенских Соборов к этому учению не добавили ни одного догмата, в отличие от католицизма, и не отказались ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувством. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат перевоплощения и догмат искупления. Суть догмата троичности Бога такова: Бог — не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.


Бог Отец создал из ничего небо, землю, мир видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра — первую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом Троицы, в человеческом воплощении — Иисуса Христа. Третьей ипостасью является Святой Дух. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости. Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад.

Один из основных законов православия — правило рецепции, принятия всей церковью каких бы то ни было норм. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь Церковь — «тело Христово» — как целое. В православии строжайше соблюдаются традиции семи таинств — крещения, причащения, покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства. Таинство крещения символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и через него человеку прощается первородный грех, а взрослому и все прочие грехи. Считается, что только на основе таинства причащения (евхаристии) человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом. Непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина является совершение таинства покаяния (исповеди), которое включает в себя исповедание и отпущение грехов.

Следом за обрядом крещения в православии совершается таинство миропомазания, смысл которого, согласно православному катехизису, заключается в том, «чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной». Духовный смысл обряда венчания состоит в том, что при совершении венчания на будущих супругов изливается Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба. Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком, так как елеосвящение обладает целительной силой, очищает больного от грехов. Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в ту или иную степень священства. В православии духовенство делится на черное и белое. Черное — это монахи, а белое — священнослужители, которые не принимают обета безбрачия.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают посты и праздники, главный из которых — Пасха, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа.

Католицизм.

Основу веры католицизма составляют книги Нового и Ветхого Заветов (Святое Писание), решения 21 Вселенского Церковного Собора и суждения римских пап по церковным и мирским делам (Святое Придание). Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу — Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. В католической церкви все священники принадлежат одному из монашеских орденов и для них обязателно соблюдение целибата — обета безбрачия.

Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католичестве утвердилось своеобразное понимание Троицы, закрепленное в виде догмата о филиокве: исхождение Святого Духа признается не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище — промежуточном между раем и адом месте, где пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами.

Вообще католицизм достаточно снисходительно к человеку, так как исходит из убеждения, что греховность — неотъемлемая часть человеческой природы, безгрешен только Папа. Искупление грехов в католичестве возможно благодаря общественной деятельности. Огромную роль в спасении греховных людей играет так называемая сокровищница добрых дел, в избытке совершенных Христом, Девой Марией и святыми, распоряжаться которой может только Папа Римский. Так в Средние века в католичестве появилась практика индульгенций — выкупа грехов за деньги. Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы — Матери Иисуса Христа, которое выразилось в догмате о непорочном зачатии Девы Марии, а также в догмате о телесном вознесении Богоматери. Католицизм, как и Православие, признает семь таинств христианства. Однако крещение здесь осуществляется обливанием, а конфирмация отделена от крещения и проводится по достижении ребенком 7-8 лет. Главный праздник в католицизме — Рождество.

При тщательно разработанности и пышности ритуала, в римском христианстве все же теология господствует над обрядом. Поэтому католицизм более индивидуалистичн, нежели православие. Католическая месса носит более пышный, праздничный характер, в ней используются все виды искусства для воздействие на сознание и чувства верующих.

Протестантизм.

Несмотря на наличие в протестантизме множества церквей и конфессий, можно выделить общие для всех особенности вероучения, культа и организации. Библия признается у большинства протестантов единственным источником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Уделяя большое внимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты в большинстве своем, в качестве основного праздника признают Рождество. Основные богослужения — чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей. Основной организационной структурой протестантизма является община, а иерархия священнослужителей не развита.

В протестантизме можно выделить два основных направления: либеральное, признающее критику Библии, и фундаменталистское, настаивающее на буквальном понимании Библейских текстов. Либеральное направление, старейшее в протестантизме, зародилось в виде учения Мартина Лютера в начале XVI в. Сторонники его — лютеране — в качестве Символа Веры признают догматы, определенные на I и II Вселенских Соборах. Главный путь искупления грехов — покаяние. Признаются два христианских таинства — крещение и причащение. В лютеранстве сохранены литургия, церковный алтарь, облачение духовенства. Существует также посвящение в сан (ординация), есть свой епископ. В качестве главного символа лютеране принимают распятие, иконы отрицаются.

Родоначальником фундаменталистского направления в протестантизме является Жан Кальвин. В качестве единой священной книги Кальвин признавал Библию.

Отрицая духовенство, он утверждал принцип мирского призвания и мирского аскетизма (каждый верующий — священник). Спасение души кальвинизм предполагает не столько покаянием, сколько активной мирской деятельностью, предпринимательством. Кальвинисты отрицают внешние атрибуты культа — крест, иконы, свечи и прочее. Таинства крещения и причащения осуществляются у них символически. Основные формы богослужения — проповедь, молитвы, пение псалмов. Кальвинизм отрицает любую форму церковной организации, кроме общины.

Протестантизм учит, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства: Богу — богово, а кесарю — кесарево.

Главным догматом протестантизма является догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Иные способы спасения считаются несущественными. Согласно этому догмату, в следствие грехопадения, первородного греха человек утратил способность самостоятельно совершать добро, поэтому спасение может прийти к нему только как результат божественного вмешательства, спасение — это дар божественной благодати.

На рубеже VIII-IX веков из-под влияния Константинополя выходят земли западной части некогда мощной Римской империи. Политический раскол потянул за собой разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, имеющие отныне свои особенности управления. Папа Римский на Западе сосредоточил в одних руках и церковную, и светскую власть. Христианский же Восток продолжал жить в условиях взаимопонимания и взаимоуважения двух веток власти – Церкви и императора.

Окончательной датой раскола христианства принято считать 1054 год. Глубинное единство верующих во Христе нарушилось. После этого Восточная Церковь стала именоваться Православной, а Западная – Католической. Уже с момента разделения наметились различия в вероучении Востока и Запада.

Обозначим основные отличия православия от католицизма.

Православие, католицизм, протестантизм

Православие.Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии – самостоятельности национальных церквей. Всего их насчитывается 15. Отличительной особенностью православия является то, что со времен первых семи Вселенских Соборов к этому учению не добавили ни одного догмата, в отличие от католицизма, и не отказались ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувством. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат перевоплощения и догмат искупления. Суть догмата троичности Бога такова: Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

Бог Отец создал из ничего небо, землю, мир видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра – первую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом Троицы, в человеческом воплощении – Иисуса Христа. Третьей ипостасью является Святой Дух. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости. Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад.

Один из основных законов православия – правило рецепции, принятия всей церковью каких бы то ни было норм. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь Церковь – «тело Христово» – как целое. В православии строжайше соблюдаются традиции семи таинств – крещения, причащения, покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства. Таинство крещения символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и через него человеку прощается первородный грех, а взрослому и все прочие грехи. Считается, что только на основе таинства причащения (евхаристии) человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом. Непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина является совершение таинства покаяния (исповеди), которое включает в себя исповедание и отпущение грехов.

Следом за обрядом крещения в православии совершается таинство миропомазания, смысл которого, согласно православному катехизису, заключается в том, «чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной». Духовный смысл обряда венчания состоит в том, что при совершении венчания на будущих супругов изливается Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба. Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком, так как елеосвящение обладает целительной силой, очищает больного от грехов. Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в ту или иную степень священства. В православии духовенство делится на черное и белое. Черное – это монахи, а белое – священнослужители, которые не принимают обета безбрачия.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают посты и праздники, главный из которых – Пасха, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа.

Католицизм. Наиболее крупной, са­мой массовой разновидностью христианства является католицизм. Со­гласно данным ООН приверженцами католицизма в 90– х годах XX века было около 900 млн. человек, что составляет более 18 % всех жителей на­шей планеты. Католицизм преимущественно распространен в Запад­ной, юго – восточной и Центральной Европе (Испания, Италия, Португа­лия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, часть Украины и Белоруссии). Он охватывает своим влиянием около 90 % населения Латинской Америки, около трети насе­ления Африки. Довольно сильны позиции католицизма в США

Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит об­щехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 дог­матов и семь таинств.Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

Каково же историческое происхождение особенностей като­лического вероучения и культа и в чем конкретно оно заключается?

Православие при­нимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католи­цизм же продолжал развивать свою догматику на последующих со­борах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не толь­ко Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви – Римского папы. Уже в 589 г. на Толедском со­боре католическая церковь вносит дополнение к символу веры в ви­де догмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео — Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога — Отца. Католический догмат о филиокве утвержда­ет, что Святой Дух исходит и от Бога — сына.

Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, по­падают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешни­ков, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. Католичес­кие теологи этот огонь понимают по – разному. Одни трактует его как символ, и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают ре­альность этого огня. Догмат о чистилище был принят Флорентий­ским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г.

С точки зрения католицизма, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен «добрыми дела­ми». Эти «добрые дела» в память умершего могут совершать остав­шиеся на Земле родные и близкие. Под «добрыми делами» в данном случае понимаются молитвы, богослужения в память об умершем человеке, а также пожертвования в пользу церкви. С этим догматом тесно связаноучение о запасе добрых дел. Согласно этому учению, провозглашенному папой Климентом I (1349) и подтвержденному Тридентским и I Ватиканским соборами (1870), церковь располагает запасом «сверхдолжных дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римской католи­ческой церкви. Церковь как мистическое Тело Иисуса Христа, его наместник на Земле распоряжается этим запасом по своему усмот­рению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается.

На основе этого учения в Средние века, вплоть до XIX века, широкое распространение в католицизме получила практика прода­жи индульгенций.Индульгенция (в переводе с лат. милость) – это папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов. Ин­дульгенцию можно было купить за деньги. С этой целью руководство церкви разработало таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Совершив грех, состоятельный человек приобретал индульгенцию и тем самым получал отпущение грехов. Все грехи, за исключением так называемых «смертных грехов», можно было легко искупить за деньги. Правом распределения «сверхдолжных» дел, распределения благодати, отпущения грехов пользуются все священники. И это обусловливает их привилегиро­ванное положение среди верующих.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Бого­родицы –Матери Иисуса Христа – Девы Марии. Чтобы отметить ее особую и исключительную роль среди людей в 1854 году папа Пий I провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. «Все ве­рующие, писал Папа, должны глубоко и постоянно верить и испове­довать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса – Спасителя рода челове­ческого» В продолжении этой традиции в 1950 году папа Пий XII ут­вердил догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева после окончания ее земного пути была взята на небо «с душой и телом для Славы Небес­ной». В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был ус­тановлен специальный праздник, посвященный «королеве небес».

Одной из специфических особенностей католицизма являет­ся учение о главенстве папы Римского над всеми христианами. Это учение связано с претензией католицизма быть единственным, ис­тинным и полным воплощением христианства. Термин «католический» – производное от греческого katholikos– всеобщий, вселен­ский. Глава католической церкви Папа Римский – провозглашает­ся наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским еписко­пом. В развитие этих претензий на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Согласно этому догмату, Папа Римский выступая официально (exkathedra) по вопросам веры и морали, непогрешим. Иначе говоря, во всех офи­циальных документах, публичных выступлениях устами Папы го­ворит сам Бог.

Важное отличие католицизма от православия состоит в соци­альном положении священников. В православии духовенство делит­ся на две категории: черное и белое. Черное духовенство – это мона­хи. Белое– священнослужители, которые не принимали обета без­брачия. Высшими должностными лицами в православии, начиная с епископов, могут быть только монахи. Приходские священники, как правило, относятся к белому духовенству. В католицизме же, начи­ная с XI века, действует целибат – обязательное безбрачие духо­венства. В католической церкви все священники принадлежат одно­му из монашеских орденов. В настоящее время наиболее крупными являются монашеские ордена иезуитов, францисканцев, салезианцев, доминиканцев, капуцинов, христианских братьев, бенедиктин­цев. Члены каждого ордена носят специальную одежду, которая поз­воляет их отличать их друг от друга.

Своеобразие католицизма проявляется не только в вероуче­нии, но и культовой деятельности, в том числе и в совершении семи таинств. Так, например, таинство крещения производится путем об­ливания водой или погружения в воду. Таинство миропомазания в католицизме называетсяконфирмацией. Если у православных это таинство совершается вскоре после рождения, то в католицизме конфирмация совершается над детьми и подростками в возрасте 7– 12 лет. Таинство причащения (евхаристии у православных) совершается на квасном тесте. Православная просфора представляет со­бой маленькую булочку. В католицизме же просфора печется из пресного теста в виде маленького блинчика.

Различается и процесс богослужения. В православном храме богослужение совершается стоя или верующие могут стоять на ко­ленях. В католическом храме верующие сидят во время богослуже­ния и стают только при пении определенных молитв. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос: поет священник, дьякон, хор и ве­рующие. В католическом храме присутствует инструментальное со­провождение: звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сде­лать вывод, что католическая месса носит более пышный, празднич­ный характер, в которой используются все виды искусства для воздействия на сознание и чувства верующих.

Канонических правил, строго различающих внешний вид и уб­ранство храмов, в православии и католицизме не существует. Одна­ко в православном храме преобладают живописные произведения–иконы. Святое место– алтарь отгорожено от основного зала специ­альным сооружением – иконостасом. В католическом храме алтарь открыт для всех взоров и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым эле­ментом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны четырнадцать икон, изображающих различные этапы «Крестного пути Господня».

Протестантизм. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личном отношении человека и Бога. А это значит, что вся церковная иерархия для дела спасения не нужна, не нужны и священники как посредники между человеком и Богом, не нужны монашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточивались ог­ромные богатства.

Из этого положения также вытекает учение о всеобщем свя­щенстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвя­щение на общение с Богом, право проповедовать и совершать бого­служение без посредников. Служители культа в том или ином виде сохраняются в протестантизме, но у них принципиально иной ста­тус, чем тот, которым они обладают в православной и католической церкви. Служитель культа в протестантизме лишен права исповедо­вать и отпускать грехи, в своей деятельности он подотчетен общине. В протестантизме отменен целибат (обет безбрачия).

Пастырская деятельность трактуется в протестантизме как служба, на которую уполномочивает данного человека община. Бе­зусловно, должность пастора требует специальной подготовки в толковании Священного Писания, в совершении обрядов и т. д. Но только эта специальная профессиональная квалификация и отли­чает пастора от всех других прихожан. Поэтому с точки зрения протестантизма, все взрослые члены общины могут играть актив­ную роль в ее деятельности, участвовать в выборе руководящих органов.

Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авто­ритет всех церковных постановлений: решений Вселенских соборов, документы пап и иных патриархов церкви, то, что называется Свя­щенным Преданием для того, чтобы утвердить абсолютный автори­тет Священного Писания, Библии. Библия, в том виде как она от­крывается твоему разумению и является тем важнейшим резер­вуаром, откуда верующий человек обретает свое познание Бога, те важнейшие религиозно– нравственные установки, которыми он ру­ководствуется в своей жизни.

Главным догматом протестантизма является догмат об оправ­дании одной лишь верой в искупительную Жертву Иисуса Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, посты, богоугодные дела и т д.) считаются несущественными. Принятие этого догмата вытекает из признания протестантизмом коренной испорченности природы человека, которая наступила в результате совершенного им первородного греха. В следствие грехопадения человек утратил способ­ность самостоятельно совершать добро. Все те добрые дела, которые творит человек, не являются его заслугой, а оцениваются лишь как следствие любви к Богу, проистекающей из веры в благую весть Ии­суса Христа. В силу этого человек не может спастись своими заслу­гами, так называемыми «добрыми делами». Спасение может прийти к нему только как результат божественного вмешательства, спасе­ние – это дар божественной благодати.

С точки зрения протестантизма, верующий человек – это че­ловек, сознающий греховность своей природы. И этого достаточно для того, чтобы он непосредственно обратился к Богу с молитвой о своем спасении. Молитва о спасении должна быть подтверждена до­бросовестным выполнением своих мирских обязанностей, ибо по сте­пени такой добросовестности Бог судит о крепости веры и желании обрести спасение. Как справедливо показал М. Вебер, для протес­тантизма характерно рассмотрение мирской деятельности человека с позиций религиозного призвания. В понятии «призвание» содер­жится такой смысл, что выполнение человеком долга в рамках своей мирской деятельности, является наивысшей задачей религиозно– нравственной жизни. Таким образом все сферы жизнедеятельности человека получают религиозное значение и рассматриваются как многообразные формы служения Богу.

Из учения о принципиальной испорченности природы челове­ка и оправдании его одной лишь верой в искупительную жертву Христа вытекает очень важное положение протестантского веро­учения о предопределении. С точки зрения протестантизма, каж­дый человек, еще до своего рождения, как говорится «в Адаме», уже предопределен спастись или погибнуть. Никто не знает и не может знать своей судьбы. Имеются лишь косвенные свидетельства о том, какой достался тому или иному человеку жребий. И эти косвенные свидетельства связаны с его верой и осуществлением призвания. Глубокая вера в спасительную жертву Христа – это не заслуга че­ловека, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран к спасению. Осуществление призва­ния это тоже не заслуга человека. Успешное ведение им своего дела – знак расположения к нему Бога. В наиболее последовательной форме это учение представлено в кальвинизме.

Протестантизм, отвергнув догмат о спасающей роли церкви, тем самым значительно упростил и удешевил культовую деятель­ность.Богослужение сведено главным образом к молитве, пропове­ди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии. Библия читается на родном языке. Из семи таинств протестанты оставили только два:крещение и причащение. Отвергнуты молитвы за умерших, покло­нение святым и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и икон. Религиозные сооружения – храмы, молитвенные до­ма в значительной мере освобождены от пышного убранства, от ал­тарей, икон, статуй. С них сняты колокола.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний – восьмой – окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же – завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции – церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре – именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) – тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией – революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Православие

Католицизм

Протестантизм

Управление

Патриарх, Собор

Папа

Всемирный совет церквей, советы епископов

Организация

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Дух Святой

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Бог Отец

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец – существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Догмат Спасения

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Разводы

Иногда разрешаются

Запрещены

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Не признается категорически

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Обряд

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Брак священнослужителей

Разрешен

Допускается только в византийском обряде

Разрешен

Вселенские Соборы

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Крест

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Иконы

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Не используются

Ветхий Завет

Признается как еврейский, так и греческий

Только греческий

Только еврейский канонический

Отпущение грехов

Обряд проводит священник

Не допускается

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Отличия в иконах

Православные

Католические

Руки святых

Правая лежит поверх левой

Левая поверх правой

Глаза

Смиренно прикрыты

«Удивленный» взор

Одеяние Богородицы

Яркое, золотое

Черная мантия поверх белого

Подписи

В большинстве случаев отсутствуют

На латинском

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма – это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная – и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.

Западная и восточные церкви всегда отличались между собой языками богослужения, обрядами и догмами

Западной церковью руководил римский папа Лев IX, а восточной — патриарх Константинополя Михаил Кируларий. Богослужения в Римской церкви проходили на латинском языке, а в Константинопольской — на греческом. Обряды так же отличались использованием в латинских литургиях пресного хлеба, а в греческих — кислого и другими деталями.

1054 Окончательный разрыв католической и православной церкви.

В 1054 году на почве разногласий в богослужении и борьбы за власть произошел окончательный разрыв. Представители папы римского объявили, что Михаил Кируларий отлучен от Церкви, а Михаил в свою очередь предал их анафеме.

Образовались два отдельных направления христианской религии — православие и католицизм. Западная церковь называлась римско-католической, а восточная — православной. Разногласия церквей не преодолены до сих пор, хотя взаимные проклятия сняты в 1965 году.

Раскол религии на католицизм и православие называют Великой Схизмой

Православие по смыслу слова означает «правильное славие или прославление» Бога, то есть учение об истинной апостольской вере. Слово католическая означает по-гречески «всеобщая или всеобъемлющая», то есть самая большая по количеству верующих религия.

Протестантизм появился гораздо позже — в 1517 году

Слово протестантство происходит из латинского языка и означает «торжественное заявление или возражение». В XVI веке в Европе произошло возмущение некоторых членов католической церкви тем, что ее руководство стало злоупотреблять своей властью. В результате этой реформации образовалось новое направление христианства — протестантизм.

Главой антикатолического направления христианства был Мартин Лютер — богослов средневековой Германии, доктор теологии. Он по своему трактовал послания апостола Павла и написал 95 основных постулатов протестантской веры.

Германский богослов Мартин Лютер, который перевел Библию на немецкий язык

Сейчас существует более 20 000 различных форм протестантского учения. Наиболее распространены:

  • лютеранство — самое большое по численности протестантское направление христианства, которое строго придерживается принципов веры, написанных Мартином Лютером;
  • кальвинизм — основан на богословском учении Жана Кальвина, который написал трактат «Наставление в христианской вере» в 1536 году;
  • англиканство — направление, которое исторически связано с английской церковью после ее реформации;
  • баптизм — происходит от древне-греческого слова «погружаю в воду» и исповедует осознанное крещение только взрослых людей;
  • евангельские христиане — основываются на спасении только через веру в Иисуса Христа. Главное, чем отличается евангельская церковь от православной то, что она считает единственным источником веры каноническое Евангелие.

Смотрите также статью Англиканская церковь

Протестанты и православные отличаются между собой гораздо больше, чем католики и православные. Если провести общее сравнение, то православная и католическая церкви — это первоапостольские церкви, в которых четко прослеживается апостольская преемственность епископов через их рукоположение.

Протестантская церковь возникла в результате реформ католической церкви — это ее главное отличие от православия.

К тому же редко кто видел, как крестятся протестанты, так как из всех направлений только лютеране и англикане осеняют себя крестным знамением слева направо, так же, как и католики. В остальных формах протестантизма креститься не принято.

Отличия трех основных христианских религий между собой состоят в организации церкви, определении главного принципа веры и разном толковании догматов

Все христианские церкви издревле были равны между собой. Хотя католики считают, что римская церковь была во главе первых пяти Поместных церквей. Это мнение не подтверждено, так как точно известно, что для решения всех вопросов созывались Вселенские Соборы, где учитывалось мнение всех церквей.

Таблица, в которой показаны основные различия между православием, католицизмом и протестантизмом:

Критерии отличий Православие Католицизм Протестантизм
Порядок формирования церкви Это объединение поместных церквей, которые исповедуют одну веру. Это объединение церквей под руководством папы Римского. Это множество антикатолических направлений, которые отличаются друг от друга организацией и верованиями.
Главные источники веры За основу учения принимается Священное Предание, в которое входит Священное Писание. Основа веры — это авторитет папы Римского и его толкование Священного Писания и Священного Предания. Признается только Священное Писание, которое воспринимается буквально и каждое направление объясняет по своему.
Догмат о святом духе Считается, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Считается, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына — Иисуса Христа, в результате чего в Символ Веры добавлено латинское слово филиокве — Filioque — «и Сына». Используется католическое мнение, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.
Мировоз-зрение о Страшном Суде и чистилище Вера в справедливый Страшный Суд и в то, что после смерти душа проходит испытания — «мытарства». Вера в то, что после смерти душа попадает в чистилище, где избавляется от грехов. Считается, что чистилища и «мытарств» души нет, а для спасения достаточно только веры в Иисуса Христа, как Бога Спасителя.
Почитание Девы Марии Дева Мария почитается как Пресвятая Матерь Божия и Царица Небесная, но которая рождена, как и все люди, от отца и матери при первородном грехе. Дева Мария почитается, как непорочная Дева без первородного греха. Дева Мария почитается просто как священная женщина родившая Спасителя Иисуса Христа.
Наличие определенных священных чинов Иерархия священников — диакон, пресвитер, епископ. Иерархия священников — диакон, пресвитер, епископ. Утвержденного названия чина священников нет из-за разных направлений в обрядах. Есть учение, что все, кто верует — священны.
Отноше-ние к спасению души и молитве об умерших Принято молиться об умерших, за спасение души. А так же молиться святым. Принято молиться об умерших, за спасение души. А так же молиться святым. За умерших и святым молиться не принято. Считается, что молиться надо только Богу, а участь души после смерти уже определена по вере.
Обряды богослужения Служится литургия по восточному обряду Литургия служится по восточному и латинскому обрядам Определенной литургии нет, есть разные формы богослужения
Наличие таинств Имеется 7 таинств:

· евхаристия;

· священство;

· крещение;

· брак;

· миропомазание;

· покаяние;

· елеосвящение.

Имеется 7 таинств:

· евхаристия;

· священство;

· крещение;

· брак;

· миропомазание;

· покаяние;

· елеосвящение.

В большинстве общин признаются таинства крещения и причастия. Остальные таинства считаются обрядами не несущими особой Божьей Благодати.
Особенности евхаристии Хлеб и вино при евхаристии считаются настоящими Телом и Кровью Христа, которыми причащаются миряне и священники. Хлеб используется из дрожжевого теста. При евхаристии используется хлеб из пресного теста и вино — это Тело и Кровь Христовы. Миряне причащаются только хлебом, священники — хлебом и вином. Хлеб и вино принимаются как напоминание о предназначении Иисуса Христа.
Отноше

ние к монашеству

Имеется опыт монашества. Имеется опыт монашества. Монашество не признается.
Учение об Ангелах-Хранителях Считается, что у христианина есть 2 Ангела-Хранителя. Один дается при рождении, второй при крещении. Считается, что у христианина есть Ангел-Хранитель. Наличие Ангела-Хранителя у христианина отвергается.
Правила священства о браке Всем священникам, кроме монахов, разрешается брак. Все священники дают обет безбрачия — целибат. Брак разрешается всем верующим.
Особенности крещения Крещение проводится с младенческого возраста тремя погружениями в воду. Сразу после крещения принимается миропомазание и причащение. Крещение проводится с младенческого возраста обливанием водой. Миропомазание и причащение совершается в сознательном детском возрасте (от 7 лет). Крещение проводится только во взрослом сознательном возрасте.
Почитание религиозных атрибутов Почитаются иконы, храмы и крест. Используются нательные крестики. Почитаются иконы, изображения святых и Иисуса Христа и крест. Используются нательные крестики. Иконы и храмы отсутствуют. Крест в некоторых молитвенных домах встречается. Нательные крестики не используются.

Православные, католические и протестантские кресты отличаются по форме и изображению

Православный крест чаще шестиконечный с перекладиной сверху и скошенной перекладиной снизу. На кресте изображен Господь Иисус Христос. Католический крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. На кресте изображен распятый Иисус Христос.Протестантский крест такой же, как у католиков, но без распятия.

Православие, в отличие от других религий, называется ортодоксальной, то есть религией, которая строго и неуклонно, не принимая и не внося никаких изменений, следует изначальному пути — учению апостолам. Главой Православной Церкви всегда был и остается сам Иисус Христос. Который предупреждал своих учеников о возникновении других лжеучений:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»

(Мф. 7, 15)

Для каждого христианина, будь он православный, католик или протестант — его религия единственно истинная и правильная.

Католики считают Православную Церковь своей христианской сестрой.

Православные считают католиков и протестантов христианами, которые слегка заблуждаются и неправильно трактуют священные каноны.

Но сколько бы ни было различий, ненависти между христианскими религиями нет. Их объединяет главный постулат — Бог есть любовь и главная заповедь:

«Возлюби ближнего своего…».

Раскол единой церкви

Чтобы понять отличия православия от католицизма и протестантизма, нужно совершить мысленное путешествие в глубину веков. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году произошел раскол единой церкви, который окончательно утвердился в 1054 году. С того момента христианский мир распался на две независимые ветви — православие и католицизм. Главой католической церкви остался Папа Римский, а главой православия — Константинопольский Патриарх.

Основой символа веры остался воскресший Иисус Христос, а разногласия касались только обрядовости и некоторых убеждений. Все христиане (католики или православные) верят в триединство божественной ипостаси, в наследование царства божьего по заветам Иисуса, и в его искупительную жертву. Несмотря на взаимные анафемы католической и православной церкви, основа веры осталась единой у всех. А крестовые походы на Русь явились следствием анафем. В 1965 году обе конфессии примирились и не враждуют.

А кто такие протестанты, откуда они появились? Это были католики, которые выразили протест против догматов римско-католической церкви. К православию протестанты не имеют никакого отношения. Если рассматривать раскольничество в лоне православной церкви, то нашими «протестантами» можно назвать староверов, не подчинившихся реформе Никона (1650-1660 гг).

Православие

После вселенского раскола православная ветвь была под началом Константинопольского Патриарха. В наше время существует несколько автокефальных (независимых) православных церквей, которые решают свои вопросы на Соборах. Своим главой православные церкви почитают не патриарха, а самого Иисуса Христа.

Православные священники могут заключать брак. Запрет на брачные узы существует только у монахов. Также и по остальным пунктам, перечисленным в разделе о католицизме, православные каноны отличаются от католических. В частности, в православной традиции отсутствует догмат о непогрешимости Папы Римского.

Православного человека можно сразу отличить от католика по осенению себя крестом: справа налево тремя перстами (щепоткой). А старообрядцы отличаются от православных двоеперстным осенением.

Кто такие протестанты и есть ли разница с христианством? Это течение возникло на европейском континенте в 16 веке как протест против всеобъемлющего господства римско-католической церкви. Единого центра у протестантского движения не существует, в этом течении находится множество церквей с разными названиями. Первыми протестантскими церквями были:

  • англиканская церковь;
  • лютеранская церковь;
  • кальвинизм.

Позже выделились и другие течения:

  • баптисты;
  • евангелисты;
  • методисты;
  • адвентисты;
  • пятидесятники;
  • иные.

Некоторые протестантские течения не признаны как церковь и отнесены к сектам — мормоны, иеговисты. Протестанты категорически отрицают поклонение иконам, святым и монашество, но признают триединство бога. Протестанты твердо убеждены, что спасение души зависит от принятия Иисуса Христа личным спасителем, поэтому человеку не нужны посредники между ним и богом.

У протестантов нет Молитвословов, в храмах не возжигают свечи, а на молитвенных служениях поют песни в честь Иисуса Христа. В некоторых протестантских церквях принято танцевать под славословия. Особенно этим отличаются неопротестантские церкви, где люди хлопают в ладоши и пританцовывают в славословиях Иисусу. Также там не принято почитать Богоматерь как равную богу, она считается простой смертной женщиной.

Протестантское движение отличается активной миссионерской деятельностью, особенным (братским) укладом жизни и взаимопомощью. Общины проповедуют равенство между всеми членами и живут единой семьей. Современная англиканская церковь придерживается консерватизма в своих воззрениях, и сейчас уже ведутся разговоры о признании ею верховенства Папы Римского.

В протестантских церквях монашество отсутствует как вообще подлежащее рассмотрению явление. Верующие ведут обычный образ жизни, но подчиненный местным церковным уставам. Разводы разрешены, но неодобряемы. Главой общины является пастор, который считается образцом для подражания.

Отличия между конфессиями

Рассмотрим принципиальные отличия конфессий на сравнительных примерах.

Внутренняя организация церквей

В православии существует немало автокефальных поместных церквей, которые отличаются некоторыми нюансами в обрядах и каноническими формами.

В России все церкви подчиняются Московскому патриархату.

В католицизме всё держится на авторитете Папы Римского. Некоторой свободой наделены монашеские ордена. Непогрешимость Папы признается почти всеми церквями, за исключением традиционалистов и старокатоликов.

В протестантском движении нет единого организующего центра. Каждая община существует независимо от другой, признавая авторитет Иисуса Христа.

Брак и монашество

В православии развито монашеское движение, отличительной чертой которого является обет безбрачия. Белое духовенство (священники) могут вступать в брак (только раз).

В католической церкви все священнослужители дают обет безбрачия, независимо от монашеского пострига.

Протестантизм полностью отрицает монашество и признает институт брака. Члены общины могут жениться и разводиться. Расторжение брака допустимо, но не везде приветствуются. В некоторых церквях запрещены повторные браки.

Авторитеты

В православной вере высшим авторитетом почитается Иисус Христос и святое евангелие. Насущные вопросы православия решаются на Вселенском Соборе большинством голосов.

В католицизме высшим авторитетом считается мнение Папы Римского и его позиция относительно духовных вопросов. Также признается и авторитет святого писания как основа вероисповедания. Вопросы общины католики решают на своих Вселенских Соборах.

В протестантизме высшим авторитетом считается евангелие. Однако способов толкования евангелия столько много, что сойтись в едином мнении верующим не удается. В каждой общине существует свой взгляд на послания апостолов, который считается единственно верным.

Учение о святой Марии

В православной церкви Богоматерь считается полностью безгрешной, так как не имела первородного греха. Также православные уверяют, что после успения Богородица была взята на небеса.

Католики поддерживают веру православных в непорочность Девы Марии. На ней не было никакого греха.

В протестантских церквях Мать Христа считается обычной женщиной, образцом святости и праведного поведения.

Догмат о посмертном чистилище

В православной церкви существует догмат о мытарствах, то есть, посмертных испытаниях души.

В католической церкви говорят о чистилище, которое проходит каждая душа для очищения от грехов.

В протестантских церквях отвергают как мытарство души, так и чистилище.

Церковные Таинства

В православной и католической церкви признают 7 церковных Таинств:

  • крещение;
  • покаяние;
  • евхаристия;
  • брак;
  • миропомазание;
  • соборование;
  • священство.

В протестантских церквях признают только два Таинства — крещение и причастие (евхаристия).

Таинство крещения

В православной и католической церкви крестят новорожденных детей. В протестантской церкви крещение принимают, как правило, в сознательном возрасте. Погружение в воду в протестантских общинах не обязательно. Если проводят крещение водой, то в реке.

Таинство причастия

В православных храмах причащаются дрожжевым хлебом и вином. Это касается как духовенства, так и паствы.

В католических костелах причащаются безжрожжевым хлебом. Духовенство причащается хлебом и вином, паства — только хлебом.

В протестантских церквях нет единого обычая причащения, все зависит от устава общины.

Тайна исповеди

В православной церкви исповедуют грехи перед каждым причастием, исповедь принимает священник. Покаяние может быть произведено и без причастия.

В католической вере исповедь может быть и без присутствия священника, а также и с его присутствием — по желанию.

В протестантских церквях не признается никакое посредничество между богом и человеком, поэтому каяться в грехах можно без свидетелей.

Форма богослужений

В православных храмах обрядовое служение проводят по восточному (византийскому) образцу. Музыкального сопровождения во время службы нет, в хоре принимают участие женщины и мужчины.

В католических храмах богослужения (мессы) проводят по латинскому либо восточному образцу. На мессах играет органная музыка, в хоре участвуют только мальчики (мужчины).

В современных протестантских церквях богослужения проходят без обрядовой части, в основном, это проповеди и прославление бога. Присутствует хоровое пение и сопровождение на различных музыкальных инструментах, вплоть до современной ударной установки. Во время прославления верующие могут танцевать и хлопать в ладоши.

Почитание икон

В православной церкви развито поклонение иконам и почитание креста (распятия). Верующие обращаются непосредственно к иконе с молитвой веры.

В католической церкви почитают распятие и иконы. Но во время молитвы к иконе не обращаются, а только лишь стоят перед ней.

В протестантских церквях признают только крест без распятия. Нет никаких икон и скульптур, это считается идолопоклонством.

Почитание святых и умерших

В православной и католической церкви принято почитание святых угодников. Также принято молиться за умерших.

В протестантских церквях культ умерших отвергается, святых угодников не почитают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *