Кипр православные святыни

После окончательного раздела Римской империи в 395 году, Кипр вошёл в Восточную Римскую Империю (Византийскую) с центром в Антиохии. Христианство было признано официальной религией государства, церковь получила новые возможности для развития. Кипрская церковь с самого начала была в гуще событий православного мира: участвовала во Вселенских и поместных соборах, в борьбе с еретическими учениями, вела просветительскую работу – сочинения кипрских богословов получили широкую известность в христианском мире. Антиохийская кафедра изначально настаивала на включении Кипрской православной церкви в свой состав на правах обычной епархии. Но Кипрская община оставалась независимой, ссылаясь на древнее апостольское происхождение.

Один из ранних отцов церкви, пользовавшийся величайшим авторитетом у правителей острова и у руководителей церкви, и любовью и уважением у последователей – архиепископ Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский, ок. 315-403). В результате деятельности архиепископа Епифания сложились благоприятные условия для получения кипрской церковью автокефалии. Архиепископ способствовал пробуждению монашества на острове и собирал немалые средства на строительство и развитие монастырей, куда съехалось немало монахов из разных стран. Епифаний был ярым противником еретических учений, его участие во многих великих спорах вынуждало его совершать путешествия в разные страны и провинции. Кроме того, Епифаний является автором множества произведений, бесценных для изучения история древней церкви и богословия. В Саламине Епифаний построил большой кафедральный собор, ставший церковным центром острова, и получивший имя Епифания после его кончины – развалины этого собора сохранились до наших дней.

В 431 году на III Вселенском соборе был формально решён вопрос об автокефалии Кипрской православной церкви: «если доказано, что кипряне пользовались независимостью, то пусть пользуются ею и на будущее время». Так же и предстоятель антиохийской церкви Иоанн не упоминает Кипр в числе епархий своей Церкви в письме святителю Проклу.

Пользуясь размытой формулировкой решения об автокефалии Кипрской церкви, попытку её присоединения к Антиохийской кафедре предпринял Патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. В 478 году Архиепископ Кипрский Анфемий обратился к Византийскому императору Флавию Зенону с просьбой об окончательном решении вопроса автокефалии. Незадолго до этого, Анфемию во сне трижды являлся Святой апостол Варнава, он посоветовал архиепископу искать решения вопроса в Константинополе, а также указал место своего захоронения. На следующий день Анфемий нашел захоронение в пещере неподалеку от Констанции (Саламина) и обрёл мощи апостола Варнавы, на груди его он обнаружил рукописное Евангелие от Матфея. Архиепископ Анфемий отправился в Константинополь с рассказом о чудесном обретении мощей, и передал в дар императору найденное Евангелие и часть мощей святого апостола. Обретение мощей святого апостола Варнавы и Евангелия от Матфея послужило веским доказательством независимости Кипрской церкви, как основанной самим апостолом. По указанию императора в Константинополе был созван Синод, подтвердивший автокефалию Кипрской церкви. Кроме того, император даровал архиепископам Кипра три важнейшие привилегии главы автокефальной церкви: подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр вместо архиерейского посоха.

На месте обретения мощей апостола Варнавы, около 488 года Архиепископом Кипрским Анфемием, на собственные средства и деньги императора Зенона, был построен храм и основан монастырь апостола Варнавы.

Важную роль сыграла Кипрская православная церковь в защите иконопочитания во время противостоянии иконоборцев и иконопочитателей (730-843). Иконоборцы (правящая светская элита), ссылаясь на Ветхий Завет, считали иконы идолами, а почитание икон – идолопоклонством, и призывали к уничтожению всех изображений Иисуса Христа и святых. В результате были уничтожены тысячи икон, фресок, расписных алтарей, изваяний святых, мозаик во многих храмах. Иконопочитатели (представители церкви и простые миряне) подвергались гонениям – так Епископ Констанцский Георгий был осужден на Иконоборческом соборе за защиту почитания икон.

Из Константинополя, Сирии и Египта – центров иконоборчества, контрабандой везли святые реликвии на Кипр для их сохранения. В монастырях Кипра вели списки, для сохранения информации о том, какие и откуда иконы привезены и где схоронены. Много икон сберегли в скрытых пещерных храмах, но часто тайники так и оставались неизвестными – иконопочитатели, доставившие иконы, оставались жить отшельниками рядом со своими святынями, для их охраны, до конца своих дней. В X-XII веках, в период освоения земель, в Троодосе было обнаружено множество схронов с иконами, во многих кипрских монастырях рассказывают легенды о чудесном обретении чудотворных икон: икона Богоматери Махерас, приписываемая кисти святого Луки (по настоящее время находится в монастыре Махерас); икона Богородицы Тродитисса (в монастыре Тродитисса), Айа-Напская Богородица (в церкви Пресвятой Богородицы Айа-Напы). Возможно, где-то в пещерах Троодоса и по сей день остаются утерянные 13 веков назад святыни.

Византийский период омрачили многовековые византийско-арабские войны, начались опустошительные набеги на остров. Жители Кипра уничтожались во время набегов или обкладывались неподъёмными поборами, многие монастыри и храмы были разграблены и разрушены, больше всего во время набегов страдали города Констанция, Курион и Пафос. В 649 году был самый жестокий набег: халиф Муавия отправил на Констанцию (Саламин) 1700 кораблей. Город был захвачен, разграблен и обращен в руины, а большинство жителей убиты.

В 688 году арабы захватили все крупные города Кипра. Несмотря на непрекращающиеся материковые войны, Император Византийский Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик смогли достичь беспрецедентного соглашения: Кипр находится одновременно под властью и Византии и арабского халифата в качестве кондоминиума. Почти 300 лет, до 965 года, Кипр служил перевалочной базой для войск двух империй, терпя регулярные стычки между арабами и византийцами. В 691 году Архиепископ Кипрский Иоанн обратился к Юстиниану II с просьбой о спасении своей паствы. По приказу Юстиниана II, Кипрская православная кафедра с частью выжившего населения Констанции было перевезено в Артаку (современный Эрдек, Турция), где для переселенцев отстроили замок и верфи. Новый город, представлявший скорее военно-морскую базу, получил название Новой Юстинианы. С того момента и по сей день архиепископы Кипра стали именоваться Архиепископами Новой Юстинианы и всего Кипра (титул утвержден 39 правилом Пятого Собора в 691 году).

В 965 году Византия окончательно отвоевала остров. Освобождение острова от арабских набегов и оброков способствовало расцвету кипрского монашества. Часть населения, опасаясь набегов, переселилось вглубь острова. Происходит освоение земель, строительство новых деревень и основание новых монастырей: Божией Матери Троодитиссы, Киккос, Махерас, Святого Неофитуса, Арака, Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы. Для укрепления острова, в X-XII веках отстраиваются дозорные монастыри и крепости Кантара, Святого Иллариона, Буфавенто.

В 1183-84 годах, воспользовавшись беспорядками в Византии, власть на Кипре узурпировал Исаак Комнин Кипрский, в 1184 году приняв титул деспота. По сообщениям Никиты Хониата правление Исаака было жёстким и деспотичным. Новый император Византии Исаак II Ангел безуспешно пытался вернуть остров Византии. Исаак Комнин заручился поддержкой короля Сицилии Вильгельма II, имевшего соглашение с султаном Египта, по которому Кипр должен был закрыть гавани для крестоносцев. Власть узурпатора закончилась в 1191 году во время III Крестового похода Ричарда Львиное Сердце.

Святыни Кипра связаны с именами Апостолов, мучеников. Здесь сохранились раннехристианские реликвии: иконы, мощи. В области их обретения возводились места богослужений. Войны, землетрясения, отторжение Северного Кипра нанесли существенный урон памятникам культуры и истории. Но паломники продолжают устремляться сюда, веря в чудодейственную силу священных артефактов.

Содержание

Православие на Кипре

Православная вера пришла на остров из Константинополя, столицы Византийской империи.

Несмотря на периоды угнетения во времена правления католических монархов, турецкого нашествия, большинство коренного населения являются православными.

Святыни Никосии

В столице верующие могут помолиться останкам Георгия Птолемаидского, иконе Божией Матери Фанеромени.

Монастырь Святой Феклы

Возник в 15 столетии, рядом с молельней святой Феклы. Фекла – одна из первых монахинь, положивших жизнь на проповедование христианства и помощь страждущим. Молельня в честь Феклы построена по указанию царицы Елены на месте источника, забившего из скалы после ее молитвы.

В 18 веке здесь находились послушники-мужчины. Затем кельи опустели. Помещение использовалось для обучения детей. С 1991 года – это православная община с 7 послушницами и настоятельницей. Достопримечательности: икона Феклы и ее мощи, вода из родника и глина.

Обитель Святого Ираклия

Ираклий стал епископом Кипра после крещения учениками Иисуса – Варнавой и Павлом. Строение, возведенное в его честь, сохраняет его мощи и является местом захоронения.

Монастырь Махерс

Махерс расположен в горах, насчитывает 6 молелен. Основополагающая реликвия – изображение Божией Матери Махератисса, обладающей даром исцеления.

Важнейшие святыни Ларнаки

В Ларнаке можно вознести молитвы в городском соборе Святого Лазаря, храме Святой Феклы в селе Мосфилоти (20 километров на заход солнца), Ставровуни, в поселении Трули (10 километров в северном направлении), храме Ангелоктисти в Кити (10 километров на юго-западнее).

Храм Святого Лазаря

Молельня построена в 9 столетии в области погребения Святого Лазаря, первосвященника. Часть останков вывезена в Константинополь и затем похищена. Верующие приезжают сюда, чтобы поклониться и помолиться древним святыням.

Монастырь Ставровуни

Воздвигнут на вершине горы по велению матери римского императора Константина. После паломничества в Иерусалим, где она обрела святыни казни Иисуса Христа (крест, 4 гвоздя и табличку с его именем), по дороге в Константинополь ей пришлось высадиться на остров. Здесь, по Божьему промыслу, была заложена молельня, в которой хранится часть священного артефакта.

Ставровуни существует с 11 века. Женщины не могут войти во внутренний двор. Вознести молитвы они могут в часовне, примыкающей к входу.

Храм Ангелоктисти

Построен, по преданию, ангелами: Ангелоктисти. Храмовый комплекс состоит из церкви и двух часовен 13 и 15 веков. Настенные живописные образы Богоматери, младенца Иисуса, Архангелов Михаила и Гавриила 3-8 веков уникальны по манере исполнения и сохранности. Освященные реликвии – изображения Божией Матери Ангелоктистисса и Архангела Михаила.

Святыни в горах Троодоса

Высоко в горах, на месте обретения мощей, икон, келий отшельников возведены храмы, сохранившиеся до нашего времени.

Киккский монастырь

Среди горных вершин в 11 столетии возведена самая известная обитель острова. Здесь покоится изображение Девы Марии, написанное при ее жизни Апостолом Лукой. Она была доставлена из Константинополя по воле Святой Девы. Император Алексей I Комнин был вынужден отдать икону, но при условии, что ее лицо никто никогда больше не увидит.

По императорскому указу была заложена обитель, пострадавшая от пожара в 13, 15 веках, но восстановленная снова. В 18 веке к ней пристроена колокольня. Паломники приезжают помолиться образу Киккской Девы Марии о даровании здоровья, поклониться священным артефактам последователей Христа.

Обитель Божией Матери Троодитисса

Мужская обитель Троодитисса находится на высоте 1340 метров. Дата основания – 13 век.

Во время турецкого правления сожжен. Восстановлен в 1842 году. Широко известен среди верующих изображением Божьей Матери Троодитисса кисти Луки и необычным поясом. Паломники верят, что Девы Марии услышит молитву и поможет бездетным семьям обрести детей.

Обитель, о возрасте которой спорят историки, находится высоко в горах. Длительное время она находилась в запустении из-за османского господства. В этот период бесследно исчезла икона Божией Матери Трикукотисса.

Возрождаться стал с конца 20 столетия, когда сюда вернулись монахини. Главная реликвия – копия пропавшего изображения. Верующие просят в своих молитвах избавить от бесплодия, стихийных бедствий.

Храм святой мученицы Мавры

На склоне горы, на берегу реки Криос Потамос находится небольшая по размерам церковь. Она носит имя Мавры, проповедницы христианства в Египте. Римляне распяли ее вместе с мужем Тимофеем за отказ от своих убеждений.

Через 8 столетий мощи Мавры обнаружены в горах Троодитисса, где и возведена церковь. На стенах сохранились фрески, датируемые 12-15 веками. Во время правления османов мощи исчезли. Действующий храм известен источником, бьющем из скалы неподалеку. Лечебные свойства воды помогают при болезнях дыхательных путей.

Монастырь Святого Креста в деревне Омодос

В монашеских помещениях – музейные экспонаты. Паломники могут помолиться в молельне священным артефактам учеников, последователей Христа.

Главные реликвии для поклонения – частичка креста распятия и кусок веревки, которой Иисус был связан во время казни.

Главные святыни Лимассола

Места силы Лимассола и его окрестностей хранят священные достопримечательности, увидеть и помолиться которым стремятся верующие и отдыхающие, приезжающие на остров.

Монастырь Святителя Николая (Кошачий)

В начале 3-4 веков на Кипре развелось множество змей, которые из-за жары были агрессивны, и нападали на людей. Тогда на остров завезли кошек для их уничтожения. Православная обитель стала центром распространения животных и получила свое второе название. Кошки прижились здесь, в чем можно убедиться при посещении достопримечательности: эти животные встречаются на каждом шагу.

Чудотворная икона святой великомученицы Марины

Останки и изображения великомученицы почитают православные и католики. В небольшой молельне, в центральной части Лимассола хранится изображение, найденное на дереве. В своих молитвах верующие просят легкого родоразрешения, излечения от болезней, защиты от злых посягательств.

Чудотворная икона святого великомученика Георгия Победоносца в Симвуле (окрестности Лимассола)

Селение Симвула привлекает молельней с изображением Георгия Победоносца. Реликвия обретена по его указанию, после явления во сне супружеской чете в 1992 году. Великомученик относится к одним из самых почитаемых на острове. Древнее изображение имеет чудодейственную силу исцеления и защиты от зла.

Обитель преподобного Неофита в окрестностях Пафоса

Община возведена недалеко от первой кельи Неофита, в 9 километрах от города, в горах. Неофит-Затворник был подвижником, желавшим уединения и служения Святому Кресту. В 1166 году принял сан священника и стал настоятелем. Через 30 лет преподобный уединился на горном склоне, вырубив новую келью, где прожил 60 лет.

Турки разграбили святилище, приведя его в запустение. Восстановление началось через 200 лет. Обнаруженные останки преподобного перенесли в здание, где их могут увидеть верующие.

Мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины в деревне Менико

Мощи Киприана и Иустины после их гибели покоились в Сирии. Спасая от мусульманских набегов, их вывезли на Кипр, в православную церковь. В селении находится молельня, где по сей день покоятся останки Киприана и Иустины. Просить о помощи Киприана в обычной молитве не рекомендуется из-за сильной энергетики в иконе и мощах. Обращаться следует согласно правилам, указанным священником.

Святыни Северного Кипра

На территории Республики Северный Кипр православные храмы в большинстве своем пребывают в полуразрушенном состоянии.

Туристы могут увидеть руины храмов Святых Варнавы, Андрея Первозванного, Георгия, церкви, ставшие мечетями.

История святынь Фамагусты

Удобная гавань превратила Фамагусту в период правления французских синьоров в самый богатый город Европы. Здесь построено 365 церквей, королевские дворцы. В 1600-х годах турки вытеснили с острова венецианцев и в течение нескольких столетий насаждали мусульманство.

Из религиозных достопримечательностей сохранилась церковь Святого Николая, преобразованная в мечеть с первоначальным названием Айя-София, а затем – в Лала Мустафа-паши. Христианское убранство уничтожено, рядом со строением в готическом стиле пристроен минарет.

Остальные святилища – в полуразрушенном состоянии, за исключением Петра и Павла, где находится публичная библиотека.

Святой Апостол Варнава

Варнава был родом из еврейской общины города Саламина. За свои проповеди признан жителями еретиком, убит и брошен в морскую пучину. Ученик Иисуса Марк спас останки и схоронил в пещере вместе с Евангелием. Прошло много лет. Люди обратили внимание, что в этом месте можно излечиться от недуга.

Проповедник учения Иисуса – Варнава – приснился архиепископу кипрскому и объяснил причину чудес. Благодаря священным останкам Варнавы Кипрская православная церковь получила автокефалию. На том месте, где найдены останки и Евангелие, построена обитель. После 1974 года духовный приют прекратил существование. В молельне сохранилась гробница. Останки перенесены в Ставровуни и Махерс.

Святой Апостол Андрей Первозванный

На месте, где после молитвы проповедника из-под земли забил родник, построен большой монастырь. С переходом Северного Кипра под турецкое правление он утратил свое значение.

Где можно исповедаться на русском языке?

Русская православная молельня есть в Лимассоле, Алетрико. Раз в месяц служба на русском языке проводится в Киккском монастыре.

Христианство пришло на Кипр в 45 году нашей эры, когда апостолы Варнава, Марк и Павел совершали миссионерское путешествие по острову. Римский проконсул Сергий Павел проникся проповедью апостолов, и на долю Кипра выпало стать первой христианской Римской провинцией.

Начавшаяся тогда история Кипрской Церкви прошла через множество этапов, память о которых хранят монастыри и святые места Кипра, до сих пор привлекающие множество паломников и туристов со всего мира. В данный момент на острове расположены 12 мужских и 19 женских действующих монастырей.

Монастырь Святого Неофита (Неофита Затворника)

Монастырь Святого Неофита — ставропигиальный, то есть независимый от местной епархиальной власти и подчиняющийся исключительно патриарху. Этот мужской монастырь расположен недалеко от деревни Тала, немного западнее Пафоса, на высоте 412 метров над уровнем моря.

В начале XII века монах Неофит обустроил на месте будущего монастыря пещеру для собственного затворничества (оборудованная внутри скалы келья сохранилась до сих пор). Здесь монах провёл в одиночестве 11 лет, а 1170 году его жилище начало постепенно преобразовываться в скит, и, позднее, — в монастырь, для которого в 1187 году Неофит написал первый устав. Однако, монастырская жизнь показалась Неофиту слишком бурной, и 1197 году он выкопал над скитом новую келью — «Новый Сион», а учеников стал навещать лишь один раз в неделю. После кончины Неофита Затворника насельники монастыря продолжали обустраивать монастырь и заниматься сельским хозяйством.

Главный храм монастыря был построен в начале XVI века. Сейчас в нем можно полюбоваться на резной иконостас и прикоснуться к мощам Неофита, найденным на территории монастыря в 1756 году, а в древней келье сохранились фрески, созданные ещё при жизни основателя монастыря.

На территории монастыря расположен также музей, в котором представлены рукописи Неофита, иконы разных веков, античная керамика, книги и многое другое. На одном этаже с музеем размещены гостевые комнаты.

Добраться до монастыря можно на рейсовом автобусе из Пафоса. Вход в пещеру (скит) Неофита Затворника платный, на территорию современного монастыря — свободный.

Монастырь Святого Креста (Ставровуни)

Монастырь Святого Креста (Ставровуни), один из старейших на Кипре, был основан в 327 году по приказу Римской императрицы Елены, которая активно участвовала в распространении христианства на острове. Главная святыня монастыря — крест благоразумного разбойника со вложенной в него частицей Животворящего Креста. По преданию, Елена причалила к острову на обратном пути из Иерусалима, где она, повинуясь видению, нашла Животворящий крест, а также кипарисовые кресты разбойников, казнённых вместе с Иисусом. Наутро один из кипарисовых крестов воспарил над Олимпом: именно в этом месте было решено построить монастырь, для которого Елена пожертвовала частицу Животворящего Креста и один из гвоздей, которым было пронзено тело Христа.

В 1426 году монастырь пострадал от атаки Египетской армии, а затем находился во власти католиков вплоть до того момента, когда остров захватили турки. Время от времени в монастыре останавливались затворники, однако полноценное восстановление этого места началось лишь в 1888 году, после крупного пожара.

Водопровод и электричество появились в монастыре лишь в конце XX века. В настоящий момент здесь можно увидеть восстановленные фрески, а также кипарисовый крест в серебряном окладе, содержащий частицу Животворящего Креста. Монастырь занимается производством ладана; кроме того, на его территории работают иконописные мастерские.

Добраться до монастыря можно по скоростной дороге из Лимассола в Никосию (ехать по ней нужно до указателя на Ставровуни). Женщин в монастырь не пускают, а с правилами посещения для мужчин лучше ознакомиться заранее.

Монастырь Хрисороятисса

Мужской монастырь Хрисороятисса расположен в горах Троодос, на высоте 700 метров над уровнем моря. Как гласит легенда, основатель монастыря, отшельник Игнатий, обнаружил икону Богородицы на берегу Средиземного моря и принял решение построить в честь этой иконы церковь в горах.

Главный храм обители и другие современные монастырские постройки относятся к 1760-70 годам.

В 1820-х годах, во время греческой войны за независимость, в монастыре укрывались восставшие, за что настоятель Иоаким был арестован Османскими властями и впоследствии казнён. После пожара 1967 года, разрушившего большую часть монастыря, здания были восстановлены. Однако, в наши дни в монастыре живёт только настоятель.

В монастырском музее, открытом для посещения, можно увидеть собрание икон, а также богослужебную утварь и облачение XVII-XX веков, рукописи, расписные пасхальные яйца и другие древние реликвии. Кроме того, здесь демонстрируется частная коллекция картин игумена Дионисия (настоятеля монастыря), а спустившись в погреба можно увидеть оборудование для изготовления вина, произведённое в середине XVII века. Винодельня рядом с монастырем работает и сейчас: посетителям предлагают местное вино, мёд и сувениры.

Монастырь Киккос

Монастырь Киккос, расположенный в горах Троодос, на высоте более тысячи метров над уровнем моря, — одна из самых известных православных святынь Кипра, а также самый богатый монастырь на острове. Киккская икона Божией Матери, авторство которой приписывают апостолу Луке, считается чудодейственной и привлекает тысячи паломников.

Монастырь был основан приблизительно в конце XI века императорским указом Алексея Комнина. Изначально деревянные постройки несколько раз горели: полностью каменным монастырь стал в 1541 году, а колокольню достроили лишь в 1882 году.

Многочисленные строения, из которых состоит монастырский комплекс, относятся к разным эпохам, а мозаики и фрески внутри построек были созданы в конце XX века художниками из разных стран.

Ещё одна важная дата в истории монастыря — 1926 год, когда своё церковное восхождение здесь начал Макарий, впоследствии первый президент Кипра. Могила Макария находится в 2 километрах от монастыря и обычно становится ещё одни обязательным пунктом назначения для паломников и туристов.

В Исследовательском центре Киккского монастыря, учреждённом в 1986 году, находятся библиотека и архив. В экспозиции монастырского Музея, который открыт для посетителей ежедневно с 1992 года, представлены произведения христианского искусства: иконы, вышивки, рукописи, облачения и многое другое; в залах играет византийская музыка (вход в музей платный).

Монастырь Махерас

Ставропигиальный мужской монастырь Махерас, посвященный Богородице, расположен в 50 километрах от Никосии. Название монастыря (и иконы, на месте обнаружения которой он был возведён) происходит от греческого слова «нож»: согласно легенде, именно ножом расчищали себе дорогу святые Неофит и Игнатий, обнаружившие спрятанную в зарослях икону в 1145 году.

В конце XIV века в монастыре пытались скрыться от чумы король Кипра Яков I и его жена Элоиза.

В центре монастыря находится трёхнефовая церковь, внутри которой можно увидеть фрески и, конечно, икону Богоматери. Кельи и другие монастырские строения расположены вокруг церкви и выдержаны в византийском стиле. Несколько десятков монахов, которые в настоящее время проживают в монастыре, занимаются сельским хозяйством.

Рядом с монастырем расположен музей, посвященный народному герою Григориосу Авксентиу, который прятался в одной из пещер во время сражений за независимость от Британии и был убит.

Монастырь Святого Георгия Аламану

Женский монастырь Святого Георгия Аламану находится недалеко от Лимассола. Монастырь, изначально мужской, был основан немецкими отшельниками, пришедшими из Палестины, приблизительно в XII веке и получил своё название в честь одного из монахов («Аламану» переводится с греческого как «германский»).

Во времена Средневековья монастырь был заброшен, а в конце XIX века иеромонах Паисий возвёл на его месте новый храм и монашеские кельи. В 1949 году в монастырь переехали монахини из обители Святого Антония в Деринии, и он стал женским. Со временем монахини возвели на территории монастыря новый храм и церковь.

В наше время монахини, населяющие монастырь, занимаются садоводством (на территории монастыря растёт множество цветов), пчеловодством, рукоделием, а также пишут иконы. Мёд и другие натуральные продукты, произведённые в монастыре, можно купить тут же в небольшом магазинчике. Кроме того, посетители монастыря могут набрать здесь святой воды в действующем источнике. Через монастырь пролегает дорога к чистому и пустынному пляжу под названием «Белые камни» — одному из самых живописных мест в округе.

Монастырь Тродитисса

Монастырь Тродитисса — ещё один мужской православный монастырь Кипра, находящийся на высоте около полутора тысяч метров над уровнем моря в горах Троодос, недалеко от деревни под названием Платрес. Легенда гласит, что примерно в 1250 году Богородица явилась двум отшельникам и указала им, где следует построить монастырь, что они и сделали. Монастырь несколько раз страдал от пожаров и был перестроен. Современные постройки относят к концу XIX века.

Главные святыни монастыря, посмотреть на которые приезжают сюда паломники, — это чудотворная икона Божией Матери «Троодитисса», написанная, как считается, самим Лукой, и чудотворный кожаный Пояс Пресвятой Богородицы, инкрустированный серебром и золотом, который, по преданию, способен излечить женщину от бесплодия.

При монастыре работает издательство, выпускающее книги о современном православии, которые продаются тут же в небольшом магазинчике.

Официально монастырь закрыт для широкой публики и принимает только верующих и паломников.

Монастырь Святого Николая Кошатника

Монастырь Святого Николая, расположенный в 10 километрах от Лимассола, — самый почитаемый кошками монастырь на Кипре. Эти животные были завезены сюда по морю по приказу царицы Елены, основавшей монастырь в 327 году, для того, чтобы очистить местность от ядовитых змей — кошки прекрасно справились с этой задачей и, с тех самых пор, пользуются любовью киприотов.

В средние века монастырь был заброшен, а 1983 году его двери вновь открылись после реставрации.

По сей день жизнь нескольким монахиням скрашивают около сотни кошек, которые получают здесь прекрасный уход, а в день праздника Святого Николая (покровителя рыбаков, именем которого назван монастырь), по сложившейся давным-давно традиции, — ещё и весь улов, который удалось добыть местным рыбакам.

Сестры, живущие в обители, занимаются садоводством, поэтому во дворе монастыря растёт множество цветов. В оливковой роще, расположенной при монастыре, трудятся наемные рабочие, а оливковое масло, изготовленное из собранного урожая, можно купить у монахинь в магазине при монастыре вместе с другими продуктами и изделиями ручной работы.

Монастырь Святого Креста (д. Омодос)

Монастырь Святого Креста в горной деревне Омодос — это объект культурного и исторического наследия острова, на территории которого сейчас нет действующей обители. Главный храм монастыря, построенный в 210 году и перестроенный впоследствии, функционирует как приходская церковь. Считается, что царица Елена передала монастырю несколько святынь, которые хранятся тут и по сей день. Среди них — часть Животворящего Креста и фрагмент Уз Христовых (часть верёвки, которой был привязан к кресту Христос), мощи святителя Николая Чудотворца и святого апостола Филиппа.

В XVI веке монастырь был разграблен турками, а в начале 1800-х перестроен по приказу Епископа Хрисанфа. Свой нынешний вид монастырская церковь приняла в середине XVIII века, в создании росписей участвовали художники из Российской Империи.

Несмотря на то, что монастырь последние годы не является действующим, все сохранившиеся постройки охраняются, а поток паломников, стремящихся увидеть святыни, не ослабевает.

Монастырь Божией Матери Трикуккя

Монастырь Божией Матери Трикуккя — один из женских монастырей Троодоса, который славится своим гостеприимством. Монастырь, расположенный в двух километрах от высокогорной деревни Продромос, был построен в XII веке и несколько раз перестраивался с тех пор.

Главные святыни монастыря — чудотворный образ Божией Матери, который, как считается, защищает молящихся от стихийных бедствий, а также икона Серафима Саровского.

Монахини-подвижницы, живущие в монастыре, угощают паломников и гостей чаем с хлебом и джемом, который они самостоятельно изготавливают из местных продуктов.

Монастырь Святого Ираклидия

Женский православный монастырь Святого Ираклидия расположен в 20 километрах от Никосии, близ селения Политико. Саркофаг священномученика Ираклидия, а также икона Святого, которой приписывают чудодейственные свойства, хранятся на территории монастыря. Кроме того, здесь хранится частичка мощей апостола Варнавы.

Женским монастырь стал в начале XII века. В последующие века он несколько раз был разрушен в результате нападений и стихийных бедствий, однако, древние иконы остались в сохранности. С середины XIX по середину XX века монастырь функционировал как обычный приход, но в1962 году архиепископ Макариос III дал своё благословение на возрождение монастыря. С тех пор здесь был построен из камня новый храм в честь Иоанна Предтечи. Также на территории монастыря расположены кладбище, колокольня и тихий монастырский сад.

Послушницы монастыря посвящают много времени иконописи, а также занимаются вышивкой, пчеловодством и приготовлением восточных сладостей, которыми можно угоститься здесь же.

Монастырь Айя-Напа

Монастырь Айя-Напа, современное здание которого было построено в XIV веке, находится на популярном Кипрском курорте, в километре от побережья, и привлекает внимание не только паломников, но и многочисленных туристов. Монастырь построен в не вполне типичном для Кипра стиле Итальянского Ренессанса; его название переводится как «Святой лес» и происходит от названия иконы Панагии Напы («Всесвятой Леса»), найденной в этой местности.

В наши дни монастырь представляет из себя музей, а исповедоваться и причаститься можно в новом храме, построенном поблизости; в часовне, расположенной непосредственно на территории монастыря, можно увидеть древние иконы и поставить свечку.

Сейчас в монастыре регулярно проводятся церковные собрания, конференции и фестивали.
Вход свободный.

Монастырь Святого Мины

Монастырь Святого Мины был возведён неподалёку от деревни Вавла во время правления династии Лузиньянов (XV век). Изначально монастырь был построен как мужской, а на его территории располагались мастерские и маслобойня.

В XVIII веке монастырь был заброшен вплоть до середины XX века, когда здесь появилась женская обитель.

Главная святыня монастыря, расположенная в правой части иконостаса, — икона Святого Минаса (в честь которого и назван монастырь) авторства знаменитого иконописца Филарета. Паломники стекаются в монастырь, чтобы помолиться о материальных благах, а те прихожане, которым действительно удалось немного разбогатеть, оставляют рядом с иконой цепочки из золота и другие драгоценности. Кроме того, считается, что образ Святого Мины возвращает утраченное здоровье.

В монастырской лавке можно приобрести мёд, варенье и сладости, изготовленные монахинями.

Монастырь св. Феклы

Монастырь Святой Феклы, как и несколько других монастырей Кипра, был основан в IV веке царицей Еленой, которая совершила весьма плодотворную остановку на острове по дороге из Иерусалима в Константинополь.

В конце XVIII века в монастыре была построена однонефная базилика, а также монастырские корпуса, в которых жили монахи.

Во время турецкого владычества монастырь был заброшен, а во второй половине XIX века из него сделали школу, в которой обучались местные дети.

Во второй половине XX века монастырь возродился в качестве женского. Рядом с входом в монастырь расположен источник со святой водой, а у входа в церковь можно увидеть фотографии детей, исцеленных, как считается, целебной глиной, источник с которой находится тут же.

Монастырь открыт для посещения ежедневно.

Монастырь Святого Иоанна Лампадиста

Монастырь Святого Иоанна Лампадиста был построен в XI веке. Монастырь находится в деревне Калопанайотис, в центральной части горного хребта Троодос. После основания монастырь был освящен в честь Святого Ираклидия, проводника апостолов Варнавы и Павла во время их паломничества, но впоследствии его переименовали в честь Святого Иоанна, который, по легенде, был отравлен родителями своей невесты за то, что хотел стать монахом, а не жениться. Ослепший Иоанн провёл свои последние годы в монастыре Святого Ираклидия и умер в 22 года. После смерти он стал известен среди местного населения как чудотворец, и монастырь начал носить его имя.

Сейчас на территории монастыря расположены три церкви, соединённые арочной галереей: первая была построена при основании монастыря в XI веке, вторую возвели в честь Святого Иоанна (в ней выставлены мощи Святого, приносящие здоровье верующим), а третью, Латинскую часовню с фресками в итало-флорентийском стиле, достроили в XV веке.

В наше время на территории музея работает музей византийских икон. Комплекс монастыря включен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Панагия ту Синти

Монастырь Панагия ту Синти был построен в XIII веке на пересечении рек Ксерос-Потамос и Синти. Монахи, жившие в монастыре вплоть до конца XVI века, занимались сельским хозяйством и изготавливали оливковое масло. В период Венецианского владычества монастырь был перестроен и сильно изменён, а турки-османы хотели построить на его территории мечеть.

Впоследствии монастырь был возвращён христианам и процветал вплоть до начала XX века, а затем постепенно пришёл в запустение.

Осенью 1966 года монастырь, частично превратившийся в развалины, был объявлен памятником древности; со временем, здесь начались работы по восстановлению и реставрации зданий и внутреннего убранства.

В наши дни монастырская церковь полностью восстановлена, и в ней иногда проходят службы, крещения и другие православные обряды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *