Казанский благовещенский собор

Благовещенский собор Казанского Кремля — архитектура

Рядом с большой мечетью, в самом центре татарской столицы, расположен один из столпов православия — Благовещенский собор Казанского Кремля. Поставить его приказал царь Иван Грозный взамен бывшей на том месте деревянной церкви. Храм должен был стать символом русского владычества над татарскими и сибирскими землями и центром местной епархии.

В облике Благовещенского собора отчётливо проглядываются мотивы Успенского собора в Москве. Сходство это отнюдь не случайно — архитекторы сознательно ориентировались на московский храм, как бы объединяя таким образом две столицы. При этом к строительству привлекли целый отряд специалистов из Пскова, и они привнесли нотки своей архитектурной школы в облик нового собора.

Наряду с псковскими мотивами, Благовещенский собор Казани вобрал в себя и черты владимирского, московского, украинского зодчества. На его возведение шёл лучший камень белого цвета, который доставлялся с противоположного берега Волги. Белокаменные стены тех лет и по сей день встречают гостей.

К сожалению, центральный объём — едва ли не единственная часть этого памятника архитектуры, сохранившая свой первоначальный облик. Длительная история города, насыщенная трагическими событиями, изрядно потрепала и православный храм. Он неоднократно сгорал до голых стен, разрушался пушечным огнём и рабочими инструментами. На рубеже веков была проведена масштабная 10-летняя реконструкция Благовещенского собора. Сегодня Благовещенский собор Казани — это несколько зданий, чей облик восстановлен по историческим документам и изображениям. В составе архитектурного комплекса насчитываются:

  • центральный объём с 3 апсидами, 6 столпами и 5 главами;
  • 2 придела, выложенных из кирпича, с полукруглыми апсидами;
  • кирпичная трапезная в 2 света;
  • 3-этажный архиерейский дом;
  • консистория в 2 этажа и с внутренним двором;
  • остатки каменных мостовых, зданий и моста.

Внутри Благовещенского собора располагаются мощи Святого Гурия — строителя и первосвятителя центрального объёма. Реконструкторам удалось очень точно воссоздать историческое убранство собора: росписи, фрески, резные элементы декора, иконостасы, утварь, образа. Такое богатое историческое наследие сподвигло открыть в Благовещенском соборе музей православного искусства.

Множество частей и деталей храма уже восстановлены, но ещё больше только предстоит вернуть из глубин нашей тяжёлой истории. Кажется, что эти древние стены, подобно голограмме, хранят на своей поверхности отпечаток всех событий, что происходили вокруг. А бурных событий было здесь в избытке.

История

Построенный в середине XVI века Благовещенский собор Казанского Кремля был почти в 2 раза скромнее по своей длине и ширине, если сравнивать его с тем, что мы видим сейчас. Разросся он из-за череды бед, которые на него регулярно обрушивались. Одних только крупных пожаров он пережил шесть, каждый из них уничтожал серьёзную часть комплекса и тех ценностей, что хранились внутри.

Не обходилось и без запланированных перестроек и реконструкций. В XVII веке была пристроена колокольня, которую разрушили уже при советской власти. Через сотню лет храм получил купола новой формы, трапезную и крыльцо. В середине XIX века его убранство обогатилось множеством икон, фресок и росписей. Наконец, начало прошлого века принесло храму электричество и отопление, а также обновление росписей и фресок.

Самые тяжёлые страницы своей истории Благовещенский собор открыл с приходом большевиков. Во время Гражданской войны Казань была во власти чешских войск, воевавших на стороне белых. Известен приказ Ленина: «Город не жалеть», и при штурме большевики не стеснялись подвергать красивый, исторический город массированным обстрелам из артиллерии. Благовещенский храм был серьёзно разрушен, и восстанавливать его коммунисты не спешили.

Верующим и священникам удалось спасти только мощи св. Гурия и несколько икон. Всё остальное разграбили красноармейцы, которые не в состоянии были оценить историческую и культурную ценность убранства храма. Большая часть хранившихся книг, икон, посуды пропала навсегда. В течение 20-х годов священнослужителям то разрешали проводить службы в Благовещенском соборе Казани, то снова запрещали. К концу десятилетия советские власти определились: арестовали последних представителей церкви и стали разбирать сооружение на стройматериалы. К счастью, центральный объём уцелел — его можно было только разломать, но не разобрать.

Не признававшие религию коммунисты приспособили церковь под архив и овощехранилище. Во второй половине 80-х годов впервые предприняли попытку вернуть храму исторический вид. Но главное возрождение произошло уже после распада СССР. С 1995 по 2005 год провели успешную реставрацию, сделав строение одним из важнейших культурных и туристических объектов Казани.

Интересные факты

Существует предание, что здесь обязательно бывали все великие люди, которые когда-либо посещали татарскую столицу. Под сводами церкви прохаживались и молились российские императоры, князья, писатели, певцы, композиторы, художники. И поныне каждый турист, приехавший в Казань, старается не пропустить Благовещенский собор Казанского Кремля в своей культурной программе. Ведь здесь есть, на что посмотреть, и от чего получить удовольствие.

В Благовещенском соборе Казани покоятся видные иерархи православной церкви: митрополиты, архиепископы, протоиереи. Скромная келья святителя Гурия без слов расскажет о его аскетичной жизни, полной труда и лишений. Древние стены и археологические фрагменты до сих пор хранят следы стихийных бедствий и ожесточённых сражений.

Перед глазами посетителя проплывает целый срез российской культуры и истории. Интерьеры Благовещенского собора Казанского Кремля поражают своим высоким художественным стилем и красотой. Особенно удивительно то, что большая часть росписи, икон и фресок — точная реставрация работ талантливых художников XVI-XVII веков.

Экскурсия в собор

Узнать больше об истории Благовещенского собора Казани, зайти внутрь, увидеть интерьеры Вы сможете на обзорной экскурсии с посещением Кремля Казани. Экскурсия ценна не только своей эстетической составляющей. Рассказы об истории, о бывшем культурном богатстве, о тёмном периоде нашей истории, в течение которого богатство было растеряно — всё это заставляет глубоко задуматься о своей ответственности перед будущими поколениями.

Собор действует
Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы, благоверных князей Петра и Февронии, благоверных князей Бориса и Глеба
Год постройки: Между 1556 и 1562.
Архитектор: Постник Яковлев, Иван Ширяй
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, стр. 2.
Телефон: (843) 567-80-31, 567-80-79

Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии – архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров. Святой Алтарь.строенный в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей, собор – памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокупольного типа -первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами – Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев.

Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Еще в ХVI-ХVII вв. собор был украшен внутри фресковой живописью, следы которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров ХVII-ХIХ вв. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери (XVII век). Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI века. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины, который по ветхости был в XVII веке закрыт и возобновлен только в 1832 году на средства купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.

В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральный купол приобрел завершение в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована, появилась крытая галерея, соединявшая собор с архиерейским домом. В 1841 году по проекту Ф.И.Петонди трапезная часть была перестроена в высокую и двухсветную с лестницей на хоры. Тогда же Благовещенский собор, бывший до этого времени холодным (зимним), был обращен в теплый. Новая трапезная часть серьезно изменила облик древнего кафедрального собора. Храм принял тот вид, который был взят за основу при реставрации 1977 года. В 40-е годы XIX века к главному входу пристроено высокое крыльцо, которое в 1863 году было сделано крытым; а в западной части трапезной устроено хорошо защищенное помещение для богатейшей соборной ризницы.

В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов, рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), оно использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа, на этих платах совершались литургии) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны, и другие драгоценные вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов.

В ризнице хранились и редкостной работы архиерейские облачения: золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами; прекрасного шитья саккосы, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, митрополичьи клобуки и шапки. Особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг. В сентябре 1919 года чекисты обнаружили соборную ризницу и, «как не имеющую исторического значения”, собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря казанским историкам П.М.Дульскому и И.А.Стратонову ризницу удалось сохранить, передав на хранение в Губернский музей. Впоследствии большая часть соборной ризницы бесследно пропала. Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг ХVI-ХVIII вв. Значительная часть коллекции рукописей и книг кирилловой печати Казанского государственного университета представлена книгами и рукописями из собрания «Казанского первенствующего Благовещенского собора”. На всех книгах имеется рукописная помета «К.К.С.” (Казанский кафедральный собор).

Собрано множество книг – подарков от именитых особ, церковных иерархов. Среди дошедших и до сего дня ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции , хранящихся в Государственной объединенном музее РТ, — т.н. Ефремово Евангелие. Это Евангелие с высокохудожественными миниатюрами было написано в 1606 году и подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись.

Благовещенский собор является уникальным храмом, поскольку сохраняет нетронутым часть соборного некрополя. Под алтарем Благовещенского собора располагался храм, освященный в 1896 году во имя Всех святых. Этот храм являлся усыпальницей казанских архиереев, здесь находилось семь погребений, которые не сохранились. Зато сохранились погребения пяти митрополитов и трех архиепископов в самом Благовещенском соборе и погребения двух архиепископов в придельном храме. Таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имеет то же значение, что Ризоположенский храм Московского кремля для Края Московского и Софийский собор для Новгородского.

В соборе до революции хранилась гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Среди других святынь Благовещенского собора – одна из наиболее известных – древняя келья архиепископа Гурия, обнаруженная в 1841 году при перестройке Борисоглебского придела. На восточной стене кельи находилась древняя фреска XVI века – образ Нерукотворного Спаса. В 1906 году была отстроена часовня над этой кельей. В советское время часовня использовалась как подсобное помещение для дворника. Однако сама келья при реконструкции 90-х годов была обнаружена заложенной кирпичом, в результате чего древняя фреска в не пострадала и сохранилась до настоящего времени. После пожаров XIX века собор долгое время не расписывался. И только в 1870 году для росписи кафедрального собора из Владимирской губернии был вызван известный иконописец Н.Л.Сафонов.

Так в трапезной части Благовещенского собора возник уникальный цикл росписей, связанный с обретением и прославлением Казанской иконы Божией Матери; рукоположением митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретением митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия. На сводах и стенах трапезной части собора находятся изображения святых, во имя которых были освящены казанские храмы – св.Киприана и Иустины; Кизических мучеников; благоверных князей Феодора, Давида и Константина и т.д.

В начале XX века в соборе были проведены реставрационные работы: обновлены придельные храмы и колокольня, позолочены кресты, устроено калориферное отопление и вентиляция. В сентябре 1918 года вместе с покинувшими Казань белочехами ушла и часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков и кафедральный протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (автор дореволюционной книги о кафедральном соборе). С сентября Левый придел во имя благоверных князей Бориса и Глеба. 1918 по май 1919 гг. Правый придел во имя Муромских чудотворцев.собор был закрыт и опечатан в связи с тем, что кремль был объявлен военным городком. При этом власти разрешили вынести из собора наиболее почитаемые иконы и святыни, в том числе гробницу с мощами архиепископа Гурия.

С мая 1920 по сентябрь 1925 года собор был действующим, но решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. Это было спасением для древнего собора. Благоприятный и постоянный температурный режим способствовал сохранению храмовой живописи. От богатейшего собрания икон сохранилось всего несколько «таблеток” XVIII века (двухсторонних аналойных икон), ныне хранящихся в музее Изобразительных искусств РТ.

Сам собор подвергся частичному разрушению: была снесена колокольня, купола, четыре световых барабана, венчавших храм, западное крытое крыльцо. В процессе реставрационных работ 70-80-х гг. внешний облик Благовещенского собора (кроме колокольни) был практически восстановлен.

Указом Президента РТ М.Ш.Шаймиева и постановлением Кабинета министров РТ комплекс Благовещенского собора в 1995 году был передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль”. Для комплексных и целенаправленных работ по реставрации Благовещенского собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора. При разработке научной концепции реставрации собора консультативную помощь оказала Казанская епархия.

После многолетних реставрационно-восстановительных работ собор был торжественно освящен 19 июля 2005 года архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (ныне – митрополитом), а 21 июля 2005 года, в дни празднования 450-летия Казанской епархии, состоялось открытие храма. Юбилейные торжества возглавил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В настоящее время Благовещенский собор ежедневно открыт для верующих, а в праздничные дни в храме совершаются богослужения.

Настоятель собора: правящий архиерей. Наместник: иерей Константин Колыганов


Теги: Благовещенский собор Казанский кремль

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

В 1799 году состоялось его второе рождение. Купец Иван Жарков, живший в Успенском приходе, ходатайствовал перед епархиальным начальством о восстановлении храма. Разрешение было получено, и купец возвел новую церковь, пристроив в ней придел во имя преподобного Иоанна Дамаскина. При его же содействии позже была сооружена колокольня, стоявшая, отдельно от храма.
В 1863 году собор отреставрировали, придав ему приблизительно тот вид, который представлен на старом снимке. Отдельно стоящую колокольню разобрали, заменив ее встроенной. Теперь храм имел три престола: главный, как и прежде, — Успения Пресвятой Богородицы, приделы в трапезной части — Сретения Господня и преподобного Иоанна Дамаскина. Священником тогда был Акрамовский Михаил Иосифович, а церковным старостой Овчинников Николай Федорович.
Вид на Владимировский и Успенский Соборы.

После революции Успенский собор пришел в запустение. В годы Гражданской войны его оборудовали под склад — в помещениях храма хранилось зерно, доставляемое сюда на баржах по Казанке и Булаку. В начале тридцатых годов разобрали престол собора с куполом и колоннами. А вот колокольня, как, наверное, еще помнят старожилы, простояла до лета 1972 года, именно тогда колокольня была снесена.
Собор перед сносом
В 1978 году рядом с бывшим собором началось строительство кинотеатра, впоследствии превратившегося в долгострой и снесенного за ненадобностью. А храм за один день — 16 августа превратился в груду камней.
Чистая площадка перед строительством КРК Пирамида.
В наши дни.
Следующая часть будет посвящена Владимирскому Собору.

Благовещенский собор Казанского Кремля

21 августа 2005 года

В северной части Казанского Кремля высится величественное здание Благовещенского собора, памятника истории и архитектуры XVI века.

Ни многочисленные пожары, ни бурные события XX столетия не оказались властны над этой жемчужиной древнего Кремля. Благовещенский собор по-прежнему остается одной из главных историко-архитектурных достопримечательностей Казани.

Рисунок 1839 года. Работа преподавателя Императорского Казанского университета Эдварда Турнерелли

Его история начинается с 1552 года. Как свидетельствуют древние источники, Благовещенский собор был построен за один день, сразу же после успешного штурма Казанского кремля воинами Ивана Грозного. Место для главного храма покоренного города молодой царь выбрал сам.

Деревянный храм был освящен 6 октября в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в центр новой Казанской, епархии прибыл архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), началась история Благовещенского собора как храма святительской кафедры. С 1552 по 1918 год это был главный храм Казанской епархии.

Интерьер собора до революции

Одной из первых забот первого казанского архиепископа стало сооружение просторного каменного собора. Царской грамотой еще в декабре 1552 года предписывалось известному псковскому церковному и городовому мастеру Поснику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Построен Благовещенский храм по образцу московского Успенского собора. Исторические источники называют разное время появления храма – от 1555 до 1562 года.

Первоначально собор представлял собой каменный пятиглавый (с шлемовидным завершением главок), трехапсидный храм с двумя боковыми приделами – Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII веке с северной стороны был построен теплый (зимний) каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с холодным (летним) Благовещенским собором коридором. В 1736 году к западной части пристроили одноэтажную кирпичную трапезную с крыльцом, шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными.

Каменная пятиярусная колокольня Благовещенского собора появилась в конце XVI – начале XVII века. Претерпев многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древнего города. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей первоначально размещалась церковь в честь св.мученицы Ирины, которая в XVIII веке по ветхости была закрыта и начала работать только в 1832 году (средствами помог казанский купец Чижов).

В 30-е годы XIX столетия глава казанского духовенства Филарет задумал перестроить храм, сильно пострадавший от пожара 1815 года (сгорело все, что находилось внутри храма), однако высочайшего разрешения на это не получил. Тем не менее, собор пришлось реконструировать. С 1817 по 1821 год была перестроена полуразрушенная трапезная часть, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом.

Таким увидел Благовещенский собор художник Дюран

20 августа 1836 года собор посетил император Николай I. Его распоряжения сыграли важную роль в дальнейшей судьбе храма. Архиепископ Владимир (Ужинский) обратился к императору с просьбой выделить средства на ремонт пришедшей в ветхость зимней Рождественской церкви, но тот велел церковь снести и подготовить проект расширения Благовещенского собора и превращения его в зимний.

К 1840 году казанский архитектор Ф.И. Петонди составил проект, утвержденный самим императором. В 1841-1846 годах под наблюдением Петонди собор был расширен на запад, север и юг. Выстроены два теплых придела, отделенные от главного храма стенами и имевшие отдельные входы. Правый был освящен в честь Рождества Христова, левый – во имя Бориса и Глеба. В соборе появилось печное отопление. Бывшие приделы стали частью главного храма. Была перестроена трапезная часть. Над папертью было устроено помещение для соборной ризницы. С западной стороны к входу пристроено высокое крыльцо, которое в 1863 году стало крытым. В 1897 году в подвале, под алтарем, был освящен храм во имя Всех Святых, который служил усыпальницей митрополитов и епископов.

В Благовещенском соборе совершались почти все рукоположения в священники Казанской епархии, а с конца XIX века – и хиротонии епископов. Именно здесь был посвящен в епископский сан Антоний (Храповицкий), впоследствии митрополит, основатель и руководитель Русской зарубежной церкви. Здесь служили два будущих российских патриарха – Гермоген и Адриан.

На службах в соборе присутствовали Петр I, Екатерина II и все российские императоры после нее, почти все члены императорского дома, посещавшие в разные годы Казань. В собор заходили многие известные люди, в их числе А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко и другие. В хоре здесь неоднократно пел мальчик Федор Шаляпин.

В начале XX века предполагалась основательная перестройка колокольни, реставрация стенной росписи и икон. В 1906-1909 годах была проведена капитальная реконструкция внутри собора по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского. Древняя роспись храма была подновлена, пол выложен узорчатой керамической плиткой, сохранившейся до настоящего времени. Было устроено паровое отопление и электрическое освещение. В 1908 году на средства казанского купца П.В. Щетинкина обновлены боковые приделы.

Таким был Благовещенский собор до Октябрьской революции

После Октябрьской революции начались новые времена. При освобождении Казани от белогвардейцев и белочехов в сентябре 1918 года храм был расстрелян прямой наводкой из орудий, установленных на холме порохового завода. Все 5 куполов были разрушены прямым попаданием снарядов.

Осенью того года собор закрыли под тем предлогом, что кремль стал военным городком. Поскольку вместе с белогвардейцами и белочехами ушла часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков и кафедральный протоирей Андрей Яблоков, собор остался без всякого надзора. До мая 1919 года он стоял опечатанным.

Власти разрешили специалистам вынести из собора наиболее почитаемые иконы и святыни. Так, в Богородицкий монастырь была перенесена гробница с мощами святителя Гурия.

2005 год. Благовещенский собор после обновления. Саркофаг святителя Гурия в Благовещенском соборе

В 1919 году чекисты обнаружили древнюю соборную ризницу, которая, как «не имевшая исторического значения», была предназначена к конфискации и утилизации. Благодаря деятельному участию в ее судьбе комиссии по охране памятников искусства и старины (П.М. Дульский) и Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета (И.А. Стратонов) ризницу удалось сохранить. Обнаруженные ценности по решению ЦИК РСФСР были переданы в губернский музей.

Читайте подробности в очерке Булата Султанбекова — Загадка стальной двери Благовещенского собора

Немногие сохранившиеся книги из библиотеки собора хранились в научной библиотеке имени Лобачевского Казанского государственного университета. Три иконы из главного иконостаса хранились в Музее изобразительных искусств Татарстана. В 1922 году при изъятии церковных ценностей из соборной ризницы было конфисковано то, что не было реквизировано в 1919-м. Огромные ценности частично разграбили, и установить их судьбу невозможно.

В храме были многие десятки икон с дорогими окладами, напрестольных крестов, в том числе с мощами многих святых, ценнейшие облачения священнослужителей, старинная церковная утварь. Только золота в соборе было несколько килограммов, серебра – несколько пудов, многие сотни, если не тысячи драгоценных камней. Когда-то собор имел уникальное собрание старопечатных и рукописных книг ХVI -ХVП веков. Среди них Евангелие с высокохудожественными миниатюрами (1606) казанского митрополита Ефрема, венчавшего на царство в 1613 году царя Михаила Федоровича. Евангелие хранилось в Национальном музее Республики Татарстан.

После революции первая служба в соборе была проведена 7 апреля 1920 года. В храме в экстренном порядке провели реставрационные работы, восстановили нормальный температурный режим. В 1921 году собор передали обновленцам, в 1925-м он был закрыт окончательно. На следующий год его передали музейному отделу, но в качестве музея храм пробыл недолго. В 1928 году храм подвергся частичному разрушению. Были снесены купола, четыре световых барабана, венчавшие храм, а также колокольня и западный вход в трапезную часть.

Такими были росписи собора до реставрации

Благовещенский собор реставрировали в 1958, 1977, 1985 годах. Старинный облик частично был восстановлен только в 70-80-е годы прошлого столетия: были реконструированы световые барабаны, установлены купола и кресты, реставрирован внешний фасад древнего храма.

До 1996 года в нем находились службы республиканского государственного архива, что обусловило довольно хорошую сохранность росписи и узорчатых полов. Подвальные помещения, в том числе церковь Всех Святых, были отданы под овощехранилище.

Так выглядят росписи собора сегодня

Приехавшие в 1985 году реставраторы из Москвы застали внутреннюю роспись в плачевном состоянии. В конце XVI – начале XVII века собор был украшен замечательной фресковой живописью. Он расписывался несколько раз. Фресок XVI века обнаружить не удалось – храм не раз страдал от пожаров. Росписи собора масляной краской, сделанные в 1870 году художником Н.Л. Сафоновым из Владимирской губернии и подновленные в 1913-м, к 300-летию дома Романовых, его сыном, сохранить в целости и сохранности тоже не удалось.

Около 20 лет с перерывами вели работы в соборе специалисты Межобластного научно-рестраврационного художественного управления Ассоциации «Росреставрация» при Министерстве культуры РФ.

Рядом с главным иконостасом собора играли в биллиард. Он никому не мешал. Наверное, потому и сохранился. Фото Владимира Зотова

Первые открытия древней росписи были сделаны еще в 80-х годах прошлого века.

Летом 1985 года в проеме окна алтарной части была обнаружена фреска XVII века с Божьей Матерью Орантой и серафимами, а в 1996-1997 годах в проемах других окон раскрыты фрески с изображением Казанской Божьей Матери и Знамения того же века. Живопись пострадала от пожаров – изменился цвет, приобретя общий красновато-розовый оттенок.

И только на чердаке собора, в люнете над окном (в XVII веке чердак находился снаружи здания), уцелели фрагменты подлинной живописи, сохранившие первоначальные краски.

Официальная церемония возвращения храма в январе 1996 года собрала много верующих и атеистов.

Официальному решению предшествовали многочисленные публикации в СМИ. Чаще других в поддержку возвращения храма Русской православной церкви писала газета «Вечерняя Казань».

На снимке: Председатель Государственного Совета Василий Лихачев, глава администрации Казани Камиль Исхаков, глава Казанской епархии Анастасий.

Согласно указов Президента РТ М.Ш.Шаймиева от 22 января 1994 года Благовещенский собор стал частью Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

Вот как выглядят его интерьеры сегодня.

21 июля 2005 года Благовещенский собор был открыт после длительной реконструкции. В этом событии приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Церемония была приурочена к дню передачи Казанской иконы Божией матери, подаренной Казанской епархии Папой Римским Иоанном II, православному празднику этой иконы, который отмечается в этот день всеми верующими.

Верующих и высоких гостей приветствовал Президент РТ Минтимер Шаймиев:

«Девять лет назад, благодаря духовному обновлению нашего общества, было принято решение о реставрации Благовещенского собора. Тогда же в Казанском Кремле началось воссоздание мечети Кул Шариф, являющейся символом национально-религиозного возрождения татарского народа. Решение об одновременном восстановлении двух великих святынь – православной и мусульманской – явилось жестом исторической справедливости и согласия между двумя традиционными для Татарстана религиями. В нём нашёл своё яркое воплощение присущий нашему многонациональному народу дух подлинного добрососедства и веротерпимости».

Президент подчеркнул, что храм получил второе рождение благодаря усилиям строителей и реставраторов, стараниям сотрудников Фонда финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора и Музея-заповедника «Казанский Кремль» и, конечно же, благодаря пожертвованиям многочисленных граждан нашей республики. Особо была отмечена помощь Казанского вертолётного объединения, возглавляемого Александром Петровичем Лаврентьевым, а также ряда других предприятий республики.

Колонка казанского краеведа о «прошлой жизни» восстанавливаемой святыни

Фото: Максим Платонов

Сегодня вместе с Днем народного единства православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей матери. Считается, что именно она являет свое заступничество Руси, поэтому особо почитаема в РПЦ. Сегодня в честь святыни во многих городах пройдет крестный ход. На месте явления иконы в конце XVI века был построен православный храм, который недавно начали восстанавливать. О Богородицком монастыре и возрождаемом храме в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал наш колумнист, краевед Лев Жаржевский.

Построенный по приказу Ивана Грозного

Начиная с последней четверти XVI века история Казани была неразрывно связана с Казанским Богородицким монастырем, главной святыней которого была обретенная в 1579 году икона Богородицы, ставшая в недалеком будущем палладиумом России.

Источников по истории монастыря не очень много, если принять во внимание его значение и известность, но вполне достаточно для нашей задачи — дать представление об истории монастыря как архитектурного сооружения. Если точнее, то об истории главного монастырского храма.

Автор заметок решил пойти проторенной дорожкой: дать читателю поменьше собственных рассуждений, побольше цитат из источников и не заезженных иллюстраций.

Первой цитатой, довольно обширной, будет выписка из третьей части Словаря Географического Российского Государства, вышедшей в Москве в 1804 году:

«Казанский Богородицкий девичий монастырь в губернском городе Казане, вне городской крепости, подле приходской церкви св. Николая Тульского находящийся. Начало свое имеет с 1759 года на том самом месте, где обретена Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, явление которыя Грекороссийская церковь ежегодно празднует июля 8 числа. Основан по повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, которой, учредив Собор и монастырь на этом месте, повелел Соборянам и Игуменье с сорока сестрами производить ежегодное жалованье. Сначала церковь, в которую поставлена явленная Икона, была деревянная; в 1594 году Апреля в 14 день, спустя 16 лет после явления Иконы Пресвятые Богородицы во граде Казани, которая, будучи отстроена в 1595 году, Октября в 27 день, освящена. Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович указал снабдить сию церковь святыми Иконами, книгами, ризницею и прочими церковными потребами; самую же явленную Икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из Царских сокровищ, которых был тогда хранителем Деменьша Иванович Черемисинов. В 1768 году блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Государыня Императрица Екатерина II, в Высочайшее Свое путешествие в город Казань, благоволила слушать в сем монастыре священную литургию и после приложить на оную Икону небольшую бриллиантовую корону, так как и другую подобную таковой же меры на местный образ Спасителя. В 791 году Преосвященный Амвросий, бывший Архиепископом Казанский, что ныне митрополит Новгородский, по совету Казанских Градоначальников и именитого гражданства, положил церковь сию, по причине ветхости, разобрать до основания, и на том же месте создать новую, для сооружения которыя сочиненный в Санкт-Петербурге план поднесен был им блаженныя памяти Государыне Императрице Екатерине Второй, которая, одобрив его, соизволила указать на построение ее выдать из Кабинета знатную сумму. Кончина сей Государыни намерению сему, так как и всем Ея действиям, конец положила. — В 1799 году, Мая 30 дня, церковь сия, по аппробированному вновь плану, заложена в Высочайшем присутствии блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича и Их Императорских Высочеств, Государей Великих Князей, Александра Павловича и Константина Павловича, которые в основание храма сего благоволили положить по камню в уготованном для сего месте; и в тот же год Его Императорское Величество указал выдать из суммы, на Духовные Департаменты определенной, двадцать пять тысяч рублей на построение сей церкви, которая теперь и строится, и по совершении будет составлять знатнейшее в Казани здание. Она будет о пяти главах, длина ея от Западной стороны с олтарем 20 сажен два аршина; ширина, кроме колонады, над коею фронтоны находиться будут, семнадцать сажен с аршином; вышина от земли до большой средней главы двадцать сажен; с трех сторон порталы, каждый длиною на девяти саженях и двух аршинах, и с шестью колоннами Ионического Ордена, поддерживающими фронтон; большой лантерн, украшенный снаружи колонадою Коринфского Ордена изнутри пилястрами того же Ордена, возвышаться будет на четырех столбах, внутрь церкви находящимися; в ней будут три олтаря, один средний большой церкви и два придельных. Наружности ея будут сообразны и внутреннему украшению. Благополучно царствующий ныне Государь Император Александр Павлович Указом 22 Января 1802 года повелеть соизволил, на докончание сей церкви выдать двадцать тысяч рублей, о чем видеть можно в Московских Ведомостях в № 62. Кроме сей соборной имеются ныне в монастыре еще пять церквей:1-я Живоначального Креста; 2-я Священномученика Антипы; 3-я теплая Рождества Богородицы; 4-я Собор Богородицы: 5-я на Святых вратах Иоанна Богослова. Ограда и монашеские кельи каменныя, а отчасти и деревянныя: по штатам 1764 года о Духовных имениях монастырь сей положен во 2 классе, Епархии Казанской; монахинь, под управлением Игуменьи, бывает до 60, а иногда и более сего числа».

Новые храмы, новые покрытия

А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.

Первый каменный храм монастыря — пятиглавый храм, построенный, как отмечает авторитетный исследователь архитектурной истории монастыря С.П. Саначин, в «монументальном московском стиле XV—XVI веков» своими размерами превышал Благовещенский собор в кремле. Однако «предивность храма» определялась не только его размерами, но и богатыми рельефными резными украшениями простенков, мощным порталом и разнообразной чешуей глав.

Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя Св. мученицы Софии и трех ее дщерей, и Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.

В XVIII веке монастырь обновляется. В 1724 году протопоп Богородицкого монастыря Семен Васильев просил в Святейшем Правительствующем Синоде о построении новой каменной колокольни. Разрешение было получено, но понадобился специальный указ императрицы Екатерины I, чтобы преодолеть сопротивление местного начальства строительству. Высота колокольни «со крестом» была более 55 метров. Камер-обскурные снимки, сделанные командиром казанской гимназии И. фон Каницем, позволяют увидеть изменения в строениях монастыря до нашествия Пугачева. По ним видно, что позакомарное покрытие холодного храма было заменено скатной кровлей; что стены расчленены пилястрами с приставными колонками, несущими килевидные арки; что округлые луковичные главы стали гранеными.

Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В. С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.

Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.

«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу». Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.

Казанский Богородицкий монастырь. 1911 год

Внутри Казанского женского Богородицкого монастыря, иконостас. 1900-е годы

Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1900-е годы, Казань

Автор заметок благодарит Сергея Павловича Саначина за помощь и любезное разрешение использовать иллюстрации

Лев Жаржевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *