Когда начинается рождественский?

Этот пост еще называют Филипповским или «филиппками», поскольку заговенье (последний день, когда можно наесться всем, чего душа пожелает) приходится на 27 ноября, день памяти апостола Филиппа. По сравнению с Великим или Успенским постом, «филиппки» не такой уж строгий пост, ведь, за исключением среды и пятницы, а также рождественского сочельника 6 января, верующим можно вкушать рыбу и морепродукты.
Впрочем, Церковь в очередной раз подчеркивает, что истинный пост заключается не столько в воздержании от животной пищи и супружеской близости, сколько в делании добра и прекращении зла, обуздании своего языка, который, как известно, «без костей», в прощении обид, в уплате накопившихся долгов и воздаянии всем людям за оказанную когда-то помощь, в посещении больных и немощных, в утешении попавших в беду, в совместной семейной молитве и частых посещениях Божьего храма. Вообще, неплохо бы в это время внутренне настроиться на мысли о главном, о непреходящих ценностях: о Боге, о бессмертной душе, о взаимоотношениях с любимыми, о своих грехах и об их искуплении. О том, чтобы не обижать друг друга. Также хорошо попробовать почитать по вечерам духовную литературу (хотя бы по чуть-чуть).

Зимний период для православных христиан всегда связан со вступлением в сорокадневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября (15 ноября ст. ст.) и заканчивается в день великоторжественного праздника Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись, таким образом, душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

История установления Рождественского поста

Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и уже начиная с четвертого века был принят к соблюдению. Однако окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в середине ХII века, в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным.

По словам прп. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

По имени святого апостола Филиппа, на день памяти которого часто выпадает заговенье, Рождественский пост именуют также «Филипповым» или, в просторечье, «Филипповки». Уместно будет вкратце упомянуть здесь и житие святого апостола.

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 — 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Пятьдесятницы апостол проповедовал Евангелие в Галилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Из Эллады св. апостол отправился в Сирию, Лидию, Мисию, Фригию, всюду проповедуя Евангелия и терпя всевозможные скорби и лишения от своих гонителей. Ему сопутствовали сестра его Мариамия и св. ап. Варфоломей. В г. Иераполе (Фригия) было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Св. Филипп силой молитвы умертвил ехидну, а так же исцелил пострадавших от укусов змей. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель приказал схватить апостолов и распять их стремглав. Началось землетрясение и многих язычников засыпало землей. Св. Филипп молился о спасении мучителей. Многие уверовали во Христа и требовали прекращения казни. Ап. Варфоломей, снятый с креста, был жив, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Св. ап. Филипп предал дух свой, скончавшись на кресте.

Устав трапезы в Рождественский пост

Сам Рождественский пост можно было бы разделить на три периода. Первые три недели, до 19 декабря — памяти свт. Николы, архиеп. Мир-Ликийских чудотворца, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам есть разрешение на рыбу. Понедельник, вторник, среда — пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого). Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпразднество Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с Великим постом. Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре, так как ради памяти нарочитых святых могут встречаться некоторые послабления.

Особый день накануне великого праздника — 24 декабря, Рождественский сочельник. По сложившейся благочестивой традиции многие христиане этот день блюдут особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды». Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца. Сочиво — это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня — сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.

Богослужение Рождественского поста

Богослужебный церковный устав имеет также некоторые отличительные указания, последовательно подводя и готовя нас встретить Рождество Спасителя. Начиная с 21-го ноября, когда празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы и до отдания Рождества Христова, на Утрени, когда поется великое славословие, поем катавасию Рождеству («Христос рождается…»). В предшествующие Празднику воскресные дни два раза полагаются свои особенные уставные службы. От 11-го декабря включительно поется служба Недели святых праотец, а следом за ней идет Неделя святых отец, когда мы чествуем древних прародителей Христа: «Праотец совокупление, празднолюбцы приидите псаломски восхвалим. Адама праотца. Еноха, Ноя, Мельхиседека. Авраама, Исаака и Иакова. По законе, Моисея, и Аарона и Исуса. Самуила и Давыда. С нимиже Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, и Даниила, и оба надесяте. Вкупе Илию, и Елесея, и всех. Захарию и Крестителя. И проповедавшие Христа, жизнь и воскресение роду нашему» (стихера Празднику). Служим здесь по минее и трем святым отрокам, которые ради поста, целомудрия и прочих богоугодных добродетелей одни среди множества народа смогли противостоять беззаконному царскому повелению о поклонении золотому идолу и не побоялись войти в огонь за свою веру. Как знаем из Писания, Господь сохранил их в горящей раскаленной печи, хотя вырывавшееся из нее пламя сумело попалить даже стоящих поблизости нечестивых язычников.

С 20-го декабря начинаются особые дни — Предпразднества Рожества Христова. Здесь (и до 14 января — Отдания Богоявления включительно) опускается Октай (кроме воскресной службы), причем в воскресные дни, если нет памяти нарочитого святого, опускается полиелеос. На утрени в будничные дни читаются две кафизмы, а на павечернице, вместо привычного Богородичного канона, указан Трипеснец в минее на ряду.

24-го декабря служатся Царские Часы, по образу службы часов Богоявленского сочельника и Великого Пятка. Это особого рода служба, когда на всех часах, помимо псалмов, читаем еще паремии, Апостол и Евангелие, а также поем стихеры, посвященные событиям Праздника. «Царскими» часы называются, как говорят, ради обычая первых Византийских царей, непременно посещавших подобного рода богослужения.

Святые отцы о посте

В святоотеческих поучениях очень много сказано о пользе и необходимости христианского поста: «Как облако скрывает свет солнца, так чревоугодие затмевает ведение ума и отгоняет Духа Святаго»; «Если для Бога алчешь, жаждешь и смиряешься, то вскоре будешь прославлена Богом»; «Кто здесь для Бога алчет и жаждет, тому, в день воздаяния, Он явит истинное богатство»; «Столп и утверждение всякого добра есть пост с безмолвием, а нерадящий о нем теряет всякое добро». («Митерикон»).

Но при воздержании от брашен необходимо соблюдать также и «пост духовный», чтобы «поститься» от зависти, клеветы, осуждения и пр., как о том поется в стихерах Триоди Постной. В одной из самых известных и читаемых старообрядческих книг, «Златоусте», перед началом Рожественского поста, в неделю 22-ю по памяти Всех святых, сказано также особое слово о том, как должно нам упражняться в постном подвиге, чтобы пост этот был действительно добродетельным и богоугодным:

«Днесь возлюбленнии, Врачеви душевному поклонимся, призывающему нас на исцеление невидимых наших язв, и не гнушающихся наших душевных страстей. Се бо наставает время алкания, душам и телесем нашим спасенное здравие подавая. Постом бо и молитвами, и духовными труды, повелевает помазатися подвижником.

Молитва и алчба победа на диавола. Молитва и пост богатство благочестия. Молитва и пост смерти вторыя по воскресении избавляета. Молитва и пост добра воина на безплотнаго ратника еста.

Но егда пост и молитва с милостынею будет, тогда делатель благочестия богатство с Богом обрящет. Даяй бо убогим милостыню, Бога одолжает, иже за милостыню к убогим воздает Царство Небесное, и наслаждение райское.

Сего ради ко июдеом, яко не творящим алчбы с милостынею, пророком глаголет: не такого поста Аз избрах, глаголет Господь, но еже всякому человеку смирити душу свою. Кая бо польза алкати плотию своею, а ины утесняти, и имения наполнятися; кая польза от ядения воздержатися, а на блуд совокуплятися; кая польза есть умовену быти, а нага не одеяти; кая польза есть плоть изсушати, а алчнаго не накормити; кая польза есть уды сокрушати, а вдовиц не помиловати, и сирот в бедах томимых не избавляти.

Кая есть польза человеку християнином нарицатися, а дела поганска творити; не по званию бо человецы от Бога честь восприимут, но по делом.

Того ради потщимся братие убежати ярости и гнева Божия, истинным покаянием, постом и слезами, не воздающе никомуждо зла за зло, ни клеветы за клевету, соблюдающе слово Господне, еже рече нам: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молите за творящие вам обиды, и взаим дайте от них же не чаете прияти, да будет мзда ваша многа на небесех и сынове Вышнего наречетеся.

Того сыновства братие чающе прияти, вящше подвигнемся, не возвращатися к студным делом и богомерзским деянием нашим: но да преплывше постную пучину, дойдем вышних обителей, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком».
(«Златоуст», «Поучение святаго Иоанна Златоустаго о посте»).

28 ноября начинается Рождественский пост. Он продолжительный, но не такой строгий как Великий. Он длится 40 дней до 7 января и закончится под праздник Рождества Христова. Рождественский пост называется еще и филипповым, потому что начинается он сразу после дня апостола Филиппа. Рождественский пост упоминается уже в четвертом веке от Рождества Христова, но раньше он длился всего лишь 7 дней. И только с 1166 года решением константинопольского патриарха стал 40-дневным, что и вошло в традицию нашей Русской Православной Церкви.

В чем смысл поста, что можно есть, а что нельзя, как быть тем кто хочет поститься. но не может? Мясо-молочные вопросы конечно очень важны для настоящего времени и для современных едоков, но всем понятно это лишь составляющая часть. Отказ от скоромной пищи в пост — не абсолютное предписание, потому что больному телу пост не прописан. Мы должны ездить на посте, а не он на нас.

Питание в Рождественский пост

Читайте: Календарь питания по дням в Рождественский пост

Начало поста для многих СМИ — удобный инфоповод поделиться рецептами постной кухни, конъюнктура рынка диктует и соответствующее меню в ресторанах. В дни поста вам предложат всевозможные разносолы, дорогие яства из морепродуктов, блюда из сои, по вкусу неотличимые от мяса. И всё-таки пост — не услада для гурманов. Из русских разносолов — мочёных яблок, грибочков можно сделать такую постную трапезу, что
она по своей роскоши превзойдет завтрак голодного советского туриста.

Священник Павел Ильинский: Этот пост не такой строгий как Великий перед Пасхой, но пища животного происхождения в нём не дозволяется. То есть и молочная. и мясная пища и яйца не допускаются. А вот в отношении субботы и воскресенья сделано послабление. В эти дни разрешается рыба к трапезе. Также в праздник Введения во Храм Божией Матери в какой бы день он не выпал, рыба разрешается тоже. Если выпадают какие-то дни полиелейных праздников, кроме среды и пятницы- рыба разрешается по уставу. Устав предписывает некоторые дни и сухоядения, например среда и пятница, а в четверг и во вторник — пища с елеем. Но, как говорится, каждый постится как может, исходя из своих условий жизни и своего физического состояния здоровья.

Протоиерей Андрей Козлов, председатель учебного комитета РПЦ: Некоторые издания, становясь особенно набожными в эти дни публикуют устав поста по всей строгости, цитируя множество запретов и непонятных слов: типикон, полиелей сухоядение и повергая читателей в ступор. Ведь устав поста по типикону — это сложный конструктор, разработанный изначально монахами и для монахов. В дни Рождественского поста можно вкушать рыбу по субботам и воскресеньям а также в дни праздников особо почитаемых святых. Примерно так же и с вином в умеренных количествах, а вот с растительным маслом, если строго по уставу, все сложнее. Казалось бы, куда уж более постный продукт, но и его употребление по типикону сильно регламентировано. Сухоядение типикон конечно же предполагает, но фактически в жизни мирян применяется с определенного рода смягчениями. Какую пищу есть сырой, а какую сваренной, с какого числа начинать питание — оставим это тем, кто имеет соответствующий уклад жизни.

В чём смысл Рождественского поста

Великие святые христианской церкви всегда предостерегали от крайностей в посте, от тщеславия и фанатизма. Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот поститься неразумно, говорил Авва Дорофей. Тем более, если еще и укоряет при этом своих собратьев. Пост для нас — немного другая позиция. Если я смогу сделать хоть чуть-чуть маленького-маленького подвига в своей жизни, попоститься, ограничить себя в чем-то — я становлюсь немножечко светлее.

Протоиерей Андрей Козлов, председатель учебного комитета РПЦ: Умеренность и разумное воздержание — вот к чему призывает церковь. Именно поэтому в практике поста допускаются исключения, послабления. Особенно для путешествующих, больных, беременных и детей. Поэтому каждый пусть будет сам себе доктором, и, зная предписания врача, особенности своего хворого организма, путь выберет для себя посильную меру поста. Но суть поста — это сам Господь Иисус Христос, новорожденный Богомладенец. Главное — не терять какого-то духовного смысла.

Есть вокруг поста и свои мифы. Например, приравнивают его к оздоровительной диете, полезной для здоровья и фигуры. Но увы, вынуждены разочаровать. Пост — не соматическое упражнение для того, чтобы выгнать шлаки, подтянуть ремешок, улучшить цвет лица и тому подобное. Это не диета , а особенное состояние души, говорили многие святые церкви. «Ты постишься»,- наставлял верующих в четвертом веке святитель Иоанн Златоуст, — «Накорми тогда голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, терпелив и не злопамятен. Есть люди вокруг нас, которым можно уделить чуть больше внимания, наши дети к примеру. Детям нужны от нас не только смартфоны и подарочные сертификаты, детям от нас нужно прежде всего родительское тепло, внимание и готовность побыть с ними не в бытовой ситуации, а когда ты душой отдаешься пребыванию с собственным ребенком.

Священник Павел Ильинский: 28 ноября начинается Рождественский пост. Так он называется, потому что готовит нас к празднику Рождества. Поскольку все праздники церковные имеют духовное содержание, духовное значение, то и подготовка к ним заключается в духовном. Не в том, чтобы только прибраться, помыться, да что-то приготовить покушать на праздник, но прежде всего в подготовке нашей души. Если ты не можешь строго поститься как в уставе, то хотя бы старайся это как-то восполнить каким-то другим духовным деланием. Таким, как скажем, молитва или может быть более частое посещение богослужений. служение ближнему, какое-то служение любви или милосердию.

Соблюдать Рождественский пост в мегаполисе — особенно сложное дело. Даже не в кулинарных ограничениях, а в нашем ритме жизни. Мы все куда-то торопимся, спешим… Работа, учеба, а впереди еще
предновогодняя суета, черная пятница, распродажи, беготня за подарками, корпоративы, застолья. И в этой вечной шумихе особенно сложно не позабыть о самом главном — о божием присутствии в нашей жизни. А приближение праздника Рождества младенца Христа для многих до сих пор дилемма. Как провести новогоднюю ночь? Кто-то готов и вовсе отказаться: мол пост, нельзя. Но для большинства это уже давно тёплый семейный праздник. Новый год нам всем близок, большинство из нас из другого, века из другой страны, это наше детство. Праздник с Дедом Морозом, с подарками под елочкой. Да и сама церковь по сути уже освятила праздник, совершая 31 декабря молебен на Новый год и допуская послабление в пище. Важно как мы проведем новогоднюю ночь. То есть, с одной стороны не лишать себя доброго, открытого, искреннего, радостного общения с нашими близкими. Пробьют кремлёвские куранты, отгрохочут новогодние фейерверки, опустеют магазины и страна наконец успокоится. И тогда в оставшиеся дни церковь призывает верующих к особому посту, чтобы в тишине и покое подойти к таинственной ночи Рождества Христова.

Протоиерей Андрей Козлов, председатель учебного комитета РПЦ: Я всем нам вместе пожелаю пройти Рождественский пост и подойти к Рождеству Христову в свободе от греха и тогда действительно радостно встретить Рождественскую звезду.

Рождественский пост в 2020-2021 году: 28 ноября – 6 января 2020 года

Рождественский пост в 2020-2021 году: 28 ноября – 6 января 2021 года

Рождественский пост в 2021-2022 году: 28 ноября – 6 января 2022 года

Рождественский пост в 2022-2023 году: 28 ноября – 6 января 2023 года

Рождественский пост в 2023-2024 году: 28 ноября – 6 января 2024 года

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2018 год

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен , не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно…»

Вы прочитали статью Рождественский пост в 2020 году. Возможно, Вам будет интересно узнать:

  • Рецепты постных блюд
  • Рождественский пост: Пост №1
  • Рождественский пост: календарь питания
  • Рождественский пост. Добрый путь — добрые помыслы

Каждый год 28 ноября по новому стилю в Русской Православной Церкви начинается время Рождественского поста, практически такого же долгого, как и Великий пост, но не настолько строгого и скорбного. На протяжении 40 дней верующие духовно готовятся встретить Рождество нашего Господа и Спасителя — приход в наш мир Богомладенца. Главный смысл этой подготовки — встреча столь важного для христиан праздника не в обычной вседневной суете, а в особом состоянии духа — смиренном, но при этом торжественном.

Установление Рождественского поста как поста многодневного довольно позднее. В первом тысячелетии от Рождества Христова он продолжался всего неделю, и только в XII столетии Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг сделал этот пост более длительным и строгим. Патриарх Лука находился в близких отношениях с Русью, лично переписывался с великим князем Андреем Боголюбским, а потому эта благочестивая традиция была сразу же принята и русскими православными христианами, чья Церковь в те времена была частью Константинопольской.

Сегодня широко известно, что у римо-католиков также существует период подготовки к Рождеству, именуемый «адвентом». «Адвент-календари» на 24 предрождественских дня сегодня широко распространились и в России. В кармашки этих календарей вкладываются подарки или записки с пожеланиями, хотя у консервативных католиков ещё сохранилась традиция вкладывать в них святоотеческие поучительные изречения.

Всё это не противоречит традиции православной, но стоит помнить, что католики во многом отступили от истинного, православного христианства, а в данном случае — о том, что наш пост дольше и строже. Само же Рождество Христово для православных христиан — такой же радостный праздник, как и для католиков и протестантов, но нельзя забывать о том, что выше его «праздник праздников и торжество торжеств» — Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня.

Почему Рождественский пост часто называют «Филипповским»?

У русских Рождественский пост нередко именуют «Филипповским», или даже «Филипповками». Объяснение этому довольно простое: канун поста, 27 ноября по новому стилю, приходится на день святого апостола Филиппа, одного из первых учеников Христа. Об этом великом святом известно то, что он, как и апостолы Андрей и Пётр, был родом из Вифсаиды и стал третьим, кого Спаситель призвал к апостольскому служению.

Именно апостол Филипп привёл к Спасителю Нафанаила и еллинов (греков), беседовал с Христом о хлебе для множества народа, а также просил Господа на Тайной вечере показать Отца. После Христова Воскресения и Вознесения, согласно церковному преданию, апостол Филипп проповедовал в Галилее и Сирии, Греции и Скифии, сопровождая свои проповеди многочисленными чудесами, в том числе неоднократно по молитвам ко Спасителю воскрешая умерших. Это вызывало гнев язычников, и около 80 года от Рождества Христова, по приказу проконсула Римской империи, апостола Филиппа распяли вниз головой.

На Руси этого святого всегда глубоко почитали, возводили в честь него многие храмы. А потому неслучайно Рождественский пост, заговение на который приходится на день апостола Филиппа, также именуют «Филипповским» или «Филипповками». Конечно, это неофициальное уставное церковное наименование, но оно давно прочно вошло в русскую православную традицию.

Каковы главные правила Рождественского поста?

Фото: pravoslavie.ru

Правила начавшегося поста мало отличаются от любого другого постного времени, в том числе и великопостного. Несмотря на то, что пищевые запреты (о которых будет сказано чуть позже) не столь строги, как во время Великого поста, а богослужебный строй фактически не меняется, верующие должны понимать, что это время ограничений, в первую очередь касающихся увеселений. Хотя, согласно Евангелию, постясь, мы не имеем право делать унылый вид, дабы выделиться из окружающих:

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Тем не менее это не значит, что пост ограничивается исключительно внутренней работой над собой. Конечно, в это время стоит чаще, чем обычно, бывать в храме, больше молиться, помогать ближним, но и, конечно, стараться поститься в плане уже упомянутых пищевых ограничений. Но понимая, что это не «жертва Богу» (Ему не нужны наши отказы от любимых сарделек или кефира), но, во-первых, церковная дисциплина, урок верности Церкви и её Священному Преданию, к которому относится и устав о посте, а во-вторых, очень важное подспорье в борьбе с собственными страстями.

Одно из лучших изречений на эту тему относится к подлинной сокровищнице святоотеческой мысли, принадлежащей перу Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.

Святитель Иоанн Златоуст. Фото: pravoslavie.ru

Святого, жившего и творившего в IV — начале V столетий, но чьи слова всегда настолько актуальны, что может показаться, будто бы они были произнесены в наше время:

Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего… С великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом и, сколько возможно, помогать себе милостынею.

Конечно, ограничения в пище без духовной работы над собой являются всем, чем угодно — диетой, вегетарианством, веганством, — но только не православным постом. А потому каждому верующему необходима духовная поддержка и наставления, которые каждый из нас может получить в любом православном храме. Желательно, конечно, у личного духовника, но если такового пока нет, можно обратиться к любому православному священнику.

Прежде чем перейти непосредственно к уставным требованиям, надо оговориться, что в истории Церкви исключения из правил всегда допускались в отношении беременных и болящих, узников и военнослужащих, учащихся и путешествующих. Но все эти послабления должны быть не своевольными, а со священнического благословения.

Пищевые ограничения Рождественского поста

Фото: Юрий Машков / ТАСС

Для начала нужно сказать, что даже в монашеской практике предписания Устава отличны. На практике же принято поститься так. До дня Святителя Николы Чудотворца («Николы Зимнего» — 19 декабря по новому стилю): по вторникам, четвергам, субботам и воскресным дням — постная (растительного происхождения) пища с рыбой, по понедельникам, средам и пятницам — только с растительным маслом или даже без него (последнее соблюдается редко).

После дня Святителя Николы пост становится строже: по вторникам и четвергам разрешается только пища с растительным маслом. В канун же Рождества Христова пост ещё сильнее ужесточается, и даже в субботу и воскресенье пища с растительным маслом, но без рыбы. Самый же строгий пост — в Рождественский сочельник, 6 января по новому стилю. В этот день разрешается только пища без масла, причём только вечером (как говорится в народе, «после первой звезды»).

Именно поэтому столь излюбленные новогодние праздники верующим людям стоит проводить с христианским рассуждением. И если бокал шампанского не возбраняется даже по церковному Уставу (обычно выпить немного вина благословляется в те дни, когда разрешается постная пища с рыбой или маслом), то от разгульных увеселений стоит воздержаться. Впрочем, каждому христианину стоит беречь себя от разгульности и вне постов.

Ещё раз важно повторить, что эти правила не являются общеобязательными для всех, но если у вас есть желание соблюдать и пищевые ограничения в строгом соответствии с церковным Уставом, возьмите благословение у священника и внимательнее следите за православным календарём, который ежедневно публикуется на страницах нашего сайта.

С началом Рождественского поста! Подай нам, Господи, Поста благоприятного!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *