Кипр какой патриархат

Православная церковь Кипра

После окончательного раздела Римской империи в 395 году, Кипр вошёл в Восточную Римскую Империю (Византийскую) с центром в Антиохии. Христианство было признано официальной религией государства, церковь получила новые возможности для развития. Кипрская церковь с самого начала была в гуще событий православного мира: участвовала во Вселенских и поместных соборах, в борьбе с еретическими учениями, вела просветительскую работу – сочинения кипрских богословов получили широкую известность в христианском мире. Антиохийская кафедра изначально настаивала на включении Кипрской православной церкви в свой состав на правах обычной епархии. Но Кипрская община оставалась независимой, ссылаясь на древнее апостольское происхождение.

Один из ранних отцов церкви, пользовавшийся величайшим авторитетом у правителей острова и у руководителей церкви, и любовью и уважением у последователей – архиепископ Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский, греч. ?????????? ?????? ок. 315-403). В результате деятельности архиепископа Епифания сложились благоприятные условия для получения кипрской церковью автокефалии. Архиепископ способствовал пробуждению монашества на острове и собирал немалые средства на строительство и развитие монастырей, куда съехалось немало монахов из разных стран. Епифаний был ярым противником еретических учений, его участие во многих великих спорах вынуждало его совершать путешествия в разные страны и провинции. Кроме того, Епифаний является автором множества произведений, бесценных для изучения история древней церкви и богословия. В Саламине Епифаний построил большой кафедральный собор, ставший церковным центром острова, и получивший имя Епифания после его кончины – развалины этого собора сохранились до наших дней.

В 431 году на III Вселенском соборе был формально решён вопрос об автокефалии Кипрской православной церкви: «если доказано, что кипряне пользовались независимостью, то пусть пользуются ею и на будущее время». Так же и предстоятель антиохийской церкви Иоанн не упоминает Кипр в числе епархий своей Церкви в письме святителю Проклу.

Пользуясь размытой формулировкой решения об автокефалии Кипрской церкви, попытку её присоединения к Антиохийской кафедре предпринял Патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. В 478 году Архиепископ Кипрский Анфемий обратился к Византийскому императору Флавию Зенону с просьбой об окончательном решении вопроса автокефалии. Незадолго до этого, Анфемию во сне трижды являлся Святой апостол Варнава, он посоветовал архиепископу искать решения вопроса в Константинополе, а также указал место своего захоронения. На следующий день Анфемий нашел захоронение в пещере неподалеку от Констанции (Саламина) и обрёл мощи апостола Варнавы, на груди его он обнаружил рукописное Евангелие от Матфея. Архиепископ Анфемий отправился в Константинополь с рассказом о чудесном обретении мощей, и передал в дар императору найденное Евангелие и часть мощей святого апостола. Обретение мощей святого апостола Варнавы и Евангелия от Матфея послужило веским доказательством независимости Кипрской церкви, как основанной самим апостолом. По указанию императора в Константинополе был созван Синод, подтвердивший автокефалию Кипрской церкви. Кроме того, император даровал архиепископам Кипра три важнейшие привилегии главы автокефальной церкви: подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр вместо архиерейского посоха.

На месте обретения мощей апостола Варнавы, около 488 года Архиепископом Кипрским Анфемием, на собственные средства и деньги императора Зенона, был построен храм и основан монастырь апостола Варнавы.

Важную роль сыграла Кипрская православная церковь в защите иконопочитания во время противостоянии иконоборцев и иконопочитателей (730-843). Иконоборцы (правящая светская элита), ссылаясь на Ветхий Завет, считали иконы идолами, а почитание икон – идолопоклонством, и призывали к уничтожению всех изображений Иисуса Христа и святых. В результате были уничтожены тысячи икон, фресок, расписных алтарей, изваяний святых, мозаик во многих храмах. Иконопочитатели (представители церкви и простые миряне) подвергались гонениям – так Епископ Констанцский Георгий был осужден на Иконоборческом соборе за защиту почитания икон.

Из Константинополя, Сирии и Египта – центров иконоборчества, контрабандой везли святые реликвии на Кипр для их сохранения. В монастырях Кипра вели списки, для сохранения информации о том, какие и откуда иконы привезены и где схоронены. Много икон сберегли в скрытых пещерных храмах, но часто тайники так и оставались неизвестными – иконопочитатели, доставившие иконы, оставались жить отшельниками рядом со своими святынями, для их охраны, до конца своих дней. В X-XII веках, в период освоения земель, в Троодосе было обнаружено множество схронов с иконами, во многих кипрских монастырях рассказывают легенды о чудесном обретении чудотворных икон: икона Богоматери Махерас, приписываемая кисти святого Луки (по настоящее время находится в монастыре Махерас); икона Богородицы Тродитисса (в монастыре Тродитисса), Айа-Напская Богородица (в церкви Пресвятой Богородицы Айа-Напы). Возможно, где-то в пещерах Троодоса и по сей день остаются утерянные 13 веков назад святыни.

Византийский период омрачили многовековые византийско-арабские войны, начались опустошительные набеги на остров. Жители Кипра уничтожались во время набегов или обкладывались неподъёмными поборами, многие монастыри и храмы были разграблены и разрушены, больше всего во время набегов страдали города Констанция, Курион и Пафос. В 649 году был самый жестокий набег: халиф Муавия отправил на Констанцию (Саламин) 1700 кораблей. Город был захвачен, разграблен и обращен в руины, а большинство жителей убиты.

В 688 году арабы захватили все крупные города Кипра. Несмотря на непрекращающиеся материковые войны, Император Византийский Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик смогли достичь беспрецедентного соглашения: Кипр находится одновременно под властью и Византии и арабского халифата в качестве кондоминиума. Почти 300 лет, до 965 года, Кипр служил перевалочной базой для войск двух империй, терпя регулярные стычки между арабами и византийцами. В 691 году Архиепископ Кипрский Иоанн обратился к Юстиниану II с просьбой о спасении своей паствы. По приказу Юстиниана II, Кипрская православная кафедра с частью выжившего населения Констанции было перевезено в Артаку (современный Эрдек, Турция), где для переселенцев отстроили замок и верфи. Новый город, представлявший скорее военно-морскую базу, получил название Новой Юстинианы. С того момента и по сей день архиепископы Кипра стали именоваться Архиепископами Новой Юстинианы и всего Кипра (титул утвержден 39 правилом Пятого Собора в 691 году).

В 965 году Византия окончательно отвоевала остров. Освобождение острова от арабских набегов и оброков способствовало расцвету кипрского монашества. Часть населения, опасаясь набегов, переселилось вглубь острова. Происходит освоение земель, строительство новых деревень и основание новых монастырей: Божией Матери Троодитиссы, Киккос, Махерас, Святого Неофитуса, Арака, Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы. Для укрепления острова, в X-XII веках отстраиваются дозорные монастыри и крепости Кантара, Святого Иллариона, Буфавенто.

В 1183-84 годах, воспользовавшись беспорядками в Византии, власть на Кипре узурпировал Исаак Комнин Кипрский, в 1184 году приняв титул деспота. По сообщениям Никиты Хониата правление Исаака было жёстким и деспотичным. Новый император Византии Исаак II Ангел безуспешно пытался вернуть остров Византии. Исаак Комнин заручился поддержкой короля Сицилии Вильгельма II, имевшего соглашение с султаном Египта, по которому Кипр должен был закрыть гавани для крестоносцев. Власть узурпатора закончилась в 1191 году во время III Крестового похода Ричарда Львиное Сердце.

Исторический очерк

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Марк и Варнава, последний из которых стал первым правящим архипастырем острова и особенно чтим здесь. До 325 года Кипр находился в ведении Иерусалимской кафедры, затем — Антиохийской. В первой половине IV века на острове начинается монашество, связанное с именами преподобного Илариона Великого, святителя Николая Мирликийского, равноапостольных Константина и Елены.

На III Вселенском (Ефесском) Соборе в 431 году Кипрская Церковь была провозглашена автокефальной. Антиохийский предстоятель впоследствии вновь претендовал на управление Кипром, но в 478 году на острове была найдена гробница апостола Варнавы. Это поддтвердило апостольское основание Кипрской Церкви, благодаря чему позднее в том же году император Зинон подтвердил автокефалию и даровал архиепископу «три привилегии» — право подписываться киноварью, носить одежды цвета порфиры вместо черных под облачениями, использовать царский скипетр вместо епископского посоха.

Арабские вторжения в VII веке заставили архиепископа бежать с острова на Геллеспонт, где, под защитой императора Юстиниана II, он основал новый город — Новая Юстиниана. В 698 году арабы были изгнаны с острова и архиепископ возвратился на остров, но с тех пор сохранял за собой титул архиепископа Новой Юстинианы.

В эти века многие монахи покинувшие Сирию и Палестину из-за арабского захвата этих земель, а также защитники икон из Малой Азии во времена иконоборчества искали прибежища на Кипре. Их пребывание укрепило Православие на острове, способствовало основанию новых монастырей. Также развитию монашества в эту пору помогали набеги арабов и стихийные бедствия, так как они воспринимались как проявления Божественного гнева и побуждали людей посвящать жизнь свою Церкви и завещать обителям свое имущество. Противостояние арабов и византийцев на Кипре закончилось в 965 году победой последних, после чего император всячески старался поощрить монашество на острове.

В 1191 году Кипр был завоёван английским королём Ричардом Львиное Сердце, а в 1192 году — продан бывшему королю Иерусалима Ги де Лузиньяну, основавшему латинское Кипрское королевство под владычеством римо-католиков. Латинские правители притесняли православную иерархию, снизив число православных архиереев на острове с 14 до четырёх. В 1220 году на Кипре была утверждена католическая иерархия, просуществовавшая там вплоть до 1571 года. Римо-католические прелаты силились упразднить Православие, вынуждая православных пойти на компромиссы как в догматах так и обычаях. Кипрская Православная Церковь подверглась угнетению и ограблению со стороны католиков, что вызвало протест и возмущение православного духовенства. Переход власти к венецианцам в 1489 году не принёс принципиальных изменений в положение Православной Церкви.

С занятием острова турками в 1571 году православные вновь обрели многие прежние льготы, но их положение оставалось небезопасным, их жизнь и собственность находились в распоряжении османских властей. По бытовавшей в Османской империи практике, христиане Кипра считались отдельными народом — ромеями («рум миллет»), а Православная Церковь — единственной легальной христианской Церковью. Турки поставили архиепископа Кипра в положение политического главы этого народа, ответственным за сбор налогов и благонадежность паствы. По этой причине объявление греческой независимости в 1821 году привело к смерти архиепископа Киприана и многих видны клириков и мирян Кипрской Церкви.

В 1878 году, с занятием острова англичанами, Православная Церковь обрела больше свобод, включая право использовать колокола в храмах. При этом британские власти стали серьезно вмешиваться в церковную жизнь, что привело к церковному восстанию в октябре 1931 году, после которого англичане наложили дополнительные ограничения на выборы архиепископа.

Британская оккупация острова продолжалась до 1960 года, когда Кипр вновь обрел свою независимость и провозгласил себя республикой вместе с избранием архиепископа Макария III как духовным так и политическим главой страны. Это совмещение властей продолжалось до его кончины в 1977 году.

Воспользовавшийсь попыткой военного переворота в 1974 году, Турция вторглась на Кипр и оккупировала его северную часть, составляющую около трети острова. Почти все православное население этой части бежало на юг, и оставшиеся на севере православные храмы и имущества — 514 храмов, часовен и монастырей — по большей части подверглись повреждению и осквернению.

Святые и святыни

Среди особо чтимых на Кипре: святых апостол Варнава — основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный — епископ Китийский; Аристовул — один из 70 апостолов, брат апостола Варнавы; Тит — ученик апостола Павла, родился в городе Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел — римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон — епископ Тримифунтский, участник I Вселенского Собора; Епифаний — епископ Кипрский, известный церковный писатель и защитник Православия.

Издавна славятся монастыри: Ставровунийский (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда святой равноапостольной Еленой; Киккский (XII в.); Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.).

>Статистика

  • не позднее 1 января 2006 — 654 тыс. членов; 600 священнослужителей; 628 приходов
  • 2012 — ок. 28 действующих монастырей

>Средства массовой информации

  • Απόστολος Βαρνάβας («Апостол Варнава»), ежемесячно

>Учебные заведения

  • Никосийская духовная семинария апостола Варнавы

>Ставропигии

  • Киккский монастырь (мужской)
  • Махерский монастырь (мужской)
  • Пафский Неофитовский монастырь (мужской)

История

По преданию, основана апостолом Варнавой в 47 году.

Первоначально — епархия Антиохийской Церкви.

С 431 года — автокефальная архиепископия.

В VII веке попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 году.

В начале XII века русский игумен Даниил писал: «Кипр есть остров велик зело, и множество в нём людий, и обилен есть всем добром. И суть в нём епископи 20, митрополия же едина, а святых в нём без числа лежит: и ту лежит святый Епифание и апостол Варнава, и святый Зинон, и святый Трифолие епископ».

В 1191 году остров Кипр был захвачен крестоносцами, с 1489 по 1571 года принадлежал Венеции.

С занятием острова турками в 1571 году православные вновь обрели многие прежние льготы, но их положение оставалось небезопасным, их жизнь и собственность находились в распоряжении османских властей. По бытовавшей в Османской империи практике, христиане Кипра считались отдельными народом — ромеями («рум миллет»), а Православная Церковь — единственной легальной христианской Церковью. В 1660 году турки поставили архиепископа Кипрского Никифора в положение политического главы этого народа, ответственным за сбор налогов и благонадёжность паствы.

Рост национально-освободительных настроений достиг своего апогея к началу XIX века. После начала в Греции восстания 1821 года киприоты с оружием в руках вступили в борьбу за освобождение от османского ига. В ответ на это наместник острова Мехмед Кучу обрушил на православных жителей Кипра жесточайшие гонения: все три митрополита (Пафский Хрисанф, Киттийский Мелетий и Киринийский Лаврентий) были казнены, а архиепископ Кипрский Киприан был повешен на центральной площади Никосии. Всего за пять дней с 9 по 14 июля 1821 года было убито 486 игуменов монастырей, священников и старейшин. Почти все православные монастыри и храмы были отобраны и обращены в мечети или хозяйственные помещения. В том же 1821 году Патриарх Антиохийский Серафим послал на Кипр епископов, рукоположивших трёх митрополитов и нового предстоятеля Кипрской Церкви.

Османское правление закончилось в 1878 году продажей Кипра англичанам. Новость была встречена с радостью народом и Церковью, но их надежды быстро развеялись. В 1925 году британское правительство объявило Кипр своей колонией. Церковь включилась в борьбу за освобождение Кипра.

В 1960 году Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал архиепископ Макарий (1959—1977).

В течение того же 1973 года были образованы две новые митрополии: Морфская (выделившаяся из Киринейской) и Лимасольская (отделившаяся от Киттийской), кроме того на все вдовствующие кафедры были избраны и хиротонисаны новые архиереи.

Ввод турецких войск 20 июля 1974 года и последующая турецкая оккупация (35 % территории острова) вызвало массовый отток христианского населения с оккупированной части острова; 20 тысяч первоначально оставшихся подверглись преследованиям.

Доступ к территории, где остались исторические святыни кипрских христиан (например, мощи и монастырь апостола Варнавы) был для православной Церкви закрыт. Турецкими властями были изгнаны православные епископы и священники и запрещены общественные богослужения. Храмы и монастыри были сожжены, а уцелевшие — закрыты. Всего в оккупированной части острова находится 514 храмов, часовен и монастырей, большая часть которых обращена в мечети, музеи или находится в запустении.. В оккупированной части острова произошли серьёзные разрушения христианских храмов и памятников.

После смерти архиепископа Макария III церковная и светская власти были разграничены: президентом стал Спирос Киприану, а Архиепископом Кипрским был избран Хризостом (Аристодиму). В 1979 году был принят новый устав Кипрской православной Церкви.

11 мая 2007 года Священный Синод Кипрской Церкви принял решение об увеличении числа епископов до четырнадцати, как это было в прошлом.

13 сентября 2010 года Священный Синод Кипрской Церкви официально утвердил новый Устав Церкви.

Современное устройство и состояние

Предстоятель Кипрской православной церкви — Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (῾Ο Μακαριώτατος ᾿Αρχιεπίσκοπος Νέας ᾿Ιουστινιανῆς καί πάσης Κύπρου) с 12 ноября 2006 года — архиепископ Хризостом II, избранный после того, как в мае 2006 года собор в Шамбези под председательством патриарха Константинпольского Варфоломея рекомендовал увольнение ввиду болезни его предшественника Хризостома I.

Высший орган власти — Священный синод Церкви Кипра (Ἱερὰ Σύνοδος τῆς Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου), состоящий из Предстоятеля (глава Синода), правящих архиереев (митрополитов) и викарных архиереев как постоянных членов.

В административном плане церковь состоит из девяти епархий со статусом митрополий: Пафская, Китийская, Киринийская, Лимасольская, Морфская, Киккско-Триллирийская, Константийско-Аммохостская, Тамасско-Оринисская, Тримифунтская. Киринийский и Морфский митрополиты пребывают в Никосии ввиду турецкой оккупации северной части государства. В юрисдикции Кипрской православной церкви находится более 500 храмов и более 40 монастырей.

В настоящее время на оккупированной части острова остаётся лишь несколько сотен греков и маронитов.

Кипрская православная церковь содействует развитию туристического бизнеса в стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *