Кого воспитал аристотель

Весомый вклад в развитие этики внес Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.). Он дал имя этой науке, обобщил этические взгляды предшественников в систематическую теорию морали, сформулировал основные проблемы этики, классифицировал этические понятия.

Этика, согласно Аристотелю, — это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой — научить человека, как стать добродетельным (и счастливым).

Аристотель разделял добродетели человека на два больших класса: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Истинно нравственное поведение — когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).

Этическое учение Аристотеля разделяется на три части: учение о высшем благе, учение о добродетелях вообще и учение об отдельных добродетелях.

Учение Аристотеля о высшем благе создает образ человека, стремящегося сознательно подчинить свою жизнь некой высшей цели.

Высшее благо в этике Аристотеля характеризуется тремя признаками, которые одновременно являются исходными чертами моральной личности: 1) высшее благо это не некое абстрактное совершенство; 2) благо есть вершина, конечная цель человеческой деятельности. Высшее благо потому и есть высшее, что оно подчиняет себе, внутреннее организует, придает единство всем прочим целям; 3) высшее благо тождественно счастью, блаженству. Блаженство (высшее благо) — одно из важнейших понятий этики Аристотеля. Блаженство — это не основной принцип нравственной деятельности, а ее исходный пункт и общая перспектива, указывающая на то, что эта деятельность стремиться к совершенству.

В учении о добродетелях Аристотель существенно углубил представления о морально совершенной, добродетельной личности. Специфический признак и назначение человека состоит, согласно Аристотелю, в разумной деятельности. Но разум человека дан в единстве с неразумной частью. Этические (нравственные) добродетели возникают на стыке разума и аффектов.

«Добродетель есть то, что делает человека способным к совершенной деятельности по отношению к наслаждениям и страданиям, порочность же — противоположное «.

Аристотель прежде всего утверждал, что добродетели — приобретенные свойства души. Знание добродетели вообще мало влияет на реальное поведение.

Аристотель определяет добродетель как некую середину. Есть так бы три душевных состояния. Два из них порочны — одно в силу избытка, другое в силу недостатка. И только третье есть состояние добродетели. Например, мужество есть середина страха и отважности. Но середина — это не средняя арифметическая. У каждого действия есть своя середина. Если действие совершается вовремя, при соответствующих обстоятельствах, направлено на лиц, которые заслуживают подобные действия, возникло из причин и существует в подобающей форме, то оно соответствует середине. Более того, добродетель, согласно Аристотелю, состоит в субъективной середине, т.е. середину нельзя определить безотносительно к субъекту.

Следующая характеристика этических добродетелей состоит в том, что они носят добровольно-намеренный характер. Действия моральной личности делятся на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действия — их принцип находит вне действующего лица и которые совершаются помимо его воли. Произвольными являются действия, принцип которых находится в действующем лице. Аристотель как бы связывает нравственно-добровольный характер действий со свободой действий (переход желания в действие) и свободой выбора (взвешивание и выбор между взаимосталкивающимися желаниями).

Аристотель приходит к выводу, что справедливыми являются только действия совершаемые справедливым человеком. Добродетельными или порочными могут быть конкретные люди, но не поступки сами по себе.

В заключительной части своей этической системы Аристотель рассматривает отдельные добродетели: мужество, умеренность, великодушие, справедливость, дружбу, конкретизируя общее определение добродетельной личности.

Биография

Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона, по прошествии времени вступивший с ним в полемику, основатель перипатетической школы, наставник Александра Македонского. Его вклад в науку неоценим. На протяжении более 2 тысячелетий ученые-философы пользуются созданным им понятийным аппаратом, его идеи легли в основу естественных наук. Наследие Аристотеля насчитывает около 50 книг, дошедших до нас благодаря стараниям его учеников и последователей.

Детство и юность

Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.

Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».

Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана

В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.

Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Философское учение

Аристотель разделил науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по словам философа, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику.

Аристотель и Александр Македонский / Ancient Pages

Центральным стержнем учения Аристотеля считаются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние.

Мыслитель стал основоположником иерархической системы категорий. Их он выделял 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека.

С идей Аристотеля начали складываться основополагающие концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемых материальными объектами при взаимодействии.

Аристотель с бюстом Гомера. Художник Рембрандт / Metropolitan Museum of Art

На протяжении нескольких последующих веков оставались актуальными типы государственных устройств, которые описал Аристотель. Образ идеального государства философ представил в сочинении «Политика». Согласно теории мыслителя человек реализуется в обществе, так как живет не только для себя одного.

С другими индивидуумами его связывают кровные, дружественные и другие узы. Цель гражданского общества – не столько экономическое процветание и нажива отдельных лиц, сколько всеобщее благо, «эвдемонизм». Оно возможно только благодаря упорядочению жизни гражданским правом и нравственными законами.

Он выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага, он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным, преследующим частные цели правителя, относил тиранию, олигархию и демократию.

Философ Аристотель. Художник Паоло Веронезе / Biblioteca Nazionale Marciana

Измышления философа коснулись и сферы искусства. Свой взгляд на развитие театрального жанра драмы мыслитель описал в сочинении «Поэтика». До наших дней дошла только первая часть этого труда, вторая, предположительно, содержала сведения о строении древнегреческой комедии. Размышляя о театре и об искусстве в целом, Аристотель выдвигает идею существования феномена подражания, которое свойственно человеку и доставляет ему удовольствие.

Еще одно фундаментальное сочинение философа носит название «О душе». В трактате Аристотель раскрывает ряд метафизических вопросов, связанных с жизнью души любого существа, определяя разницу существования человека, животного и растения. Также здесь философ описывает 5 чувств (осязание, обоняние, слух, вкус и зрение) и 3 способности души (к росту, ощущению и размышлению).

Кроме этого, Аристотель успел изучить и поразмышлять обо всех доступных в его время науках. Он оставил труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэзии и риторике. Собрание трудов великого философа называется «Аристотелев корпус».

Личная жизнь

О характере ученого можно судить по некоторым воспоминаниям его современников. По словам преданных последователей Платона, Аристотель не сдерживал эмоций, когда дело касалось философских споров. Однажды мыслитель даже повздорил с наставником так сильно, что Платон стал избегать случайной встречи с учеником.

Аристотель. Художник Хосе де Рибера / Indianapolis Museum of Art

О личной жизни мыслителя потомкам остались скудные сведения. Известно, что у Аристотеля было две жены и двое детей. В 347 году до н. э., в 37 лет, Аристотель женился на Пифиаде, приемной дочери близкого друга Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады родилась одна дочь Пифиада. После кончины первой супруги философ стал сожительствовать со служанкой Герпеллидой, которая подарила ему наследника – мальчика Никомаха.

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Произнесенная им фраза «хочу избавить афинян от нового преступления против философии» стала знаменитой цитатой.

Памятник Аристотелю в Миезе / Carole Raddato, Википедия

Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Через 2 месяца после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая в последнее время мучила его.

После смерти наставника его школу «Ликей» возглавил преданный ученик Теофраст, который развил учение Аристотеля о ботанике, музыке, истории философии. Он позаботился и о сохранении трудов мыслителя.

Философские труды

  • «Категории»
  • «Физика»
  • «О небе»
  • «О частях животных»
  • «О душе»
  • «Метафизика»
  • «Никомахова этика»
  • «Политика»
  • «Поэтика»

Цитаты

Благодарность быстро стареет. Платон – друг, но истина дороже. Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. Ясность – главное достоинство речи.

Аристо́тель

(Aristotélçs)

(384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской (См. Академия Платоновская). В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу (См. Перипатетическая школа)). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.

А. охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») А. подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное —то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее — то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, А. принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) — то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога. Бог А. — «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение А. о «форме» есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях «… объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 255). Движение, по А., есть переход чего-либо из возможности в действительность. А. различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное — увеличение и уменьшение; перемещение — пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По А., всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по А., является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах А. различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по А., последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки А. видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категория, Силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное А. в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма А. понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для А. оказалось необходимым указать все высшие роды — Категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология А. при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии А. сохранялось вплоть до Коперника. А. руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского (См. Евдокс Книдский), но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого — совершеннейшего элемента — эфира.

В области биологии одна из заслуг А. — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе А. видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах А., служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую А. назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) А. различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике А. выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом А. является бог — совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой А. понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость — середина между скупостью и расточительностью.

Искусство А. рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил А. — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с Реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах Эпоса и драмы (См. Драма).

А. различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это — монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм А. считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, А. был противником больших государственных образований. Теория государства А. опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение А., которого Маркс назвал вершиной древнегреческой философии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 27), оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.

В. Ф. Асмус.

На основе своей этической и психологической концепции А. развил теорию воспитания «свободнорождённых граждан» (см. Греция Древняя). Трём видам души, по А., соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной (волевой). Природные задатки, навыки и разум — таковы, по А., движущие силы развития, на которые опирается воспитание. А. сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Своё экономическое учение А. основывал на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. А. установил 2 вида богатства: как совокупность потребит. стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства А. считал производство — земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производств. деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства А. называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. А. делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой А. понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике А. относился отрицательно.

Противопоставление экономии и хрематистики привело А. к анализу внутренней природы товара и обмена. А. первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара. Он пытался анализировать меновую стоимость, но, не понимая роли труда в создании стоимости товара, утверждал, что только деньги делают сравнимыми различные товары. К. Маркс писал: «Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 70).

Маркс отмечал также, что А. прекрасно объяснил, как из меновой торговли между различными общинами возникает необходимость придать характер денег специфическому товару, имеющему стоимость (см. там же, т. 13, с. 100, прим. 3). Но исторической необходимости денег А. не понимал и считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. А. рассматривал деньги в функции средства обращения, мерила стоимости, функции сокровища.

Соч.: Aristotelis opera. Ed. Academia regia borussica, v. 1—5, В., 1831.— 70.

Библ.: Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophic, Bd 1, Fr./M., 1964.

Аристотель.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Аристотель — • Aristoteles, Ἄριστοτέλης знаменитый основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, родился в Стагире (отсюда о Σταγιρίτης, Стагирит) на македонском полуострове Халкидик у Стримонского залива в 384 г. до Р. X. Словарь классических древностей
  2. Аристотель — (384—322 до н.э.), древнегреческий философ, учёный-энциклопедист. В области биологии систематизировал значительный естественно-научный материал, собранный его предшественниками, критически оценил его и сам провёл ряд глубоких наблюдений. Биология. Современная энциклопедия
  3. Аристотель — (‘Aristotelns) (384 до н. э., Стагир, п-ов Халкидика — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — др.-греч. философ, естествоиспытатель, социолог, психолог, эстетик, муз. теоретик. Оказал влияние на развитие муз. теории и эстетики в странах Европы и Востока. Музыкальная энциклопедия
  4. Аристотель — АРИСТОТЕЛЬ (’Αριστοτελες, 384–322 до христ. эры) — греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. Р в Стагире близ Афона. С 18 лет учился в Афинах, в Академии Платона (см. Литературная энциклопедия
  5. АРИСТОТЕЛЬ — (Aрistotelns) (384-322 до н. э.) — др.-греч. философ и ученый, «…величайший мыслитель древности» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 414). Родился в городе Стагире, греческой колонии во Фракии. 17 лет… Советская историческая энциклопедия
  6. АРИСТОТЕЛЬ — (384-322 до н. э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе… Большой психологический словарь
  7. аристотель — сущ., кол-во синонимов: 1 философ 63 Словарь синонимов русского языка
  8. Аристотель — Один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы; род. 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Родился в Стагире, во Фракии. В 367 до н.э. переехал в Афины и стал учеником Платона. В 335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем. Новейший философский словарь
  10. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (Ἀριστοτέλης) из Стагиры (384, Стагир, восточное побережье п-ова Халкидика – октябрь 322 до н.э., Халкида, о. Эвбея) – греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель Перипатетической школы. Новая философская энциклопедия
  11. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), греческий философ и энциклопедист. Разработал представление о Вселенной на основе четырех «стихий» (земля, воздух, вода, огонь) и системы концентрических сфер, предложенной Евдоксием Книдским… Научно-технический словарь
  12. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) — древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Большой энциклопедический словарь

УДК 159.947.23

В. С. ЮГАИ

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Санкт-Петербург

ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ НА ПРОБЛЕМУ СВОБОДЫ ВОЛИ

В статье анализируются взгляды Аристотеля на проблему свободы воли. Эти взгляды могут быть проинтерпретированы как либертарианская теория агента-причины. Подобная интерпретация основывается на понятии случая или самопроизвольности как пятой причины существования вещей, а также на определении произвольных поступков в философии Аристотеля. Если к четырем причинам существования вещей (материальная, формальная, движущая и целевая) добавить случай или самопроизвольность, то можно рассматривать учение Аристотеля как аргумент в защиту индетерминизма. Аристотель выделял три вида поступков: непроизвольные, смешанные и произвольные — последние определялись им как такие поступки, при которых главную роль играет мотив, т.е. нечто внутри человека, что свидетельствует о видении причин поступков агентов в них самих, что соответствует принципам теории агента-причины. В статье также рассматривается влияние взглядов Аристотеля на развитие либертарианства в спорах о свободе воли на примере разделения каузальных отношений на транзиентные и имманентные, предложенного Р. Чизолмом, и сформулированного Р. Кейном принципа первичной ответственности.

Ключевые слова: Аристотель, проблема свободы воли, либертарианство, индетерминизм, теория агента-причины.

Становление философии Нового времени во многом заключалось в преодолении и критике философии Аристотеля . Однако начиная с XX века к наследию Аристотеля начинают все чаще обращаться в самых разных областях философии: этике , метафизике , философии сознания и др. В нашем исследовании мы постараемся показать, что взгляды Аристотеля на свободу воли могут быть истолкованы как современная теория агента-причины (agent-causal) — разновидность либертарианской теории свободы воли. Существующие между взглядами Аристотеля и либертарианства параллели отсылают нас к дебатам по проблеме свободы воли — одной из тех проблем, которая интересует как профессиональных философов, так и людей достаточно далеких от философии.

Базовыми понятиями, которые будут использоваться в нашем исследовании, являются детерминизм, индетерминизм, либертарианство, ком-патибилизм и инкомпатибилизм. Детерминизм — теория о том, что все в мире предопределено либо законами природы, либо социальными факторами, либо решением богов. Если детерминизм верен, то при одном прошлом возможен только один вариант будущего. Индетерминизм — позиция, согласно которой все происходящие события имеют вероятностный характер, а значит, возможны несколько различных вариантов будущего. Одна из теорий свободы воли, совместимых с положениями индетерминизма, называется либертарианством. Её сторонники отрицают детерминизм и утверждают, что свобода воли существует. Согласно

компатибилизму детерминизм и свобода воли совместимы, соответственно, инкомпатибилизм утверждает обратное, свобода воли и детерминизм — взаимоисключающие понятия.

Традиционная проблема свободы воли возникла ещё в античные времена и выражалась в конфликте между свободой и одной из форм детерминизма. В древних мифах и легендах прослеживается ком-патибилистский взгляд на свободу воли: устройство мира полностью объяснялось с помощью ряда всемогущих богов, которые могли предвидеть будущее, однако главные герои этих мифов самостоятельно принимали решения и несли ответственность за свои поступки. Однако античные авторы старались не поднимать вопрос совместимости теологического детерминизма и свободы воли из-за страха разгневать богов. Сократ, Платон, пифагорейцы пытались решить данную проблему. Демокрит и его полулегендарный учитель Левкипп пытались доказать, что судьба человека не зависит от воли богов, как утверждали их предшественники и что ответственность за наши поступки лежит на нас самих, но, по иронии, принцип жесткого детерминизма, изобретенный Левкиппом, привел к развитию идей детерминизма .

Исследование учений древнегреческих философов о причинах бытия наводит на мысль о том, что взгляды Аристотеля по данной проблеме значительно отличаются от учений его предшественников. Его позиция относительно споров о свободе воли может быть истолкована как теория агента-причины. Теория агента-причины — это либертарианская

теория о том, что агенты могут сами создавать причины для своих действий, которые не предопределены прошлыми событиями или законами природы . Чтобы доказать уместность подобной интерпретации, далее будет предпринят анализ того, как соотносятся взгляды Аристотеля на причинность как таковую с его идеями относительно свободы воли.

В своей «Физике» Аристотель предлагает собственную теорию о причинах всего сущего. Существует четыре рода причин, которые соответственно называются материальной, формальной, движущей и целевой причиной . Например, материальной причиной статуи является мрамор, её сущность является формальной причиной, движущей причиной будет то, что мрамор обрабатывается резцом, а целевой — цель, для которой скульптор её создал. Таким образом, любое событие, согласно Аристотелю, предопределено рядом причин, и это скорее является аргументом «против» индетерминизма, чем аргументом «за». Однако позже он добавляет ещё один фактор, который вполне может претендовать на роль пятой причины: «В числе причин называют также случай и самопроизвольность, и, говорят, что многое и существует и возникает благодаря случаю и самопроизвольно» . Можно сделать вывод, что идея Аристотеля о случайных событиях выглядит новаторской на фоне его предшественников, которые отвергали случай как возможную причину всего происходящего или же просто умалчивали об этом, а также отнести данное учение Аристотеля к аргументам в пользу индетерминизма.

Теперь рассмотрим, что писал Аристотель по поводу совместимости детерминизма, свободы воли и ответственности агентов за свои поступки. Начало 3-й книги «Никомаховой этики» посвящено определению произвольных и непроизвольных поступков, а также проблеме сознательного выбора. Есть поступки произвольные, непроизвольные и смешанные. Согласно Аристотелю, при произвольных действиях главную роль играет мотив, то есть нечто внутри человека, а следовательно, произвольные действия зависят от нас самих, и люди должны нести ответственность за них.

Сторонники детерминизма могут возразить, что все поступки предопределены характером, за который агенты не ответственны, так как он формировался в детстве под влиянием различных общественных институтов, а также зависит от генетической наследственности, за которую невозможно нести ответственность, а значит, речь о моральной ответственности за данные поступки идти не может. В ответ на это Аристотель писал, что, действительно, некоторые черты характера являются врожденными, и это ограничивает свободу. Тем не менее люди способны исправлять свой характер. Если характер предопределяет поступки, а люди ответственны хотя бы за некоторые черты своего характера, то они несут моральную ответственность и за свои поступки. «Однако поступки и устои произвольны не в одном и том же смысле: поступки от начала и до конца в нашей власти, и мы знаем отдельные обстоятельства, а устои вначале, и постепенное их складывание происходит незаметно, как то бывает с болезнями. Но поскольку от нас зависит так или иначе распорядиться , постольку произвольны» .

Видение причин поступков агентов в них самих, а также убежденность в том, что люди должны нести ответственность за свои действия, как нельзя более точно характеризует Аристотеля как приверженца теории агента-причины.

Согласно принципам теории агента-причины, свободный агент может поступать по-разному исходя из одних и тех же предшествующих событий, обстоятельств, а также законов природы, так как агенты сами по себе являются причинами своих свободных поступков. Родерик Чизолм, известный защитник данной теории, выделяет два вида каузальных отношений между агентом и поступком — транзиентный (transeunt causation) и имманентный (immanent causation). Для объяснения разницы между этими двумя типами каузации Чизолм использует собственную трактовку отрывка из 8-й книги «Физики» Аристотеля. Привычная нам причинно-следственная связь между двумя событиями называется транзиентной, когда, например, камень был сдвинут движением палки, которое, в свою очередь, было вызвано движением руки, которое было вызвано сокращением мышц. Имманентная причинность же предполагает, что одно из событий, которое вызвало данное происшествие и которое предположительно связано с деятельностью мозга, было вызвано самим агентом, а не предшествующим событием. То есть сдвиг камня был вызван движением палки, которую сдвинула рука человека, которую привел в движение человек, но сам он не приводился в движение ничем другим .

Задача всякой либертарианской теории заключается не только в том, чтобы показать, как человек может совершать некоторые действия независимо от предшествующих состояний мира, но также и объяснить, почему он несет за них ответственность. Роберт Кейн, один из современных апологетов либертарианства, упоминает идею Аристотеля о том, что агенты ответственны даже за те свои поступки, причинами которых стали определенные черты характера, так как они ответственны за то, что именно эти черты были сформированы когда-то в прошлом . Это позволяет возлагать на человека первичную ответственность. Основная идея принципа первичной ответственности заключается в следующем: чтобы быть ответственным за свои поступки, агент должен быть ответственным за все, что является существенной причиной, поводом или мотивом этого поступка. Например, если определенное решение может быть значимо объяснено характером агента и его мотивами, тогда, чтобы быть первично ответственным за свое решение, агент должен быть частично ответственен за решения и действия, которые совершались агентом в прошлом и повлияли на формирование определенных черт характера и мотивов, которые присущи агенту в настоящем .

Но какую же роль играет принцип первичной ответственности в дебатах о свободе воли? Чтобы доказать, что свобода воли есть, и она несовместима с детерминизмом, либертарианцы используют два условия для свободы воли — принцип альтернативных возможностей (alternative possibilities — AP) и принцип первичной ответственности (ultimate responsibility — UR). Как пишет Кейн в своей работе «Free Will: The Elusive Ideal», хотя принцип альтернативных возможностей является необходимым условием, для инкомпатибилистской свободы нужна именно первичная ответственность для опровержения компатибилизма. Если вы считаете

AP необходимым условием для хоть каких-нибудь свободных действий, но принимаете UR, то интуитивно вы являетесь компатибилистом. Но если вы думаете, что свободные действия должны включать в себя AP и UR, то вы абсолютно точно являетесь инкомпатибилистом .

Мы помним, что среди прочих причин (материальная, формальная, движущая, целевая, случай), которые упоминаются Аристотелем в его трудах, можно выделить агента как первоисточника своих поступков. Если агент является причиной своих действий, следовательно, он свободен поступать согласно своей воле, а значит, он несет ответственность за свои поступки. Многие поступки могут объясняться определенными чертами характера агента, за который он, казалось бы, не ответственен. Однако, согласно Аристотелю, человек ответственен за свой характер, так как он ответственен за свои прошлые действия, которые повлияли на формирование именно таких качеств, а также сознательный человек может корректировать некоторые черты своего характера.

В статье Гэри Уотсона «Responsibility and the Limits of Evil: Variations on a Strawsonian Theme» можно обнаружить отличную иллюстрацию подобным «либертарианским» взглядам Аристотеля. Гэри Уотсон предлагает рассмотреть дело Роберта Харри-са, приговоренного к смертной казне за жестокое убийство двух подростков. Никто из родственников или друзей Харриса не был удивлен тем, как закончил свою жизнь Роберт. В 15 лет он был осужден за угон автомобиля, чуть позже дважды арестован за жестокое обращение с животными и обвинен в непредумышленном убийстве соседа. Младший брат Роберта Даниэль Харрис, который был с ним в день убийства мальчиков, рассказывал, как он пристрелил их, смеясь при этом, а потом спокойно съел ланч убитых. Даже сокамерники Харриса отзывались о нем как о крайне неприятном человеке. Но сестра Роберта Барбара рассказала, что в детстве он был чутким и нежным ребенком, который крайне трепетно относится к животным и очень любил свою мать. В их семье было пятеро детей, денег на жизнь не хватало, а мать Роберта, вечно уставшая от работы, ненавидела своего младшего ребенка и винила его во всех своих проблемах. Нелюбимый своей же матерью, Роберт не имел друзей: у него был дефект речи, и все его одноклассники издевались над ним . И сейчас кажется, что Харрис, родившийся в неблагополучной семье, выросший среди жестокости и ненависти, просто не мог прожить более достойную жизнь, и он не в полной мере виновен за свое преступление. Но Аристотель бы сказал, что Роберт Харрис виновен в убийстве и прочих преступлениях, так как первопричина его поступков он сам и на нём лежит первичная ответственность за содеянное, и во многих ситуациях у него была реальная возможность поступить иначе, чем он поступил. Даже если его поступки были связаны с трудным детством и пагубным влиянием родителей-алкоголиков, Роберт всё же мог отказаться от пути убийцы и самостоятельно воспитать в себе, например, доброту, склонность к которой у него была. Нет ничего удивительного в том, что Харрис получился таким, но его прошлое не обязывало его стать именно таким.

Таким образом, в нашем распоряжении есть все основания полагать, что именно Аристотель оказался одним из первых, кто сумел сформулировать

аргументы в пользу либертарианства. Аристотель был убежден, что решения включают в себя выбор между альтернативами, а у людей есть возможность поступать иначе (по крайней мере, есть возможность в том, чтобы совершать поступок или не совершать). Его учение, согласно которому решения зависят от самого человека, и легло в основу либертарианского принципа первоначальной ответственности. Разумеется, с момента обсуждения проблемы свободы воли Аристотелем философия не стояла на месте, и своё слово на эту тему сказали многие другие философы . Взгляды Аристотеля в рамках современных дискуссий могут быть интерпретированы по-разному, но основная цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы показать каким образом взгляды Аристотеля могут быть оправданно проинтерпретированы как либертарианская теория агента-причины. Если же в других исследованиях и утверждается, что взгляды Аристотеля по пробелеме свободы воли в своей основе являлись не либертарианскими, а компати-билисткими , то само по себе это будет говорить не об ошибочности предложенной нами интерпретации, но лишь о ещё одном возможном варианте интерпретации богатого наследия Аристотеля.

Библиографический список

1. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 992 с.

2. Anscombe G. E. M. Modern Moral Philosophy // Philosophy. 1958. Vol. 33, № 124. P. 1-19. DOI: 10.1017/S0031819100037943.

3. Макинтайр А. После добродетели. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 384 с.

4. Fine K. Aristotle on Matter // Mind. 1992. Vol. 101, № 401. P. 35-57. DOI: 10.1093/mind/101.401.35.

5. Nussbaum M. C. Aristotle’s De Motu Animalium. Princeton: Princeton University Press, 1978. 464 p.

6. Kane R. A Contemporary Introduction to Free Will. Oxford: Oxford University Press, 2005. 196 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Аристотель. Физика. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. С. 60-263.

9. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. -М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53-294.

10. Chisholm R. M. Human Freedom and the Self // Free Will / Ed. G. Watson. Oxford: Oxford University Press, 1982. P. 24-35.

11. Kane R. Free Will: The Elusive Ideal // Philosophical Studies. 1994. Vol. 75, № 1-2. P. 25-60. DOI: 10.1007/BF00989880.

13. Васильев В. В. В защиту классического компатибилиз-ма // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 64-76.

ЮГАЙ Виктория Сергеевна, студентка гр. БЭК 132

Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес для переписки: victoria.s.yugai@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *