Китай монастырь

Собравшись рано утром, около 9 часов, что является для некоторых практически подвигом в воскресный день, мы дружной компаний Китайской Лапши оказались у главных ворот российского посольства в Пекине.

Быстрая информация:
— Официальный сайт храма Успения Пресвятой Богородицы в Пекине
— Личный почтовый ящик о.Сергия:
— Сайт Китайской Лапши

Немного померзнув, ожидая сбора всех участников съемок, мы приготовились снимать…

Однажды, когда Артем делал репортаж о предолимпийском Пекине, разложив треногу и поставив камеру прямо перед воротами посольства, на него со всех сторон побежали китайские охранники, съемку тогда пришлось остановить. Чтобы этого не случилось и в этот раз, ребята встали стенкой, загораживая прямое поле зрения охраны, и, снимая с рук, быстро записали несколько дублей. Больше ничего плохого мы не делали. Честно.

Все готовы идти? Отлично. Проходим в посольство.

Первая калитка — это китайские охранники, которые спокойно пропускают нас, не наблюдая среди нашей группы китайских лиц. В противном случае, их бы не пустили, потому что доступ на территорию посольства для граждан КНР закрыт. Это, кстати, один из частых вопросов при посещении православного храма в Пекине, потому что здесь рады видеть лица любых национальностей. Ну что же, проверим? Ведь сегодня с нами и наш друг из Франции.

Калитка вторая. Русская. Холодная ручка, большой электронный замок, который открывают нам удаленно из домика охраны и запускают внутрь. Мы попадаем на небольшую площадку, огороженную невысоким забором. Выходит улыбчивый охранник. Мы сообщаем, что мы Китайская Лапша и должны быть в специальном списке, потому что идем вместе с камерой. Посольский охранник забирает паспорта и просит подождать. Недолго. В этот момент подходят другие русские, которые и с нами, и друг с другом из вежливости здороваются. Вернувшись, охранник взамен паспортов раздает всем пластиковые номерки. Один номерок на два-три человека. Нашего друга из Франции пропускают так же легко, как и нас.

Со стороны может показаться, что попасть на службу в храм — дело сложное и запутанное. Это не так. Все очень просто. Для обычных прихожан процесс такой: вы смотрите на сайте календарь мероприятий и при желании прийти на службу заранее, не менее чем за пять дней, отправляете на личный электронный ящик о.Сергия сообщение следующего содержания: имя, фамилия, гражданство. И затем не забываете взять с собой заграничный паспорт. А в такие праздники, как Пасха и Рождество, вообще никакая предварительная запись не требуется. Достаточно просто прийти с паспортом.

Итак, третья калитка отворена. И мы на территории посольства РФ в Китае, прямо перед главным зданием. Нам очень хотелось сделать и тут кадры, рассказав о том, что мы внутри. Но когда мы предварительно оговаривали условия нахождения на территории вместе с камерой, нам строго настрого было запрещено что-либо снимать. Имейте это в виду, когда будете пытаться что-то заснять на мобильный телефон. Это тоже запрещено.

Храм. Часть людей из нашей сегодняшней группы является редкими прихожанами, кто-то пришел сюда в первый раз, а кто-то ходит регулярно, Лиля участвует в жизни храма, а Настя и Катя поют в церковном хоре. Для некоторых было удивительно лицезреть настоящий храм с золотым куполом, колокольней, ведь некоторые помнят его еще в виде гаража. Да-да. Когда-то, и довольно длительное время, он выглядел именно так. Но сегодня перед нами настоящий храм, что не может не радовать, учитывая, что мы находимся в Пекине.

Мы уже немного опаздывали к службе, которая начиналась в 9-30, поэтому походить вокруг храма не успели, а к концу и вовсе про это забыли, изрядно вымотавшись во время съемок.

Небольшая прихожая. Слева вешалки, одежды много. Справа информационная зона, чаша для пожертвований, свечки и литература, которые можно взять бесплатно. На одном из объявлений написано о том, чтобы прихожане не забывали выключать звук на мобильных телефонах, иначе «они могут быть освящены в чаше со святой водой». Оказывается, в церкви тоже шутят. Все телефоны в момент были переключены на беззвучный режим. В храме тепло и солнечно.

Люди уже стоят. Служба началась. Не будем описывать сам процесс, но на что обязательно нужно обратить внимание, так это на церковный хор, который на протяжении полутора часов, редко отдыхая, распевал молитвы и песни, очень красиво и гармонично подчеркивая происходящее. Люди постоянно подпевали. Все мы испытали прилив сил и радости.

Люди постоянно подходили, было очень много детей. Мало где в Пекине можно встретить такое количество русских в одном месте. Были и иностранцы. Для них специально раздавали тексты на английском языке. А батюшка читал проповедь и на иностранных языках. Удивительно.

После окончания службы многие остались на чаепитие. Два длинных стола с угощениями, которые приносят сами прихожане. Мы тоже подготовились. Принесли орешки, сухофрукты, финики, постные кушанья. Как оказалось, могли бы принести и бутерброды. Кто что любит. Все зависит от поста.

Все погрузились в чаевничество и разговоры. Да, разговоры –это, наверное, основное, из-за чего хочется оставаться после службы. Люди дружелюбны и никто не отказывает в беседе. Можно пообщаться и с батюшкой. Но сегодня он был занят, в гостях у него был какой-то иностранный высокопоставленный гость. Это можно было определить по его осанке и манере держаться, но он тоже был дружелюбный и постоянно улыбался, как и его жена. Мы встретили многих знакомых. Все зовут приходить чаще, почему бы и нет? Мы взяли несколько интервью у прихожан, встретился даже корреспондент Итар-Тасс, Алексей Селищев, который сказал немного слов о приходе.

В небольшом временном окне между чаепитием и воскресной школой о.Сергий рассказал нам об особенностях православия, о храме и жизни здесь, в Китае. Камера не сможет передать энергетики, которая исходит от этого человека. В процессе интервью вся наша команда, находясь за камерой, замерла от того, насколько приятно было слушать батюшку. Конечно, что-то мы не стали включать в сюжет, и многие вопросы остались за кадром. Но у вас всегда есть возможность задать свои вопросы лично или по электронной почте. Лучше, конечно, лично, чтобы почувствовать душевную теплоту этого человека. Немного об о.Сергии можно почитать на сайте храма.

Немногие знают, но в храме есть библиотека и музей, в котором можно узнать о роли Духовной миссии в развитии отечественного китаеведения. Об этом нам рассказала матушка и провела небольшую экскурсию. Этот видеоматериал еще не обработан, и, возможно, скоро мы сделаем об этом сюжет. А многие ли могут похвастаться тем, что были на колокольне в Пекине? А вот Артем может. Правда, снимать оттуда было нельзя. Поэтому пришлось присесть и заснять только колокола. Кстати, в храме в этом году есть настоящий звонарь, и по большим праздникам он будет извлекать настоящую музыку из колоколов. Ближайший большой праздник — это Пасха.

Какие наши общие впечатления от похода в храм? Крайне положительные. У всех был эмоциональный подъем, все наговорились, напились чая и узнали много нового. Даже имея свои личные взгляды и представление о Боге и православной церкви, если вы будете в Пекине, то обязательно посетите храм Успения Пресвятой Богородицы, потому что там вы можете оказаться в одной из самых многочисленных русских общин в Пекине, посетить музей, почитать редкую литературу и немного прикоснуться к Родине.

Другие видео о Китае от проекта Китайская Лапша, смотрите в: YouTube и Вконтакте. А почитать наши статьи, можно на страницах Магазеты.

— РЕКЛАМА —

Медиакит и цены • Нативная реклама • Связаться

Почему Китай?

Часто, говоря о православии в Китае и Гонконге, я предваряю свой рассказ вступлением, в котором отвечаю на вопрос, для многих очевидный: почему Китай? Какой интерес для русского православного священника представляет собой эта страна? Почему выбрано служение в ней?

Впервые я приехал в Пекин в 1994 году – по приглашению моего друга-китайца, которого крестил еще в Москве. Китай я полюбил еще в детстве. Позже, учась в семинарии, заинтересовался историей Пекинской миссии. Позднее Бог судил мне познакомиться со многими людьми – и в Китае, и в Европе, и в Америке, – которые имели непосредственное отношение к истории Православной Церкви в Китае. Постепенно пришло понимание того, что и как нужно сделать, чтобы Православная Церковь в Китае не стала лишь случайным эпизодом в истории Поднебесной.

В свое время у меня была возможность поделиться своими мыслями со Святейшим Патриархом Кириллом, возглавлявшим тогда Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Тогда же сложилось и понимание того, что особую роль в проекте возрождения Православной Церкви в Китае может сыграть Гонконг как территория, с одной стороны, китайская, а с другой – не обремененная законодательными ограничениями для деятельности христианских, в том числе и иностранных, миссионеров. С 1994 года я регулярно ездил в Китай, сначала – в Пекин, Харбин, Синьзян. Со временем поездки стали достаточно частыми, возобновились регулярные службы на территории бывшей Пекинской миссии – ныне посольства России в Пекине. Укрепились контакты с немногоми православными китайцами. И наконец, в 2003 году я получил благословение на воссоздание православной общины в Гонконге.

Как появилось православие в Китае?

Православная миссия возникла в Китае в начале XVIII века. В те времена император Петр I активно стремился установить отношения с Китаем, хотя это было весьма непросто: Поднебесная всегда оставалась замкнутой страной. Предлогом для направления официальной миссии в Китай была забота о группе русских пленных албазинцах (албазинцы – потомки русских казаков-поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин; в конце XVII века острог был захвачен китайцами, а казаки в качестве пленных были доставлены в Пекин – Ред.). Это был первый шаг России в Китай. И до конца XIX века Пекинская миссия наряду с миссионерскими задачами исполняла и дипломатические поручения, что не могло не обременять ее, не очень способствуя выполнению основной, проповеднической задачи. По-настоящему миссионерская работа в Поднебесной началась лишь в конце XIX века, хотя, к сожалению, события 1917 года в России ее существенно затормозили.

Албазинская икона Божией Матери

Сегодня православной миссии в Китайской Народной Республике де-юре нет. Согласно китайским законам, иностранные миссии не имеют права действовать на территории страны. Чтобы как-то обойти этот закон, в 50-х годах прошлого века Пекинская миссия была преобразована в Китайскую Православную Церковь, но она, увы, не пережила периода «культурной революции» и была фактически уничтожена. Хотя модель автономной Православной Церкви была создана, были рукоположены два китайских епископа, полтора десятка китайских священников. Тем не менее, фундамент этой Церкви не выдержал испытаний «культурной революции» – институционально оны была разрушена в 60-е годы прошлого века.

Китайские просфоры

Однако в некоторых местах остались верующие, сохранились храмы. И сегодня идет речь о том, как нормализовать церковную жизнь православных верующих. Правда, работа в этом направлении не может развиваться без поддержки извне, и прежде всего со стороны Русской Православной Церкви. В этом смысле правильно говорить о необходимости создания православной среды, развития китайской православной культуры для утверждения православия среди китайцев. В этом смысле такую задачу можно назвать по-настоящему миссионерской.

Основная проблема Православной Церкви в Китае – это то, что в силу исторических обстоятельств была разрушена православная среда приходов. Нет системы образования, нет архиереев, людям неоткуда серьезным образом получить опыт духовной и богослужебной жизни. Нынешние власти, учитывая сегодняшнюю их политику, вполне адекватно бы отреагировали на увеличение православной общины. Нужно сказать, что все православные храмы на территории Китая были открыты или восстановлены без всякой инициативы извне. Это всегда была инициатива местных приходов или местного правительства. То есть когда шло восстановление церковной жизни в Китае, скажем, в 80-90-е годы, со стороны Русской Православной Церкви на это не было направлено никаких усилий. Так, храм в Кульдже, построенный в 2000 году, возник по инициативе местной общины, на деньги местного правительства. Поэтому мы видим много примеров того, что китайские власти готовы адекватно реагировать на развитие православия в том случае, когда оно идет изнутри, по линии именно местных общин.

Православие – всемирная религия, православные общины Китая не могут быть изолированными. В силу исторической связи они опираются прежде всего на Русскую Православную Церковь. Не имея достаточной степени внутренних ресурсов для своего роста и развития, они надеются на ту помощь, которая могла бы и должна была бы прийти со стороны Русской Православной Церкви. Для китайских властей сейчас самая большая сложность – понять, в какой мере и в какой форме они готовы допустить эту необходимую для нормализации православной жизни в Китае помощь со стороны Русской Православной Церкви. С одной стороны, существуют улучшающиеся отношения: председатель КНР Си Цзиньпин встречался с Патриархом. Но нужно заметить, что для официальных властей Китая это всегда взгляд с политической точки зрения. Нельзя сказать, что в религиозной жизни нет политического аспекта. Но, наверное, здесь, в том числе и со стороны Православной Церкви, важно ставить акцент на духовную сторону вопроса, а не на политику. Дело не в российско-китайских отношениях, не в стремлении России усилить свои отношения с Китаем. Первая забота – о духовной жизни существующих там общин, об образовании людей, об опыте молитвы, богослужения.

Самое важное – укрепление этой самой православной среды, из которой могли бы выходить собственные китайские священнослужители. Когда эта среда станет достаточно сильна, надеюсь, при помощи Русской Православной Церкви, тогда и реакция китайских властей будет совершенно адекватна. Но когда мы говорим о том, что православных немного, они рассредоточены по стране и часто не в состоянии объединиться, то попытки со стороны любых иностранных сил (будь то Русская Православная Церковь или Константинопольский Патриархат) вести какую-то неофициальную или незаконную деятельность на территории страны будут вызывать беспокойство у китайских властей. Они хотели бы контролировать все процессы. В силу того, что это власти светские, они, как я уже сказал, воспринимают религиозные движения с политической точки зрения. Всё неизвестное вызывает беспокойство, и они бы не хотели, чтобы в стране происходило что-то непонятное, неизвестное, потенциально, может быть, враждебное, а может быть, и не враждебное. Откуда им знать – какое?

Поэтому я думаю, что все шаги, которые Русская Православная Церковь предпринимала и предпринимает, должны быть открытыми, ясными, понятными, заранее согласованными. Со стороны же китайских властей я вижу основную проблему в крайне плохом представлении о православии. Практически мы не можем встретить нормальную, адекватную экспертную оценку. Наверное, не по их вине. Поскольку православие в стране представлено слабо, и чтобы с ним серьезно познакомиться, надо немало прочитать, посетить множество православных общин за пределами Китая. Для того чтобы увидеть, как это работает. Здесь, я полагаю, совершенно необходима помощь со стороны Русской Православной Церкви. В том, чтобы сформировать правильное, адекватное видение и понимание ситуации у китайских официальных лиц касательно Православной Церкви. Если не будет адекватного понимания – будут неадекватные реакции.

Гонконг

Совершенно особую роль в деле возрождения Православной Церкви в Китае играет Гонконг. Законы здесь значительно отличаются от законов, действующих на остальной территории КНР. Здесь нет ограничения для религиозной деятельности иностранцев. Именно поэтому только в Гонконге мы как иностранцы можем официально вести религиозную деятельность. Вместе с тем Гонконг тесно связан с континентальным Китаем, и благодаря этому многие приезжают к нам для участия в богослужениях, для Крещения.

Освящение чая

Приход Гонконга помогает православным китайцами во всех регионах Китая наладить церковную жизнь. Мы регулярно совершаем богослужения в общинах Шэньчжэня, Гуанчжоу, Даляня. Кроме того, регулярные богослужения совершаются русскими священниками на территории российского посольства в Пекине и консульства в Шанхае. В Харбине в Покровском храме служит китайский священник. Сегодня в Гуанчжоу и Шэньчжэне есть две общины, в которых по выходным дням богослужения совершаются в домовых храмах. Есть также храм в Тайбэе, где регулярно проходят службы. В открытых храмах в Синьцзяне и Внутренней Монголии богослужения совершаются мирским чином по воскресным дням и праздникам.

В самом Гонконге мы служим в небольшом домовом храме в центре города на 12-м этаже одного из небоскребов. Именем святых апостолов Петра и Павла храм был назван в 1934 году, когда он был открыт. Возобновляя его деятельность в 2003 году, мы решили не менять имя. Община нашего храма – это несколько десятков человек. Из них примерно четверть прихожан – китайцы. Форма домового храма типична для Китая, здесь подавляющее большинство храмов располагаются в небоскребах. Ведь в Гонконге самая дорогая в мире недвижимость. Скажем, 150 кв. метров, на которых располагается наш храм, можно арендовать за 4 000 долларов США в месяц. Покупка этого помещения будет стоить порядка двух миллионов. А уж приобретение участка земли и строительство храма обойдется в десятки миллионов долларов!

Помимо богослужебной деятельности, приход в Гонконге занимается рядом миссионерских проектов. Мы открыли первое в Китае издательство православной литературы, много работаем над переводами вероучительных и богослужебных книг. Это сложная работа, требующая высококвалифицированного труда. И стоит она немалых денег. Все проекты по переводам финансируются только путем частных пожертвований.

Есть у нас и медийный проект, ведь речь идет не только о том, чтобы сделать перевод того или иного текста на китайский – его ведь надо облечь в какую-то определенную форму: книги, аудиозаписи, фильма, веб-страницы. Мы создали и несколько китайских приложений для смартфонов – молитвослов, православный календарь.

Все это довольно-таки востребовано, ведь китайское общество сегодня переживает быстрый процесс трансформации, который сопровождается кризисными явлениями. На этом фоне многие в Китае интересуются вопросами веры. Православие для китайцев – нечто новое и малознакомое (по сравнению с католицизмом и протестантизмом). Именно в силу своей новизны оно имеет шанс на развитие. В Китае нет запрета на исповедование православия, как ошибочно полагают многие. Проблема лишь в недостаточном объеме и ограниченной доступности материалов о православии, а также в невозможности для китайцев регулярно посещать храмы и богослужения. Тем не менее китайцы часто осознанно и охотно принимают Крещение в Православной Церкви. По большому счету, речь сейчас идет о том, чтобы о православии для китайцев мы могли рассказать на доступном для них языке, в широком смысле этого слова.

К сожалению, Православная Церковь в Китае никогда не получала от Церкви в России даже малой доли тех усилий, заботы, материальных и человеческих ресурсов, которые были приложены католиками и протестантами для развития их церквей – видимо, в силу того, что российское общество всегда было достаточно равнодушно к вопросам миссии в Китае. Не так было в Европе и Америке – и сегодня мы видим в Китае несколько десятков миллионов инославных христиан, численность которых быстро растет.

Иконостас

И мы многому можем поучится у католиков и протестантов в деле организации миссии. Ведь все мы здесь христиане в окружении постхристианского мира. У всех христиан в Китае общие проблемы. Мы все живем в одном обществе, в довольно специфическом социуме, и нам важно знать любой опыт решения самых разных проблем. Именно поэтому и многие католики и протестанты активно интересуются практикой духовной жизни Православной Церкви.

Иногда меня спрашивают о том, что Русская Православная Церквоь получает от развития православия в Китае. Казалось бы, в России немало таких проблем, которые мы должны были бы решить, работая прежде всего у себя дома. Миссионерство – в самой природе Церкви, дух его – в словах Спасителя, благословляющего апостолов «научить все народы». Православие в Китае – это такая задача, на решении которой мы можем понять, остался ли миссионерский потенциал в Русской Православной Церкви, остались ли силы, умение, желание к этому стремиться. Если мы на этом пробном камне поймем, что внутренний потенциал есть, это скажет нам, что Русская Православная Церковь жива и сильна.

Храмы Китая, построенные под влиянием китайского буддизма, поражают своими изящными очертаниями и богатым убранством. Остроконечные многоярусные крыши — один из главных символов этой страны, и странно представить себе путешествие по Китаю, лишенное внимательного изучения его религиозных сооружений.

Храм Неба

В южной части Пекина расположен Храм Неба (Тяньтань). Известен он прежде всего нетрадиционной для китайских храмов круглой формой. Храм Неба включен в храмовый комплекс «Парк Храма Неба», который считается одним из самых большим храмово-монастырских комплексов страны. Возведен он был при династии Мин императором Юн Лэ в 1420 г.

При входе на территорию парка можно увидеть огромный алтарь, на котором может постоять каждый желающий. От алтаря в северную часть комплекса ведет 30-ти метровой ширины дорога. В этой части парка и находится Храм Неба – его еще называют Храмом Моления об урожае. Круглая форма сооружения согласно китайской традиции символизирует небо.

Сюда ежегодно в день зимнего солнцестояния прибывал император — помолить Небо о богатом урожае и оставить щедрые дары.

Храм Нефритового Будды

Храм Нефритового Будды получил свое название благодаря двум скульптурным изображениям Будды Шакьямуни, привезенным из Бирмы. Основан Храм был в 1882 году – именно тогда первая статуя была привезена в Китай. Храм Нефритового Будды можно увидеть издалека – стены выкрашены в яркий желтый цвет, крыша с карнизами увенчана статуями.

Главный зал Храма – Дом Нефритового Будды, в центре которого возвышается двухметровая статуя, сделанная из белого нефрита и украшенная драгоценными камнями. Статуя изображает Будду в момент размышления. Изваяние меньшего размера символизирует Будду в момент нирваны.

Несомненный интерес также представляют Зал Небесных Владык, Зал Великого Мудреца, залы созерцания внутреннего бытия и залы чтения сутры.

Монастырь Шаолинь

Монастырь Шаолинь — не просто известное место в Китае: с ним связно множество легенд и историй. Расположен он на горе Суньшань. Название монастыря происходит от его географического положения, и буквально означает «монастырь в лесу на горе Шао-ши». Основан он был V веке н.э. монахом из Индии, Бодхидхармой, проповедовавшим чань (дзэн) буддизм.

Добравшись до горы Суньшань, Бодхидхарма 9 лет медитировал в пещере на вершине горы, сидя перед огромным камнем. Своим ученикам монах передал уникальный метод медитации и поддержания физической формы. Ученики Бодхидхармы имитировали естественные движения птиц и зверей, с течением столетий эти движения превратились в высшую форму боя без оружия, которыми собственно говоря, и славится Шаолинь.

Монахи Шаолиня, как считается, принимали участие практически во всех войнах и восстаниях в Китае. Однако именно в связи с такой боевой активностью монастырь на протяжении веков подвергался многочисленным разрушениям и пожарам. К 20 веку в монастыре уцелело лишь несколько павильонов и стен. Но Правительство Китая приняло решение восстановить Шаолинь.

Сам монастырь представляет собой череду двориков, расположенных на склоне горы — они находятся один выше другого, от площадке к площадке ведут лестницы. Окружает монастырь стена высотой 3 метра. Попасть на территорию можно через южные ворота. Всего периметр стены равен порядка 900 метров. Снаружи стены находится Лес Дагоб — каждая дагоба поставлена в память о конкретном монахе. Есть в монастыре также музей боевых искусств и статуя гигантского Будды.

Храм Вон Тай Син

Храм Вонг Тай Син, расположенный в самом сердце района Кoулун, входит в число известнейших храмов Гонконга. Этот популярный даосский храм регулярно посещают миллионы паломников, в том числе и приверженцы буддизма и конфуцианства. Легенда гласит, что основатель храма утверждал, что это бессмертный Вонг Тай Син явился ему и сказал, где нужно построить новый храм и как его назвать.

В 1921 году началось строительство храмового комплекса, включающего в себя несколько залов и павильонов. Здесь есть Зал трех святых, Бронзовый павильон, доступ в который разрешен только мужчинам, Зал архивов, усыпальница Юэ Хин со статуей Будды, библиотека китайской религиозной литературы, а также живописный Сад добрых пожеланий. Особый зал отведен для последователей Конфуция. В архитектуре храма строго соблюдены традиционные методы и приемы — большие красные столбы, великолепная золотая крыша, декорированная фризами с разноцветными фигурками.

Легенда гласит, что однажды юный пастух Вонг Тай Син повстречал бессмертного, который научил его способу изготовления лекарства от всех болезней. С тех пор Вонг Тай Син снискал славу целителя и чудотворца. В народе его любили и почитали как божество. Поэтому если у вас есть заветное желание, то непременно стоит побывать в храме Вонг Тай Син и, может быть, оно исполнится!

Храм Гуансяосы

Храм Гуансяосы является одним из древнейших архитектурных памятников Гуанчжоу и самым большим буддийским храмом. Сооружение было построено более 1700 лет назад как резиденция наньеского царя. Храмовый комплекс отличается богатством и великолепием, здесь находится множество культурных и исторических ценностей.

Основное сооружение комплекса – дворец Дасюнбаоцзян, в восточной и западной частях которого возвышаются самые древние в Китае железные пагоды. Помимо того, в монастыре находится, терем спящего Будды, павильон Шести патриархов чань-буддизма, колокол Дабэйчжун, бронзовая статуя Будды.

Храм Кумбум Чортер

Храм Кумбум Чортер является визитной карточкой древнего монастырского комплекса Пелкор Чёде, расположенного в горах Тибета. «Кумбум» также известен как «Ступа 10 000 Будд, божеств и бодхисаттв».

Основание храма было заложено в 1560 году. Под крышей многоэтажного строения скрывается 108 комнат, украшенных настенными изображениями. Название «10 000 Будд, божеств и бодхисаттв» не обманывает — именно такое количество изображений украшает интерьеры Кумбум Чортер. Венчает храм статуя Будды Майтрейи, благодаря чему храм имеет очередное название — «Кумбум Джампалинг».

Кумбум Чортер является действующим монастырём. Здесь расположено четыре монастырских колледжа. Наиболее крупный из них — Колледж дебатов. Другие колледжи храма — Нгагпа Драцанг, Дукхор Драцанг Ригден Лосел Линг, Санг-Нгаг Деченлинг Дацанг.

Храм Юаньтун

В центре Куньмина расположен величественный Храм Юаньтун – единственный в городе буддистский храм. Построен он был в эпоху правления династии Тан (618 — 907). Уникальность сооружения состоит в том, что к центральному залу ступени ведут не вверх, как традиционно, а вниз. В зале находится большая статуя Будды и драконы, обвивающие колоны.

За пределами сооружения можно увидеть живописный пруд с мостами, а в центре возвышается восьмиугольный павильон. Это место привлекает большое количество паломников.

Храм Шуанлинь в Шаньси

Также известный как Музей Древней скульптуры, храм Шуанлинь расположен в деревне Чиаотоу, в шести километрах от городка Пиньяо. Его коллекции содержат более 2000 образцов скульптур, выполненных с виртуозным мастерством ремесленниками эпох разных династий. В 1997 году Храм Шуанлинь был включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Храм включает в себя десять больших и малых помещений, а также залы, предназначенные для чтения сутр, и комнаты, в которых жили монахи. В одном из залов хранится скульптура богини Квон-йин. Она восседает на пьедестале. Ее правая нога согнута, левой она наступает на лист лотоса. В этом же зале находится Веда — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Это ее лучший образец в Китае, потому он и заслуживает особого внимания со стороны посетителей музея.

Даосский храм

Расположенная в окрестностях города Тайань гора Тайшань, или Гора Восхода, входит в число пяти священных гор, почитаемых приверженцами даосизма.

По сложившейся традиции эта гора почиталась как место обитания даосских святых и божеств, она ассоциируется с восходом Солнца, зарождением жизни, обновлением. На протяжении вот уже 3000 лет расположенный на вершине горы храм притягивает многочисленных паломников.

Храм Божества Горы Тай, построенный в эпоху династии Цинь — крупнейший и самый древний даосский храмовый комплекс на горе Тайшань. Его площадь составляет 96 тысяч кв. метров. С III века до н.э. в архитектуре храма стали появляться элементы, схожие с декором императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу.

Комплекс построек состоит из пяти главных залов и множества дополнительных помещений. В самом центре расположен Дворец Небесного Благословения. Он был возведен в 1008 году, а спустя ровно год его стены были покрыты росписями «Путешествие божества горы Тай». Основной сюжет настенной росписи посвящен тому, как Божество горы инспектирует Поднебесную.

Вокруг храма растут кипарисы, возраст которых насчитывает несколько столетий.

Открывайте для себя новое вместе с Вокруг Света!

ООО «Вокруг света»
УНП 100997632

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *