Казанский монастырь Калуга

Икона Казанской Божьей Матери

С первых дней нашей монашеской жизни мы получали особую поддержку и духовную помощь от Матушки игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. Матушка Николая училась монашеской жизни у многих современных старцев, как живых, так и уже почивших. Она была духовной дочерью почившего в Бозе старца схиархимандрита Михаила, состояла в переписке со старцем Иоанном Крестьянкиным, с афонским старцем Иосифом монахом, духовным чадом старца Иосифа исихаста. Матушка игумения пила духовный мед наставлений старцев отца Николая Гурьянова, отца Павла Груздева, отца Иеронима Санаксарского, отца Кирилла Павлова и многих других духовников. Особые духовные отношения связывают Матушку с современными старцами схиархимандритом Илием, схиархимандритом Власием. Благодаря Матушке, эти духовные наставники помогают и нам. Матушка игумения стала для всех нас духовной матерью, к которой мы обращаемся за наставлением и помощью во всех трудных ситуациях, которые возникают в нашей монашеской жизни.

Покров молитв Афонской горы простирается над Малоярославецким монастырем благодаря горячей любви Матушки игумении Николаи к Саду Пречистой Богородицы. Современные афонские подвижники, игумены монастырей, калив и келий, и просто монахи, любят приезжать в Свято-Никольский монастырь, т. к. чувствуют там близкий их сердцам афонский дух настоящего монашества. Черноостровский монастырь стал росточком духовного Сада Пречистой Богородицы, и не только расцвел, но и принес свои плоды. Многие сестры монастыря возглавили другие обители по городам и весям нашей страны, от Хабаровска до Ессентуков, стараясь насадить в новых монастырях те же ростки строгой монашеской жизни, чтобы принести сторичный плод.

Трудно выразить ту благодарность Богу, которую мы испытываем, имея эту большую монашескую семью.

Храм – это сердце монастыря, главное послушание сестер в обители – молитва. В богослужебной жизни сестры находят укрепление в несении монашеского креста, утешение в скорбных обстоятельствах.

Но в монашеской жизни любое послушание приобретает особый смысл, так как выполняется во Славу Божию. Монастырские труды спасительны и наполнены глубоким духовным содержанием. Сестры с одинаковой радостью и усердием стараются петь на клиросе, или копать землю на огороде, заниматься рукоделием, или мыть посуду. Сестры любят обитель и благодарят Бога за возможность спасаться на этом святом месте.

Монашество — это тайна, но постигшие эту тайну духовноопытные монахи говорят: «Монашество — это блаженство».

Казанский девичий монастырь с древних времен до 1868 года был единственным женским монастырем в Калужской епархии. Закрытый после революции, он начал возрождаться в 1991-м году. С той поры сестры обители пережили множество событий и могут поделиться некоторыми своими историями – грустными и забавными, душеполезными и назидательными.

Сестры монастыря с прихожанами и подопечными

Служи, не служи – дождя все равно не ожидается!

Несколько лет назад в нашей Калужской области стояла сильная засуха, от которой, конечно, страдали монастырские посадки. В конце июля – начале августа много церковных праздников, и у нас в монастыре каждый день шли длинные всенощные службы: праздники Калужской иконы Божией Матери, преподобного Серафима Саровского, святого пророка Илии, всенощная под воскресенье. А к нам в монастырь прислали молодого, только что рукоположенного иеромонаха проходить ставленнический Сорокоуст (40 служб подряд). Он еще нетвердо знал последование служб, и, конечно, ему приходилось тяжело.

Солнце жарило, и только над монастырем собралась туча, из которой лились потоки воды

И тут мы еще решили отслужить молебен о дожде. Когда он увидел длинное последование этого молебна, то схватился за голову. Нужно также заметить, что, согласно прогнозам, никаких дождей в ближайшее время не ожидалось. И вот молодой батюшка в отчаянии воскликнул:

– Служи, не служи – дождя-то все равно не ожидается!

Сестры же твердо верили, что если отслужить молебен – Господь обязательно пошлет дождь.

Следующий день выдался уже привычно жарким, а небо – чистым и голубым, ни единой тучки. После литургии батюшка все же начал молебен о дожде – с горьким воплем ко Господу от собственной усталости и полной безнадежности (как ему казалось) данного мероприятия. Все сестры тоже молились. В конце молебна хлынул ливень.

Когда все вышли из храма на улицу, то увидели чудесное зрелище: солнце жарило по-прежнему, небо оставалось голубым, и только над монастырем собралась огромная туча, из которой лились потоки воды. Все изумились такому чуду! Но самым впечатляющим было изумление, с которым молодой иеромонах смотрел на дождь, начавшийся после отслуженного им же молебна.

Матушка-игумения Анастасия (Мордмиллович)

Доверять Богу

Игумения нашего монастыря, матушка Анастасия (Мордмиллович), учит нас доверять Богу через послушание. Действительно, в этом и есть смысл нашей монашеской жизни. Мы ведь и пришли в монастырь, чтобы посвятить себя Господу. Если же мы решили отдать себя Богу полностью, а потом начинаем по кусочку уворовывать свою волю, свое рассуждение, если мы своевольны и непослушны, то идем в противоположную сторону и не выполняем то, ради чего пришли в обитель.

Почему монаха называют бескровным мучеником? Потому что очень трудно отсечь свою волю и отдать себя в полное послушание и полное Божие распоряжение. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8–9). То, что, по нашему страстному человеческому рассуждению, кажется нам хорошим, может оказаться никуда не годным у Бога.

Послушание в монастыре – это как раз пример доверия ко Господу в своей жизни. Вот одна из историй по этому поводу. Послушание монахини Афанасии – шить для сестер. И вот как-то ей потребовалось купить несколько видов тканей: простой материал – для рабочих подрясников, получше – для церковных, бархат на скуфьи и прочее.

Казначея монастыря, монахиня Серафима, посмотрела в Интернете цены, глянула информацию о складах и дала монастырской швее несколько адресов торговых точек. Выделила также деньги на покупку – 5 тысяч. Говорит:

– Купи несколько рулонов ткани.

Мать Афанасия была растеряна и даже возмущена столь малой суммой: разве можно в наше время купить на 5 тысяч несколько рулонов ткани?! И, как говорится, ни в чем себе не отказывай! Но решила проявить послушание старшей сестре и спорить не стала. Вскоре ее позвала матушка-игумения Анастасия и благословила купить еще напрестольное Евангелие – красивое, бархатное, с застежками. На те же деньги.

– Как, матушка?! У меня всего 5 тысяч!

– Вот тебе еще 2 тысячи.

Но и 7 тысяч было слишком мало, чтобы купить все задуманное: Евангелие напрестольное стоит дорого, материал тоже – денег явно не хватало. Мать Афанасия и тут спорить не стала, но очень огорчилась и в Москву поехала в полном расстройстве.

Первым делом купила Евангелие, и после этой покупки денег осталось совсем мало. Приезжает на первый склад – и ей говорят:

– У нас есть остаток вот этого рулона и остаток вот того. Мы вам сделаем скидку.

И она покупает прекрасную ткань с большой скидкой. На следующем складе происходит то же самое. Приезжает на третий, а там – ярмарка. Молодая пара, хозяева киоска, занимаются с покупателями, а с ними еще свекровь. Увидев новую покупательницу в монашеском одеянии, пожилая женщина как-то сразу к ней не расположилась: и того нет, и другого нет, и вообще ничего для вас нет.

Она не только уложилась в данную ей сумму, но и сдачу привезла для казначеи

Но тут молодые заканчивают разговор и сами обращаются к монахине:

– Что вы хотите у нас купить?

Мать Афанасия объясняет, продавцы находят все, что ей нужно, и при этом объявляют:

– Этот рулон у нас уже давно лежит, и мы вам сделаем уценочку.

И скидывают половину цены. Потом находят другой рулон и с него скидывают чуть ли не 70% стоимости. И так у швеи получилось, что она купила все необходимое, и не только уложилась в данную ей сумму, но и сдачу привезла для казначеи. И это было, по ее словам, посрамление ее недоверия к послушанию и благословению.

А когда бывает по-другому? А по-другому бывает, когда человек не слушается. Об этом – наш следующий рассказ.

Ортопедические стельки

Главный признак помыслов от врага – их навязчивость. Вот такие навязчивые помыслы как-то овладели одной из сестер нашей обители. Купил ей монастырь новые, очень хорошие кожаные туфли. Ничего необычного в этом нет: наши насельницы, как и во всех других монастырях, снабжаются всем необходимым.

Туфли сестре подошли и очень понравились, но вот проблема: ей очень захотелось купить еще и ортопедические стельки. Зачем ей нужны именно такие – она и сама точно не знала. В нашем городе достойных ее стелек не оказалось, и она стала проситься поехать в соседний город на предмет вожделенной покупки.

Нужно попутно заметить, что эта сестра, несмотря на молодость и неплохое здоровье, любила лечиться. Матушка-игумения у нас – человек духовно опытный, в монашеском чине подвизается почти 30 лет, и она сразу поняла, что навязчивое желание заполучить ортопедические стельки – настоящее искушение.

Там, где надеешься получить пользу, проявляя непослушание, – можешь получить вред

Попыталась объяснить духовному чаду, что не нужно выезжать из монастыря без особой необходимости, пытаясь заполучить вещь, которая тебе не особенно нужна. Напомнила о монашеском послушании. Но та оставалась непреклонна в своем желании и, наконец, выпросилась у матушки поехать в соседний город.

Там она нашла эти самые ортопедические стельки, примерила их в туфли, которые предусмотрительно взяла с собой, и, поскольку стельки просто идеально подошли, она их, конечно, купила. Радостная, сунула под мышку туфли, в другую руку – пакет с обновкой, и отправилась на вокзал. И прямо на вокзале упала и сильно разбила себе коленку. От боли забыла про новые туфли и вернулась в монастырь без них.

Кое-как доковыляв до обители, подвела неутешительный итог: туфли потеряла, ходить не может, но вожделенные стельки при ней. Гематома оказалась огромной, нога быстро отекла и разболелась еще сильнее, и сестра, которая любила лечиться, очутилась в больнице. После больницы какое-то время ее даже возили в инвалидной коляске.

В этом случае ярко проявился Промысл Божий: там, где ты надеешься получить пользу, проявляя непослушание, – можешь получить вред. Господь, вразумляя непослушное чадо, будет вынужден дать ему урок.

О поисках «беспечального местечка»

Другая наша сестра дважды уходила из монастыря и дважды возвращалась обратно. Она все пыталась найти какое-то тихое, беспечальное местечко, где бы не было никаких искушений, где ей было бы комфортно «подвизаться», никто не мешал бы это делать – и иметь при этом хорошее мнение о себе.

Как-то ушла она из монастыря. Выехала за пределы Калужской области, едет по русской земле в поисках спокойного местечка. Смотрит, а навстречу ей попадается какой-то странный указатель: «Придурково». Она задумалась. Едет дальше: «Дураково». Тут сестра поняла, что дело неладно. Когда прочитала следующее название «Бесово» – задумалась: туда ли она едет?

И вот она вспомнила, что святые отцы говорят: «Случай – это язык, на котором с нами разговаривает Господь». Сестра засомневалась в богоугодности своего поиска «тихого местечка» и решила вернуться обратно в монастырь.

По этому поводу преподобный Никон Оптинский писал: «Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».

Сестры монастыря

У вас в кармане не завалялась таблеточка?

Послушница Ольга – медсестра, окончила Свято-Димитриевское училище сестер милосердия в Москве. В монастыре она ухаживает за старенькими монахинями. Трудов и забот у нее много, и она сильно устает, но старается никому из старушек ни в каких просьбах не отказывать и утешать их изо всех сил.

Как-то, пока все сестры обедали, Ольга несла послушание чтеца, которое выполняется по очереди. По окончании трапезы присела пообедать сама. Ноги гудят, с утра уже набегалась по послушанию. Только расслабилась и ложку ко рту поднесла – чувствует: кто-то над ней нависает. Поднимает голову: мать Алексия. А нужно пояснить, что монахине Алексии 85 лет, но она вполне самостоятельно ходит на трапезу, правда, любит пить таблеточки, даже если они ей и не нужны. И в этот раз бодрая мать Алексия вежливо спрашивает:

– Олечка, у тебя не завалялась в кармане таблеточка глицина?

И Ольга понимает, что ей придется срочно все бросать, искать казначею, мать Серафиму, с ключом от аптеки, а потом подниматься на третий этаж за таблеткой глицина. Но поскольку Оля подвизается и старается с любовью относиться к своим подопечным, она подавляет ропот в душе и ласково отвечает старушке:

– Конечно, сейчас найдем таблеточку!

Опускает снова глаза в тарелку, чтобы хоть суп быстро дохлебать, но чувствует, что над ней кто-то снова нависает. Поднимает голову – стоит другая сестра, мать Мария, и говорит:

– Оля, у меня тут в кармане завалялась упаковка глицина. Тебе не нужно?

Так Господь утешает Своих послушниц.

Иринка с гостьей монастыря

Наш «колокол молчания»

После 10 вечера у нас в монастыре бывает «колокол молчания»: бьют в колокол, и все разговоры прекращаются до утра. Если же есть необходимость что-то коротко сказать, то сестры, чтобы не нарушить благословения, общаются знаками, так что уже привыкли к языку жестов.

Кто-нибудь из читателей, может, засомневается: неужели и по делу ничего сказать нельзя?! Но дело в том, что, начав разговор вроде бы по делу, сестры, а особенно молодые, увлекаются и продолжают беседу уже и не по делу: наши собственные девичьи немощи по части многословия нам хорошо известны, так что стараемся обходиться без разговоров.

А у нас есть подопечные – дети-инвалиды из Сергиева Посада. Там у них устроен детский дом для глухонемых и слепых детишек, и мы с ними давно дружим. Многие из них сейчас учатся в Калуге, в специальном училище, там их обучают сапожному делу, швейному, плетению корзин и другому рукоделию. Они к нам всегда приезжают на выходные: на службу, на трапезу. Даже стараются помогать: собирают смородину, боярышник, ходят на коровник.

И вот одна девочка, из говорящих, радостно объявляет монахиням:

– Вы же привыкли после десяти вечера жестами объясняться – значит, можете наших глухонемых хорошо понимать!

Иринка

«Иринка-да», «Танечка-да-да» и «Ульянка-не хочу – не буду»

У нас все лето гостили Ульянка и Танечка, инвалиды детства. А еще у нас постоянно живет инвалид детства Иринка, покровительница котят. У нее есть особая статья: сильная любовь ко всему живому миру, ко всем домашним животным и прочим зверюшкам. Она за них всех переживает, молится, никого из животных не боится. Монастырские куры, коровы, кошки находятся под ее неусыпным попечением. Когда кто-то из них заболевает, и лечение обычными медицинскими средствами не помогает, сестры говорят:

– Нужно срочно звать Иринку. Пусть помолится.

Так вот, у Иринки присказка любимая – она слово услышанное повторяет и добавляет: «Да!»

Ульянка зовет Иринку – «Иринка-да!» У Танечки присказка любимая: «Да-да!» И ее прозвали «Танечка- да-да!» Что касается самой Ульянки, ее любимые слова: «Не хочу – не буду!» Но на самом деле у нее можно поучиться терпению и жертвенности. Несмотря на больные ноги, она готова исполнить любую просьбу и всегда всем помочь. То есть сначала объявляет: «Не хочу, не буду!», но потом идет и все делает, как тот сын из Евангелия, который сначала говорит: «Не хочу», а потом идет и работает в винограднике ( Мф. 21, 28–30).

Воскресная школа-клуб монастыря

Ночная молитва

И Господь слышит ночную молитву: сейчас Серафима снова с нами

Этой зимой у нас сильно заболела мать Серафима, совсем еще молодая сестра, у нее был пневмоторакс. Ей делали операцию – и мы все за нее ночью молились.

Тут нужно пояснить. Когда-то нашей старице, матушке Николае, тоже делали операцию, и духовник, отец Михаил, благословил в таких опасных для жизни случаях молиться всем сестрам в ночь перед операцией. И вот, когда стало плохо нашей Серафиме, мы собрались ночью в храме и читали канон за болящую, другие молитвы и прошения. Молились до 6 утра.

При этом наши девочки, инвалиды детства, молились вместе с нами, не желая идти отдыхать, и даже просили:

– Можно, мы будем молиться и поститься до тех пор, пока мать Серафима не выздоровеет?

Они были готовы к такому подвигу и рвались в бой, но этого мы им, конечно, уже не разрешили. И Господь слышит ночную молитву: сейчас Серафима снова с нами.

Мать Ангелина

Мать Ангелина и пес Верный

Старшая сестра монастыря, монахиня Ангелина, как и Иринка, очень любит животных. В ее питомцах числится слепой кот Кротик (спасенный от неминуемой смерти на улице) и монастырский пес Верный. Пес действительно преданный: мать Ангелина в ладоши хлопнет – он уже тут как тут.

Как-то раз хлопает она в ладоши – нет ответа. Уже рукоплещет, можно сказать, а Верный не отзывается. Стала его искать, а он сидит к ней спиной и замер, уставившись с преданностью во взоре на повара летней кухни, которая варит еду монастырским животным.

Мать Ангелина с горечью восклицает:

– Ах ты, шкура продажная! А еще Верный… За кусок мяса меня продал!

Повар, мать Макария, выглядывает из трапезной и комментирует с улыбкой:

– Нет, всего лишь за листок капусты!

Лекарства от аллергии на лекарства

Мать Ангелина очень любила Верного и часто его лечила. Правда, чем больше она его лечила, тем больше он болел. Потом у собаки началась аллергия на таблетки и уколы, и ее хозяйке понадобились лекарства, чтобы вылечить аллергию на лекарства. После этого матушка-игумения сказала духовному чаду:

– Прекрати это занятие. Оставь собаку в покое.

Мать Ангелина скрепя сердце послушалась, после чего Верный быстро выздоровел. И матушка-игумения на занятиях сказала сестрам:

– Чем больше мы заботимся о предмете нашей страсти, и саму нашу заботу превращаем в страсть, тем хуже предмету этой страсти становится.

Иринка, покровительница котят, услышала эти слова и запомнила. И вот одна прихожанка начала рассказывать, как увлеченно она лечит свою маленькую собачку, и тогда Иринка обрадовалась, захлопала в ладоши и сказала:

– Как мать Ангелина, как мать Ангелина!

О шоколадках

Монахиня Мария должна была ехать на православную ярмарку. Сначала она хотела попросить у келаря с собой шоколадку для перекуса, но потом решила такое желание отсечь и лакомство не просить.

Когда она приехала на ярмарку, ее с первого дня начали угощать шоколадом. Его несли все больше и больше, и в последний день принесли совсем огромную шоколадку – размером с коробку конфет. Эту последнюю она уже кому-то подарила.

Строительство в Казанском девичьем монастыре

Как блаженная Матрона помогает строить свой храм

Мы строим храм в честь святой блаженной Матроны, и делаем это, конечно, благодаря помощи верующих людей. И вот совсем недавно стройка остановилась: нет кирпича, и деньги тоже закончились. Вдруг звонят из «Калужских новостей»:

– Мы слышали, что вы там восстанавливаете самый древний на Калужской земле женский монастырь. Может, что-то расскажете?

– Расскажем, приезжайте.

И вот они приехали, и матушка-игумения говорит им:

– Видите стройку? Вчера еще здесь были рабочие, а сегодня никого нет, и стройка стоит, потому что кирпич кончился, и средств на него нет. Если найдется доброхот, который пожертвует кирпич или средства, Матронушка его обязательно отблагодарит.

Дело было в пятницу. В субботу приходит из часовни мать Пафнутия и рассказывает игумении:

– Матушка, один дяденька говорит, что увидел интервью и хочет помочь нам с кирпичом.

Как оказалось, раб Божий Игорь – человек верующий. Он телевизор вообще не смотрит, но тут как раз в обеденный перерыв зашел к рабочим, у них был включен телевизор, и Игорь услышал беседу с нашей матушкой. Он три года назад купил кирпич, по счастливому совпадению – той же марки и на том же заводе, где и мы приобретали для нашего храма. Кирпич не пригодился, и он готов нам его подарить, но проблема в том, что мы должны привезти его сами из Мещовска, который от нас находится довольно далеко. Привезти оттуда материал – это половина его стоимости.

Но тут опять Матронушка нам помогла – нашелся благодетель, готовый привезти кирпич. Он оставил номер телефона рабочих, которые должны были это дело организовать. Тут у нас случилось забавное искушение. Звонит старшая сестра, монахиня Ангелина, рабочему по оставленному номеру, а он, выслушав ее просьбу, с сильным акцентом отвечает:

– Я вас услышал, я вам перезвоню.

«Матронушка, дорогая, ну, когда же ты заберешь у меня кирпич?»

Время идет. Через несколько дней она снова звонит, снова просит – тот же голос с тем же акцентом произносит ту же фразу:

– Я вас услышал, я вам перезвоню.

Проходит неделя, дело с места не двигается.

В это время наш новый благодетель Игорь приезжает в один храм, а там икона блаженной Матроны с частицей мощей. Он к иконе подходит, свечу ставит и спрашивает:

– Матронушка, дорогая, ну, когда же ты заберешь у меня кирпич?

И искушение после его молитвы тут же разрешилось: мать Ангелина узнала, что рабочий, который отвечал ей, приехал с Кавказа и по-русски почти не говорит, но для общения по телефону выучил одну фразу, которую старательно повторяет. После этого состоялся нормальный разговор с другим рабочим, и кирпич благополучно привезли. Сейчас строительство храма идет полным ходом, и сестры мечтают его завершить.

Строящийся храм

Святая блаженная Матрона не оставит вас своим попечением

Дорогие читатели Портала «Православие.ру», сестры нашего монастыря сейчас восстанавливают обитель, возвращения которой ждали 25 лет. За все эти годы мы неоднократно меняли место своего пребывания и восстановили скит. Мы также строим сейчас храм в честь святой блаженной Матроны Московской. Нет нужды вам рассказывать, как отзывчива на молитвы всех скорбящих и страждущих святая Матронушка. Просим вас оказать посильную помощь в восстановлении нашего монастыря и строительстве храма, а святая блаженная Матрона не оставит вас своим попечением.

За всех, кто сможет оказать нам помощь, сестры монастыря будут творить молитву, как за своих благодетелей. Имена для молитвы можно указывать в письмах, комментариях к этой статье или в прямо в переводах. Наш адрес: г. Калуга, переулок Монастырский, 1.

Электронный адрес: spasnaugre@yandex.ru

Номер карты: «Мир» 2202 2002 9391 5524 Получатель – монахиня Ангелина, старшая сестра монастыря (в миру Галина Владимировна Петрова).

Указ о создании монастыря был издан Священным Синодом РПЦ 28 декабря 2017 года на основе подворья Черноостровского монастыря, действовавшего в Ждамирове с 2006 года. Неподалеку от него в 1748 году была обретена икона Калужской Божией Матери, которая считается покровительницей Калужской земли. В 1760 для иконы на месте деревянного был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который стал центром новой обители.

«У нас сегодня в области появился новый монастырь. Благодаря неустанным трудам владыки, митрополита и всех, кто вместе с ними трудится <…>, у нас есть более 40 монастырей. И это в два раза больше, чем было до революции 1917 года», — сказал Артамонов. В рамках торжественного мероприятия Митрополит Калужский и Боровский Климент совершил в храме Рождества Пресвятой Богородицы Божественную литургию.

Икона Калужской Божией Матери считается одной из наиболее почитаемых в Калуге. Ей приписывают избавление Калуги от эпидемий чумы (1771 года) и холеры (1898 год), а также избавление Калужской земли от нашествия армии Наполеона.

Сейчас монастырь, в котором живут десять монахинь, располагается в здании сельской школы, в нем действует воскресная школа, в которой обучается около 70 человек. В ближайшей перспективе планируется создание подворья монастыря в усадьбе Кольцово.

По данным правительства региона, новый монастырь стал девятым в Калужской митрополии и седьмым в Калужской епархии. Кроме этого в в области существуют два ставропигиальных монастыря: Оптина пустынь и Шамордино, а также почти 30 скитов, монастырских и архиерейских подворий.

Монастыри Калужской епархии — Казанский Девичий монастырь в г. Калуге 01 Январь 2018

Казанский Девичий монастырь в г. Калуге

Адрес: 248000 Калуга, ул. Монастырская, д.1

Телефон: 8 (4842) 57-68-20

Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмиллович)

Клирики: прот. Вадим Кобяков, иерей Вячеслав Федоров, иерей Владимир Литвишко, иерей Владимир Белоножко, диакон Трофим Орлов

Сайт: spasnaugre.ru

Монастырь возник в г. Калуге вскоре после Смутного времени в начале царствования Михаила Федоровича. В начале XVII в. в него уже назначались игумении. Первое время монастырь не имел своего храма, и его насельницы посещали богослужения в приходском храме в честь Илии Пророка. В 1629 г. к монастырю был приписан деревянный храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

21 августа 1899 г. состоялась закладка пятиглавого Казанского собора, который был освящен 19 июля 1903 г. Собор построен в византийском стиле, средний купол поддерживался 4 столбами. В нем было 3 престола: центральный в честь Казанской иконы Божией Матери, северный –– Ченстоховской иконы Божией Матери и южный –– преподобного Алексия, человека Божия. Центральный придел имел четырехъярусный иконостас, в западной части собора находились хоры.

Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами. Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня и монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игумении и сестер. На месте первого монастырского храма стояла небольшая часовня, где находилась Казанская икона Божией Матери. Другая часовня, принадлежащая монастырю, была у Смоленской заставы (в конце нынешней Смоленской улицы). При обители существовал странноприимный дом.

До 1917 г. монастырь был третьеклассным. Основным занятием монахинь являлось шитье белья, вязание и вышивание золотом. Во время Восточной войны в 1878 г. в монастыре был образован отряд сестер милосердия из 10 послушниц.

В 1918 г. монастырь был закрыт. Чтобы сохранить в нем монашескую жизнь, насельницы монастыря организовали здесь женскую трудовую артель. При артели действовала больница и мастерская по пошиву и ремонту обуви. По состоянию на 28 июля 1922 г., в монастыре проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле 1922 г. решением Ревтрибунала была создана комиссия по ликвидации Казанского монастыря в г. Калуге, монастырское имущество было описано и изъято, и часть его в октябре 1924 г. передана в исторический музей г. Калуги. Группа монахинь была осуждена на срок от 6 месяцев до 1,5 лет, а остальные выселены. 28 июня 1931 г. по статье за «контрреволюционную деятельность» были приговорены к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой на высылку в Казахстан духовник обители о. Иоанн Зарецкий, игумения Ангелина (Гуляева) и несколько монахинь бывшего Калужского Казанского монастыря.

С 1925 г. и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 г. все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели. В 60-е гг. XX в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание, в котором разместился читальный зал и рабочие кабинеты Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора находится в аварийном состоянии.

10 февраля 1992 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме по адресу Тульская улица, 44, где в годы советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. Своего храма сестры не имели и ходили в ближайший приходский храм в честь святителя Николая. С августа 1995 г. монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом на 45 человек.

Со дня своего возобновления монастырь занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм –– больным, инвалидам и престарелым, –– чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах Крещения, Соборования, Причащения Святых Таин. Монастырь опекает детей, больных ДЦП, находящихся на лечении в санатории «Калуга-бор». С 1992 г. при монастыре действует сестричество. Члены сестричества помогают в реализации благотворительных программ.

В монастыре установлен общежительный устав с общей трапезой, послушаниями, обязательным посещением церковных богослужений, которые проходят в храме Гурия Казанского. С насельницами монастыря регулярно проводятся занятия, на которых изучается Священное Писание, творения Святых отцов, рассматриваются вопросы духовной жизни, ежедневно совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила.

В монастыре хранятся святыни: ковчег с мощами святителя Гурия Казанского; иконы с мощами преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев, святителя Иоанна Суздальского, святителя Иоанна Тобольского, святителя Игнатия Ростовского, святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия Московского. В алтаре находится крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мучеников Савваитов в ковчеге, крест-мощевик. Сестрами монастыря возобновлен существовавший до революции Крестный ход с древним образом Божией Матери «Казанская» (XVII в.). Теперь он проходит ежегодно в день празднования иконе 21 июля по улицам города Калуги от Свято-Троицкого кафедрального собора к стенам Казанского собора монастыря.

С 2000 г. монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря.

Сегодня Казанский Девичий монастырь находится в процессе возрождения.

Без преувеличения — словно феникс из пепла. По малой капле собираются пожертвования прихожан, паломников – доброхотных людей. Помогают всем возможным – кто копеечкой, кто вещами, продуктами, стройматериалами, кто своим безвозмездным трудом.

В Казанском Соборе ремонтируется крыша, купола. В пристроенных архивных
помещениях также ремонтируются комнаты, чтобы первые сестры смогли жить и трудиться в обновленной обители, пока временно, до постройки сестринского корпуса. В этих же архивных помещениях бывший читальный зал архива оборудован временно под домовый храм в честь Казанской иконы Богоматери.

С 19 марта 2017 года в храме совершаются службы по воскресным и праздничным дням.
Все желающие помолиться вместе с первыми насельницами древнейшей женской обители Богоспасаемого града Калуги могут прийти в монастырь и своей молитвой также помочь возрождению.

Неспешно продвигается строительство сестринского корпуса с храмом в честь блж. Матроны Московской. Но сестры верят, что Господь, благословивший начатие святого дела, поможет и совершит его, ибо сила Божия в немощи совершается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *