Казанская икона проповедь

Русская Православная Церковь

4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником Казанской иконы Божией Матери, с Днем народного единства. Замечательно, что решением государственных властей именно этот день был определен как день празднования самого главного и основного, без чего не может существовать государство и без чего атомизируется, распадается человеческое общество, — народного единства.

Существуют различные чисто светские способы сохранять и укреплять единство. В первую очередь, это законодательство, которое формирует общее юридическое пространство. Кроме того, это воспитание в определенных категориях, включающих в себя идею патриотизма. В-третьих, это сложная система обеспечения безопасности государства внутри и вовне.

А теперь давайте вспомним уроки прошлого. Никогда страна наша не была так близка к полному самоуничтожению, как в начале XVII века. Как будто была армия, была власть, хоть и переходила из рук в руки, существовали законы, хоть и не всё было тщательно прописано. Но страна начала распадаться, потому что людям стали безразличны власть, армия, законы. Якобы открывшаяся народу перспектива была, конечно, фантастической, но разве мало было в истории фантастических идей, ради которых люди отдавали свои жизни? Вот и возникла тогда идея, что Россия не сможет быть счастливой и благополучной, не сможет преодолеть внутренние противоречия, особенно между боярскими кланами, если не будет внешнего управления.

Пусть идея внешнего управления ни у кого не вызывает улыбки. К этой системе и сегодня прибегают некоторые страны в надежде, что внешнее управление обеспечит порядок, борьбу с коррупцией, процветание, экономическую и военную мощь. Однако нет большего заблуждения, как связывать благополучие своей страны с внешним управлением. Если же и сегодня помрачаются умы у некоторых людей, так что внешние авторитеты ставятся выше всего, что есть в своей собственной стране, то что же говорить о XVII веке!

Вот и взбудоражилась Русь. Люди устал лицезреть интриги и столкновения между русскими элитами и, обратив свой взор вовне, отправили посольство к стенам Смоленска. Почему Смоленска? А потому, что польский король Сигизмунд, к которому обращались за помощью в обеспечении внешнего управления, уже стоял под стенами этого русского города, желая его захватить. Но даже оккупация значительной части русских земель никого не остановила, никому не раскрыла глаза на происходящее, — никто ничего не видел, опьянившись желанием привлечь на вдовствующий московский престол иноземного царя.

Вот теперь следует задать самый главный вопрос, имеющий отношение к прошлому, настоящему и будущему: а почему происходит смута? Именно так историки, да и народ наш назвали те годы всеобщего национального помрачения. Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — «блуд». Обычно блудом называют случаи неверности супругов или нечистой плотской жизни. Это правильно, но этими грехами понятие блуда не ограничивается. Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат.

А разве не так происходит, когда люди разрушают свои собственные семьи? Когда сознание помрачается настолько, что появляются сироты при живых родителях? Эти частные случаи нам хорошо известны, но ведь то же самое происходит, и в куда больших масштабах, когда народ отказывается от собственного нравственного чувства, а ведь именно нравственное чувство определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства. Если же происходит отрыв от нравственного чувства, то ему на смену приходит стихия блуда, становятся неизбежными заблуждения, утрата координат…

Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. А что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Святые отцы очень хорошо прозревали этот феномен блуда и заблуждения — он действительно связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед всем Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет в блуд, заблудится, потеряет систему координат. И поелику непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.

Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в ригоризме, в отсталости, в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе. И никакими ссылками на искусство, на свободу творчества, на свободу слова, свободу самовыражения нельзя разрушать нравственность народа. Делать это сознательно могут только те, кто желает разрушения страны, потому что целостность нравственного чувства нации и безопасность Отечества — почти синонимы. Когда наступал на нашу землю враг, что он делал в первую очередь? Он стремился разрушить нравственную жизнь народа, чтобы люди наши утратили нравственные ориентиры, и, наверное, мы бы никогда не победили в войне, если бы эти ориентиры потеряли.

Вот и сегодня, в День народного единства, я молюсь, прежде всего, о том, чтобы Господь хранил нравственное чувство нашего народа, особенно подрастающего поколения. Я не мог без слез на глазах смотреть кадры, запечатлевшие сочувствие многих и многих людей тем, кто пострадал в страшной катастрофе в небе Синая. Как люди совершенно незнакомые друг другу, в том числе молодые, приходили, плакали, ставили свечи, возлагали цветы. Это говорит о том, что живо нравственное чувство нашего народа, и дай Бог, чтобы никаким псевдоискусством, псевдополитикой и псевдосвободой не была разрушена эта основа национального бытия. И мы молимся об этом в День народного единства, уповая, что наши молитвы достигнут Престола Божия и народ наш никогда не впадет в блуд, в смуту, в разрушение тех самых ориентиров, без которых не может быть самобытного и свободного бытия нашего Отечества.

Вспоминая здесь, под кремлевскими стенами, победу, которая была одержана ополчением Минина и Пожарского, вспоминая трехдневную молитву и пост этого ополчения перед Казанской иконой Божией Матери, мы и сегодня, обращаясь к Царице Небесной, просим, чтобы Она простерла Свой Покров над державой Российской, над всей исторической Русью, сохраняя нас от исторического беспамятства, от разрушения нравственного чувства, от всяких заблуждений, могущих привести к разрушению личности, семьи, общества и государства. И верим, что Царица Небесная услышит наши молитвы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

21 июля 2012 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, где находится чтимый список Казанской иконы Божией Матери.

По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, хотел бы сердечно поздравить с большим праздником в честь явления Казанской иконы Божией Матери!

Царица Небесная Дева Мария имела особый благодатный дар от Бога — на Ней не было греха. Она явила Собой чистый престол, вместилище Божества. И когда Ей выпал суровый крест — разделять со Своим Сыном все тяготы Его служения, быть очевидицей страшных мучений и самой крестной смерти, тогда весь тот дар, который Бог излил на Пресвятую Деву, соединенный с Ее собственными усилиями, терпением, кротостью, любовью, чистотой, привел к тому, что Она по кончине Своей была восхищена в Божие Царство и ныне предстоит Богу, молясь о роде человеческом.

Мы обращаемся к Царице Небесной как к матери, как к матери Церкви, как к матери всех верующих, мы приносим к Ней свои молитвы, мы разделяем с Ней свою скорбь и свою радость, подобно тому, как мы разделяем это с самыми близкими людьми, но знаем, что ближе матери никого нет. Это великое служение материнства по отношению ко всей Церкви, ко всем верующим Божия Матерь осуществляет там, в Божественном и невечернем Царстве Сына Своего. Знаком того, что Она предстоит перед Богом, знаком того, что Она с нами, являются многие Ее иконы, образа, которым мы с любовью и верой поклоняемся.

Из историй христианского искусства известно, что изображение Божией Матери стало одним из первых. Уже древние христиане во времена гонений стали изображать образ Девы Марии. И затем в истории было явлено много великих икон, изображающих Царицу Небесную, которые имели великую благодатную силу и имеют ее доныне. Такие иконы мы именуем чудотворными. И среди тех из них, которые особенно прославлены в Руси, мы покланяемся и Казанской иконе Божией Матери. И верим, что через этот образ по молитвам верующих людей Царица Небесная дарует просимое. Бог, откликаясь на молитву Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, дарует людям особую благодать.

Вы уже слышали из слов, которые были сегодня обращены к вам, о том, как с явлением Казанской иконы каким-то особым образом связаны наиболее важные исторические события в жизни нашего народа, такие как победа в Смутное время над польской оккупацией, как присоединение Сибири и Дальнего Востока к Руси, как победа в грозном 1812 году, как ранее того бывшая победа под Полтавой. Эти удивительные события русской истории связаны с иконой Царицы Небесной, и мы верим, что по молитвам Церкви и по молитвам благочестивых людей Царица Небесная в самые судьбоносные моменты отечественной истории приклоняла милость Сына Своего и Бога нашего к Отечеству.

Существует устойчивое убеждение, что и в годы Великой Отечественной войны град Москва был огражден от нашествия иноплеменников по молитвам людей пред Ее чудотворным Казанским образом, который находится здесь, в Елоховском соборе. Это тот самый образ, который вместе с ополченцами под руководством Минина и Пожарского был принесен в Москву. Пред ним совершалась горячая молитва об освобождении Москвы и всей Руси. И знаем, что молитва та была услышана, как услышана была молитва и тех, кто воевал под Полтавой, кто боролся за освобождение Отечества в грозном 1812 году, кто молился об избавлении Москвы в суровые годы Великой Отечественной войны.

Все то, что происходит с нами, является ничем иным, как присутствием Самого Бога в истории, в том числе — в истории нашего Отечества. И сегодня, когда мы все проходим через непростые и даже скорбные времена, как важно, не теряя веры, вновь и вновь обращаться к Царице Небесной, прося Ее приклонить милость Сына Своего и Бога нашего над всей исторической Русью, над Россией, над Церковью нашей, над градом Москвой. И верим, что если молитва наша будет искренней и сердечной, если вера наша будет несомненной, то не останется никаких преград к тому, чтобы и на нас Господь излил ту же милость, которую Он изливал на наших благочестивых предков, пред Казанским образом Его Пречистой Матери возносивших свои горячие и сердечные молитвы об Отечестве нашем.

Пусть Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной пребывает над всеми нами, управляя нашими жизненными путями во славу Божию. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *