Когда в церкви установлено почитание праотца Адама

Адам праотец человечества

Адам в переводе с еврейского языка означает — человек. Это первый человек, который появился на свет. Господь сотворил Адама из земного пороха и вдунул в него дыхание жизни.

Ученые исследуя человеческое тело пришли к выводу, что оно сдержит все химические элементы, которые присутствую на земле.

В тоже время человеческая душа является загадкой. В последнее время проводилось множество экспериментов относительно психики человека. Есть интересные открытия. Но до конца так и никто не мог постигнуть сути природы души и личности. Они не от мира сего.

Позже с ребра Адама (т.е. природы) была создана Ева.

Природа Адама была чистой и безгрешной. Господь наделил его свободной волей и он имел право выбора. Поскольку в начале создания Рая и первых людей еще не было греха, то первые люди, как безгрешные делали праведные дела. Адам выполнял служение Богу — ухаживал за Раем и духовно совершенствовался через молитву — общение с Богом. Так же он тренировал собственную волю, выполняя заповедь Божию о запрете вкушать плоды от дерева познания добра и зла. Воля Адама должна была стать святой и утвержденной в добре и Боге.

Природа Адама по своей сущности являлась материальной. Его задачей было через служение Богу полностью изменить собственную природу и природу Вселенной. Они должны были стать духовными.

К сожалению Адам свою миссию не выполнил. Он нарушил заповедь Божию. Как следствие в мир пришли зло и смерть.

Все люди любой нации происходят от единого источника — Адама. Все человечество имеет одинаковую природу и состоит из духа, души и тела.

Первые дети Адама — это Каин, Авель и Сиф. Каин имел черствое сердце и зависть. Именно поэтому он убил Авеля.

С течением времени людей становилось все больше и каждая группа концентрировалась вокруг собственных идей и верований. Известно, что истина вера в Бога, которой владел Адам, сохранилась в линии Сифитов. Каиниты наоборот отошли от Бога.

Все человечество через Адама подверглось вечному осуждению и удаления от Бога. Но на свет пришел Новый Адам — ​​Господь Иисус Христос, совершил дело спасения человеческих душ.

Православная Церковь почитает Адама, как праотца всего рода человеческого. В церковных песнопениях мы вспоминаем нашего прародителях и отдаем ему почитание, как нашему прародителю.

Праотцы

TR | UK | KK | BE | EN |
праотцы, праотцы
Пра́отцы (греч. προπατέρες) — группа ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

В более широком смысле праотцами именуются вообще все ветхозаветные святые (при этом различаются собственно святые праотцы и святые отцы, то есть святые, являвшиеся непосредственными предками Христа).

Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. πατριάρχης, родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).

Неделя святых праотец — день памяти с подвижной датой, входящее в его название слово неделя понимается как богослужебный термин, означающий «воскресенье». Неделя святых праотец отмечается в предпоследний воскресный день перед Рождеством Христовым и приходится на промежуток с 11/24 до 17/30 декабря.

Праотцы Адам, Авель, Сиф. Фреска Феофана Грека

  1. Адам,
  2. Сиф,
  3. Енос,
  4. Каинан,
  5. Малелеил,
  6. Иаред,
  7. Енох,
  8. Мафусаил,
  9. Ламех,
  10. Ной.

Также в сонме праотцов почитаются:

  • Праведный Авель, сын Адама
  • Праведный Сим, сын Ноя
  • Праведный Иафет, сын Ноя
  • Праведный Арфаксад, сын Сима
  • Праведный Каинан, сын Арфаксада
  • Праведный Сала, сын Каинана
  • Праведный Евер, сын Салы
  • Праведный Фалек, сын Евера
  • Праведный Рагав, сын Фалека
  • Праведный Серух, сын Рагава
  • Праведный Нахор, сын Серуха
  • Праведный Фарра, сын Нахора

В эпоху после Потопа и до дарования Моисею Закона среди патриархов были Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф, на последнем и завершается патриархальный период библейской истории.

Христианская традиция усматривает в деяниях этих патриархов промыслительное значение, ветхозаветное предвосхищение новозаветной истории: так, принесение Авраамом в жертву Исаака прообразует, согласно патристическим толкованиям, крестную смерть и воскресение Христа. Это прообразовательное (типологическое) истолкование отразилось в христианской гимнографии (воспоминание ветхозаветных патриархов в службах Господским и Богородичным праздникам) и иконографии.

В качестве праотцов почитаются следующие потомки Иакова, сына Исаака:

Праотец Вениамин

  • Патриарх Рувим
  • Патриарх Симеон
  • Патриарх Левий
  • Патриарх Иуда
  • Патриарх Завулон
  • Патриарх Иссахар
  • Патриарх Дан
  • Патриарх Гад
  • Патриарх Асир
  • Патриарх Неффалим
  • Патриарх Иосиф
  • Патриарх Вениамин
  • Праведный Зара
  • Праведный Фарес, сын Иуды
  • Праведный Есром, сын Фареса
  • Праведный Арам, сын Есрома
  • Праведный Аминадав, сын Арама
  • Праведный Наассон, сын Аминадава
  • Праведный Салмон, сын Наасона
  • Праведный Вооз, сын Салмона
  • Праведный Овид, сын Вооза от Руфи
  • Праведный Иессей, сын Овида
  • Царе-пророк Давид, сын Иессея
  • Царе-пророк Соломон, сын Давида
  • Царь Ровоам, сын Соломона
  • Царь Авия, сын Ровоама
  • Царь Аса, сын Авии
  • Царь Иосафат, сын Асы
  • Царь Иорам, сын Иосафата
  • Царь Озия, сын Иорама
  • Царь Иоафам, сын Озии
  • Царь Ахаз, сын Иоафама
  • Царь Езекия, сын Ахаза
  • Царь Манассия, сын Езекии
  • Царь Аммон, сын Манассии
  • Царь Иосия, сын Аммона
  • Царь Иехония, сын Осии
  • Праведный Салафииль, сын Иехонии
  • Праведный Зоровавель, сын Салафииля
  • Праведный Авиуд, сын Зоровавеля
  • Праведный Елиаким, сын Авиуда
  • Праведный Азор, сын Елиакима
  • Праведный Садок, сын Азора
  • Праведный Ахим, сын Садока
  • Праведный Елиуд, сын Ахима
  • Праведный Елеазар, сын Елиуда
  • Праведный Матфан, сын Елеазара
  • Праведный Иаков, сын Матфана

К праотцам относятся также праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы. Эти ближайшие родственники Христа по плоти, а также апостол Иаков Праведный и царь Давид, именуются также Богоотцами.

История почитания

Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви по крайней мере со второй половины IV века, оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с Иерусалимской церковью. Перед Рождеством Христовым установлены особые празднования ветхозаветным святым — неделя праотцев. Также вспоминаются праотцы в стихирах в отцов (память Анании, Азарии и Мисаила).

Тропарь, праотцам

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праотцам Ἦχος β’

Ἐν πίστει τοὺς Προπάτορας ἐδικαίωσας, τὴν ἐξ Ἐθνῶν δι’ αὐτῶν προμνηστευσάμενος Ἐκκλησίαν. Καυχῶνται ἐν δόξῃ οἱ Ἅγιοι, ὄι ἐκ σπέρματος αὐτῶν, ὑπάρχει καρπός εὐκλεής, ἡ ἀσπόρως τεκοῦσά σε. Ταῖς αὐτῶν ἱκεσίαις, Χριστὲ ὁ Θεός, σῶσον τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

глас 2:

Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́, от язык те́ми предобручи́вый Це́рковь: хва́лятся в сла́ве святи́и, я́ко от се́мене их есть Плод благославе́н, без се́мене Ро́ждшая Тя. Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.»

глас 2:

Верою праотцев Ты оправдал, в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. Хвалятся во славе святые, ибо от семени их плод славный, — без семени Родившая Тебя. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Ветхозаветные святые поминаются в чине литургии в ходатайственной молитве перед причастием: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…» (Литургия Василия Великого). Такое поминовение засвидетельствовано уже в тайноводственных словах святого Кирилла Иерусалимского (умершего в 386 году), который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству».

>См. также

  • Богоотцы

>Примечания

  1. Протоиерей Александр Шаргунов. Неделя Святых праотец
  2. Минея декабрь на греческом
  3. Праздничная Минея.
  4. Праздничная Минея

Ссылки

  • Долголетие библейских патриархов // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  • Двенадцать Патриархов
  • Дионисий Фурнаграфиот. Ерминия, или Наставления о живописном искусстве
  • Аарон, брат Моисея Боговидца и другие праотцы
  • Дороги праотцев

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».

Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с http://drevo-info.ru практически без изменений.
Пожалуйста, проверьте дату появления предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста.
Дополнительный комментарий: Лицензия Православной энциклопедии «Древо» не совместима с Википедией (на сайте она вовсе не указана, а следовательно является по умолчанию защищенной авторскими правами). Текст, перенесенный из неё, следует из статей изымать. Если статья целиком основана на таких материалах, то удалять. См. также обсуждение.
Дата обнаружения нарушения: 23 марта 2015.Выявившему нарушение: Пожалуйста, поместите сообщение {{subst:nothanks cv|pg=Праотцы|url=http://drevo-info.ru}} – ~~~~ на страницу обсуждения участника, добавившего данный материал в статью
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?

Генеалогия от Адама до Давида в Ветхом Завете

от Адама до Сима

Адам · Сиф · Енос · Каинан · Малелеил · Иаред · Енох · Мафусаил · Ламех · Ной · Сим

от Арфаксада до Иакова

Арфаксад · (Каинан) · Сала · Евер · Фалек · Рагав · Серух · Нахор · Фарра · Авраам · Исаак · Иаков

от Иуды до Давида

Иуда · Фарес · Есром · Арам · Аминадав · Наассон · Салмон · Вооз · Овид · Иессей · Давид

Лики святости в православии

Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

праотцы, праотцы, праотцы

Праотец Адам — день памяти празднуется в Неделю святых праотец и в Неделю святых отец (по календарю это перед Рождеством Христовым последнее и предпоследнее воскресенья)

Праотец Адам.

Праотец Адам. Иконописец И.Колбенева.

Праотец Адам. По Библии, первый человек и отец рода человеческого; получил имя «Адам» (евр. «земля») потому, что создан из праха земного (Быт. 2:7). Бог дал Адаму «дыхание жизни и стал Адам душой живой». Для Адама Бог насадил в Эдеме сад и сотворил из его ребра первую женщину — Еву. История Адама и Евы содержится в первых главах книги Бытия Ветхого завета. Созданный по образу и подобию Божию, Адам являлся венцом творения и был благословлен Богом на владычество над землей и всеми живыми существами (Быт. 1:28—30). После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая, лишены бессмертия и осуждены тяжкой работой извлекать из земли себе пропитание. Адам прожил 930 лет, оставив многочисленное потомство. С грехопадением «первого» Адама грех и смерть вошли в мир, и порча человеческой природы преемственно отразилась на всем потомстве Адама. Избавление от первородного греха, спасение и жизнь для всех верующих явились от «второго» Адама — Иисуса Христа. Такое представление о двух Адамах встречается уже в посланиях апостола Павла (Рим. 5:14; I Кор. 15:22, 45).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Аскетических опытах» (в главе «Падение первозданных») приводит рассуждение о грехопадении праотцев Адама и Евы и его значении для человечества:

Сотворение Адама. Мозаика Собора Монреале. XII в.

Адам в Раю. Византийская мозаика.

«Посреди рая находилось древо жизни; вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого. Находилось посреди рая и другое древо, древо познания добра и зла. Господь, введши первозданных в рай, заповедал Адаму: От всякого древа, еже в раи, снедию снеси. От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 16, 17). Эта заповедь объясняет многое. Очевидно, что плоды дерев райских, как мы и выше видели, гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо было древом жизни, а другое древо – древом познания добра и зла. Познание это хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, – для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно. Такое суждение заимствуем из опытного учения великих иноков. Они завещавают новоначальным подвижникам немедленно отвергать всякую злую мысль, только что она явится уму: потому что ум новоначального еще слаб и неопытен, еще не разрушил дружбы со грехом и, вступив в беседу с ним, непременно увлекается и низлагается им. Напротив того, Отцы завещавают преуспевшим подвижникам не тотчас отвергать злую мысль, но сперва рассмотреть, истязать, обличить и тогда уже отринуть ее: таким образом действия доставляется особенная опытность в невидимой борьбе с духами злобы, изучаются их лукавство, их козни, сила веры, смирения и молитвы. Есть смертоносное познание зла, которое человек может развить сам в себе: оно смертоносно, потому что тогда естественная доброта человека отравляется принятою злобою, как прекрасная пища ядом, и сама превращается в злобу. Есть и душеполезнейшее познание зла, даруемое Святым Духом избранным сосудам Его, при котором чистый и сильный ум исследует все, и самые тончайшие извития греха, обличает их, не смешиваясь со грехом, и хранит от зла себя и ближних. Так, водимый Святым Духом, святой Апостол Петр сказал Симону волхву: В желчи горести и союзе неправды зрю тя суща (Деян. 8, 23).

Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Соловецкий монастырь, 1690-1700 гг.

Адам и Ева. Византийская мозаика.

В то время как наши праотцы наслаждались в раю, падший князь небесных сил с многочисленным сонмищем темных ангелов, уже низвергнутый с неба, скитался в поднебесной. По неисповедимым судьбам Божиим ему допущен был вход в рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Эту благость Божию, привлекавшую заблудшего к сознанию греха и к раскаянию в нем, сатана употребил для совершения нового преступления, для неисцелимого запечатления себя во вражде к Богу. Диавол, вступив в рай, огласил рай богохульством, переплетенным ложью, и ознаменовал свое присутствие в раю погублением первозданных человеков, как прежде ознаменовал свое присутствие на небе погублением бесчисленного множества ангелов. Он приступил к жене, как к существу более слабому, и, притворяясь незнающим заповеди, данной Богом, предложил лукавый вопрос: Что яко рече Бог: да не ясте от всякого древа райского? (Быт. 3, 1) Всеблагого Бога он представляет недостаточно благим, а святую и благотворную заповедь Божию жестокою и тяжкою! Увидев, что жена вступила с ним в разговор с некоторою доверчивостию и в опровержение ему высказала точные слова заповеди: От плода древа, еже есть noсреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете (Быт. 3, 3) – злодей начинает прямо оспаривать и отвергать справедливость Заповеди Божией. Страшно повторять дерзкие и богохульные слова его! Не смертию умрете, – сказал он. – Ведяше бо Бог, яко воньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3, 4, 5). Несмотря на явный яд слов змея – так называет Писание падшего ангела – жена остановилась на них; забыв и заповедь, и угрозу Божии, она начала рассматривать древо под водительством собственного разума, склонившегося под влияние диавольской лжи и обольщения. Плод древа показался ей добрым в снедь, а познание добра и зла показалось познанием любопытным. Она вкусила от древа и склонила к вкушению мужа. Удивительно, с какою легкостию совершилось падение праотцев! Не было ли оно предуготовлено их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению. К такому рассуждению приводит Писание, когда оно повествует, что жена, выслушав речи диавола, виде, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети; и вземши от плода его яде, и даде мужеви своему, и ядоста (Быт. 3, 6).

Адам дает имена животным. Фреска церкви мон-ря Св.Николая в Метеорах, Греция. XVI в.

Адам и Ева. Византийская мозаика.

Очевидно, что праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола. Обещанная им смерть за преступление Заповеди тотчас объяла их: Дух Святый, обитавший в них, отступил от них. Они были предоставлены собственному естеству, зараженному греховным ядом. Этот яд сообщил человеческому естеству диавол из своего растленного естества, преисполненного греха и смерти. Первое греховное ощущение праотцев было ощущение стыда, в котором – невольное и горестное сознание внутри живущего греха, заменившего в них прежнего жителя Святаго Духа. Они поняли, что они наги, и немедленно сделали себе опоясания из смоковничных листьев, чтоб прикрыть неблагообразные уды тела, в которых они до падения не видели никакого безобразия, как и ныне не видят его младенцы, чуждые греховного похотения. “Умертвилась душа Адама, – говорит святой Григорий Палама, – преслушанием разлучившись от Бога: ибо телом он прожил после того (после падения своего) до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая, по причине преслушания, душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец, предает смерти”. “Адам, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – будучи живым, был и мертвым: он умер с того часа, в который вкусил (от запрещенного древа)”.
Вездесущие естественно Богу. Он присутствовал и в раю во время согрешения праотцев; но присутствие это обнаружил хождением в раю по полудни, когда уже праотцы совершили преступление. Вероятно, около полудня вкусили они плод воспрещенный: потому что в этот час Богочеловек распростер руки Свои на древе Крестном, искупая пригвождением рук к древу дерзновенное простертие рук праотцами к плоду древа воспрещенного. Праотцы почтены были свободою, при свободе в руководителя дан им Дух божественной премудрости: справедливость требовала, чтоб свободе предоставлено было выразиться по произволу ее. Выразилась она самоубийством. Едва праотцы нанесли себе язву, как милосердный Господь является им для уврачевания язвы; Адам и Ева услышали глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни (Быт. 3, 8). Укрывшись Друг от друга листьями смоковницы, праотцы покусились укрыться и от Бога в чаще дерев райских: так они омрачились внезапно! Господь призвал Адама словами: Адаме, где ecи? (Быт. 3, 9) По объяснению Святых Отцов, эти слова суть слова величайшего милосердия и соболезнования. Они значат: “В какое ты впал бедствие! Какое тебя постигло глубокое и несчастное падение; Адаме, где ecи? – Не понимает омраченный грешник гласа, призывающего его к сознанию греха и к раскаянию в нем. Он старается оправдать себя, и оправданием оговаривает: Глас слышах, – говорит он, – Тебе ходяща в раи, и убоялся, яко наг есмь, и скрыхся (Быт. 3, 10). Уличенный, он снова не сознается, не кается, с дерзостию говорит Богу: Жена, юже дал ecи со мною, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3, 12). Эти слова, по замечанию некоторого Святого Отца, имеют такое значение: “Беда, постигшая меня, наведена мне Тобою: жена, юже дал еси со мною!”. От ожесточенного Адама Господь переходит к жене, с милосердием говорит ей: Что cиe сотворила ecи? (Быт. 3, 13) Но и жена не приносит покаяния, не просит помилования, старается оправдать себя обвинением змея. Глубоко поврежденные познанием зла, проникшего молнией в ум, в сердце, в душу, в тело, не сознающиеся во грехе своем, гордо и дерзко оправдывающие себя праотцы подверглись суду и наказанию Божию. Суд Божий пал, во-первых, на змея, как на зачинщика и главу преступления; потом он карает жену, как первую преступницу заповеди и виновницу погибели мужа; на шестой день седмицы – пятница, поскольку седмица начинается с воскресенья. В древности часы считали от восхода солнца, а не от полуночи, поэтому шестой час – это время перед полуднем.
Около полудня, в пятницу. Господь пригвоздил на Кресте дерзновенный грех Адама, совершенный в шестой день от сотворения мира, т.е. в тот же самый день седмицы и в то же самое время суток.

Сошествие в ад. Иисус Христос выводит Адама и Еву из ада за руку. Фреска в монастыре Хора.

Изгнание из Рая. Гюстав Доре.

Наконец, он поражает мужа, как отвергшего послушание Богу для послушания жене. Змей-диавол окончательно отвергнут: он вполне предоставлен своей злобе; благодать Божия отреклась от прикосновения к нему какою бы то ни было благою мыслию, достойною неба. На персех твоих и чреве ходити будеши, – возвестил ему Бог, – и землю снеси вся дни живота твоего (Быт. 3, 14). Установлена вражда между диаволом и женою, между семенем диавола и семенем жены, т. е., с одной стороны, между диаволом и семенем его – увлеченными им в погибель ангелами, между диаволом и семенем его – грехом; с другой стороны, между женою и семенем жены, т. е. Богочеловеком, Который по человечеству есть исключительно Семя жены, и верующими в Него человеками, облеченными во всеоружие Божие. При установлении этой вражды и брани возвещено, что Семя жены – Богочеловек – сотрет главу змея; при установлении этой вражды и брани заповедано последователям Богочеловека блюсти главу змия, т. е. познавать и отвергать все начинания диавола в самом первоначальном их помысле; диаволу попущено, как приобретшему право добровольным покорением ему человеков, наветовать семя жены во время его земного странствования, блюсти его пяту. И блюдет диавол эту пяту всякого праведника о Христе, от Авеля праведного до праведника самых последних времен; не остановился он, омраченный необузданною злобою и дерзостию, наветовать и Богочеловека. На жену возложены многие болезни и преимущественно болезни чадорождения; она порабощена мужу; на Адама возложены труды в снискании пропитания – земля проклята ради его. Поприщем для этих страданий назначена вся земная жизнь, а окончанием их – телесная смерть.
По изречении приговора Адам и Ева были изгнаны и низринуты из рая на землю (Быт. 3, 22, 23)»…
Изгнанный из рая, великим плачем плакал Адам о том, что потерял владычество в мире и, утратив царское достоинство, стал рабом. Велик был плач Адамов. Отец вселенной, он в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню…
Память праотца Адама совершается в Неделю праотец и пред Рождеством Христовым.

Изгнание из Рая. Фрагмент фрески. Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье.

История Адама и Евы. Фреска паперти церкви Николы Надеина. Ярославль, XVII в.

Тропарь из 1-й песни канона службы Недели святых праотцев, глас 1:
Адама перваго почтим, рукою почтеннаго Зиждителя, и всех нас праотца уже бывшаго, и в скиниях Небесных со всеми избранными почивающа.
(www.dionisy.com; theme.orthodoxy.ru; www.pskov-eparhia.ellink.ru; иллюстрации — days.pravoslavie.ru; rus-icons.narod.ru; picasaweb.google.com; nesusvet.narod.ru; ru.wikipedia.org; www.xxc.ru; www.pravoslavie.ru; blagovest-info.tld.mastertest.ru).

Вход в храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Голгофа с местом распятия Иисуса Христа. Придел праотца
Адама находится под Голгофой. Храм Гроба Господня, Иерусалим.

Православный Церковный календарь

Имя Ева Адам дал сво­ей жене по­сле гре­хо­па­де­ния. Ева бы­ла со­тво­ре­на из реб­ра Ада­ма во вре­мя его сна: «и на­ло­жи Бог из­ступ­ле­ние на Ада­ма, и успе, и взя еди­но от ребр его и ис­пол­ни пло­тию вме­сто его. И со­зда Гос­подь Бог реб­ро, еже взя от Ада­ма, в же­ну, и при­ве­де ю ко Ада­му. И ре­че Адам: се, ныне кость от ко­стей мо­их и плоть от пло­ти мо­ея, сия на­ре­чет­ся же­на, яко от му­жа сво­е­го взя­та бысть сия» (Быт.2:21-23).

Ева – пра­ма­терь че­ло­ве­че­ско­го ро­да, пра­ро­ди­тель­ни­ца всех жи­ву­щих. Пре­льщен­ная диа­во­лом в об­ра­зе змея, Ева на­ру­ши­ла за­по­ведь Бо­жию – вку­си­ла за­прет­ный плод и скло­ни­ла к то­му и Ада­ма: «и ви­де же­на, яко доб­ро дре­во в снедь и яко угод­но очи­ма ви­де­ти и крас­но есть, еже ра­зу­ме­ти, и взем­ши от пло­да его яде, и да­де му­жу сво­е­му с со­бою, и ядо­ста» (Быт.3:6). За пре­ступ­ле­ни­ем по­сле­до­ва­ло на­ка­за­ние – из­гна­ние из рая и про­кля­тие. Всту­пил в си­лу за­кон рож­да­е­мо­сти и смер­ти. Пер­вые лю­ди бы­ли со­зда­ны Бо­гом бес­смерт­ны­ми и пред­на­зна­че­ны бы­ли для веч­но­го бла­жен­ства, и спо­соб раз­мно­же­ния, как у жи­вот­ных, не был дан при­ро­де. И зна­ли Адам и Ева толь­ко доб­ро. Вый­дя же из по­слу­ша­ния Бо­гу, по­зна­ли они и зло – уда­ле­ние от Бо­га, и пре­тер­пе­ли смерть ду­хов­ную, смерт­ны­ми ста­ли и те­ла их. Но Гос­подь по Сво­е­му ми­ло­сер­дию дал пра­ро­ди­те­лям обе­то­ва­ние: се­мя же­ны со­трет гла­ву змия. Это обе­то­ва­ние ста­ло пер­во­е­ван­ге­ли­ем, ибо оно та­ин­ствен­но пред­ска­зы­ва­ло о Спа­си­те­ле ми­ра, Ко­то­рый ро­дит­ся от Же­ны – Прис­но­де­вы Ма­рии, Но­вой Евы, и Сво­ей Крест­ной Смер­тью и Вос­кре­се­ни­ем упразд­нит власть диа­во­ла, и ве­ли­кая на­деж­да бы­ла все­ле­на в серд­ца лю­дей.

Из­гнан­ный из рая, ве­ли­ким пла­чем пла­кал Адам о том, что по­те­рял вла­ды­че­ство в ми­ре и, утра­тив цар­ское до­сто­ин­ство, стал ра­бом. Ве­лик был плач Ада­мов и то­гда, ко­гда по вну­ше­нию диа­во­ла Ка­ин убил Аве­ля, бра­та сво­е­го.

Бо­лезнь гре­ха ста­ла неотъ­ем­ле­мой ча­стью душ че­ло­ве­че­ских, пе­ре­да­ва­е­мой от от­цов де­тям. Ес­ли пер­вый че­ло­век был со­тво­рен по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию, то о потом­стве Ада­ма, лю­дях рож­да­е­мых, чи­та­ем в Биб­лии: Адам ро­дил сы­на по по­до­бию сво­е­му и по об­ра­зу сво­е­му (Быт.5:3). И пошло потом­ство гре­хов­ное, и ста­ла на­се­лять­ся зем­ля людь­ми, име­ю­щи­ми бо­лезнь ду­ши. Но обе­то­ва­ние Бо­жие, про­из­не­сен­ное еще в раю, хра­ни­лось в серд­цах по­том­ков Ада­ма: че­ло­ве­че­ство жда­ло Спа­си­те­ля ми­ра.

АДАМ и ЕВА

После устроения и приведения в порядок всего видимого горнего и дольнего создания и насаждения Рая Бог Троица, Отец, Сын, Святой Дух, в Божественном Своем совете рек: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию; да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми, и скоты, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека (Быт. 1, 26-27).

Образ Божий и подобие не в теле человеческом создается, но в душе, ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух бесплотный, и душу человеческую Он создал бесплотной, Себе подобной, свободной, разумной, бессмертной, сопричастной вечности и соединил ее с плотью, как святой Дамаскин к Богу говорит: «Дал ми еси душу Божественным и животворящим вдохновением, от земли ми тело создав» (Погребальные пения). Святые отцы делают различие между образом и подобием Божиим в человеческой душе. Святой Василий Великий в беседе 10-й Шестоднева своего, Златоуст в толковании на книгу Бытия в беседе 9-й и Иероним в толковании на пророчество Иезекиилево, 28-ю главу, устанавливают следующую разность: образ Божий душа принимает от Бога во время своего создания, а подобие Божие в ней созидается в крещении.

Образ в разуме, а подобие в произволении; образ в свободе, самовластии, подобие же в добродетелях.

Нарече же Бог имя первому человеку Адам (Быт. 5, 2).

С еврейского языка Адам переводится – человек земляной или красный, так как из красной земли создан. Еще это имя истолковывают как «микрокосмос», то есть малый мир, ибо он свое имя получил от четырех концов великого мира: от востока, запада, севера и полудня (юга). В греческом языке эти четыре конца вселенной именуются следующим образом: «анатоли» – восток; «дисис» – запад; «арктос» – север или полуночь; «месимвриа» – полудень (юг). От этих наименований греческих отыми первые буквы, и будет «Адам». И как в имени Адамовом изобразился четвероконечный мир, который предстояло Адаму населить родом человеческим, так в том же имени прообразовался и четвероконечный крест Христов, чрез который впоследствии предстояло новому Адаму – Христу Богу нашему – избавить от смерти и ада род человеческий, населенный в четырех концах вселенной.

День, в который Бог создал Адама, как уже упоминалось, был шестым, называемым нами пятницей. В тот же день, когда Бог создал зверей и скотов, Он сотворил и человека, который имеет с животными общее в чувствованиях. Человек со всем созданием – видимым и невидимым, вещественным, говорю, и духовным – имеет что-либо общее. С нечувственными вещами общее у него в бытии, со зверями, скотами и всяким животным – в чувствовании, с Ангелами же в разуме. И взял Господь Бог созданного человека и ввел его в Рай прекрасный, неизреченных благ и сладостей преисполненный, четырьмя реками чистейших вод орошаемый; посреди него было древо жизни, и вкушающий плоды от него никогда не умирал. Там же было и иное дерево, называемое древом разумения или познания добра и зла; оно было деревом смерти. Бог, повелевая Адаму вкушать плоды от всякого древа, заповедал не вкушать от древа познания добра и зла: В оньже день аще снеси, — сказал Он, – смертию умреши (Быт. 2,17). Древо же жизни есть внимание к себе, ибо ты не погубишь спасения, не лишишься вечной жизни, когда сам к себе будешь внимателен. А древо познания добра и зла есть любопытство, исследующее дела других, за которым следует осуждение ближнего; осуждение же влечет наказание вечной смертью во аде: Судяй бо брата своего антихрист есть (Иак. 4, 11-12; 1 Ин. 3, 15; Рим. 14, 10).

Святой праотец АДАМ и святая праматерь ЕВА

Поставил Бог Адама царем и владыкой над всем дольним созданием Своим и подчинил его власти все – всех овец и волов, и скотов сельных, и птиц небесных, и рыб морских, чтобы всеми ими он обладал. И привел к нему всякий скот и всякую птицу и зверя кроткого и покоряющегося, ибо тогда еще волк был как агнец, а ястреб как курица по своему нраву, один другому не нанося вреда. И дал им всем Адам наименования такие, какие каждому животному были приличны и свойственны, согласуя имя каждого животного с его истинною природою и имевшим возникнуть впоследствии нравом. Ибо был Адам весьма умудрен Богом и имел ангельский разум. Премудрый и преблагий Создатель, сотворив таковым Адама, восхотел дать ему сожительницу и любовное дружество, чтобы он имел, с кем наслаждаться в столь великих благах, и сказал: Не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника (Быт. 2, 18).

И навел Бог на Адама глубокий сон, чтобы он духом мог видеть происходящее и разуметь предстоящее таинство супружества, а особенно соединение Самого Христа с Церковью; ибо ему была открыта (говорю согласно с богословами) тайна воплощения Христова, так как дано было ему познание о Святой Троице, и он знал о бывшем ангельском падении и о предстоящем размножении от него человеческого рода, а также чрез Божие откровение тогда постиг и многие другие таинства, кроме своего падения, которое судьбами Божиими было утаено от него. Во время такого чудесного сна или, лучше, восторга Господь взял одно из ребер Адамовых и создал ему помощницу жену, которую Адам, пробудившись от сна, узнал и сказал: Се кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23). Как в создании Адама из земли, так и в создании Евы из ребра заключалось прообразование Христова воплощения от Пречистой Девы, что прекрасно изъясняет святой Златоуст, говоря следующее: «Как Адам помимо жены жену произвел, так и Дева без мужа родила Мужа, за Еву отдавая мужам долг; целым остался Адам по изъятии плотского ребра, нетленной осталась и Дева после происхождения от Нее Младенца» (Слово на Рождество Христово). В том же создании Евы из ребра Адамова было прообразование Церкви Христовой, которая должна была возникнуть от прободения на Кресте ребра Его. Об этом Августин говорит следующее: «Спит Адам, чтобы создана была Ева; умирает Христос, да будет Церковь. Когда спал Адам, была создана из ребра Ева; когда умер Христос, копием прободаются ребра, чтобы истекли таинства, которыми устроится Церковь».

Адам же и Ева были созданы Богом оба в обычном человеческом росте, как о сем свидетельствует Иоанн Дамаскин, говоря: «Сотворил Бог человека незлобивого, праведного, добродетельного, беспечального, бесскорбного, всякою добродетелью освященного, всеми благами украшенного, как некий второй мир, малый в великом, другого ангела, совместного поклонника, вместе с Ангелами Богу кланяющегося, надзирателя видимого создания, умствующего о тайнах, царя существующих на земле, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умствующего, среднего величества (по росту) и смирения, а также духовного и плотского» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2, гл. XII).

Создав таким образом в шестой день мужа и жену для пребывания в Раю, вручив им владычество над всем дольним созданием, повелев им пользоваться всеми райскими сладостями, кроме плодов от заповедного древа, и благословив их супружество, имевшее потом быть соединением плотским, ибо сказал: Раститеся и множитеся (Быт. 1,28), Господь Бог почил от всех дел Своих в день седьмой. Но Он почил не как уставший, ибо Бог есть Дух, и как Он может уставать? Почил Он для того, чтобы предоставить покой людям от их внешних дел и забот в день седьмой, который в Ветхом Завете был субботой (что значит покой), а в новой благодати для этого был освящен день недельный (воскресный), ради бывшего в этот день Воскресения Христова.

Почил Бог от дел для того, чтобы не производить новые создания, более совершенные, чем сотворенные, ибо в большем не было нужды, так как была создана всякая тварь, горняя и дольняя. Но Сам Бог не почил, и не почивает, и не будет почивать, содержа и управляя всею тварью, почему и Христос в Евангелии сказал: Отец Мой доселе делает, и Я делаю (Ин. 5,17). Действует Бог, направляя небесными течениями, устрояя благопотребные смены времен, утверждая ни на чем не основанную землю неподвижной и производя из нее реки и водные источники сладкие для напоения всякой живой твари. Действует Бог на пользу всех не только словесных, но и бессловесных животных, промышляя, храня, питая и умножая их. Действует Бог, сохраняя жизнь и бытие всякого человека, верного и неверного, праведного и грешного. О Нем бо, — как говорит Апостол, – живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28). И если бы отъял Господь Бог Свою вседержительную руку от всей Своей твари и от нас, то мы тотчас погибли бы, а вся тварь уничтожилась бы. Все же это делает Господь, нисколько не утруждаясь, как один из богословов (Августин) говорит: «Почивая делает, и делая почивает».

Субботний день или день покоя Божия от дел прообразовал ту предстоящую субботу, в которую Господь наш Христос почил во Гробе после трудов вольного Своего за нас страдания и совершения на Кресте нашего спасения.

Были же Адам и жена его в Раю оба нагими и не стыдились (как ныне малые младенцы не стыдятся), ибо они еще не ощущали в себе плотского вожделения, которое является началом стыда и о котором они тогда еще ничего не знали, и это самое их бесстрастие и невинность были им как бы прекрасным одеянием. И какая для них могла быть одежда более прекрасной, чем сама чистая, девственная, непорочная их плоть, райским блаженством услаждаемая, райскою пищею питаемая и благодатию Божиею осеняемая?

Позавидовал такому блаженному пребыванию их в Раю диавол и в образе змия прельстил их, чтобы они вкусили от плода с заповедного древа; и первою вкусила Ева, а потом и Адам, и оба тяжко согрешили, преступив заповедь Божию. Тотчас они, прогневав своего Создателя Бога, лишились благодати Божией, познали наготу свою и уразумели вражеское прельщение, ибо сказал им: Будете яко бози (Быт. 3, 5) и солгал, будучи отцом лжи (ср.: Ин. 8, 44). Они не только не получили божества, но и погубили то, что имели, ибо лишились оба неизреченных дарований Божиих. Разве только в том диавол оказался как бы сказавшим правду, когда говорил: Будете ведуще доброе и злое (Быт. 3, 5). Действительно, в то только время прародители наши познали, насколько хорош Рай и пребывание в нем, когда сделались недостойными его и были из него изгнаны. Поистине, добро не столь познается, что оно добро, когда его человек имеет у себя, но в то время, когда он погубит его. Оба они познали и злое, чего прежде не знали. Ибо познали они наготу, голод, зиму, зной, труд, болезнь, страсти, немощь, смерть и ад; все это они познали, когда преступили заповедь Божию.

Когда открылись у них глаза, чтобы видеть и знать наготу свою, они тотчас начали друг друга стыдиться. В тот же час, в который они вкусили заповедного плода, тотчас от съеденной этой пищи родилась в них похоть плотская; оба они ощутили в членах своих страстное вожделение, и охватил их стыд и страх, и начали они листьями смоковницы прикрывать срамоту своего тела. Услышав же Господа Бога, ходящего в Раю в полдень, скрылись от Него под деревом, ибо уже не осмеливались явиться пред лицем своего Создателя, повелений Которого они не сохранили, и укрывались от Его лица, будучи охвачены как стыдом, так и трепетом великим.

Бог, вызвав их Своим гласом и представив пред лицем Своим, после испытания во грехе изрек на них праведный суд Свой, дабы они были изгнанными из Рая и питались от труда рук своих и пота лица своего: Еве, чтобы она в болезнях рождала детей; Адаму, чтобы он возделывал землю, рождающую терние и волчец, обоим же, чтобы они после долгих злостраданий в жизни сей умерли и обратились телом своим в землю, а душою сошли в адовы темницы.

В том только Бог утешил их премного, что открыл им тогда же о предстоящем по истечении определенного времени Искуплении человеческого их рода чрез воплощение Христово. Ибо Господь, говоря змию о жене, что Семя ее сотрет главу его, предсказал Адаму и Еве, что от их семени имеет родиться Пречистая Дева, потребительница их наказания, а от Девы родится Христос, Который Своею кровию искупит их и весь род человеческий от рабства вражия и из адовых уз изведет и опять сподобит Рая и Небесных селений, диавольскую же главу поперет и сотрет вконец.

И изгнал Бог Адама с Евою из Рая и поселил его прямо против Рая, чтобы он возделывал землю, из которой был взят. Приставил Он Херувима с оружием охранять Рай, дабы не вошел в него какой-либо человек, зверь или диавол.

Мы начинаем исчислять лета миробытия со времени изгнания Адама из Рая, ибо сколько продолжалось то время, в течение которого Адам наслаждался райскими благами, нам совершенно не известно. Известным же стало нам то время, в которое начал он после изгнания злострадать, и отсюда лета получили свое начало – когда род человеческий увидел зло. Поистине, Адам познал добро и зло в то время, когда лишился добра, впал в неожиданные бедствия, которых прежде не испытывал. Ибо, пребывая сначала в Раю, он был как сын в отцовском доме, без печали и труда, насыщаясь готовою и пребогатою трапезою; вне же Рая, как бы изгнанный из отечества, начал он в поте лица своего есть хлеб со слезами и воздыханием. Стала и помощница его Ева, мать всех живущих, в болезнях рождать детей.

Вероятнее всего, что после изгнания из Рая наши прародители если и не тотчас, то не в продолжительном времени познали друг друга плотски и стали рождать детей: сие частью потому, что оба они были созданы в возрасте совершенном, способном к супружеству, частью же и потому, что в них усилились естественная похоть и стремление к плотскому смешению после того, как была от них отнята прежняя благодать Божия за преступление заповеди. Кроме того, видя в мире сем только себя самих и зная, однако, что они созданы и предназначены Богом для того, чтобы рождать и умножать род человеческий, они желали возможно скорее увидеть подобный себе плод и размножение человечества, а потому вскоре и познали себя плотски и начали рождать.

Когда Адам был изгнан из Рая, он в первое время пребывал недалеко от Рая; взирая постоянно на него со своею помощницею, он непрестанно плакал, тяжко вздыхая из сердечной глубины при воспоминании о неизреченных райских благах, которых лишился и впал в столь великое злострадание ради малого вкушения заповедного плода.

Хотя наши прародители Адам и Ева согрешили пред Господом Богом и лишились прежней благодати, однако они не лишились веры в Бога: оба они были исполнены страха Господня и любви и имели надежду на свое избавление, данную им в откровении.

Богу было угодно их покаяние, непрестанные слезы и пощение, которым они смиряли душу за содеянное ими в Раю невоздержание. И призирал на них Господь милостиво, внимая их молитвам, творимым от сокрушения сердечного, и готовил им прощение у Себя, освобождая их от греховной вины, что ясно видно из слов книги Премудрости: Сия (премудрость Божия) первозданного отца миру единосозданна сохрани и изведе его от греха его, даде же ему крепость содержати всяческая (Прем. 10, 1-2).

Прародители наши Адам и Ева, не отчаиваясь в милости Божией, но уповая на Его человеколюбивое благоутробие, стали в покаянии своем изобретать виды служения Богу; начали они кланяться к востоку, где был насажден Рай, и молиться Создателю своему, а также и приносить Богу жертвы: или от стад овечьих, что, по смотрению Божию, было прообразованием жертвы Сына Божия, Которому предстояло быть закланным, как агнцу, во избавление человеческого рода; или же приносили от урожая полевого, что было предзнаменованием Таинства в новой благодати, когда Сын Божий под видом хлеба имел приноситься в благоприятную Жертву Богу Отцу Своему во оставление грехов человеческих.

Так сами поступая, они и детей своих учили почитанию Бога и приношению Ему жертв и рассказывали им с плачем о райских благах, возбуждая их к достижению обещанного им от Бога спасения и наставляя на богоугодное житие.

По истечении шестисот лет от создания мира, когда праотец Адам истинным и глубоким покаянием благоугодил Богу, ему было (по свидетельству Георгия Кедрина) по Божию изволению от Архангела Уриила, князя и хранителя кающихся людей и ходатая о них пред Богом, известное откровение о воплощении Божием от Пречистой, безмужной и Приснодевствующей Девы. Если же было открыто о воплощении, то были открыты ему и прочие тайны нашего спасения, то есть о вольном страдании и смерти Христовой, о сошествии во ад и освобождении оттуда праведных, о тридневном Его пребывании во Гробе и восстании и о многих других Божиих тайнах, а также и о имевших потом быть многих вещах, как о развращении сынов Божиих Сифова племени, о потопе, о будущем Суде и об общем воскресении всех. И исполнился Адам великого пророческого дара, и стал он предсказывать будущее, восставляя грешников на путь покаяния, а праведных утешая надеждою спасения.

Святой праотец Адам, подавший первый пример как падения, так и покаяния и слезным рыданием, многими подвигами и трудами угодивший Богу, когда достиг 930 лет, по Божьему откровению познал приближающуюся свою кончину. Призвав свою помощницу Еву, сыновей и дочерей, а также созвав своих внуков и правнуков, он наставлял их, чтобы они жили добродетельно, исполняя волю Господню и всячески стараясь угождать Ему. Как первый пророк на земле, он возвестил им будущее. Преподав затем всем мир и благословение, умер смертию, на которую был осужден Богом за преступление заповеди. Смерть его постигла в день пятничный (по свидетельству святого Иринея), в который он прежде в Раю преступил заповедь Божию, и в тот же самый шестой час дня, в который он вкусил данной ему из рук Евиных заповеданной снеди. Оставив после себя многих сыновей и дочерей, Адам благодетельствовал во все дни жизни своей всему человеческому роду.

Сколько было детей, которых родил Адам, о сем историки говорят различно. Георгий Кедрин пишет, что Адам оставил после себя 33 сына и 27 дочерей; то же утверждает и Кир Дорофей Монемвасийский. Святой же мученик Мефодий, епископ Тирский, в царствование Диоклетианово в Халкиде (не в Халкидоне, но в Халкиде, ибо иное – град Халкидон, а иное – град Халкида, о чем смотри в Ономастиконе), греческом городе, пострадавший за Христа, в римском Мартирологе («Мученикослове») под 18-м числом месяца сентября почитаемый (в наших Святцах не обретается), повествует, что Адам имел сто сыновей и столько же дочерей, рожденных вместе с сыновьями, ибо рождались двойни, мужской и женской пол.

Оплакивало Адама все человеческое племя, и погребли его (по свидетельству Егисиппа) в мраморной гробнице в Хевроне, где Дамасково поле, там же потом вырос и Мамврийский дуб. Там была и та двойная пещера, которую впоследствии приобрел Авраам для погребения Сарры и себя, купив ее у Ефрона при сыновьях Хеттеевых. Итак, Адам, из земли созданный, в землю опять и возвратился, по глаголу Господню.

Иные писали, что Адам был погребен там, где Голгофа, близ Иерусалима; но подобает ведать, что туда глава Адама была занесена после потопа. Есть вероятное повествование Иакова Ефесского, который был учителем святого Ефрема. Он говорит, что Ной, входя пред потопом в корабль, взял из гроба честные мощи Адамовы и нес их с собою в корабль, надеясь его молитвами спастись при потопе. После же потопа он разделил мощи между тремя своими сыновьями: старшему сыну Симу он дал честнейшую часть – лоб Адамов – и указал, что он будет жить в той части земли, где потом создастся Иерусалим. Сим же, по смотрению Божию и по данному ему от Бога пророческому дару, предал погребению лоб Адамов на высоком месте, недалеко от того места, где должен был возникнуть Иерусалим. Насыпав над лбом великую могилу, назвал ее «лобным местом» от лба Адамова, погребенного там, где впоследствии по Своему изволению был распят Господь наш Христов.

После кончины праотца Адама праматерь Ева еще осталась в живых; пожив же после Адама лет десять, она скончалась в 940 году от начала бытия мира и была погребена возле своего мужа, из ребра которого была создана.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Житие Адама и Евы

I
1. Когда они были изгнаны из рая, то сделали себе шатер, и провели там семь дней, рыдая и глубоко скорбя в большой печали.
II
1. Но через семь дней они захотели есть и начали искать пищу, но
2 не нашли ничего. Тогда Ева сказала Адаму: «Мой господин, я хочу есть. Иди, и найди (кое-что) для нас, чтобы мы могли поесть. Возможно Бог сжалится над нами и позовёт нас туда, где мы были прежде».
III.
1. И Адам ушёл и шел семь дней по всей земле, и не нашел никакой пищи, или даже похожего на то что
2 обычно ел в раю. И Ева сказала Адаму: «Ты убей меня? И тогда я смогу умереть, и возможно Бог вернёт тебя в рай, поскольку на мне грех изгнания тебя оттуда»
3 Ответил Адам: «Воздержись, Ева, от таких слов, иначе Бог пошлёт другое проклятие на нас. Как можно, что бы я поднял руку мою против плоти собственной? Нет, давай уйдём и отыщем кое-что для нас, где бы мы могли жить, что-то похожее на то, откуда нас изгнали».
IV
1. И они шли и искали девять дней, и не нашли ничего, что имели в раю, но нашли только животных для
2 пищи. И Адам сказал Еве: «Это Бог, послал нам животных и скот, чтобы есть;
3 но мы обычно ели пищу ангелов. Однако, праведно и правильно будет если, покаемся перед Богом, который создал нас. Так давай раскаимся с большим покоянием и возможно Бог будет милостив к нам и пожалеет нас и даст нам частицу чего-то для существования»
V
1. И Ева сказала Адаму: «Что такое раскаяние? Скажите мне, какую жертву я должна принести? Давай не будем возлогать слишком большую жертву, которую мы не сможем принести, ибо тогда Бог не услышит наши молитвы: и отвернет Свое лицо от нас, потому что мы не смогли
3 выполнить того, что обещали. Мой господин, какую жертву ты придумал (чтобы дать) мне, поскольку я принесла скорбь и муку тебе?»
VI
1 И Адам сказал Еве: «Ты не можешь принести так много как я, но принеси (такую жертву) на сколько у тебя хватит сил. А я проведу сорок дней, постясь, но ты сделай это в речке Тигр и выбери камень и стань на него в воде до шеи своей в глубене реки. И не позволяй никакой речи исходить из уст твоих, так как мы не достойны, чтобы обращаться к Богу, поскольку наши губы нечисты от незаконного и запрещенного плода.
2 И стой в реке тридцать семь дней. А я проведу сорок дней в воде Иордана, возможно Бог сжалится над нами».
VII
1. И Ева ушла в реку Тигр и сделала так
2 как Адам сказал ей. И Адам ушел в реку Иордан и стоял на камне до его шеи в воде.
VIII
1. И Адам сказал: «Я говорю тебе, вода Иордана, скорби со мной, и собери ко мне все плавающие (создания), которые есть в реке, и пускай скорбят со мной вмести. Не за себя пускай скорбят они, а за меня; поскольку это — не они, согрешили, но я».
3. И тот час, все живые существа прибыли и окружили его, и, с того часа, вода Иордана стояла, и ее поток оставался.
IX
1. И прошло так восемнадцать дней; тогда Сатана разгневался и преобразился в яркого ангела, и пришел к реке
2 Тигр, где была Ева, и нашел ее скорбящей, и сам дьявол притворился скорбящем с нею, и начал плакать и сказал ей: «Выйди из реки и не плачь больше. Перестань горевать и скорбить. Почему ты все еще беспокоешся
3 и твой муж Адам? Бог услышал ваш плач и принял ваше раскаяние, и все мы, ангелы просили от Вашего имени, и молили Бога;
4 и он послал мня, чтобы вывести тебя из воды и дать тебе еду, которую ты имела в раю, и за которой ты плачешь.
5. Теперь выйди из воды, и я приведу тебя к месту, где ваша еда уже приготовлена.»
X
1. И Ева услышала и поверила и вышла из воды, и ее плоть (дрожала) от холодной воды
2 подобно траве. И когда она вышла, упала на землю, и дьявол поднял ее и привел ее к Адаму.
3. И когда Адам увидел ее и дьявола с нею, он плакал и кричал громко и сказал: «O Ева, Ева, где – твое раскаяния?
4. Как же ты снова поддалась нашему искусителю, тому чьими стараниями мы были изгнаны из нашей обители в раю и духовной радости?»
XI
1 И когда она услышала это, поняла, что дьявол убедил ее выйти из реки; и она упала лицом на землю и ее горе, стон и плачь
2 были удвоены. И она взмолилась и сказала: «Горе тебе, дьявол. Почему ты нападаеш на нас и по какой причине? Что хочеш сделать с нами? Что мы сделали тебе? Почему ты хочешь нас наказать? И почему возмещаеш свою злобу
3 на нас? Разве мы забрали твою славу и обесчестили тебя? Почему ты изматываеш нас, и будеш ли преследовать нас до смерти грехами и завистью?»
XII
1 И с тяжелым вздохом, дьявол сказал: «O Адам! вся моя враждебность, зависть, и горе — для тебя, так как это – из-за тебя у меня забрали славу, которой я обладал на небесах
2. посреди ангелов, и из-за тебя был сброшен на землю». Адам ответил, «Что сделать
3. я могу? Что я сделал уже, и какой мой грех против тебя? Посмотри ты не получил никакого вреда или ущерба от меня, почему ты преследуеш меня?»
XIII
1. Дьявол ответил: «Адам, что ты говориш мне? Именно для твоей пользы меня сбросили
2. с места моего. Когда тебя создали меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов. Когда Бог вдунул в тебя дыхание жизни и лицо твое было сделано в образе Бога, Михаил заставил (нас) поклоняться тебе как виду Бога; и Бог сказал: «Вот — Адам. Я сделал его в нашем образе и подобии»
XIV
1. И Михаил вышел и призывал всех ангелов говоря: «Поклоняйтесь образу Бога, поскольку Бог так приказал».
2. И сам Михаил поклонился сначала; тогда он призвал меня и сказал: «Поклонись образу Бога
3. И я ответил, «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня, чтобы поклонился, я же сказал ему, «Почему ты убеждаеш меня? Я не буду поклоняться низшему и младшему (более молодому) чем я. Я — старше его в Создании, прежде, чем он был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».

XV
1,2. Когда ангелы, которые были со мной, слышали это и они отказались поклоняться тебе. И Михаил сказал, «Поклонитесь образу Бога, ибо если вы не поклонитесь ему, Бог гнев свой обрушит
3. на вас. И я сказал, «Если Он свой гнев обрушит на меня, то я установлю свой трон выше звезд на небе и буду подобен Всевышнему».

XVI
1. И Бог обрушил гнев свой на меня и забрал славу у меня и моих ангелов; и из-за
2. тебя были мы изгнаны из нашей обители в этот мир и сброшены нас на землю. И
3. были мы опечалены, и с тех пор мы стали другими (злыми). И мы
4. огорчались, когда мы видели вас в такой радости и роскоши. И с хитростью я обманул твою жену и из-за этого были вы изгнаны от вашей радости и роскоши, поскольку я также был изгнан из славы моей.
XVII
1. Когда Адам услышал, что дьявол сказал, он взмолился и плакал и сказал: «O Бог мой, моя жизнь находится в руках твоих. Уведи этого искусителя, далекого от меня, посколько он здесь чтобы уничтожить мою душу, и забрать у
2,3 меня славу, которую он сам потерял». И в тот же миг дьявол исчез. Но Адам продолжил свое покояние, и стоял в течение сорока дней (до конца) в воде Иордана.
XVIII
1. И Ева сказала Адаму: «Живой ли ты, мой господин, жизнь свою я отдаю в руки твои, так как ты не искусился ни первый ни второй раз, а я допустила ошибку и не сдержала заповедь Бога; и теперь выгони меня из жизни своей, и я уйду к закату,
2. и там буду пока не умру». И она ушла в западую часть и носила траур
3. и плакла горько и стонала громко. И там она сделала себе шатер, а в это время имела в чреве своем потомство трехмесячное.
XIX
1. И когда час рожать приблизился, ее начали беспокоить боли, и она
2. звала громко Бога и сказала: «Пожалей меня, O Боже, помоги мне». И не слышал Бог и
3 милосердия своего неспослал. И она сказала себе: «Кто скажет Адаму, мой господин? Я прошу Вас светила небесные, когда вернётесь на восток, передайте послание мое, моему господину».
XX
1. И в тот же час, Адам сказал: «Ева в беде и это чувствую я. Возможно, еще раз борется со змем».
2. И он пошел и нашел ее чуть живую. И Ева сказала: «С мгновения когда я увидела что это ты, мой господин, моя печальная душа возрадовалась. И теперь упроси Бога о моей защите для
3. освобождения меня от ужастных болей». И Адам просил Бога за Еву.
XXI
1. И увидел это Бог, и прибыли двенадцать ангелов и две силы , и стояли справа и слева
2. то Евы; и Михаил стоял справа; и он провел рукой от лица к груди и сказал Еве: «Блаженна ты, Ева, принести потомство Адаму. Так как его молитвы и просьбы имеют большую силу, и я послан, что бы помочь тебе. Идите теперь, и
3. готовтесь, чтобы свидетельствовать». И родила она сына, и был он полон сил; и сразу малыш пошел и сорвал цветок руками своими, и дал его матери, и его именем прозвали Каина.
XXII
1. И Адам нес Еву и мальчика, и вел
2. их на Восток. И Бог дал архангелу Михаилу различные семена что бы передал их Адаму и показал, как работать на земле, что бы они давали плоды, которым они и все их поколения могли бы кормится.
3. После того Ева родила второго сына, имя которого было Авель; и Каин и Авель всегда были вместе.
4. И Ева сказала Адаму: «Мой господин, когда я спала, я видела сон, и это была кровь нашего сына Авеля, который не может говорить , на руках Каина. Поэтому я горюю».
5. И Адам сказал, «Если Каин убил Авеля, в твоем сне, давай разделим их друг от друга, и давай сделаем для каждого из них отдельную обитель».
XXIII
1 И они сделали Каина земледельцем, (но) Авеля они сделали пастырем; чтобы таким образом они были разделены.
2. И когда Каин убил Авеля, Адаму было сто двадцать лет. И было Адаму сто тридцать лет. И после того Адам познал жену свою и родила она сына и назвали его именем Сиф.
XXIV
1. И Адам сказал Еве, «Смотри, я родил сына, вместо Авеля, которого Каин убил».
2. И после того, как Адам родил Софа, он жил восемьсот лет и родил тридцать сыновей и тридцать дочерей; и всех детей было шестдесят три. И они были увеличены по земле в их народах.
XXV
1. И Адам сказал Сифу, «Слушай, мой сын Сиф, что я могу поведать тебе, что слышал я когда
2. был с твоей матерью, и перед изгнанием из рая, когда мы молились
3. прибыл ко мне Михаил архангел, посланник Божий. И я видел колесницу подобную ветру, и ее колеса были пламенные, и меня забрали в Рай, и я видел, что Бог сидит, и из его лица исходил огонь, который не жог. И много тысяч ангелов стояли у той колесницы.
XXVI
1. Когда я видел это, то застыл на месте, и ужас окутал меня, и я пал лицом на землю
2. перед видом Бога. И Бог сказал мне, «Смотри, как ты грешил против заповеди Бога, поскольку слушал скорее глас жены своей, которую я дал тебе по твоему желанию и для твоей поддержки. И все же ты ослушался и обходил Мои слова».
XXVII
1. И когда я слышал эти слова Божье, я упал лицом на землю и поклонился Богу и сказал, «Мой Господь, Всемогущий и милосердный Бог, Святой и Праведный, позволь помнить Твое величие и сохранить мою душу, поскольку я сам умираю и мое
2. дыхание выходит из уст моих. Не оставляй меня, того, которого ты воистину сотворил из глины земли. Не изганяй из Своей добродетели того, которого Ты кормил».
3 И мои слова услышал Бог, и сказал мне, «Так как дни твои сочтены, и ты был создан с любовью к познанию; то будут избранные от семени твоего что бы служить Мне».
XXVIII
1 И когда я слышал эти слова. Я бросился на земле и поклонялся Богу и сказал, «Ты вечный и всевышний Бог; и все создания воздают тебе честь и похвалу.
2 Ты истинный Свет, мерцающий сначала, жизнь живая, бесконечная могущественная Сила. Тебе духовные силы отдают честь и похвалу. Ты подаеш роду человеческому изобилие Своего милосердия».
3 После того, как поклонялся я Богу, тот час архангел Михаил взял меня за руку и
4 вынес из рая от Божей обители. И Михаил провел рукой и коснулся вод, которые были вокруг рая, и они заморозились.
XXIX
1 И я пошел поперек, и Михаил архангел пошел со мной, и он вел меня назад к
2 месту откуда он взял меня. Слушай же сын мой Сиф, остальные тайны , который были показаны мне, когда я съел из дерева
3 познания, и знал и чувствовал то, что произойдет в этом мире; сделать
4 со Своими созданиями, родом человеческим. Бог явится в пламени огня и из уст Его величия Он даст заповеди, и уставы , и люди освятят Его и храм Его величия.
5 И Он покажет им изумительное место Его величия. И затем они будут строить дом Богу, их Богу на земле, которого себе придумают, и так они будут грешить, уставы и святилище Его будут сожжены, и земля их будет покинута и они
6 будут рассеяны; потому что они разожгли гнев Божий. И еще раз Он заставит их возвратится из рассеяных; и снова они будут строить храм;
7 и новые храмы будут возвеличены больше чем старые. И еще раз беззаконие превысит праведность. И после того Бог придет к роду человеческому на землю ; и праведность начнет сиять. И закон будут соблюдать, и их враги не будут больше способны изводить людей, которые верят в Бога; и Бог призовет к Себе верных людей, которым Он дарует житие вечное, а нечестивые будут наказаны
8 Богом, и те которые отказались любить Его закон. Небо и земля, ночи и дни, и все создания должны повиноваться Ему, и не должны переступать Его заповедь. Люди не должны изменять их
9 и не смогут изменить закон Божий. Поэтому Бог отразит от Себя, беззаконных, а праведный должен сиять подобно солнцу, в виде Бога. И
10 в то время, будут люди очищенными водой от их грехов. Но те, кто не желает быть очищенным водой, должен быть осужден. И счастливый будет человек когда его душа придет на осуждение великого Бога и будет замеченой среди добрых людей и их дел, на праведном суде Божьим».
XXX
1 После того, как Адаму исполнилось девятьсот тридцать лет, он почувствовал, что его дни подходят к концу, он сказал: «Пускай все мои сыновь прийдут ко мне, что бы я смог их благословить прежде, чем я умру, я поговорю с ними».
2 И были они собраны возле него, в храме, который они использовали
3, чтобы поклоняться Богу. И спросили они его: «Что тебя беспокоит, Отец, зачем ты собрал нас, и почему ты лежиш
4 на своей кровати?» Тогда Адам ответил и сказал: «Сыновья мои, я болен и боли мучают меня». И все его сыновья сказали ему: «Что у тебя болит, отец, и какая у тебя болезнь?»
XXXI
1 Тогда сказал сие его сын Сиф: «O мой, отец, возможно, тебе нужен плод из рая, который ты съел и после этого жил в печали? Скажи мне, и я пойду к самым близким райским вратам и посыплю свою голову пылью, и упаду на землю перед райскими вратами и буду плакать и просить Бога; возможно, он выслушает меня и пошлет своего ангела, чтобы принес мне плод, который ты очень хотел».
2 Адама ответил и сказал: «Нет, мой сын, я не протяну долго, и я чувствую слабость и большую
3 боль в моем теле». Сиф ответил, «Что такое боль, отец? Я незнаю; не скрывай это от нас, и расскажи нам об этом».
И Адам ответил и сказал: «Слушайте меня, мои сыновья. Когда Бог создал нас, меня и вашу мать, и поселил нас в раю и дал нам каждое дерево, плодоносящее, чтобы есть, но запретил нам только плоды дерева познания добра и зла, которое росло посреди рая;
2 и сказал: «Не еште из него», и Бог дал часть рая мне и часть вашей матери: деревья восточной части и севера он дал мне, и вашей матери он дал часть юга и западной части.
XXXIII
1 И кроме того Бог дал нам двух ангелов
2, чтобы охраняли нас. Когда пришел час взошли ангелы, чтобы поклоняться образу Бога; и в этот час искуситель нашел возможность, в то время как ангелы отсутствовали, дьявол увел вашу мать, чтобы она съела из
3 запретного дерева. И она действительно съела и дала мне.
XXIV
1 И тут Бог разгневался на нас, и сказал мне: «Так вы нарушили мою заповедь и не послушали моих слов, которыми я запретил вам; смотрите, я придам ваше тело семидесяти ударам; и будете вы болеть, и боль будет терзать Вас и каждую частицу вашего тела, начиная с головы, глаз и ушей, вниз на ваши пальцы, ноги, и на каждую
2 отдельную частицу вашего тела. И назначил такое наказание нам Бог. Все это послал Бог мне и всему роду человеческому».
XXXV
1 Так сказал Адам его сыновьям, и был скорчен сильными болями, и он взмолился громким гласом, «Что же мне делать? Очень плохо мне. И боль жестокая меня пронимает». И когда Ева видела его плач, она также начала плакать, и сказала: «O мой Бог, передай мне его боль, поскольку это я согрешила».
3 И Ева сказала Адаму: «Мой господин, дай мне часть своей боли, поскольку терпишь ты это через мой грех».
XXXV
1 И Адам сказал Еве: «Подымись и иди с моим сыном Сифом в сторону рая, и посыпте главы свои пылью и упадите на землю лицом и плачте при виде
2 Бога. Возможно Он выслушает вас, и пошлет Его ангела к дереву Своего милосердия, и откуда изойдет елей жизни, и даст вам каплю этого елея, помазать меня, что бы боль, которая меня мучает, покинула меня».
Тогда Сиф и его мать ушли к райским вратам. И в то время как они шли, к ним внезапно прибыл зверь
2 и напал на Сифа. И как только Ева увидела это, она заплакала и сказала: «Несчастная я женщина. Я проклята с тех пор как, не сдержала заповеди Божьей».
3 И Ева сказала змее громким глосом: «Проклятый зверь, как это ты не боишся выставлять себя против образа Бога, ведь это погибель для тебя?»
XXXVIII
1 Зверь ответил человеческим языком: «Не против ли тебя, Ева, моя злоба направлена? Разве не ты объект моей ярости?
2 Разве не ты, Ева, рассказала Богу, что это я подговорил тебя сесть запретный плод? Но теперь если я проучу тебя, ты не сможеш рассказать об этом».
XXXIX
1 Тогда сказал Сиф зверю: «Бог поклял тебя. Умолкни, оглохни, закрой уста свои, проклини врага Истины, страшного разрушителя. Прочь от образа Бога до дня, когда Бог будет судить тебя, и приведет к ответу». И зверь сказал Сифу: «Место это я оставляюю при виде образа Бога, поскольку так ты сказал». И тот час он оставил Сифа, раненного его зубами.
XL
1. Но Сиф и его мать шли дальше к раю за елеем милосердия, чтобы помазать больного Адама: и они достигли райских врат, и взяли пыль от земли и посыпали свои головы, и поклонились и пали лицом к земле и начали просить и
2 громко рыдать, молить Бога, чтобы пожалел Адама в его болях и послал Своего ангела, чтобы он дал им елей от «дерева Его милосердия».
XLI
1. Но когда они просили и умоляли в течение многих часов, узрел их ангел Михаил и явился
2 к ним и сказал: «Я послан Вам от Бога чтобы говорить с
3 родом человеческим – и я говорю, что ты, Сиф, человек Божий, не плачь, не просит и не упрашивай елея дерева милосердия, чтобы помазать твоего отца Адама что бы издавить его от болей».
XLII
1. «Поскольку я говорю тебе, что никак не сможеш ты получить елей и не сможеш вернуть отцу ушедшие дни».
2
XLIII
1. «Но говорю тебе, Сиф, идит к своему отцу Адаму, так как время его жизни прошло. Через шесть дней его душа должна уйти из тела и когда это произойдет ты должен увидеть большие чудеса на небе и на земле и
2 на небесных светилах. С этими словами Михаил тотчас отступил от Сифа.
3 И Ева и Сиф возложили ароматные травы, то есть нард и шафран и аир и корицу.
XLIV
1 И когда Сиф и его мать достигли Адама, они сказали ему, как зверь
2 напал на Сиф. И Адам сказал Еве: «Что же мы наделали? Большую чуму накликали на нас, согрешение и грех на все наши поколения: и о том что мы сделали будут говорить
3 дети наши после моей смерти, «, и когда Ева услышала эти слова, она начала плакать и рыдать.
XLV
1 И так, как архангел Михаил
2 сказал, по прошествии шести дней настал смертный час Адама. Когда Адам почувствовал, что час его смерти уже близок, он сказал всем своим сыновьям: «Смотрите, мне девятьсот тридцать лет, и если я умру,
3 похороните меня к восходу от моей обители». И после этого, когда он закончил всю свою беседу, он испустил дух. Тогда произошло затмение солна и луны
XLVI
1 и звезд в течение семи дней, и Сиф был в трауре и стоял у изголовья отца своего, и Ева стояла с опущеными руками и покрытой головой, и все дети Адама плакали горько. И увидели они как явился
2 Михаил ангел и стал у головы Адама и сказал Сифу: «Подними тело своего
3 отца и иди за мной к престолу, что бы увидеть как Бог примет его, посколько Адам Его создание и Бог пожалел его».
И все ангелы вотрубили в трубы, и кричали:
XLVII
1 «Блаженный Бог, который пожалал свое создание».
XLVIII
1 Тогда Сиф увидел протянутую руку Божью, которая взяла Адама, и передала его
2 Михаилу, говоря: «Пускай он находится под твоей опекой до судного дня, до истечения лет, когда я обращу его горе в радость.
3 Тогда будет он сидеть на троне его, со всем своим наследием».
4 И Бог сказал ангелам Михаилу и Уриилу: «Принесите мне три льняных одежды, и накройте ими Адама и другой льняной одеждой Авеля его сына и похороните Адама и Авеля его сына».
5 И все Силы и ангелы оттдали почести Адаму прежде, чем Адама мертвого
6 освятили. И ангелы Михаил и Уриил захоронили Адама и Авеля в частях Рая, перед глазами Сифа и его матери
7 , и Михаил и Уриил сказали: «Так, как вы видели, также хороните мертвых своих».
XLIX
1. Спустя шесть дней после смерти Адама; и Ева предчувствуя, что и она умрет, собрала всех ее сыновей
2. и дочерей, Сифа с тридцатью братьями и тридцатью сестрами, и Ева сказала всем, «Слышай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
3. Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род.
L
1. Но слушайте меня, дети мои. Сделайте себе скрижалии из камня, а другие из глины и напишите
2 на них историю всей моей жизни и вашего отца, что вы слышали от нас и видели. Если водой Бог осудит род человеческий, скрижалии из глины будут распущены, а скрижалии из камня останутся; но если огнем, то скрижалии из камня будут разбиты, а и скрижалии из глины будут только обосжены»
3, когда Ева сказала все это ее детям, она протянула руки свои к небу в молитве, и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *