Кирилл и мефодий кто друг другу

Происхождение

Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Их отец по имени Лев, занимал высокую военную должность при губернаторе Фессалоники. В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них.

Фессалоники, в которых родились братья, были двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне и который, по исследованиям современных лингвистов, и лег в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка.

До пострижения в монахи Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега (главнокомандующий войском) Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию (исторический регион Чешской республики) он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.

Монашество

Константин обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также многим языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета (глава господарской канцелярии и хранитель государственной печати), Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе. Но, пренебрегая выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Манаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в Константинополе.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

На следующий год Кирилл вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, отправляется ко двору эмира милитенского, чтобы познакомить его с основами христианства.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

Хазарская миссия

В 860 году Константин направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство.

Хазарский каганат (Хаза́рия) — средневековое государство, созданное кочевым тюркским народом — хазарами. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находилась часть восточнославянских племенных союзов. Падение каганата связано с военными походами Древнерусского государства.

Хазарский каганат

Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними какое-то «русьское» письмо и язык (полагают, что в житии описка и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», то есть сирийские — арамейские; во всяком случае это не древнерусский язык, который в те времена не выделяли из общеславянского). Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, кончился победой Константина, однако каган веру не поменял.

Болгарская миссия

В Константинополе находилась в качестве заложницы сестра болгарского хана Бориса. Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе Святой веры. Около 860 года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил, в честь сына византийской императрицы Феодоры — императора Михаила III, в правление которой и произошло обращение болгар в христианство. Константин и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

В 863 году с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра Константин составил славянскую азбуку и перевел с греческого на славянский язык основные богослужебные книги: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

Моравская миссия

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Византийский Император Михаил III и патриарх обрадовались и, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

Великая Моравия — считается первым славянским государством, существовавшем в 822—907 годах на Среднем Дунае. Столицей государства, являлся город Велеград. Здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Сейчас входит в состав Чешской Республики.

В Моравии Константин и Мефодий пробыли более 3 лет и продолжили переводить церковные книги с греческого на славянский язык. Братья обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны на суд для решения этого вопроса в Рим к папе Николаю I .

Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, обретённые Константином в херсонесском путешествии, братья отправились в Рим. По дороге в Рим они посетили ещё одну славянскую страну — Паннонию (территория современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении и Сербии), где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. После этого Папа Римский Адриан II утвердил богослужение на славянском языке, и приказал положить переведённые братьями книги в римских церквях. По велению Адриана II , Формоз (епископ Порто) и Гаудерик (епископ Веллетри) посвятили в священники трех братьев, путешествовавших с Константином и Мефодием, а последний был рукоположён в епископский сан.

Последние годы жизни

В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента.

Придел (боковой алтарь) Базилики Св. Климента посвящен памяти свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия

Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Папа Римский рукоположил его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию.

К этому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После того, как Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и в 870 году умер в баварской тюрьме, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Им даже удалось на 3 года заключить Мефодия в один из швабских монастырей — Райхенау. Узнав об этом, папа Римский Иоанн VIII в 874 году освободил его и восстановил в правах архиепископа. Выйдя из заточения, Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян и богослужение на славянском языке (несмотря на запрещение), крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей.

В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме блестяще оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке.

В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл 3 года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию.

Мефодий Моравский

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет (кроме Маккавейских книг) и святоотеческие книги.

В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником он назначил ученика Горазда. 6/19 апреля 885 года, в Вербное воскресенье, он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь и в тот же день скончался (в возрасте около 60 лет). Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском. Он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.

Наследие

Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку — глаголицу.

Глаго́лица — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал болгарский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на старославянском языке. На старославянском языке именуется «Кѷрїлловица». Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на основе глаголицы и греческого алфавита. Римско-католическая церковь в борьбе против службы на славянском языке среди хорватов называла глаголицу «готскими письменами».

Обычно говорят о двух видах глаголицы: более древней «круглой», также известной как болгарская, и более поздней «угловатой», хорватской (названной так потому, что до середины XX века она использовалась хорватскими католиками при совершении богослужений по глаголическому обряду). Алфавит последней постепенно сократился с 41 до 30 знаков.

В Древней Руси глаголица практически не использовалась, встречаются лишь отдельные вкрапления глаголических букв в текстах, написанных на кириллице. Глаголица являлась азбукой для передачи прежде всего церковных текстов, сохранившиеся древнерусские памятники бытовой письменности до крещения Руси используют кириллицу. Встречается использование глаголицы в качестве тайнописи.

Кири́ллица — старославянская азбука (староболгарская азбука): то же, что кирилли́ческий (или кири́лловский) алфави́т: один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов для старославянского языка.

Кириллица восходит к греческому уставному письму, с добавлением букв для передачи звуков, отсутствовавших в греческом языке. С момента своего создания кириллица адаптировалась к языковым изменениям, и в результате многочисленных реформ в каждом языке она приобрела свои различия. Разные версии кириллицы используются в Восточной Европе, а также Центральной и Северной Азии. Как официальное письмо, впервые была принята в Первом Болгарском царстве.

На церковнославянском языке носит наименование «климентовица», в честь Климента Охридского.

Алфавиты на основе кириллицы включают алфавиты следующих славянских языков:

  • белорусского языка (белорусский алфавит)
  • болгарского языка (болгарский алфавит)
  • македонского языка (македонский алфавит)
  • русинского языка/диалекта (русинский алфавит)
  • русского языка (русский алфавит)
  • сербского языка (вуковица)
  • украинского языка (украинский алфавит)
  • черногорского языка (черногорский алфавит)

В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения В. А. Истрина, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Климентом Охридским (о чём имеется упоминание и в его Житии). Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг. При этом следует отметить, что даже если кириллические начертания букв были разработаны Климентом, то он опирался на работу по вычленению звуков славянского языка, проделанную Кириллом и Мефодием, а именно эта работа и есть главная часть всякой работы по созданию новой письменности. Современные ученые отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых славянских звуков, чему мы обязаны, видимо, отмеченным в источниках выдающимся лингвистическим способностям Константина-Кирилла.

Иногда утверждается о существовании славянской письменности до Кирилла и Мефодия. Однако это был язык неславянский. Следует помнить, при этом, что во времена Кирилла и Мефодия и много позже славяне легко понимали друг друга и считали, что они говорят на едином славянском языке, с чем согласны и некоторые современные лингвисты, считающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Митрополит Макарий (Булгаков) указывает также, что Константин был создателем славянских письмен и до него славянских письмен не было.

Почитание

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

В 1863 году в Русской Церкви было установлено торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

Тропарь, глас 4
Яко Апостолом единонравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердите в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Кондак, глас 3
Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпающе ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.
Величание
Величаем вас, святии равпоапостольнии Кирилле и Мефодие, вся Словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшыя.

Святые братья.

К 1000-летию великой русской драмы — подвигу князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

У юбилеев есть своя таинственная сила. В такие дни происходит не только всеобщее воспоминание о событии, бывшем сто, двести или тысячу лет назад, но во всеобщем, всенародном переживании этого события происходит укрупнение и новое осуществление его, порою столь же важное, как и само исходное событие.

События, происходившие во втором десятилетии второго тысячелетия, столь пугающе похожи на события нашего времени, что кажется, нас и не разделяет тысячелетний рубеж.

Тогда прошло всего три десятилетия, когда под водительством равноапостольного князя Владимира начала строиться Святая Русь.

У нас тоже идет третье десятилетие после ниспровержения коммунистической идеологии и распада СССР и начала строительства нового общества.

Процессы эти, разумеется, почти разнонаправленные, но если учесть, что у нас в стране какое строительство ни затевай, все равно Святая Русь получается, то на различия тут можно не обращать внимания. Тем более что для нас важен сам момент незавершенности оформления как постсоветского пространства в наши дни, так и Православной Руси к моменту кончины равноапостольного князя Владимира.

Икона святых Бориса и Глеба.

1.

Главные роли в той древнерусской драме, что разыгралась после кончины равноапостольного князя, оказались отведены его сыновьям, рожденным до Крещения Руси и после него. Они и определили содержание и исход драмы, завязку которой можно датировать 1012 годом.

Святополк, посланный отцом княжить в Туров, расположенный в непосредственной близости от Польши, женился на дочери польского князя Болеслава Храброго. Женитьба была совершена по благословению князя Владимира, но дальше события начали развиваться в совершенно неожиданном для равноапостольного князя направлении. Молодая супруга, наставляемая своим духовником кольбергским епископом Рейнберном, подбила Святополка отложиться от Руси и принять западную версию Христианства, чуть позднее окончательно оформившуюся в католичество. Измена, к счастью, была раскрыта. Великий князь Владимир приказал схватить Святополка и вместе с женою и епископом Рейнберном заключил в тюрьму…

Учитывая, что Святополк, возможно, был не сыном, а племянником Владимира, его ждало жестокое наказание. Но тут за своего зятя заступился польский король Болеслав. Сговорившись с печенегами, он двинулся на Киев, и только мудрость князя Владимира помогла одолеть беду.

Равноапостольный князь проявил свое христианское смирение и, приняв покаяние то ли племянника, то ли все-таки сына, выпустил его из тюрьмы.

Болеслав в результате достиг своей цели, а с печенегами у него начались разногласия, и поход оказался сорванным.

Когда опасность набега миновала, равноапостольный князь Владимир с присущей ему твердостью занялся государственными делами.

Во-первых, следовало примерно наказать печенегов, чтобы отбить у них охоту вмешиваться во внутренние дела Руси. Для этого Владимир не откладывая начал готовить грандиозный поход в степь.

Во-вторых, следовало подумать и о своем преемнике. Давно уже выбор князя склонялся к старшему из сыновей, рожденных ему царицей Анной, который был «аки цвет в юности своей». Управляя Ростовским княжеством, Борис уже успел зарекомендовать себя мудрым и искусным правителем, продолжающим начатое отцом дело — Крещение Руси.

Радостью наполнялось сердце равноапостольного князя, когда он думал о Борисе. Кого еще следовало искать, чтобы передать княжение в Православной стране?

Измена Святополка окончательно укрепила его в этой мысли, и Бориса и назначает Владимир во главе войска, уходящего в поход на печенегов.

2.

Так с соблюдением всех драматургических канонов и выстраивается завязка этой древнерусской драмы.

Новое назначение Бориса являлось первым шагом к объявлению его преемником Великого князя, и так это назначение и было понято его рожденными в язычестве братьями.

Княживший в Новгороде Ярослав, узнав, что отец передал Борису управление войском, пришел в ярость. Унизительной представлялась ему перспектива превратиться после кончины отца в посадника младшего брата. В горячечном запале он объявил о независимости Новгорода от Киева.

Отметим тут, насколько сходен этот поступок Ярослава, которого назовут потом Мудрым, с поведением в Турове Святополка, которого назовут Окаянным. Кажется, и не сами рожденные в язычестве братья совершают столь погибельные для Руси поступки, а та темная языческая сила, что не изжита ими.

И разгневался, страшно разгневался Великий князь, получив известие о мятеже Ярослава. И, хотя дружина ушла с Борисом в поход на печенегов, он приказал расчищать пути и мостить мосты, чтобы выступить в поход против непокорного сына. В этих хлопотах и закончил равноапостольный князь Владимир свою земную жизнь…

Тревожно было в загородном дворце князя в ту скорбную ночь. Растерянность царила среди приближенных — князь Борис, которого Владимир хотел видеть своим преемником, находился с войском в походе. Приближенные попытались скрыть кончину Великого князя до возвращения Бориса. Ночью, разобрав пол, спустили на веревках завернутое в ковер тело и положили в Десятинной церкви рядом с гробницей царицы Анны.

Однако напрасными оказались эти хлопоты. Хотели как лучше, а получилось как всегда, как любил потом говорить наш посол в Киеве. Утром весть о кончине Великого князя распространилась по Киеву, и к храму начал стекаться народ. И сбылись, сбылись наихудшие опасения…

Предвосхищая современных политиков, Святополк мастерски воспользовался столь благоприятным для него стечением обстоятельств! Совсем недавно выпущенный из тюрьмы, он сам объявил себя киевским государем и, раскрыв великокняжеские кладовые, принялся одаривать киевлян, переманивая на свою сторону.

И не устояли вельможи. Хотя и знали они, что Владимир собирался поставить Великим князем Бориса, но корысть оказалась сильнее… А ведь в войске Бориса были их сыновья и братья, и если бы не согласился Борис признать Святополка Великим князем, присягнувшим Святополку боярам пришлось бы сражаться со своими сыновьями и братьями. Но Святополк не скупился, и жажда обогащения превозмогла опасения предстоящей братоубийственной войны…

Убиение святого князя Бориса и его слуги Георгия Угрина. Клеймо иконы князей-страстотерпцев из Борисоглебской церкви в Коломне. Конец XIV века.

3.

Вот как трагически развивались события, порождаемые ревностью, обманом, завистью, гневом, ложью, самозванством… Сплетаясь в нераспутываемый клубок, эти страсти превращали сына во врага отца, отца во врага сына. И невозможно было вырваться из этого дьявольского клубка, в котором и смерть отца становится той удачей, которую нельзя упускать.

Но все это происходило на темной стороне великокняжеской семьи, погруженной в неизжитое язычество.

Решительным поворотом в ходе древнерусской драмы становится вступление в нее князя Бориса. Хотя он и возглавлял главное войско Руси, но он сумел найти в себе силы и не использовал свое преимущество в борьбе за власть.

— Не подниму руки на брата своего старшего! — сказал тогда он на берегу Альты. — Если и отец у меня умер, то пусть Святополк будет мне вместо отца.

Как мы знаем, смирение, проявленное Борисом, стремящимся спасти страну от ненужного кровопролития, самого его не спасло. Не поверил Святополк, что Борис отказывается от киевского престола, и на всякий случай приказал убить его.

24 июля 1015 года это приказание было исполнено на берегу тихой Альты…

Богословы рассуждали потом, что Борис и его брат Глеб создали на Руси особый чин «страстотерпцев» — самый парадоксальный чин русских святых.

Нам же представляется, что страстотерпцами Борисом и Глебом явлен нам великий урок Православного поведения!

Святой князь Борис и его брат, святой страстотерпец Глеб, предпочли пожертвовать самой жизнью своей ради мира на Руси, ради целостности страны, собранной их отцом…

4.

Если уходить от обобщенных формулировок к конкретике, то можно сказать, что Борис и Глеб первыми на Русской земле начали вырабатывать в себе тот ставший основой национального менталитета образец Православного поведения, когда личное спасение русского человека оказывается в зависимости от устроения страны, когда пути устроения Святой Руси начинают совпадать с устроением собственной души.

Борис и Глеб, разумеется, не лежали и не ждали, когда их убьют, как до сих пор считают некоторые из тех, кто сегодня осмысляет их подвиг.

Житие святых страстотерпцев подчеркивает, что они пребывали перед смертью в молитве. В той молитве, что позволяет проникнуть в самую сокровенную глубину процессов и явлений, в молитве, помогающей принять то единственно правильное решение, которое не помогут найти самые мудрые и верные советники.

Только вдумаемся, что могло произойти, если бы Борис со всем своим войском двинулся на Святополка.

Вероятно, в результате жестокой братоубийственной войны ему удалось бы отобрать великокняжеский престол, хотя, как это и показали дальнейшие события, борьба со Святополком, которого поддерживал польский король Болеслав Храбрый, не была бы легкой.

Но не это главное.

Вспомним, что Ярослав, заявивший о том, что Новгород отделяется от Киева, выступал не столько против отца, князя Владимира, сколько против его решения сделать своим преемником Бориса… Так что, когда, свергнув Святополка, Борис оказался бы на киевском престоле, он стал бы главным врагом Ярослава.

И опять-таки не будем гадать, кто кого одолел бы тогда… Наверняка можно сказать только, что Новгород тогда навсегда отделился бы от Киевской Руси.

Таким образом получается, что, отказываясь от борьбы за престол в Киеве, Борис предотвращал распад страны, только-только обретшей единую Православную веру. И если и употреблять слово «ложиться» применительно к великому подвигу, совершенному Борисом и Глебом, то лишь в том смысле, что, становясь святыми страстотерпцами, они самой своей живой плотью ложились в фундамент Святой Руси, которой предстояло вознестись здесь.

5.

Многочисленные жития Бориса и Глеба выстраиваются обычно по принципу иконы. В центре — страстотерпцы Борис и Глеб, тут же равноапостольный князь Владимир, тут же Ярослав Мудрый, тут же Святополк Окаянный. Все роли определены, и выйти за пределы их невозможно.

При всех достоинствах подобного иконописания содержатся в нем определенные недостатки. Персонажи описываемых нами событий не были изначально людьми-иконами. Повторю, что в реальной жизни Святополк не стал еще окаянным, а Ярослав — мудрым. И как только мы вспоминаем это, непонятные нам поступки князей-страстотерпцев наполняются глубоким содержанием совершаемого этими людьми подвига.

Это относится, например, к сцене, когда возле Смоленска нагнали Глеба посланцы Ярослава. «Не ходи, брат! — предостерегал Ярослав. — Отец твой умер, а брат убит Святополком».

Почему не внял Глеб предостережению? Да, наверное, еще и потому, что исходило оно от Ярослава, который сам поднял мятеж против равноапостольного Владимира, который еще не перешел на светлую сторону…

Помолившись, Глеб продолжает путь, и мы ясно видим, что этот жертвенный путь и поможет Ярославу сделать выбор и встать на тот путь, на котором мятежный Ярослав превратится в Ярослава Мудрого.

Храм в честь святых Бориса и Глеба в Самаре. Фото Евгения Ситникова.

6.

Поразительно, но когда вглядываешься в события, произошедшие после убийства Бориса и Глеба, возникает ощущение, что святые братья продолжают присутствовать в этой истории, направляя ее.

Прошло несколько месяцев после их мученической кончины, когда восстал на Святополка Ярослав и началась та гражданская война, избежать которой пытался Борис.

Ярослав разгромил Святополка, но тот бежал в Польшу к своему тестю и скоро вместе с ним вернулся на Русь. И не смог выстоять Ярослав против этой силы, ушел в Новгород.

Снова стал княжить в Киеве Святополк.

Но недолгим было его торжество. Уже к осени понял Святополк, что тесть не так безкорыстен, как думалось. Самоуправно, как в захваченном городе, хозяйничал он в Киеве, и когда Святополк попытался навести порядок, тот ушел в Польшу, захватив сестер Ярослава, его бояр и казну. От самого Святополка в награду за помощь он забрал червенские города.

И тогда Ярослав снова выгнал Святополка из Киева.

А Святополк начал тогда готовить новый поход на Киев, на этот раз вместе с печенегами.

И тут можно вздохнуть, дескать, святым братьям не удалось и ценою своих жизней предотвратить гражданскую войну на Руси.

Это так, гражданскую войну предотвратить не удалось…

Но они сумели сделать так, что эта война работала не на безсмысленное разрушение и ослабление Руси, а на ее укрепление.

7.

В 1019 году пришел Святополк с печенегами «в силе тяжьце». Охотно шли в поход печенеги. Все предвещало победу — и предсказания колдунов, и то, что впервые в набег на Русь вел их русский князь.

На берегах Альты, в том самом месте, где стоял шатер князя Бориса, когда подкрались к нему подосланные Святополком убийцы, и сошлись рати.

И понял Ярослав, которого назовут Мудрым, что это его братья устроили так, чтобы прекратить изматывающую Русь войну.

— Братья мои! — сказал он перед сражением. — Борис и Глеб! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего!

И началась сеча, какой еще не бывало на Руси. Трижды сходились и рубились так, что кровь текла «по удольям».

И побежал окаянный Святополк…

«И нападе на него бес и расслабеша кости его». Не мог в седле сидеть злобный братоубийца, и его несли на носилках. И страх великий обуял Святополка. Уже не мог он от страха оставаться на одном месте, даже когда и добрался до владений своего тестя, польского короля. Побежал из Польши. И прибежал в пустынное место между Чехией и Польшей и тут безчестно скончался. «И есть могила его и до сего дня, и исходит от нее смрад злой на показание человеком»…

Повторим еще раз, что решающая битва произошла на Альте, где получил Борис известие о смерти отца, где и убили его девять дней спустя. На берегах этой реки, выдерживая принцип классицизма о единстве места действия, и оказалась одержана победа, поставившая точку в той древнерусской драме.

8.

Некоторые исследователи антропонимики считают, что имя «Святополк» было сконструировано из соединения имен его деда — Святослава и отца — Ярополка. Но отчего же тогда в именах Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Мстислава не присутствует частицы имени их отца — Владимира?

Может быть, имя Святополка, как и другие языческие имена, конструировалось, вбирая большие, чем имена деда и отца, смыслы?

Явно присутствует в этом имени — вспомните о матери Святополка, греческой монахине, которую «красоты для лица ея» расстриг и насильно взял в жены Ярополк! — древнеславянский «svetъ». Полком света, светоносной ратью виделось оскорбленной монахине имя сына…

Но прошло тысячелетие, и искусно сконструированное имя, вобравшее в себя слова, обозначающие святость и воинский труд (полк), сделалось символом святотатства и предательства и не употребляется уже без приставки «окаянный»…

Другое дело имена Бориса и Глеба… Ничего не значащие для русского уха, они, зазвучав рядом, превратились в символы подвига и святости.

«И с тех пор прекратились усобицы в Русской земле, — сказал летописец, — а Ярослав принял всю землю Русскую». Вместе с землей Русской Ярослав, которого назвали Мудрым, принял и ту Православную мудрость государственных мужей, которую самими своими жизнями выработали его отец, равноапостольный князь Владимир, его братья — святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Словно стремясь закрепить завещанное ими духовное единство Русской земли, Ярослав строит два храма Святой Софии. Один — в Киеве, другой — в Новгороде, этой «софийной мудростью» скрепляя духовное пространство, которое крепче и прочнее любых амбиций, интриг и честолюбий, потому что основано на крови наших страстотерпцев Бориса и Глеба.

Этими двумя соборами и был обозначен путь Руси, проложенный для Ярослава Мудрого его братьями — страстотерпцами Борисом и Глебом.

9.

Из этого построенного Ярославом храма Святой Софии в Новгороде выйдет июльским утром 1240 года князь, которого скоро назовут Невским, и отправится навстречу врагу.

Но еще до битвы его остановит ижорский старейшина Пелгусий.

— И я слышал, — волнуясь, расскажет он, — слышал, как Борис сказал: «Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру Ярославичу».

Наверное, неправильно было бы сужать помощь страстотерпцев Бориса и Глеба и втискивать ее в непосредственное пространство Невской битвы.

Главным, вероятно, здесь тоже оказалось указание пути.

Александр Невский не просто великий полководец, не просто герой. Он — святой князь. Степенная книга говорит, что «смиренную мудрость» Александр «стяжа паче всех человек». Смиренномудрие, не вписывающееся в западный героический эпос, уживалось в святом Александре Невском с воинским безстрашием и дерзкой отвагой.

Когда потребовалось, после великих побед Александр Невский сумел найти в себе силы смирения. Решение это потребовало от него большего героизма, чем любой бранный подвиг. Ведь ради исполнения воли Божией, ради спасения Отечества и Православия князь жертвовал не только самим собою, но и славой непобедимого героя…

И в этом помогали ему и укрепляли его святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Можно приводить и другие примеры, когда приходили святые братья, помогая найти правильный путь русским людям, но что же ходить далеко, если на том самом месте, где сейчас находимся мы с вами, ходил в 1363 году Преподобный Сергий Радонежский, выбирая по просьбе преподобных Феодора и Павла место, где им поставить храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. И скоро и сами святые братья явились здесь, подтверждая преподобным, что неотступно будут помогать…

Кому помогать?

Таинственно и непостижимо — «страшно было сие лето, было тогда знамение на небеси, солнце являлось аки кровь, и по нем места черны, и мгла стояла пол лета, и зной и жары были великия» — совершалась Божия помощь, но совершенно очевидно, что Борис и Глеб являются по зову Преподобного Сергия. Чтобы прямо участвовать в подготовке к тому великому духовному свершению русского народа, которое будет названо Полем Куликовым…

И разве случайно, что в обители, возросшей в память святых братьев, вырастет инок, преподобный Иринарх, молитвы которого столь насущны будут для преодоления смуты, снова стремящейся поглотить Святую Русь?

И вот снова в дьявольский клубок сплетаются события, порождаемые ревностью, обманом, властными амбициями, завистью, политическим интриганством, гневом и ложью…

И кажется, невозможно распутать его, но снова — теперь уже своим тысячелетним юбилеем — являются нам страстотерпцы Борис и Глеб, чтобы раскрылись глаза, чтобы увидели мы тот Путь, на котором «слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются». Путь, по которому только и могут идти вот уже второе тысячелетие люди Русского Мiра.

Николай Коняев.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские


Равноапостольные Мефодий и Кирилл

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Святые братья

Кирилл и Мефодий, первоучители словенские

Какая первая книга была у нас? Правильно — Азбука. А почему она так названа? Потому что аз и буки — это обозначение первых букв алфавита. Аз и буки — начало науки, как говорили раньше. Но откуда появились эти азы и буки? Их принесли в нашу жизнь святые Кирилл и Мефодий в девятом веке, даже еще до Крещения Руси.

Представьте, что нет букв, нет письменной речи. Нет, представить невозможно. Мы одним только отличаемся от бессловесных животных — речью, способностью говорить. Мы общаемся, говорим, слушаем. Но это тогда только, когда собеседник рядом. А если он в другом городе, если уехал к бабушке в деревню, а пообщаться с ним хочется? Что мы делаем? Мы пишем письмо. От руки или же на компьютере. Но пишем-то буквами!

Мы пишем какими буквами? Латинскими? Нет. А какими? Греческими? Нет. Какими же?

Славянскими. Мы пишем на кириллице. А слово «кириллица» откуда? Оно от имени Кирилл.

Солунь — крепость и обитель православия времен раннего христианства и Средневековья.

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Одесса

Отсюда — из ныне греческого города Салоники, что в бухте у полуострова Халкидики, — был родом небесный покровитель русского воинства, один из любимых святых России святой великомученик Димитрий Солунский. Отсюда же и великие братья Солунские — Кирилл и Мефодий.

Солунь в Греции, но братья не были греками, они — славяне, из семьи болгарского воеводы. Их было семь братьев: Мефодий самый старший, а Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самый младший.

Мефодий пошел по стопам отца, стал военным, служил в славянском княжестве Славиния, бывшем под греческим управлением. Здесь Мефодий дослужился до звания воеводы и был им десять лет. Но военная карьера не привлекала его. Он с детства был набожным, много молился, радости мира, забавы молодежи не привлекали его. Он добился отставки и принял монашеский постриг. И не где-нибудь, а на легендарной со времен античности горе Олимп. Там, где ранее обитали языческие боги, звучали православные молитвы.

Младший брат Константин также шел молитвенным путем. Блестяще учился в Константинополе. Вместе с ним за партой сидел будущий византийский император Михаил, а в числе преподавателей был Фотий, будущий патриарх Константинопольский.

Интересно, что его еще в школе прозвали Константином Философом.

Бегство и возвращение

Конечно, такого прекрасного ученика не хотели отпускать учителя. Он принял сан иерея и получил должность хранителя патриаршей библиотеки при храме Святой Софии. Это было высокое назначение для столь молодого человека. Но Константин пренебрег всеми благами и попросту бежал в один из дальних монастырей на Черном море. Его разыскали и вернули. И назначили преподавателем философии в высшей Константинопольской школе. Но более он учил не философии, а познанию Бога.

«Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Круг не имеет ни начала, ни конца, и Бог — безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. И как солнце, состоящее из круга, луча и теплоты, не разделяется на три солнца, так и Пресвятая Троица, хотя имеет три лица: Отца, Сына, Святого Духа, — не разделяется Божеством на три бога. Но есть один Бог», — учил Константин Философ.

Мудрость и образованность Константина были таковы, что его выдвинули от лица православных на публичный диспут с еретиками-иконоборцами. То есть с теми, кто не признавал святых икон. Константин победил в споре вождя еретиков Линия. «Мы молимся не доскам, не краскам, мы через образы икон восходим к первообразу Бога и Святых. Иконы — это окно в Божий мир, — говорил Константин. — А признавать за богов идолов, сделанных из камня, глины, дерева, металлов — это и есть ересь».

Затем новый диспут, новое сражение за чистоту веры православной. На сей раз с сарацинами. И опять блистательная победа. Такая, что сарацины давали в награду философу много золота. Но он сказал, что всего дороже для него было бы, если бы с ним отпустили византийских пленников.

Храм Кирилла и Мефодия. Химки, Московская область

Все эти годы братья держали связь, знали друг о друге. И при первой возможности Константин удаляется к Мефодию, на Олимп.

Константин в отличие от брата он только здесь начинает заниматься славянским языком. До того времени он знал греческий, латынь, еврейский — те языки, на которых была сделана надпись над распятым Христом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Или сокращенно ИНЦИ, отсюда слово инициалы.

В монастыре на Олимпе были в основном славяне. И хотя службы шли на греческом языке, проповеди читались на славянском. Да и повседневное общение было на славянском. Ведь рассказ ведется о создателях славянской азбуки. Авторы такого алфавита должны были знать язык до самых его глубин. И они изучили многие тонкости языка, и словарный запас их заметно обогащался.

«К неразумным хазарам»

Не всегда вопросы межнациональных отношений решались огнем и мечом. Примеров мирного разрешения конфликтов — сколько угодно.

Византийскую империю на севере тревожили племена хазар-язычников. Именно к ним были отправлены оба брата с проповедью христианской веры. И направил их не кто-то, а сам император Византии. Это говорит о том, что братья были знамениты своей ученостью и набожностью. Кроме всего им поручалось привезти в Рим мощи святого Климента, убитого здесь во времена раннего христианства.

Святые Кирилл и Мефодий. Русская икона. XVIII–XIX вв.

Достигнув в 858 году Корсуни (Херсонеса, ныне окраина Севастополя), братья остановились для изучения и русского, и хазарского языков. Свет христианства уже проникал на Русь, и там в IX веке уже была письменность. Известны так называемые письмена черноризца (монаха) Храбра. Константину и Мефодию принесли Евангелие и Псалтырь, написанные по-русски. История не сохранила имени человека, принесшего книги. Говорят, им был самарянин, живший по соседству с братьями. Желая испытать образованность и ум Кирилла, он и принес ему книги, написанные по-русски. Не ведая незнакомого ему языка, обратился Кирилл к Господу, испросил у него дар чтения и понимания неизвестных ему букв (ныне о них говорят как о глаголической азбуке). Произошло чудо: начал читать солунский монах. «Воистину, верующие во Христа приемлют и благодать Святого Духа!» — воскликнул самарянин.

В прениях с иудеями и мусульманами братья одержали победу. И еще несколько дел благих они совершили: нашли мощи святого Климента — священномученика, папы римского, доставили останки в Константинополь, а также окрестили около двухсот человек из местных жителей.

Порядок букв — музыка мироздания

Они вернулись в столицу, и их разлучили. Мефодий получил направление в монастырь Полихрон, где стал игуменом, а Константин остался в столице.

В 862 году к императору пришли послы славянского князя Ростислава из Моравии и стали жаловаться на притеснения со стороны немцев. Те заставляли их молиться на латыни и учиться на немецком языке. Ростислав просил прислать учителей, которые могли бы нести Слово Божие на славянском языке.

Конечно, кому еще можно было поручить дело просвещения славян, как не Константину, который долгие годы занимался славянским языком. Император пригласил Константина и сказал: «Необходимо тебе идти к славянам, ибо никто лучше тебя это не выполнит». Константин просил, чтобы и брат Мефодий участвовал в составлении азбуки.

Стол Кирилла и Мефодия. Аллея глаголицы. Хорватия

С молитвой приступили братья к работе. Помощниками стали славяне Горазд, Климент, Савва, Наум и Агиляр.

Дело составления азбуки — наитруднейшее. Кирилл и Мефодий расставляли буквы будущего славянского алфавита в, казалось бы, привычном порядке — так, как в латинице. Многие буквы взяли из греческого письменного языка. Но не хватало таких знаков, которые бы точно соответствовали звуковому (фонетическому) составу славянских языков и наречий. В русском языке, в его устном народном творчестве было ощущение просторов, свежего ветра, степного раздолья, таинственности лесов, чистоты и полноводное™ рек, зелени пастбищ, сияния горных вершин. Братья восхищались славянскими песнями, былинами. Нужны были новые начертания, иные — маленькие ясные рисунки-буквы. Таких букв не было ни в одной другой азбуке. Поэтому был изобретен целый ряд неповторимых буквенных написаний. И азбука зазвучала совершенно по-новому: по-славянски напевно и широко, звонко и привольно. Это сейчас легко и привычно проговорить: «А, Б, В, Г, Д» и так далее.

Но почему буквы встали именно в таком порядке, почему имеют именно такое написание, мало кто задумывается. Возможно, в самом порядке букв заложен какой-то иной, неземной смысл? Иногда вспоминают легенду, будто славянская азбука явилась одному из братьев во сне. Может, сам строй славянской азбуки был дан славянским народам самим Создателем?

Славянская азбука и богослужебные книги были переведены на славянский язык в 863 году.

Деревянная церковь Кирилла и Мефодия. Подворье храма Знамения иконы Божией Матери. Фото В. Овчинникова

А какие были учебники тогда? По каким книгам учились дети и взрослые? Главной книгой для этого была Псалтырь. По ней овладевали грамотой, письмом, она же учила любить Бога, жить по заветам Святых отцов. Перевод Псалтыри, сделанный братьями, помог великому делу — началу письменного периода русской литературы. Без этого не было бы у нас литературы вообще. Да, ни Державина, ни Пушкина, ни Тютчева, ни Гончарова, вообще никого. Переложениями псалмов на поэтический русский язык много занимался и наш гений — Ломоносов.

Злоба епископов

Братья служили в Моравии на славянском языке. Это вызывало злобу католических епископов, которые совершали в моравских церквях службу на латинском языке. Конечно, они теряли и паству, и доходы. Но не могли же они запретить окончательно славянский язык! Тогда они решили запретить богослужение на славянском языке. Они выставили в доказательство своего запрета то, что надписи на Кресте Иисуса были только на латинском, греческом и еврейском.

Константин отвечал: «Разве не для всех народов светит солнце? Разве не для всех людей идет дождь? Разве не равны перед Господом все смертные? А вспомните, как говорил псалмопевец Давид: „Пойте Господеви все земли, хвалите Господа все языки, всякое дыхание да хвалит Господа“. И в Святом Евангелии сказано: „Шедши, научите вся языки“. То есть языком называется и народ, и средство общения между людьми и народами. Язык — главное богатство всех людей. Ведь и Сам Иисус Христос — Сын Божий, является Словом, воплотившимся по Слову Отца. В начале Евангелия от Иоанна сказаны великие слова: „В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог“».

Побежденные в споре епископы еще более озлобились и подали жалобу в Рим, в Ватикан.

Обретение мощей Климента Римского близ Херсонеса. Миниатюра из менология императора Василия II. XI в.

Братья были вызваны в Рим, к папе Николаю I на суд. Отслужив напутный молебен, они отправились в опасную дорогу. С собою везли мощи святого папы Климента. Настроенный немецкими епископами против братьев, папа римский Николай I внезапно скончался, на его место заступил Адриан II. Он же, в отличие от предшественника, отнесся к братьям уважительно, встретил их с почестями. Лично выехал за город со свитой.

Константин поднес в дар папе Евангелие и другие книги на славянском языке. Папа в знак уважения к Святым текстам велел положить их на престол храма Святой Марии. Мало того, утвердил богослужения на славянском языке. И уже вскоре в нескольких храмах Рима, там, где собирались славяне, начались службы по книгам, привезенным братьями. И там, где до того звучала только католическая месса на латыни, раздалось славословие Богу на церковно-славянском.

Кончина Константина

Было Константину сорок два года, когда он почувствовал приближение смерти. Некоторые источники высказывают догадку, что он был отравлен медленно действующим ядом. Он принял схиму, то есть высшую форму монашества, с именем Кирилл. Через пятьдесят дней после этого он отошел к Господу. Мефодий умолял папу разрешить увезти тело брата для погребения в родной земле. Но папа приказал положить мощи святого в церкви святого Климента. Вскоре по Риму разнеслись известия о чудесах исцелений, происходящих от мощей.

Мефодий находился при мощах брата до тех пор, пока папа римский Адриан II не рукоположил его в епископы Моравии и Паннонии.

Столицей тогдашней Моравии был город Велеград. Это княжество находится в центре Европы. Его населяли многие славянские народы: хорваты, далматы, чехи, словаки. Всех их с любовью принимал моравский епископ Мефодий. В 871 году он собственноручно крестил чешского князя Боривоя, его супругу Людмилу святую, высоко чтимую поныне чешскими православными, и не только чешскими. Имя «Людмила» всегда было любимо в славянских странах. В самой же Чехии он ввел славянское богослужение. За это он много претерпевал нападений от иностранных миссионеров. Они настроили против Мефодия немецкого императора и зальцбургского архиепископа.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Ханты-Мансийск. Фото С. Милютина

Последовала ссылка в Швабию на два с половиной года. По существу это была даже не ссылка, а настоящее тюремное заключение: святой Мефодий не мог проповедовать, не имел возможности служить в церкви. Вся его жизнь была сплошным страданием. Он стоически, с мужеством перенес швабский период своей жизни.

В 874 году его освободили по распоряжению папы римского, теперь уже Иоанна VIII.

Новые гонения

Крестил Мефодий также одного польского князя. А что означает крещение князя? Означает, что и его подчиненные, его слуги, воины, землепашцы тоже окрестятся. Это ли не повод для католических епископов вновь ополчиться на архиепископа Мефодия?

На сей раз гонения были посерьезнее. Мефодия обвиняли, что он не принимает римское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (так называемое филиокве). Мефодия вызвали в Рим. Но его высокое, духовное состояние, его знания и, конечно, заступничество за него брата Кирилла, мощи которого он посетил в первый же день, помогли Мефодию выстоять во всех нападениях на него ватиканских кардиналов.

Но недолго оставалось жить и святому Мефодию. В последние годы он переводил на славянский язык Ветхий Завет, а также труды святых отцов Православной Церкви.

Ему, как и брату Кириллу, был открыт день кончины. Он призвал к себе учеников, указал на Горазда и назначил его своим преемником.

Отпевали святого Мефодия на трех языках: славянском, греческом и латинском. Было это в 885 году.

Древнейшие службы святым относятся к XIII столетию. То есть значение подвига Кирилла и Мефодия хорошо понимали в древности, причисляя братьев к лику святых.

Памятник святым братьям Кириллу и Мефодию. Мурманск

Русская Православная Церковь установила торжественную память святым в 1863 году, в день 24 мая по новому стилю. В России было создано Кирилло-Мефодиевское общество. Его деятельность ныне продолжается Международным фондом славянской письменности и культуры. День 24 мая счастливо пришелся на окончание учебного года. Ко дню святых братьев в школах пишутся сочинения о русской истории, русской культуре. Выступают фольклорные ансамбли, мастера народных промыслов показывают свою продукцию, открываются выставки народного костюма, кулинары готовят блюда национальной кухни, художники представляют свои работы. Словом, все оживляется под воздействием Слова, о котором и идет речь.

Кирилл и Мефодий на памятнике «1000-летие России». Великий Новгород. Фото Дар Ветер

Причем святые Кирилл и Мефодий — не просто святые, а равноапостольные. Вот как высоко оценила их подвиг Православная церковь.

Прислушаемся к мерной поступи славянской речи, попробуем понять церковнославянский текст, говорящий о значении солунских братьев: «Ими бо начася на среднем нам языце словен-скем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную».

Основные события жизни

Около 805–815-х годов в городе Солунь (по-гречески Салоники) родился Мефодий.

82*7 год — родился Константин.

858 год — поездка к хазарам-язычникам в Корсунь, в Крым. Обретение мощей папы римского Климента. Крещение двухсот человек.

862 год — поездка в Моравию, где читаются проповеди на славянском языке. Принесенные братьями книги на славянском языке вызвали неприязнь латинского духовенства. Вызов в Рим, на суд к папе Николаю I. Папа римский Адриан II разрешает славяноязычное богослужение.

863 год — Константин и Мефодий создают славянскую азбуку.

869 год — принятие Константином схимы с именем Кирилл. Кончина святого равноапостольного Константина (в монашестве Кирилла).

Около 870 года — посвящение Мефодия в епископы Моравии (Паннонии).

871 год — крещение Мефодием чешского князя Боривоя и его супруги Людмилы.

Около 871–872 годов — ссылка Мефодия в Швабию.

874 год — отзыв Мефодия из швабской ссылки папой римским Иоанном VIII.

879 год — новый вызов Мефодия в римский суд. Оправдание первоучителя славянского. Переводы Мефодием Номоканона и библейских книг на язык одного из южнославянских, болгарских, наречий.

885 год — кончина святого равноапостольного Мефодия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Stephanya


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
И.О. Тургенев
Славянская письменность и культура принадлежат к самым древним в Европе. Появлению письменности славяне обязаны святым апостолам Кириллу и Мефодию. История поставила их имена в ряд величайших сыновей человечества. Именно им обязаны славяне появлением письменности.
В 863 году по распоряжению императора Михаила братьям поручили отправиться в славянскую Моравию для обучения местных жителей богослужению на славянском языке.
Кирилл и Мефодий.Kyrill und Method auf einer russischen Ikone des 18./19. Jh.
Мефодий (прибл.815 или 820 — 885 гг.) и Кирилл (прибл.826 или 827 — 869рр.), родились и выросли в Македонии. Отец братьев, по преданию, был болгарином, а мать гречанкой. Возможно, это в какой-то мере объясняет тот интерес и ту подвижническую преданность делу славянского просвещения, которые так характерны для обоих братьев.
Мефодий сначала состоял на военной службе, но потом удалился в монастырь.
Константин (в монашестве Кирилл) с детства обнаружил чрезвычайные умственные дарования. Уже в школе он добился немалых успехов, в частности, в изучении богословия. Способности Константина стали известны в столице империи, и его в компаньоны к своему сыну пригласил император Михаил ІІІ. Обучаясь при дворе императора, под руководством опытных учителей и наставников он быстро овладел всеми науками, а также многими языками.
В Византии к услугам Константина были не только лучшие учителя империи, но и книжные сокровища патриаршей библиотеки. Он решил стать патриаршим библиотекарем. Потом преподавал в той же константинопольской высшей школе, которую сам окончил и где получил уважительное имя Философа, оставшееся за ним в истории. Он активно участвовал в различных религиозных диспутах с мусульманами, иудеями, персами. Крепло его ораторское мастерство. В диспуте победил патриарха на защиту икон. В Сирии отстаивал христианство, идею единственного Бога. Братья осуществили миссию-путешествие к хазарам, посетили Херсонес, где Кирилл нашел “Евангелие” и “Псалтырь” русским письмом.
Перед началом миссионерской деятельности Кирилл разработал и упорядочил славянскую азбуку. Она насчитывала 43 буквы. Большинство букв были взяты из греческой азбуки, потому они на них похожие. Для обозначения звуков характерных лишь славянскому языку, были придуманы 19 знаков. Однако был в ней один существенный изъян: она содержала шесть греческих букв, лишних при передаче славянского языка.
Josef Mathauser.Konstantin a Metoděj přišli na Velehrad
В Моравии Кирилл и Мефодий начали активную деятельность. Братья и их ученики открыли школы, в которых начали обучать молодежь славянской письменности. Благодаря стараниям братьев в Моравии был завершен письменный перевод всего годового круга богослужения, а также необходимых для него книг. Также за это время построили несколько храмов, в которых богослужение велось на славянском языке.
Slavs in their Original Homeland: Between the Turanian Whip and the sword of the Goths.1912.Galerie hlavního města PrahyСсылка на шаблон музея
Секрет успехов миссии Кирилла и Мефодия был в том, что богослужение проходило на родном народу языке. Кирилл и Мефодий перевили тексты из многих греческих книг, положив начало тем самым формированию старославянского книжного дела. Просветительская работа славян способствовала распространению грамоты среди этих народов. Тяжкий путь борьбы преодолели братья. Вся жизнь Кирилла было наполнена частыми тяжелыми поездками. Лишения, напряженная работа сказались на его здоровье. Самочувствие Кирилла ухудшилось. Он скончался, не дожив до 42 лет.
Мефодий продолжает свою деятельность. Причем теперь не только в Моравии, но и в соседних Чехии и Польше. Мефодий измученный непрерывной борьбой с немецкими феодалами и церковниками в 885 году, умирает.
Братья оставили после себя более двухсот учеников, которые и способствовали тому, что кириллица распространилась на Балканах, пересекла Дунай и достигла границ Древней Руси. Кирилл и Мефодий канонизированы церковью. Их труд церковь приравняла к апостольскому подвигу. День их канонизации – 24 мая, провозглашен Днем славянской письменности и культуры в наших сегодняшних календарях. Это один из важнейших праздников братских славянских народов, в котором органично соединены прошлое и настоящее, духовность и культура.
Память о Кирилле и Мефодии увековечена в памятниках во всех уголках земли славянской. Славянский алфавит обслуживает 10% населения Земли. Ею написанные “Повесть прошлых лет”, “Слово о полку Игореве “, другие произведения Киевской Руси. Имена Кирилла и Мефодия навечно записаны в историю славянских народов.
Как появилась письменность у древних славян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *