Киев Софийский собор

Красивейший древний храм Украины, имеющий тысячелетнюю историю и сохранившийся до наших дней — все это относится к Софийскому собору в Киеве. Сейчас собор используется в качестве музея, богослужения проводятся в строго отведенные дни.

Основание и дальнейшая судьба

По разным источникам указывается два года основания Софийского собора в Киеве: 1017 и 1037 гг. По данным из Новгородской первой летописи закладка храма произошла в 1017 г., и собор начинал строить князь Владимир, а заканчивал Ярослав. По другой версии строительство храма было запланировано в честь славной победы над печенегами на месте сражения. Если верить сведениям из «Повести временных лет», в 1037 г. Ярослав Мудрый вел массовое строительство в Киеве. Одновременно с Софийским собором возводился монастырь и Златые врата с церковью.

Начало строительства собора

По основной версии здание храма было построено по велению Ярослава Мудрого в XI в. Одной из причин закладки собора стал визит константинопольского митрополита Феопемпта, впоследствии переехавшего в Киев, чтобы служить русской церкви.

Образцом для возведения тринадцатикупольного собора Святой Софии был взят итальянский храм Богоматери-Оранты. Византийский стиль архитектуры дает основание предполагать, что для возведения святыни приглашались зарубежные мастера.

Киевский Софийский собор много раз был на грани уничтожения. В 1169 г., во время набега на Киев войска Андрея Боголюбского, храм был разграблен наряду с другими церквями города. В 1180 г. значительные повреждения зданию нанес случившийся пожар. Во время нашествия татарской Орды в 1240 году из Софийского собора была вынесена значительная часть святынь и реликвий. Кроме того чужеземцы нанесли храму значительные повреждения.

Поставленный во главу Киевского Софийского собора в 1242 г. митрополит Кирилл II восстановил и отремонтировал разрушенные части здания. До конца века храм был кафедрой митрополитов Киева. Спустя полтора века при митрополите Киприане собор был вновь отремонтирован, после чего около трех с половиной веков зданием никто не занимался. Значительные повреждения храму были нанесены во время набега крымских татар. Ими был убит находившийся при церкви святой Макарий. Завершающим событием, приведшим к окончательному упадку прихода, стала передача храма Святой Софии униатам. Богослужения в храме стали проводиться все реже, а затем вообще прекратились.

Возрождение Киевского Софийского собора произошло в XVII в. В 1633 г. храм отобрали у униатов и передали православной церкви. Во главе прихода встал митрополит Петр (Могила). Для восстановления и реставрации обветшавшего здания он пригласил арх-ра Октавиана Манчини из Италии. К концу столетия было восстановлено внутреннее убранство храма. Внешний вид здания был отреставрирован и достроен в стиле украинского барокко: появились семь новых грушевидных куполов, а стены украсила лепнина. При храме был основан мужской монастырь.

Собор Святой Софии с момента открытия был усыпальницей многих русских митрополитов, князей и их семей. Для государей делались княжеские гробницы, в подземном склепе хоронили останки священнослужителей. Большинство захоронений не сохранились.

Советские годы

До прихода советской власти собор был кафедральным храмом Киева. Октябрьская революция стала причиной разлада среди служителей храма. Между митрополитами началась борьба за главное место в Софийском соборе. В 1929 г. церковь закрыли. Разрушению здания храма препятствовали власти Франции. Они попросили оставить святыню, так как она была частичкой французской истории. Дочь Ярослава Мудрого была женой короля Генриха I. В 1934 году здание храма передали в ведомство Министерства культуры, и там был создан музей-заповедник.

Современное состояние

Современный внешний вид здание Софийского собора приобрело во времена Ивана Мазепы. Завершающим этапом реконструкции занимался митрополит Рафаил (Забаровский).

Колокольня собора Святой Софии дошла до наших дней в первозданном виде. Её строительство датируется началом XVIII века: с 1699 по 1707 гг. В 1705 году по спецзаказу был отлит колокол для звонницы. В настоящее время он выставлен на втором этаже колокольни в качестве музейного экспоната. Его назвали в честь гетмана Украины «Мазепа».

Собор входит в ансамбль Софийского монастыря, куда относятся все близлежащие здания – памятники древней архитектуры. С 1934 г. здесь образован заповедник «Софийский собор». Кроме храма Святой Софии и колокольни в ансамбль входят келейные монастыря, выездная башня, ворота Заборовского, пекарня, трапезная, Дом митрополита. Все эти здания преимущественно были построены в XVIII в.

Уникальная коллекция фресок и мозаик XI в. была найдена во время реставрационных работ. В 1987 г. Софийский собор был удостоен Золотой медалью Европы за сохранность древней реликвии. Награда была присуждена Гамбургским фондом им. А. Тёпфера. С 1990 г. храм находится под защитой ЮНЕСКО. Его включили в список Всемирного наследия.

Когда Украина стала независимым государством, в Софийском соборе были возобновлены богослужения. Но после внесения храма в реестр ЮНЕСКО службы запретили. Разрешается только проведение торжественных литургий в великие церковные праздники.

Другая версия строительства

С 2012 г. существует новая версия строительства храма. На стенах Софийского собора были обнаружены зашифрованные надписи, согласно которым закладка храма произошла в 1011 г., что на 26 лет раньше официальной даты.

Мнения ученых также разделились после открытия саркофага Ярослава Мудрого и исследования останков. Оказалось, что древние мощи принадлежат женщине. По некоторым источникам останки князя хранятся в Бруклинском храме.

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане. Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м. С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

Главная апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Внутреннее убранство собора

Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в. были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.

Адрес и как добраться

Адрес: Киев, ул. Владимирская, 24.

Софийский собор

Определение 1

Собор Святой Софии (Софийский собор) – это храм, построенный в первой половине XI века в историческом центре Киева. Согласно летописям, строительство курировал лично Ярослав Мудрый.

Религиозное сооружение было возведено на месте победы над печенегами в 1036 году. Следует отметить, что на рубеже XVII-XVIII веков здание было перестроено в стиле украинского барокко. Во внутреннем декоре сохранилось множество декоративных мозаик и фресок начала XI века, а также значительные фрагменты стенописи, датированные XVII веком.

Собор был действующим даже в определенный период советского времени – до 1929 года. Позднее он стал музеем – Софийским заповедником. В настоящее время здание является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская» одного из крупнейших музейных центров Украины. Музейный центр включает в себя такие здания, как:

  • Золотые ворота (XI век);
  • Кирилловская церковь (XII век);
  • Андреевская церковь (XVIII век).

Замечание 1

В 1990 году Софийский собор вместе с Киево-Печерской лаврой стали первым памятником архитектуры на территории Украины, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Архитектура храма Святой Софии в Киеве 400 руб.
  • Реферат Архитектура храма Святой Софии в Киеве 280 руб.
  • Контрольная работа Архитектура храма Святой Софии в Киеве 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рисунок 1. Декор собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку главное здание собора является частью Национального заповедника, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации, а также совершать в нем богослужения. Исключение составляет лишь 24 августа (День независимости Украины), когда священники совершают молитву об Украине.

В архитектурный ансамбль Софийского собора включаются также монастырские сооружения, датированные XVIII веком, которые также внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них такие здания, как:

  • башня;
  • трапезная;
  • колокольня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

Архитектурные особенности собора

Софийский собор изначально представлял собой пятинефное крестово-купольное сооружение с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную форму. Цилиндрические своды здания, перекрывавшие основной и второстепенные нефы, поярусно поднимались к центральному куполу. Основной центральный купол опирался на высокий барабан и имел двенадцать оконных проемов. Центральный купол окружался четырьмя более низкими куполами, на которых были расположены остальные восемь куполов. Второстепенные купола также имели окна и покрывались листами свинца.

Главный купол был окружен с трех сторон двухэтажной галереей, а снаружи – еще более широкой одноэтажной. Наружная одноярусная галерея являлась основанием для открытого балкона – «гульбища». С западной стороны собора располагались две башни с лестницами, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора с галереями составляет 55 метров. Следует заметить, что внешний вид собора практически не изменился с древности, поскольку масштабная реконструкция XVIII века не затронула основные архитектурные особенности.

Главное здание в плане имеет прямоугольную форму и делится крестовидными столбами на пять продольных нефов, которые пересекаются поперечными коридорами (трансептами). Пересечение центрального нефа и трансепта образует пространственный крест, над центральной частью которого возвышается главный купол. Центральную часть храма с трех сторон окружают большие княжеские хоры. На хоры можно было подняться по двум винтовым лестницам, расположенным в вышеупомянутых башнях (они были встроены в западную галерею храма).

Конструктивно собор складывался по византийской технике кладки. Такая кладка характеризовалась технологией смешанного устройства рядов из камня и плинфы (плоского кирпича). Кирпич и плинфа укладывались на цементно-известковый раствор розового цвета. Первоначально фасады зданий не штукатурились, и кладка оставалась открытой. Для того, чтобы оценить первоначальный облик собора, реставраторами на фасадах были оставлены специальные зондажи – участки открытой кладки.

Известно, что здание собора возводили константинопольские зодчие, хотя ему нет прямых аналогов в мире. В период строительства Софийского собора религиозные сооружения обладали гораздо меньшими размерами и имели лишь три нефа и одну главу. Принято считать, что местными властями была поставлена сложнейшая задача перед византийскими зодчими: создать великолепный собор для торжественных церемоний, а также главный храм Руси. Данную задачу архитекторы решили способом увеличения числа нефов и добавления световых проемов в барабанах.

Интерьер

Как уже отмечалось выше, в интерьере собора сохранилось огромное количество фресок и мозаик первой половины XI века. Все эти произведения искусства были выполнены византийскими специалистами. Палитра мозаик насчитывает более 170 оттенков.

Мозаикой был выделен центральный купол, а также алтарь, поскольку здесь шли богослужения. Все остальные участки храма были украшены фресками. Зенит купола украшен изображением Христа Вседержителя, вокруг него были представлены четыре архангела (из них до наших дней сохранился только один).

Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Между окнами внутри барабана изображены двенадцать апостолов (с XI века уцелела верхняя часть фигуры апостола Павла). Чуть ниже, на парусах купола размещены пишущие евангелисты. С древних времен уцелела только фигура Марка. Подпружные арки украшены медальонами с поясными фигурами 40 мучеников: из них уцелело лишь 10 мозаичных на южной арке и 5 – на северной.

Наиболее известной мозаикой собора является Богородица «Нерушимая Стена», которая находится в сводчатой части здания. Под ней изображена Евхаристия (обряд причащения апостолов Христом).

Остальная часть интерьера расписана фресками. Известно, что изначально на сводах были фрески с изображением христологического цикла, который соответствовал важным моментам евангельской истории.

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.

Православный собор

Софийский собор

Вид на Софийский собор

Страна

Украина

Город

Киев

Конфессия

Православие

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

украинское барокко

Строитель

Владимир Великий — Ярослав Мудрый

Дата основания

1011 год — 1037 год

Строительство

1037 год — 1740-е

Основные даты

  • Первая половина XI века — постройка собора
  • 1596 — Переходит к униатам
  • 1633 — Возвращён православной Церкви
  • Рубеж XVII-XVIII вв. — восстановление и перестройка
    в стиле украинского барокко
  • 1934 — обретение музейного статуса

Статус

Охраняется государством

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527
рус. • англ. • фр.

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р, Киево-Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году.

На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.

В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника »София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

К ансамблю Софийского собора относятся включённые вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII века: колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.

Энциклопедичный YouTube

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Софийский собор. Открытая древняя кладка.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.
Колокольня Софийского собора на Софийской площади.
В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век
Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.
Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век
Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане…
Макет — реконструкция первоначального облика собора
Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.
Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век
Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными…» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).

Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе
За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».
В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.
Из рисунков А. ван Вестерфельда. 1651 г.
Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.
Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г
Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Дальние углы собора тонут в полумраке.
Центр, подкупольное пространство, залит ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола. А прямо навстречу входящему в храм из полумрака в мягком золотом мерцании выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, с воздетыми руками — «Богоматерь Нерушимая Стена», защитница киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары долго и безуспешно били тараном в стену собора, в котором укрылось множество киевлян. Били как раз с той стороны, где помещалось огромное мозаичное изображение Богоматери. И стена устояла… Мозаика 11 в., Киев, Софийский собор Богоматерь Оранта. Стена Нерушимая Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа Вседержителя. Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже — фигуры двенадцати апостолов.
Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг
Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

«Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.

Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *