Кесарь, это кто?

Множество библейских выражений вошли в нашу повседневную жизнь, став афоризмами и пословицами. Используем мы их уже машинально, не задумываясь о том, что изначально им придавался очень глубокий смысл.

Афоризм, о котором пойдет речь, приравнивается к фразе «Каждому свое» и является правилом, трактующим то, как христианин должен относиться к мирской, светской власти.

Богу — Богово, а кесарю — кесарево

Происхождение фразы

Итак, Иудея первого века нашей эры. Страна, порабощенная римлянами и ставшая одной из провинций могущественной империи. Оккупанты внимательно следят за порядком в Иудее, опасаясь смуты и восстания.

Появление молодого проповедника из Назарета, смущающего народ неслыханными доселе речами, беспокоит как римлян, так и местную церковную власть – фарисеев. Чтобы спровоцировать Христа на необдуманное высказывание, книжники задают ему вопрос с подвохом. Вопрос весьма конкретный, а ответ на него, возможно, будет стоить проповеднику жизни.

Однако скомпрометировать Иисуса перед оккупационными властями фарисеям так и не удалось. Ответ Спасителя был прост и лаконичен. Он-то и стал афоризмом, пережившим два тысячелетия. На латыни он выглядит так:

Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo.

«Воздайте Кесарево Кесарю и Божье Богу.»

Об авторстве выражения

Согласно Священному Писанию автор фразы – Христос. Он хоть и был в дальнейшем обвинен в подстрекательстве к мятежу, в случае с монетой, на которой был изображен цезарь, избежал расставленной ловушки.

Иисус не дискредитировал себя перед патриотически настроенными евреями, считавшим себя богоизбранной нацией, и не дал повода римским оккупантам обвинить его в нагнетании политической нестабильности через крамольные речи.

И в этом нет ничего удивительного. Спаситель умел читать сердца людей, знал свое предназначение и точное время собственной казни.

На тот момент срок еще пришел, и Христос просто продемонстрировал и римлянам, и фарисеям свои способности.

Толкование смысла

Попытки развивать концепцию знаменитого фразеологизма предпринимались неоднократно. Однако наиболее точно его обосновал апостол Павел в своем Послании к Римлянам.

По мнению Павла, всякий человек должен быть покорным высшим властям, поскольку все они от Бога и являются служителями Господа, и повиноваться им следует не из-за страха наказания, а по совести.

Проще говоря, христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они назначены Богом, и неповиновение им приравнивается к ослушанию Создателя.

Значение поговорки

Кесарю — кесарево, а Богу — Богово: значение фразеологизма имеет несколько толкований.

В Библии

Случай с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия – от Луки, Матфея и Марка. Столь частое описание стычки Христа с фарисеями означает лишь одно – важность слов Спасителя для человечества.

В современном мире

Сегодня знаменитый фразеологизм в трактовке «Воздать каждому по заслугам» является основополагающим принципом юстиции.

Он вдохновлял и продолжает вдохновлять на создание шедевров искусства художников, писателей, кинорежиссеров и музыкантов. Свою картину ему посвятил Караваджо. Этим словосочетанием назвали свои романы Леонардо Шаши и Валентин Пикуль, а Марио Венути — свою песню.

Крылатое выражение также используется и в рекламных целях компаниями Nokia, Rewe, Microsoft, корпорацией McDonalds, компанией Билайн и другими.

Однако использование фразеологизма встречало неоднозначную реакцию общественности — ведь нацистам тоже нравилось выражение «Каждому свое». Именно его они разместили над входом в в концентрационный лагерь Бухенвальд.

Кто же такой Кесарь в Библии?

Биография Юлия Цезаря

Во времена Христа Римом правил великий кесарь император Тиберий. Однако слово «кесарь» произошло от имени Юлия Цезаря, знаменитого римского полководца и государственного деятеля, принадлежавшего к древнепатрицианскому роду.

Одержав ряд побед в войнах, которые вел Рим, Цезарь заработал непререкаемый авторитет в армии и занялся политикой. В короткие сроки Цезарь расправился с внутренними противниками и добился пожизненного диктаторства с титулом императора.

Он получил высшую военную, судебную и административную власть в стране, изначально бывшей республикой.

Именно поэтому имя Цезаря стало нарицательным, сделавшись титулом, которым называли себя позже различные правители.

Связь с фразеологизмом

Произношение латинской буквы С в разных языках звучало то как Ц, то как К.

По одной из версий русское слово «царь» является сокращенным «цезарь».

До Ивана Грозного все главы российского государства именовались великими князьями, но Иван Четвертый, подобно Цезарю, стал полновластным правителем России и нарек себя царем.

От слова «цезарь» происходит и немецкое слово кайзер.

Теперь все мы произносим фразу «цезарю — цезарево», когда хотим сказать: отдайте кому-либо то, что должно ему по праву принадлежать.

Видео

Из этого видео вы узнаете, откуда появился известный фразеологизм.

Август

В 27 году до Р.Х. римский сенат присвоил родившемуся в 63 году до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул Август . Титул Август был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об Августе без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул «Августа» (форма женского рода от Август) как выражение божественного освящения. Октавиан Август был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, который усыновил его и в своем завещании назначил наследником. Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть Август вышел победителем и стал повелителем всей империи – первым римским императором (31 год до Р.Х. – 14 год по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, которое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказанное Вергилием в его четвертой эклоге («пастушеской поэме»), написанной около 40 года до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство которого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божественные почести. Вергилий в «Энеиде» (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь Август и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник римским богам и Августу, в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 году до Р.Х. официально закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, – в римской империи наступил мир. Аввим поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением официального культа императора, переименовывает город Самарию в Себастию (такое название города является греческим соответствием титулу Августа) и возводит там храм Августу. Другой храм в честь Рима и Августа был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм Августу строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее – за перситского царя (Езд 6:10). Таков фон, на котором звучит сообщение евангелиста Луки (Лк 2:1) о переписи населения, проводимой по приказу императора Августа для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус.

Последний летний месяц в Риме на особом положении, как и имя, которое он с почетом носит. Время очень важное и самое приятное в жизни человека: урожай собран, солнце щедро дарит тепло, впереди праздники и отдых. Не удивительно, что в европейской культуре такой образ сохранился за августом почти везде, но в Риме у августа особые полномочия, только тут мы понимаем, что значит носить титул первого императора.

Когда то август звался «шестым» (лат. sextilis), как и все последующие месяцы, которые в римском календаре просто нумеровали по счету. Сентябрь так и остался «седьмым». Тогда в «шестом» было всего 30 дней, как и полагается месяцу, который следует за тем, что насчитывает 31. Сенат и народ римский (SPQR) переименовал шестой месяц в август и добавил еще один день, который незастенчиво отняли от февраля – благо в то время год начинался в марте, февраль по юлианскому календарю был месяцем последним, и было не страшно уменьшить его на денек. Зато месяц, названный в честь первого императора Октавина Августа, не выглядел короче июля, названного чуть раньше в честь Юлия Цезаря. Так у великих оказался полный паритет и преемственность.

Стоит обратить внимание, что Сенат назвал месяц не именем императора — Октавиан, как это произошло с его предшественником, а титулом императора Октавиана Августа. Слово многое объясняет: август – особый титул, означающий высшее почитание и признание неоспоримых почти божественных преимуществ перед всеми живущими на земле.

Интересно, что этот титул мало кто на себя примерял: Ромул и Рем основали город Рим только после «божественного соизволения»/augurium augustum; сам титул «август» (лат. augeo, что означает увеличивать, преумножать) учрежден Сенатом для первого императора Октавинана, который действительно успешно преумножал богатство империи. Титул тогда означал абсолютное политическое преимущество и никто, кроме Октавиана, не мыслил его себя. Не случайно, первого императора до сих пор именуют не по имени, а исключительно его любимым титулом – Август. После падения империи этим титулом рискнул украсить себя Карл Великий, который короновался в Риме в соборе Святого Петра на Рождество 800 года. Итак, список «божественных преумножателей» не велик.

Интересно, что самый благодатный месяц в году в итоге оказался связан со словом «преумножать», хотя в момент возникновения исключительно политический смысл титула не был посвящен природному циклу.

Этот длинный исторический экскурс необходим, чтобы понять, что месяц август в Риме – титулованная особа. И не случайно, в это время в городе все меняется. Виной тому все тот же Август, который император. Самый известный «преумножатель» был гениальным политиком: весь месяц, названный его титулом, он приказал посвятить отдыху и назвал это чудесные дни «августовы каникулы»/ferragosto. В этом бесконечном празднике нашли свое уютное место важнейшие старые языческие праздники, посвященные плодородию и плодовитости. Стоит ли говорить, что сегодня в Италии праздник Феррагосто не пропускает ни один уважающий себя итальянец.

А Рим, прямой наследник античных традиций, помнит хорошо, что император признал целый месяц «августовыми каникулами», поэтому каждый настоящий римлянин просто обязан отдыхать. Добавим сюда способность римлян отдыхать всю жизнь, ведь, как они говорят на свет римлянин рождается уже уставшими.

Остается дождаться Муссолини, который для пропаганды имперских праздников, ввел дешевые билеты на поезда в период «августовых каникул» и вся Италия двинулась в отпуск. Получается, что по исторически сложившейся традиции все римляне в августе из Рима непременно уезжают: на море, на озера, к родственникам или куда дальше. Ни один город мира не меняется в августе так кардинально, как Рим.

Столица выглядит пустой и покинутой, несмотря на то, что это самый высокий туристический сезон. Старожилы помнят времена, когда в августе открыты были только две табачных лавки на весь исторический центр. Теперь их больше, но по прежнему в августе по римским улицам с наглухо закрытыми ставнями, мимо закрытых ресторанов и магазинов с яркими объявлениями «Уехали на каникулы» плывут многочисленные реки и ручейки туристов, автомобильное движение почти замирает, в это время в Риме только памятники и туристы.

Римляне прекрасно знакомы с погодой в августе, поэтому с удовольствием следуют традиции и уезжают из города ближе к воде. Только швейцарские гвардейцы в церемониальной форме и отважные путешественники согласны переживать августовскую жару: первые по долгу службы, вторые скорее плохо осведомлены о римской погоде. В этом году удивительно прохладный август, температура всего 30-35 градусов. Обычно жара немилостивая, 40 градусов в тени – стабильный августовский приговор. Не удивительно, что важный праздник этого месяца — Святой Марии Снежной, по традиции легенды о снеге, вспоминает как в IV века он выпал на Эсквилинском холме 5 августа.

Несмотря на суровые условия – это очень популярное время среди туристов, у которых отпуск в «августовы каникулы», и в результате очереди в музеи в августе самые длинные в году. Прежде чем собраться в Рим в августе, представьте себе на открытом солнце два часа ожидания перед входом в Колизей, после чего прогулку по античным руинам под открытым небом, безысходные поиски хорошего ресторана, поскольку на многих из них висит записка «уехали на каникулы» и долгожданная милосердная прохлада, что найдется либо в магазинах, либо в номере отеля под кондиционером.

Лучшие воспоминания о Риме будут связаны с местами, оборудованными кондиционером, и обидно, что это не всегда самые интересные места в этом городе. Спасением окажутся многочисленные римские фонтаны, наполненные вкусной прохладной питьевой, где в августе стоит очередь желающих освежиться. А вечером променад смещается ближе к Тибру – прямо на широких набережных уже после девяти активизируется вечерняя и ночная жизнь августовского Рима.

Безусловно, если выпадает оказаться в Риме в августе — это будет волшебное знакомство с удивительным городом, для которого не существует плохой погоды. Тем более всегда жаркий полдень можно провести в зеленых римских садах или в интересных музеях. Но стоит всегда учитывать, сколько потребуется физических усилий на переживание климатических особенностей и преодоление очередей, не говоря о том, что финансовые затраты окажутся в августе на порядок выше, поскольку это высокий сезон.

Видимо готовясь к к возвращению местных жителей, в последний августовский день Рим умылся освежающей грозой. Завтра чистый Вечный встречает осень. Но смену сезонов в Риме мы вынуждены определять не по погоде, а по календарю, ведь сентябрь один из самых прекрасных месяцев в этом городе.

Владимир Гурболиков 5 лет назадОтветить

Светлана, спасибо за критику. Согласен, что «белая» версия, в любом случае, не была удачной. Но надо главное понимать. Важнейшая проблема в интернете не только в дизайне, а прежде всего, в том, 1) где именно сайт расположен, где лежит информация, насколько надежно она сохраняется, хватает ли у хостинга возможностей принять все читательские запросы и 2) на каком «двигателе» сайт сделан и соответственно, можно или нельзя будет развивать его. В этом смысле, мы совершили переезд потому, что как бы кому не нравился прежний вариант, «Фома онлайн» вообще не имел возможности развиваться. Даже больше: рисковал лишиться управляемости и перестать работать. И мы сейчас, кажется, наконец-то решили эту проблему. То есть в интернете мы отвели от себя крайние риски, и читатель может рассчитывать, что будет видеть и читать нас (хотя даже банальный разбор архивов еще далек от окончания). Это невидимая большинству часть трудностей, которые зачастую скрыты от читателей «Фомы» и не до конца осознаются в связи с высоким, «дорогим» качеством главного нашего детища. Нас считают очень мощными, способными легко решать проблемы — но это не так. Все 20 лет существования «Фомы» — чудо и «случайность», это помощь очень узкого круга верных благодетелей. Что же касается дизайна, то вопрос очень спорный. «Фома» — не просто журнал, а иллюстрированный журнал. И в интернете нам никак не удавалось найти способ подать те художественные и фото элементы, без которых уходит многое, что дает человеку бумажная версия «Фомы». Я считаю, только сейчас, только при новом дизайне, появилась возможность сделать акцент на визуальных образах, которые так важны для нас. И особенно — когда речь идёт не об отдельных публикациях, а о циклах, таких, например, как Тема номера. При выкладывании в интернете наши тематические подборки теряли единство; переставали восприниматься как «журнал в журнале». И по-моему, сейчас, при новом дизайне, независимо от ассоциаций с кем-либо, стало меньше проблем в главном — верном понимании того или иного элемента «Фомы». В любом случае, спасибо Вам за критику. Она всегда воспринимается нами с благодарностью. Если возникли какие-то вопросы и возражения, пишите, пожалуйста, буду только рад. 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *