Казнь египетская

terrao

Содержание статьи:</p>

  • 1 10 казней египетских
      • 1.0.1 Толкование фразеологизма «Египетские казни»
      • 1.0.2 Казни египетские (список)
      • 1.0.3 Псалом 77:41-51
      • 1.0.4 Псалом 104:26-36
    • 1.1 10 казней египетских (история)
      • 1.1.1 Маленьким Моисей
      • 1.1.2 Моисей у фараона
      • 1.1.3 Казни египетские
  • 2 ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

</div>

10 казней египетских — описание бедствий которые послал Господь египтянам, чтобы заставить их отпустить народ израильский из Египта.

Согласно книге Исход, ангел смерти, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов еврейских, и тем самым отличены были сыны Израиля от египтян.

Можно обратить внимание на то что, первые казни причиняли скорей неприятности и неудобства, нежели страдания (к примеру, кровавая вода или нашествие жаб).

Последующие казни нанесли вред экономике: моровой язвой был уничтожен скот, градом побит урожай, тучи саранчи сожрали остатки уцелевшего после града урожая. 10-я казнь стала кульминацией гнева Божьего.

Толкование фразеологизма «Египетские казни»

Называют любое тяжкое испытание: Бедствия, мучения, тяжелое наказание.

Казни египетские (список)

10 казней египетских шли одна за другой, после каждого отказа фараона отпустить сынов Израилевых:

1. Превращение воды в кровь;
2. Нашествие жаб;
3. Нашествие мошек;
4. Наказание песьими мухами;
5. Мор скота;
6. Язвы и нарывы;
7. Гром, молнии, огненный град;
8. Нашествие саранчи;
9. Тьма египетская;
10. Смерть первенцев.

Все 10 казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

Псалом 77:41-51

«…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых»;

Псалом 104:26-36

«Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их».

10 казней египетских (история)

Маленьким Моисей

430 лет жили потомки Иосифа на землях, выделенных фараоном в их пользование, на границе Египта и Аравии. Однако с течением времени, когда позабылись мудрые деяния сына Иакова, а народ его размножился и укоренился, начались на него гонения со стороны египтян.

Цари Египта боялись, что если дело дойдет до войны с соседями, евреи смогут перейти на сторону неприятеля и вооружиться против своих хозяев. Жестокие надсмотрщики изнуряли несчастных людей непосильной работой в полях и в городах, но все это лишь укрепляло веру и смирение мужественных пленников. И тогда фараон велел египтянам: «Всякого новорожденного сына у евреев бросайте в воду, а всякую дочь оставляйте в живых».

В то время одна еврейская женщина родила сына, был он крепок и красив собой, и женщина как только могла скрывала его от исполнения над ним царского указа. В конце концов, когда прятать его стало уже невозможным, она взяла тростниковую корзину, просмолила ее и, уложив туда младенца, оставила в тростнике у реки. А старшая ее дочь начала издалека наблюдать, что будет. Тем временем дочь фараона пришла на реку мыться. Увидав плачущего младенца, она сжалилась над ним, хотя и поняла, что это еврейский ребенок. Тогда ее сестра спросила: «Не позвать ли кормилицу из евреек, чтобы она вскормила тебе младенца?» — «Сходи», — ответила царевна, и девушка привела к ней свою мать. А когда мальчик подрос, то стал воспитываться во дворце, и было дано ему имя Моисей.

Со временем Моисей все больше и больше понимал, какие беды обрушились на его соплеменников, и сочувствовал им всей душой. И Бог, услышавший стоны и плачь израильтян, призвал Моисея и сообщил, что суждено ему стать избавителем, законодателем и великим пророком своего народа.

Моисей у фараона
Возвратился Моисей в Египет. По дороге присоединился к нему его брат Аарон, который за свое красноречие призван был, по Божьему внушению, стать «устами Моисея». Люди поверили не только Аарону, передававшему все, что говорил Господь, но и тем знамениям, которые Моисей сделал по Его воле.
Но фараон велел что бы евреи работали еще больше, чтобы не отвлекались они на пустые речи. И жизнь израильского народа стала и вовсе невыносима. Тогда взмолился Моисей к Господу: «Для чего Ты подверг такому бедствию моих сородичей? С тех пор как пришел я к фараону и стал говорить Твоим именем, тяжкие труды легли на их плечи. Ты же обещал их избавить от плена, но не выполняешь обещания…» И Господь ответил: «Я ожесточу сердце фараона и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской. Фараон вас не послушает, но Я наложу руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых».

Вновь отправились Моисей и Аарон к египетскому царю. «Сделайте чудо, — повелел тот, — и я отпущу ваш народ!» Кинул Аарон жезл перед фараоном, и жезл превратился в змея. Тогда фараоном были призваны мудрецы и чародеи, и они сделали то-же самое своими чарами. Сердце фараона ожесточилось, и он выгнал израильских пророков.

Но на другой день они снова явились к фараону. Ударил Аарон жезлом по речной воде, и та сразу же превратилась в кровь, так что вся рыба вымерла, и не могли египтяне пить воду из реки. Однако чародеи египетские чарами своими сделали то-же самое. Возвратился царь в свой дворец и более не стал слушать Моисея и Аарона.

Казни египетские

Тогда явил Господь египетскому царю еще одно страшное знамение: наслал он на всю его землю жаб, так что даже в опочивальне правителя не было от них спасения. Испугался царь и стал просить Моисея и Аарона помолиться Господу, чтобы Он избавил его от этой напасти, и дал обещание отпустить сынов Израилевых. Когда же вымерли все жабы, фараон позабыл о своем обещании и оставил пленников на их изнурительных работах.

Одну за другой насылал Господь на египтян напасти — вначале это были полчища мошек, которые покрывали людей и животных, не давая им даже спокойно вздохнуть после ядовитые песьи мухи, от которых погибала земля. А еще им была послана моровая язва и воспаление, и начался падеж скота. И каждый раз египетский правитель обещал Моисею отпустить его соплеменников, и каждый раз, когда Господь отводил беду, забывал о своем обещании.

Тогда вся земля Египетская была побита жестоким градом, который не пощадил не только траву, но даже деревья, и ни одного живого колоса не осталось в полях. И вновь не смирился фараон перед Господом. Тогда все, то немногое что уцелело от града, поела прожорливая саранча.

А потом на землю опустилась густая тьма, и три дня ни один египтянин не мог встать со своего места. Однако даже после такого испытания фараон не стал отпускать израильтян. «Берегись, — сказал он Моисею, — не приходи ко мне больше. В тот день, когда увидишь мое лицо, ты умрешь!»

И тогда последнюю, 10 казнь египетскую навел Господь на египтян. В полночь Он поразил всех первенцев, не пощадив ни первенца фараона, ни первенца узника, томящегося в темнице. И все египтяне взмолились и начали просить своего правителя, чтобы тот отпустил евреев из Египта.

Это была ночь исхода сынов Израиля. В память о ней установил Моисей, по внушению Господа, празднование Пасхи, которое должно было напоминать евреям об избавлении их от многовекового пленения.

Описание

Наказание кровью

Первая казнь

И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

Вся вода в Ниле, других водоёмах и ёмкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались её отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, которую покупали у евреев, благодаря чему последние разбогатели.

Казнь жабами

Вторая казнь

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
(Исх. 8:5,6)

Древнееврейское «צפרדע», как и старославянское «жаба», в действительности означают лягушку.

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх. 8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, но, согласно Библии, жаб стало ещё больше, хотя по логике, колдуны должны были избавить Египет от нашествия жаб. В результате, фараон был вынужден обратиться к Моисею за помощью.

… То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую. И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу. Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке.
(Исх. 8:7-9)

Впоследствии фараон проявил коварство и не сдержал данное Моисею обещание, что послужило отправной точкой следующего наказания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

…Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это всё и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвёртую казнь:

Наказание пёсьими мухами

И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдёт к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение, а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои пёсьих мух, и наполнятся домы Египтян пёсьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество пёсьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от пёсьих мух.

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвёртой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их проживания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения пёсьих мух вновь нарушил своё обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Мор скота

Пятая казнь

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев всё же не отпустил (Исх. 9:3-7).

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить её высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог ожесточил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх. 9:8-11).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Седьмая казнь. Джон Мартин, 1823

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал.

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Изображение саранчи в гробнице Хоремхеба, XV век до н.э.

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унёс он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Тьма египетская

Девятая казнь

Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

Темнота, павшая на Египет, была необычной, она была густая и плотная, так что её можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придёт, то будет казнён. И сказал тогда Моисей, что не придёт он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих, вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья-первенцы.

Смерть первенцев

Десятая казнь

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.
(Исх. 12:29)

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Историчность сюжета

Неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошёл исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным.

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх. 11:5), а также какими животными было запряжено 600 колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев (14:7). Скот мог быть разведён от еврейского, который не был подвергнут мору, а также мог быть куплен в других странах.

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Пер-Рамсес в паре километров от столицы Аварис, издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Пер-Рамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч — втрое больше населения Авариса того времени — можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараона и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 казней египетских. Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.)русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.)русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды — это известное явление «красные приливы» — цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. (По версии амфибиолога доктора Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных, по его версии это были жабы рода «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции).
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух — переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.)русск. (разновидность мокрецов). (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна, Эндрю Шпильмана, и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза.)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни — падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап, передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град — намекает на вулканическую теорию. Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх. 9:23-25, Исх. 13:21-22, Исх. 19:18, Исх. 24:15-16, Втор. 1:33)
  • 3 дня без Солнца — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветры не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.)русск., расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория исхода, что казни — это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История исхода легла в основу первой части оратории Георга Генделя «Израиль в Египте» (англ. Israel in Egypt‎; 1739).
  • Текст песни «Creeping Death» (1984) группы «Metallica» написан от имени ангела смерти, описывающего 10 казней египетских.
  • Второй альбом «Exodus» российской группы «Shokran» полностью посвящён 10 казням, все 10 треков альбома названы согласно наименованиям казней, а лирика описывает событие каждой казни

Кинематограф

  • 1923 — немой фильм Сесиля Де Милля «Десять заповедей». В роли Моисея — Теодор Робертс.
  • 1956 — ремейк Сесилем Де Миллем своего немого фильма. В роли Моисея — Чарлтон Хестон.
  • 1971 — фильм ужасов «Ужасный доктор Файбс» с участием актёра Винсента Прайса. Изобретательный Антон Фабс мстит за гибель жены, придумывая искусные убийства, основанные на ветхозаветных десяти казнях египетских.
  • 1998 — мультфильм «Принц Египта».
  • 1999 — «Мумия» (США). Потревоженная мумия приносит с собой 10 казней египетских.
  • 2000 — «Сотворение мира» — экранизация Ветхого Завета.
  • 2007 — «Жатва». Сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
  • 2009 — сериал «Обмани меня» (2 сезон 19 серия): маньяк по телефону даёт героям загадки о 10 египетских казнях.
  • Телесериал «Сверхъестественное» (6 сезон 3 серия): казни египетские насылались при помощи посоха Моисея.
  • 2010 — сериал «Хэйвен» (2 сезон 1 серия): на городок обрушиваются казни египетские.
  • 2012 — сериал «Южный парк» (16 сезон, 1604 эпизод). Картман видит кары небесные, Кайл объясняет ему причину казней Египетских.
  • 2014 — «Исход: Цари и боги» режиссёра Ридли Скотта. Библейского пророка Моисея играет Кристиан Бейл.
  • 2015/16 — бразильская библейская теленовелла «Десять заповедей» (порт. Os Dez Mandamentos).
  • 2018 — полнометражный анимационный фильм «Седер-мазохизм» Нины Пэйли.

Видеоигры

  • Игра «Rusty Lake Paradise» основана на сюжете о десяти египетских казнях.
  • В игре «South Park: The Stick of Truth», присутствует боевой класс «еврей», у которого есть способность «Проклятие египетское», с помощью которого на врага насылаются все десять казней египетских.

10 казней египетских

Точная дата описываемых в Пятикнижие бедствий неизвестна, более того, непонятно также, при каком фараоне это все происходило. По крайней мере, в документальных источниках Египта о подобном происшествии не сказано ни слова. И хотя в разные периоды Древний Египет действительно переживал тяжелые времена, записей о глобальных катастрофах вроде библейских в папирусах нет. Некоторые исследователи склонны верить, что это объясняется поголовной гибелью образованных писцов, и тем, что запечатлеть события было просто некому. Другие полагают, что записей не оставили, дабы не документировать позор фараона. Однако если предположить, что Египет действительно пострадал от страшной кары, возможно ли объяснить ее с точки зрения современной науки?
Наказание кровью
Согласно сказанию, Моисей обратил воды Нила в кровь с помощью своего жезла, после чего вся рыба вымерла, а вода стала непригодна для питья.
Ученые полагают, что подобное явление (окрашивание воды) могло быть вызвано цветением красных водорослей, которое случается как в пресных, так и соленых водоемах. Это, в свою очередь, могло быть спровоцировано засухой и изменением климата, который превратил полноводную реку в вязкий ручеек — комфортную среду для размножения бактерий и токсичных водорослей. Яд, выделяемый этими организмами, действительно делает воду непригодной для употребления и губит все живое. Токсины также могут отравлять и воздух вокруг зараженной воды, что приводит к проблемам с дыханием у тех, кто обитает в непосредственной близости. Другим объяснением может быть мощное извержение вулкана на острове Санторини 1628 года до н. э., которое вызвало цунами, обрушившееся на побережье Египта (археологические раскопки на территории Египта подтвердили наличие кусков вулканического камня в почве). Соленая вода, попавшая в пресные источники, могла привести к гибели некоторых видов рыбы, а разновидность сине-зеленых водорослей — выделить азот. В период цветения водоросль приобретает красноватый оттенок, что делает воду похожей на кровь.
Казнь жабами
Следующим наказанием египтян стало нашествие лягушек, которые, согласно Исходу, «покрыли землю Египетскую».
Выход лягушек из воды, в свою очередь, мог быть напрямую связан с первой казнью и отравленными водами Нила. Земноводные покинули зараженную среду обитания, что обернулось массовым выходом лягушек на сушу. Истории известно немало случаев феномена «лягушачьего дождя». Подобное происходило и в недавнем прошлом, например, в 2010 году в Греции тысячи лягушек выбрались из озера на севере страны в поисках пропитания и спровоцировали дорожный коллапс, длившийся несколько дней. Поведение животных объясняется экологическими и климатическими изменениями, которые делают места их обитания непригодными для жизни.

Казнь жабами. (pinterest.com)

Третьей бедой, поразившей египтян, стали полчища мошек, разлетевшихся по округе. «И были мошки на людях и на скоте».
Резкое увеличение популяции насекомых могло быть вызвано массовым исходом и вымиранием лягушек, которые, как известно, питаются как раз-таки мошкарой. Кроме того, их распространению способствовала мертвая рыба, выброшенная на берег. Отдельные виды мушек являются трансмиттерами заразы, некоторые способны даже переносить бактерии, вызывающие чуму.
Наказание песьими мухами
Вслед за мошками, облепившими всех людей и скот, последовала и новая кара: на египтян напали полчища «песьих мух», которые «отличались лютостью и неотвязчивостью».

Нашествие мошек. (pinterest.com)

Описание этих созданий, имевших признаки одновременно мух и диких зверей с жалом, напоминает то ли овода, то ли комара. Существует предположение, что это могли быть змеи и скорпионы. Однако есть вероятность, что «песьи мухи» были на самом деле чем-то вроде «жигалки осенней», сосущей кровь и являющейся переносчицей опасных болезней вроде стафилококка, сепсиса и сибирской язвы.
Мор скота
Логичным поворотом описанных выше событий стал поголовный мор домашнего скота. В Исходе сказано, что весь скот египтян погиб.
Мушки, питающиеся кровью, могут причинить вред человеку, однако, в первую очередь, атакуют именно животных, заражая их смертельными болезнями. Это могло спровоцировать чуму рогатого скота. Подобные эпидемии фиксировались к разные года как в Европе, так и в Африке. У животных наблюдались лихорадка, диарея, их тело покрывалось язвами. По другой версии, чума пришла в Египет из Азии, и последствия были теми же самыми, что и при переносе заболевания мушками.
Язвы и нарывы
Следующей жертвой стал непосредственно народ египетский: Моисей и брат его Аарон взяли по пригоршне сажи, подбросили ее в воздух перед фараоном, и покрылись тела египтян жуткими нарывами.
Подобная эпидемия могла быть обыкновенной оспой, от которой кожа покрывается волдырями, а ее поверхность становится красноватой и опухшей. Впоследствии ранки затягиваются, но рубцы и высыпания остаются. Инфекция является крайне заразной, и потому она могла спровоцировать массовое заболевание. Известно, что следы этого недуга обнаружили при осмотре мумии фараона Рамзеса V. Считается, что оспа пришла в Египет примерно 3000 лет назад.
Гром, молнии и огненный град
Еще одной напастью стала сильнейшая буря, и обрушился на землю Египта «огненный град, и побил град все, что было в поле, от человека до скота».

Темнота. (pinterest.com)

Бедствие в виде горящих частиц, падающих с неба, было, скорее всего, последствием того самого извержения вулкана на греческом острове Санторини. Вкупе с мощным цунами буря из пепла обернулась настоящей масштабной катастрофой и затронула, вероятно, обширную территорию.
Нашествие саранчи
Полчища этих насекомых пришли в Египет вместе с сильным ветром и пожрали урожай, а также всю растительность.
Винить в этом следует все то же извержение вулкана: облако пепла спровоцировало серьезные климатическим аномалии, выраженные в выпадении осадков и повышении влажности. Подобные условия являются крайне комфортными для размножения саранчи.
Темнота
Фараон все еще отказывался отпускать евреев, и тогда Моисей вызвал «густую тьму», которая распространилась по всей земле Египетской на три дня.
Это явление могло быть вызвано как образованием плотного облака вулканической пыли, так и простым солнечным затмением. Согласно информации НАСА, в 1223 году до нашей эры действительно случилось солнечное затмение. И в том, и в другом случае, тьма действительно могла быть непроглядной.
Казнь первенцев
Последней бедой, насланной Богом на Египет, стала повальная гибель первенцев, которая не обошла, в том числе, и семью фараона. Не затронула напасть лишь иудейских младенцев.

Смерть первенца фараона. (pinterest.com)

Смерть первенцев могла быть результатом как массовой эпидемии, которая, как обговаривалось выше, поразила многих египтян, так и последствием распространения вредоносного грибка, которым были заражены посевы. В этом случае все объяснялось тем, что, что первенцам давали в пищу продукты, содержавшие эту вредоносную плесень, способную спровоцировать смертельное заболевание. А так как первыми полагалось кормить именно первенцев мужского пола, они могли пасть жертвой опасного грибка.

Десять казней египетских, также называемые десять библейских казней, — десять бедствий, которые, согласно библейской книге Исход, Господь, послал на Египет, чтобы убедить фараона отпустить евреев из рабства. Фараон сдался после десятой казни, что привело к исходу еврейского народа из Египта.

В то время, как сторонники библейской археологии утверждают, что история о 10 казнях египетских – правда, многие историки считают их аллегорическими описаниями природных бедствий либо политических конфликтов. По этой причине мы рассмотрим библейское толкование казней египетских, а также иную точку зрения на данные события.

Библейские археологи, трактующие казни египетские как факт, опираются на следующие археологические находки:

  • Найденный Уильямом Ф. Олбрайтом в Эль-Арише сосуд для воды с иероглифическими знаками, описывающими период тьмы;
  • Египетский папирус Ипувера с описанием ряда бедствий, обрушившихся на Египет, в том числе превращение воды в реке в кровь.

Казни египетские — противопоставление силы Бога Израиля силам египетских богов. Известно, что Египет в то время был политеистическим обществом, где царила вера во многих божеств. Египетский пантеон был многочислен и с весьма сложной иерархией. Фараоны Египта также играли важную роль в религии. Они являлись посредниками между людьми и богами, а также верховными жрецами. Египетские Фараоны почитались наравне с богами, поэтому Фараон удивился настойчивости и дерзости просьбы Моисея отпустить народ его. Моисей передавал наказ Бога:

так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

Но фараон сказал:

кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.

Таким образом, у фараона и египетского пантеона появился «соперник» — Бог Израиля. В этом противостоянии Бог часто повторяет фразу:

И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш

Господь хотел показать народу своему свое могущество: Господь маленького народа способен противостоять всему пантеону Египта — сверхдержавы того времени.

Библейская история о десяти казнях египетский важна с точки зрения укрепления религии. Если Бог Израиля сможет восторжествовать над богами Египта, тогда народ Божий будет укрепляться в вере своей, и не будет у него соблазна следовать за ложными языческими божествами. Десять казней египетских нанесли огромный урон египтянам, однако не коснулись детей Израиля.

Считается, что каждая казнь должна была показать превосходство единого Бога над определенными богами египетского пантеона.

Казнь египетская Боги египетского пантеона
Вода превращается в кровь · Хапи /Апис — бог Нила;· Изида – богиня Нила;

· Кнум — страж Нила;

· Себек – бог рек и озер

Нашествие жаб · Хекет — богиня с головой жабы
Мошки · Сет – бог пустыни
Песьи мухи · Уатшит — бог, представляемый в образе мухи
Падеж скота · Хасор – богиня с головой коровы;· Апис – бог-бык;

· Хнум – бог с головой барана

Язвы · Секмет — богиня врачевания;· Суну — бог эпидемий;

· Изида — богиня, исцеляющая болезни

Град · Нут – богиня неба;· Оcирис – бог урожая;

· Сет – бог бурь

Нашествие саранчи · Осирис — бог урожая;· Апис – бог плодородия

· Сокар – бог растительности

Тьма · Ра – верховный бог солнца;· Атон – один из богов солнца;

· Гор – один из богов солнца;

· Нут – богиня неба;

· Хасор – богиня неба;

· Баст – богиня солнечного света

Смерть первенцев · Мин — бог продолжения рода;· Хекет – богиня, посещающая при родах; Изида — богиня, покровительствующая детям;

· Бэс – покровитель семьи у простолюдинов;

· Месхент – богиня деторождения и детей;

· Нехбет – покровительница детей фараона;

· Рененет – богиня, покровительница детей

Каждая из 10 казней египетских поражала различные аспекты египетской системы религиозных верований. Кульминацией явилась смерть наследного бога — перворожденного сына Фараона. Десять казней египетских следовали одна за другой, пока фараон не решил отпустить народ израильский.

Казни египетские суть.

Мы рассмотрим библейское толкование 10 казней египетским, а также приведем мнение историков о возможных причинах этих событий.

Превращение воды в кровь

И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исход 7:20-21)

Согласно Библии, Воды Нила превратились в кровь. Все потоки превратились в кровь, и даже вода в сосудах превратилась в кровь. Волхвы египетские смогли повторить превращение воды в кровь, а египтяне начали копать вокруг рек, искать пригодную для питья воду. Фараон только разозлился после первой казни и не согласился отпустить народ Израиля.

Превращение воды в кровь – нередкий мотив в Библии. Бог еще ранее предлагает Моисею превратить воду в кровь в доказательство могущества Господа:

… если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исход 4:9)

Историческая версия.

Вероятно, около 3000 лет тому назад в районе города Пи-Рамзес, который в то время был столицей Египта, произошли некоторые изменения климата, которые, возможно, были причинами тех событий, которые в Библии описаны как казни египетские.

Повышение температуры и засуха привели к обмелению Нила, который превратился в мелкий грязный поток, в котором резко возросло число токсичных бактерий Oscillatoria rubescens. Умирая и разлагаясь, Oscillatoria rubescens окрашивают воду в красный цвет.

Нашествие жаб

По прошествии семи дней после первой казни, Бог приказал Моисею, чтобы брат его Аарон простер руку с жезлом на реки и потоки и вывел жаб из воды.

Аарон простер руку свою на воды Египетские ; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исход 8:6)

Волхвам египетским удалось повторить и это чудо. Фараон же просил Моисея помолиться Богу о том, чтобы удалить жаб с суши и жилищ, обещая отпустить народ Израиля. Моисей молился Богу и тот удалил жаб, однако, фараон не сдержал слова и еще больше разозлился.

Историческая версия

Большое количество токсических бактерий Oscillatoria rubescens не только окрасило воды измельчавшего Нила в красный цвет, но и привело к нашествию лягушек. Дело в том, что в неблагоприятной ситуации, в отличии от многих других видов, развитие лягушек из головастиков ускоряется.

Нашествие мошек

После очередного отказа фараона, Господь велел Аарону наслать мошек на Египет.

Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. (Исход 8:17)

Волхвы не смогли повторить третью казнь, но разгневанный фараон отказывался отпускать евреев.

Историческая версия

Когда вышедшие из вод, зараженных Oscillatoria rubescens, на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, питавшихся многочисленными трупами земноводных. Таким образом историки объясняют эту и последующую казнь.

Наказание песьими мухами

Следующая казнь была наказание песьими мухами, которые были не страшны евреям, однако терзали египтян и их скот.

Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. (Исход 8:24)

Четвертая казнь, как и все последующие обошла стороной евреев, которые ещё больше уверовали во всемогущего Бога и богоизбранность народа. Фараон же должен был убедиться, что Господь не просто различает, где Его народ, а где — народ фараона, но и готов защитить народ Израиля от бедствий, от которых фараон не в состоянии защитить народ свой.

Фараон снова обещал отпустить евреев, если господь справится с мухами, и снова не сдержал обещание.

Мор скота

Следующая казнь – мор скота, снова не коснулась народа Израиля.

И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. (Исход 9:6)

Египетский скот стал гибнуть от моровой язвы. Фараон прогневался, узнав что скот евреев не пострадал и не отпустил народ Израиля.

Историческая версия.

По мнению историков, расплодившиеся вследствие гибели жаб насекомые вызвали пятую и шестую казни — мор скота и язвы. Насекомые, как известно, разносят болезни, возможно, это привело к эпидемии, косившей животных и людей.

Язвы и нарывы

Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. (Исход 9:10)

Эта казнь не была возвещена фараону. Это была первая казнь, непосредственно угрожавшая жизни людей. Волхвы Египта были поражены болезнью, как и все простолюдины. Это показало несостоятельность волхвов. Они осознали бессилие своих богов. Фараон же не сдавался в своем упорстве.

Гром, молнии и огненный град

Этой казнью начинается завершающий цикл кар Божьих – самых суровых из всех десять казней. Последние казни египетские описаны в Библии подробнее остальных.

…простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую;

и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. (Исход 9:23-24)

Фараон же не раскаялся и после этой кары. После этой казни фараон был готов отпустить всех мужчин, но Моисей не согласился.

Историческая версия.

Вероятно, здесь речь идет о сильнейшем извержении вулкана Тера на греческом острове Санторини. Град же стал результатом столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски вулканического камня, хотя на территории Египта нет вулканов. Тесты показали, что вулканический камень аналогичен найденному на Санторини.

Нашествие саранчи

В этой казни мы снова видим намерение Бога доказать свое могущество не только фараону, но и народу Израиля. Саранча поразила весь Египет.

… И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.

И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. (Исх. 10:13-15)

Историческая версия.

Нашествие саранчи могло также быть результатом извержения вулкана. Выпадение пепла могло привести к увеличению влажности, а, следовательно, к росту количества саранчи, для которой были созданы весьма благоприятные условия.

Тьма

Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. (Исх. 10:22-23)

Объектом этой казни египетской было главное божество египетского пантеона- бог солнца Ра, представителем которого на земле считался фараон.

Историческая версия

Темноту могло вызвать скопление пепельных облаков после все того же извержения. По другой версии это могло быть солнечное затмение, либо песчаная буря.

Смерть первенцев

После 10-ой казни печаль вошла в каждый дом, где были дети. Эта казнь повлекла за собой освобождение еврейского народа.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (Исх. 12:29).

В полночь в каждой египетской семье, в том числе и в семье фараона, должен был умереть первенец. В предыдущих казнях Моисей и Аарон играли важную роль, они предупреждали фараона о казни и осуществляли ее с помощью Господа. Десятая же казнь была совершена Богом единолично.

Историческая версия.

Вероятное объяснение десятой казни— поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку мальчикам- первенцам доставалась первая порция еды, массово погибли именно они.

Десять казней египетских принято объединять в три цикла + 10-я казнь. Казни первого цикла несли отвращение, второго – боль, а казни третьего цикла имеют природное начало и носят универсальный характер. Вероятно, десять казней египетских происходили в течение 9 месяцев с июля по апрель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *