Коэны и левиты — кто это?


Колена Израилевы

Колена

  • Рувим
  • Симеон
  • Левий
  • Иуда
  • Дан
  • Неффалим
  • Гад
  • Асир
  • Иссахар
  • Завулон
  • Иосиф
    • Манассия
    • Ефрем
  • Вениамин

Связанные темы

  • Колена Израилевы
  • Уделы колен Израилевых
  • Десять потерянных колен

п • <abbr title=»Обсуждение этого шаблона»>о</abbr> • р

Леви́ты (от ивр. ‏לֵוִי‏‎ — Леви) — часть евреев, потомки колена Левия. В широком смысле слова называются все потомки Левия, в том числе коэны (священники). В узком же значении слова под левитами понимают тех членов колена Левиина, которые не происходили от Аарона, то есть коэны в этом смысле к ним не относятся. Из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в переносном храме — Скинии, а позднее — в Иерусалимском храме. Примеры обоих значений слова есть в Библии.

Левиты (в широком смысле) разделялись на две степени. К первой степени относились священники (коэны), происходившие исключительно из потомков Аарона по прямой мужской линии. Они имели собственную иерархию (первосвященник, заместитель, ключники, казначеи и т. д.). Ко второй степени священства относятся те члены колена Левия, которые не являются потомками Аарона, и они называются «левитами» (в узком смысле).

На левитах лежали обязанности священнослужения: они охраняли порядок при богослужении, руководили народом при жертвоприношениях, исцеляли прокажённых, были музыкантами и пели псалмы, составляли почётную храмовую стражу.

Традиционно левиты занимались обучением народа закону Торы; в древности летописцы выходили преимущественно из левитов.

Храмовые жертвоприношения совершались коэнами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании Скинии, а впоследствии — Храма. В эпоху Второго Храма левиты также закалывали и подготавливали животных для жертвоприношений.

При царе Давиде левитов насчитывалось около 38 000 человек возрастом от 30 лет и старше.

Из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, которое не имело собственного удела, то есть территории для проживания колена, и жило среди других колен. Этим поначалу достигалось равномерное распределение священников и служителей по территории Израиля, так что к ним могло обращаться всё население страны.

В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня; потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой. Втор. 10:8, 9

Однако левитам были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать своё священство десятинами и пожертвованиями. Эта повинность стала значительным фактором, вызвавшим восстание десяти северных колен после смерти Соломона (ок. 930 года до н. э.). Вождь этого восстания, Иеровоам, изгнал из нового царства Израиля всех левитов. Ок. 722 года до н. э. Северное Израильское царство было захвачено Ассирией, а население уведено в плен.

Генетические исследования ашкеназских левитов указывают на наличие общего мужского предка гаплогруппы R1a у значительной части из них, предположительно жившего на Ближнем Востоке 1,5—2,5 тысячи лет назад. В исследовании Бехара установлено, что R1a1a является доминирующей гаплогруппой у ашкеназских левитов (52 %), при этом у ашкеназов-коэнов она встречается редко (1,3 %).

Энциклопедичный YouTube

Левиты (Исх. IV, 14). Под сим наименованием, говоря вообще, разумеются все потомки Левия; но по отделении одного семейства колена Левина, для отправления священнических обязанностей, члены оного начали отличаться названием и обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующее выражение: священники и левиты (III Цар. VIII, 4, Ин. I, 19). В особенной связи с означенным племенем вся политическая деятельность евреев приняла ту отличительную форму, в которой она проявилась с большей или меньшей точностью в продолжение всего длинного периода их национальной истории.

Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход (Исх.XXXII, 25–29). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: Кто Господень, иди ко мне. На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины (Исх. XXXII, 26), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (ст. 28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело.

В кн. Числ. подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (гл. III). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои (Чис. III, 5–13). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на гирсонян, мераритян, каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (ст. 23–37).

Главными обязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служении первоначально в Скинии, а потом в храме; когда израильтяне переходили с места на место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной и снова устанавливать ее, носить свящ. сосуды, музыкальные инструменты и проч. Каафяне имели наблюдение за Ковчегом завета и свящ. сосудами (ст. 29–31); герсоняне и мераритяне разделяли между собою прочие обязанности по особому назначению. Стан в пустыне располагался с трех сторон Скинии. Но когда евреи оседло поселились в земле Ханаанской и Скиния была установлена в определенном месте, колену Левиину отвели для их жительства 48 городов, в числе которых 13 были назначены для священников. Города левитам назначались и в уделах прочих колен, с целью распространения их по всей стране, для удобнейшего расширения религиозного знания и влияния их между всем народом (Чис. XXXV, 18, Нав. XXI, 20–42).

Служение в Скинии производилось левитами поочередно. Городами убежища назначены пять из левитских и один из священнич. городов. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких обязанностей, были назначены десятины со всех произведений, из которых, впрочем, они в свою очередь отдавали десятую часть священникам (Чис. XVIII, 20–29).

По водворении евреев в земле Ханаанской и во времена Судей мы находим только случайные указания на левитов, именно до самого времени учреждения у евреев монархического образа правления. Но вот при торжественном восстановлении общественного богослужения, при Давиде, левиты снова являются с своим исключительно выдающимся церковным характером (I Пар. XV, 2, 27). К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38000 человек, от тридцати лет и выше (I Пар. XXIII, 3), и из них назначены для дела в Деме Господнем двадцать четыре тысячи, как свидетельствует о том свящ. историк II кн. Пар. (II Пар.XXIII, 4).

Все они были разделены Давидом на особые чреды по именам сынов Левия: Гирсона, Каафа и Мерари, по тысяче в каждой чреде. Другая часть левитов была отделена, по словам священного историка, на то, чтобы провещевать на цитрах, псалтирях и кимвалах, и они были отчислены на дело своего служения, в количестве 288 человек (II Пар.XXV, 7). Остальная часть левитов имела своей обязанностью отворять и затворять двери храма (II Пар.XXVI, 1–19), охранять храм от входа в оный людей почему-либо нечистых (II Пар. XXIII, 19). Шесть тысяч из них были назначены писцами и судьями (I Пар. XXIII, 4). Остальные имели своей обязанностью смотреть за свящ. сокровищами (I Пар. XXVI, 20–28). Таким образом, все колено Левиино тем или другим путем вообще было занято делами, или прямо относящимися к храму и богослужению, или определено к важнейшим делам гражданской администрации (I Пар. XXVI:32; IIПар. XIX:11).

По разделении царства Израильского при Ровоаме левиты, жившие в пределах отпадших от него колен, оставили свои города и предградия и переселились в землю колен Иудина и Вениаминова. С сего времени мы опять встречаем в свящ. книгах Ветхого Завета только случайные указания на левитов. Когда вступал на престол какой-либо иудейский благочестивый царь, ревновавший об истинном богопочитании в своем царстве, то левиты всегда оказывались деятельными сотрудниками и помощниками его в этом святом деле (II Пар. XIX:8–10, XXIX:12, 13).

Число возвратившихся левитов с Заровавелем из Вавилонского плена простиралось до 340 или 360 чел. (I Езд. II, 40–42). Некоторые из них находились в плену, поженились на иноплеменницах, впрочем, по убеждению Ездры, расторгли свой незаконный брак (I Езд. X, 23, 24).

Со времени возвращения из плена левиты почти совсем не упоминаются в свящ. истории, за исключением разве трех или четырех раз в Новом Завете (Лк. X, 32, Ин. I, 19, Деян. IV, 36). Варнава, один из наиболее выдающихся лиц во времена апостольские, был левит. Верность левитов своему призванию особенно восхваляется у пр. Малахии (Мал.II, 5–7). В кн. Откр. (Откр.VII, 7) запечатленных от кол. Левиина значится двенадцать тысяч.

Мы до сих пор удивляемся, что небольшая группа людей может перекроить мозги тысячам ничего не подозревающих людей и сделать из них послушных марионеток. Они живут спокойно, как все, но стоит им услышать кодовые слова, и вроде обычные люди вдруг превращаются в агрессивных, готовых на всё, что им прикажут.

Зря удивляемся. Люди слабы. Так когда-то были экспериментально созданы евреи. В наше время, только по более жёсткой программе так создают террористов, смертников. Отрабатывается и вариант переиначивания сознания у целых народов, например, успешно отработана методика на украинцах.

Я хочу написать с чего всё началось.

Евреев много, иудеев мало. Точнее, мало тех, кто 2,5 тысяч лет до н.э. решил создать свой мир с послушным народом, созданным практически с нуля. Такими покорителями вершины пищевой цепочки стало семейство патриарха Иакова. Колено Леви – левиты, были теми, кто не получил надел и находились в зависимости от своих братьев.

Но как они обыграли это!

Положение отверженных, как считают левиты, не позволило им выродиться в замкнутую, гордую своим богатством жреческую касту. Их материальная зависимость от приношений народа рассматривается в Библии, как особый знак отличия. В последствии данное колено разделилось на две ветви –левитов и коэнов.

Идея господства сложилась у них после опыта власти над египтянами, когда левиты пытались насадить культ Амона во время правления Эхнатона (переводится как полезный Атону). Первый опыт оказался уродливым. А как старались! Бедному Эхнатону мозги почистили, с его телом что-то сотворили, сделав то ли мужчину, то ли бабу; жену нашли из своих, детей модифицировали.

Хотя, возможно, Эхнатон им уже достался с генетическими отклонениями, вот и воспользовались случаем.

Вторая попытка оказалась удачнее. Сделали евреев соучастниками убийств и грабежа египтян и повели за собой этот, не совсем ещё готовый к закланию и перелицовке, будущий израильский народ.

Почему пришлось собирать людей с миру по нитке? По-другому собрать полноценный, послушный им народ, который можно было бы объединить в нацию из своих единородных левитов, трепетно соблюдающих чистоту крови и рода, оказалось невозможно. Вот и начали собирать будущих израильтян из близких по крови арабов низких каст.

Таковых оказалось много в Средиземноморье, где кипела жизнь и пересекались дороги из Африки и Азии. Там веками складывалась гибридная общность людей, по сути сброд, гибриды, что на арамейском звучало как евреи (переводится как «перешедшие реку» по броду).

Вот так отверженные, лишённые самодостаточности, они стали овцами левитов.

Какие методики применялись к ним мы вряд ли узнаем, скорее всего то, что сейчас называют НЛП. Постепенно левитам и коэнам удалось превратить средиземноморский сброд в послушное и преданное пастухам стадо. Так в истории появились евреи. Точнее светлокожие ашкенази из Европы и США, оливковые сефарды из Греции, Турции и Сирии, темнолицые мизрахи из Ирана и Ирака, а также эфиопские и индийские иудеи, хазары из Азии.

Левитам и коэнам для формирования единого народа требовалась идеология на основе древних знаний и жёсткой дисциплины. Заодно необходимо было создать единый язык и письменность. Собрав с миру по нитке идеологию и язык на основе древних Вед и шумерских источников, левиты создали религию: Библию, Древний Завет. А Тору и Талмуд создали для успешного переформатирования мозгов и подавления воли, использовав для этого беспроигрышный приём –внушили идеи богоизбранности, первородства на планете и страх. Чтобы не усложнять овцам головы, договорились что жизнь на Земле Яхве создал именно 5776 лет назад. Не было до этого жизни на земле, да и Земли не было. Всё. Яхве сказал, что будет так и пошёл отдыхать.

Кстати, Ветхий Завет и вся Тора, по сути, как были языческими с многобожием, так и остались до сего дня, но этого никто не замечает. Не видеть того, что есть, но видеть то, что навязывают – это главный приём зомбирования. Гениальным ходом левитов в последствии стало образование течений в религиях. Разделяй и властвуй – тоже стал их любимым приёмом, который они использовали как действенный метод управления.

До сих пор эти приёмы прекрасно работают для управления людьми.

Как видим, настоящие иудеи — левиты с коэнами, кстати не спешащие делать себе обрезание, являются малочисленной верхушкой, управляющие огромным отрядом зомбированных людей, которые за многие века перекрёстного самоопыления получили характерные генетические заболевания и объединяющие их предрасположенности.

У них, как в пчелином сообществе главной является единая память и единое мышление, управляемое маткой (сплочённое образование женской части евреев). Отсюда и быстрая групповая реакция на внешние угрозы со стороны чужих, сплочённость в любом чужеродном обществе, готовность помочь продвинуться, устроиться своим, в том числе и на государственной службе. Мне это напоминает военизированное образование с элементами партизанщины.

Испытанные веками приёмы оболванивания и управления применяются левитами и коэнами до сих пор по тысячелетиями выверенным ветхим методичкам.

Только что-то пошло не так. Гои вдруг вспомнили, кто они.

ГОЙ

ГОИТЬ

·стар. говеть, жить, здравствовать;

| дать, заставить жить, устроить, приютить; пригоить, пристроить; угоить, ухитить; изгой, бездомок, шатун; гой! заздравный клич.

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

Изгой не точный антоним, скорее со временем изменённое слово, с ограниченным значением.

Искон. Производное изгоить «выгнать, выжить», в диалектах еще известного, преф. производного от гоить «заживлять» «исцелять», являющегося каузативом от жить (буквально — «заставлять жить»). Изгой исходно — «выжитый, изгнанный» (из семьи, рода-племени и т. д.). Развитие противоположного значения в глаголе изгоить подобно тому, что в выжить «уцелеть» и «выгнать», урод и польск. uroda «красота» и др.

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.

Засуетились пастухи, дёргают за привычные ниточки, а они то ли сгнили, то ли перепутались. Но армия правоверных овец левитокоэнов пока крепкая и сплочённая. Когда спадёт морок? Когда выздоровеют?

Справка:

«В чём разница между коэном, левитом и просто исраэлем.

Современно мыслящий светский комментатор сразу выделит экономический аспект, постановление о котором содержится как раз в нашей главе (но — что показательно — после истории Кораха): а левитам скажи… когда вы возьмёте у сынов Израиля десятину… отдадите от неё подношение Единого — десятину от десятины… и отдадите… подношение Единого Аарону, коэну (18,26-28). Коэны кормятся жертвенным мясом, получают деньги — выкуп за жертвы, и даже левиты, существующие за счёт государственного налога, платят им десятину от своих доходов. Вот чего захотел Корах, скажет светский комментатор (если не пустится в размышления о том, что вся Тора — сплошная выдумка и фальсификация, конечно). Но у него не будет ответа на основной вопрос: а зачем вообще государственный налог, кормящий левитов? Неужели только оттого, что это — колено Моше? Но почему тогда этот налог не отменил Давид, принадлежавший к колену Йеhуда, почему не повелел платить десятину своим родичам?

Ключ, конечно же, опять в метафизике.

Еврейское государство изначально создавалось не просто так, чтобы было: оно строилось как огромная метафизическая лаборатория, как центр управления глобальными энергетическими процессами. И для этой цели были выделены три элемента: коэн, леви, исраэль. Эти три названия образуют аббревиатуру КЛИ, что на иврите означает «(рабочий) инструмент»: именно наличие всех трёх превращает еврейский народ в рабочую систему.

Мудрецы разъяснили разницу между этими тремя элементами.

Коэн — вертикальная ось: их задача — возгонка жертвенной энергии в высшие миры и получение оттуда благословения. Их способ работы — пребывание в Храме, проведение ритуалов жертвоприношения (в старые времена это включало ритуальный забой скота, но каждому времени — свои ритуалы; мы говорили об этом, обсуждая главу «Вайикра») и коэнское благословение (которое мы обсуждали в главе «Насо»).

Леви — горизонтальная ось: их задача — концентрация энергии всего народа и сосредоточение её в Храме, чтобы коэнам было что возгонять; и распространение полученной коэнами свыше энергии благословения по всему народу. Их способ работы — в первую очередь, пение и музыка: практически все храмовые поэты, музыканты и певцы были левитами — и среди них были и потомки Кораха. Поэзия и музыка (конечно, если это настоящая поэзия и настоящая музыка!) обладают сверхъестественной, магической силой, и сила эта — от Бога.

Исраэль — рабочее поле: каждый еврей должен быть — и ощущать себя! — инструментом для энергетического общения человечества с высшим миром. Через каждого еврея энергия всего человечества попадает к левитам, а от них — к коэнам; через каждого еврея должно благословение снизойти в мир. Чем хуже еврей работает, тем хуже миру. В этом смысле правы антисемиты: евреи действительно виноваты в бедах мира — не из-за того, что они сговорились против мира, конечно, а из-за того, что недостаточно хорошо работают в пользу мира…

Мудрецы Талмуда определяли это фразой: «коэн — за своим служением, леви — за своей кафедрой, исраэль — всюду, где он стоит» (Седер ха-авода). И, хотя считается, что после разрушения Храма эти функции потеряли силу, наши три должности ждут нас (впрочем, коэны продолжают совершать «коэнское благословение» ежедневно!), и мы обязаны вернуться к ним — иначе каково без нас миру? «

У многих народов, насчитывающих достаточно длительный срок развития, обозначается группа семей – высших сановников, так называемая, национальная аристократия, ведущая свою родословную с очень древних времен. Их фамилии фигурируют в летописях и документах на протяжении столетий всегда употребительно лишь к вельможам высшего порядка. Едва ли не единственным исключением в этой группе являются евреи. Эта национальность входит в число древнейших среди цивилизованных народов, однако в силу исторических причин у них не сохранилось древних фамилий, связанных с управлением страной. Да, конечно, среди евреев нередко встречались видные государственные деятели. Но это были единичные представители нации, не ставшие родоначальниками династии.
Тем не менее, собственная аристократия у евреев есть. Правда, в отличие от других еврейские аристократы зачастую не владеют собственными замками и не реагируют на обращение: «Ваша светлость». Зато их родословная насчитывает тысячи лет и уходит корнями в библейские времена. Это люди, обладающие древнейшими в еврейской среде фамилиями Коэн и Леви, а также производными от них. Но что интересно. На самом деле Коэн и Леви это не фамилии в привычном для нас понимании. Они обозначают должности людей, некогда исполнявших службу в Первом и Втором Иерусалимских храмах.
Стоит понять, что фамилии у евреев стали появляться только в Средние века, где-то в XI-XII столетиях. Они присваивались только очень знатным представителям еврейской нации, причислявших себя к прямым потомкам царя Давида. Для остальных вполне достаточно было записи личного имени с уточнением: сын или дочь такого-то. Правда, иногда к личному имени присоединялось другое уточнение: «ха-Коэн» или «ха-Левит». В данном случае показывался статус человека. В итоге, коэном или левитом мог оказаться человек, занимающий в общине далеко не самую видную должность, однако после того как в XVII-XIX столетиях началось массовое «офамиливание» евреев, большинство этих людей взяли себе именно эти фамилии, прямо указывавшие на их древнее происхождение.
Но если известно, кто были коэны и левиты в древнем Израиле, то кем они были изначально? Вот здесь следует углубиться в библейские легенды. Тора говорит, что Яаков имел 12 сыновей, каждый из которых впоследствии стал родоначальником собственного колена. Одним из таких колен были левиты, потомки сына Леви. Когда евреи благополучно ушли из Египта, они изваяли золотого тельца, которого начали боготворить. Одни левиты вместе с потомками брата Моисея Аарона поклоняться ему отказались. В благодарность за это Всевышний назвал их своими слугами. Аарон был назначен первым коэном (первосвященником), а все его потомки, присоединенные к колену Леви, стали коаним.
Не были забыты и прямые потомки колена Леви. Из их числа набирались служители сначала в переносной храм Скинию, а потом и в Иерусалимский. За ними закрепились все второразрядные должности при храме: охрана порядка при богослужении, руководство народом при жертвоприношениях, исполнение музыки и пение псалмов. Преимущественно из левитов в древности набирались летописцы. Известно, что колену Леви не досталось собственного земельного надела. Однако им было позволено селиться в любых землях Израиля и заниматься не земледелием или ремесленничеством, а исключительно исполнением религиозных обязанностей. За это представители других колен делали им выплаты драгоценными металлами, тканями либо в виде части урожая.
Подобное разделение обязанностей представителей колен Израилевых имело важную сущность. Не имевшие собственного удела левиты, селясь среди представителей других колен, этим самым относительно равномерно распределяли священнослужителей по территории Израиля. К периоду правления царя Давида левитов насчитывалось уже до 38000 человек. Причем, это только люди в возрасте выше 30 лет. Везде, где они селились, местное население обязано было нести им часть своих доходов в виде пожертвований. Неудивительно, что спустя некоторое время подобная практика перестала нравиться большей части населения страны. После восстания под руководством Иеровоама древний Израиль раскололся на две части: Новый Израиль и Иудею.
Все левиты были изгнаны из Нового Израиля и ушли в Иудею. Однако первое из названных царств долго не просуществовало. Оно было захвачено Ассирией, а большинство его населения уведено в плен, после которого следы 10 колен Израилевых затерялись. Иудея же пробыла намного дольше, окончив свое существование лишь во времена римского владычества. Потери евреев при этом процессе были поистине неисчислимыми. Огромное количество людей было также угнано в рабство, дав начало еврейской общине за пределами Ближнего Востока.
Однако теперь в отличие от колен, попавших в ассирийский плен, а после своего возвращения на историческую родину не имевших представления, к какому из колен они относятся, еврейские общины тщательно отслеживали свою родословную. В этом был прямой резон. Ведь они верили, что когда-то наступит момент прихода на землю Мессии, и Иерусалимский храм вновь будет отстроен. При этом простые люди будут четко знать, кому и какие обязанности придется выполнять.
Вот так, выяснив, откуда взялись еврейские фамилии Коэн, Леви, а также всевозможные производные от них (Коган, Каганович, Левитан), можно понять и причины современного движения по исследованию генетического набора евреев, причисляющих себя к потомкам колена Леви. Современные ученые разработали технологию ДНК-тестирования, по которой с высокой долей вероятности можно выяснить, является ли конкретный человек настоящим левитом, или данная фамилия досталась ему благодаря стечению обстоятельств. И выяснилась интересная деталь. В большинстве случаев носители исследуемых фамилий действительно могут принадлежать к левитам. То есть, родословная этих людей не куплена и не составлена для большей убедительности публики. Евреи вполне честно придерживались национальных традиций, понимая, что сейчас можно обмануть человека, но Всевышнего провести не удастся, поэтому после прихода Мессии правда все равно будет открыта.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Мы привыкли считать, что наиболее древние еврейские фамилии – это Коэн, Леви и все производные, так как они происходят от терминов, обозначающих представителей колена Леви и служителей Первого и Второго Иерусалимского храма. Но в действительности это не всегда так.

Для начала стоит указать, что само понятие «еврейская фамилия» вошло в обиход только в Средние века, в XI — XII веках, и то – только в наиболее прогрессивных странах своего времени. И фамилии были не у всех евреев, а только у очень знатных испанских сефардов. Яркие примеры – еврейский испанский род Абраванель, а также Шалтиэль и Закуто. Как правило, носители этих фамилий считали себя потомками царя Давида, бежавшими в Испанию после разрушения Иерусалима римлянами, но проверить, было ли это подлинной родословной или вопросом престижа, не представляется возможным.

Практически одновременно (или несколько позже) появились ашкеназские еврейские фамилии, которые получили потомки выдающихся мудрецов Торы, некоторые из которых тоже прослеживали свое происхождение от царя Давида. К таким фамилиям относится Лурье (потомки Раши), Марголиот (в ашкеназской среде более известная, как Марголис и Маргулис), Ландау, Шапиро, Гальперин и Яффе (Йоффе). А также очень интересная и распространенная фамилия Раппопорт, которая, судя по всему, имеет смешанное ашкеназо-сефардское происхождение и образовалась в результате брачного союза представителей двух известных родов – ашкеназского Раппе и сефардского Порто.

Как я уже сказала, в Средние века счастливыми обладателями фамилий были только очень знатные и известные еврейские семьи, остальные же довольствовались личным именем с уточнением – «сын такого-то», «дочь такой-то». Массовое «офамиливание» евреев произошло только в XVII-XVIII веках, а в Восточной Европе и вовсе в XIX. Поэтому подлинно древних еврейских фамилий не так много.

Но куда же отнести знаменитых Коэна и Леви, а также все бесконечные производные – Коган, Каган, Каганович, Кац, Левит, Левитин, Левин, Левинсон и так далее?

Первая неожиданность – «коэнские» и «левитские» фамилии, на самом деле, вовсе и не фамилии. Задолго до появления самого понятия «фамилия» — как у евреев, так и у неевреев – некоторых членов еврейских общин называли их личных именем, добавляя к нему «ха-Коэн» или «ха-Левит». Это означало их статус или, скорее, принадлежность к выходцам из колена Леви и – в случае с коэнами – к тем, кто до разрушения Храма выполнял обязанность верховных служителей культа. Коэном или левитом в условиях изгнания мог оказаться как ученый талмудист, так и простой портной или торговец, но каждый из них был известен этим статусом в своей общине. И большинство из них при получении евреями фамилий взяли себе именно те фамилии, которые прямо указывали на их коэнское или левитское происхождение.

Кто такие коэны и левиты изначально? До ассирийского пленения в Эрец-Исраэль жили двенадцать израильских племен – потомков сыновей Яакова-Исраэля. После ассирийского пленения их осталось всего три, точнее, два с половиной – Йехуда (к которому принадлежит большинство из нас – евреи-израэлиты), Леви и совсем в незначительном количестве — Биньямин. Колено Леви не имело своего земельного надела, потому что его представители занимались не земледелием, а выполняли исключительно религиозные обязанности, за что все остальные платили им долей урожая, тканями, серебром и прочими мерами, заменяющими в то время деньги. При этом в колене Леви выделялась особая привилегированная каста – коэны, первосвященники, ведущие свой род от старшего брата Моше, Аарона. Неудивительно, что и в изгнании еврейские общины тщательно отслеживали, кто у них — израэлит, кто — левит, а кто — коэн – чтобы, когда придет Мессия и будет отстроен Иерусалимский храм, знать, кому выполнять соответствующие обязанности.

Значит ли это, что сегодня все Коэны и Леви могут проследить свою родословную на четыре-пять тысяч лет назад и быть абсолютно уверенными, что их предки были служителями Храма? Нет.

Не так давно, с развитием ДНК-генеалогии, стало возможным определить, какая гаплогруппа (мутация, унаследованная от общего предка) вероятнее всего, была у праотца Авраама и, соответственно, у всех его потомков по прямой мужской линии, включая и Аарона, и его современных предполагаемых потомков-коэнов. Это так называемая гаплогруппа J1, распространенная изначально только на Ближнем Востоке, наиболее частая у евреев (и ашкеназов, и сефардов) и у арабов. В связи с такими выводами было проведено ДНК-тестирование носителей «коэнских» фамилий – и исследования выявили, что, хотя большинство (от 50 до 80 процентов) коэнов действительно имеют гаплогруппу J1, то есть они «подлинные» коэны, был также значительный процент имеющих другие гаплогруппы, то есть «ненастоящих» коэнов. Как могло произойти такое, что коэнами (а также, скорее всего, и левитами) стали считаться люди, которые в действительности к ним не относятся?

Причин может быть несколько. Первая из них — вопрос престижа. Если в общине все знали, является ли тот или иной ее член коэном, то при переезде в достаточно далекие края он мог назваться коэном, хотя в действительности им не был. Вероятно, те, кто так поступал, делали это ради престижа, повышения своего статуса в глазах окружающих, хотя реальных материальных преимуществ это, конечно же, не давало.

Другая причина – «ложное отцовство», которого обычно боятся как огня представители известных династий, и отказываются по этой причине от ДНК-тестирования. Еще бы – кому хочется узнать, что ты — не потомок древнего рода, а незаконнорожденный. Иными словами, ложное отцовство – это когда жена коэна родила сына не от мужа, а от другого мужчины, и, соответственно, все потомки этого ребенка, сами о том не подозревая, коэнами не являются.

И, наконец, еще один возможный вариант – усыновление. То есть, если в какой-то момент семья коэна взяла на воспитание чужого ребенка и он получил их «коэнскую» фамилию, в будущем его потомки могут ничего об этом не знать, считая себя коэнами.

С левитами все обстоит несколько иначе – генетически их никак не определить, потому что левиты, в отличие от коэнов, не являются строго прямыми потомками Аарона по мужской линии, и, соответственно, могут иметь самые разные гаплогруппы.

Статус рядового левита, в отличие от коэна колена Леви, никакого особого престижа не добавлял, поэтому маловероятно, чтобы «левитскую» фамилию брали с этой целью. Однако, здесь может быть другой «подводный камень». Леви – это не только название одного из еврейских племен, но еще и личное мужское еврейское имя. А имена старших членов семьи очень часто служили основой фамилии при «офамиливании» евреев.

Поэтому какой-нибудь Левин с равной вероятностью может оказаться как представителем колена Леви, так и потомком человека по имени Леви. Истину здесь можно установить, только проследив свою родословную по этой фамильной линии, и проверив, не было ли с конца XVIII до середины XIX века в роду кого-то с этим довольно редким именем. Что, разумеется, не всегда возможно по причине плохой сохранности документов.

Между прочим, закон с «ложными» коэнами и левитами работает и наоборот – человек, чья фамилия никак не намекает на колено Леви, вполне может оказаться и первым, и вторым. Потому что по разным причинам «офамиливание» в разных регионах происходило по-разному, не всегда упорядоченно, и не всегда еврей сам мог выбрать себе фамилию. Поэтому потомки коэна или левита, получившего некогда не указывающую на это фамилию, могут ничего не знать об этом любопытном факте.

Лея Костинская, «Детали» К.В.

Фото: Оливье Фитусси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *