Князя Игоря

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ИГОРЬ — Славянское имя Игорь — раннее заимствование древнескандинавского слова «Ингварр» («Инг» — бог плодородия, «варр» — осмотрительный, бережный); древнерусского «Ин(ъ)гварь» (охранять имя Бога), что трактуется как воинство, сила, воинственный. Первоначально — одно из имен-эпитетов Бога-громовержца.
Хорошее, красивое, простое имя. Но в наше время этим именем нарекают детей не так уж часто.
ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ИГОР
Игорь (в крещении Георгий, в иночестве Гавриил) Олегович, Черниговский и Киевский, великий князь, 18 (5) июня, 2 октября (19 сентября). В 1146 г. наследовал после своего брата Киев — столицу Руси. В 1147 г. растерзан мятежниками во время молитвы пред иконой Божьей Матери. После его похорон стали распространяться слухи о знамениях над телом Игоря. Мощи Игоря перевели в Чернигов, а церковь причислила его к лику святых.
ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ ИГОРЬ — Близнецы.
ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ ИГОРЯ — Марс.
ЦВЕТ ИМЕНИ ИГОРЬ — Красный, серо-голубой, синий и белый.
ИЗЛУЧЕНИЕ ИГОРЯ — 97%.
ВИБРАЦИЯ ИГОРЯ — 114 000 к/с.
КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН ИГОРЯ — Берилл.
РАСТЕНИЕ ИГОРЯ — Верба, граб, маргаритка.
ЖИВОТНОЕ ИГОРЯ — Слон, воробей.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ИГОРЯ — Разносторонность, воля, активность, нравственность, деятельность.
ТИПАЖ ИГОРЯ — В постоянном стремлении к цели. Напоминает своего тотемного животного — слона, который продирается сквозь чащу, сминая все на своем пути. Однако может зайти слишком далеко.
ХАРАКТЕР ИМЕНИ ИГОРЬ — Игорь — человек гордый и желает достичь всего собственным трудом. Не любит распущенных людей, хотя сам отнюдь не образец обязательности. Он терпелив и трудолюбив, но до определенной грани. Может сбиться с пути и ничего не достичь в жизни, несмотря на богатые задатки. Игорь упрям, не очень легко сходится с людьми и быстро с ними расстается. Его фантазии всегда подавляют реальные возможности. Характер противоречивый.
СУДЬБА ИГОРЯ — Игорь стоек в несчастьях и всегда воспринимает их как нечто временное и преходящее. Именно поэтому его невозможно выбить из седла и вообще «переломать жизнь» — он поднимется вновь и вновь. Ему свойственно испытывать судьбу, его влечет риск, ведь по натуре он игрок. Дорого ему обходится и неосмотрительность в разговоре. Беда в том, что иногда Игорь говорит и делает, а уж потом думает.
ПСИХИКА ИГОРЯ — Ему необходима четко поставленная цель. Но предпочитает идти к ней напролом. Не прощает людям их слабости. Игорь порывист, однако не дает увлечь себя. По темпераменту — сангвиник, общительный, контактный, с несколько завышенной самооценкой и склонностью к самолюбованию.
ИНТУИЦИЯ ИГОРЯ — Может обходиться без нее.
МЫШЛЕНИЕ ИГОРЯ — Способен как к анализу, так и к обобщениям. Его умственные способности не ярки, в глаза не бросаются. Отличаясь хорошей памятью, Игорь помнит подробности из книг и рассказов родных, которые он читал или слышал еще в детстве. Одним словом, уровень интеллекта у него хороший. Правда, он иногда забывает, куда положил ключи, и теряет перчатки.
НРАВСТВЕННОСТЬ ИГОРЯ — С одинаковой строгостью относится и к себе, и к другим. Обидчив. Нежный многолюб, однако страсть не застилает ему очей.
ЗДОРОВЬЕ ИГОРЯ — Ведет напряженную жизнь. Часто болит горло, возможно, поэтому он раздражителен и упрям. Его слабые места — кости и печень.
СЕКС И ЛЮБОВЬ ИГОРЯ — Игорь — очень сложная натура, в сексе идеалистичен и романтичен, ценит постоянство. Весьма дипломатичен. Может склонить женщину к половому контакту так искусно и незаметно, что она и сама не поймет, как это случилось. Вообще, очень сексуален, несмотря на некоторую холодность. Взаимопонимание и любовь скорее всего находит с Еленой, Натальей, Адой, Юлией, Эддой, Луизой, Анной и Оксаной. Повышенной сексуальностью обладает Игорь Эдуардович.
БРАК И СЕМЬЯ ИГОРЯ — Успехом у женщин пользуется и сам уделяет им большое внимание. Чрезмерно ревнив, в браке стремится к лидерству, навязывает свое мнение. В спутницы жизни ему подходят Ангелина, Вероника, Елена, Ирина, Наталья, Оксана и Олеся. Рискованный брак с Аллой, Анжелой, Елизаветой, Любовью, Люд-. милой, Ольгой, Полиной, Раисой, Тамарой и Татьяной.
УВЛЕЧЕНИЯ И ХОББИ ИГОРЯ — Утром очень любит поспать. Занимается спортом. Если настроение хорошее, трудно найти человека приятнее. Легок на подъем.
РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ИГОРЯ — Может стать инженером и токарем, юристом и водителем, учителем и тренером, может получить известность как философ или ученый. Способен проявить себя и в общественной деятельности. Часто выбирает карьеру дипломата, военачальника, актера.
КАРЬЕРА И БИЗНЕС ИГОРЯ — Избегает необязательных людей. Высокая профессиональная подготовка и добросовестность в работе свойственны большинству Игорей. Мешают ему только излишние доверчивость и откровенность в общении с малознакомыми людьми. Критично воспринимает суждения других, а сам вырабатывает собственные взгляды. Честность предпочитает честолюбию. Власть проявляет последовательно, к славе прохладен. Удачливыми предпринимателями становятся те Игори, отцов которых зовут так: Александр, Анатолий, Василий, Виталий, Владимир, Геннадий, Григорий, Евгений, Иван, Константин, Леонид, Михаил и Сергей.
ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ — Игорь — имя многих русских князей X-XII вв. Ко времени княжения Игоря Рюриковича (912 г.) относится заключение договора с греками «о мире вечном». Погубило его корыстолюбие. Древляне привязали его к верхушкам двух наклоненных деревьев, а затем отпустили их. Игорь Святославич (1150-1202) известен несчастным походом в Половецкую землю («Слово о полку Игореве»).
Безродный, Беланов, Бобрин, Бэлза, Горбачев, Грабарь, Дмитриев, Добровольский, Дудинский, Ильинский, Иртеньев, Касатонов, Кваша, Кио, Кириллов, Костолевский, Крутой, Курчатов, Ледогоров, Лотарев (Северянин), Моисеев, Наджиев, Нетто, Николаев, Ровнягин, Романов, Саруханов, Сикорский, Стравинский, Сукачев, Тамм.

Древний Чернигов. Реконструкция

Город Чернигов впервые упоминается в русских летописях под 907 годом в тексте договора между князем Олегом и Византией. Однако очевидно, что к этому времени город уже существовал как поселение северян. Черниговское княжество было образовано в 1023 или 1024 году, когда тмутараканский князь Мстислав Владимирович занял Чернигов. Мстислав попытался завладеть и Киевом, но предпочёл заключить мир с Ярославом Мудрым. По договору 1026 года Русская земля оказалась фактически разделена Днепром на две части: правобережье принадлежало киевскому князю, а левобережье – черниговскому. Мстислав умер бездетным, и Чернигов вновь оказался присоединён к Киеву. Однако Ярослав Мудрый, незадолго до смерти раздавая уделы сыновьям, вновь выделил Чернигов в отдельное княжество. Досталось оно Святославу, с которого пошёл род черниговских князей. От двух сыновей Святослава Ярославича – Давыда и Олега – пошли две ветви черниговских князей, Давыдовичи и Ольговичи. В XI – XII веках их представители претендовали на старшинство среди Рюриковичей и участвовали в междоусобной борьбе за киевский великий стол. Старшая ветвь, Давыдовичи, пресеклась в 1166 году. Младшая, Ольговичи, разделилась ещё на две: потомков Всеволода и Святослава Ольговичей.

Черниговский стол считался вторым по «престижности» княжеским столом Древней Руси после киевского. На нём обычно сидел князь, второй по старшинству среди Рюриковичей согласно лествичному праву. По размерам же Чернигов практически не уступал Киеву. Взорам приходящих в город путников открывался величественный и необычайно красивый вид: над низкой бревенчатой застройкой возвышались, сверкая золотом, купола храмов, башни теремов и княжеских дворов.

Черниговская земля и её соседи в XII веке

К началу XIII века Черниговское княжество занимало обширную территорию, в основном, на левом берегу Днепра. Его владения простирались на северо-восток до Мурома и Рязани и на юго-восток до Великой Степи. Кроме Чернигова на территории княжества были такие крупные города как Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Глухов, Чечерск и Гомель. В 1239 году Чернигов был разорён монголо-татарами и пришёл в упадок. После гибели князя Михаила Всеволодовича в 1246 году Черниговское княжество распалось на уделы: Брянский, Новосильский, Карачевский и Тарусский. Разорённый татарами Чернигов уже не мог выполнять функции стольного города, и княжеский стол был перенесён в Брянск: местные правители стали носить титул князей брянских и великих князей черниговских. В XIV веке продолжилось дробление Чернигово-Северских земель на мелкие уделы. В 1357 году Брянск был захвачен великим литовским князем Ольгердом. Брянское княжество лишилось самостоятельности, но ещё некоторое время сохраняло автономию в составе Великого княжества Литовского. Последним князем брянским и великим князем черниговским был Роман Михайлович, убитый в 1401 году во время восстания в Смоленске.

В течение XIV века были ликвидированы и остальные уделы Черниговского княжества, а их правители стали служилыми князьями великого литовского князя. В середине XV века некоторые бывшие черниговские земли были пожалованы князьям, бежавшим в Литву из Москвы, в результате чего были восстановлены такие удельные княжества как Рыльское, Новгород-Северское, Брянское, Пинское. Однако уже в XV – XVI веках потомки удельных князей вернулись под юрисдикцию Московского государства, сохранив свои владения, но став простыми служилыми князьями.

Черниговские князья

Рюриковичи

Мстислав (I) Владимирович Храбрый 1024-1036
Под непосредственным управлением Киева 1036-1054
Святослав (I) Ярославич 1054-1073
Всеволод Ярославич (1) 1073-1076
Владимир Всеволодович Мономах (1) 1076-1077
Борис Вячеславич (1) 1077
Всеволод Ярославич (2) 1077-1078
Борис Вячеславич (2) 1078
Владимир Всеволодович Мономах (2) 1078-1094
Олег Святославич 1094-1096
Давыд Святославич 1097-1123
Ярослав Святославич 1123-1127
Всеволод Ольгович 1127-1139
Владимир Давыдович 1139-1151
Изяслав Давыдович (1) 1151-1154
Святослав Ольгович (1) 1154-1155
Изяслав Давыдович (2) 1155-1157
Святослав Ольгович (2) 1157-1164
Святослав Всеволодович 1164-1177
Ярослав Всеволодович 1177-1198
Игорь Святославич 1198-1202
Олег Святославич 1202-1204
Всеволод Святославич Чермный 1204-1210
Рюрик Ростиславич 1210-1214
Глеб Святославич 1214-1219
Мстислав Святославич 1219-1223
Михаил Всеволодович Святой (1) 1223-1235
Мстислав Глебович 1235-1239
Монголо-татарское разорение 1239-1240
Ростислав Михайлович 1240-1243
Михаил ВсеволодовичСвятой (2) 1243-1246
Андрей Мстиславич 1246
Всеволод Ярополчич около 1246-1261
Андрей Всеволодович около 1261-1263

Черниговские великие князья

Роман Михайлович Старый 1263-1288
Олег Романович 1288 — конец XIII / начало XIV века
Дмитрий Романович конец XIII — начало XIV века
Михаил Дмитриевич начало XIV века
Михаил Александрович начало XIV века
Распад и литовское завоевание около 1330
Роман Михайлович Молодой (1) около 1359-1375

Гедиминовичи

Дмитрий Ольгердович около 1375-1380
Константин Чарторыйский около 1380-1386/1393

Рюриковичи

Роман Михайлович Молодой (2) 1393-1401
Упразднение княжества 1401

Каждый христианин при праздновании именин по церковному календарю стараются узнать подробнее жизнь святого покровителя, присутствие которого порой так ощутимо в нашей жизни. Родители, как биологические, так и крестные со всей ответственностью должны отнестись к выбору имени будущего малыша, предварительно изучив святки.

День Ангела Игоря — именины по церковному календарю, знаменательная дата, день почитания святого с таким же именем, в святцах святой Игорь упоминается дважды.

Происхождение и значение имени Игорь

У скандинавских народов существовал бог плодородия Ингвар, от которого в Русь пришло имя Игорь. По другим сведениям это имя происходит от второго имени бога Одина Игг, бог.

Интересно !Со времен христианства люди с именем Игорь считались охранниками православных устоев и имени Господа, им присуща сила и властность. Первым на Руси это имя носил князь Игорь Рюрикович.

Еще в конце 19 столетия имя Игорь принадлежало только детям знатного происхождения. Игорь в переводе означает «воин», «воинствующий».

Святые покровители

2 октября почитается день смерти великого князя Игоря Новгород-Северского, а 18 июня — день обретения его нетленных мощей.

Князь Черниговский Игорь Ольгович, сын Олега Святославича, был крещен с именем Георгий, при принятии монашеского пострига получил имя Гавриил, после пострига в схиму стал известен, как Игнатий.

Святой благоверный князь Игорь Черниговский

В день Ангела Игоря по церковному календарю удачнее подарка, чем икона святого, не найти. По многочисленным свидетельствам молитва у святого образа к князю Игорю:

  • помогает в исцелении болезней;
  • защищает воинов по молитвам матерей и жен;
  • укрепляет веру, терпение и смирение.

Князь Игорь Ольгович в борьбе за княжество потерпел поражение, был пленен и посажен в деревянный сруб, откуда его больного вырубили и отправили в монастырь.

Молитвами и постами вымаливал инок свое здоровье, Бог исцелил его. Изяслав Мстиславович видел в схимнике угрозу своей власти, он подбил народ к смуте, во время беспорядков толпа ворвалась в храм во время Литургии, вытащила во двор отца Игнатия. Нелюди убили монаха и поиздевались над обнаженным телом. Мертвого схимника за ноги привязали веревкой, выволокли на рыночную площадь и бросили там.

При перенесении изуродованного тела в церковь Творец явил чудо — в одно мгновение сами по себе зажглись все храмовые свечи в обители св. Симеона.

2 октября — день памяти убиенного святого.

5 июня — дата почитания перенесения мощей святого в Черниговский храм Спасителя, которое было совершено по воле брата Святослава Ольговича.

Московский храм святого князя Игоря Черниговского в Переделкино

Особенности характера

Активный и любознательный с детства Игорь, несмотря на неусидчивость, отличается особой тягой к знаниям. Неугомонный ребенок с трудом высиживает урок, но при этом успевает усвоить все изложенное учителем.

Даже самые верные друзья не знают всех его тайн, всегда готовый выслушать, Игорь мало рассказывает о себе, но готов в любое время суток прийти на помощь. Даже для взрослых детей остается авторитетом и надежным другом.

Независимо, будет его работа интеллектуальной или физической, Игорь находит в ней изюминку и быстро превращает в хобби.

День памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского

Кондак 1

Избранный страстотерпче Христов, благоверный княже Игоре, возсиявый людем твоим, яко звезда пресветлая: ты бо славу земнаго княжения оставил еси и во иночестве Господеви работати вожделел еси, страдальчески земное житие скончав, и ныне, радуяся, предстоиши престолу Святыя Троицы. Молитвами твоими от всяких зол и напастей охраняй нас, да благодарственно со умилением зовем ти: Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Икос 1

Ангельски поживши на земли, от юности возлюбил еси Божественное учение и сему последовав добрым житием, немолчно прославлял еси имя Господне чтением книг священных и пением церковным. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному, вопием сице:

Радуйся, от рождения твоего Богом избранный.

Радуйся, семя слова Божия от юности восприявый.

Радуйся, великий угодниче Божий, благочестивую жизнь на земли возлюбивый.

Радуйся, путем трудным и тесным житие земное прошедый.

Радуйся, правды ради душу твою положивый.

Радуйся, от Царя Небеснаго, венец мученический приемый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 2

Видя Господь чистоту сердца твоего, блаженне княже Игоре, избра тя зрети славу небесную, ты бо паче всего возлюбил еси чистоту душевную и телесную, и ради страданий временных, уповая избежати мучений вечных, великий угодник Божий был еси, и лицем к лицу зрети Господа удостоился еси. Темже притекающе к тихому пристанищу молитв твоих, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею из млада имел еси, княже Игоре, от юности бо хранил еси в сердце твоем закон Христов, великим угодником Божиим, прошедшим тернистым путем во Царствие Небесное, подражая. Темже и мы, уповая на твое предстательство, молимся: буди нам скорый помощник и покровитель в земном житии нашем, да благодарно вопием ти:

Радуйся, избранный и верный рабе Христов.

Радуйся, от юности чистоту жития возлюбивый.

Радуйся, из млада единому Христу угождавый.

Радуйся, Иисуса ради вся напасти безропотно претерпевый.

Радуйся, Тому единому всею душею прилепивыйся.

Радуйся, всего себе на страдания правды ради предавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 3

Силою Вышняго, дарованною тебе, и долготерпением твоим укреплен был еси, блаженне, егда враг рода человеческаго наведе на тя люди злы, во еже лишити тя славы княжеския. Темже, дивящеся богатству терпения твоего, воспеваем укрепившему тя Господу песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имея желание в души своей вся красная и сладкая мира сего оставити и Христу последовати, еще млад сый, избрал еси себе путь служения Господеви. Мы же, подражая житию твоему и почитающе честная страдания твоя, правды ради претерпенная, величаем тя сице:

Радуйся, в души своей имевый желание мир оставити и Господеви послужити.

Радуйся, вся красная и сладкая мира сего презревый.

Радуйся, совершенную любовь ко Господу стяжавый.

Радуйся, за кротость души твоея наследие жизни вечныя получивый.

Радуйся, ум твой, сердце и волю в Бозе утвердивый.

Радуйся, дивную кротость духа в скорби показавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 4

Бури житейских бед и напастей не возмогоша поколебати крепости души твоея, благоверный княже Игоре, основана бо бе на твердем веры Христовы камени. Мы же, дивящеся великому терпению твоему, со умилением взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя, княже блаженне, распри и раздоры, врагом рода человеческаго воздвизаемыя, егда вступи на престол Киевский, абие восхотел еси вразумити люди своя и привести их к миру и благоразумию. Сего ради с любовию взываем ти:

Радуйся, яко тобою всякая вражда и злоба побеждаются.

Радуйся, чистоты веры и незлобия дивное воплощение.

Радуйся, образе кротости и терпения.

Радуйся, зерцало совершеннаго незлобия.

Радуйся, многими скорбьми в радость Господа твоего вшедый.

Радуйся, помогаяй и нам терпети скорби и поношения.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 5

Боготечную звезду зрим тя, угодниче Божий, тя бо, восприимшаго великия страдания, прослави Господь, яко вернаго раба Своего, невинно убиеннаго злыми человеки по наущению диавольскому. Мы же, взирающе с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше великий князь Киевский Всеволод, яко преклонился есть к вечеру день жития его, призва тя, Игоре блаженне, и завеща ти престол княжеский. Ты же воли брата твоего, яко воли Божией повинуяся, все упование на Господа возложил еси. Мы же, похваляя таковое смирение твое, воспеваем ти:

Радуйся, яко до конца крест жития твоего безропотно понесл еси.

Радуйся, благочестием Богови и людем послуживый.

Радуйся, велению брата своего покоривыйся.

Радуйся, в народоправлении велию добродетель показавый.

Радуйся, всем братолюбцем присное ободрение.

Радуйся, от людей своих велию любовь стяжавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 6

Проповедником добродетелей христианских был еси, княже Игоре, поучая любити братию и народ свой. Мы же ублажаем тя, яко добраго и истиннаго последователя Христова, живот свой за люди твоя положившаго, воспевая Господеви песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси богоугодным житием твоим, благоверный княже Игоре, все упование свое на Господа, вся во благо устрояющаго, возлагая. Мы же, восхваляя подвиги твоя, глаголем сице:

Радуйся, яко в житии твоем добродетельми просиявый.

Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый.

Радуйся, в несении трудов великаго княжения помощь от Господа получивый.

Радуйся, яко вместо княжеских почестей — мучения и скорби мужественно претерпевый.

Радуйся, иго Христово, благое и легкое, на рамена своя восприявый.

Радуйся, терпению Христову верно подражавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 7

Хотящу ти, блаженне, воли Божией покоритися, не воспротивился еси воином князя Изяслава, егда тии тя, еле жива суща, в хладном порубе заключиша, идеже ты, подобно Даниилу пророку, заточенному в рове львином, непрестанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго видим тя избранника Божия, благоверный княже Игоре, егда пременил еси княжения славу во иночества образ смиренный. Ты бо, вся благая презрев, желанием восхотел еси единому Богу поработати. Темже, таковому твоему смирению и кротости дивящеся, вопием ти:

Радуйся, страдания лютая невинно претерпевый.

Радуйся, образ любве и незлобия нам показавый.

Радуйся, вся благая мира сего ни во что же вменивый.

Радуйся, злобу и коварство диавола смирением победивый.

Радуйся, послушанию иноческому всецело предавыйся.

Радуйся, усердным молитвенником за люди твоя явивыйся.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 8

Странник и пришлец, по апостолу, явился еси на земли, боголюбезне княже, дольняя бо вся презрев, горняя взыскал еси, все помышление твое ко Господу имеяй. Темже помози и нам, молитвами твоими, добродетельное житие возлюбити, да купно с тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею от юности Богу послуживый, блаженне княже Игоре, сего ради Господь прослави тя, Своего угодника, кротости ради и смирения твоего. Мы же, сим добродетелем последовати тщащиися, вопием ти радостно:

Радуйся, от юности Господа всею душею возлюбивый.

Радуйся, делы благими Христу благоугодивый.

Радуйся, всем житием твоим Бога прославивый.

Радуйся, тесный путь спасения от юности избравый.

Радуйся, благодать Божию в сердце своем стяжавый.

Радуйся, житие свое иночеством украсивый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 9

Всего себе покорил еси воли Господни, яко раб благий и верный, егда пострижение иноческое восприим, во обитель святаго Феодора вселился еси, идеже всецело посту и молитве предался еси. Сего ради сподобился внити в радость Господа своего, Емуже предстоиши ныне со Ангелы, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещанныя не возмогут по достоянию восхвалити страдания твоя, страстотерпче Христов, княже Игоре, ниже уразумети глубины упования твоего, приимши бо весть о убиении твоем, потщался еси в церковь Господню, со слезами пред образом Царицы Небесныя моляся. Убийцы же твои, яко звери дивии, емше тя молящагося, бив, повлекоша тя из храма. Ты же, благодатию Божиею укрепляемь, страдания кротко претерпел еси, за убивающих тя Господа умоляя. Сего ради величаем тя сице:

Радуйся, все упование на Господа и Его Пречистую Матерь возложивый.

Радуйся, на мучение безропотно предавыйся.

Радуйся, благодатию Божиею укрепляемь, страдания мужественно претерпевый.

Радуйся, яко сего ради венцем мученическим украшенный.

Радуйся, за убивающих тя кротко моливыйся.

Радуйся, душу свою в руце Божии радостно предавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, вся земная и временная во уметы вменил еси, неуклонно стопам Спасителевым последствовав. И ныне с лики ангельскими веселяся, немолчно вопиеши Прославльшему тя Господеви: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною терпения оградився, верный раб Царя Небеснаго был еси: вражиих бо устрашений не убоявся, всего себе в руце Божии предал еси и страдания мужественне претерпел еси. Мы же, чтуще святую память твою, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, великий княже Игоре, престолу Небеснаго Владыки предстояй.

Радуйся, венец твой княжеский кровными каплями, яко драгими камнями украсил еси.

Радуйся, образ вернаго служения Богу терпением своим показавый.

Радуйся, житие свое тесною стезею мучений и страданий прошедый.

Радуйся, яко пред великим мужеством твоим, вернии преклоняются.

Радуйся, яко и ныне не престаеши благодеяти призывающим тя.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим дивному во святых Своих Богу нашему, даровавшаго Церкви Своей и стране нашей дивнаго чудотворца и усерднаго молитвенника — благовернаго князя Игоря, иже и поныне не престает молитися за ны и научая пети всех: Аллилуиа.

Икос 11

Свет славы небесныя осия святое и многострадальное тело твое, страстотерпче Христов, егда оное положено бысть в церкви святаго Михаила. Людие же, окрест гроба твоего стоящии, и возжегаемыя невидимою рукою свещи и лампады зряще, приидоша в трепет и ужас, познавая, яко тако прослави Бог угодника Своего; тебе же, богомудре княже, воспеша тако:

Радуйся, усердный наш пред Богом молитвенниче и предстателю.

Радуйся, яко Господь прослави тя знаменьми и чудесы.

Радуйся, сиянием небеснаго света озаренный.

Радуйся, непорочную душу твою в руце Божии предавый.

Радуйся, нетленное тело твое в помощь нам оставивый.

Радуйся, яко за смиренномудрие твое венцем славы от Бога увенчанный.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 12

Благодать единения и братолюбия испроси нам у Всещедраго Бога, угодниче Христов, да вси людие возлюбят друг друга и единодушно исповедят веру Православную, воспевая Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще добродетельное житие твое, ублажаем мученическую кончину твою, восхваляем и пренесение честных и многоцелебных мощей твоих из стольнаго града Киева во град Чернигов, воспеваем славу твою, иже на небесех, и усердно молим тя, страстотерпче княже Игоре: не возгнушайся нас, грешных и недостойных, зовущих ти:

Радуйся, яко великия благодати от Бога сподобивыйся.

Радуйся, яко теплый молитвенник и заступник от Бога нам дарованный.

Радуйся, яко всем призывающим тя скорый помощник бываеши.

Радуйся, духовнаго веселия сердца наша исполняющий.

Радуйся, в лице Русских святых славою многою от Бога превознесенный.

Радуйся, яко благочестивых множества любовию празднуют святую память твою.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 13

О, многострадальный страстотерпче Христов, благоверный великий княже Игоре! Приими сие малое, обаче от любящих сердец приносимое тебе сие моление наше, защити всех нас, за истину обиды и поношения терпящих, уврачуй душевныя и телесныя недуги, и от всех бед и скорбей избави ны да, благодарни суще, вопием Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесныя селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Князь Игорь Святославович – киевский князь, консолидировавший Русь и сплотивший «светлых князей русских»

Новгород-северский князь Игорь Святославович успел поучаствовать во многих крупных военных походах, главный из которых закончился для него крайне неудачно. Однако это не помешало молодому древнерусскому правителю навсегда войти в историю и приобрести поистине всемирную славу. Главного героя легендарного «Слова о полку Игореве» обессмертило одно из ярчайших литературных произведений киеворусского периода, сравнимое с лучшими образцами средневекового рыцарского эпоса.

Как исторический деятель князь Игорь вряд ли мог бы претендовать на роль героя и долгую народную память. Например, он воевал не только против половцев, но и за них, был очень активным участником княжеских междоусобиц, а при бегстве из кипчакского плена оставил там сына.

Однако в качестве литературного персонажа князь Игорь Святославович действовал точно в соответствии с законом жанра западноевропейских героических поэм:

  • он предпринял отчаянно смелый поход против коварных врагов-язычников, до этого неоднократно опустошавших его родные земли;
  • он командовал сравнительно небольшим отрядом воинов, полностью полагаясь на храбрость соратников, личную удачу и милость провидения;
  • в походе новгород-северского правителя сопровождали другие благородные мужи (рыцари) – князья Всеволод, Святослав Ольгович и Владимир Игоревич;
  • он не повернул назад, даже когда провал экспедиции стал очевиден для всех;
  • он попал в плен к жестокому противнику, но не сломался и совершил побег;
  • Игоря ждала в высоком тереме (замке) прекрасная дама – Ярославна, которая молилась за его удачу и проливала слезы о своем рыцаре. В результате ее любовь и спасает князя;
  • поход Игорева полка сопровождается диковинными знамениями, придающими эпичность всем происходящим событиям.
  • Однако князя Игоря Святославовича не следует воспринимать исключительно как романтического героя. Это был вполне реальный исторический персонаж, чья жизнь стала наиболее яркой иллюстрацией многовекового конфликта Древней Руси с Великой Степью.

    Главный подвиг князя Игоря Святославовича.

    Половецкая угроза. После победы, одержанной войсками Ярослава Мудрого над печенежскими ордами под Киевом, долгожданный покой так и не наступил. Вскоре на восточных границах Руси появились еще более опасные соседи – дикие и кровожадные половцы.

    Еще в Х веке половцы, или, как они себя сами называли, кыпчаки, кочевали по бескрайним степям Средней Азии, которые однажды показались им тесными. И вот в начале следующего столетия половецкие ханы приказали гнать бесчисленные стада на запад в поисках новых пастбищ. Вытеснив или подчинив разрозненные остатки печенегов, половецкие всадники волной хлынули по равнинам Предкавказья и Северного Причерноморья. Огромная территория, которую они заняли на двести лет, получила название Дешт-и-Кипчак, что означало «Половецкая земля». Этот воинственный народ делился на колена, племена и роды, имел свои княжеские династии и многочисленную знать. Несмотря на то, что главным занятием половцев было скотоводство, они возвели в донских степях несколько крупных и хорошо укрепленных городов: Шарукань, Сугров и Осень.

    Каждый мужчина у кыпчаков считался воином, он с детства умел управлять конем, хорошо владел луком, саблей и арканом. Кроме того, они отлично умели воевать, будучи закованными в тяжелую кольчугу. Физически сильные, выносливые и хитрые, эти дети степей были непревзойденными мастерами маневренной войны. Половецкое войско полностью состояло из легкой конницы. И в русских, и в византийских письменных источниках можно встретить лаконичные описания ее боевой тактики: «В один миг половец близко, и вот уже нету его», или «Сделав наезд и захватив добычу, половец вихрем несется дальше… Его еще не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз». Когда кочевники шли в большой поход, они высылали впереди себя крупный разведывательный отряд, который насчитывал 7-8 тысяч бойцов. Это была элита половецкого войска, которая выбирала путь для остальной армии. В набег кыпчаки могли пойти и в теплое, и в холодное время года: в первом случае их кони не страдали от недостатка корма, а во втором замерзшие реки не могли стать для нападавших преградою, даже наоборот, их можно было использовать в качестве дорог. Летом, чтобы переправиться через реку, половцы использовали большие мешки из лошадиных шкур, наполненные соломой. Связанные вместе десятки таких плавучих мешков превращались в довольно устойчивый плот, пригодный для переправы тяжелых грузов.

    В битве половцы строились отдельными отрядами, причем они обязательно использовали в бою резерв и засадный полк. Бой кочевники начинали со стремительной конной атаки, которая внезапно прекращалась: половцы резко разворачивали коней и, осыпая противника стрелами, начинали отступать. Враги, естественно, бросались их преследовать и, как результат, расстраивали свои стройные ряды. Вот тут их и атаковали со всех сторон основные силы половцев. Такая тактика была безотказной.

    В обороне половцы также были довольно изобретательны. Они стали одними из первых, кто додумался окружить свой лагерь несколькими кольцами из тесно стоящих возов, из-за которых лучники расстреливали противника. Половецкие всадники совершали дерзкие вылазки из-за этой импровизированной ограды и, нанеся урон врагам, возвращались обратно. Вся оборонная доктрина кочевников строилась на необходимости сопротивления в ожидании подхода соседней орды с дальних стойбищ, и тогда война принимала для них привычный атакующий характер. Считается, что с военной точки зрения половцы были намного опаснее своих предшественников – печенегов и торков.

    Впервые половцев увидели на Руси в первый год после смерти Ярослава Мудрого (1055 г.). Тогда хан Болуш подошел с войском к границам Переяславского княжества и, продемонстрировав силу, увел своих всадников обратно в степи. Вернулись они только через 6 лет, в 1061 году, и, разбив князя Всеволода Ярославовича, опустошили Переяславщину. «Се было первое зло русской земле от поганых безбожных врагов», – писал летописец. С этого момента половцы все чаще стали прорывать возведенные еще князем Владимиром на реке Суле оборонные укрепления и разорять древнерусские земли. Обычно в поход шло все мужское население степняков, и ханы приводили с собой многотысячные орды. Князья, которые все чаще ссорились между собою, могли выставить против них лишь свою дружину и незначительное ополчение из крестьян и горожан. Поначалу силы были слишком неравны. Былины о походе хана Шарукана на Русь (1068 г.) рассказывают, как по степи от самого синего моря бегут стада гнедых туров, напуганных топотом коней половецкого войска.

    И не видно ведь злата-светла месяца,

    А от того же от духу половецкого,

    От того же от пару лошадиного…

    В тот черный для древнерусского воинства год половцы разгромили армию трех князей Ярославичей на реке Альте. К сожалению, военные победы половцев на долгое время стали недоброй традицией. Особенно свирепствовал на восточном приграничье хан Боняк, которого летописи характеризуют как «безбожного шелудивого хищника». В мае 1093 года киевский князь Святополк Изяславович, призвав на помощь черниговского правителя Владимира Мономаха и его брата Ростислава, организовал поход против степных разбойников. Однако его смелые планы были заранее обречены: достаточно сказать, что основная часть русского войска – киевская дружина – насчитывала только 700 человек. И действительно, бой на реке Стугне обернулся для русичей настоящей катастрофой. Часть войска погибла в неравном бою, а многие, в том числе и молодой князь Ростислав, утонули при переправе. Но именно там получил боевое крещение Владимир Мономах, которому со временем суждено будет стать грозой степей, полководцем, чьим именем половцы станут пугать своих детей. Князь Владимир за свою жизнь совершил около 80 успешных походов против половцев.

    После смерти Владимира Мономаха в 1125 году его сыновьям Ярополку и Мстиславу еще довольно долго удавалось держать половцев на почтительном расстоянии от границ Руси. Но постепенно в единстве древних княжеств начали появляться трещины. Ослабление внешней угрозы, как это часто бывает, привело к обострению внутренних проблем: удельные князья, вспомнив старые обиды, начали конфликтовать между собой. При этом некоторые из них могли привлечь к себе на помощь и половцев. И вновь воинственные кочевники стали бесчинствовать на Руси. Особенно в 1180-х годах свирепствовал хан Кончак, которого летописец охарактеризовал как «богопротивного, окаянного, безбожного и проклятого». Князю киевскому Святославу Всеволодовичу, внуку славного Мономаха, в 1184 году удалось на время объединить большинство князей для общего похода на половцев. 30 июля у реки Орели русичи наголову разбили войско хана Кончака, а один из его приближенных – Кобяк – был взят в плен. Автор «Слова о полку Игореве» отмечал: «Святослав… поганого Кобяка из Лукоморья, как буря, выхватил из самой средины железных половецких полков, – и упал Кобяк в городе Киеве, в Святославовой темнице…». В начале следующего года Кончак двинулся на Русь мстить за поражение. Но князья Святослав и Рюрик вновь разгромили его на реке Хороле.

    Знаменитый поход против половцев князя Игоря Святославовича. Казалось, половцы были наказаны, унижены и не представляли угрозы. «Самое время снова на них напасть», – думали некоторые молодые князья, которым не посчастливилось разделить триумф победителей. Среди них был и Игорь Святославович, князь новгород-северский. Он сказал своим воинам: «А мы что же, не князья, что ли? Пойдем в поход и себе тоже славы добудем!». Войско возглавил 34-летний Игорь, с ним пошел его младший брат Всеволод, 18-летний Святослав Олегович из Рыльска, а также его 12-летний сын Владимир. Позднее к походу присоединился и Буй-Тур Всеволод из Курска. С молодым задором, проигнорировав плохое предзнаменование в виде солнечного затмения, русичи углублялись вглубь половецких степей. Они были уверены, что достойных противников там уже не осталось. 10 мая 1185 года полки Игоря увидели первое кыпчацкое кочевье, которое без труда разгромили:

    Потопташа поганые полки половецкыя,

    И рассушясь стрелами по полю,

    Помчаше красные девки половецкыя,

    А с ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.

    На этом надо бы было и остановиться, но молодые князья вошли во вкус. На следующее утро на них вышел передовой отряд половцев, и началась настоящая битва. Игорь поделил свое войско на шесть полков. Впереди шли легковооруженные отряды: по центру – юный Владимир, справа – черниговские ковуи (дружественные кочевники), а слева – лучники, набранные из всех полков. Позади шли основные силы: по центру – сам Игорь Святославович, справа – его брат Всеволод, трубчевский князь, и слева – Святослав Олегович. Половецкие всадники стремительно атаковали их и, выпустив тучу стрел, резко повернули обратно. Воины Игоря начали преследование и попались в классическую ловушку: за холмом их ожидали основные силы половцев. Сказать, что князья растерялись, значит, ничего не сказать. «Это, видно, мы стянули на себя всю их землю: Кончака и Козу Бурновича, Токсобыча и Колобыча, Этебича и Тертобыча…» – говорили они. Три дня длилась великая сеча на реке Каяле. Несмотря на героическое сопротивление, войско русичей было разгромлено, а князь Игорь попал в плен. Он не спасался бегством как черниговские ковуи, потому что не мог бросить свою пехоту. «Если мы побежим и спасемся сами, а черных людей бросим, то будет нам грех от Бога…» – таковыми были слова князя.

    Поражение Игоря вновь открыло кочевникам дорогу на Русь. Победив, половцы загорелись местью. Хан Кончак говорил: «Пойдем на киевскую сторону, где перебита наша братия и великий князь наш Боняк!», другой хан, Кза, возражал ему: «Пойдем на Сейм, где остались одни жены и дети, готов нам там полон собран, возьмем города без всякой трудности!». Святославу Всеволодовичу Киевскому с трудом удавалось теперь сдерживать их натиск. Князья опять вернулись к тактике пассивной обороны. И все же время от времени молодые горячие полководцы, подобно Игорю, на свой страх и риск самостоятельно ходили в степь в поисках ратной славы. Например, в 1190 году 17-летний князь Ростислав Рюрикович втайне от всех совершил удачную вылазку против половцев, а через три года ему удалось повторить свой успех. Последние крупные походы в степь половецкую осуществлял князь Роман Мстиславович Галицкий, про которого писали, что он «бросался на поганых, как лев, свирепый был, как рысь, истреблял их, как крокодил, проходил их землю, как орел, а смелый был, как тур».

    Противостояние с половцами для Руси отошло на задний план в начале ХIII века в связи с монголо-татарской угрозой, перед лицом которой вчерашние враги вынуждены были объединиться.

    Биография князя Игоря Святославовича.

    2 апреля 1151 года – родился князь Игорь Святославович.

    1169 год – участвовал в походе Андрея Боголюбского вместе с другими одиннадцатью князьями против киевского князя Мстислава Изяславовича.

    1171 год – участвовал в успешном походе против половецких ханов Кобяка и Кончака.

    1180 год – вместе с половцами участвовал в походе против князя смоленского Давида Ростиславовича. Был разбит войсками князя киевского Рюрика Ростиславовича.

    1184 год – перед битвой на Ореле совершил успешный набег на половцев. Потом разгромил кипчакские кочевья на реке Мерле.

    1185 год – совершил свой знаменитый поход на половцев и попал в плен.

    1191 год – после бегства из половецкого плена совершил два похода против степняков вместе с князьями Святославом Киевским и Ярославом Всеволодовичем Черниговским.

    1198 год – занял черниговский престол.

    1201 год – князь Игорь Святославович умер и был похоронен в Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

    Интересные факты про князя Игоря Святославовича.

  • По одной из версий, матерью князя Игоря Святославовича могла быть половецкая княжна, дочь хана Аепы Гиргеневича. Однако эта гипотеза не выдерживает критики, так как на момент рождения Игоря первой жене его отца должно было исполниться уже около 50 лет;
  • имя супруги князя Игоря Святославовича ни в одной из летописей не названо. Только в позднейших произведениях историков говорится, что жену новгород-северского князя звали Ефросинья Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла;
  • в тексте «Слова о полку Игореве» красочно описана сцена, когда идущие по степи древнерусские полки наблюдают солнечное затмение, воспринятое ими как дурной знак. В дальнейшем данный эпизод помог исследователям подтвердить дату похода, поскольку в описанном 1185 году действительно должно было быть затмение Солнца;
  • существуют сомнения в подлинности «Слова о полку Игореве». Единственный известный науке средневековый список, хранившийся во дворце Мусина-Пушкина, сгорел во время московского пожара в 1812 году.
  • Историческая память о князе Игоре.

    Кроме упомянутого «Слова о полку Игореве», образ князя Игоря Святославовича традиционно привлекал деятелей искусства. Ему посвящена опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Картины «Князь Игорь» создавали художники И. С. Глазунов и К. А. Васильев. Также стоит отметить знаменитую картину В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Одноименный художественный фильм был снят в 1969 году.

    Памятник князю Игорю Святославовичу установлен в украинском городе Новгороде-Северском.

    Князь Игорь в социальных сетях.

    В социальных сетях «Вконтакте» и Facebook найдены сообщества, посвященные князю Игорю Святославовичу:

    Документальный фильм:

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о князе Игоре?

    Для анализа популярности запроса «князь Игорь» используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 17 сентября 2016 г., количество запросов за месяц составило 23 467, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов «князь Игорь» зарегистрировано в сентябре 2015 г. – 109 675 запросов за месяц:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *