Клерикальная партия

Клерикальная партия

Клерикальная партия – как указывает самое слово (от clerus – клир), ставит себе задачей усиление власти и значения церкви, именно католической. Партия эта, естественно, может существовать только в государствах либо католических (как Бельгия), либо таких, где католицизм сильно распространен и играет заметную роль (Германия). Как и все политические партии в новейшем смысле этого слова, К. партия возникает вместе с парламентаризмом, хотя клерикализм, как мировоззрение и политический идеал, тесно связанный с католицизмом, несравненно древнее. В стране, где – как, напр., во Франции при Наполеоне III – государ. власть находится в более или менее тесном союзе с католической церковью, нет места для К. партии, как партии самостоятельной: она сливается с партией правительственной. Наиболее заметную роль К. партия в настоящее время играет в Австрии, Бельгии и Германии.

В Австрии К.. партия, подобно другим, не составляет одного компактного целого, а делится по национальным группам. Так, итальянцы в рейхсрате делятся на «итальянский либеральный клуб» и «Frentino club» (в рейхсрате 1891 г. – 4 члена); последний защищает К. идеи. Но так как главная задача итальянцев-членов австр. рейхстага – не отторжение от Австрии и присоединение к Италии, а только господство в местных ландтагах и подавление славянских элементов, то итальянские либералы и клерикалы большей частью сходятся между собой, расходясь лишь по школьному и немногим другим вопросам. Немецкие клерикалы группировались в 1880-х гг. в «клуб Лихтенштейна» (около 80 членов) или «правый центр», поддерживавший министерство Таафе. В 1883 г., вследствие настояний этого клуба, правительство провело новеллу к школьному закону 1868 г., по которой: 1) руководители школ должны быть того вероисповедания, к которому принадлежит большинство учеников, 2) в определенных случаях продолжительность обязательного обучения понижается с 8 до 6 лет. В 1889 г. в Вене был многолюдный (до 2000 чел.) съезд католиков, выразивший основные стремления австрийской К. партии: конфессиональная школа, восстановление светского владычества папы. Последнему правительство, крепко держащееся союза с Италией не могло ни сочувствовать, ни содействовать; на почве первого требования могло быть достигнуто соглашение. Однако предложение, внесенное в этом смысле Алоизием Лихтенштейном в рейхсрат, не встретило достаточной поддержки и не прошло, после чего Лихтенштейн вышел из клуба, и он распался. На выборах 1891 г. местные «К. избирательные комитеты» вели борьбу довольно энергично и провели не менее 20 сторонников, которые группируются в клубах Гогенварта, антисемитическом и др. В состав министерства Таафе входили по временам клерикалы (Фалькенштейн и др.); в министерстве Виндишгреца настоящих клерикалов нет, но поддерживающий его клуб Гогенварта имеет их в своей среде. Поляки, тоже одна из правительственных партий, в своей среде насчитывают немало клерикалов.

В Bенгрии в нижней палате нет группы, которая называлась бы К. партией, но в верхней палате заседают духовные лица, пропитанные К. тенденциями, и они находят поддержку как в консервативном большинстве верхней палаты, так и в консервативном меньшинстве нижней, а также еще более сильную поддержку короля. Несмотря на то, либеральному министерству Векерле удалось, хотя и с большим трудом, провести в декабре 1894 г. либеральные церковные законы (гражданский брак, передача ведения метрических книг в руки гражданских властей, безусловная свобода совести и равноправность религий, в том числе и иудейской) через обе палаты и добиться для них санкции короны; но зато К. партия, опираясь на короля, принудила Векерле подать в отставку. В связи с этим событием произошло в Венгрии образование новой партии, явно К. по своему составу (большое число духовных лиц) и по своим тенденциям; партия эта, выработавшая в конце января 1895 г., на частном собрании у гр. Эстергази в Пеште, свою программу, приняла название «народной». Главные пункты ее программы: 1) пересмотр закона о гражд. браке, 2) охрана прав и автономии католической церкви, 3) свобода школьного обучения (т. е. преимущественно независимость церковных школ от правительственного контроля), 4) охрана интересов земледелия, кредиты для мелких хозяев, 5) биржевой налог, 6) охрана семейных и нравственных интересов рабочих, расширение страхования рабочих, узаконение отдыха для рабочего, 7) реформа избирательного права. Программа, до некоторой степени сходная с программой германских антисемитов, обнаруживает стремление вербовать сторонников в среде рабочих и крестьян, враждебных либеральной буржуазии. На дополнительных выборах в конце 1894 и начале 1895 г. партия отвоевала от либералов несколько полномочий, чем успела вызвать сильную тревогу в лагере последних; устами Банфи (министра-президента) они в палате депутатов объявили ей непримиримую войну.

К. пapтия в Бельгии была организована уже в конгрессе 1790 г., во время эфемерного существования соединенных бельгйских штатов; ее раздоры с либеральной партией, парализовавшие энергию действий, были одной из причин торжества австрийского оружия. Она же составляла оппозицию во время французского и голландского владычества, когда в стране была признана свобода совести. Но либералы также были недовольны голландским владычеством, и потому во время революции 1830 г обе партии действовали сообща. Немедленно после освобождения Бельгии союз распался: началась упорная парламентская и внепарламентская борьба, продолжающаяся и поныне. К. партия распалась на две фракции: крайних (ультрамонтанов) и умеренных клерикалов. В парламенте большинство клерикальное постоянно заменялось большинством либеральным, и наоборот; соответственно этому изменялись и министерства. Борьба велась преимущественно на почве вопросов народного образования, расширения политических прав народа и свободы торговли (К. пария – сторонница протекционизма). В области народного образования торжество почти все время было на стороне К. партии. Иезуиты имели и имеют до ныне свои школы, свои гимназии, даже свой университет (в Лувене), с большим числом учащихся, чем в государств. учебных заведениях; в их школьное дело государство не вмешивается. Почти вся женская молодежь получала и получает образование в католических м-рях. В 1847 г. либер. м-ство Рожье значительно расширило самоуправление общин, несмотря на противодействие К. партии. В 1856 г. К. министерство Брукера отменило в пользу духовных училищ требование аттестата зрелости от поступающих в университет и освободило находящиеся в заведывании церквей и монастырей благотворительные учреждения от государственного контроля. Либеральное министерство Фрер-Орбана провело школьный закон (1879), вводящий контроль государства над учебными заведениями, ослабляющий роль в них духовенства и ставящий преподавание Закона Божия в зависимость от желания родителей; оно же обязало (1883) семинаристов военной службой, но только в военное время. Обе меры – особенно «школа без Бога», как ее тенденциозно обозвали клерикалы – вызвали ожесточенные протесты со стороны духовенства и усиленную агитацию. В 1884 г. Фрер-Орбан должен был уступить место ультрамонтану Малу, которого вскоре сменил «умеренный» клерикал Бернаерт; место последнего в 1894 г. занял другой клерикал, Бюрле. Школьный закон Фрера-Орбана заменен другим, противоположным по тенденции. В это время выступает на очередь вопрос о введении всеобщей подачи голосов. Его выдвигает социал-демократия, поддерживаемая левым крылом либеральной партии. Умеренные либералы (доктринеры), руководимые Фрер-Орбаном, отказываются от прежних демократических стремлений и, вступив de facto, в союз с К. партией, начинают ожесточенную борьбу против требований рабочих. Это дает социалистам право говорить, что и К. партия, и либеральная в действительности одинаковые представительницы одного и того же общественного класса – буржуазии. Министерству, однако, приходится уступить (1893), в виду народного возбуждения. Выборы 14 октября 1894 г., первые на основании нового избирательного закона, сохранили власть за К. партией, оказавшейся весьма единодушной; она составила один общий список кандидатов (на 152 места – 156 кандидатов) и энергично действовала против разъединенных либералов, радикалов и социалистов. В результате она завоевала (по прежнему – преимущественно в фламандских провинциях) 916000 голосов (из1797000) и 104 (из 152) места в палате депутатов. К. м-ство Бюрле пошло, однако, на уступки рабочим; оно основало office detravail и в своей программе обещало некоторые социальные реформы. Это повело к брожению в К. партии, доходящему чуть не до разложения. С одной стороны, некоторые К. депутаты обещают рабочим 8 часовой рабочий день и образуют «клуб социальной реформы»; с другой стороны, непримиримые элементы, недовольные уступчивостью министерства, основывают «клуб протекционистов», самым названием указывающий на то, что в основе идеалов партии лежат интересы буржуазии, а не религиозные убеждения.

К. партия в Италии первое время после объединения Италии не была партией парламентской, так как папа Пий IX запретил верным католикам принимать какое бы то ни было участие в государственной жизни. Но воинствующее положение папы вызвало и правительство на борьбу с ним; в ней принимали участие даже консервативные правительства. Так, в 1873 г. м-ство Ланцы закрыло почти все монастыри в Италии; в 1877 г. умеренно-либеральное м-ство Депретиса сделало уроки Закона Божия необязательными в школах. В подобных случаях К. партия ограничивалась усиленной агитацией в народе, сильно затруднявшей деятельность министерства. Папа Лев XIII разрешил католикам принимать участие в выборах. Это, вместе с торжеством либеральной партии (1876), привело консерваторов к сближению с клерикалами; они противятся правительственным мероприятиям, враждебным церкви, каких особенно в м-ство Криспи (1887 – 1891) было немало . Сильное правительственное давление на выборах помешало образоваться в парламенте сильной, сплоченной К. партии; но ее влияние на страну чувствуется в самой страстности, с какой правительство борется с ней. Уголовный кодекс 1889 г. налагает особенно суровые наказания за преступления, совершенные в видах торжества клерикализма. В 1890 г. папа вновь решительно запретил католикам участие в парламентских выборах; но в местных выборах они продолжают участвовать.

К. партии во Франции, как особо организованной парламентской партии, нет. При Наполеоне III правительство шло на всевозможные уступки церкви и поддерживало папу в его борьбе против революции и Итал. королевства. После падения империи клерикальные элементы сплотились отчасти под знаменем бонапартизма, отчасти – легитимизма. При Мак-Магоне направление политики правительства было вполне клерикальное; после его падения (1879) восторжествовали противоположные стремления. Изгнание иезуитов из Франции и «Бога из школы» были наиболее враждебными церкви актами правительства. Оппозиция К. партии долго была непримиримой, направляясь против самых основ государственного строя Франции. Но безнадежность этой борьбы, вместе с торжеством умеренных партий на парламентских выборах, заставила, наконец, К. партию изменить свою политику. В 1890 г. кардинал Лавижери заявил о своем присоединении к республике; папа, через своего статс-секретаря Рамполлу, выразил одобрение его поступку. Тогда большинство духовенства последовало его примеру. Это передвинуло центр тяжести в республиканской партии направо (одновременно, отчасти под влиянием К. партии, совершилось присоединение к республике многих монархистов). Умеренные элементы в среде республиканцев встретили присоединившихся с распростертыми объятьями. Правительство отказалось от борьбы с церковью, и К. партия, союзниками которой являются теперь почти все оппортунисты и консервативные республиканцы, одержала, таким образом, довольно значительную победу.

В. Водовозов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

КЛЕРИКАЛИЗМ — комплекс социально-теологических идей и связанных с ними политических практик, направленных на установление религиозных ценностей в качестве основы жизни общества, соз­да­ние ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих оп­ре­де­ляю­щую роль ре­лигиозных ин­сти­ту­тов в об­ще­ст­вен­но-по­ли­тической и куль­тур­ной жиз­ни го­су­дар­ст­ва.

Тенденции к клерикализму характерны для многих религий, однако в силу сложившегося словоупотребления термин «клерикализм» чаще всего применяется к христианству, и особенно к ка­то­ли­циз­му. При этом термин «клерикализм» не является церковным; отражая, по сути, проблематику церковно-государственных отношений, он возник в среде сторонников секуляризации, закрепился в политическом лексиконе в 1850-х годах в Бельгии и на всех этапах своей эволюции имел негативный оттенок. Религиозными терминами, отражающими фактически ту же проблематику, что и термин «клерикализм», являются теократия, симфония властей.

Клерикализму противостоит секуляризм (антиклерикализм). В истории Западной Европы Но­во­го вре­ме­ни борьба против клерикализма приобретала различные формы — от непризнания власти папы Римского (про­тес­тан­тизм) до принятия конституций или сводов законов, ограничивающих участие Церкви в государственных делах. Хотя антиклерикальные сочинения появились уже в эпоху Возрождения, идеологическая программа антиклерикализма сложилась на основе ряда деистических и атеистических учений эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дид­ро, П. А. Голь­бах и др.). Руссо в сочинении «Об общественном договоре» (1762 год) выступал за признание со стороны государства только «гражданской религии», которая, в его понимании, сводилась к нравственным и гражданским «правилам общежития» и отрицала суть христианской религии.

В классическом партийном виде клерикализм сформировался в XIX веке как элемент развития парламентаризма. Первая клерикальная партия была создана на территории современной Бельгии в 1790 году, её сторонники придерживались ультрамонтанских позиций (смотрите Ультрамонтанство). Деятельность партии способствовала достаточно длительному сохранению статуса Бельгии как католического государства. В том же направлении развивалась деятельность клерикальных партий в Австро-Венгрии и Баварии. В этих странах клерикализм стал элементом государственной политики, основанной на приверженности христианским ценностям. По мере преобразования общества на светских началах клерикализмом стали называть борьбу католической Церкви за сохранение своего традиционного статуса и влияния в обществе.

В странах, где политика секуляризации последовательно проводилась государственной властью, исходя из идеологии (республиканская Франция) или политической прагматики (Германская империя, Италия), клерикализм становился оппозиционным антидискриминационным движением, отстаивающим права Церкви перед лицом враждебного ей государства. В Германии особенно заметную роль играла Центра партия, деятельность которой является классическим примером политического клерикализма. В XX веке клерикализм был важным элементом внутренней политики франкистской Испании, Португалии, Греции и ряда латиноамериканских государств.

На современном этапе под клерикализмом понимается деятельность религиозных институтов и солидарных с ними лиц и организаций по принципиальному отстаиванию традиционных ценностей и основанных на них способах нравственной и социальной регуляции. В современной России термин «клерикализм» используется в светском религиоведении и СМИ для негативной оценки инициатив по расширению миссии православной Церкви в обществе. Основными направлениями полемики вокруг клерикализма являются: теологическое образование в государственных вузах, преподавание основ духовной культуры в школе, введение института капелланов в Вооруженных силах.

Клерикал, клерикализм, клерикальная партия – все эти однородные термины происходят от слова «клир» и придают своему основному корню один и гот же специфический оттенок довольно ясно выраженного несочувствия и антипатии, переходящей иногда даже в прямое презрение.

Уже из сделанного определения ясно, что такой термин мог возникнуть в качестве клички, данной представителям какого-либо клира со стороны их оппонентов. Так, действительно, и было: термин «клерикал», являясь производным от латинской формы слова «клирик» (сleticus), стал прилагаться в его неодобрительном смысле к представителям католического клира в конце средневековой эпохи, когда более ясно начало выражаться недовольство католическою церковию и происходила подготовка к реформации. Можно, пожалуй, отодвигать происхождения этого термина еще раньше в XI-XII в., когда в католическом клире, благодаря реформам Григория VII (целибат, духовная инвститура и др.) совершалась его кастовая самозамкнутость, вызывавшая противодействие, как со стороны некоторых клириков (миланских, напр., так и еще больше со стороны различных сектантов (катары со всеми их разновидностями). Но окончательную формулировку определенного понятия «клерикал» должно отнести к эпохе реформации и поставить на счет протестантов, в устах которых слова – «клерикал» и «клерикализм» – стали какою-то, почти позорной кличкой всего католического духовенства (Schimpfwort по Раlnier’у у Herzog’а).

Чтобы уяснить себе такую странную трансформацию одного и того же термина (сtericus – клирик, избранный по жребию, следовательно – человек почтенный выдающийся; тогда как «клерикал» – скорее предмет глумления и насмешек, чем уважения), необходимо отметить те злоупотребления и крайности, которые постепенно вкрались в католическое учение о клире и скомпрометировали самое достоинство этого высокого служения.

Римско-католическая церковь, увлекшись идеей папского главенства, основную задачу своей деятельность полагала, как известно, ее во внутреннем воспитании и органическом слиянии всех своих членов, а в создании крепкого внешнего строя (оrdo), своего рода, абсолютной теократической монархии. На состав этой папской монархии была перенесена точка зрения древнего языческого Рима: как в последнем существовала резкая грань между «патрициями» и «плебеями», так и в первой все больше и больше упрочивалось различие между клиром и мирянами, взаимные отношения которых строились по старой схеме взаимоотношения патрициев и плебеев. Рядовая масса простых мирян, урезанная в своих самых законных и священных правах (напр., право читать библию и причащаться от св. чаши), трактовалась в католичестве, как духовный рlebs, как темная пассивная среда, все спасение которой зависело от благой воли властно царившего над ней клира. Наоборот, клир, целым рядом систематических мероприятий, был искусственно изолирован от мирян, наделен различными привилегиями и поставлен на недосягаемую для простых мирян высоту особой духовной аристократии, бесконтрольно распоряжающейся всей жизнью церкви и даже личным спасением каждого подданного папы.

Вполне понятно, что такой ложный принцип церковной политики привел католичество к самым печальным последствиям: всю массу верующих он или совершенно обезличивал и превращал в тупое покорное стадо, или, наоборот, раздражал ее своей стеснительно-унизительной опекой и заставлял переходить к крайностям реформации. Клир-же он надмевал сознанием какого-то исключительного господства деморализовывал его отсутствием ответственности и контроля и воспитывал в духе инквизиции и иезуитизма, освящавших позволительность всяких средств, направленных к усилению каждой власти (аd majorem Dei gloriam). Вот это-то горделивое сознание у представителей католического клира своего исключительного превосходства, этот-то дух властолюбия и нетерпимости, обусловленный всем строем римско-католической церкви – именно, эти-то, несимпатичные с общечеловеческой, но весьма характеристичные с римско-католической точки зрения, свойства католического клира и дают определенное, специфическое содержание термину «клерикализм». Отсюда также открывается и родство этого термина с аналогичным ему понятием «ультрамонтанизм», так как и клерикализм в сущности представляет собой ни что-либо иное как одно из резких проявлений последовательного ультрамонтанизма.

Клерикальными партиями на языке современной политической Европы называются те организованные политические группы, которые в своей государственной программе обнаруживают более или менее ясное сочувствие ультрамонтанской идее, т. е. торжеству папской системы. Такие группы, разумеется, могут существовать только в государствах с представительным правлением и при том лишь в таких, где католичество или господствует (Бельгия, Италия, Франция), или играет видную роль (Германия).

Рrofession de foi клерикальных партий, их политическая программа в том или другом государстве, обыкновенно, определяется не столько местными внутренними интересами, сколько характером отношения того или другого правительства (в известный исторический момент) к католичеству и папству. Вот почему, напр., в современной Германии, где император старается дружить с папой, клерикальная партия составляет в рейхстаге опору его власти (центр); во Франции эпохи Наполеона III, поддерживавшего папу, клерикалы были также надежными консерваторами и легитимистами; наоборот, в современной республиканской Франции, ведущей борьбу о католическими конгрегациями, клерикальная партии представляет самый опасный, боевой элемент, не так давно восторжествовавший победу даже над своим злейшим врагом – министром-президентом Комбом.

Можно отметить еще, в качестве общего явления, что со второй половины XIX ст. клерикальные партии стали обнаруживать стремление к соединению с социалистическими и социал-демократическими партиями, чтобы таким путем лучше обеспечить свои обоюдные интересы и составить более внушительную оппозицию буржуазии. Движение это, известное под именем «католического социализма», имеет уже свою историю и свою обширную литературу.

А. Покровский

Священник, одетый в церковную одежду, во время прогулки по улицам Вены, Австрия

Клерикализм (позднелат. clericalis «церковный», от греч. ϰλῆρος «клир, духовенство») — политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. В более узком, экклезиологическом смысле — организация церковной жизни, предполагающая господство клира (профессионального духовенства) — сацердотализм. Следует отличать от теократии. Противоположный термин -—- секуляризм.

Носителями клерикализма выступают духовенство и связанные с церковью лица. Клерикализм использует в своих целях не только церковный аппарат, но и различные клерикальные организации, клерикальные политические партии, а также созданные при ближайшем участии церкви профсоюзные, молодёжные, женские, культурные и прочие организации. Клерикальные партии возникли вместе с парламентаризмом, хотя клерикализм, как мировоззрение и политический идеал, несравненно древнее.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:5 405 789 860
  • ✪ Атеистический дайджест #67. Клерикальная симфония
  • ✪ Академик Евгений Александров — Опасность клерикализации
  • ✪ «Философия и политика». Выпуск 22

Субтитры

Существует типология государств и по критерию их отношения к религии.

По данному критерию выделяются следующие типы государств:

1)Светские государства – они характеризуются следующими признаками:

— государство не контролирует отношения своих граждан к религии и не вмешивается в церковную деятельность, если она осуществляется в рамках закона;

— государство не оказывает ни одной из конфессий (религиозным течением) ни материальной, ни финансовой помощи;

— религиозные конфессии не выполняют по поручению государства никаких государственных функций;

— конфессии не вмешиваются в политическую жизнь государства.

РФ – светское государство.

2) Клерикальные государствахарактеризуется тем, что государство оказывает поддержу одной из конфесий, религию, которой исповедует большинство населения государства.

Например: Великобритания, Норвегия, Швеция.

Для этого типа государств характерно:

— государство оказывает данной конфессии материальную и финансовую помощь в виде передачи ей в собственность земель и другой недвижимости, льгот по налогообложению и прочее;

— наделение религиозных организаций юридическими полномочиями по осуществлению части государственных функций (в сфере брачно-семейных отношений, регистрации брака, рождения);

— церковь участвует в политической жизни страны и осуществляет контроль в области воспитания, образования, культуры.

Однако, несмотря на сильные позиции церкви, с государством слияния их не происходит, а лишь тем самым отдается дань религии, исповедующейся большинством, а также традициям.

3) Теократические государства.Им характерны следующие основные черты:

— государственная власть принадлежит церкви, которая является государственной религией;

— религиозные нормы составляют основной источник права и регулируют все сферы общественных отношений;

— зачастую глава государства одновременно является и высшим религиозным деятелем.

Например: Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко, Иран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *