Книжная поэзия для детей зародилась

Развитие русской детской литературы в XVII веке

Развитие русской детской литературы в XVII веке происходило на фоне больших перемен. Московская Русь объеди­нялась и отодвигала границы в Сибирь и южные степи. Реформы патриарха Никона раскололи церковь и верующих. Усилилось вли­яние иностранцев на столичное общество. Набирала силу светская культура.

Литературный процесс шел в направлении от учебно-просве­тительной литературы к сочинениям художественным и научно-познавательным. Учебная книга давала ребенку готовую информа­цию, которую оставалось только заучить. Такая книга была ориен­тирована на одностороннее мышление читателя, приучала его к чужому монологу. Параллельно ей развивается литература, строя­щая с ребенком диалог, отражающая его детское «я», отвечаю­щая на его «почему?».

Книги для обучения чтению и письму предназначались млад­шему возрасту. Они были двух типов: азбуки-книги для чтения, писавшиеся полууставом и переплетенные, и азбуки-прописи, писавшиеся скорописью на листах, склеенных в свиток. Азбуки-книги нужны были на первом этапе обучения, азбуки-прописи – на втором, когда ученик уже умел читать и писать полууставом.

Всего в XVII веке было напечатано более 300 тысяч азбук и букварей (первый букварь вышел в Москве в 1657 году).

Среди полусотни книг для детей, сохранившихся с тех вре­мен, встречаются и такие, которые не связаны с учебными зада­чами, а предназначены, скорее, для развлечения и поучения. Их читали дети среднего возраста, овладевшие грамотой.

Зарождение поэзии и прозы для детей.

В 30–40-х годах XVII века зарождается поэзия для детей. Первым детским поэтом был Савватий – справщик московского Печатно­го двора (на эту должность, сходную с профессией ответственного редактора, назначались очень образованные и уважаемые люди) и учитель детей знатных москвичей. Его служба началась с участия в подготовке печатной азбуки, вышедшей в 1634 году и названной учеными азбукой В.Ф. Бурцова – по имени управляющего Печат­ным двором. В ней Савватий и поместил свои стихи (вирши). Они представляют собой обращение взрослого к ребенку с наставлени­ями в хорошей учебе, трудолюбии и послушании. Основная мысль виршей Савватия – о пользе и радости книжного учения, о вреде «лености и нерадении всякому бываемому во учении».

Начинает свое становление проза для детей. Перерабатываются и сокращаются (адаптируются) русские воинские повести: «Ска­зание о Мамаевом побоище» (о Куликовской битве), «Повесть об осадном сидении донских казаков», семейно-бытовая «Повесть о Петре и Февронии». Появляются и зачатки жанра рассказа. В одном из рассказов повествуется о том, как сын-преступник по дороге на казнь откусил ухо своей матери, объяснив злой поступок тем, что мать – виновница его гибели, поскольку не наказала его за первую кражу.

Развивается и собственно историческая литература для начи­нающих читателей: часто встречаются статьи-переработки с исто­рическими сведениями – из начала «Повести временных лет», а также книга «Синопсис» – краткое обозрение русской истории.

Предисловия к книгам, жанры «слова», «послания» были за­чатками публицистики, обращенной к детям.

Интересовавшиеся вопросами мироздания дети и взрослые чи­тали переводные космографии с описаниями стран и народов. Курс естествознания можно было получить, читая переводные шестодневы – произведения, комментирующие ветхозаветный рас­сказ о сотворении мира за шесть дней. Природа в шестодневе – «училище боговедения». Данные современной науки – о шарооб­разной форме Земли, движении звезд и планет, об атмосферных явлениях, о строении колосьев, виноградной лозы или лилии, клас­сификация пород рыб и пресмыкающихся и т.д. – приводятся как доказательство величия Творца мира, «Чудотворца и Художника».

Шестодневы и космографии послужили образцами для созда­телей художественно-познавательной литературы для детей.

В русской литера­туре появляются светские жанры, быстро ставшие достоянием юных читателей. На рубеже XVII–XVIII вв. басни уже утвердились как часть «школьной» литературы. Особую попу­лярность завоевывают романы и повести. Множатся списки «Алек­сандрии», «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царь Алексей Михай­лович (1629–1676) собирает «потешные» книги, далекие от пря­мого нравоучительного смысла. Однако он же своим указом запре­щает выступления скоморохов (след их языческой смеховой куль­туры сохранился в детском фольклоре и народном театре).

Литература — совокупность эстетически значимых и прецедентных текстов, определяемых культурным опытом народа. Литературный процесс — совокупность публицистических и художественных текстов, существующих синхронно за определенный временной период. Литература формируется в результате общественного договора.

Детская литература – это комплекс произведений, созданный специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. В быту детской литературой считаются все книги, которые читают дети.

Детская литература – предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературу, которая будучи не предназначена детям, но с течением времени включается в круг детского чтения. Для детей – Айболит, Корнея Чуковского, а в кругу детского чтения — Робинзон Крузо (присутствует увлекательный приключенческий сюжет).

Детская литература как совокупность письменных произведений, адресованных детям появилась на Руси в 16 в, для обучения детей грамоте.

Основа ДЛ – это УНТ, как неотъемлемая часть народной культуры и христианства. Первые печатные книги на Руси – азбука и Евангелие.

Цели детской литературы:

  • Развитие языковой картины мира
  • Формирование понятийного аппарата
  • Система ценностей
  • Становление личности
  • Развитие грамотности

Задачи детской литературы:

  • обучение эстетике и этике
  • формирование языковой компетенции
  • определение и формирование коммуникации между ребенком и взрослым.

Функции детской литературы:

Развлекательная — получение удовольствия, посредством чтения книг.

Без учета функции наслаждения юный читатель становится читателем по принуждению (от любой сказки может получить удовольствие, в соответствии с его эстетическим вкусом)

Образовательная. Ребенок узнает много нового для себя. Расширяет кругозор (познает окружающий мир посредством чтения любой сказки)

Риторическая. У ребенка развивается речь. Ребенок читая, учится наслаждаться словом и произведением, он пока что невольно оказывается в роли соавтора произведения.

Коммуникативная. Передача информации или побуждение к действию.

Эстетическая. Воздействие на эстетическое сознание, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимание истинного в художественной словесности.

Воспитательная. Книга – модель нашей жизни. Отражение поступков и поведения. Чего делать нельзя и что делать можно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа — последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания; социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения; психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский)

Рассмотрим характеристики ознакомления детей 2-7 лет с художественными произведениями на разных этапах дошкольного детства:

— в 1 младшей группе воспитатель приучает детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождает чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учит слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

— во 2 младшей группе воспитываются умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя дети инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок. Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.

— в средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

— в старшей группе воспитатель учит определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

— в подготовительной к школе группе внимание детей обращается на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитатель помогает почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививает чуткость к поэтическому слову; помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением .

Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, хочется поделиться опытом своей работы по ознакомлению дошкольников старшего возраста с литературными жанрами. Ознакомление происходит в три этапа:

1. «Сказка»

2. «Стихотворение»

3. «Басня»

Знакомство строится с опорой на пособие А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе детского сада» (ТЦ «Учитель», Воронеж 2008), в котором автор в пояснительной записке отмечает, что: «Мне хотелось научить детей отличать сказку…по тому, что в сказке происходят события, которых не может быть на самом деле…Стихотворение дети отличают по наличию в нём рифмы, басню — по наличию в ней морали и сказочных персонажей» .

Предлагаю познакомиться с ходом знакомства детей дошкольного возраста с данными жанрами:

1. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Сказка».

Воспитатель: Ребята, за последнее время мы прочитали с вами произведения таких авторов, как Лев Николаевич Толстой («Косточка», «Котенок»), К. Ушинского («Каждой вещи свое место»), Воронковой («Маша — растеряша»), Н. Носова («Про репку», «Огурцы»). К какому жанру литературы относятся эти произведения? (рассказы)

Рассказ — это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.

У всех детей есть любимый литературный жанр — это сказка.

Вы принесли из дома свою любимую книгу со сказками, они расположены на нашей выставке

Какие сказки вы любите?

Ответы детей: (…)

Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например,…

Я предлагаю обыграть русскую народную сказку «Теремок» в хороводе.

Обыгрывание сказки детьми «Теремок»

Воспитатель: Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?

Ответы детей: (Пушкин, Маршак, Успенский, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен или другие)

Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?

Предположения детей: (там есть чудеса,….)

Воспитатель: Какие?

Воспитатель: Давайте обыграем сказку «Колобок».

Обыгрывание детьми сказки «Колобок»

Воспитатель: Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый …

Стрела молодца угодила в болото,

Ну, где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …

Из танцзала короля

Девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка, просто

С дюйм была малышка ростом

Если сказку вы читали

Знаете, как дочку звали.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собачка Жучка

Деду с бабкой помогали

Корнеплоды собирали.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что одним из самых любимых ваших сказочников является К. И. Чуковский. Какие он сказки написал?

Ответы или предположения детей: («Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр»).

Воспитатель: Я вместе с вами прочитаю сказку «Телефон».

Чтение детям сказки «Телефон»

Воспитатель: Почему мы называем это произведение сказкой?

Ответы и предположения детей: (Животные говорят на человеческом языке)

Воспитатель: Хочется отметить, что это сказка в стихах. Не торопитесь относить книги домой, давайте мы их почитаем друг другу в группе.

2. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Стихотворение».

Воспитатель: Послушайте, какую историю написал Яков Аким про жадину:

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде.

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем, ни за что не поделится.

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище — жадина!

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому честно, ребята, скажу:

С жадными я никогда не дружу.

Вопрос воспитателя: Что я вам прочитала?

Ответы детей: (стихотворение или другой ответ)

Вопрос воспитателя: Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ (в стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках). Когда в конце строчки слова звучат одинаково — это называется рифма:

Кулаке — уголке

Соседей — велосипеде

Безделицей — не поделится

Дадено — жадина

Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».

Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».

Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова, а если рифма мне понравится, я ее запишу

Игра с детьми «Подбери рифму без картинок».

котик (бегемотик — животик)

дом (лом, ком, сом, том)

капуста (пусто, мангуста)

игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

зайчонок (бочонок, лисенок)

ласка (каска, маска, глазки)

Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:

Совместное сочинение стихотворения (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Их окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

Обращение воспитателя: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?

Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)

Воспитатель: Да вы правы:

в загадках

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

в считалках:

Тады – рады — тынка-

Где же наша свинка?

Тады – рады — толки

Съели свинку … (волки).

Тады – рады — тынкой

Ты бы их дубинкой.

Тады – рады — тутки

С волком плохи … (шутки).

Тады – рады — тышка,

Выходи, трусишка!

в дразнилках:

Жадина — говядина,

Турецкий барабан!

Кто с тобой подружится —

Тот рыжий таракан.

Обращение воспитателя: А вы знаете сказочного героя Незнайку из книги Николая Носова? Он тоже пытался очинять стихи. Послушайте, что у него получилось.

Чтение отрывка из сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»

3. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Басня».

Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.

Чтение басни «Кукушка и Петух»

Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Скажите, что я вам прочитала?

Почему вы решили, что это стихотворение? (есть рифма)

Что такое рифма? (когда в конце строчек слова звучат одинаково)

О ком это стихотворение? (о кукушке, петухе, они хвалят друг друга)

Скажите, а это может быть на самом деле? (нет, значит это похоже на сказку)

Почему похоже на сказку? (потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке)

Значит, это сказка в стихах.

Как поет кукушка? (ку — ку)

Ее пение можно сравнить с пением соловья?

Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей? (он обманывал, льстил кукушке)

Почему он это делал? (потому что кукушка тоже его хвалила)

Обращение воспитателя: В этом произведении есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:

«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку»

Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это — басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.

Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая — нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова (в хороводе).

Хоровод с детьми «Сделай комплимент другу»

— Маша, у тебя сегодня красивая прическа…

— Спасибо! И т. д.

Воспитатель: Послушайте историю про ворону и лисицу.

Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Что я прочитала? (басню)

О ком эта басня? (о вороне, лисице, как лисица льстила вороне, а ворона ей поверила и потеряла сыр)

Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)

Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)

Комплименты — это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть — это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по- другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Просмотр мультфильма по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Обобщение воспитателем о жанрах: Итак, ребята, мы с вами знаем такие литературные жанры, как рассказ, сказка, стихотворение, басня.

Используемые источники:

1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»», адрес: http://festival.1september.ru/articles/584675

2. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», издательство ИП «Лакоценина», 2010г. – 333с.

3. Художественная литература:

Л. Н. Толстой «Косточка», «Котенок»

К.Ушинский «Каждой вещи свое место»

Воронкова «Маша — растеряша»

Н. Носов «Про репку», «Огурцы»

Русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Колобок»

К. И. Чуковский «Телефон»

Я. Аким «Про жадину»

И. А. Крылов «Кукушка и Петух», «Ворона и Лисица»

Загадки

Считалки

Пословицы

художественная литература для детей и юношества, к которой относятся произведения, написанные для детей младшего и среднего возраста и подростков, а также произведения классической литературы в обработке и сокращении. В детской, как и во всей литературе, представлены три главных рода – эпос, лирика и драма.

Иллюстрация к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева». Художники Л. Короев и Е. Лопатина. 1990-е гг.
По содержанию эпические произведения детской литературы делятся на реалистические и фантастические. К реалистическим относятся разного рода рассказы о жизни детей и взрослых («Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Кондуит и Швамбрания» Л. А. Кассиля и т. д.), рассказы о природе, посвящённые животным, охоте, рыбалке, лесу и т. д. (произведения М. М. Пришвина, В. В. Бианки и др.), для которых характерны подробные описания природы и простые сюжеты, обычно связанные с особенностями поведения разных животных. Часть реалистических произведений детской литературы – юмористические («Денискины рассказы» В. В. Драгунского, «Приключения Васи Куролесова» Ю. И. Коваля и пр.), построенные в основном на комизме ситуаций.

Иллюстрация к сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Художник В. Канивец. 1990-е гг.
К фантастическим произведениям относятся в первую очередь сказки, как авторские (Г. Х. Андерсена, С. Т. Аксакова, сказы П. П. Бажова и др.), так и народные. Жанр сказки, унаследованный из фольклора и развивавшийся в творчестве различных авторов, в современной литературе стал основой произведений в стиле фэнтези (напр., А. М. Волков, «Волшебник Изумрудного города», Дж. Роллинг, цикл о Гарри Поттере). Особенность фэнтези в том, что при сказочности сюжета эти произведения не стилизуются под фольклор, их персонажи говорят современным языком, зачастую даже являются обычными людьми, случайно оказавшимися в необычном, сказочном мире. Часто такие произведения выглядят абсолютно реалистическими, фантастичность создаётся одним штрихом (говорящие кот Матроскин и пёс Шарик в повести «Трое из Простоквашино» Э. Н. Успенского).

Иллюстрация к поэме С. В. Михалкова «Дядя Стёпа». Художник В. Канивец. 1990-е гг.
На основе сказок и реалистических произведений создаются произведения притчевого типа, рассчитанные на то, что прочитавший их ребёнок сделает для себя какие-то нравственные выводы («Рассказы для детей» Л. Н. Толстого, рассказы Е. А. Пермяка и др.). Обычно это краткие, написанные лаконичным языком рассказы о детях, которые самостоятельно или с помощью взрослых находят выход из трудной ситуации и при этом развивают свои душевные качества. Из крупных произведений этого жанра можно выделить сказку Ю. К. Олеши «Три толстяка», наполненную глубоким нравственным содержанием. В западной литературе к притчевым произведениям близки некоторые из сказок Дж. Родари.

Иллюстрация к сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр». Художник Е. Антоненков. 1990-е гг.
К фантастическим произведениям детской литературы относятся повести и романы, написанные в жанре научной фантастики (Ж. Верн, «10 000 лье под водой», «Таинственный остров», К. Булычёв, «Гостья из будущего» и пр.). Как правило, их герои попадают в различные сложные ситуации и пытаются решить проблемы, используя последние достижения научно-технического прогресса и придуманные автором механизмы и аппараты.
Поэтическая детская литература бурно развивалась в рус. традиции. У её истоков стоят В. В. Маяковский («Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?» и др.), С. Я. Маршак («Мистер Твистер», стихотворение). Значительный вклад в её развитие внесли С. В. Михалков («А что у вас?», «Мы с приятелем», «Дядя Стёпа» и др.), А. Л. Барто («Снегирь», «Наш сосед Иван Петрович» и др.), К. И. Чуковский («Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др.). Также к детской литературе относят стихотворения Д. ИХармса, написанные для журналов «Чиж» и «Ёж» («Иван Иваныч Самовар», «Весёлые чижи», «Из дома вышел человек» и т. д.), однако, по версии некоторых литературоведов, Д. И. Хармс использовал форму детских стихов как маскировку для изложения своих идей.
Детская драматургия создана в основном для постановки на сцене, а не для чтения. К значительным произведениям этого рода можно отнести пьесы М. Метерлинка, Е. Л. Шварца, Р. П. Погодина и др., развитие этого рода детской литературы связано с существованием детских театров.
Часть детской литературы составляют произведения, написанные для взрослых, – «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, романы А. Дюма, Ч. Диккенса, В. Гюго, «Каштанка» А. П. Чехова и пр.
Начало детской литературы связывают с дидактическими сочинениями (напр., «Юности честное зерцало»), представлявшими собой набор правил светского обхождения и поведения в различных ситуациях. Такие руководства появились в Европе в 14–16 вв. Также к началам детской литературы относят буквари и азбуки. Как самостоятельная область литературы детская литература оформляется во второй пол. 18 в., в связи с достижениями в области педагогики и воспитания (работы Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци в Европе, Н. И. Новикова в России). Первоначально детские книги сохраняли то же нравоучительное содержание: правила поведения теперь оформлялись не в виде списка, а следовали из общего хода событий, приключений героя и пр. Затем произведения для детей занимают значительное место в творчестве писателей-классиков: для детей пишут Н. М. Карамзин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, затем Л. Н. Толстой, А. И. Куприн, М. Горький, А. С. Грин и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *