Когда ребенку можно смотреть телевизор?

Телевидение уже давно поселилось в наших домах, и, несмотря на появление еще и компьютеров, остается актуальным для каждой семьи. И, если раньше дети ждали нового мультфильма, сказки или интересной детской передачи, то сегодня телевизор вещает практически круглосуточно, иногда просто фоном и нередко вместо няни. И, увы — о качестве ТВ-контента сегодня приходится только мечтать. Конечно, некоторые детские каналы пытаются стать полезными, но «коммерческая составляющая» все-таки перевешивает…

Содержание

Влияние телевизора на ребенка – польза и вред телепросмотров для детей

Безусловно, сказать, что «от телевидения – только вред» — неправильно. Все-таки еще остались каналы, которые весьма бережно относятся к выбору программ и фильмов, заботясь о своей репутации.

Кроме того, существуют специальные познавательные и детские каналы, в какой-то степени способствующие развитию детей. Но процент таких каналов ничтожно мал.

Есть ли плюсы от ТВ?

Грамотная передача или хороший мультфильм…

  • Расширяют кругозор.
  • Увеличивают словарный запас.
  • Развивают эрудицию.
  • Приобщают к классике и истории.

Обратная сторона медали…

Увы, пунктов в списке «чем вредно телевидение» наберется больше:

  1. Вред для глаз. Ребенок не может сфокусировать взгляд на одной картинке, потому что она меняется слишком быстро. Также важно отметить, что ребенок около телевизора реже моргает, двигательная активность глаз сильно снижается, а нервная система устает от мерцания. Со временем перенапряжение внутриглазных мышц ведет к близорукости и даже косоглазию.
  2. Вред для развития мозга. Ребенок, «живущий» у телевизора, теряет воображение, логику, способность размышлять логически, анализировать и делать выводы: нужные изображения и выводы ему дает ТВ, оно же «разжевывает» все задачки и дает ответы, которые мозг ребенка должен искать самостоятельно. Телевизор превращает ребенка из потенциального творца в обычного «потребителя», который, раскрыв рот и почти не мигая, «поедает» все, что льется с экрана.
  3. Вред для психического здоровья. При длительных просмотрах ТВ нервная система ребенка перевозбуждается, следствием чего становятся бессонница и нервозность, стресс, агрессивность, и проч.
  4. Вред для физического здоровья. Лежа/сидя у телевизора, ребенок находится в состоянии физического покоя и практически не расходует энергию. Мало того, согласно проведенными исследованиям, во время просмотра ТВ расходуется еще меньше энергии, чем просто в состоянии покоя. Большинство любителей ТВ страдают от лишнего веса и проблем с позвоночником.
  5. Вред для развития речи. Лексикон ребенка обрастает жаргонизмами и теряет литературность. Постепенно речь обескультуривается, становится примитивной. Кроме того, развитие речи ребенка не может происходить в одиночку – только лишь за счет общения с экраном. Для развития речи нужен контакт – живой диалог ребенка и взрослого. ТВ-изолированность от такого взаимного общения – прямой путь к потере способности воспринимать речь на слух, и оскуднению речи в целом.

К другим негативным последствиям детской увлеченности телевизором можно отнести…

  • Подавление естественных желаний и навыков (ребенок забывает есть, пить и даже ходить в туалет, общаться с друзьями, заниматься привычными вещами и пр.).
  • Замена реального мира телевизионным. В реальном мире слишком мало «драйва» после ярких мультфильмов, динамичных кинокартин и громких реклам.
  • Бессмысленная потеря времени. За 2 часа у телевизора можно сделать массу полезных для общего развития вещей. Телевизор деорганизует – маленький человек еще быстрее взрослого теряет способность организовывать собственное время.
  • Провоцирование ребенка на действия, которые быть опасными для здоровья и жизни. Маленький ребенок все принимает на веру. Если на экране мальчик летает на метле – значит, и ребенок сможет летать на метле. Если в рекламе показывают вкусный майонез, который едят всей семьей чуть ли не ложками — значит, он действительно вкусный и полезный.

И, конечно, нельзя не сказать о том, что телевизор – он, как няня, постепенно внушает ребенку те или иные «истины» и способен легко манипулировать детским сознанием. Ребенок, подобно губке, впитает абсолютно все.

С какого возраста и сколько времени в день можно смотреть детям телевизор?

Ребенок не способен критически осмыслить все, что происходит на экране – он принимает все на веру. И все ТВ-картинки воспринимаются детским сознанием не по отдельности, как образы — а в качестве единого замысла.

Способность анализировать и отделять вымысел от реальности к ребенку придет позже — и до этого момента можно «наломать немало дров», если не выбирать для чада ТВ-контент, и не ограничивать время просмотра.

Что говорят специалисты о временных рамках для просмотра детьми ТВ?

  1. До 2-х лет – категорически запретить просмотр телевизора.
  2. В 2-3 годика – максимум 10 минут в день.
  3. В 3-5 лет – не более 30-ти минут за весь день.
  4. От 5-ти до 8 лет – не боле часа в день.
  5. В 8-12 лет – 2 часа максимум.

Дети смотрят телевизор – как свести к минимуму вредное влияние ТВ, и другие негативные факторы?

Чтобы снизить вредное влияние телевизора на здоровье детей, нужно следовать определенным правилам:

  • Строго лимитируем время просмотра.
  • Смотреть ТВ исключительно в положении сидя.
  • Не смотреть телевизор в темноте – комната обязательно должна быть освещенной.
  • Минимальное расстояние от ребенка до экрана ТВ – 3 м. При экране с диагональю боле 21 дюйма – и того больше.
  • Смотрим ТВ вместе с ребенком, чтобы помочь ему проанализировать увиденное.
  • Отдаем предпочтение диафильмам, при просмотре которых мозг ребенка лучше усваивает увиденное, чем при просмотре быстро меняющихся картинок мультфильма.

Как выбирать мультики, фильмы и телепередачи для детских просмотров правильно – инструкция для родителей

Мультфильм – это один из инструментов воспитания, если использовать его с умом. Ребенок часто копирует образ и поведение любимых героев, подражает им в речи, примеряет на себя ситуации из мультфильмов и кинокартин.

Поэтому важно правильно выбирать ТВ-контент, который должен быть исключительно полезным с этической и педагогической точки зрения.

На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?

  1. Собираем свою коллекцию видео – специально для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультфильмы, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, уважение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.
  2. Не проходим мимо советских мультфильмов, которые являются настоящими энциклопедиями важнейших жизненных ценностей. Кроме того, «наши» мультфильмы не перевозбуждают детскую психику, а напротив – гармонизируют ее.
  3. Выбирайте хорошие мультфильмы не как способ «отдохнуть от ребенка полчасика», пока тот смотрит в экран, а в качестве поощрения. Выбранный мультфильм обязательно смотрите вместе, всей семьей – это поможет вам, кстати, лучше узнать свое чадо. А еще можно завести добрую семейную традицию – смотреть фильмы и мультики вместе. Для просмотра длинного мультфильма в 1,5-2 часа выбирайте максимум 1 день в неделю, не чаще.
  4. Чтобы не лишать ребенка выбора, и не выглядеть тираном, предлагайте ребенку передачи или мультфильмы на выбор.
  5. Анализируйте заранее – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультфильм, и проч.
  6. Выбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не нужно заранее рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах. Всему свое время.
  7. Обращаем внимание на темп смены сюжета. Для деток до 7-8 лет рекомендуется выбирать мультфильмы и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное.
  8. Фильм, мультик или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не спрашивает, стоит задуматься – не слишком ли примитивный контент вы выбрали. Ориентируйтесь на такой контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».
  9. Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не смешного и сумасшедшего Миньона — а, например, робота Валли или Лиса из Маленького Принца.
  10. Отдельно стоит выделить мультфильмы о животном мире, о котором детки еще так мало знают: о том, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; о том, как волчица прячет своих волчат, и проч.
  11. Подбираем для ребенка фильмотеку самостоятельно. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Но не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент.
  12. Не используем телевизор в качестве няни и во время еды.
  13. Для ребенка 3-8 лет рекомендуется выбирать ТВ-контент, который не будет давить на психику – спокойные развивающие передачи, добрые мультфильмы, короткие поучающие видео.
  14. Для ребенка 8-12 лет можно подобрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи различной тематики. Конечно, в этом возрасте уже можно дать чаду чуть больше свободы в выборе тем, но контролировать просматриваемый контент следует обязательно.

Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.

Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.

Что категорически нельзя разрешать к просмотру детям по телевизору – родители, будьте внимательны!

В погоне за прибылью производители мультфильмов и кинокартин для малышей и школьников совсем забывают о морально-этической, и тем более — о воспитательной стороне вопроса. И оставленные наедине с телевизором дети в итоге видят то, что им видеть совершенно не нужно.

Поэтому, в первую очередь — не оставляем детей наедине с телевизором!

Ну, а вторым шагом родителей должен стать жесткий отсев ТВ-контента, нежелательного для просмотра детьми.

Например, фильмы, передачи и мультфильмы, в которых…

  • Отсутствует литературная речь, и в большом количестве присутствуют американизмы и жаргонизмы.
  • Учат лицемерию, вранью, злорадству.
  • Главные герои – непонятные и непривлекательные существа со странным поведением.
  • Со злом не борются, а воспевают его.
  • Плохое поведение героев одобряется.
  • Присутствует насмешка над слабыми, старыми или больными персонажами.
  • Герои издеваются над животными, или наносят вред окружающим, или неуважительно относятся к природе и окружающим.
  • Присутствуют сцены насилия, агрессии, порнографии и проч.

Конечно, под запрет – все новостные программы, ток-шоу, взрослые фильмы и передачи, если только это — не научно-познавательный или исторический фильм.

Также под запрет и весь ТВ-контент, который может вызвать агрессию, страх, неадекватное поведение ребенка.

Ребенок посмотрел телевизор – избавляемся от лишних эмоций и включаемся в реальную жизнь

Согласно исследованиям, ребенку после просмотра ТВ требуется от 40 минут и более, чтобы прийти в себя и «вернуться в реальный мир». Спустя 40 минут нервная система постепенно возвращается в исходное состояние, а ребенок успокаивается.

Правда, речь идет только о спокойных мультфильмах и передачах. А вот на восстановление после мультфильма, где герои кричать, носятся, стреляют и проч., иногда требуется и несколько дней.

Важно отметить, что дети до 3-5 лет особо уязвимы — и относительно зрения, и относительно психики. Поэтому мультики «с драйвом» лучше оставить на потом.

Итак, выделим главное:

  • Выбираем спокойные мультфильмы и кинокартины, чтобы ребенок быстрее вернулся в реальный мир. Не забываем лимитировать время просмотра.
  • Обсуждаем с ребенком все, что он увидел – хорошо или плохо, зачем герой так поступил, и проч.
  • Ищем, куда выплеснуть накопленные во время просмотра ТВ эмоции – ребенок не должен остаться с ними наедине! Во-первых, обсудить с мамой/папой, во-вторых, можно придумать игру по мультфильму, устроить вернисаж рисунков с любимым персонажем, придумать кроссворд на тему, собрать главного героя из конструктора и проч. Главное, чтобы эмоции ребенка куда-нибудь выплеснулись.

Беседа с родителями » Телевизор в жизни семьи и первоклассника»

Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.

Обратимся к статистике:

— две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;

— время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем, более 2 –х

часов ;

— 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключения;

-25 % детей в возрасте от 6 лет до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд;

-45 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего времяпрепровожде

ния на первое место ставят телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.

Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Со своими коллегами мы провели анкетирование первоклассников. Результаты оказались

неутешительными. Из 80 опрошенных – 78 ответили, что им очень нравится смотреть телевизор, причем большинство детей ( это 53 ребенка) смотрят телевизор более 2 часов

в день. А по санитарным нормам учащемуся начальных классов врачи рекомендуют смот

реть телевизор 2 часа в неделю, то есть по 15 минут в день! Некоторые ученики ответили, что они смотрят телевизор 15 минут в день, но эти же дети на следующий вопрос анкеты » Что ты любишь смотреть по телевизору?» назвали фильм » Кадетство»,

который длится никак не 15 минут. Причем сериал «Кадетство» каждый второй наш первоклассник. Один ребенок написал, что любит смотреть фильмы об убийствах, так как

ему нравится смотреть, как убивают.

Лет 20 назад, тогда, когда росли мы с вами, дорогие родители, телевидение было

другим. Было мало детективов, а программа была насыщена познавательными передачами

такими, как » В мире животных», » Вокруг света», » Очевидное-невороятное». Были и такие добрые передачи, как » От всей души», » В гостях у сказки», «Абвгдейка», которые ,

действительно чему-то учили, учили человечности. И тогда » Голубой экран» был другом

Сегодня телевидение сплошь набито боевиками, криминальными хрониками, сценами на-силия , разными ток-шоу, реалити-шоу типа «Дом-2» и т.д

По социологическим опросам, только 20 % взрослых сознают, какой ущерб наносит психике ребенка телевидение. Они стараются как-то контролировать детей. Боль-

шинство же взрослых – около 50 % — просто закрывают на это глаза. Возможно, им выгодно и удобно, что ребенок хоть чем-то занят, не пристает, не мешает. Остальные же

30 % считают, что телевидение показывает жизнь такой, какая она есть, и ребенок должен о ней знать. А посему нет ничего зазорного в том, что он смотрит все подряд, в том числе

мафиозные разборки, трупы, изнасилования и т.п. А ведь картина мира, которую создает нынешнее телевидение, рождает в душе ребенка глубокий страх, с которым ему очень тя-

жело справиться. Да, наша жизнь далека от совершенства. Но разве в ней столько грязи, как показывают? Телевидение извращает наше представление о реальности. «Благодаря»

ему складывается мнение , что везде одни бандиты, убийцы, насильники, грабители и т.д.

Нам, взрослым, самим порой становится так страшно, что боишься выйти на улицу.

Но взгляните вокруг: что, у вас знакомые через одного маньяки и извращенцы? Или соседи мафиози и киллеры? Да, это есть, но в другом «параллельном» мире. Может, ребенок никогда с ним не соприкоснется. Так стоит ли забивать его голову подобными страхами?

Конечно, детей нужно готовить, но разве так? Вы, думаю, не будете спорить о том,

что всевозможные опасности существовали всегда. Однако испокон веков детей старались оберегать от любых дисгармоничных зрелищ. Нет ни одной традиционной культуры, где бы им позволялось наблюдать за интимной жизнью взрослых или присутствовать на казни. А у нас нет никаких ограничений.

Некоторые родители сознательно разрешают смотреть своим детям всякие ужастики и боевики, объясняя это тем, что ребенок будет иметь собственное мнение. Но

ребенок в семь лет не в состоянии дать оценку художественным достоинствам фильма.

К тому же первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране.. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребенок начинает не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране. И если малыш со дня рождения видит такого рода продукцию, он считают её нормой. Также по социологическим опросам, почти никто из взрослых не беседует систематически и целенаправленно о

просмотренных телепередачах, а это основной фактор неадекватности формирования нравственных критерий.

Кстати , Запад защищает своих детей! У них существует четкое различие между

дневным и вечерним вещанием: в то время, когда родители находятся на работе, чтобы телевидение не могло оказывать вредного влияния на развитие детей – в Великобритании

с 6 утра до 21.00 ( а во Франции – до 22.30) нельзя показывать эротические фильмы, а также содержащие насилие, не говоря уже о рекламе таких фильмов. Британское законодательство требует, чтобы такие фильмы и передачи ( даже когда они идут вечером) предварялись анонсом об их содержании. Было бы полезно распространить среди наших журналистов правила о показе документального насилия на телевидении

( нельзя показывать кровь, натуралистические сцены, как это делается у нас в «Дорож-

ном патруле») От просмотра таких сцен , а их смотрят даже дошкольники, в человеке раз-

ввивается бесчувствие вместо того, чтобы вызвать сочувствие к пострадавшим в дорожных бедствиях.

Подведем итоги. Во-первых, телевидение воспитывает пассивную личность. Вот

мальчик смотрит боевик. Он ассоциирует себя с главным героем, который смело кидается

в драку, убивает врагов, кого-то преследует. Но фильм кончается, и ребенок обнаруживает

что ничто в доме не может сравниться по накалу страстей с фильмом. Ему становится скучно. Конечно, скоро он вновь потянется к пульту, чтобы получить новый допинг. И если не контролировать «дозировку», может появиться зависимость, подобная наркотической. Во-вторых, «страшные» передачи откладываются в подсознании и в будущем обязательно напоминают о себе. У детей развиваются серьезные нервно-психические расстройства. Они становятся все более агрессивными, беспокойными, кап-

ризными. Тревожность превращается в черту характера. Они боятся всего – взрывов,

маньяков, похитителей, отравителей, террористов. Их отличает неустойчивое поведение и частые перепады настроения. Дети в 3 раза чаще используют агрессивное поведение при решении конфликтных ситуаций , чем те, кто предпочитает телевизору сказки и волшебные истории. И наконец, телеэкран навязывает ценности, которые, возможно

и не свойственны конкретной семье. Обычно взрослые хотят, чтобы их ребенок разделял именно их систему нравственных взглядов. Но сумеют ли родители противостоять телевидению, если их чадо часами не отрывается от экрана? Можно ли после этого считать его » произведением» своей семьи?

Одни американские мультфильмы, которые тоже любят смотреть наши дети,

по силе воздействия на детскую психику чего стоят! Они несут идеологию, построенную на жуткой агрессии, стремлении к превосходству над другими во что бы то ни стало!

Что же делать, чтобы оградить ребенка от пагубного влияния телевизора?

  1. Если родители хотят, чтобы их дети исповедовали нравственные ценности, были психически здоровы, умели общаться и сами добивались чего-то в этой жизни, нужно взять под строгий контроль просмотр передач и фильмов. Возьмите телевизионную программу и определите телепередачи для просмотра детьми на последующую неделю. Надо очень строго выбрать только те передачи, в безопас-

ности которых вы стопроцентно уверены. Телевизор должен включаться только в это время! Ребенку нынче небезопасно смотреть даже новости – в них могут быть

ужасные по подробностям репортажи о катастрофах, убийствах, которые совершенно не для детских глаз и ушей.

  1. Необходимо обсуждать телепередачи после их просмотра.
  2. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
  3. Не иметь дома больше одного телевизора.

И еще , по мнению медиков, излишнее увлечение детей телепрограммами приводит к ожирению, уменьшению творческих способностей и неумению концентрировать внимание.

И немного хочется сказать о рекламе на телевидении. Действие рекламы, как сказал один создатель рекламных роликов, должно базироваться на двух китах: страсти полового чувства и страсти денег. Вы нигде не увидите рекламу, основанную на добрых

Душевных качествах. Здесь либо одеваются и раздеваются, либо возвеличивают деньги –

что-то получишь, будешь отдыхать, поймаешь удовольствие, радость и веселье. Главное –

удовлетворить свои страсти, пусть весь мир подождет! Возьмите сюжет со «спасателями»,

выключившими видеотелефон вызывающий о помощи девушки и начавшими пить пепси-колу. «Жажда» важнее, чем жизнь человека. Реклама – страшное дело. Мало того, что человеку вдалбливают: без того, что рекламируют, он просто жить не может – в сознание

вбиваются стереотипы, совершенно чуждые нашему сознанию. И мы должны понять, что

детскому сознанию реклама категорически противопоказана!

08 июня 2018 Аверьянова Света

Можно ли грудничку смотреть телевизор? Пожалуй, этим вопросом рано или поздно задается каждый родитель. Педиатры, начиная с 1990-х годов, в один голос твердят о его вреде. Предостережения носят не только рекомендательный характер, основанный на собственном опыте и здравом смысле, но и подкреплены многочисленными исследованиями.

Особенности зрения у грудничков

  • Слабые глазные мышцы – это особенность всех новорожденных. Именно поэтому младенец не может сфокусировать взгляд, глаза или разбегаются, или даже косят. Это физиологическое явление, которое проходит самостоятельно.
  • Зрение грудничков адаптируется к внешнему миру постепенно, и первый год оно еще не такое острое. Дети месячного возраста на расстоянии до 40 сантиметров видят только размытые силуэты, еще не могут различать цвета, дальше 60 сантиметров не распознают предметы совсем.
  • Быстрая смена картинок на экране телевизора напрягает не только неокрепшее зрение, но и незрелую нервную систему младенца. Особенно опасно такое мерцание ночью, когда наиболее заметен контраст между светом и тьмой.
  • Формирование зрения происходит до трех лет. До этого времени у детей можно наблюдать физиологическую дальнозоркость.

Подсказка родителям: знайте, что дети до годовалого возраста реагируют больше не на видео в телевизоре, а на громкие звуки. Если успокоить капризничающего малыша ничем не удается, то включите ему аудиосказку или белый шум.

Мнение доктора Комаровского

Евгений Олегович убежден в том, что телевидение – это то достижение цивилизации, которое портит здоровье ребенка.

На его форуме много историй, подтверждающих этот факт. Мамочки наперебой делятся рассказами, как у трехмесячного сына слезился глазик после просмотра небольшого ролика, или о том, как пагубно влияет просмотр телевизора на сон, детки начинают нервничать, вскрикивают во сне.

С какого возраста можно смотреть

Всемирная организация здравоохранения приводит данные, с какого возраста можно смотреть ребенку телевизор и как долго можно находиться у экрана.

  • Новорожденным и детям до 3 лет смотреть телевизор категорически запрещено.
  • Дошкольникам позволительно проводить у экрана не более 30 минут в день.
  • Не более 1 часа разрешено смотреть телевизор младшим школьникам от 6 до 10 лет.
  • Допустимое время для старшего школьного возраста – от 1 до 3 часов.

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

  1. Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость.

    Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.

  2. Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
  3. Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.
  4. Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.
  5. Ожирение. Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Мифы о пользе

Новое поколение родителей отличается тем, что, во-первых, они сами попали в эпоху всепоглощающего телевидения, а во-вторых, считают это занятие не лишенным пользы. Так ли это на самом деле? Давайте вместе разберем некоторые укоренившиеся в нашей жизни мифы.

  • Использование работающего телевизора в качестве белого шума при укладывании спать. Уже было отмечено, что быстро сменяющие друг друга яркие картинки на экране не только не способствуют засыпанию, но, наоборот, порождают перевозбуждение. Подготовка ко сну должна проходить в затемненной комнате, без посторонних шумов, в спокойной обстановке.
  • Раннее психоэмоциональное развитие. Ни один развивающий мультфильм или тем более передача не будут влиять на развитие ребенка так, как это способны сделать близкие, используя песни, потешки, веселые игры и прогулки.

    Просмотр подобных программ лишь способ самоуспокоения родителей, которые считают, что их полуторагодовалый малыш якобы получает новые знания вместе с «Малышариками» или «Фиксиками». Только после двух лет ребенок способен вычленять хоть какую-то полезную информацию и вообще понимать смысл происходящего в кадре.

  • Новорожденные в силу своего развития не реагируют на телевизор. На самом деле, если вы присмотритесь к своему крохе, то заметите, что на громкий звук или яркую вспышку малыш поворачивает головку к их источнику. Частое воздействие раздражителей такого рода чревато неврологическими расстройствами в будущем.
  • Облучение. История с облучением берет свои корни из далеких 1960-х годов, когда одна партия телевизоров фирмы General Electric при исследовании показала радиацию, превышающую допустимые нормы. Современные телевизоры вне зависимости от марки, цены, количества дюймов экрана с точки зрения облучения абсолютно безопасны, его нет.

Сколько времени в день ваш ребенок смотрит телевизор

Правила безопасности

Правила безопасности достаточно просты. При их соблюдении риск для здоровья минимальный.

  • Расстояние до экрана не должно быть меньше трех метров, иначе голова начнет болеть раньше, чем пройдет разрешенный лимит времени для просмотра.
  • Привычка смотреть любимый телесериал или мультфильм в темноте чревата чрезмерным напряжением глазных мышц. В напряжении находится нервная система.
  • Во избежание лишнего напряжения мышц шеи и спины нельзя лежать перед телевизором, он должен располагаться на уровне лица.

Вопрос на засыпку: Почему стоит отучить ребенка смотреть телевизор во время еды?

Совет родителям! Просмотр мультфильмов и еда должны быть разделены, в противном случае вы прививаете привычку «заедания».

Недалек тот день, когда ребенок вовсе откажется от приема пищи без серии «Маши и Медведя», а отучение от вредной ассоциации будет сопровождаться рекой слез. Помните, что в детской спальне телевизору тоже не место!

Что можно смотреть

Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.

Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех — четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.

Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?

  • Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра — сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».
  • От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.
  • После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.

Памятка: телевизор несет развлекательную функцию, и только грамотно подобрав репертуар, вы сможете добавить к ней немного воспитательного и развивающего смысла.

Что запрещается смотреть

На первом месте, что совершенно ясно и понятно, просмотр телепередач или фильмов, где есть элементы агрессии и насилия. Помним, что ребенок по своей сути подражатель, не исключен вариант, что модель поведения именно плохого героя будет перенесена им в реальную жизнь.

Многие родители отмечают, что ребенок может абсолютно равнодушно относиться к включенному телевизору, но с началом рекламы кроха бросает все дела и устремляет свой взор к голубому экрану.

Так вот, рекламу также стоит исключить. Во-первых, она не несет никакой полезной информации. Во-вторых, только засоряет голову глупыми фразами и образами. В-третьих, влияет на подсознание и прививает ребенку «культуру потребления».

До семи лет стоит исключить новостные программы. Сюжеты о терактах, авариях, вооруженных конфликтах могут травмировать неокрепшую детскую психику, привести к неврозам и повышенной тревожности. Если уж подобный новостной сюжет попал в поле зрения, то успокойте ребенка, расскажите, что он находится всегда под вашей защитой.

Подводя итоги, можно сказать, что грудничкам голубой экран абсолютно не нужен. Детям с двух до трех лет можно ввести в качестве развлечения компьютер или планшет, но не более получаса в сутки. В возрасте от трех до семи лет правильно выбранные передачи могут послужить хорошим подспорьем в воспитании и образовании, но только в том случае, если рядом будут родители, которые способны вступить в диалог, обсудить заинтересовавший сюжет.

Если по каким-либо обстоятельствам вы вынуждены смотреть взрослые передачи вместе с юным зрителем, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отвлекался на них по минимуму: убавьте яркость и звук, параллельно с просмотром уделяйте время малышу.

Не делайте из телевизора запретный плод, он, как известно, сладок. Пусть лучше он будет «местом вечернего чая», когда собирается вся семья, смотрит старые добрые фильмы, обсуждает новости за день и попивает чай с вкусняшками.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/mozhno_li_grudnichku_smotret_televizor.html

Как только в наши дома проник чудесный прибор с голубым экраном, он тут же приобрел своих почитателей, причем всех возрастов. Почему врачи уверяют, что грудничкам нельзя смотреть и быть вблизи от телевизора?

Мнения педиатров о пользе и вреде телевизора для детей грудного возраста

О вреде и пользе телевидения для ребенка можно судить, опираясь на опыт педиатров и ученых, которые проводили такие исследования еще в ХХ веке. Так, первыми в этой области оказались американские ученые, которые на основе исследований сделали заявление от лица Американской академии педиатрии о том, что детям, не достигшим двухлетнего возраста, нельзя смотреть телевизор.

В качестве обоснования данного заявления они указали тот факт, что до этого возраста мозг малыша активно развивается, растет и не может адекватно воспринимать информацию из эфира. Зарождающие основы развития у ребенка в возрасте до 2 лет происходят в эмоциональной, социальной сфере, и для их получения необходимы только прямые контакты с людьми.

Современные педиатры уже не слишком категоричны в данном вопросе, если мама в присутствии грудничка смотрит ТВ, но и дифирамбы этому не поют.

Однозначного мнения о том, что грудничку просмотр телевизора наносит непоправимый вред – нет, но педиатры также и не обещают большой прок от телепередач.

Последствия для ребенка грудного возраста от просмотра телевизора

Первое, чего следует опасаться, это нарушение развития речевого аппарата. Есть предположение, что чем больше времени малыш проводит перед экраном транслирующего аппарата, тем меньшим будет его словарный запас. Считается, что при включенном телевизоре общение между крохой и мамой заметно снижается, и большая часть слов матерью в адрес малыша не произносится. Вследствие этого нарушается нормальное восприятие грудничком устной речи. Подобные опасения были подтверждены в 2008 году профессором института Сиэтла Д. Христаксисом, который уверяет, что дети, которые в грудном возрасте смотрели телевизор, в 6 раз чаще страдают от отклонений в развитии речевого аппарата, нежели те, кто был огражден от подобного развлечения.

Не меньший вред оказывает просмотр телевизора грудничком его органам зрения, особенно если малыш смотрит на экран с близкого расстояния.

Почему риск развития у младенца близорукости в данном случае будет весьма значительным? Опять же из-за еще не сформированных должным образом органов зрения. Но данные опасения были опровергнуты Ли Даффнером из Американской Академии, который уверил, что подобные действия не несут глазам физических повреждений, а только приводят к усталости и перенапряжению, когда ребенок смотрит на экран вблизи.

На что следует обратить внимание родителям в поведении ребенка

Даже если родители ребенка грудного возраста не видят ничего плохого в том, что их малыш смотрит телевизор, нужно проследить, чтобы расстояние между ними было неблизким. При обнаружении в будущем стремления малыша находиться в предельной близости от телеэкрана можно заподозрить у ребенка нарушение или снижение остроты зрения. Это является поводом для обращения к врачу.

В тех семьях, где телевизор работает в фоновом режиме большую часть времени, у детей в школьном возрасте можно заметить заниженный интерес к чтению.

Если верить исследованиям доктора Христакиса, то у тех детей, которые значительную часть времени проводили перед экраном телевизора в возрасте до трех лет, в будущем отслеживается дефицит внимания и гиперактивность в поведении. Часто меняющиеся картинки и громкая реклама негативно влияют на нервную систему.

Излишний вес также может стать негативным фактором, который будет впоследствии проявляться у грудничка, который вместо того, чтобы активно ползать и интересоваться окружающей обстановкой, станет отвлекаться и смотреть телевизор.

В результате помимо нервного перенапряжения можно ожидать появление проблем со сном, неконтролируемых страхов и т. п.

Прежде чем делать личные выводы о пользе или вреде телевидения для грудничка, развеем самые распространенные заблуждения на эту тему.

Заблуждения о вреде и пользе телевидения для ребенка-грудничка

  • Почему нельзя серьезно рассчитывать на развивающие телепрограммы для детей грудничков?

Программы, транслируемые по телевидению, не могут способствовать развитию ребенка в возрасте до двух лет. Дело в том, что исследованиями подтверждено, что транслируемое по телеэфиру воспринимается малышами лишь как череда цветовых и световых картинок без смысла. И только после двух лет у ребенка мозг начинает отслеживать и разделять предметы, полученные с телеэкрана и происходящие наяву. Поэтому даже развивающий фильм сможет лишь привлечь внимание малыша, но принесет ему пользы не больше, чем рекламный ролик.

  1. Есть еще одно заблуждение – что тихо работающий телевизор способствует спокойному сну ребенка. Педиатры не подтверждают этот факт, а, напротив, уверяют, что подобный шум приводит к возбудимости и нарушении сна. К тому же при подобной ситуации будет нарушена выработка гормона мелатонина, который играет важную роль при регулировании нормальных ритмов суток. Ласковая колыбельная песня мамы принесет больше пользы и поможет малышу расслабиться перед сном, нежели пусть даже и приглушенно работающий телевизор.
  2. В первые дни жизни новорожденного малыша особенно нельзя смотреть телевизор родителям в его присутствии. Резкий звук, яркая картинка живо вызывают интерес и притягивают к себе внимание крохи. Для того чтобы не напрягать нервную систему ребенка, не стоит оставлять его перед телевизором надолго. А лучше и вовсе исключить такое «общение».
  3. Что касается исходящего от телеэкрана опасного излучения, то можно уверенно сказать, что это все заблуждения. Точнее, подобная история имела место, но давно и с определенной моделью фирмы General Electric, выпущенной еще в 1960-х годах. Все цветные теле-приборы, выпущенные после 1968-х годов, не приносят вреда человеку посредством облучения.

В чем же главный довод в пользу запрета просмотра телевизора для грудничка

Почему родители не могут соблюдать баланс и уделять просмотрам различных реалити-шоу, сериалов и программ меньше времени? Часто они поступают в ущерб живому общению со своей семьей и новорожденным в частности.

Даже с грудным малышом можно играть, а не смотреть телевизор. Ведь в процессе игры малыш начинает прослеживать причинно-следственные связи, познавать окружающий его мир. Тем самым закладывается основа для будущего развития речи.

Находясь значительное время под воздействием работающего телевизора, пусть даже в фоновом режиме, грудничок в будущем начинает страдать от низкого уровня концентрации внимания. Может пострадать от такого воздействия и соматика грудничка.

Зачем рисковать здоровьем самого дорогого, недавно родившегося человека и подвергать его чуждому влиянию теле-прибора?

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы прийти к выводу если не о вреде, то об отсутствии пользы для грудничка от работающего телевизора.

Даже детям, достигшим 2-3-летнего возраста, можно и нужно снизить время просмотра телепередач до 15 минут в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *